УДК 796.89 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-30-37
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА БОЙЦОВ 15-17 ЛЕТ ПО СМЕШАННЫМ БОЕВЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ «ММА» НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННО-ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Х.Х. Альжанов1, Д.В. Авдеенко2
1Омский государственный технический университет, Омск, Россия 2Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия
Аннотация
Цель исследования: - разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода.
Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, экспертная оценка технико-тактической подготовленности; педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе КУ спортивного клуба А.М. Пушницы г. Омска. В процесс подготовки бойцов 15-17 лет внедрили экспериментальную методику формирования технико-тактического арсенала на основе ситуационно-эпизодического подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. Было проведено два контрольных среза: до эксперимента и после окончания эксперимента. Отмечается положительная динамика исследуемых показателей в обеих группах бойцов 15-17 лет смешанных единоборств «ММА» на протяжении всего эксперимента, но в показателях технико-тактической подготовленности у бойцов экспериментальной группы результаты были достоверно выше, чем у бойцов контрольной группы во всех показателях, кроме тестового задания в оценивании устойчивости в одноопорном положении, о чем свидетельствуют результаты исследований (таблица 1).
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная методика формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода позволяет более эффективно воздействовать на технико-тактическую подготовку и способствует успешности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности бойцов, занимающихся смешанными боевыми единоборствами «ММА», по сравнению со стандартной программой спортивной школы.
Ключевые слова: смешанные боевые единоборства «ММА», бойцы, ситуационно-эпизодический подход, позиция, эпизод, технико-тактическая подготовка.
FORMATION OF A TECHNICAL AND TACTICAL ARSENAL OF 15-17 YEARS OLD FIGHTERS IN MIXED MARTIAL ARTS "MMA" BASED ON SITUATIONAL AND EPISODIC APPROACH
H.H. Alzhanov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7640-9302 D.V. Avdeenko2, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0004-1771-5271 *Omsk State Technical University, Omsk, Russia 2Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia
Abstract
The research purpose is to develop and experimentally test the effectiveness of a method for forming a technical and tactical arsenal of mixed martial arts "MMA" fighters aged 15-17 years based on a situational-episodic approach.
Methods and organization of the research. The following methods were used to achieve the research purpose: analysis and synthesis of scientific and methodological literature, expert assessment of technical and tactical
readiness; pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The study was conducted on the basis of the sports club A.M. Pushnitsa in Omsk. In the process of training fighters aged 15-17 years, an experimental method of forming a technical and tactical arsenal was introduced based on a situation-al-episodic approach.
Research results and their discussion. Two control tests were carried out: before and after the experiment. There is a positive dynamics of the studied indicators in both groups of mixed martial arts "MMA" fighters aged 1517 years throughout the experiment. However, in terms of technical and tactical readiness, the results of the fighters in the experimental group were significantly higher than those of the fighters in the control group in all indicators, except for the test task in assessing stability in a single-support stance, as evidenced by the research results (Table 1).
Conclusion. The results of the study indicate that the experimental method of forming the technical and tactical arsenal of mixed martial arts "MMA" fighters aged 15-17 years based on situational-episodic approach allows to influence more effectively on technical and tactical training and contributes to success in training and competitive activity of fighters engaged in mixed martial arts "MMA", compared to the standard sports school program. Keywords: mixed martial arts "MMA", fighters, situational-episodic approach, position, episode, technical and tactical training.
