ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 3
Э.Д. Коркия, канд. социол. наук, ст. преп. кафедры социологии культуры, воспитания и безопасности социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Понятие "духовно-нравственное воспитание" широко используется в российских официальных документах, но его содержание остается неясным. Для разработки категории духовности и построения на этой основе концепций духовно-нравственного воспитания молодежи, в полной мере учитывающих специфику угроз российской безопасности, необходим учет теоретических достижений религиозной мысли традиционных религий народов России.
Ключевые слова: безопасность, духовное развитие, духовно-нравственное воспитание, духовность, контент-анализ, общество постмодерна, оккультные секты, традиционные религии, молодежь.
The term "spiritually-moral education" is widely used in the Russian official documents, but its containment is still not clear. It is necessary to consider theoretical achievements of religious thought of traditional religions of the people of Russia for the clearing the categories of spirituality and construction on this basis of concepts of spiritually-moral education of the young generation.
Keywords: safety, spiritual development, spiritually-moral education, spirituality, the content-analysis, postmodern society, occult sects, traditional religions, youth.
Одной из важнейших тенденций развития социального и гуманитарного знания последних десятилетий стал неуклонный рост интереса ученых к проблемам безопасности. В свете тревожных реалий сегодняшнего дня представляется курьезным вполне естественный для своего времени факт отсутствия в академическом издании Большой Советской Энциклопедии статьи, посвященной понятию "безопасность". Сегодня существуют не только словарные статьи, но целые словари, посвященные безопасности1.
К важнейшим аспектам безопасности относится духовно-нравственная безопасность личности и народа, понимаемая как совокупность условий, необходимых для сохранения жизненно важных
* Коркия Эка Демуриевна, e-mail: ekakorkiya@mail.ru
1 Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений / Под ред. В.Л. Манилова. М., 1998; Безопасность России: Словарь терминов и определений. М., 1999 (словарь вышел в составе многотомной серии "Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты", выпускаемой с 1997 г. по инициативе Российской академии наук и при поддержке Совета безопасности Российской Федерации, Международным гуманитарным фондом "Знание", под научным руководством акад. К.В. Фролова).
духовно-нравственных качеств. Выход этих качеств за пределы исторически сложившейся системы нравственных норм ведет к деградации общества как целостной системы в силу утраты им важной структурирующей основы. Согласно известному изречению Наполеона, "упадок нравов — это погибель государства как политического целого"2. Разрушение духовно-нравственного потенциала народа — прямой путь к подрыву национальной безопасности государства. Неслучайно Военная доктрина Российской Федерации к числу основных внешних угроз относит "враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия"3, а Концепция национальной безопасности Российской Федерации включает в программу "обеспечения национальной безопасности России" в числе других такие направления, как "защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни" и "формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения"4.
Категория "духовно-нравственное воспитание" широко используется в официальных правительственных документах, программах научно-практических конференций федерального и регионального уровня. Например, принятая на рубеже тысячелетий Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы начинается словами: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства"5. Однако понимание смысла, содержания, направленности духовно-нравственного воспитания остается при этом недостаточно определенным. В приведенном документе содержание этого понятия не раскрывается. Анализ документа позволяет заключить, что в основу воспитания, согласно концепции программы, ложится знаниево-компетентно-стный подход, нацеленный на формирование компетенций (знаний и навыков), позволяющих эффективно действовать в наличных условиях. Аксиологическую основу подхода составляет приоритетная ориентация на "общечеловеческие ценности", ценности же и нормы национальной культуры, а также региональные традиции
2 Цит. по: Кравченко А.И. Социология. М., 2004. С. 19.
3 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.
4 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
5 Программа развития воспитания в системе образования России на 1999— 2001 годы. Одобрена решением коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999 г. № 19.
могут использоваться в качестве основы воспитания лишь при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям6. При этом конкретное содержание того, что понимается под "общечеловеческими ценностями", также не раскрывается. В качестве критерия социальной компетентности выступает "эффективность социального взаимодействия", т.е. способность к расширению сферы общения, адекватной коммуникации, социальной адаптации, самореализации7.
