УДК 796/799 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-92-98
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНОВ СМЕШАННОГО БОЕВОГО ЕДИНОБОРСТВА (ММА)
В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ф.В. Емельяненко1, В.Л. Кондаков1,2, Е.Н. Копейкина1, А.А. Боровенский2, Н.В. Балышева1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия ^Белгородский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия
Аннотация
Цель исследования - оценить эффективность экспериментальной программы воспитания духовнонравственных качеств личности спортсменов 16-25 лет, занимающихся смешанным боевым единоборством (ММА).
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие единоборцы в возрасте 16-25 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию. В педагогическом эксперименте по проверке эффективности экспериментальной программы и алгоритма ее реализации принял участие 61 спортсмен. Нами были сформированы 2 однородные группы: ЭГ - 29 человек и КГ - 32 человека. Учебный процесс проходил в соответствии с программой спортивной подготовки, разработанной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта СБЕ (ММА). В эту программу в ЭГ были внесены мероприятия по воспитанию духовно-нравственных качеств личности спортсменов СБЕ (ММА). Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и литературы; социолого-педагогические методы (опрос, беседа, анкетирование); педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Нравственная самооценка у спортсменов ЭГ до начала эксперимента находилась на уровне «ниже среднего», а после эксперимента достигла «высокого» уровня. В КГ уровень нравственной самооценки остался «ниже среднего». По результатам теста на определение терпимости выявлены достоверные различия по t-критерию Манна - Уитни как внутри ЭГ до и после эксперимента, так и между ЭГ и КГ после эксперимента. Выявлена положительная динамика совестливости и чувства ответственности при помощи теста «Шкала совестливости» у всех испытуемых, но в ЭГ эти показатели до и после эксперимента имеют достоверные различия.
Заключение. Экспериментально установлено, что предложенные программа воспитания духовно-нравственных качеств личности и алгоритм ее реализации в системе подготовки спортсменов СБЕ (ММА) доказали свою эффективность.
Ключевые слова: смешанные боевые искусства (ММА), нравственность, терпимость, совестливость, ответственность.
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MIXED MARTIAL ARTS ATHLETES IN THE PROCESS OF SPORTS TRAINING
F.V. Emelyanenko1, e-mail: emelyanenko_76@internet.ru, ORCID: 0000-0002-3441-6720 V.L. Kondakov12, e-mail: kondakov@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-8094-0144 E.N. Kopeikina1, e-mail: kopeikina@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-6027-3495 A.A. Borovensky2, e-mail: soldatvko@yandex.ru, ORCID: 0009-0000-6298-4154 N.V. Balysheva1, e-mail: balusheval@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0003-3657-8448 1Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
2I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Belgorod, Russia
Abstract
The purpose of the research is to evaluate the effectiveness of an experimental program for the education of spiritual and moral qualities of the personality of athletes aged 16-25 years engaged in mixed martial arts (MMA). Methods and organization of the research. The study involved martial artists aged 16-25 years with high sports qualifications. 61 athletes took part in the pedagogical experiment to test the effectiveness of the experimental
program and the algorithm of its implementation. We formed 2 homogeneous groups: experimental group (EG) - 29 people and control group (CG) - 32 people. The educational process took place in accordance with the sports training program developed on the basis of the Federal Standard of sports training in the sport of MMA. This program in the EG included activities to educate the spiritual and moral qualities of the personality of MMA athletes. Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific sources and literature; sociological and pedagogical methods (survey, conversation, questionnaire); pedagogical experiment; methods of mathematical statistics.
Research results and their discussion. Moral self-esteem among athletes from the EG before the experiment was at a “below average” level, and after the experiment it reached a “high” level. In CG, the level of moral self-esteem remained “below average”. The results of the tolerance test revealed significant differences in the Man-Whitney t-test, both within the EG before and after the experiment, and significant differences between the EG and the CG after the experiment. Positive dynamics of conscientiousness and a sense of responsibility were revealed using the “Conscientiousness Scale” test in all subjects, but in the EG these indicators before and after the experiment have significant differences.
Conclusion. It has been experimentally established that the proposed program for the education of spiritual and moral qualities of a person and the algorithm for its implementation in the training system of MMA athletes have proven their effectiveness.
Keywords: mixed martial arts (MMA), morality, tolerance, conscientiousness, responsibility.
