Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание современной личности'

Духовно-нравственное воспитание современной личности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
13
1
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Нестерова Елена Викторовна, Бертенева Елена Александровна, Ильинская Людмила Ивановна

В статье рассматривается, какие задачи связаны с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Как все формы обучения и воспитания влияют на развитие ответственного и подготовленного к современной жизни человека с её правилами и нормами поведения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Нестерова Елена Викторовна, Бертенева Елена Александровна, Ильинская Людмила Ивановна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание современной личности»

добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого);

• убеждать слабоуспевающих учащихся в посильности задач и необходимости их выполнения [1];

• предлагать учащимся самостоятельно продумывать элементы самоконтроля и оценивать полученные при решении результаты [1];

• ставить специальные задачи по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне с использованием нестандартной постановки вопроса.

• все самостоятельные и проверочные работы по объему и типам заданий необходимо приблизить к формату ЕГЭ.

Описанная система обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов дает стабильные результаты. За период с 2014-2016 учебный год средний тестовый балл по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ по школе ежегодно превышает средний балл, полученный выпускниками России (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 3 года

Год Средний тестовый балл в школе Средний тестовый балл в России

2014 68 57.1

2015 64.3 54

2016 72 53

Список литературы

1. Паршутин И. А. Методы стимулирования учебной деятельности. «Справочник классного руководителя» № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 29.01.2017).

2. Школьные технологии. № 3, 2006. Управление формированием умений. В. В. Лебедев.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ

ЛИЧНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 3

Нестерова Е. В. , Бертенева Е. А. , Ильинская Л. И.

1Нестерова Елена Викторовна - учитель начальных классов; 2Бертенева Елена Александровна - учитель русского языка и литературы;

3Ильинская Людмила Ивановна - учитель географии, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская СОШ», с. Двулучное, Валуйский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается, какие задачи связаны с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Как все формы обучения и воспитания влияют на развитие ответственного и подготовленного к современной жизни человека с её правилами и нормами поведения. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, правила поведения, личность.

Духовно-нравственное воспитание современной личности

В современном мире перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного и свободного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Что же такое нравственность для каждого из нас? Это правила поведения, мотивы поступков. Это устремлённость личности к поставленным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого образа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя. Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека», слышать и видеть его.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

И все же школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны. Каждый момент дня, словно этап урока, важен - это частичка жизни воспитанника. Реализация воспитательной деятельности выражается в различных формах: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций, волонтерство. А также экскурсии, литературные чтения, открытые уроки, внеклассные мероприятия, работа школьного патриотического музея - все эти формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности позволяют педагогам целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и воспитаннику) взращивать в себе ростки добра. Педагогический коллектив и родители главной целью должны ставить воспитание человека нравственного, морально зрелого и готового жить по заветам человечности.

Воспитание такой личности предусматривает развитие артистизма, любознательности, воспитание гуманизма, трудолюбия, чувства любви к родному городу, и общности с земляками доброго отношения ко всем людям, интереса к истории отечественного кино и искусству слова, формирование таких нравственных категорий, как отношение к воинскому долгу, понятия чести и достоинства, справедливости и честности. Любое мероприятие ориентировано на достижение высокого результата - нравственно чистой и богатой личности.

Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Для достижения поставленных целей с младшего школьного возраста должно проводиться немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу личного примера.

Неотъемлемой частью воспитания здорового ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души оказывают веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе.

В каждом учебном учреждении существует система педагогических ценностей:

• Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.

• Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.

• Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.

• Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.

• Заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Особое место в воспитании гражданина своей родины занимает знакомство детей с обрядами и обычаями своего края, способствует не только нравственно-

39

патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе [2, с. 6].

Именно воспитателям и учителям необходимо уметь создать для детей в интернате и семью, и школу, как единство жизни. Школа - это школа жизни.

Каждый взрослый человек или ребёнок если не сохраняет в себе память прошлого, равнодушно относится к истории - деградирует как человек. Интеллектуально развитая личность неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, а выпускники способны встать на защиту государственных интересов России.

Список литературы

1. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина. М.: Народное образование, 2012.

2. Орлов А. Б. Психология личности человека: практики. М.: Академия, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Соколова И. И. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника: методический материал / И. И.Соколова // Начальная школа, 2007. № 6.

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Болтунова М. В.

Болтунова Марина Вячеславовна - учитель начальных классов, Образовательный центр «Созвездие», г. Москва

Аннотация: в соответствии с перспективными задачами школьного образования и необходимостью поиска их решения в данной статье рассматриваются проектные технологии. Описан процесс планирования проектов, их цели, задачи, особенности проведения. Значимость рассмотренных проектных технологий заключается в том, что они могут использоваться в работе со школьниками с различным уровнем подготовки.

Ключевые слова: образование, начальная школа, проектные технологии, метод проектов, чтение.

Перед современной школой в целом и начальной в частности поставлена серьезная задача - не только передать учащимся предметные знания, но и привить умение по собственной инициативе, самостоятельно приобретать необходимую информацию и эффективно использовать ее на практике. Решению поставленной задачи, «способствуют проектные технологии, поскольку они дают определенную свободу выбора темы, методов исследования, формы представления результатов выполненной работы» [2, с. 54]. Школьники сами могут выбирать интересующие их темы, аспекты предложенных для анализа проблем, сами определяют источники поиска материала и способы предъявления результатов. Все это позволяет создать такую атмосферу, в которой раскрываются творческие и исследовательские способности школьников. Кроме того, проблемой многих современных детей стало неумение выразить свою мысль, подобрать нужный для данной коммуникативной ситуации стиль общения. На наш взгляд, проект решает и такого рода задачи, поскольку требует от обучающихся повышенной коммуникативной активности. Известно, что «в процессе коммуникации необходимо не только правильно выбрать содержание, но и облечь его в подходящую языковую форму» [5, с. 14]. Каждый школьник, вовлеченный в проектную деятельность, должен уметь общаться с другими участниками проекта и его координатором, отстаивать свою точку зрения, выслушивать

40