12. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А. В. Федорова. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2010. - 63 с.
13. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова / Большой словарь русского языка. URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov.
14. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. С. И.Ожегова. - М. : Азбуковник. - 1997. - 288 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://mon.gov.ru/dok/fgos/
16. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В.Федоров. - М. : изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
17. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». -23 апреля, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
18. Чичерина, Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] / Н. В. Чичерина // автореф. дис. ... д-ра пед. наук., - СПб., - 2008. - 50 с.
19. Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media
20. Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, p.2.
21. Staiger M., Wichert, A. Medienbegriff - Medienkompetenz - Mediendidaktik. Perspektiven des Mediendiskurses// Metz,B., Pfeiffer, J., Staiger, M., Wichert, A. Lesen, Schreiben und Kommunizieren im Internet. Theorie und Praxis teilvirtueller Hochschullehre. - Herbolzheim: Centaurus_Verlag, 2004, S. 19_42.
22. Tulodziecki, G. (1997): Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs- und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. Bad Heilbrunn, p.12
23. http://ru.wikipedia.org/wiki
Хасьянов Владимир Борисович
Ассистент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.017.93 ББК 74.200.51
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается проблема воздействия СМИ как предмет духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Цель исследования - актуализация проблемы медиаобразования в рамках формирования просоциаль-ной личности.
Ключевые слова: современные СМИ; духовно-нравственное воспитание молодежи; медиаобразование.
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE WITH
USING OF MEDIA EDUCATION
This article describes the impact of mass media as a matter of spiritual and moral upbringing young people. The research purpose is to mainstream the problems of media education within formation of pro-social personality.
Key words: modern mass-media; spiritual and moral education of young people; media education.
На современном этапе развития российского общества все большее внимание уделяется проблеме воспитания детей и молодежи. Это основано прежде всего на той криминогенной ситуации, которую мы видим сегодня. Различные исследователи выделяют в качестве одной из причин недостатки в идеологической и культурно-воспитательной работе и связывают это с потерей религиозного мировоззрения царской России, а затем и советской идеологии после распада Советского Союза. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, и в частности М.И. Эльдаров [7]. Действительно, на смену мощной идеологической системы СССР пришла антропоцентрическая мировоззренческая концепция, активно навязываемая СМИ и прочно закрепившаяся в массовом сознании: человек является центром вселенной, и все в этом мире создано для него. Это видно, например, в рекламных слоганах: «Твой день - твоя вода» (минеральная вода «Arctic»), «Имидж - ничто. Жажда - все! Sprite. Не дай себе засохнуть» (газированный напиток «Sprite»), «Твой ответ солнцу» (газированный напиток «Coca-Cola»), «Бери от жизни все», «Новое поколение выбирает Pepsi» (газированный напиток «Pepsi»), «Пей энергию! Достигни большего!» (энергетический напиток «Adrenalin Rush»), «Энергия твоей ночи» (Энергетический напиток «Burn») и т.д. [1].
Таким образом, согласно Н.Б. Ковалевой и Е.В. Коврижкину, «традиционный религиозный смысл жизни оказался подменен потребительским смыслом -жизнь осмысленна, когда в ней все больше впечатлений, удовольствий, потребительских возможностей». В связи с этим, как отмечают авторы, такие базисные понятия духовно-нравственного воспитания, как добро и зло оказываются размытыми: в лучшем случае они подменены общественной моралью, а в худшем - личными интересами отдельно взятого человека [3].
Исходя из вышесказанного, мы видим ключевым моментом работы с молодежью духовно-нравственное воспитание.
Определением этого понятия занимались такие исследователи, как А.И. Г а-лицкая и И.В. Метлик. Они указывают, что на практике программы духовно -нравственного воспитания реализуются в школе в форме воспитания нравственно-этического, представляющего собой некую сумму знаний, учений о морали, и, следовательно, более уместно в данном случае говорить об этическом образовании как об обучении, а не воспитании. Оно формирует мировоззрение ребенка в том направлении, которое задается авторами учебных пособий по данной дисциплине. Авторы связывают само понятие духовно -нравственного воспитания с «приобщением (школьников) к определенной си-
стеме взглядов на мир и соответствующей системе взглядов на мир и системе морали» [2]. При этом они замечают, что мировоззренчески нейтрального нравственного воспитания не может быть априори: так, в современной школе оно до сих пор основывается на мировоззренческой основе философского материализма, антропоцентризма. Н.Б. Ковалева и Е.В. Коврижкин указывают, что духовно-нравственное воспитание представляет собой искусственный процесс, когда педагог моделирует определенные ситуации, в которых у детей возникает необходимость самоопределения по отношению к основным христианским и мирским ценностям и принципам реализации этих ценностей в жизни [3].
