.....
I I I ■ M I I I I
^ Теория и история культуры 59
ИННОВАЦИИ КАК ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ, КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
П. Г. Рудаков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье выявляется социально-философское значение понятий, формулирующих методологию инновационной деятельности, подчеркивается роль метафизических источников инноваций как сущностных характеристик свободы, конкуренции и права, что позволяет говорить о синтезе науки и философии и выводит инноватику на новый уровень понимания в рамках расширенных по масштабам представлений о рациональности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, свобода, творчество, конкуренция, право, правовое государство, метафизика.
The philosophical meanings that define the methodology of innovation activity are revealed in the article. The role of metaphysical sources of innovation as the main characteristic of freedom, competition and law is also pointed out. Thus it becomes possible to talk about synthesis of science and philosophy and raise innovation at the new level of rational understanding.
Key words: innovation, innovation activity, freedom, creation, competition, law, legal state, metaphysics.
Современный научный мир отличает все возрастающий интерес к инновациям в связи с их широким применением в самых разных сферах жизни. При этом инновации рассматриваются, как правило, в практической плоскости, без опоры на фундаментальные основания. Поэтому выявление природы инноваций представляется актуальной философской задачей, выводящей инноватику на более высокий уровень осмысления.
Термин «инновация» впервые использовал Йозеф Шумпетер в 1912 году в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал нововведение, которое применено в области технологии производства или управления хозяйственной единицы. В 80-90 годы прошлого столетия известные западные экономисты К. Фримен, Б. Лунд-валл, Р. Нельсон, Ф. Хайек, развивая идеи Й. Шумпетера, положили начало современ-
ной теории инновационной деятельности, выделив общие методологические основы такой деятельности:
- конкуренцию на основе инноваций и научных разработок как главные факторы экономической динамики;
- знание и его особую роль в экономическом развитии;
- институциональную среду как фактор, прямо влияющий на содержание и структуру инновационной деятельности.
Эти методологические основы и подлежат осмыслению, но уже с выходом за пределы экономической теории и практики. Предметом осмысления является сам понятийный аппарат, формирующий методологию инновационной деятельности, а целью - выявление социально-философского значения представленных в нем понятий.
Основополагающим в инновационной де-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 59-62
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 59 1 03.10.2011, 18:19
.....
I I I ■ М I I I
60 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
ятельности при всей важности прочих составляющих является генерация нового знания. С философской точки зрения познание - синтез рациональности и иррациональности, что связано с двоякой сущностью человека, его физической субстанцией и субстанцией духовной. «Свобода и справедливость, интуиция и метод, откровение и терминированная логика, образ и дискурсия, миф и интерпретация, национализм и либерализм, правополушарное и левополушарное - ряд этих оппозиций можно продолжать и продолжать, и во всех этих случаях речь идет о великой взаимодополнительности трансцендентного и сущего, ценностно-желанного и реально-возможного, связанной с двойственной природой человеческого бытия, ее открытостью как бытию, так и небытию» (6, с. 442).
Антиномичность феноменального и ноуменального планов человека и определяет структуру его разума (по И. Канту) (4, с. 284). В этой своей двойственности разум предстает и как общественное сознание, определяемое социальными условиями жизни, и как выход за пределы бытия. Где же точка сопряжения двух миров человека? Она, по мысли Н.А. Бердяева, в пространстве свободы, представляющем собой зазор между двумя мирами. «Вещь в себе», говорит он, «есть X со стороны природы. Но со стороны субъекта она есть свобода». Иначе говоря, главным оказывается не мир феноменов, а зазор, который существует между ноуменом («вещью в себе») и феноменом («вещью для нас»). Это пространство зазора - «порядок свободы и есть Existenz» (1, с. 169). Значит, онтологией бытия, по Бердяеву, является не мир объектов, а свобода субъекта, которая предстает источником расширения мира феноменов.
