ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ
СПОРТА, ТУРИЗМА
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, TOURISM
УДК 76.8 ББК 75
DOI 10.47475/2500-0365-2023-18104
СФОРМИРОВАННОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ 12—18 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ
Ф. В. Емельяненко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
Представлены результаты изучения сформированности духовно-нравственных качеств спортсменов 12— 18 лет на этапе спортивной специализации в смешанном боевом единоборстве (СБЕ/ММА). В настоящее время у значительной части спортсменов в возрасте 12—18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА), занимающихся в специализированных спортивных школах, выявлен недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности. Необходимо научное обоснование и разработка программы воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности и алгоритма ее реализации в системе подготовки СБЕ (ММА). При этом, содержание духовно-нравственного развития и воспитания должно опираться на базовые национальные ценности.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственные качества, воспитание, развитие, спортсмены, смешанное боевое единоборство (mixed martial arts) (СБЕ/ММА).
Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения всегда и во все времена находятся в поле зрения общества. Особенно остро эта проблема проявилась в конце ХХ и начале ХХ! века в нашей стране. Причин этому достаточно много и одна из главных — это отказ от идеологии прошлого, когда теряется связь с многовековой историей и традициями нашего государства. Острый дефицит новых социально привлекательных идей, способных объединить общество на основе духовно-нравственных ценностей, привел к снижению показателей духовности и нравственности молодежи.
Ю. Д. Железняк и П. К. Петров (2002) считают, что «Духовность — это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов» [12].
В связи с изменениями в законе об образовании от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и ориентацией современной системы образования всех уровней на повышение качества воспитания, вопросы духовного и нравственного становления растущего человека в России приобретает доминирующее положение [4; 7; 13; 14; 17].
Как отмечают В. М. Меньшиков и В. В. Акинь-шин (2014), сегодня с помощью физической культуры и спорта необходимо решать задачи не только физического развития, но и целый комплекс педагогических задач воспитания личности [12].
Еще И. Ф. Свадковский (1972) справедливо заметил, что «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины
были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» [15].
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014) [8].
В. И. Старшинов (1975) отмечал многогранность воспитательных воздействий с порта, ие только на физическое развитие, но и на воспитание волевых, духовных и нравственных качеств личности в целом [2].
Духовно-нравственное воспитание в спорте — это сложный педагогический процесс, трерующой постоянного обновления и совершенствования.
В. М. Воронов (2019) справедливо обпоначают недостаточность внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания в системе подготовки СБЕ (ММА) [5].
В современных условиях, необходимо в оолной мере использовать воспитательный потенциал системы подготовки СБЕ (ММА) для решения задич воспитания духовно-нравственных качуеон оич-ности спортсменов.
Цель исследования: определить уровень сфоу-мированности духовно-нравственных качентн спортсменов 12—18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА).
Материал и методы исследования Иаследоса-ние проходило на базе АНО «Академия смешанного боевого единоборства ММА» (г. ОнниоесС, КУ г. Омска «Спортивный клуб А.М.Пушни-цы» (г. Омск) и МАУ «СШОР им. А. Невского» (г. Старый Оскол). В констатирующем эксперименте принял участие 101 спортсмен в возрасюе 12—18 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и лита-ратуры; эмпирические методы; констатаную-цст эксперимент; методы математической статистики.
В качестве основных диагностических методик были использованы: «Диагностика нравсуюотаус самооценки» (Л. Н. Колмогорцева) для выявле-
ния уровня нравственной самооценки: высокого, среднего или низкого; методика «Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников» (П. В. Степанова), направлена на изучение уровня сформированности толерантности (или нетолерантности); методика «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский), предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), позволяет определить позитивную агрессивность, негативную агрессивность, как обобщенный показатель конфликтности.
Для выявления факторов, влияющих на спортивный результат, было проведено анкетирование 30 тренеров. Ответы участников анкетирования нодуррелись нанжщтовноою.Распредеуосисран-гов по проводилось по формуле 1:
(и + 1)и = (7 + 1)7 = 28
2
2
(1)
где п — количество пунктов анкеты, а X = 28 — сумма номероввопросованкеты,котораядолжна совпасть с суммой рангов, присвоенных каждому вопросу.