Представляется, что данный подход при условии его последовательной реализации несет в себе риск формирования социально активной и даже прагматически успешной, но при этом морально индифферентной, не развитой в нравственном отношении личности, легко достигающей поставленных целей благодаря высокой социальной конформности и аксиологической "всеядности". Общество, состоящее из индивидов такого типа, будет представлять собой "благодарный" и податливый материал для всевозможных информационных воздействий, в том числе представляющих прямую угрозу для безопасности России.
Трудно не согласиться с мнением известного российского психолога и педагога В.И. Слободчикова в том, что в рамках господствующей в современном мире идеологии постмодернизма, настаивающей, что "все, абсолютно все в мире относительно"8, и "можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные"9, происходит "унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно — призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни"10.
Единственным надежным средством реального противодействия этим разрушительным процессам является собственный духовный иммунитет личности. Никакими внешними ограничительными мерами духовную экспансию в современных условиях ограничить невозможно.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. формирование у школьников "духовности и культуры" провозглашается в качестве одной из важнейших задач воспита-
6 Там же.
7 Там же.
8 Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 16.
9 Там же.
10 Там же.
ния наряду с формированием "правового самосознания", "самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда"11 и др.
Как видим, если в первом рассмотренном нами документе "духовность" выступает в связке с "нравственностью", то в Концепции модернизации российского образования "парным" понятием духовности выступает понятие "культура". В программе ставится задача — "более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности"12. Однако разработчики концепции не уточняют, какое именно искусство имеется в виду. Между тем не секрет, что резкое снижение нравственной составляющей искусства, а зачастую и полнейшее "выветривание" этой составляющей либо откровенная замена ее нарочитой безнравственностью, демонстративное нарушение всех существующих норм традиционной морали составляют одну из основных тенденций постмодернизма, ярко проявляющихся в современном искусстве.
В выработанной на государственном уровне концепции духовно-нравственного воспитания граждан России в качестве "духовно-нравственной основы" жизнедеятельности и эффективного функционирования общественной и государственной систем13 рассматривается патриотизм. Патриотическое сознание российских граждан предстает как важнейшая ценность, "одна из основ духовно-нравственного единства общества"14. И это действительно так. Но воспитание у молодежи патриотизма само по себе представляет сложную задачу, решение которой возможно лишь с опорой на духовно-нравственные качества личности. Если молодой человек живет исключительно прагматическими ценностями общества потребления, то вряд ли возможно ему объяснить, для чего нужно любить и защищать Родину, даже ценой собственной жизни.
Анализ указанных и других официальных документов вынуждает нас констатировать, что, с одной стороны, в них проявляется отчетливое осознание острой необходимости духовно-нравственного воспитания молодых граждан России, а с другой — налицо неразработанность категории духовно-нравственного воспитания,
11 Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
12 Там же.
13 Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы". Принята Правительством Российской Федерации 16 февраля 2001 г.
14 Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
расплывчатость ее содержательных характеристик. Это серьезное препятствие в формировании конструктивных подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания как фактора безопасности России.
В первую очередь в такой разработке нуждается категория духовности как в плане перспектив ее включения в научный контекст социального и гуманитарного знания, так и на уровне прояснения ее смысла в обыденном сознании.
Определенные подходы к разработке данной категории уже наметились в отечественной социологии. В.Н. Кузнецов, рассматривая духовность как важнейший элемент смыслового ядра национальной идеологии России, выделяет в ее основе такие элементы, как общенациональная цель, социальный идеал, основные ценности, смысл жизни, российская мечта, надежда, вера (доверие), историческая память, патриотизм, культура патриотизма15. Совокупность этих элементов обеспечивает "сохранение и развитие образа жизни, гармоничное соотношение прав и свобод человека и его ответственности"16, как и вытекающие отсюда консолидирующие качества народа: "солидарность, терпимость, ориентированность на согласие и сотрудничество"17, совокупность которых дает "ключ к нравственному возрождению человека в России, к позитивной самоидентификации, к нравственному самоопределению народов Российской Федерации"18.