Свобода постижима исключительно интеллектуально, с помощью разума, поскольку, согласно И. Канту, она не феномен, а ноумен, то есть не физична, чувственно не воспринимаема. В природе без человека, человеческого сознания свободы вообще нет. Она -Ничто, «бездна» (Н.А. Бердяев), «пустота в густоте бытия», «дыра небытия в бытии»
(Ж.-П. Сартр). Свобода появляется только тогда, когда возникает человеческое сознание. Свобода, таким образом, непосредственно связана с духовностью. В.В. Зеньковский, автор «Истории русской философии», разрабатывавший вопросы гносеологии, говорит о духовности, а следовательно, и о свободе как о творческой силе в человеке. «Начало духовности в человеке, - пишет он, - не есть отдельная сфера, не есть некая особая и обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехий-но пронизывающая собой всю жизнь человека (и души, и тела) и определяющая новое "качество" жизни. Начало духовности есть поэтому начало цельности и органической иерархичности в человеке...» (3, с. 46). Н.А. Бердяев также считает свободу источником творчества, которое есть прорыв духа из небытия и свободы в бытие и мир истории. Поэтому свобода предшествует любому творческому акту. Высказывания великих философов свидетельствуют, что метафизика предстает неустранимым элементом человеческого познания. Однако чтобы задействовать этот источник в его наибольшей полноте, необходима свобода социальная, то есть такой способ организации жизнедеятельности, который не будет являться препятствием для свободы в метафизическом смысле слова. В этом контексте создание инновационного продукта как безусловно творческий процесс невозможно без свободы в ее философском и социальном смысле: она предстает необходимым условием инновационной деятельности.
Целью и одновременно методологической основой инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Один из основоположников концепции национальных инновационных систем Ф. Хайек видел в конкуренции основу развития экономики, а следовательно, и социума в целом. Какова же сущность конкуренции, позволяющая говорить о ней как о движущей силе общества?
Конкуренция - борьба, соперничество в какой-либо области. Она основывается на состязательности, категории культуры, станов-
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры
61
ление которой восходит к временам Древней Греции. Состязательность, по-древнегречески агон, имеет своим истоком возникновение оружия и внутривидовый отбор. Она, поэтому, представляет собой силу, выражающую стремление человека к самосохранению, силу жизнеутверждения. С философской точки зрения, поле силы континуально (непрерывно) и имеет двоякую природу. Здесь соединяются, взаимно переходя друг в друга, энергий-ное и меональное, сущее и несущее. Движение этой силы направлено к своим истокам, к мео-нальному. На этом пути она ширится, множится, а сам этот путь предстает дорогой развития и прогресса в вечном поиске истины человеческого существования. В данном философском контексте конкуренция как борьба является необходимым условием непрерывного движения и развития человечества, обеспечиваемого инновациями, а ее сущностной основой предстает метафизический источник.
История древнегреческой цивилизации -практическое воплощение заложенной агони-стикой установки на состязательность, благодаря которой она достигла невиданного успеха в самых различных сферах жизни. Так, например, А.И. Зайцев отмечает, что «древнегреческое общество принадлежало < ... > к категории обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей» (2, с. 81). Основы менталь-ности, заложенные агонистикой, способствовали дальнейшему развитию западноевропейской цивилизации и позволили ей первой встать на путь инновационного развития. Это и есть практическое подтверждение «работы» конкуренции как движущей силы, обеспечивающей прогрессивное развитие общества.
Необходимой составляющей инновационной деятельности является наличие институциональной среды, соответствующей онтологии свободы и предпринимательства. Такая институциональная среда должна основываться на бытии права, отражающем природное равенство, свободу каждого человека, а
также принцип справедливости - основополагающий признак правового государства. Это означает соответствие закона выраженным в бытии права принципам. Правовые явления (правовая норма, правовое отношение, правовое сознание и т.д.) в этом случае однородны, так как обладают одним и тем же объективным правовым качеством (сущностным свойством), представленным в бытии права и в его принципе, что не приводит к искажению природного правосознания.