ВВЕДЕНИЕ
Смешанные боевые единоборства «ММА» — представитель боевых искусств, включающий свой технико-тактический арсенал — броски, сваливания, болевые приемы, удушающие приемы, удары руками, удары ногами и т.д. [3, 4, 6, 12]. Учитывая многообразие требований к формированию технико-тактического арсенала единоборцев по смешанным единоборствам «ММА», необходим поиск и разработка универсальных методик для освоения и совершенствования столь многосторонней технической подготовки, состоящих из арсенала разных видов и стилей единоборств в единой системе подготовки бойцов по смешанным единоборствам [1, 2, 3, 8, 17]. Считается, что техника выполнения приёмов является сущностью противоборства и является критерием судейских оценок. Суть в том, что выполненные приёмы есть только внешняя видимая картина проведения технико-тактических действий в поединке, это лишь вершина мастерства подготовки бойцов, значительная доля которой скрыта и потому не осознаваема. Действительно, техника бойца — это то, что мы видим, то, что запечатлевают фотографы, то, чем восхищаются зрители. Но даже взятый отдельный самый эффективный прием не всегда приведет к успеху, т.к. они могут быть использованы только в канве основополагающих принципов ведения противоборства, которые включают в себя поиск наиболее выгодных взаиморасположений посредством маневрирования, быстроты двигательной реакции на действия противни-
ка, выведения из устойчивости соперника, т.е. поединок проходит в мгновенно меняющихся ситуационно-эпизодических моментах, которые необходимо создавать самому или искать ошибки у соперника [8, 9, 11, 18].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, экспертную оценку, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ. Экспертами оценивались показатели, характеризующие уровень развития технико-тактической подготовленности: успешность реализации атакующих и защитных действий (точность удара руками, а также успешность защит от ударов, тактические решения позиций (активность, пассивность); реализация «тейкдаунов» (переводов со стойки в положение лежа с последующим контролем и выполнением атакующих действий в виде нанесения ударов или попытки проведения болевого или удушающего приема) и защиту от них, степень завоевания атакующих позиций. При проведении контрольных поединков между КГ и ЭГ судейство осуществлялось только арбитром. Качественную оценку их подготовленности вели наблюдатели-эксперты. Оценка экспертов велась по критериям, определенным заранее для действий в условиях ведения противоборства, как в контрольных заданиях, так и в соревновательных поединках. Для обоснования эффективности методики формирования
технико-тактических действий бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА», направленных на подготовку решений ситуационных задач эпизодов поединка и боя в целом, использовались разработанные нами контрольные специализированные тренировочные задания, метод тестирования использовался как на предварительной стадии исследования (для определения исходных показателей подготовленности групп), так и по окончании экспериментального периода. В тестировании приняли участие 30 бойцов 1517 лет, занимающихся смешанными боевыми единоборствами «ММА», которые были поделены на две группы: контрольную (КГ, n=15) и экспериментальную (ЭГ, n=15). Разделение на группы осуществляли методом простой случайной выборки [13]. В контрольной группе обучение и совершенствование технико-тактических действий проводили в соответствии с программой спортивной школы, экспериментальная группа занималась по разработанной методике формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода. Обработку результатов педагогических исследований осуществляли с помощью пакета Microsoft Excel. Для определения достоверности различий между выборками применяли U-критерий Манна-Уитни (при n=15, икр = 72) [15]. Степень согласованности мнений экспертов определяли с помощью коэффициента конкордации Кендала (W) [15]. Степень согласованности мнений экспертов соответствовала высокому уровню при коэффициенте конкордации W=0,83 [13]. Надежность экспертной оценки и разработанных тестовых заданий проверялась с помощью метода «Тест-ретест» (r = 0,78-0,92)
В ходе исследования использовались следующие разработанные контрольные тестовые задания: 1) Оценка реагирования на движущийся объект (ударов руками). 2) Точность действий при выполнении ударов руками в стойке. 3) Оценка способности сохранения одноопор-ного положения в условиях противоборства. 4) Эффективность достижения активной позиции и его удержания из обусловленной позиции. 5) Эффективность освобождения из обусловленной позиции. 6) Эффективность
действий по выведению из устойчивости (эффективность проведения переводов «тейкдау-нов» со стойки в положение лежа с последующим контролем и выполнением атакующих действий в виде нанесения ударов или попытки проведения болевого или удушающего приема). 7) Эффективность проведения защит от «тейкдаунов». 8) Соревновательные мини-поединки.
1. Оценка реагирования на движущийся объект 2. Точность действий при выполнении ударных технических действий руками в стойке. При определении проявления специфических для ударных единоборств психофизических качеств: РДО и точности, для каждого бойца определяется своя задача (ориентировочная основа действий). Одному из испытуемых предлагается в установленный период времени 30 с выполнить как можно больше точных ударов обусловленной части тела соперника (голова, корпус), другому — защитить место касания за счет передвижений по ковру, блокирования действий оппонента, уклонов, нырков, маневрирования и т.д. В данном задании оценивается точность выполнения ударных действий у атакующего бойца, которая выражается в виде отношения количества попыток атаки к количеству попаданий в цель. , где Т — точность выполнения ударной техники (у.е.); N — количество попыток атаки; Р
— количество попаданий в цель.
