Научная статья на тему 'Духовно-нравственные проблемы развития личности в современном российском обществе'

Духовно-нравственные проблемы развития личности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2228
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухина Елена Александровна

Дано концептуальное обоснование важности и необходимости воспитательного воздействия на личность; указанны пути духовно-нравственного формирования человека в условиях трансформации российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные проблемы развития личности в современном российском обществе»

УДК 101.1:316 ББК 60.55

М - 92

Мухина Елена Александровна, аспирантка Майкопского государственного технологического университета, тел (8 772)523003.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(рецензирована)

Дано концептуальное обоснование важности и необходимости воспитательного воздействия на личность; указанны пути духовно-нравственного формирования человека в условиях трансформации российского социума.

Ключевые слова: личность, ценности, нравственность, духовность.

Mukhina Elena Alexandrovna, a post- graduate student of Maikop State Technological University, tel. (8 772) 523003.

SPIRITUAL AND MORAL ISSUES OF PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

A conceptual justification of the importance and necessity of educational influence on personality has been given, the ways of spiritual and moral formation of man in the transformation of Russian society has been specified.

Keywords: personality, values, morality and spirituality.

Стремительные перемены, происходящие во всех сферах нашей жизни, внесли массу неведомых ранее проблем и противоречий. Особенно сложные, порой драматические процессы происходят в духовном пространстве России. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание наших людей, особенно молодёжи, сомнительных ценностей, в росте преступности и социальной апатии; все более настойчиво заявляет о себе проблема нравственной деградации личности. Подобная ситуация, по мнению современных ученых, в том числе и философов, создает угрозу социальной и духовной безопасности общества, порождает опасность антропологического кризиса.

Устранение тоталитарных социально-политических отношений в российском обществе, которые в недавнем прошлом имели решающее значение в жизнедеятельности трудящихся и вовлекали их в коллективный конформизм, само по себе недостаточно для того, чтобы граждане страны нашли себя и свое место в новой социокультурной динамике жизни. Как справедливо отмечает В. С. Барулин, «духовное начало не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления человеческой деятельностью, ее командная рубка» [1]. Следовательно, духовно-нравственные ценности как часть духовности определяют сознание людей и детерминируют их поведение и деятельность в социокультурном пространстве. Поэтому духовнонравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности. Это значит, что они проявляются как доминанта формирования личности и в условиях трансформирующегося российского общества.

Это проблема имеет актуальное значение как в теоретико-методологическом, так и практическом отношении. Сегодня, как верно замечает И. А. Бокачев, требуется более предметное понимание того, что «надо брать» в духовности и как ее реализовать в конкретных видах человеческой деятельности. Ответ здесь не может быть простым и однозначным. Очевидно одно: потребность в духовности стала фактом реальной жизни [2].

Особо следует сказать о предпосылках российской социокультурной ситуации сегодняшнего дня, которая в перспективе своей имеет тенденцию значительно ухудшаться, так как в силу вступают рыночные законы и возрастает потребность, по утверждению некоторых ученых, не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности, для которой характерна способность быть таковой, какой от нее

требует быть рынок. Характеризуя такую личность, Э. Фромм пишет, что рыночные личности «должны удовлетворять одному условию: они должны иметь спрос. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способности продаваться» [3]. Подобные взгляды и точки зрения не единичны. Согласно им, практически отвергается необходимость воспитания человека, духовного обновления личности.

В то же время духовно-нравственная ситуация в стране со всей очевидностью подтверждает: любые реформы могут быть успешными, если в центре их стоит человек как мера всех вещей, когда учитывается, что в условиях радикальных перемен одна из главных проблем для него - проблема личностного самоопределения и самореализации в процессе своей жизнедеятельности, где он по сути дела реализует свои сущностные силы, ориентируясь на то или иное общественное признание. А это уже вопросы формирования духовного мира личности, его мировоззренческих и ценностных ориентаций, в процессе чего представляется важным учитывать: человек выбирает из предлагаемого обществом с позиций своих возможностей и их реализации, «не результаты, а средства деятельности, не «вещи», а процессы, не стандарты, а пространство для приложения своих сил» [4].

Поэтому видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется исключительно важным в поисках выхода из сложившейся ситуации. Необходимо понять возможности общества влиять на человека, как-то менять «его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивая в нем иную систему приоритетов» [5].

На всех этапах развития человеческое общество видело свою задачу в том, чтобы возвышаться, преодолевать животные биологические узы, которые ограничивают и сковывают человека. Утверждать обратное означает, как говорил А. Мень, «работать на понижение», пренебрегать наличием в человеке его подлинной сущности, не давать возможности развиваться его истинному «Я». Если опираться на

психологическое, субъективное понимание духовности, то во всех случаях она дает человеку способность отделить себя от чего-то мелкого, частного, костного, и расширить свое существование до чего-то бесконечного. В. Франкл называл это самотрансценденцией, созиданием смысла жизни. Человек «больше чем животное», ибо он определен «принципом духа», противоположным биологической жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух, по мнению М. Шелера, «идеализирует жизнь», а жизнь «животворит дух». Видение духовного смысла, понимание смысла и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым и обязательным в поисках выхода из сложившейся ситуации.

Сегодня важно понять возможности общества влиять на человека, совершенствуя его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать в нем систему приоритетов и ценностей, соотносящихся с такими понятиями, как истина, добро, красота, вера, надежда, любовь. Важность и актуальность этих ценностей не может быть оспорена, именно они во все времена составляли высшее достояние человеческой культуры, определяли силу духа и воли человека, его самые сокровенные духовно-нравственные качества. Наряду с перечисленными сегодня следует утверждать в сознании молодежи и такие ценности, как идеал, долг, совесть, справедливость, милосердие, благотворительность. Именно они в большей степени отражают духовно-нравственную атмосферу общества в условиях его трансформации.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления молодёжи России. Т. А. Панкова пишет «Молодежь как совокупность развивающихся личностей - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе» [6].

Следует вновь вернуться к идее формирования духовного иммунитета молодежи. Безусловно, сегодня она выражается не в запрете или наложении табу на те или иные радио- и телепередачи, книги, журналы, газеты или встречи с «ненужными» людьми, а в формировании у человека невосприимчивости ко всему негативному, аморальному, низменному, т. е. ко всему тому, что можно объединить таким понятием, как «бездуховность». Способность эта во многом определяется духовной стойкостью и культурой, широтой кругозора, высокими личностными качествами, чувством социальной ответственности за здоровье нации, за её настоящее и будущее.

Литература:

1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала в социальнофилософской антропологии. - М.: Омега, 1994. С. 97.

2. Бокачев И. А. Духовность в контексте социально-философского анализа. - М., 2000. С. 50.

3. Фромм Э. Психология и этика. М., 2001.

4. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 2002. С. 150.

5. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле//Вопросы философии.1999. № 6.

6. Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.