УДК 124.5
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
М.П. Данилкова
Новосибирский государственный технический университет
danilkova@ngs .ги
В статье осуществляется анализ основных факторов, влияющих на формирование системы ценностей личности. Автор рассматривает духовную деятельность как важнейшую сторону человеческой деятельности, в результате которой, в конечном итоге, происходит становление нравственных идеалов и ценностей человека.
Ключевые слова: ценности, духовная активность, нравственные идеалы.
Всё возрастающий интерес к человеку на современном этапе вызывает необходимость решения проблем, связанных с формированием и проявлением его как личности. В этом плане особую важность и значимость представляют личностные ценности как доминаты деятельности человека, как движущая сила его сознания и поведения.
Анализ основных факторов, влияющих на формирование системы ценностей личности, предполагает ответы на вопросы: какова динамика индивидуальных ценностей и какое место в ней отводится духовным ценностям? Способны ли духовные ценности, как важнейшие регуляторы поведения личности, детерминировать человеческую деятельность в условиях радикальной трансформации современного российского общества?
Личностные ценности, как важнейшие элементы внутреннего мира человека, являются выразителем более стабильной, неизменной его составляющей, в отличие от потребностей, которые постоянно меняются в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта. Однако они отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта,
сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, усваемого индивидом. Личностные ценности также существуют в форме идеалов, т.е. моделей должного. При этом, в отличие от социальных ценностей, которые осознаются субъектом как внешние идеалы и могут не оказывать влияния на его деятельность, личностные ценности — это нормы, задающие ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного человека. По мнению отечественного мыслителя М.М. Бахтина, любая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. То, что значимо для общества, может быть для отдельного человека пустым звуком.
Каким образом происходит формирование системы ценностей личности и что составляет ее основу?
На ценностное восприятие или процесс формирования ценностей личности оказывают влияние такие факторы человеческого существования, как биологические, психические, социальные и т.п. Следует подчеркнуть, что ценности в известном смысле выражают способ существования лич-
ности, причем различные ценности имеют для личности и различное значение, т. е. образуют иерархию ценностей.
Совершенно очевидно, что иерархическая структура ценностей личности индивидуальна и специфична, она носит не только личностный характер, но и конкретно-исторический. Причем одни и те же предметы и явления для личности представляют неодинаковую значимость в зависимости от жизненных ситуаций, возраста и других обстоятельств. Например, глоток воды в пустыне более значим, чем золотая монета или любая другая материальная ценность.
Исследуя природу личностных ценностей, целесообразно выявить роль духовных ценностей в формировании ценностной системы человека.
Прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под понятием «духовность». В последнее время в философской литературе наметился явный интерес к данному феномену. Но поскольку понятие «духовность» так же многогранно и обширно, как, например, понятие «человек» или «культура», то это, естественно, вызывает не только трудность в интерпретации его сущности, но и порождает многообразие подходов и точек зрения на природу этого феномена.
Духовность можно интерпретировать с позиций этики, эстетики, религии, культуры и т. д. Однако в рамках данной статьи нет надобности, проводить полный историко-философский анализ, остановимся на том утверждении, что понятие «духовность» имеет специфический характер и должно быть понято изнутри, из его сущностной природы, и восходит в своей основе к понятию «дух». Достаточно вспомнить, что и в древних культурах, и в христианской философии термин «духовность» употребляется как возможность
или способность управлять поведением человека. Так, древнекитайские мыслители полагали, что именно дух управляет человеком, он есть «подлинный государь в нас», «... дух более ценен, чем тело, жизненная сила зависит от духа»1. И с этим трудно не согласиться. А русский философ Вл.С. Соловьев в работе «Философские начала цельного знания» утверждает, что «дух есть сущее как субъект воли и носитель блага»2. Приведенные трактовки позволяют прояснить одну из основных смысловых нагрузок понятия «духовность», которая состоит в возможности рассматривать духовность как важнейшую качественную составляющую внутреннего мира человека, как регулятор его «воли и разума» и, в конечном итоге, его жизнедеятельности. В настоящее время, в условиях современного духовно-нравственного кризиса, такой подход особенно актуален, поскольку как отмечает В.С. Барулин, «духовное начало не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления челове-
~ 3
ческой деятельностью» .
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что духовность — это есть базовая характеристика ценностного мира человека, способность личности управлять собой, своим поведением, действиями, а значит сознательно регулировать свою деятельность.
Учитывая многозначность рассматриваемого понятия, следует также принять во внимание, что духовность, несомненно,
1 Дао дэ цзин / Пер. и прим. Ян Хин Шуна. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. - С. 112.
2 Соловьев Вл.С. Философские начала цельного знания. Соч. — Т. 2. — С. 252.
3 Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала в социально философской антропологии. — М., 1994. — С. 97.