Оценка действий защищающегося аналогичная: отношение количества попыток атаки к количеству удачных защит места касания. , где РДО — реакция на движущийся объект (у.е.); N
— количество попыток атаки; Z — количество удачных защит.
Подобным образом оценивается эффективность защитных действий реакции на движущийся объект. Задание выполняется серией 4^30 (с), т.е. каждый спортсмен дважды выступает в роли атакующего и защищающегося. 3. Оценка способности сохранения одноопор-ного положения в условиях противоборства. Контрольное задание выполняется в виде 4 серий (поочередно с захватом правой и левой ноги) с учетом времени, которое атакуемый атлет смог продержаться в одноопорном положении, время проведения — по 15 (с) в каждой серии. Чем больше времени атакуемый смог удержаться в одноопорном положении,
тем выше его способность сохранять устойчивое равновесие.
Примечание: разработанные контрольные тестовые задания 4-7 выполняются 4*30 (с), т.е. каждый спортсмен дважды выступает в роли атакующего и защищающегося, оцениваются по разработанной шкале оценок: 5 баллов — успешное выполнение защитных и атакующих технико-тактических действий (ТТД), превосходство в обусловленных эпизодах поединка; 4 балла — успешное достижение активной позиции, приведшее к достижению превосходства в обусловленных эпизодах поединка, но без реализации ТТД; 3 балла — попытка выполнения обусловленных ТТД, не приведших к достижению результата и без достижения превосходства в эпизоде поединка; 2 балла — попытка выполнения ТТД, приведших к достижению соперником превосходства в эпизоде поединка;1 балл — отсутствие попыток выполнения ТТД (пассивная защита). 8. Соревновательные мини-поединки проходят согласно правилам по смешанным боевым единоборствам «ММА» продолжительностью 3 минуты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Соревновательные поединки по смешанным боевым единоборствам «ММА» проходят в мгновенно меняющихся ситуациях боя, которые зависят от поиска активных выгодных атакующих или защитных позиций и от действий противника, т. е. эту ситуацию необходимо создавать самому или видеть и искать ошибки у соперника. Поиск наиболее выгодных атакующих позиций для реализаций своего технико-тактического арсенала в поединках характерен и для всех классических единоборств (бокс, кикбоксинг, самбо, дзюдо и т.д.), но в поединках по смешанным боевым единоборствам «ММА» следует отметить малую прерывистость противоборства, как в стойке, так и в положении лежа при активной работе одного или обоих. Поэтому бойцы вынуждены искать и пытаться реализовать свои технико-тактические действия в возникающих позициях. Они редко возвращаются в исходные начальные позиции со стойки и начинают поединок заново, поэтому в противобор-
ствах по смешанным единоборствам бойцам необходима «позиционная обеспеченность» в сложившихся ситуациях боя для успешной реализации своего технико-тактического арсенала [5, 10, 11, 20, 21].
Таким образом, единоборцы взаимодействуют друг с другом посредством решения эпизодов поединка — набором технических действий, объединяющих отдельные движения ориентировочной основой действия как целевой установкой воедино, и фактически направленных на решение промежуточных целей поединка на отдельных его участках и при реализации своего технико-тактического арсенала в виде набранных очков или завоевания активных позиций, что предполагает, что наибольшее количество локальных побед приведёт к успеху в целом поединке [10, 11, 14, 19]. Для восприятия учащимися поединка как системы содержания и структуры технических действий, условно выделенных эпизодов боя позволяет повысить эффективность подбора средств подготовки и осознания бойцами того, что представляет собой противоборство в целом и по частям; оценить эффективность разных технических приемов в различных ситуациях поединка: маневрировании, первых контактах (удары руками, удары ногами, зацепы, захваты и т.д.), выведении из равновесия, сохранении собственной устойчивости [7], контроле в стойке в клинче у сетки с нанесением ударов руками, ударов коленями («тайский клинч»), переводе в партер (проведение «тейкдауна»), различных позиционных взаиморасположениях в партере («маунте», «гарде» и др.) с нанесением ударов руками, проведении удушающих и болевых приемов, т.е. предполагается работа бойцов из различных исходных позиций (могут быть и неравноценные взаиморасположения), часто встречающихся в поединках по смешанным боевым единоборствам «ММА».
