Научная статья на тему 'К вопросу о сущности феномена культуры личности'

К вопросу о сущности феномена культуры личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
498
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / MAN / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СУЩНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SOCIO-CULTURAL CHARACTERISTICS / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ОБРАЗОВАННОСТЬ / EDUCATION / ВОСПИТАННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / САМОКОРРЕКЦИЯ / SELF-CORRECTION / NATURE / TRAINING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Кирилл Робертович

В статье рассмотрены теоретические позиции понимания культуры личности. В триаде человек личность культура автор осуществляет поиск тех сущностей, которые фокусируются в понятии культура личности. Автор формулирует понятие сущности культуры личности в функциональнодеятельностном и содержательном планах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations to understanding the culture of personality are described in the article. In the triad: human being personality culture the author searches for those entities that are focused in the concept of personal culture. The author formulates the essence of the concept of cultural identity in the functional-pragmatic and structural facets.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности феномена культуры личности»

.....

I I I ■ M I I I I

126 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

К. Р. Ибрагимов

Академия гражданской защиты МЧС России

В статье рассмотрены теоретические позиции понимания культуры личности. В триаде человек -личность - культура автор осуществляет поиск тех сущностей, которые фокусируются в понятии культура личности. Автор формулирует понятие сущности культуры личности в функционально-деятельностном и содержательном планах.

Ключевые слова: человек, личность, индивид, культура, общество, сущность, социокультурные характеристики, творческая деятельность, образованность, воспитанность, гуманизм, духовность, нравственность, самокоррекция.

Theoretical foundations to understanding the culture of personality are described in the article. In the triad: human being - personality - culture the author searches for those entities that are focused in the concept of personal culture. The author formulates the essence of the concept of cultural identity in the functional-pragmatic and structural facets.

Key words: man, person, individual, culture, society, nature, socio-cultural characteristics, creative activity, education, training, humanism, spirituality, morality, self-correction.

Под сущностью принято понимать философскую категорию, характеризующую устойчивое инвариантное внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (11, с. 665). Отсюда вытекает необходимость использования системного подхода для раскрытия сущности культурного измерения личности. Вследствие того, что носителем личности выступает человек, включенный в систему общественных связей и отношений, - только через учет всех сущностных проявлений человеческой природы мы сможем выявить основания для анализа сущности собственно культуры личности.

В философском знании традиция познания человека берет свое начало со времен Античности и простирается до наших дней. За это время сформировалось много направлений философской антропологии.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 126-129

Так, в гносеологическом плане человек рассматривается как сознательное и бессознательное, «макро-» и «микро-» космическое существо. В онтологическом плане - как биологическое и социальное явление, как духовный и физический феномен. С функциональной точки зрения - как субъект потребляющий и созидающий, как профессионально-ролевая и бытовая данность. В аксиологическом смысле - как коллективистский или индивидуалистический тип, как гуманист или рациональный прагматик. Так же можно говорить о пребывании человека в трех специфических реалиях: в природном мире (мир натурфак-тов), в субъективно-внутреннем мире (мир образов, идей, представлений) и в мире культуры (мир артефактов, символов, знаков, смыслов).

Цели статьи и побуждают к анализу проблем природы и сущности человека как личности, где необходимо решение обобщенной

04_óáí6éy_é_éóéüóó6ü.p65 126 1 03.10.2011, 18:19

.....

I I I ■ М I I I

Теория и история культуры 127

задачи социокультурного плана, когда личность рассматривается одновременно в рамках первой и второй природы, то есть в системах натурфактов и артефактов, взятых вместе. А с другой стороны, необходимо учитывать наличие субъективно-внутреннего мира личности, который составляет «идеальную матрицу» человека.

Анализ литературы показывает, что существует несколько подходов к рассмотрению проблем человека и его бытия в обозначенных выше условиях, а именно в его социокультурной данности. Условно можно выделить два основных направления во всем многообразии сформировавшихся подходов: единичное, когда абсолютизировалась одна точка зрения на мир и происходящие в нем процессы; и плюралистическое, в котором предмет исследования один, а сущность его многомерна (6, с. 12-13).

Так, сторонниками первого подхода логично и последовательно объяснялась исключительность животной или духовной природы человека, где человек выступает как субъект познания, а мир признается объективным и независимым от субъекта со своими законами и силами.