Определение нравственности дают Т.В. Черникова и К.В. Зелинский. Они определяют его как «способ духовно-практического (когнитивно-смыслового, эмоционально-ценностного, регуляторно-волевого) освоения внешнего и своего внутреннего мира, проявляющегося в ценностно-смысловых, личностно значимых, творчески-ответственных отношениях к действительности посредством просоциальных мыслей, чувств, поступков» [6]. При этом под просоциальностью понимается направленность личности на других людей, выраженное и осознаваемое стремление совершать поступки, направленные на благо общества, ее созидательную активность в отношении себя и окружающего мира.
Таким образом, под духовно-нравственным воспитанием мы будем понимать процесс целенаправленного формирования просоциальной личности в соответствии с христианскими и светскими нормативными моделями в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни.
Опыт практической деятельности показывает, что духовно-нравственное воспитание может быть эффективно реализовано при следующих условиях: оно должно быть добровольным и вариативным и не должно противоречить общим гражданским нормам и ценностям. Оба этих условия реализуются при проведении воспитательной программы в детском оздоровительном лагере Духовно-воспитательного центра «Роднички» (г. Иркутск), изначально созданном с целью воспитания социально-активной жизненной позиции у детей и молодежи как залога успешного развития общества: 65-75% детей, отдыхающих в лагере, воспитываются в православных семьях, остальные осознанно едут в лагерь, имея общее представление о существующих в нем устоях и традициях. Тем не менее, следует учитывать, что они являются носителями массового сознания с устоявшейся антропоцентрической картиной мира и потребительской жизненной позицией.
В 2010-2011 гг. на территории лагеря совместно с Лабораторией педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (г. Москва) проводился педагогический эксперимент, в основе которого лежало усвоение воспитуемыми цельной христианской картины мира и принципов, позволяющих строить жизнь на нравственных основаниях. Программа лагеря была выстроена по сюжету книги К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». В программе соединены активный отдых и воспитание цельной ответственной личности. Сезоны представляли собой погружение в ролевую игру с увлекательным сюжетом, в которой дети становятся рыцарями, отстаивающими добро и справедливость, и осуществление сложной приключенческой миссии.
Работа с детьми включает в себя три этапа (Н.Б. Ковалева, Е.В. Коврижкин):
1) использование образцов, заданных в культуре и традициях для подведения детей к открытию недостаточности их картины мира и необходимости ее пересмотра;
2) введение представления о том, что мир не ограничен законами современного социума, а истинный смысл человеческой жизни следует искать за пределами социальных рамок и за пределами самой жизни. Введение представления об изначальной духовности мира (в христианском понимании слова «духовность»);
3) создание условий для самоопределения детей по отношению к центральным ценностям и способам их практической реализации. Создание условий для самостоятельного корректирования ими своего мировоззрения на неискаженных основаниях [3].
Огромный потенциал в рамках данной воспитательной программы имеют медиаобразование и использование средств медиаобразования. Анализ теоретических работ по данной проблеме позволяет дать определения этим понятиям. Под медиаобразованием мы понимаем формирование медиакомпетенций личности, т.е. обучение способам получения информации с помощью восприятия через средства массовой информации с дальнейшей ее переработкой, пониманием и использованием. Использованием медиаобразовательных средств, в нашем понимании, является применение технических аудиовизуальных средств массовой коммуникации в целях осуществления поставленных образовательных и воспитательных задач.