В процессе экспериментального периода нами обобщен и систематизирован учебный материал с элементами проблемного обучения и совершенствования технико-тактических действий на основе ситуационно-эпизодического подхода: алгоритмическая направленность ориентирована на выполнение заданий, которые носят строго обусловленный характер; вариативный подход — овладение технико-так-
Таблица 1 - Показатели технико-тактической подготовленности бойцов 15-17 лет по смешанным единоборствам «ММА» Table 1 - Indicators of technical and tactical readiness of fighters aged 15-17 years in mixed martial arts "MMA"
Показатели Indicators На начало эксперимента At the beginning of the experiment После эксперимента After the experiment
КГ, n=15 CG, n=15 ЭГ, n=15 EG, n=15 КГ, n=15 CG, n=15 ЭГ, n=15 EG, n=15
Реакция на движущийся объект (у.е.) Reaction to a moving object (c.u.) 3,54±1,3 3,73 ±1,2 2,49 ±1,2 1,75 ±0,8*
Точность ударов руками (у.е.) Accuracy of punches (c.u.) 3,4±0,4 3,3±0,3 2,36±0,2 1,71±0,3*
Устойчивость в одноопорном положении (с) Stability in single-support stance (s) 8,3±2,5 8,8±2,7 10,03±1,9 10,43±1,7
Эффективность достижения обусловленной позиции (баллы) Efficiency of achieving the conditioned position (points) 7,5±1,4 7,3±1,2 8,9±1,1 10,7±1,3*
Эффективность освобождения из обусловленной позиции (баллы) Efficiency of release from a conditioned position (points) 8,9±1,5 8,2±1,3 9,5±0,9 11,6±1,1*
Эффективность проведения «тейкдаунов» (баллы) Efficiency of takedowns (points) 7,5±1,3 7,1±1,2 9,2±1,1 11,3±0,9*
Эффективность защиты от «тейкдаунов» (баллы) Efficiency of takedown defense (points) 9,3±1,4 8,9±1,5 10,4±1,2 12,5±1,3*
Соревновательные мини-поединки (баллы) Competitive mini-fights (points) - - 19,2±3,5 25,6±3,1*
Примечание: * - статистически значимое различие между исследуемыми группами; контрольное задание 3 оценивали по t-критерию Стьюдента, в других применяли U-критерий Манна-Уитни (при n=15, икр = 72), n - абсолютное количество лиц в выборке
Note: * - statistically significant difference between the study groups; control task 3 - assessed using Student's t-test; in others, the Mann-Whitney U-test was used (with n = 15, Ucr = 72), n - the absolute number of individuals in the sample
тическими действиями, при котором учебные задания регламентируются условиями выполнения, а способы реализации находят сами занимающиеся, и наоборот; «эвристическая» направленность процесса характеризуется поиском бойцами самостоятельного решения при выполнении учебно-тренировочного задания и предполагает формирование элементов «двигательного творчества». Существенная сторона предложенных нами игровых и учебных заданий — обязательность постепенности усложнения действий каждого эпизода, решающего одну из многочисленных, проходящих задач поединка, а также постановка логически оправданных помех, встречающихся на различных участках поединка. При этом обя-
зательны следующие правила: освоенность предыдущего материала при переходе к следующему заданию; выбор величины помех, то есть степени сопротивления партнеров при освоении, отработке действия, эпизода поединка и т. д. [16].
В ходе эксперимента провели экспертную оценку качества формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет на данном этапе подготовки, результаты представлены в таблице 1.
Результаты сравнения показали, что динамика в показателях в течение экспериментального периода у бойцов 15-17 лет обеих групп очевидна. Однако было выявлено преимущество достижений учащихся эксперименталь-
ной группы по большинству показателей, что подтверждается статистически достоверными величинами различий (таблица 1.). Свидетельством тому служит то, что достижение преимущества в отдельных эпизодах поединка имеют бойцы экспериментальной группы. Так, в контрольных заданиях, таких как эффективность достижения активной позиции и его удержания из обусловленной позиции
— 10,7 балла; эффективность освобождения из обусловленной позиции — 11,6 балла; эффективность проведения переводов «тейкдаунов»
— 11,3 балла; эффективность проведения защит от «тейкдаунов» — 12,5 балла; реакция на движущийся объект (1,75) и точность ударов руками (1,71), что способствуют успеху в соревновательных поединках — 25,6 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что применение ситуационно-эпизодического подхода, основанного на подборе специализированных тренировочных заданий, отражающих специфику смешанных единоборств, содержание которого опирается на решение
ЛИТЕРАТУРА
1. Альжанов, Х. Х. Технико-тактический арсенал бойцов по смешанным боевым единоборствам "ММА" / Х. Х. Альжанов, А. Е. Курицына, Д. А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 13-17.