Результаты исследования и их обсуждение.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что наибольший интерес у специалистов вызывает возраст 12—18 лет, так как активные занятия спортом охватываютдовольно непродолжительный период в жизни человека. Поэтому, именно этот период чрезвычайно важен, поскольку он является наи-болеесенситивным дляформированияиразвития духовных и нравственных качеств личности [10].
Наш собственный многолетний опыт подготовки к соревнованиям, а также педагогической (тренерской)деятельности, свидетельствуют,что наиболее значима синергия научно-методического обоснования организациитакойработы всистеме подготовки в СБЕ (ММА), для чего необходимо комплексное исследование уровня сформирован-ности духовно-нравственных качеств личности спортсменов [9; 11].
На рис. 1. представлены результаты диагностики нравственной самооценки спортсменов 12—18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА), которые свидетельствуют о том, что у значительной части спортсменов уровень самооцен-кинравственныхкачеств соответствует значениям «ниже среднего» (39,60 %) и «низкий» (39,60 %).
Рис. 1. Уровень нравственной самооценки спортсменов на этапе спортивной специализации
в СБЕ эЭм4П Помучцнные резулкоатыдимгнмстики уровня с«>ормированнисти пзБаменакистш, паевслоюс смилать выпод о том, чмо м подавляющие) Сомь-шинства спортсменов (96,04 %) отмечается невы-сесмИ уро/ммо тоосрамтно сти Срис.2.).
3,96%
невысокий уровень толерантности
■ высокий уровень толерантности
Рис. 2. Уровень сформированности толерантности спортсмеов на этапе ссортицций спициалииацпи в СБЕ (ММА)
Анализ данных, полученныхпометодике «Шкалссовестлавости», щгпдотсвлтнкым пе риз. И,по«теерждаеа, еио дзынокию) усовенп — у ЗСмР> СР рмн)[мтоэеци«тя, «сзезним» — у СО,60 %, С1то сзсчавнмет ан;рчи]е[^ чостз опркаммонов УНМйР (ММА). О та асе вреем уровень «нвжи суррдмго» составляет у 4,95 % занимающихся, а у 14,85 % спорнскзсезц — поирзанмои оовесолнвооти тахо-дятся на «низком» уровне.
высокий I средний I ниже среднего низкий
Рис. 3. Уровень совестливости спортсменов на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА)
Высокий уровень негативной агрессивности можно соотнести с высоким и средним уровнем конфликтности. Суммарная оценка показателей бескомпромиссности, вспыльчивости, обидчивости, подозрительности позволяет говорить об уровне конфликтности спортсменов (рис. 5). Среди спортсменов, практически в равных пропорциях был выявлен «средний» (51,48 %) и «высокий» ОМПЦУ ПТ) урнвемо «чифя^^ами
Н егати вная агрессивность
■ низкий ■средний ■ высокий
Позитивная агрессивность
■ низкий ■ средний ■ высокий
Рис. 4. Уровень личностной агрессивности спортсменов на этапе спортивной специализации
ессм рммлл
По oBomno В. М. Воронова, А. А. Горелова, В. П. Сущенко, А. П. Хлопецкого (2015), нравственное воспитание спортсменов, специализирующихся в СБЕ (ММА), закладывает фундамент их нравственного поведения, в основе которого ле жат глубинные мотивы, которые управляют поступками человека. Однако воспитание нравственности в системе подготовки в СБЕ (ММА) проводится эпизодически и бессистемно [6].
A.L.C. Fung, T.K.H. Lee (2018) и T.B. Mickels-son (2020) считают, что в систему подготовки
единоборцев необходимо вводить философские и этическиекодексы, включающие медитацию, правила поведения на соревнованиях для закре-плкшд нравственных ценностей, что способствует снижению гнева и агрессии [19; 20].
Конфликтно кть
низкий " средний ■ высокий
Рис. 5. Уровень конфликтности спортсменов на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА)
Полученные нами р^езух^^т^^^ы, ^едставленные в табл., подтверждают точку зрения, высказанную отечественными и зарубежными специалистами, так из 30 опрошенных тренеров-преподавателей, имеющих стаж иедагогической деятлльсюлти бо-лее 5 лет — большинство, не уделяет должного внимааия воспитгншт доковлс-нравлкведнык да-честв, так как на первое место выходит достижение спортивного результата.