выступает и как результат осознания человеком себя и своего места в мире, что стимулирует и активизирует духовную жизнь личности. Духовная жизнь представляет собой непрерывный процесс сознательного преодоления своей ограниченности и высвобождения из-под власти природы, процесс совершенствования личности.
Духовность как способность человека к духовно-нравственной жизни присуща всем индивидам, однако эта способность может быть и не реализована, если личность не прикладывает к этому никаких усилий. Как утверждает М.К. Мамардашви-ли, духовность как специфическая характеристика человеческого бытия постоянно
4
«запрашивает» человеческие усилия.
Становление человеческого в человеке, «собственно духовного» — это процесс абсолютно индивидуальный и неповторимый, исходящий из самой личности, которая полностью ответственна за его «свершение». Так, например, М.М. Бахтин, подчеркивая ответственность самой личности за становление собственной «индивидуальности и уникальности», за «поступок» в бытии, утверждал, что такие ценности, как истина, добро, красота и пр — все это только возможности, которые могут стать действительностью только через поступок.
Итак, духовные ценности личности есть результат собственных усилий человека, самой личности в ее непрерывном и безграничном стремлении к самосовершенствованию своего внутреннего мира, своего «Я».
Духовные ценности оказывают решающее влияние на формирование ценностной системы личности, конструируют и
4 Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. —
1990. - № 10. - С. 11.
организуют его жизненный мир, определяют модели поведения, цели и задачи его поступков и действий. Если духовные ценности создаются в результате духовной деятельности личности, то духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникает определенное настроение личности, проявляющееся в виде мыслей и чувств, образов и идеалов. Духовные ценности личности как базовый стержень личностной системы ценностей, в конечном итоге, формируют мировоззрение человека, т. е. его отношение к миру, религиозные, научные, нравственные и другие воззрения. Последние находят воплощение в моральных принципах и нормах поведения. Все это доказывает важность и значение духовных ценностей как основы ценностного мира личности.
Какие ценности принять или выбрать, и какова мотивация такого выбора?
Основами мотивации ценностно-ориентационной деятельности выступают духовные потребности, под которыми следует понимать внутреннее стремление человека к духовному творчеству, созданию и потреблению духовных ценностей. Духовные потребности по своему содержанию носят объективный характер, так как они обусловлены объективной необходимостью духовного освоения природного и социального мира. С другой стороны, по своей форме потребности носят субъективный, личностный характер, так как они представляют собой проявление внутреннего мира человека, его индивидуального сознания и самосознания. Вместе с тем, духовные потребности имеют социальную направленность, которая определяется характером существующих общественных отношений (политических, религиозных, нравственных и др.), уровнем духовной культуры общества, социальными идеалами.
Поскольку понятие «ценность» выражает значимость тех или иных явлений материального и духовного мира, то возникает вопрос: значимость для чего? Ответ может звучать так: для человека, для его собственного самостояния, для осуществления его назначения, его собственно человеческой сущности. По мнению некоторых отечественных философов, в частности З.В. Фоминой, ценность есть условие человеческого существования, предмет его духовных устремлений. Это не просто потребность, как крайняя необходимость восполнить то, чего недостает, а осознанное, осмысленное, оценочное отношение к тому, что значимо и важно для человека. В силу этого, система ценностей личности не может быть сведена к системе потребностей, а выступает как выражение духовной сущности человека.
Иначе говоря, система ценностей личности не может и не должна отождествляться с системой потребностей, необходимых для биологического и материального выживания человека. Для человеческого бытия характерна фундаментальная потребность — потребность самоутверждения и самореализации: «Динамизм человеческой природы, насколько она человечна, изначально коренится скорее в потребности человека реализовать свои способности в отношении к миру, нежели в использовании мира как средства для удовлетворения физиологической необходимости. Человеческие побуждения, насколько они выше утилитарных, представляют собой выражение фундаментальной, специфической потребности: потребности соотноситься с другим человеком и с природой, утвердить себя в этой соотнесенности»5.
5 Фромм Э. Психоанализ и этика // Э. Фромм. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1998. — С. 363—364.
Мир материальных и духовных ценностей, как отдельного человека, так и целого народа, общества, чрезвычайно разнообразен и специфичен. Все богатство и многообразие предметов и явлений культуры выступает как важнейшее условие формирования разнообразных потребностей личности. Как уже отмечалось ранее, систему ценностей нельзя рассматривать как простую совокупность или набор потребностей. Система ценностей личности выступает как выражение направленности личности и является мощным фактором, побудительной силой социальной активности личности во всех социальных сферах: экономической, политической, культурной.