2. Анисимов, М. П. Структура техники смешанного боевого единоборства / М. П. Анисимов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 10 (116). - С. 10-13.
3. Ваганова, К. В. Особенности начального обучения в смешанном боевом единоборстве (ММА) / К. В Ваганова, А. Ю. Корчемный // Наука и спорт: современные тенденции и перспективы развития ММА в Российской Федерации: Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск. -2023. - С. 15-18.
4. Вареников, Н. А. Обучение технике и тактике ведения боя в смешанном боевом единоборстве (ММА) /. Н. А. Вареников, В. В. Коноплев, И. Е. Попова, О. В. Губин, М. С. Сандраков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 69-74.
5. Гаджиев, К. А. Подбор и продвижение спортсмена в индустрии смешанных единоборств / К. А. Гаджиев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 66-72.
6. Губин, О. В. Оценка технической подготовленности в
ситуативных промежуточных задач возникающих эпизодов поединка, способствует повышению эффективности формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет, занимающихся смешанными боевыми единоборствами «ММА», и успешности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, определяется ориентировочной основой действий в каждой ситуации и сохраняет свою тактическую значимость в соответствии с закономерностями взаимосвязи и взаимообусловленности эпизодов целостного поединка. Для восприятия учащимися поединка как системы содержания и структуры технических действий, условно выделенных эпизодов боя позволяет повысить эффективность подбора средств подготовки и осознания бойцами того, что представляет собой противоборство в целом и по частям; оценить эффективность разных технических приемов в различных ситуациях поединка. Эпизоды соревновательного поединка, рассматриваемые в данной статье, для тренеров-преподавателей и спортсменов обязательны в составе средств подготовки единоборцев от новичков до мастеров спорта.
смешанном боевом единоборстве (ММА) / О. В. Губин, Н. А. Вареников., С. С. Тютин, А. А. Обухов., И. В. Полуян // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2022. - № 2 (204). - С. 108-112.
7. Еганов, А. В. Проявление вестибулярной устойчивости в структуре отдельных параметров двигательно-координационных способностей занимающихся спортивными видами единоборств / А. В. Еганов, Ю. Е. Чибичик, В. С. Быков, Е. Т. Колунин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 7988.
8. Коноплев, В. В. Методические аспекты подготовки спортсмена к профессиональному поединку ММА / В. В. Коноплев // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 1 (30). - С. 100-107.
9. Мартин, А. А. Критерии оценки технико-тактических эпизодов противоборства в самбо / А. А. Мартин, А. В. Литманович, Г. М. Грузных // Физкультурное образование Сибири. - 2020. - № 2 (44). - С. 50-54.
10. Меркулов, А. В. Ситуационно-эпизодический подход построения учебно-тренировочного процесса по борьбе «Самбо» в рамках физического воспитания в вузе / А. В. Меркулов, Х. Х. Альжанов // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы : Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Россия, Омск, 29 апр. 2020 г.) / Ом. гос. техн. ун-т, Сев.-Казахст.
гос. ун-т им. М. Козыбаева. - Омск : Изд-во ОмГТУ. -2020. - С. 51-57.
11. Меркулов, А. В Теоретико-методические основы разработки отдельных характеристик эпизодов соревновательного поединка / А. В. Меркулов, Г. М. Грузных, Д. А. Иванов // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочного процессов в условиях вуза:Сборник материалов IV-й научн.-практ. конф. преподавателей и аспирантов - Омск : Из-во СибГУФК - 2016. - С. 8286.
12. Мордвинцев, Д. Н. Содержательно-количественные характеристики ^ревновательной деятельности спортсменов - участников крупнейших соревнований по смешанным видам единоборств (ММА) / Д. Н. Мордвинцев, В. Н. Клещев // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 4. - С. 13-15.