Располюсование сторон отношения «субъект-объект» приводит к взаимоисключающим, противоречащим друг другу субстанциональным состояниям субъекта (сознание, дух) и объекта (бытие, материя). Во избежание противопоставления одну из них приходится объявлять первичной, другую - вторичной. «Противоположности объективного и субъективного остаются основным содержанием и материалистического, и идеалистического, и экзистенциального, и антропологического понимания бытия мира и человека» (10, с. 25).

В противовес монистической точке зрения, философами-плюралистами отмечалось, что любое определение предмета, фиксирующее лишь его общие и особенные черты, порой явно недостаточны для его понимания. Общеизвестно, что в размышлениях И. Канта вещи мира, сам мир существуют в себе совершенно независимо от сознания и, существуя

«в себе», они (вещи) зачастую неподвластны постижению (3, с. 328). К этим тезисам, значительно усиливая их субъективистский крен, впоследствии присовокупились размышления К. Поппера, П. Тейяра де Шардена, Р. Штей-лера и др., выражающие, что действительное осознание предмета обнаруживается в отдельном, индивидуальном, часто случайном или временном явлении (7, с. 161). Другими словами, предмет «осознается» через конкретные явления.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что, в принципе, многомерность сущего признается за основу всеми мыслителями. Все едины во мнении, что целостность - это абсолютная возможность функционирования человека в данном мире, а значит, и в пространстве культуры. Но пути преодоления многомерности бытия каждый мыслитель видит свои. Анализируя отмеченное явление, культуролог В.А. Ремизов резюмирует: «Истина состоит в том, что бытие, в том числе и культурное, в качестве чего-то объективного следует мыслить вкупе с наличием в нем мыслящего и волевого человека, который обладает той же фактичностью и реальностью существования, как и то, что составляет объект его мысли и воли» (9, с. 72). Бытие человека, по сути, заключается в осознании себя. Здесь неизбежно сочетание субъективного и объективного. В каждом объективном бытийном явлении есть субъективная составляющая и в каждом субъективном факторе - объективная обусловленность. Подвижность объективного и субъективного в бытийных явлениях определяется подвижностью реальной действительности, выражением которой они являются. При этом следует учитывать, что объективные социокультурные явления оказывают и прямое воздействие на личность, и влияют на нее опосредованно как в позитивном плане, так и в негативном. Гармоничное сочетание объективного и субъективного в существующем мире артефактов и есть целостность пространства культуры.

Иначе говоря, целостность - это гармония, поиск которой ведется с целью преодоле-

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 127 03.10.2011, 18:19

.....

I I I ■ М I I I

128 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

ния противоречий, которые рождаются из многомерности всего сущего. Целостность объективного и субъективного, в которой постоянно происходит обмен между элементами, и составляет саморазвивающуюся, саморегулирующуюся систему, которую мы называем социокультурным человеческим личностным бытием.

Исходя из этих положений, можно говорить о возможности воздействия общества на личность и личности на общество, о тождестве некоторых элементов структуры личности и общества, то есть об изоморфности личности и общества. Механизм изоморфизма в культурософском аспекте раскрывает в своих работах Л.А. Зеленов: «... правомерно говорить о культуре личности и о культуре общества ... Если от уровня культуры общества зависит уровень культуры личности, то и от уровня культуры личностей зависит культура общества. Они диалектически связаны. Культура личности оказывается изоморфной культуре общества, то есть между ними существует структурное и элементное подобие» (2, с. 17, 21).

Исходя из данного определения, стоит понимать, что важная роль здесь принадлежит процессу социализации и инкультурации, так как индивид, вступив в общество, на протяжении всего срока взаимодействия с ним, претерпевает ряд качественных метаморфоз от потребителя культуры до ее творца (12, с. 53).

Следуя логике изоморфизма для раскрытия сущностных параметров культуры личности, необходимо обратиться к смыслу понятия «культура».

Для нашего исследования принципиальным является то, культура через деятельность личности может выступать одной из составляющих, способных влиять на изменение общества, и определять его будущее (4, с. 176).