Представляется, что условием дальнейшего углубления разработки категории духовности и построения на этой основе концепций духовно-нравственного воспитания молодежи, в полной мере учитывающих специфику угроз российской безопасности, является учет теоретических достижений религиозной мысли. В частности, мнение В.И. Слободчикова о том, что "в ситуации мировоззренческого вакуума психологам необходимы обращение к вечным непреходящим ценностям, которые сохранило христианство, а также выстраивание пространства взаимодействия"19, представляется справедливым не только в отношении психологов, но и в неменьшей степени социологов, социальных философов, представи-
15 См.: Кузнецов В.Н. Российская идеология XXI века в обеспечении эффективности и безопасности динамично-устойчивого развития России // Будущее России в зеркале синергетики / Ред. Г.Г. Малинецкий. М., 2006. (Синергетика: от прошлого к будущему).
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же.
19 Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология // Материалы ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Москва, 31 января — 3 февраля 2001 г. М., 2002.
телей других социальных наук, которым небезразлично будущее нашего народа.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что сегодня термины "духовность", "духовное развитие" вошли в число расхожих выражений языка. Но какой смысл вкладывается в эти выражения?
Простой контент-анализ сайтов, определяемых по тегу "духовное развитие", демонстрирует удручающую картину20. В таблице 300 материалов, составивших выборку, распределились по категориям, отражающим контекст материала.
Контекст употребления термина "духовное развитие" в материалах интернета
Контекст употребления термина "духовное развитие" Число материалов (из 300) Доля материалов, % Ранг
Учения и практики, в основе которых лежат традиционные религии Юго-Восточной Азии, не являющиеся традиционными религиями народов России (индуизм, даосизм, джайнизм, синтоизм) 74 24,7 1
Учения и практики, в основе которых лежат парапсихологические подходы (эриксонианский гипноз, соционика, биоэнергетика и др.) 63 21 2
Учения и практики, в основе которых лежат религии "нью эйдж" (рейки, саентология, дианетика и др.) 57 19 3
Традиционные религии народов России В том числе: 52 17,33 4
буддизм 38 12,7
православие 9 3
ислам 4 1,3
иудаизм 1 0,33
Физическое, интеллектуальное развитие, обучение полезным знаниям, навыкам 32 10,7 5
Социальное управление 15 5 6
20 Контент-анализ носил пилотажный характер. Выборка составлялась случайным образом: из первых 3 тыс. материалов российских сайтов, показанных поисковой машиной "Рамблер" (при отборе этих материалов не учитывались материалы сайтов, зарегистрированных в других странах), был выбран каждый десятый по порядку следования. Контент-анализ проводился вручную.
Окончание табл.
Контекст употребления термина "духовное развитие" Число материалов (из 300) Доля материалов, % Ранг
Неправославные христианские конфессии 4 1,3 7
Традиционные маргинальные религиозные течения В том числе: 2 0,66 8
масонство 1 0,33
каббала 1 0,33
Научная психология, педагогика 1 0,33 9
Итак, в более чем половине материалов термин "духовное развитие" используется в контексте учений и практик, в основе которых лежат религии Юго-Восточной Азии, не являющиеся традиционными религиями народов России, парапсихологические подходы и религии "нью эйдж". Общая доля таких материалов составляет 64,7%.
За ними с колоссальным отрывом (18,7%) идут материалы, использующие это выражение в контексте традиционных религий народов России, причем нельзя не подчеркнуть, что даже эта сравнительно небольшая доля обеспечивается главным образом за счет материалов буддийской направленности. Буддизм является одной из традиционных религий народов России, поэтому мы вынуждены учитывать эти материалы в составе данной группы, хотя более углубленное знакомство с ними показывает, что их авторы ориентируются почти исключительно на зарубежных "учителей". Что же касается православия, ислама и иудаизма, то их участие в разработке путей духовного развития человека, если судить по материалам интернета, поистине ничтожно.
В действительности это не так. Аналогичным образом проведенный анализ материалов интернета, содержащих термин "духовно-нравственное", показал значительное преобладание материалов православной направленности (214 материалов из 300, или 71,3%).
Таким образом, именно понятия духа, духовного, духовного развития сегодня узурпированы чуждыми нашей духовности идеологиями. Кстати, почти все (96%) материалы, ассоциирующие понятие "духовное развитие" с этими идеологиями, содержат семантические индикаторы меркантильности (назначение платы за обучение, обещание материальных или физических благ, конкурентных преимуществ в качестве плодов "духовного развития").