13. Попков, В. Н. Спортивная метрология: курс лекций / В. Н. Попков. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2004. - 184 с.
14. Сороканюк, О. В. Анализ технических действий и структурных элементов в системе техники смешанных единоборств / О. В. Сороканюк // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 5 (159). - С. 275-277.
15. Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. - 2004. - 218 с.
16. Токсанов, С. Е. Динамика показателей технической и координационной подготовленности кикбоксеров в
REFERENCES
1. Alzhanov, Kh. Kh. Technical and tactical arsenal of fighters in mixed martial arts "MMA" / Kh. Kh. Alzhanov, A. E. Kuritsyna, D. A. Ivanov // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2022. - No. 2 (204). - pp. 13-17.
2. Anisimov, M. P. Structure of mixed martial arts technique / M. P. Anisimov // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2014. - No. 10 (116). - pp. 10-13.
3. Vaganova, K. V. Features of initial training in mixed martial arts (MMA) / K. V Vaganova, A. Yu. Korchemny // Science and sport: current trends and prospects for the development of MMA in the Russian Federation: Collection of materials of the All-Russian scientific- practical conference. Khanty-Mansiysk. - 2023. - pp. 15-18.
4. Varenikov, N. A. Training in techniques and tactics of combat in mixed martial arts (MMA) /N. A. Varenikov, V. V. Konoplev, I. E. Popova, O. V. Gubin, M. S. Sandrakov // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2019. - No. 11 (177). - pp. 69-74.
5. Gadzhiev K.A. Selecting and promoting an athlete in the mixed martial arts industry. Science and sport: current trends. 2022, vol. 10, no.3, pp. 66-72 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308- 8826-2022-10-3-66-72.
6. Gubin, O. V. Assessment of technical readiness in mixed martial arts (MMA) / O. V. Gubin, N. A. Varenikov., S. S. Tyutin, A. A. Obukhov., I. V. Poluyan // Scientific notes of
ходе обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей / С. Е.Токсанов, И. Ю. Горская, А. С. Дмитриенко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 95-102.
17.Chernozub, A. et al. Modelling Mixed Martial Arts Power Training Needs Depending on the Predominance of the Strike or Wrestling Fighting Style, Ido movement for culture // Journal of Martial Arts Anthropology. -
2018. - 18(3). - Р. 28-36. doi: 10.14589/ido.18.3.5.
18. Chernozub, A. et al. Peculiarities of correcting load parameters in power training of mixed martial arts athletes // Journal of Physical Education and Sport. -
2019. - 19 (70). - Р. 481-488. doi:10.7752/jpes.2019. s2070.(2019).
19. James, L.P. et al. Towards a Determination of the Physiological Characteristics Distinguishing Successful Mixed Martial Arts Athletes A Systematic Review of // CombatSport Literature. Sports Medicine. - 2016.
- 46(10). - Р. 1525-1551. doi: 10.1007/s40279-016-0493-1.
20. James, L.P. et al. Identifying the performance characteristics of a winning outcome in elite mixed martial arts competition // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2017. - 20 (3). - Р. 296-301. doi: 10.1016/j. jsams.2016.08.001
21. Kirk, C. et al. Does anthropometry influence technical factors in competitive mixed martial arts? // Human Movement. - 2018. - 19 (2). - Р. 46-59. doi: 10.5114/ hm.2018.74059
the University named after. P.F. Lesgaft. - 2022. - No. 2 (204). - pp. 108-112.
7. Eganov A.V., Chibichik Yu.E., Bykov V.S., Kolunin E.T. Manifestation of vestibular stability in the structure of individual parameters of motor-coordinating abilities of those practicing martial arts. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 79-88 (in Russ.) DOI:10.36028/2308-8826-2022-10-1-79-88.
8. Konoplev, V. V. Methodological aspects of preparing an athlete for a professional MMA fight / V. V. Konoplev // World of pedagogy and psychology. - 2019. - No. 1 (30).
- pp. 100-107.
9. Martin, A. A. Criteria for assessing technical and tactical episodes of confrontation in sambo / A. A. Martin, A. V. Litmanovich, G. M. Gruznykh // Physical education in Siberia. - 2020. - No. 2 (44). - pp. 50-54.