ВВЕДЕНИЕ
Во многих восточных единоборствах традиционно используют философию и этические кодексы, которые включают медитацию, ритуальные поклоны, правила поведения с противником, этические наставления тренера во время тренировок и направлены на закрепление духовно-нравственных ценностей, таких как «... вежливость, смирение, скромность, рыцарство, верность, мужество и храбрость, уважение к себе, к противнику, к мастеру и, возможно, также ко всем живым существам» [3, 4].
По мнению B. Binder (2007), восточные боевые искусства должны включать в тренировочный процесс медитацию, объединяя этические и философские учения для использования их в повседневной жизни [5].
M.E. Tadesse, 2015, 2017, подчеркнул, что философские, духовные и моральные аспекты — это духовно-нравственная основа ММА [6, 7].
В то же время этот позитивный образ перечеркивается использованием ММА различными радикальными движениями (например, правыми экстремистами, религиозными экстремистами) в качестве форм доминирования [1, 8, 9].
Все вышеизложенное определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Цель исследования — оценить эффективность экспериментальной программы воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов 16-25 лет, занимающихся смешанным боевым единоборством (ММА).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе спортивного клуба им. Александра Невского (г. Старый Оскол), специализирующегося в смешанных боевых единоборствах. В нем приняли участие единоборцы в возрасте 16-25 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию по смешанному боевому единоборству (ММА), боксу, самбо, армейскому рукопашному бою, дзюдо.
В педагогическом эксперименте по проверке эффективности экспериментальной программы и алгоритма ее реализации принял участие 61 спортсмен. Нами были сформированы 2 однородные группы: экспериментальная (ЭГ — 29 человек) и контрольная (КГ — 32 человека). Учебный процесс проходил в соответствии с программой спортивной подготовки, разработанной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «смешанное боевое единоборство» (ММА), утвержденного приказом Минспорта России от 24 марта 2017 г. № 245, с внесенными изменениями. В эту программу в ЭГ были внесены мероприятия по воспитанию духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА). Экспериментальная программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада процесса спортивной подготовки в смешанном боевом единоборстве (ММА), включающего воспитательную, тренировочную, досуговую, социально
значимую деятельность спортсменов, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности спортивной школы, семьи и других субъектов общественной жизни. В ходе реализации экспериментальной программы учитываются как традиционные, так и новые формы и методы духовно-нравственного воспитания, развития и просвещения молодежи, основные нормативноправовые акты и тенденции федерального и регионального уровня в нравственном совершенствовании и духовном развитии [2, 10].
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и литературы; социолого-педагогические методы (опрос, беседа, анкетирование); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале и в конце педагогического эксперимента были проведены исследования с целью выявления динамики уровня развития духовнонравственных качеств личности спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА) контрольной и экспериментальной групп.
В качестве диагностических методик были использованы: «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева), методика «Исследование терпимости». методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский).
Результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента, представлены в таблице 1 и рисунках 1-2.
Анализ результатов, полученных с помощью методики «Диагностика нравственной самооценки», показал, что в экспериментальной группе после включения в систему подготовки экспериментальной программы и алгоритма реализации модели воспитания духовно-нравственных качеств личности достоверно возросла нравственная самооценка среди единоборцев смешанного стиля (P<0,05 по t-критерию Манна — Уитни), тогда как у спортсменов контрольной группы достоверных различий не выявлено. До начала эксперимента нравственная самооценка у спортсменов ЭГ находилась на уровне «ниже среднего» (18,35±1,32 балла), а после эксперимента достигла «высокого» уровня (35,14±1,27 балла). В КГ произошли незначительные изменения (до — 19,25± 1,16 балла, после — 22,56±1,00 балла) и уровень нравственной самооценки остался «ниже среднего».