Между тем именно традиционные религии народов России располагают огромным и недооцененным концептуальным потенциалом, который может и должен быть использован при разработке категорий "духовность", "духовное развитие", "духовное воспитание".
В частности, главной особенностью православной концепции духовности, в отличие от материалистических концепций, является онтологический подход к категории духовного, позволяющий избежать "порочного круга" в определении духовного, который неизбежно возникает при попытках определить дух, духовное через понятия сознания, культуры, идеального, духовного производства и т.п. С точки зрения православного подхода дух не является производным свойством высокоорганизованной материи, возникающим на определенном этапе ее развития, а обладает собственной субстанциальностью.
Это положение не противоречит данным современной физики, которая уже на рубеже Х1Х—ХХ вв. открыла не только новые, ранее неизвестные формы существования материи, но и новые, "нематериальные" формы существования энергии, а также условия, при которых "чистая" энергия может превращаться в материю. Проанализировав эти факты, выдающийся ученый, хирург, осуществлявший сложнейшие операции на головном мозге, и в то же время известный православный архиерей ХХ в., святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский и Крымский, писал: "Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры, и уверенность в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи?"21
Далее свт. Лука, опираясь на результаты исследования мозговой деятельности животных и человека, полученные И.П. Павловым, и собственную хирургическую практику, подтверждает тезис А. Бергсона о том, что "мозг не что иное, как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего не прибавит к тому, что получил"22. Иными словами, мозг не является субстанциальной основой духовного, он лишь перерабатывает и перераспределяет информацию, полученную от сенсорных органов: "мозговая кора анализирует не чувства, а ощущения"23. Свт. Лука приводит примеры оперированных лично им больных и раненых с тяжелыми травмами головного мозга, в том числе с отсутствием значительной части головного мозга. Эти больные и раненые не обнаруживали никаких личност-
21 Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1996. С. 12.
22 Там же. С. 34.
23 Там же.
ных изменений, отклонений в поведении24. Отсюда православный врач и пастырь делает вывод о духовной природе высших чувств и самосознания человека, определяющих личность в ее духовно-нравственном измерении.
Если душа есть "совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа"25, то "глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом"26.
Именно дух, а не физический субстрат мозга и не порождаемые им идеальные структуры являются источником нравственных понятий и высших аксиологических категорий — добра и зла, любви, милосердия. Как пишет ап. Павел, "плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5: 22—23). Вот почему высшие нравственные ценности принципиально не выводимы из познаваемых интеллектуальным путем ценностей прагматических — пользы, удовольствия, здоровья, материального благополучия, знаний и т.п. Эту мысль выражает и ап. Павел: "Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6: 8).
Отсюда ясно, что никакие усилия, направляемые на развитие и совершенствование материально-телесной и интеллектуальной сторон жизни человека, в том числе забота о благосостоянии, физическом здоровье и развитии, формирование профессиональной компетентности и компетенций, повышающих продуктивность социальных взаимодействий, формирование имиджа человека и т.д., при всей их полезности сами по себе не приведут к духовному развитию. Они лишь могут способствовать созданию благоприятных внешних условий для такого развития. Но могут, напротив, послужить условиями для духовного порабощения человека, что нередко и происходит в современных условиях информационной войны.
Сегодня более пяти миллионов россиян являются членами различных сект, в том числе неоязыческих и оккультных27. Многие люди, не будучи явными членами оккультных сект и считая себя неверующими, на рациональном уровне верят в "космический разум", "информационное поле Вселенной" и подобные факторы, якобы управляющие жизнью общества, не сомневаются в реальности влияния знаков Зодиака на судьбу и характер человека. Такая вера стала плодом их интеллектуального развития.
24 Там же.
25 Там же. С. 47.
26 Там же.
27 Слободчиков В.И.Указ. соч.
Согласно данным опубликованного в 2005 г. доклада Министерства юстиции РФ, обосновывающего возможность ограничений въезда иностранных миссионеров на территорию России, за 10 лет (с 1996 по 2005 г.) число религиозных движений в стране выросло почти в 3,5 раза28.
Интересно, что на предложенные Минюстом РФ меры ограничения миссионерской деятельности на территории России незамедлительно последовала негативная реакция не только со стороны представителей самих религиозных организаций (в первую очередь тех, которые во многих странах мира уже квалифицированы как тоталитарные и деструктивные секты и запрещены), но и со стороны Госдепартамента США. В опубликованном 8 ноября 2005 г. ежегодном докладе Госдепартамента о состоянии религиозной свободы в России отмечается рост жалоб от представителей религиозных меньшинств, испытывающих трудности в получении долгосрочных российских виз. В докладе также утверждается, что в России федеральные и местные органы исполнительной власти ограничивают права и свободы религиозных организаций, а Русская православная церковь пользуется явными преимуществами по сравнению с другими религиозными организациями.
В аналогичном докладе за 2006 г. Госдепартамент США вновь выражает обеспокоенность процессом ограничения деятельности в РФ тоталитарных сект американского происхождения. В частности, в докладе сказано: «Вынесенное в 2004 году судебное решение, запрещающее деятельность "Свидетелей Иеговы" в Москве, продолжало оказывать значительное негативное влияние на деятельность этой религиозной группы в отчетный период. Наблюдались признаки того, что спецслужбы, включая Федеральную службу безопасности (ФСБ), все более склонны считать руководство ряда миноритарных религиозных групп угрозой безопасности»29.
Для объективной интерпретации этих оценок необходимо учесть тот факт, что не менее 2/3 всех новых религиозных движений, действующих на территории РФ, имеют американское "гражданство", т.е. управление ими, финансирование их деятельности на территории РФ осуществляется организациями, расположенными и зарегистрированными на территории США.
В свете всего сказанного становится понятным, что духовно-нравственное воспитание молодежи ни в коем случае нельзя сво-
28 Цит. по: Игум. Петр (Еремеев), Иванишко И. Духовно-нравственная безопасность России в XXI веке // Православие на Дальнем Востоке: Информационно-аналитический портал (Шр://ргауо$1юк.ги/ги/|'оигпа1/$ос1е1у/?111=447).
29 Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/. Цит. по: Игум. Петр (Еремеев), Иванишко И. Указ. соч.
дить к развитию физических и психических, в том числе интеллектуальных, способностей и компетенций. Само по себе развитие этих компетенций не может перейти в рост духовно-нравственного начала, лежащего в основе самосознания человека как субъекта социальных отношений, основанных на любви и чувстве сопричастности своему народу, Родине, готовности пожертвовать собой ради высших нравственных ценностей и идеалов любви, свободы, милосердия, добра и справедливости. Человек, строящий свою жизнь по высшим эталонам веры, не можем стать предателем, ибо нет более высокого нравственного принципа, чем евангельский принцип: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15: 13).
Итак, путь к возрождению и развитию реальной духовности как единственной надежной основы духовно-нравственного воспитания в современном российском обществе открывается через обращение к многовековому духовному опыту православия и других традиционных религий народов России. Только истинная духовность, объединяющая людей на основе веры в объективное существование высших нравственных ценностей онтологического порядка, способна послужить противоядием против духовных токсинов, выделяемых суррогатными идеологическими продуктами, завозимыми в нашу страну. Это реальный путь обеспечения духовно-нравственной безопасности России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология // Материалы ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Москва, 31 января — 3 февраля 2001 г. М., 2002.
Безопасность России: Словарь терминов и определений. М., 1999.
Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.
Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / Под ред. В.Л. Манилова. М., 1998.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы". Принята Правительством Российской Федерации 16 февраля 2001 г.
Игум. Петр (Еремеев), Иванишко И. Духовно-нравственная безопасность России в XXI веке // Православие на Дальнем Востоке: Информационно-аналитический портал (Ъйр://ргау081:0к.ги/ги/]0игпа1/80с1е1:у/1ё=447).
12 ВМУ, социология и политология, № 3
177
Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Кравченко А.И. Социология. М., 2004.
Кузнецов В.Н. Российская идеология XXI века в обеспечении эффективности и безопасности динамично-устойчивого развития России // Будущее России в зеркале синергетики / Ред. Г.Г. Малинецкий. М., 2006. (Синергетика: от прошлого к будущему).
Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы. Одобрена решением коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999 г. № 19.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1996.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.