Вместе с тем было бы не совсем корректным данный подход выделить как приоритетный в ходе определения сущности культуры личности. Стоит помнить, что существует целый ряд подходов к определению культуры:

технологический (культура - способ, технология человеческой деятельности); деятельно-стный (культура - совокупность всех процессов, продуктов человеческой деятельности); функциональный (культура - система средств, инструментов, с помощью которых люди удовлетворяют и развивают свои потребности); информационно-семиотический (культура - социальная информация, накапливаемая в созданных обществом знаковых системах); ценностный (культура - совокупность духовных и материальных ценностей); гуманитарный (культура - сфера духовной деятельности людей, сокровищница духовных достижений человечества). Однако для большинства этих подходов ключевой момент составляет процесс взаимодействия человека и культуры на основе различных аспектов (5, с. 235).

Так, В.С. Барулиным выделяются следующие аспекты такого взаимодействия: гуманитарный аспект (культура представляет атрибут человека, фиксирует его деятельностную сущность); созидательный аспект (культура отражает развитие человека в обществе); ценностно-регулятивный аспект (культура отражает духовную устремленность к развитию человеческой сущности) (1, с. 87).

Исходя из вышесказанного (рассмотрев сущностные характеристики культуры и личности), можно попытаться сформулировать определение сущности культуры личности.

Сущность культуры личности - это процесс созидания и развития человека, включенного в систему общественных отношений, реализующего свое природное и социальное назначение при помощи всего многообразия духовных и материальных средств. Под культурой личности так же можно понимать, исходя из смыслопонимания феномена культуры, целостность её природных, психологических и социокультурных характеристик, базирующихся на включенности человека в творческую созидательную деятельность; уровень гуманистичности личности (отношение к миру, к другим) и наличие нравственно-регулирующей рефлексии (отношение лично-

04_öäT6ey_e_eöeüöö6ü.p65 128 1 03.10.2011, 18:19

.....

I I I ■ М I I I

^ Теория и история культуры 129

сти самой к себе); степень её инкультивироно-сти (социализации), образованности, воспитанности и мера её духовности (8, с. 66-67).

Культура личности в функциональном аспекте представляет собой динамический процесс, в котором закономерно проявляются её культургенетическая и деятельностно-культу-ротворческая природа, характер ее реального культурного бытия. Вместе с тем культура личности выступает как образование, локализующееся вокруг определенных мировоззренческих, носящих для нее базовое начало групп ценностей и генерирующее их. Отсюда можно говорить, что личность в культурологическом плане есть ценностно-созидающее и ориентирующееся существо. Личность, в рамках отмеченной методологии, есть самосозидающийся,

Примечания

1. Барулин, В. С. Социальная философия / В.С. Барулин. - М.,1993. - Ч. 1.

2. Зеленов, Л. А. Культура - личность - деятельность / Л.А. Зеленов // Общественный прогресс и культура: [межвузовский сборник]. - Горький, 1983.

3. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Костина, А. В. Культурология: учебник / А.В. Костина. - М.:КНОРУС, 2008.

5. Костина, А. В. Теоретические проблемы современной культуры. Идеи. Концепции. Методы исследования / А.В. Костина. - М., 2008.

6. См.: Кочеткова, А. И. Модели организационного поведения и их влияние на мотивации молодых россиян / А.И. Кочеткова. - М., 2006.

7. См.: Мареев, С. Н. Философия ХХ века / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Ш. Арсланов. - М., 2001.

8. См.: Ремизов, В. А. Культура личности. Ценностно-мировоззренческий анализ / В.А. Ремизов. - М., 2000.

9. См.: Ремизов, В. А. Социальная экология культуры личности / В.А. Ремизов. - М., 2004.

10. Современная западная философия: словарь. - М., 1993.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

12. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М., 1993.

духовно осваивающий, информационный и нравственно-ориентированный феномен.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что социокультурные сущностные признаки культуры личности составляют следующие её характеристики, одновременно выполняющие и роль культурно-личностных критериев: гуманистическая направленность; включенность в созидательную деятельность; образованность; инкульти-вированность (социализированность) и воспитанность; духовность; наличие нравственно регулирующей рефлексии. Все это свидетельствует о том, что культура личности выступает и как внутриличностная характеристика, и как система разумного самоограничения, самодисциплины человека.

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 129 1 03.10.2011, 18:19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.