На рисунке 1 представлены качественные изменения показателей нравственной самооценки спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА). Анализ полученных результатов позволил выявить, что в ЭГ до начала эксперимента недостаточный уровень (низкий и ниже среднего) самооценки нравственных качеств отмечался у 12% и 56% занимающихся соответственно, тогда как средний — у 24%, а высокий — лишь у 8% единоборцев. После окончания эксперимента соотношение уровней самооценки в ЭГ изменилось. Так, значительно (до 1%) сократилось количество занимающихся с низким уровнем самооценки нравственных качеств и уровнем ниже среднего (до 15%) и, соответственно, возросло количество единоборцев со средним (до
Таблица - Динамика показателей духовно-нравственных качеств спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА) до и после эксперимента (средний балл)
Table - Dynamics of indicators of spiritual and moral qualities of mixed martial arts (MMA) athletes before and after the experiment (average score
Методики / Methods Период Period Группы / Groups Р между ЭГ и КГ до и после Р between EG and CG before and after
ЭГ / EG M ± m Р КГ / CG M ± m Р
«Диагностика нравственной самооценки» «Diagnosis of moral self-esteem» до / before 18,35±1,32 * 19,25±1,16
после / after 35,14±1,27 22,56±1,00 *
«Исследование терпимости» «A study of tolerance» до / before 11,28±2,15 * 10,63±1,09
после / after 15,93±2,12 11,95±1,14 *
«Шкала совестливости» «The scale of conscientiousness» до / before 8,24±1,01 * 8,34±0,94
после / after 15,10±0,57 9,38±0,85 *
* - достоверность различий по t-критерию Манна - Уитни
* - the reliability of differences according to the Mann - Whitney t-test
55%) и высоким (до 29%) уровнями. В КГ значительных изменений не отмечено. Интерпретация данных теста на определение терпимости, уважения к чужому мнению и толерантности позволила выявить достоверные различия среднего балла как внутри ЭГ до (11,28 ±
2,15 балла) и после эксперимента (15,93 ± 2,12 балла) (P>0,05 по t-критерию Манна — Уитни), так и после эксперимента между спортсменами смешанного боевого единоборства (ММА) ЭГ и КГ(Р>0,05 по t-критерию Манна — Уитни) (рисунок 2). До начала эксперимента для 61%
Низкий 12 %
Ниже среднего 56 %
Высокий 8 %
ЭГ до
Средний 24 %
Низкий 13 %
Высокий 6 %
Ниже среднего 60 %
Средний 21 %
КГ до
Низкий 1 %
Ниже среднего 15 %
Высокий 29 %
ЭГ после
Низкий 10 %
Высокий 7 %
Средний 55 %
Ниже среднего 59 %
Средний I 24 %
КГ после
Рисунок 1 - Качественные изменения показателей духовно-нравственной самооценки спортсменов ММА Figure 1 - Qualitative changes in indicators of spiritual and moral self-esteem of MMA athletes
Низкий 25 %
ЭГ до
Высокий 14 %
Средний 61 %
Низкий 23 %
Высокий 18 %
КГ до
Средний 59 %
Низкий 12 %
Высокий 49 %
Низкий 24 %
ЭГ после
Средний 39 %
Высокий 15 %
КГ после
Средний 61 %
Рисунок 2 - Качественные изменения показателей терпимости единоборцев смешанного стиля Figure 2 - Qualitative changes in tolerance indicators of mixed martial artists
Низкий 24 %
Ниже среднего 52 %
ЭГ до
Высокий
14 % Средний /- 10 %
Низкий 18 %
Высокий
Ниже среднего 50 %
Средний j~ 14 %
КГ до
Низкий 0 % Ниже среднего 0 %
Высокий 33 %
Низкий 5 %
Ниже среднего 59 %
ЭГ после
Средний 67 %
д Высокий \ f 18 %
'5,
КГ после
Средний 18 %
Рисунок 3 - Качественные изменения показателей совестливости единоборцев смешанного стиля Figure 3 - Qualitative changes in the indicators of conscientiousness of mixed martial artists
занимающихся ЭГ и 59% занимающихся КГ был характерен средний уровень терпимости, их можно было охарактеризовать как способных твердо отстаивать свои убеждения. При необходимости они могут поменять свои убеждения. Но порой способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент они могут выиграть спор с собеседником, имеющим слабый характер. Не в полной мере умеют отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы. Характеристика спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА) после эксперимента в ЭГ и КГ различается. Так, для большинства занимающихся КГ она не изменилась (61%), а в ЭГ произошли качественные изменения (количество занимающихся с высоким уровнем увеличилось до 49%). Занимающихся ЭГ можно охарактеризовать как имеющих твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью ума. Могут принять любую идею, с пониманием относясь к ее парадоксальности. Критичны к себе, не считают свое мнение истиной в последней инстанции. Способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику. Данные, полученные при помощи теста «Шкала совестливости», свидетельствуют о положительной динамике совестливости и чувства
ответственности в обеих группах испытуемых. Однако в ЭГ эти показатели до (8,24 ± 1,01 балла) и после (15,10 ± 0,57 балла) эксперимента имеют достоверные различия (P>0,05 по t-критерию Манна — Уитни). В КГ эти различия недостоверны (рисунок 3).
