Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)'

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / система подготовки / этап спортивной специализации / духовно-нравственные качества / единоборцы / СБЕ/ММА (Mixed martial arts) / education / training system / stage of sports specialization / spiritual and moral qualities / martial artists / SBE/MMA (Mixed martial arts)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельяненко Федор Владимирович

Теоретически обоснованы возможности СБЕ (ММА) в развитии духовно-нравственных качеств личности спортсменов. Доказана эффективность применения разработанной методики по духовно-нравственному воспитанию единоборцев в возрасте 12–18 лет в системе подготовки в СБЕ (ММА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельяненко Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES PERSONALITIES AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION IN MIXED MARTIAL ARTS (MMA)

The possibilities of SBU (MMA) in the development of spiritual and moral qualities of the personality of athletes are theoretically substantiated. The article proves the effectiveness of the developed methodology for the spiritual and moral education of martial artists aged 12–18 years in the training system in the SBE (MMA).

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)»

УДК 796.8:796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-78-86

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)

Ф.В. Емельяненко

Теоретически обоснованы возможности СБЕ (ММА) в развитии духовно-нравственных качеств личности спортсменов. Доказана эффективность применения разработанной методики по духовно-нравственному воспитанию единоборцев в возрасте 12-18 лет в системе подготовки в СБЕ (ММА).

Ключевые слова: воспитание, система подготовки, этап спортивной специализации, духовно-нравственные качества, единоборцы, СБЕ/ММА (Mixed martial arts).

EDUCATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES PERSONALITIES AT THE STAGE

OF SPORTS SPECIALIZA TION IN MIXED MARTIAL ARTS (MMA)

Emelyanenko F.V., postgraduate student, honored master of sports of Russia, emelyanenko 76@intemet.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University

Емельяненко Федор Владимирович, аспирант, заслуженный мастер спорта России, emelyanenko 76@intemet.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Научный руководитель: Кондаков Виктор Леонидович, д-р пед. наук, проф., kondakov@bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколе -ния всегда и во все времена находятся в поле зрения общества. В нашей стране особенно остро эти вопросы проявилась в конце ХХ и начале XXI вв. Причин этому достаточно много, и одна из главных - это отказ от идеологии прошлого, когда теряется связь с многовековой историей и традициями российского государства. Острый дефицит новых социально привлекательных идей, способных объединить общество на основе духовно-нравственных ценностей, привел к снижению показателей духовности и нравственности молодежи.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на пе -риод до 2025 года обозначено, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].

The possibilities of SBU (MMA) in the development of spiritual and moral qualities of the personality of athletes are theoretically substantiated. The article proves the effectiveness of the developed methodology for the spiritual and moral education of martial artists aged 12-18 years in the training system in the SBE (MMA).

Key words: education, training system, stage of sports specialization, spiritual and moral qualities, martial artists, SBE/MMA (Mixed martial arts).

В настоящее время в российском обществе активно обсуждается проект Указа «Об утверждении основ государственной политики по сохра -нению и укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей» (представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ). Данный указ разработан в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2]. В представленном проекте перед российским обществом ставится задача противодействия «деструктивной идеологии», обеспечения «морального лидерства Рос -сии в международных отношениях как хранителя общечеловеческих цен -ностей», подчеркивается, что «идеологическое и психологическое воздействие на граждан России ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включающей культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России» [2].

Духовно-нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс, требующий постоянного обновления и совершенствования.

В современных условиях необходимо в полной мере использовать воспитательный потенциал спорта для решения задач воспитания и развития духовных и нравственных качеств личности молодежи. Если хотим сделать Россию успешной и конкурентоспособной на мировой арене не только сегодня и завтра, но на многие годы вперед, то есть в долгосрочной перспективе, то неизбежно приходим к тому, что нужно обратиться к про -блеме воспитания молодежи. Успех нации в широком плане зависит от ус -пешного решения этой проблемы. Все в целом определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования - определить воспитательное воздействие экспериментальной методики на духовно-нравственные качества единоборцев в возрасте 12-18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА).

Задачи исследования:

1) теоретически обосновать возможности СБЕ (ММА) в развитии духовно-нравственных качеств личности спортсменов;

2) экспериментально проверить эффективность программы и алгоритма реализации модели воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности спортсмена на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА).

Методика и организация исследования. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и литературы, эмпирические методы, педагогический (формирующий) эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проходило на базе МАУ «СШОР им. А. Невского» (г. Старый Оскол). В педагогическом эксперименте с сентября 2021 года по июнь 2022 года приняли участие 45 спортсменов в возрасте 12-18 лет: экспериментальная группа (ЭГ) - 22 чел., контрольная (КГ) - 23 чел.

В качестве основных диагностических методик были использованы: методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас) - для выявления преобладающих целей занятий спортом, и методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников) - для определения уровня важности различных причин, которые стимулировали спортсмена для занятий выбранным видом спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В возрасте 12-18 лет единоборцы в основном находятся на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА). Этот возраст соответствует наиболее активным занятиям спортом большого количества молодежи.

Собственный многолетний опыт педагогической деятельности, а также анализ психолого-педагогической литературы позволяют сделать вывод, что данный возраст наилучшим образом соответствует для воспитания и развития личности спортсменов, в том числе и духовно-нравственных качеств.

Разработанная методика воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности включает программу и модель ее реализации в системе подготовки СБЕ (ММА) [3].

Для оценки эффективности экспериментальной методики воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки СБЕ (ММА) были использованы методики, позволяющие выявить и изучить мотивы занятий спортом (А.В. Шаболтас, В.И. Тропников). До начала педагогического эксперимента у спортсменов экспериментальной и кон -трольной групп были однородные значения по этим методикам.

После внедрения разработанной методики в процесс спортивной подготовки на этапе спортивной специализации СБЕ (ММА), между группами спортсменов, принимавших участие в эксперименте, были выявлены достоверные различия по ряду значений (табл. 1 и 2).

Так, при анализе полученных результатов по методике «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас) установили, что у спортсменов ЭГ, произошли достоверно значимые изменения личностных смыслов, увеличились показатели мотивов, отражающие духовное и нравственное состояние спортсменов: социально-морального (с 9,48±0,20 до 10,90±0,68 балла), гражданско-патриотического (с 7,90±0,26 до 8,67±0,26 балла) и достижения успеха в спорте (с 11,57±0,66 до 13,76±0,84 балла). Данные мотивы после окончания эксперимента заняли более высокую позицию в их распределении по значимости (табл. 1).

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента по методике «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас), баллы

Мотивы Эмоциональное удовольствие Социальное самоутверждение Физическое самоутверждение Социально-эмоциональный Социально-моральный Достижение успеха в спорте Спортивно-познавательный Рационально-волевой (рекреационный) Подготовке к профессиональной деятельности Гражданско-патриотический

U о Позиция О « 4 2 1 5 7 3 6 10 9 8

после 7 3 1 4 5 2 8 10 9 6

Значение о « 9,62 ±0,19 11,62 ±0,77 12,67 ±0,73 9,57 ±0,45 9,48 ±0,20 11,57 ±0,66 9,52 ±0,35 4,00 ±0,42 4,24 ±0,41 7,90 ±0,26

после 8,48 ±0,58 11,52 ±0,81 14,48 ±0,74 10,95 ±1,15 10,90 ±0,68 13,76 ±0,84 7,90 ±0,73 4,05 ±0,49 4,38 ±0,44 8,67 ±0,26

tрасч. 1,88 0,09 1,74 1,11 2,03* 2,05* 2,00 0,07 0,24 2,06*

U « Позиция о « 4 3 1 5 6 2 7 9 10 8

после 7 4 1 5 6 2 8 9 10 3

Значение о « 9,32 ±0,60 9,55 ±0,79 12,59 ±1,05 9,00 ±0,92 8,91 ±0,82 10,95 ±0,96 8,64 ±0,83 4,95 ±0,42 4,55 ±0,44 8,59 ±0,25

после 8,05 ±0,52 9,27 ±0,84 12,45 ±1,05 8,86 ±0,90 8,68 ±0,70 10,41 ±0,70 7,55 ±1,03 5,18 ±0,45 5,14 ±0,45 9,82 ±0,57

tрасч. 1,61 0,24 0,09 0,11 0,21 0,46 0,83 0,37 0,94 1,97

Достоверность различий между ЭГ и КГ Орасч.) о « 0,48 1,87 0,06 0,56 0,67 0,53 0,99 1,61 0,51 1,89

после 0,55 1,93 1,57 1,43 2,23* 3,06* 0,29 1,70 1,20 1,84

Примечание: * - достоверность различий по t-критерию Стьюдента.

После эксперимента у спортсменов ЭГ значения этих же мотивов стали достоверно лучше, чем у спортсменов КГ. Вместе с тем в КГ можно отметить положительные изменения в позиции и значениях гражданско -патриотического мотива. В то же время достоверно значимых изменений в КГ среди всех показателей мотивов по методике А.В. Шаболтас не произошло.

Экспериментально определено, что достоверно значимые изменения в позиции по методике «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников) были выявлены только у единоборцев ЭГ (табл. 2).

Таблица 2

Результаты педагогического эксперимента по методике «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников), баллы

Мотивы Общение Познание Материальные блага Развитие характера и психических качеств Физическое совершенство Улучшение самочувствия и здоровья Эстетическое удовольствие и острые ощущения Приобретение полезных для жизни умений и навыков Потребность в одобрении Повышение престижа желание славы Коллективистическая направленность

U о Позиция о « 5 11 4 10 3 9 7 6 2 1 8

после 7 11 6 8 2 10 9 4 3 1 5

Значение о « 2,02 ±0,07 1,45 ±0,06 2,10 ±0,09 1,67 ±0,05 2,39 ±0,06 1,76 ±0,06 1,90 ±0,05 1,97 ±0,07 2,55 ±0,12 2,87 ±0,06 1,86 ±0,05

после 2,00 ±0,08 1,46 ±0,06 2,17 ±0,08 1,70 ±0,03 2,54 ±0,05 1,68 ±0,05 1,78 ±0,04 2,59 ±0,11 2,60 ±0,12 3,10 ±0,09 2,24 ±0,09

tpac4. 0,17 0,13 0,59 0,57 1,95 0,95 1,78 4,91* 0,28 2,18* 3,86*

U « Позиция о « 4 11 5 10 2 9 8 6 3 1 7

после 4 9 5 10 3 11 8 7 2 1 6

Значение о « 2,15 ±0,08 1,52 ±0,06 2,14 ±010 1,56 ±0,04 2,52 ±0,06 1,73 ±0,06 1,89 ±0,05 2,03 ±0,08 2,45 ±0,12 2,96 ±0,08 1,97 ±0,07

после 2,22 ±0,08 1,63 ±0,07 2,21 ±0,11 1,61 ±0,04 2,56 ±0,06 1,60 ±0,07 1,90 ±0,05 1,96 ±0,06 2,67 ±0,12 2,83 ±0,08 2,00 ±0,06

tpac4. 0,55 1,10 0,47 0,88 0,46 1,52 0,22 0,66 1,34 1,11 0,28

Достоверность ^ е S эН L_i о « 1,24 0,84 0,36 1,90 1,46 0,27 0,15 0,57 0,63 0,96 1,37

различи] ЭГ и К] после 1,97 1,65 0,32 1,85 0,20 0,96 1,95 5,13* 0,42 2,16* 2,28*

Примечание: * - достоверность различий по t-критерию Стьюдента.

В ЭГ возросло количество баллов по следующим мотивам: «приобретение полезных для жизни умений и навыков» (с 1,97±0,07 до 2,59±0,11 балла), «повышение престижа, желание славы» (с 2,87±0,06 до 3,10±0,09 балла), «коллективистическая направленность» (с 1,86±0,05 до 2,24±0,09 балла), которые побуждают спортсменов заниматься СБЕ (ММА).

Вместе с тем в КГ можно также отметить положительные изменения по большинству показателей, за исключением мотивов: «эстетическое удовольствие и острые ощущения», «потребность в одобрении» и «коллективистическая направленность».

Достоверно значимые различия между КГ и ЭГ после эксперимента были отмечены только по трем по мотивам: «приобретение полезных для жизни умений и навыков», «повышение престижа, желание славы» и «кол -лективистическая направленность».

По результатам проведенного эксперимента можно заключить, что произошедшие изменения в мотивации в ЭГ свидетельствуют о повышении сформированности духовно-нравственных качеств у большинства участников исследования. В КГ у единоборцев также произошли положительные изменения, но достоверно значимых различий не зафиксировано.

По окончании педагогического эксперимента полученные данные были математически обработаны и интерпретированы, что позволило перейти к их обсуждению и формулировке выводов.

Большая группа ученых и специалистов как отечественных, так и зарубежных, неоднократно акцентировали внимание на том, что духовное и нравственное воспитание являются значимой составляющей современ -ной спортивной подготовки [3-5].

В.В. Белорусова (1974) в своих работах отмечает важность вос-питания морально-нравственных качеств спортсменов [6]. А.Ф. Шестак (2003), С.М. Ашкинази, В.Л. Марищука (2006), В.М. Меньшиков, В.В. Акиньшин (2014), Г.К. Хузина, И.О. Валиуллина (2020) подчеркивают, что в процессе спортивной подготовки единоборцев необходимо уделять особое внимание нравственному воспитанию [7-10]. В свою очередь, A.L.C. Fung, T.K.H. Lee (2018) и T.B. Mickelsson (2020) утверждают, что для закрепления нравственных ценностей, снижения гнева и негативной агрессивности у единоборцев необходимо включать в спортивную подготовку этические кодексы, которые содержат, в том числе, правила поведения на соревнованиях и т. д. [11, 12]. В.М. Воронов с соавторами (2015, 2019) считают, что основу нравственного поведения единоборцев составляют воспитание и развитие духовных и нравственных качеств лич -ности в процессе спортивной подготовки в СБЕ (ММА) [13, 14].

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее реше -ние обозначенной проблемы. Необходимо проведение дополнительных исследований с большим объемом выборки и длительностью.

Выводы. На основании проведенного исследования, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что с помощью методик «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас) и «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников) можно определить воспитательное воздействие экспери -ментальной методики на уровень сформированности морально-нравственных качеств единоборцев в возрасте 12-18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА).

По результатам, полученным в данной части исследования, можно заключить, что на практике доказана эффективность применения разработанной методики по духовно-нравственному воспитанию единоборцев в возрасте 12-18 лет в системе подготовки в СБЕ (ММА).

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14598/ (дата обращения: 20.11.2021).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 20.11.2021).

3. Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф.В. Емель-яненко [и т. д.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 6. С. 20-22.

4. Теоретическое обоснование модели воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА / Ф.В. Емельяненко [и т. д.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 4. С. 17-18.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 264 с.

6. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: ФИС, 1974. 117 с.

7. Шестак А.Ф. Проявление агрессивности и ее коррекция в ходе подготовки по спортивным единоборствам с опорой на средства педагоги -ческого контроля: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 157 с.

8. Ашкинази С.М., Марищук В.Л. О специфическом принципе воспитания в процессе обучения единоборствам // Термины и понятия в сфере физической культуры: сб. тезизов Первого междунар. конгресса. СПб.: Изд-во СПГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. С. 21-22.

9. Меньшиков В.М., Акиньшин В.В. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (264). С. 123-126.

10. Хузина Г.К., Валиуллина И.О. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности // Актуальные исследования. 2020. № 4 (7). С. 62-64.

11. Fung A.L.C., Lee T.K.H. Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren // Journal of developmental and behavioral pediatrics. 2018. № 39 (5). Р. 404-414.

12. Mickelsson T.B. Modern unexplored martial arts-what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? // European journal of sport science. 2020. № 20 (3). Р. 386-393.

13. Воронов В.М. Прогнозирование и отбор в системе подготовки спортсменов, специализирующихся в смешанных единоборствах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2019. 24 с.

14. О психомоторных и духовно-нравственных детерминантах спортивного отбора в смешанные единоборства / В.М. Воронов [и т. д.] // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 54-56.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r «Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r "On approval of the strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025"] [Electronic resource]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/ 14598/ (date of access: 11/20/2021).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh cel-yah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"] [Electronic resource]. URL: http://www. krem-lin.ru/events/president/news/63728 (date of access: 11/20/2021).

3. Kriterii sformirovannosti duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti sportsmenov smeshannyh boevyh edinoborstv [Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of athletes of mixed martial arts] / F.V. Emel'yanenko [al et.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2022. No. 6. P. 20-22.

4. Teoreticheskoe obosnovanie modeli vospitaniya duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti v sisteme podgotovki MMA [Theoretical substantiation of the model of education of spiritual and moral qualities of a person in the MMA training system] / F.V. Emel'yanenko [al et.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2022. No. 4. P. 17-18.

5. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports]: textbook. allowance. M.: Publishing house. center "Academy", 2002. 264 p.

6. Belorusova V.V. Vospitanie v sporte [Education in sports]. M.: FIS, 1974. 117 p.

7. Shestak A.F. Proyavlenie agressivnosti i ee korrekciya v hode podgotovki po sportivnym edinoborstvam s oporoj na sredstva pedagogicheskogo kontrolya [The manifestation of aggressiveness and its correction in the course of training in martial arts based on the means of pedagogical control]: dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2003. 157 p.

8. Ashkinazi S.M., Marishchuk V.L. O specificheskom principe vospitaniya v processe obucheniya edinoborstvam [On the specific principle of education in the process of teaching martial arts] // Terms and concepts in the field of physical culture: sat. abstracts of the first Intern. congress. St. Petersburg: SPGUFK im. P.F. Lesgafta, 2006. P. 21 -22.

9. Men'shikov V.M., Akin'shin V.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme podgotovki sportsmenov-edinoborcev [Spiritual and moral education in the system of training sportsmen-martial artists] // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University]. 2014. No. 3 (264). P. 123-126.

10. Huzina G.K., Valiullina I.O. Rol' fizicheskoj kul'tury i sporta v duhovnom vos-pitanii lichnosti [The role of physical culture and sports in the spiritual education of the individual] // Aktual'nye issledovaniya [Actual research]. 2020. No. 4 (7). P. 62-64.

11. Fung A.L.C., Lee T.K.H. Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren // Journal of developmental and behavioral pediatrics. 2018. № 39 (5). P. 404-414.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mickelsson T.B. Modern unexplored martial arts-what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? // European journal of sport science. 2020. № 20 (3). P. 386-393.

13. Voronov V.M. Prognozirovanie i otbor v sisteme podgotovki sportsmenov, spe-cializiruyushchihsya v smeshannyh edinoborstvah [Forecasting and selection in the system of training athletes specializing in mixed martial arts]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. Tambov, 2019. 24 p.

14. O psihomotornyh i duhovno-nravstvennyh determinantah sportivnogo otbora v smeshannye edinoborstva [About psychomotor and spiritual and moral determinants of sports selection in mixed martial arts] / V.M. Voronov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2015. No. 2. P. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.