Схема работы со средствами медиаобразования в воспитательной программе лагеря является стандартной и укладывается по времени в 1 -2 дня:
1) организационный момент: повествование о сюжете фильма, часто с опорой на книжный текст, выделение сюжетных линий, на которых следует заострить внимание, знакомство с целями и задачами занятия;
2) просмотр фильма;
3) групповая дискуссия: обсуждение характеров героев фильма, основных морально-этических и духовно-нравственных проблем, затронутых в фильме и произведении (касается фильмов по книгам К.С. Льюиса «Хроники Нарнии»);
4) творческое задание: изготовление поделок, сценические постановки и т.д., подведение итогов.
Однако возможны отклонения от заданной схемы. Приведем примеры из воспитательной программы лагеря на 2011 г.: так, в период адаптации, занимающий первые 3-5 дней, был показан фильм о жизни лагеря «Роднички» в период проведения программы «Морская смена» (2006 г.). Целью данного мероприятия являлась помощь в адаптации детей, основной задачей - «эмоциональная зарядка» на проведение смены лагеря. Демонстрации фильма предшествовал рассказ очевидцев (в том числе детей, отдыхавших в этот период) о событиях того года и о том, как все возникающие сложности преодолевались благодаря сплочению всех, кто присутствовал в лагере. После этого подводился итог, цель которого - показать важность совместной деятельности и создание позитивного настроя на дальнейшую работу в группах (отрядах).
Следующим был показан фильм «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» (2008 г., Великобритания, США). Хронология показов нарушена (фильм является продолжением истории, показанной в «Хрониках Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф»), однако это было сделано намеренно: целью показа являлось вовлечение подростков в создаваемое ролевое пространство благодаря «романтизму» сюжетной линии, возможности постановки в дальнейшем острых проблемных вопросов для группового обсуждения. Навык обсуждения таких вопросов в дальнейшем использовался при проведении основной воспитательной программы лагеря.
Фильм «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (2005 г., Великобритания, США) демонстрировался несколько дней спустя, когда дети, согласно воспитательной программе, проходили тренинговые испытания на сплочение, условно названные «Школа нарнийских рыцарей». Фильм больше рассчитан на детей и младших подростков, и основной его задачей было подведение воспитуемых к созданию образа рыцаря как носителя высоких духовно -нравственных качеств.
Фильм «Хроники Нарнии: Покорители Зари» (2010 г., США) предлагался к просмотру во второй части смены, когда дети уже были настроены на восприятие и обсуждение морально-этических проблем фильма, что обусловливалось сформированностью у них механизмов обсуждения проблемных вопросов.
В дальнейшем различные эпизоды из всех фильмов «Хроник Нарнии» были инсценированы детьми.
Одним из ключевых ее моментов было создание образа рыцаря как некоего эталона просоциального поведения и выведение присущих ему моральноэтических качеств, после чего детям предлагалось оценить, насколько они соответствуют этому образу, что и как им следует изменить в своем поведении для становления рыцарем. После этого обсуждения программа снова смещала акцент в сторону духовно-нравственного воспитания, однако теперь дети могли сравнить свои поступки с воссозданным ими эталоном. Через несколько дней детям был показан художественный фильм «Письмо для короля» (2008 г., Нидерланды), после которого проводилось обсуждение относительно личных качеств главного героя и соотнесение их с эталоном рыцаря, которым он стремился стать. И вечером того же дня им было предложено пройти «обряд» посвящения в рыцари. Любой желающий мог изъявить желание стать рыцарем, однако из списка «добровольцев» педагогический состав лагеря выбирал именно тех детей, чье поведение максимально соответствовало выведенному ими же эталону. Это способствовало духовно-нравственному развитию даже среди тех детей, которые не прошли «обряд» в связи с наличием мотивации к развитию в данном направлении.
Говоря о медиаобразовании в «полевых» условиях лагеря, оно сводилось к проведению бесед при прохождении детьми всех трех этапов воспитательной программы: подведении детей к осознанию неполноценности их картины мира и необходимости ее пересмотра, доказательство того, что мир не ограничен законами социума, и создание условий для сознательного самоопределения детьми по отношению к основным ценностям и возможностям их практической ре-
ализации. Это связано с тем, что несмотря на распространенность массовой культуры, ее влияние временно и поверхностно. Однако согласно утверждению Р.С. Немова, следует акцентировать внимание на долговременных последствиях ее воздействия, опосредованного общением со сверстниками, которые имеют такие же увлечения и таким образом временно становятся объектами личностного и поведенческого подражания [4].