В научной литературе не доказано, может ли практика боевых искусств помочь контролировать агрессию или она усиливает агрессию. Хотя есть некоторые доказательства использования боевых искусств для контроля агрессивности [11-15], некоторые исследования показали, что практика боевых искусств может усилить антисоциальное поведение [16], в то время как другие подчеркивали возможность того, что физическая сила и насилие в боевых искусствах связаны с насильственным поведением и повышенной агрессивностью [17-18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методологическая и теоретическая разработка исследуемой проблемы и экспериментальная работа по обоснованию процесса духовнонравственного воспитания в системе подготовки спортсменов, специализирующихся в смешанном боевом единоборстве (ММА), позволили сделать следующие выводы: Нравственная самооценка у спортсменов ЭГ до начала эксперимента находилась на уровне
«ниже среднего», а после эксперимента достигла «высокого» уровня. В КГ произошли незначительные изменения, и уровень нравственной самооценки остался «ниже среднего».
По результатам теста на определение терпимости выявлены достоверные различия как внутри ЭГ до и после эксперимента, так и между спортсменами ММА ЭГ и КГ после эксперимента. Выявлена положительная динамика совестливости и чувства ответственности при помощи
ЛИТЕРАТУРА:
1. Емельяненко, Ф. В. О необходимости программы воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов в смешанном боевом единоборстве / Ф. В. Емельяненко // Культура физическая и здоровье. -2023. - № 2 (86). - С. 180-185.
2. Емельяненко, Ф. В. Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, В. Н. Кормакова, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - №
6. - С. 20-22.
3. Lafuente, J. C. Effects of martial arts and combat sports training on anger and aggression: A systematic review / J. C. Lafuente, M. Zubiaur, C. Gutierrez-Garda // Aggression and Violent Behavior. - 2021. - 8(3). - р. 101611. doi: 10.1016/j.avb.2021.101611
4. Martinkova, I. The contribution of martial arts to moral development / I. Martinkova, J. Parry, M. Varner // Ido Movement for Culture. Journal of Martial Arts Anthropology. - 2019. - 19(1). - Р. 1-8. https://doi.org/10.14589/ ido.19.1.1
5. Binder, B. Psychosocial benefits of the martial arts: Myth or reality? A literature review / B. Binder // International Ryuku Karate Research Society's Journal. -2007.
6. Tadesse, M. E. The role of taekwondo training on the subjective wellbeing of adolescents in Addis Ababa, Ethiopia / M. E. Tadesse // Revista de Artes Marcial-es Asi'aticas. - 2015. - 10(2). - Р. 72-87. https://doi. org/10.18002/rama.v10i2.1758
7. Tadesse, M. E. Martial arts and adolescents: Using theories to explain the positive effects of asian martial arts on the well-being of adolescents. / M. E. Tadesse // Ido Movement for Culture. - 2017. - 17(2). - Р. 9-23. doi:10.14589/ido.17.2.2
8. Ekman, M. The dark side of online activism: Swedish right-wing extremist video activism on YouTube. / M. Ekman // MedieKultur: Journal of Media and Communication Research. - 2014. - 30 (56). - Р. 9-99. https://doi. org/10.7146/mediekultur.v30i56.8967
9. Ismail, O. Radicalisation and violent extremism in West Africa: Implications for African and international security / O. Ismail // Conflict, Security & Develop-
REFERENCES:
1. Lafuente, J. C., Zubiaur, M., and Gutierrez-Garda, C. (2021). Effects of martial arts and combat sports training on anger and aggression: A systematic review. Aggression and Violent Behavior, no. 58(3), рр. 101611. doi: 10.1016/j.avb.2021.101611.