В условиях правового государства и господства правового закона роль исходного правового начала, определяющего объективный смысл и значение всех правовых явлений и форм, включая и правовую норму, играет уже сам принцип права, которому должны соответствовать и все нормативные акты, все источники действующего права, все формы его существования (5, с. 43).
В случае же подмены правового закона неправовым законом происходит замещение правовых форм и явлений произвольными толкованиями права. Такая подмена не соответствует природе человека, так как исчезает объективная основа права. Она не способствует реализации творческого потенциала личности, поскольку приходя в противоречие с бытием, метафизика свободы оказывается ограниченной социальными рамками в виде неправого закона. Только соединение метафизической свободы как источника творчества с отвечающими бытию права законами способно создать то поле, действуя в котором личность наиболее полно реализует свой творческий потенциал в процессе инновационной деятельности.
С этой точки зрения только движение к правовому государству отвечает реализации стоящей перед человеком задачи: обретение в философском смысле собственного «я» как единства внутреннего (метафизического) и внешнего проявления свободы. Эта задача решается посредством непрерывного развития и прогресса как постижения сущности свободы, а закон, основанный на праве, является необходимым условием самой возможности по-
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 61 03.10.2011, 18:19
.....
ш
62 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
стижения этой сущности. Инновации как неоспоримый источник прогресса в этом смысле невозможны без правового государства.
Таким образом, для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие свободы как пространства творчества, конкурируя в котором личность развивается сама и способствует развитию социума. Свободу обеспечивает закон, основанный на бытии права. «Свобода», «творчество», «конкуренция», «право» - все это категории культуры, что позволяет говорить об особой требовательности инновационной деятельности к культурной среде. При этом под культурой со времен Аристотеля понимается достигнутый уровень развития человеческой природы от варварства к цивилизации, высшим проявлением которой является правовое государство. Позднее И. Кант в своих знаменитых категорических императивах отметил, что для жизни по праву необходима внутренняя моральная зрелость, когда веления индивидуального морального сознания по своей нормативной сути совпадают с требованиями правового принципа всеобщего формального равенства, тем самым также утверждая, что правовое государство - проявление культуры общества. В XX веке В.С. Нерсесянц тоже подчеркивает
неразрывную связь права и культуры: «право - это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева» (5, с. 52). Таким образом, философская мысль от Аристотеля до современности определяет правовое государство как признак культуры общества, что обусловливает его необходимость для становления и развития инноваций. Правовое государство - суть социального значения понятия инноваций.
Вместе с тем, выявленное философское значение понятий, формирующих методологию инновационной деятельности, позволяет говорить о внебытийных источниках инноваций как сущностных характеристиках свободы, конкуренции и права. Свобода коренится в Ничто, в «бездне», сила, определяющая конкуренцию, имеет меональное начало, право основано на природном (внебытийном) равенстве людей. В связи с этим важным источником инноваций предстает метафизика. Интуиция, догадка, спонтанность, нелинейность как способы познания мира - неотъемлемая часть инновационной деятельности, позволяющая говорить о синтезе науки и философии, тем самым выводя инноватику на новый уровень понимания в рамках расширенных по масштабам представлениях о рациональности.
Примечания
1. Бердяев, Н. А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики / Н.А. Бердяев // Царство Духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.
2. Зайцев, А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / А.И. Зайцев. - Л., 1985.
3. Зеньковский, В. В. Миросозерцание И.С. Тургенева. К 75-летию со дня смерти / В.В. Зеньковский // Литературное обозрение. - 1993. - № 11-12.
4. История диалектики XIV-XVIII веков. - М., 1974.
5. Нерсесянц, В. С. Философия права / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2002.
6. Тульчинский, Г. Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы / Г.Л. Тульчинский // Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2001.