Формирование системы ценностей, равно как и их потребление, происходит под влиянием нескольких факторов. Например, ценность может быть навязана личности средствами массовой культуры, рекламой и т.д. В то же время, духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, то есть оно никем не направляется, в таком случае, ценность может быть выбрана творчески или сформирована самой личностью. И все же приобщение к духовным ценностям, хотя и носит самостоятельный и индивидуальный характер, но происходит это под влиянием всего уклада жизни данного общества.
Так, например, сегодня, когда формируется новая информационная цивилизация, процессы интеграции различных сфер человеческой деятельности приводят к кардинальным изменениям в системе взаимодействия человека и социума. Система индивидуальных ценностей не может оставаться в прежнем состоянии, что и обусловливает закономерность ее трансформации. Характер и направленность таких изменений и преобразований определяется не толь-
ко целями личности, но и возможностью, и способностью личности адаптироваться к современным условиям. На первый план выдвигаются такие личностные ценности, как свобода выбора, творческая активность и др. По мнению одного из крупнейших философов современности Э. Фромма, человек должен сделать этот выбор сам, и никто не может его «спасти»: «Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям»6.
Известно, что современное духовное состояние российского общества находится в ситуации радикальных перемен. Какие последствия это имеет для самой личности? Как «спасти» человека в настоящий момент? Может ли система ценностей личности сохранять устойчивость? Понятно, что в условиях экономического, политического, духовного кризиса происходит процесс переосмысления и переоценки ценностей. Существующая система социальных ценностей не может служить ориентиром поведения личности. Отсутствие прежних идеалов, которые еще вчера обеспечивали беспроблемное существование, лишает личность способности ориентироваться в современных условиях. Начинается демонтаж индивидуальной системы ценностей, в результате которого личность находится в состоянии глубокого духовного смятения. Например, сегодня личность стоит перед выбором между отказом от прежних морально-нравственных норм или приспо-
6 Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека: [пер с англ. и нем.] / Эрих Фромм. - М.: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - С. 579.
соблением к современным реалиям, в которых доминируют материальные ценности и цели. В условиях кардинального изменения социальной ситуации личность не может найти ценностно-нормативное соглашение, как с окружающей средой, так и с самим собой.
Сможет ли человек быть творцом самого себя и окружающего мира, сохранит ли он свою созидательность или превратится в «робота», бездуховную, обезличенную машину, или все-таки, осознав свою ситуацию, «способен к самым серьезным усилиям», покажет время. По мнению автора, трансформация системы ценностей личности должна осуществляться с помощью целенаправленного культивирования духовных ценностей, пронизывающих всю человеческую деятельность без исключения и являющихся важнейшим аспектом внутренней самоорганизации личности. В условиях резко меняющейся социально-культурной и духовной динамики общества духовно-нравственные перемены в ценностной системе самой личности не должны осуществляться без опоры на духовность, как глубинную составляющую внутреннего мира человека. Духовность, понимаемая как образ жизни, основанный на высших ценностях (уважении, творчестве, нравственности и др.), ориентирует личность на творческую атмосферу, обеспечивающую более высокий уровень ее реализации. Именно «духовность несет в себе освобождение, она несет в себе человечность», - утверждал Н.А. Бердяев, поэтому «... дух, свобода, личность имеют номинальное значение. Возможен прорыв духовности в социальную жизнь и все лучшее в социальной жиз-
7
ни исходит из этого источника».
7 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - С. 324.
Таким образом, исследование структуры и динамики системы ценностей на современном этапе выявляет ключевую роль духовных ценностей и все возрастающую потребность в духовности, как на уровне личности, так и на уровне социума, поскольку духовная жизнь личности и социума является показателем реального духовно-нравственного состояния общества.
Завершая рассмотрение личностных ценностей, необходимо еще раз отметить, что индивидуальные ценности — это отражение внутреннего мира человека во всем его богатстве и многообразии. Мир ценностей личности — сугубо индивидуален и специфичен, и это зависит от многих причин, таких как социальная среда, сфера деятельности, интересы, потребности, идеалы и другие. Важнейшим фактором, определяющим формирование ценностного мира личности, является духовная деятельность человека, его нравственные идеалы и ценности. Иначе говоря, система ценностей личности — это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера ду-
ховной деятельности человека, его нравственного сознания, тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Литература
Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала в социально философской антропологии. — М., 1994. — 397 с.
Бердяев НА. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. - 386 с.
Дао дэ цзин / Пер. и прим. Ян Хин Шуна. — СПб.: Издательская группа «Азбука- классика». — 2009. — 144 с.
Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 11—18.
Соловьев Вл.С. Философские начала цельного знания. Соч. — Т. 2. — С. 252.
Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека: пер с англ. и нем / Эрих Фромм. — М.: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 602 с.
Фромм Э. Психоанализ и этика // Эрих Фромм. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1998. — 568 с.