теста «Шкала совестливости» в обеих группах испытуемых спортсменов. Важно обратить внимание, что в ЭГ эти показатели до и после эксперимента имеют достоверные различия. Экспериментально установлено, что предложенные программа воспитания духовно-нравственных качеств личности и алгоритм ее реализации в системе подготовки спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА) доказали свою эффективность.
men. - 2013. - 13(2). - Р 209-230. https://doi.org/10.10 80/14678802.2013.796209
10. Perry, B. Uneasy alliances: A look at the right-wing extremist movement in Canada / B. Perry, R. Scrivens // Studies in Conflict & Terrorism. - 2016. - 39(9). - Р 819841. https://doi.org/10.1080/1057610x.2016.1139375
11. Abrahams, C. InSpire guidance-based martial arts program: A self-esteem intervention for at risk elementary and middle school students. Compeling Counseling Interventions: Vistas. - 2004. Available from URL:http:// counselingoutfitters.com/vistas/vistas04/20.pdf
12. Moore, B. The effect of martial arts training on mental health outcomes: A systematic review and metaanalysis. / B. Moore, D. Dudley, S. Woodcock // Journal of Bodywork and Movement Therapies. - 2020. - 24(4). - Р 402-412. doi:10.1016/j.jbmt.2020.06.017
13. Zivin, G. An effective approach to violence prevention: Traditional martial arts in middle school / G. Zivin, N. R. Hassan, G. F. DePaula, D. A. Monti, C. Harlan, K. D. Hos-sain, K. Patterson // Adolescence. - 2001. - 36(143). - Р 443-459.
14. Harwood, A. Reducing aggression with martial arts: A meta-analysis of child and youth studies / A. Harwood, M. Lavidor, Y. Rassovsky // Aggression and Violent Behavior. - 2017. - 34. - Р 96-101. doi:10.1016/j. avb.2017.03.001
15. Poteryakhin, A. A. Technical and tactical training of kickboxers and the results of performances at international tournaments in tatami / A. A. Poteryakhin, V. L. Kondakov, I. YU. Voronin // Journal of Physical Education and Sport. - 2020. - 21(1). - Р 444-450. doi:10.7752/ jpes.2021.01045
16. Endresen, I. M. Participation in power sports and antisocial involvement in preadolescent and adolescent boys / I. M. Endresen, D. Olweus // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2005. - 46(5). - Р. 468-478.
17. Kusnierz, C. Comparison of aggressiveness levels in combat sports and martial arts male athletes to nonpractising peers / C. Kusnierz, W. J. Cynarski, A. Litwiniuk // Archives of Budo. - 2014. -10. - р. 8.
18. Simoes, H. Martial arts and combat sports and the bullying: A systematic review / H. Simoes, P M. Santos, B. Pereira, A. Figueiredo // Retos. - 2021. - 39. - Р 7-15. doi:10.47197/retos.v0i39.77412
2. Martinkova, I., Parry, J., & Varner, M. (2019). The contribution of martial arts to moral development, Ido Movement for Culture. Journal of Martial Arts Anthropology, no. 19(1), рр. 1-8. https://doi.org/10.14589/ido.19.11
3. Binder, B. (2007). Psychosocial benefits of the martial
arts: Myth or reality? A Literature review. International Ryuku Karate Research Society's Journal. - 2007.
4. Tadesse, M. E. (2015). The role of taekwondo training on the subjective wellbeing of adolescents in Addis Ababa, Ethiopia, Revista de Artes Marciales Asi'aticas, no. 10(2), рр. 72-87. https://doi.org/10.18002/rama.v10i2.1758
5. Tadesse, M. E. (2017). Martial arts and adolescents: Using theories to explain the positive effects of asian martial arts on the well-being of adolescents, Ido Movement for Culture, no. 17(2), рр. 9-23. doi: 10.14589/ido.17.2.2.
6. Ekman, M. (2014). The dark side of online activism: Swedish right-wing extremist video activism on YouTube, MedieKultur: Journal of Media and Communication Research, no. 30(56), рр. 79-99. https://doi.org/10.7146/ mediekultur.v30i56.8967
7. Ismail, O. (2013). Radicalisation and violent extremism in West Africa: Implications for African and international security, Conflict, Security & Development, no. 13(2), рр. 209230. https://doi.org/10.1080/14678802.2013.796209
8. Perry, B., and Scrivens, R. (2016). Uneasy alliances: A look at the right-wing extremist movement in Canada, Studies in Conflict & Terrorism, no. 39(9), рр. 819-841. https:// doi.org/10.1080/1057610x.2016.1139375
9. Emelyanenko, F. V. (2023). On the need for a program of education of the spiritual and moral qualities of the personality of athletes in mixed martial arts. Physical culture and health, no. 2(86), pp. 180-185. (in Russ.)