Таким образом, медиаобразование следует считать одним из ключевых моментов в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи. Это обусловлено, в частности, теми проблемами СМИ, которые выделил в своем докладе о влиянии СМИ на повышение качества образования и духовно-нравственное воспитание детей и подростков главный редактор «Учительской газеты» П.Г. Положевец, среди которых агрессия, физическое и моральное насилие на экране, избыток негативно окрашенной социальной информации, порнография или эротические элементы, противоречащие моральным нормам, трансляция образцов дурного поведения, систематическое искажение реальности, высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре и т. д. [5]. При эффективном использовании средств медиаобразования, даже в течение сравнительно короткого промежутка времени, мы можем говорить о формировании просоциальной личности, т. к. внимание акцентируется на долговременных последствиях воздействия на личность: после ряда последовательно проведенных мероприятий у детей и молодых людей происходит осмысление собственной жизненной позиции, начинает меняться картина мира, появляется возможность осознанного построения мировоззрения на нравственных началах. Результатом построения мировоззрения на нравственных основах становятся социальная активность молодых людей, вырабатывается умение принимать ответственность за свою жизнь и существование общества в целом.
Библиографический список
1. База рекламных слоганов [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://sloganbase.ru/?PageID=21 (дата обращения: 30.10.2011)
2. Галицкая, И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. - 2009.- №10.- С. 36-45.
3. Ковалева, Н. Б. Развитие способности понимания символов и знаков в программах формирования мировоззрения подростков [Электронный ресурс] / Н. Б. Ковалева, Е. В. Коврижкин // XIX Международные Рождественские образовательные чтения (26 января 2011 г.) ШЬ: http://www.labpt.ru/assets/pdf/rogd-4tenia-2011-2.pdf (дата обращения: 30.10.2011)
4. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2. Психология образования. - 606 с.
5. СМИ и воспитание: как победить зло? // Ректор ВУЗа. - 2010. - № 7. - С. 16-25.
6. Черникова, Т. В. Инновационный подход к воспитанию духовнонравственной культуры личности школьника [Текст] / Т. В. Черникова, К. В.
Зелинский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 141-146.
7. Эльдаров, М. И. Причины насильственной преступности несовершеннолетних в России [Текст] / М. И. Эльдаров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2007. - № 9. - С. 81-82.
Степанова Анастасия Александровна
Учитель английского языка ГОУ Гимназия 1563, Москва, Россия
УДК811.11-112 ББК 80+81.432.1
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ГИПЕРТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАЗЕТ)
В данной статье рассматривается проблема речевого воздействия в гипертексте. Цель исследования - выявить специфику гипертекстовых технологий речевого воздействия на примере современных англоязычных электронных газет, а также перспективы изучения и развития средств речевого воздействия в медиапространстве.
Ключевые слова: гипертекст; речевое воздействие; современные СМИ; медиа-пространство.
DISTINCTIVE FEATURES OF VERBAL MANIPULATION IN HYPERTEXT (BASED ON ENGLISH ELECTRONIC NEWSPAPERS)
The article deals with the problem of verbal manipulation in hypertext. The aim of the research is to define the particularity of hypertextual technologies of verbal manipulation on the example of modern English electronic newspapers as well as to state the perspective of studies and development of verbal manipulation technologies in the media.
Key words: hypertext; verbal manipulation; modern mass-media; media-sphere.
Вступление общества в эпоху информационных технологий характеризуется перенесением многих сфер человеческой деятельности в компьютерную среду. Накопление, хранение, обработка и передача информации в электронном виде принимает глобальный характер, меняя веками устоявшиеся формы общения, образования и научной деятельности. В информационном пространстве современного общества, в межкультурной и профессиональной коммуникации огромную роль играет использование гипертекстовых систем и технологий. Г ипертекстовые системы оказали всестороннее влияние на современную культуру, различные ее сферы. Современные философы уже говорят о современном мире как об «обществе сетевых структур».
Мануэль Кастельс выразил идею влияния современных технологий и, в частности, гипертекста на структуру общества и на формирование в нем личности следующим образом: «именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере