Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие личности в современной образовательной системе'

Духовно-нравственное развитие личности в современной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / THE PERSON / SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSON / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева В. С.

В статье анализируется актуальная для настоящего времени проблема духовно-нравственного развития личности, которая занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. Автором рассмотрены основные и важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, представлена и доказана их чрезвычайная значимость для отечественной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSON IN MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

In article is analyzed an actual problem for the present of spiritually-moral development of the person which occupies one of the basic places as in system of scientifically-psychological and pedagogical knowledge, and in educational practice. The author considers the basic and major problems of spiritually-moral education of rising generation, their extreme importance for domestic educational system is presented and proved.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие личности в современной образовательной системе»

онно-справочных порталов на телекоммуникаци-онныхресурсах базового вуза и организаций-партнеров; подбор административно-технического персонала для поддержки процесса информационно-справочного обеспечения дистанционного образования в центре и регионах; взаимодействие с министерствами и управлениями в области образования в целях получения регионально зависимой нормативно-правовой информации в сфере дистанционного образования; сбор и размещение регионально зависимым новостей по дистанционному образованию; консультации и помощь пользователям в поиске необходимых материалов и информации по дистанционному образованию; импорт (экспорт) курсов и программный средств обучения для увеличения доступности образовательных услуг; организация рекламной деятельности для образовательный организаций.

Особого внимания заслуживает вопрос правильного подбора и подготовки административно-технического персонала для поддержки процесса информационно-справочного обеспечения дистанционного образования в центре

и регионах. Важно, чтобы персонал имел необходимый квалификационный уровены знаний и навыков работы с информационными технологиями и телекоммуникациями, по-сколыку именно от его работы будет зависеты жизнеспособносты всей системы информаци-онно-справочныгх порталов и среды дистанционного образования.

Технологическая составляющая информационно-справочного портала, основанная на исполызовании современный информационные и телекоммуникационные технологий, определяет эффективносты исполызования, удобство и гибкосты предоставления ресурсов, оперативный доступ к информации, расположенной на централыном и регионалыных порталах системы, высокую оперативносты обновления материала и т.д. Именно инфокоммуникационные технологии должны обеспечиты доставку полызователям основного объема информационно-справочного материала по дистанционному образованию, интерактивное взаимодействие между учащимися, преподавателями, экспертами и т.д.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В.С. МОИСЕЕВА,

соискатель Ставропольского государственного университета

Аннотация. В статье анализируется актуальная для настоящего времени проблема духовно-нравственного развития личности, которая занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. Автором рассмотрены основные и важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, представлена и доказана их чрезвычайная значимость для отечественной образовательной системы.

Ключевые слова: личность, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание.

MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSON IN MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

V.S. MOISEYEVA

the competitor of Stavropol state university Annotation. In article is analyzed an actual problem for the present of spiritually-moral development of the person which occupies one of the basic places as in system of scientifically-psychological and pedagogical knowledge, and in educational practice. The author considers the basic and major problems of spiritually-moral education of rising generation, their extreme importance for domestic educational system is presented and proved.

Key words: the Person, spiritually-moral development of the person, spiritually-moral education.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основныгх мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в об-

разователыной практике. Проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятелыности современного общества представляется особо значимой, так как среди молодежи разный воз-

растных групп царят беззаконие, преступность, грубость, стяжательство, эгоизм, проституция, наркомания, а также потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического идуховного здоровья.

Завтрашний день не только для России, но и для всего мира немыслим без возвращения людей к идеалам духовно-нравственного совершенства. Глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания, в явно выраженной деформации духовно-нравственных ценностей и идеалов значительной части населения, особенно молодежи. К сожалению, мысль о приоритетности проблемы духовно-нравственного развития для прогрессивного развития цивилизации не столь очевидна. Приоритетность этой проблемы осознается лишь людьми с высоким уровнем философско-гума-нитарного мировоззрения.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт. Его сущность заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными, а именно:

• христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма;

• педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности;

• целомудрие, воздержание, самоограничение— вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

• любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения;

• интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на

принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле». Сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки.

Несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, как и опыт развития человечества на протяжении XX в., подтвердили, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

По данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном резком снижении нравственности и христианской религиозности приводят все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики.

Мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Негативные явления имеюттенденциюкусилению: процессы глобализации и технологизации деформируют сознание человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

В России разрушительные последствия жизни без Бога — социального эксперимента

XX в. — и либерально-демократических изменений последнего десятилетия очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры — русского народа.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

О.А. МУСАТОВА

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.Л. ЦВЕТКОВ

Аннотация. В статье дается обзор литературы и анализ результатов проведенных исследований по проблеме мотивации. Автором обоснован вывод о том, что общим недостатком существующих точек зрения и теорий по рассматриваемой проблеме является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Автор описывает понятие и структуру мотивации, ее значение, функции в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, воля, волевой акт, влечение, желание, побуждение, профессиональный мотив.

MOTIVATION AS A PART OF PROFESSIONAL POLICEMEN TRAINING

O.A. MUSATOVA

Annotation. The article is a brief survey and analysis of the made researches results on the Motivation problem. The author concludes that the main drawback on this problem is the absence of a system method to explore the process of motivation. As a sequence every factor that influences on making the decision is a motive. The author gives the definition and the structure of Motivation, it's meaning and functions in professional activity.

Key words: motivation, will, volitional act, attraction, desire, inducement, professional motive.

Высокий темп социально-экономических преобразований в России, возникновение новых факторов жизнедеятельности обусловили значительные изменения как в сознании и психике, так и в мотивационной сфере личности значительной части россиян. Эти изменения неизбежно отразились и на сотрудниках МВД России, и на правоохранительной деятельности в целом.

Концепция современной кадровой политики органов внутренних дел МВД России определила приоритетные направления повышения качества подготовки специалистов в вузах МВД России, обратив особое внимание на формирование профессиональной направленности личности и устойчивых профессиональных мотивов, обеспечивающих высокий уровень профессионализма и компетентности будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.