Сравнение наиболее значимых фактыров, влмюжщиы на спортивный результат ср мнению тфенидов (п = 30)
Расположение
Факло ры, влияющие факторов
на спортивным результат по оценке эксперта
Духовно-нравственные качества 6—7
Матеенальнл-техтическсе условлк 6—7
Особенности телосложения 5
П(иотлогилеские качества 4
Тактическая подготовленность 2—3
Ттхничегтат скдгстолленностт 2—3
Физическая подготовленность 1
В. В. Белорусова (1974) подчеркивает, что важнейшей категорией подготовки спортсменов является воспитание морально-нравственных качеств. В исследованиях С. М.А шкинази, В. Л. Марищу-ка (2006), А. Ф. Шестак (2003), А. Е. Батурина (2006) и др. отмечается необходимость нравственного воспитания единоборцев [1; 2; 3; 18].
Как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, духовное и нравственное воспитание являются важной составляющей в воспитании
спортсменов-единоборцев, но такая работа тре-нерамиведется фрагментарно, не систематически.
Выводы. Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что результаты нашего исследования, свидетельствуют, что в настоящее время у значительной части спортсменов в возрасте 12—18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА), занимающихся в специализированных спортивных школах, выявлен недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что необходимо научное обоснование и разработка программы воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности и алгоритма ее реализации в системе иодготовкиСБЕ (ММА). При этом, содержание духовно-нравственного развития и воспитания, на наш взгляд, должно опираться на базовые национальные ценности.
Список литературы
1.Ашкинази, С. М. О специфическом принципе воспитания в процессе обучения единоборствам / С. М Ашкнаази, В. Л. Марищук // Термины и понятия в сфере физической культуры. — СПб., СПГУФК им. П.Ф. Лесгафта, —2006. — С. 21— С2.
2. Батурин, А. Е. Развитие личностных свойств и Визичетких качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. нави / А. С. Батурин. — СПб., 2006. — 19 с.
3. Белорусова, В. В. Воспитание в спорте / В. В. Белоусова. — М. : ФИС, 1974. — 117 с.
4. Васильев, П. В. Духовно-нравственное раз-витаа юного сАортсмена в системе дополнительного образования / П. В. Васильев // European sooial sconce journal. — 2011.— № 7 (10). — О. 250—А57 .
5. Воронов, В. М. Прогнозирование и отбор в системе подготовки спортсменов, специализирующихся в смешанных единоборствах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Воронов. — Тамбов, 2019. — 24 с.
6. Воронов, В. М. О психомоторных и духовно-нравственных детерминантах спортивного отбора в смешанные единоборства / В. М. Воронов, А. А. Горелов, А. П. Хлопецкий // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 2. — С. 54—56.
7. Гатилова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание в истории европейского образования (историко-педагогический анализ) / Н. Н. Гатилова, В. М. Меньшиков, А. Б. Хохлова //
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 27(170). — С. 223—231.
8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования /
A. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2014. — 23 с.
9. Емельяненко, Ф. В. Теоретическое обоснование модели воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, Л. Н. Волошина, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 4. — С. 17—18.
10. Емельяненко, Ф. В. Уровень сформирован-ности духовно-нравственных качеств спортсменов, занимающихся смешанным боевым единоборством / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков,
B. Н. Кормакова, Н. В. Балышева // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 2. — С. 201—205.
11. Емельяненко, Ф. В. Критерии сформирован-ности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, В. Н. Корма-кова, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 6.— С. 20—22.
12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
13. Корольков, А. А. Духовный смысл русской культуры / А. А. Корольков. — СПб., 2006. — 739 с.
14. Лифинцева, Н. Н. К. Д. Ушинский о миссии и роли учителя в культуре и образовании / Н. Н. Лифинцева // Материалы VI Всероссийской науч-
но-образовательных Знаменских чтений «Духовные ценности российского общества в XXI в.» / Н. Н. Лифинцева. — Курск : Изд-во Курск, гос. ун-та, 2010.
15. Меньшиков, В. М. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев / В. М. Меньшиков, В. В. Акинь-шин // Известия ВГПУ — 2014. — №3 (264). — С. 123—126.
16. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание в семье — И.Ф. Свадковский. — M., 1972. — 143 с.
17. Хохлова, А. Б. Проблема подготовки учителя в педагогическом наследии Феофана Затворника / А. Б. Хохлова // Материалы IX Всеросийских научно-образовательных Знаменских чтений. XII Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика К. Д. Ушинского и психолого-педагогическая подготовка современного учителя» / А. Б. Хохлова. — Курск : Изд-во Курского гос. ун-та, 2013.
18. Шестак, А. Ф. Проявление агрессивности и ее коррекция в ходе подготовки по спортивным единоборствам с опорой на средства педагогического контроля : дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Шестак. — СПб., 2003. — 157 с.
19. Fung, ALC, Lee, TKH. (2018)/ Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 39(5): 404—414.
20. Mickelsson, TB. (2020). Modern unexplored martial arts—what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? European Journal of Sport Science, 20(3): 386-393.
Поступила в редакцию 10 июля 2022 г.
Для цитирования: Емельяненко, Ф. В. Сформированность духовно-нравственных качеств личности спортсменов 12—18 лет на этапе спортивной специализации в смешанном боевом единоборстве / Ф. В. Емельяненко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 28—34.
Сведения об авторе
Емельяненко Федор Владимирович — Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород. ORCID ID: 0000-0002-3441-6720 Email: emelyanenko_76@internet.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2023, vol. 8, no. 1, pp. 28—34.
The formation of spiritual and moral qualities of the personality
of athletes aged 12—18 at the stage of sports specialization in mixed martial arts
Emelyanenko F.V.
Belgorod State National Research University, Belgorod. emelyanenko_76@internet.ru
The results of studying the formation of spiritual and moral qualities of athletes aged 12—18 years at the stage of sports specialization in mixed martial arts (SBE/MMA) are presented. Currently, a significant part of athletes aged 12—18 years at the stage of sports specialization in the SBU (MMA), engaged in specialized sports schools, revealed an insufficient level of formation of spiritual and moral qualities of the individual. It is necessary to scientifically substantiate and develop a program for the upbringing and development of spiritual and moral qualities of a person and an algorithm for its implementation in the SBE (MMA) training system. At the same time, the content of spiritual and moral development and education should be based on basic national values.
Keywords: spirituality, morality, spiritual and moral qualities, upbringing, development, athletes, mixed martial arts (MMA).
References
1. Ashkinazi S.M., Marischuk V.L. O spetsifich-eskom printsipe vospitaniya v protsesse obucheniya edinoborstvam [On the specific principle of education in the process of teaching martial arts]. Terminyi i ponyatiya v sfere fizicheskoy kulturyi [erms and concepts in the field of physical culture]. St. Pterburg, 2006. Pp. 21—22. (In Russ.).
2. Baturin A.E. Razvitie lichnostnyih svoystv i fi-zicheskih kachestv pri obuchenii voennosluzhaschih rukopashnomu boyu : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of personal properties and physical qualities in the training of military personnel in hand-to-hand combat. Abstract of thesis]. St. Pterburg, 2006. 19 p. (In Russ.).
3. Belorusova V.V. Vospitanie v sporte [Education in sports]. Moscow, 1974. 117 p. (In Russ.).
4. Vasilev P.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie yu-nogo sportsmena v sisteme dopolnitelnogo obrazo-vaniya [Spiritual and moral development of a young athlete in the system of additional education]. European social science journal [European social science journal], 2011, no. 7 (10), pp. 250—257. (In Russ.).
5. Voronov V.M. Prognozirovanie i otbor v sisteme podgotovki sportsmenov, spetsializiruyuschih-sya v smeshannyih edinoborstvah. Abstract of thesis [Forecasting and selection in the training system of athletes specializing in mixed martial arts]. Tambov, 2019. 24 p. (In Russ.).
6. Voronov V.M., Gorelov A.A, Hlopetskiy A.P. O psihomotornyih i duhovno-nravstvennyih determinan-tah sportivnogo otbora v smeshannyie edinoborstva [On psychomotor and spiritual and moral determinants of sports selection in mixed martial arts]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2022, no. 2, pp. 54—56. (In Russ.).
7. Gatilova N.N., Menshikov V.M., Hohlova A.B. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v istorii evrope-
yskogo obrazovaniya (istoriko-pedagogicheskiy analiz) [Spiritual and moral education in the history of European education (historical and pedagogical analysis)]. Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki [Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities], 2013, no. 27(170), pp. 223—231. (In Russ.).
8. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obsche-go obrazovaniya [he concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education]. Moscow, 2014. 23 p. (In Russ.).
9. Emelyanenko, F.V., Kondakov V.L., Voloshi-na L.N., Kopeykina E.N. Teoreticheskoe obosnovanie modeli vospitaniya duhovno-nravstvennyih kachestv lichnosti v sisteme podgotovki MMA [Theoretical substantiation of the model of education of spiritual and moral qualities of a person in the MMA training system]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2022,no. 4, pp. 17—18. (In Russ.).
10. Emelyanenko F.V., Kondakov V.L., Kormak-ova V.N., Balyisheva N.V. Uroven sformirovannosti duhovno-nravstvennyih kachestv sportsmenov, za-nimayuschihsya smeshannyim boevyim edinobor-stvom [Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of athletes of mixed martial arts]. Sovremennyie naukoemkie tehnologii [Theory and practice of physical culture], 2022,no. 2, pp. 201—205. (In Russ.).
11. Emelyanenko F.V., Kondakov V.L., Kormak-ova V.N., Kopeykina E.N. Kriterii sformirovannosti duhovno-nravstvennyih kachestv lichnosti sports-menov smeshannyih boevyih edinoborstv [Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of
the personality of athletes of mixed martial arts]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2022, no. 6, pp. 20—22. (In Russ.).
12. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovyi nauch-no-metodicheskoy deyatelnosti v fizicheskoy kulture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activity in physical culture and sports]. Moscow, 2002. 264 p. (In Russ.).
13. Korolkov A.A. Duhovnyiy smyisl russkoy kulturyi [The spiritual meaning of Russian culture]. St. Pterburg, 2006. 739 p. (In Russ.).
14. Lifintseva N.N. K.D. Ushinskiy o missii i roli uchitelya v kulture i obrazovanii [Ushinsky on the mission and role of the teacher in culture and education]. Materialyi VI Vserossiyskoy nauchno-obrazo-vatelnyih Znamenskih chteniy «Duhovnyie tsennosti rossiyskogo obschestva v XXIv.» [Materials of the VI All-Russian Scientific and educational Znamensky readings "Spiritual values of Russian society in the XXI century"]. Kursk, 2010. (In Russ.).
15. Menshikov V.M., Akinshin V.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme podgotovki sports-menov-edinobortsev [Spiritual and moral education in the training system of martial artists]. Izvestiya VGPU [Izvestiya VSPU], 2014, no. 3 (264), pp. 123—126. (In Russ.).
16. Svadkovskiy I.F. Nravstvennoe vospitanie v sem'e. Moscow, 1972. 143 p. (In Russ.).
17. Hohlova A.B. Problema podgotovki uchitelya v pedagogicheskom nasledii Feofana Zatvornika [The problem of teacher training in the pedagogical heritage of Feofan the Recluse]. Materialyi IX Vserosiyskih nauchno-obrazovatelnyih Znamenskih chteniy. XII Vserossiyskaya nauchno-praktiches-kaya konferentsiya «Pedagogika K. D. Ushinskogo i psihologo-pedagogicheskayapodgotovka sovremen-nogo uchitelya» [Materials of the IX All-Russian Scientific and educational Znamensky readings. XII All-Russian scientific and practical conference "Pedagogy of K. D. Ushinsky and psychological and pedagogical training of a modern teacher"]. Kursk, 2013. (In Russ.).
18. Shestak A.F. Proyavlenie agressivnosti i ee korrektsiya v hode podgotovki po sportivnyim edin-oborstvam s oporoy na sredstva pedagogicheskogo kontrolya : dis. ... kand. ped. nauk []. St. Pterburg, 2003. 157 p. (In Russ.).
19. Fung, ALC, Lee, TKH. (2018). Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 39(5): 404—414.
20. Mickelsson, TB. (2020). Modern unexplored martial arts—what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? European Journal of Sport Science, 20(3): 386-393.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/