ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ММА
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 11.03.2022 г.
Информация для связи с автором: nikulin [email protected]
Аспирант Ф.В. Емельяненко1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1, 2
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт Министерства Внутренних Дел России имени И.Д. Путилина, Белгород
THEORETiCAL SUBSTANTIATiON OF THE MODEL EDUOATiON OF SPiRiTUAL AND MORAL QUALiTiES OF A PERSON iN THE MMA TRAiNiNG SYSTEM
Postgraduate student F.V. Emelyanenko1 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov1, 2 Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina1 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
2 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia named after I.D. Putilin, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать структурно-функциональную модель процесса воспитания духовно-нравственных качеств в системе подготовки ММА.
Методика и организация исследования. В ходе работы было организовано изучение мнения о необходимости разработки программы воспитания духовно-нравственных качеств спортсменов ММА у 27 ведущих тренеров и 81 спортсмена высокой квалификации, специализирующихся в ММА. Также проводился теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, касающихся исследуемой проблемы, анализ документальных материалов, регламентирующих ММА. Результаты исследования и их обсуждения. В ходе научного исследования разработана модель воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА, а также предложены педагогические условия для ее эффективного функционирования. Научно-обоснованная структурно-функциональная модель воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА отражает систему элементов этого процесса и систему их взаимосвязей, позволяет представить весь реальный воспитательный процесс.
Ключевые слова: воспитание, ММА (Mixed martial arts).
духовно-нравственные качества, модель,
Abstract
Objective of the study was to scientifically substantiate the structural and functional model of the process of educating spiritual and moral qualities in the MMA training system.
Methods and structure of the study. In the course of the work, a study was organized of the opinion on the need to develop a program for educating the spiritual and moral qualities of MMA athletes from 27 leading coaches and 81 highly qualified athletes specializing in MMA. Also, a theoretical analysis and generalization of scientific and methodological literature data relating to the problem under study, an analysis of documentary materials regulating MMA were carried out. Results and conclusions. In the course of scientific research, a model for educating the spiritual and moral qualities of a person in the MMA training system was developed, and pedagogical conditions for its effective functioning were proposed. The scientifically substantiated structural and functional model of the upbringing of the spiritual and moral qualities of a person in the MMA training system reflects the system of elements of this process and the system of their interrelations, and makes it possible to represent the entire real educational process.
Keywords: education, spiritual and moral qualities, model, MMA (Mixed martial arts).
Введение. Духовно-нравственное воспитание в спорте -это сложный педагогический процесс, требующий постоянного обновления и совершенствования.
В настоящее время становятся востребованными новые модели и новое содержание, обеспечивающее воспитание духовно-нравственных качеств личности в системе спортивной подготовки ММА. Это обусловлено существующими противоречиями между:
• потребностью общества в личности спортсмена ММА с высокими духовно-нравственными качествами и недо-
статочной результативностью процессов, способствующих воспитанию такой личности;
необходимостью применения новых научных подходов к воспитанию духовно-нравственных качеств личности средствами ММА и недостаточной изученностью существующих проблем организации и содержания данного процесса; имеющимся воспитательным потенциалом тренировочного процесса и недостаточной эффективностью его использования для решения задач воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА.
№4 • 2022 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Цель исследования - научно обосновать структурно-функциональную модель процесса воспитания духовно-нравственных качеств в системе подготовки ММА.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы было организовано изучение мнения о необходимости разработки программы воспитания духовно-нравственных качеств спортсменов ММА 27 ведущих тренеров и 81 спортсмена высокой квалификации, специализирующихся в ММА.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа теоретических научных источников и результатов анкетирования разработана модель воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА, а также предложены педагогические условия для ее эффективного функционирования. Научно-обоснованная структурно-функциональная модель воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА отражает систему элементов этого процесса и систему их взаимосвязей, позволяет представить весь реальный воспитательный процесс. Модель включает в себя концептуально-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-критериальный блоки и воспроизводящие функции (диагностическую, целеполагания, проектировочную, мотивирующую, формирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, аналитическую, коррекционную) (см. рисунок).