10. Emelyanenko, F. V., Kondakov, V. L., Kormakova, V. N., and Kopeikina E. N. (2022). Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of mixed martial arts athletes. Theory and practice of physical culture, no. 6, pp. 22-24. (in Russ.)
11. Abrahams, C. (2004). InSpire guidance-based martial arts program: A self-esteem intervention for at risk elemen-
tary and middle school students, Compeling Counseling Interventions: Vistas. Available from URL:http://coun-selingoutfitters.com/vistas/vistas04/20.pdf
12. Moore, B., Dudley, D., and Woodcock, S. (2020). The effect of martial arts training on mental health outcomes: A systematic review and meta-analysis. Journal of Bodywork and Movement Therapies, no. 24(4), pp. 402-412. doi: 10.1016/j.jbmt.2020.06.017.
13. Zivin, G., Hassan, N.R., DePaula, G.F., Monti, D.A., Harlan, C., Hossain, K.D., and Patterson, K. (2001). An effective approach to violence prevention: Traditional martial arts in middle school, Adolescence, no. 36(143), pp. 443-459.
14. Harwood, A., Lavidor, M., and Rassovsky, Y (2017). Reducing aggression with martial arts: A meta-analysis of child and youth studies, Aggression and Violent Behavior, no. 34, pp. 96-101. doi:10.1016/j.avb.2017.03.001
15. Poteryakhin A. A., Kondakov V. L., and Voronin I. YU. (2021). Technical and tactical training of kickboxers and the results of performances at international tournaments in tatami, Journal of Physical Education and Sport, no. 21(1), pp. 444-450. doi: 10.7752/jpes.2021.01045
16. Endresen, I. M., and Olweus, D. (2005). Participation in power sports and antisocial involvement in preadolescent and adolescent boys, Journal of Child Psychology and Psychiatry, no. 46(5), pp. 468-478.
17. Kusnierz, C., Cynarski, WJ., and Litwiniuk, A. (2014). Comparison of aggressiveness levels in combat sports and martial arts male athletes to non-practising peers, Archives of Budo, no. 10, pp. 8.
18. Simoes, H., Santos, P. M., Pereira, B., and Figueiredo, A. (2021). Martial arts and combat sports and the bullying: A systematic review, Retos, no. 39, pp. 7-15. doi:10.47197/ retos.v0i39.77412
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Емельяненко Федор Владимирович (Emelyanenko Fedor Vladimirovich) - соискатель; Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; e-mail: emelyanenko_76@ internet.ru, ORCID: 0000-0002-3441-6720.
Кондаков Виктор Леонидович (Kondakov Victor Leonidovich) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; e-mail: kondakov@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-8094-0144.
Копейкина Евгения Николаевна (Kopeikina Evgeniya Nikolaevna) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания; Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; e-mail: kopeikina@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-6027-3495.
Боровенский Антон Александрович (Borovenskiy Anton Aleksandrovich) - преподаватель кафедры физической подготовки; Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина; г. Белгород, ул. Молодежная, 22, кв. 6; e-mail: antonbeluimvd@yandex.ru, ORCID: 0009-0000-6298-4154.
Балышева Наталья Владимировна (Balusheva Nataliya Vlsdimirovna) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания; Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; e-mail: balusheva@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0003-3657-8448.
• Поступила в редакцию 25 июня 2024 г.
• Принята к публикации 15 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Емельяненко, Ф.В. Духовно-нравственное воспитание спортсменов смешанного боевого единоборства (ММА) в процессе спортивной подготовки / Ф.В. Емельяненко, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, А.А. Боровенский, Н.В. Балышева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т 12, № 3. - С. 92-98. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-92-98.
FOR CITATION
Emelyanenko F.V., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Boroven-sky A.A., Balysheva N.V. Spiritual and moral education of athletes of mixed martial arts (MMA) in the process of sports training. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 92-98. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-92-98.