10. Merkulov, A. V. Situational-episodic approach to constructing the educational and training process in Sambo wrestling within the framework of physical education at a university / A. V. Merkulov, Kh. Kh. Alzhanov // Physical education and sport in the education system: current state and prospects : Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Russia, Omsk, April 29, 2020) / Omsk State Technical University, North Kazakhstan. state University named after M. Kozybaev. - Omsk : Omsk State Technical University Publishing House. - 2020. - pp. 51-57.
11. Merkulov, A. V. Theoretical and methodological foun-
dations for the development of individual characteristics of episodes of a competitive match / A. V. Merku-lov, G. M. Gruznykh, D. A. Ivanov // Organizational and methodological aspects of educational and training processes in a university environment : Collection of materials of IV scientific-practical conference of teachers and graduate students - Omsk: SibGUFK Publishing House - 2016. - pp. 82-86.
12. Mordvintsev, D. N. Content-quantitative characteristics of the competitive activity of athletes - participants in the largest competitions in mixed martial arts (MMA) / D. N. Mordvintsev, V. N. Kleshchev // Bulletin of sports science. - 2017. - No. 4. - pp. 13-15.
13. Popkov, V. N. Sports metrology: a course of lectures / V. N. Popkov. - Omsk: Publishing house SibGUFK, 2004. -184 p.
14. Sorokanyuk, O. V. Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts technique / O. V. Sorokanyuk // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2018. - No. 5 (159). - pp. 275-277.
15. Starichenko, B. E. Processing and presentation of pedagogical research data using a computer / B. E. Starichenko. - Ekaterinburg: Ural. state ped. University. - 2004. - 218 p.
16. Toksanov S. E., Gorskaya I.Yu., Dmitrienko A.S. Dynamics of indicators of technical and coordinating fitness of kissboxers during training attacking actions with the associated development of coordination abilities.
Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.4, pp. 95-102 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-202210-4-95-102
17.Chernozub, A. et al. Modelling Mixed Martial Arts Power Training Needs Depending on the Predominance of the Strike or Wrestling Fighting Style, Ido movement for culture // Journal of Martial Arts Anthropology. -
2018. - 18(3). - P. 28-36. doi: 10.14589/ido.18.3.5.
18. Chernozub, A. et al. Peculiarities of correcting load parameters in power training of mixed martial arts athletes // Journal of Physical Education and Sport. -
2019. - 19 (70). - P. 481-488. doi:10.7752/jpes.2019. s2070.(2019).
19. James, L.P. et al. Towards a Determination of the Physiological Characteristics Distinguishing Successful Mixed Martial Arts Athletes A Systematic Review of // CombatSport Literature. Sports Medicine. - 2016. -46(10). -P. 1525-1551. doi: 10.1007/s40279-016-0493-1.
20. James, L.P. et al. Identifying the performance characteristics of a winning outcome in elite mixed martial arts competition // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2017. - 20 (3). - P. 296-301. doi: 10.1016/j. jsams.2016.08.001
21. Kirk, C. et al. Does anthropometry influence technical factors in competitive mixed martial arts? // Human Movement. - 2018. - 19 (2). - P. 46-59. doi: 10.5114/ hm.2018.74059
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Альжанов Ханат Худайбергенович (Alzhanov Khanat Khudaibergenovich) - кандидат педагогических наук, доцент; Омский государственный технический университет; 644050, Омская обл., г. Омск, ул. Мира, д. 11; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-7640-9302.
Авдеенко Дмитрий Викторович (Avdeenko Dmitry Viktorovich) - преподаватель; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского; 644053, Омская обл., г. Омск, ул. Нефтезаводская, 11; е-mail: avdeenko-83@ mail.ru; ORCID: 0009-0004-1771-5271.
Поступила в редакцию 30 января 2024 г. Принята к публикации 26 февраля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Альжанов, Х.Х. Формирование технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода / Х. Х. Альжанов, Д. В. Авдеенко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1 -С. 30-37 . DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-30-37
FOR CITATION
Alzhanov H.H., Avdeenko D.V. formation of a technical and tactical arsenal of 15-17 years old fighters in mixed martial arts "MMA" based on situational and episodic approach. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. -pp. 30-37 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-30-37