Для реализации первого условия и повышения эффективности воспитания духовно-нравственных качеств в системе подготовки ММА в алгоритм реализации модели нами предлагается включить социальное партнерство с организациями культуры (театры, музеи, филармонии, библиотеки и др.), а также ДЮСШ, которые по роду своей деятельности способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Алгоритм реализации программы воспитания духовно-нравственных качеств спортсменов ММА осуществляется с помощью комплекса методов:
• родовые, социально-культурной деятельности: словесно-образный, наглядно-действенный;
Концептуально-целевой блок
Цель: научно обосновать структурно-функциональную модель процесса воспитания духовно-нравственных качеств в системе подготовки ММА
Методологические подходы: культурологический; личностно-ориентированный, системно-
деятсльностный_
Принципы: системности и целостности, природосообразности, научности, культуросообразности образовательной среды, индивидуализации, субъект-субъектного взаимодействия_
Педагогические условия
Опора на
национальные
традиции
воспитания,
пробуждение
генетической
памяти к своим
историко-
культурным
корням
Определение
содержания и
ресурсных
возможностей
воспитания
духовно-
нравственных
качеств
личности
Разработка и
реализация
структурно-
функциональной
модели воспитания
духовно-
нравственных
качеств личности в
системе
подготовки ММА
Разработка алгоритма реализации программы воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА с применением специфических форм, методов и средств
Создание диагностическо й модели оценки
эффективности
духовно-
нравственного
воспитания в
системе
подготовки
ММА
Механизм реализации модели
Обеспечение единства обучения, воспитания, развития и
оздоровления в системе подготовки ММА
Разработка и внедрение содержания программы и форм, методов и средств ее реализации с направленностью на воспитание духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА
Оценка, координация и коррекция процесса воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА_
Мотивационно-ценностный
Мотивационно-потребностный
Содержательный блок
Когнитивный
Деятельностный Результативный
Процессуальный блок
Диагностико-прогностический Мотивационно-деятельностный Оценочно-рефлексивный этап этап этап
Диагностическая, целеполагания, проектировочная
Функции
Мотивирующая, формирующая, обучающая, развивающая, воспитывающая_
Аналитическая, коррекционная
Оценочно-критериальный блок__
Мотивационно- Когнитивный Поведенческий Эмоционально-волевой ценностный критерий__критерий__критерий__критерий
Уровни проявления духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА
Оптимальный_|_Допустимый_| Недостаточный
Результат: оптимальный уровень проявления духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА_
Структурно-функциональная модель ственных качеств спортсменов ММА
воспитания духовно-нрав- 7.
• общепедагогические: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания,соревнования;
• социологические методы: наблюдение, опросы, анкеты, интервью;
• психологические методы: тестирование, замещение малоценных увлечений полноценными.
Необходимо обратить внимание на то, что достижение поставленных целей целостного воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов ММА возможно лишь при тесном сотрудничестве наставников, тренеров, священнослужителей и членов спортивной команды в воспитательной и социально-культурной деятельности.
Выводы. Разработанная модель и программа реализации воспитания духовно-нравственных качеств спортсменов ММА позволяют обеспечить содержательные и технологические аспекты и индивидуализацию процесса воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсмена.
В процессе теоретического обоснования модели были определены и обоснованы педагогические условия, обуславливающие эффективность воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА.
Использованная литература
1. Воронов В.М. О психомоторных и духовно-нравственных детерминантах спортивного отбора в смешанные единоборства / В.М. Воронов, А.А. Горелов, А.П. Хлопецкий // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 54-56.
2. Гатилова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание в истории европейского образования (историко-педагогический анализ) / Н.Н. Гатилова, В.М. Меньшиков, А.Б. Хохлова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 27 (170). - С. 223-231.
3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие. / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2О02. - 264 с.
4. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры / А.А. Корольков. - СПб., 2006. - 739 с.
5. Лифинцева Н.Н. К.Д. Ушинский о миссии и роли учителя в культуре и образовании / Н.Н. Лифинцева // Матер. VI Все-росс. науч.-образоват. Знаменских чтений «Духовные ценности российского общества в XXI в.». - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2010.
6. Меньшиков В.М., Акиньшин В.В. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев. / В.М. Меньшиков, В.В. Акиньшин // Известия ВГПУ, 2014. - № 3 (264). - С. 123-126.
7. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание в семье / И.Ф. Свад-ковский. - M., 1972. - 143 с.
References
1. Voronov V.M., Gorelov A.A., Khlopetsky A.P. O psihomotornyh i duhovno-nravstvennyh determinantah sportivnogo otbora v sme-shannye edinoborstva [About psychomotor and spiritual and moral determinants of sports selection in mixed martial arts]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 54-56.
2. Gatilova N.N., V.M. Menshikov, A.B. Khokhlova Duhovno-nravstven-noe vospitanie v istorii evropejskogo obrazovaniya (istoriko-peda-gogicheskij analiz) [Spiritual and Moral Education in the History of European Education (Historical and Pedagogical Analysis)]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. No. 27 (170). pp. 223-231.
3. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj dey-atelnosti v fizicheskoj kulture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports]. Study guide. Moscow: Academy publ., 2002. 264 p.
4. Korolkov A.A. Duhovnyj smysl russkoj kultury [Spiritual meaning of Russian culture]. St. Petersburg, 2006. 739 p.
5. Lifintseva N.N., Ushinsky K.D. o missii i roli uchitelya v kulture i ob-razovanii [about the mission and role of the teacher in culture and education]. Proceedings national scientific-educational Znamen-sky readings "Spiritual values of Russian society in the XXI century". Kursk: Kursk State University publ., 2010.
6. Menshikov V.M., Akinshin V.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sisteme podgotovki sportsmenov-edinoborcev [Spiritual and moral education in the system of training athletes-combatants]. Izvestiya VGPU. 2014. No. 3 (264). pp. 123-126.
Swadkovsky I.F. Nravstvennoe vospitanie v seme [Moral education in the family]. Moscow, 1972. 143 p.
18
http://www.teoriya.ru
№4^ 2022 Апрель | April