Научная статья на тему 'Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты'

Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
духовность / нравственность / подросток / духовно-нравственное / нравственнополовое воспитание. / spirituality / morality / teenager / spiritual and moral / moral and sexual education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Е. А., Журавлева Ю. И., Осипова В. Е.

Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении возможности преодоления препятствий на пути духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания подростка в сложившихся современных реалиях. В ходе исследования предложены результаты краткого анализа первопричин, повлиявших на ход исследуемого процесса, и представлены некоторые его последствия. Опираясь на исследовательские труды ряда отечественных авторов, предложено авторское видение выхода из негативного сценария утраты духовных ориентиров и нравственных ценностей у современных подростков. Результаты теоретического анализа позволяют выстроить опорные точки и установить направления поиска эффективных вариантов организации процесса духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания в последующих исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Е. А., Журавлева Ю. И., Осипова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and sexual education of a teenager: theoretical aspects

Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении возможности преодоления препятствий на пути духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания подростка в сложившихся современных реалиях. В ходе исследования предложены результаты краткого анализа первопричин, повлиявших на ход исследуемого процесса, и представлены некоторые его последствия. Опираясь на исследовательские труды ряда отечественных авторов, предложено авторское видение выхода из негативного сценария утраты духовных ориентиров и нравственных ценностей у современных подростков. Результаты теоретического анализа позволяют выстроить опорные точки и установить направления поиска эффективных вариантов организации процесса духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания в последующих исследованиях.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты»

Spiritual-moral and moral-sexual education of a teenager: theoretical aspects

Shumilova Elena Arkadyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar

Zhuravleva Yulia Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute (branch), Volgograd State Medical University, Pyatigorsk

OsipovaVictoria Evgenievna, teacher-speech therapist, defectologist, State budget preschool educational institution Kindergarten №. 55, St. Petersburg

The purpose of the study is to theoretically understand the possibility of overcoming obstacles to the spiritual, moral and moral-sexual education of a teenager in the current modern realities. The study offers the results of a brief analysis of the root causes that influenced the course of the process under study, and presents some of its consequences. Based on the research works of a number of domestic authors, the author’s vision of a way out of the negative scenario of the loss of spiritual guidelines and moral values among modern adolescents is proposed. The results of the theoretical analysis make it possible to build reference points and establish directions for searching for effective options for organizing the process of spiritual, moral and moral and sexual education in subsequent studies.

Keywords: spirituality; morality; teenager; spiritual and moral; moral and sexual education.

Цитировать: Шумилова Е.А., Журавлева Ю.И., Осипова В.Е. Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 282-285. EDN: ZTXWRV . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.49

Шумилова Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар

Журавлева Юлия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт (филиал), Волгоградский государственный медицинский университет, Пятигорск

Осипова Виктория Евгеньевна, учитель-логопед, дефектолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №55, Санкт-Петербург

Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении возможности преодоления препятствий на пути духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания подростка в сложившихся современных реалиях. В ходе исследования предложены результаты краткого анализа первопричин, повлиявших на ход исследуемого процесса, и представлены некоторые его последствия. Опираясь на исследовательские труды ряда отечественных авторов, предложено авторское видение выхода из негативного сценария утраты духовных ориентиров и нравственных ценностей у современных подростков. Результаты теоретического анализа позволяют выстроить опорные точки и установить направления поиска эффективных вариантов организации процесса духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания в последующих исследованиях.

Ключевые слова: духовность; нравственность; подросток; духовно-нравственное; нравственно- половое воспитание.

УДК 37.034

5.8.1

Шумилова Е.А., Журавлева Ю.И., Осипова В.Е.

Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты

Введение

Актуальность духовно–нравственного воспитания подростка определяется рядом причин, среди которых нами выделены наиболее значимые, с нашей точки зрения: социальный заказ общества в высоконравственных людях, нивелирование негативных внешних факторов воздействия на нравственную сферу подростка, и необходимость его информирования о нормах поведения, традиционно принятых в современном обществе. Достижению цели способствовало поэтапное решение задач, среди которых: 1) установление причин и условий, способствующих образованию негативных тенденций в духовно-нравственном и нравственно-половом воспитании подростков, сложившихся на современном этапе развития общества; 2) выявление возможных путей выхода из действующих сценариев планирования и организации воспитательного процесса подростков.

Решение задач осуществлялось посредством инструментария, предложенного теоретическими методами исследования, в частности, анализа, обобщения и интерпретации результатов исследовательской деятельности отечественных ученых и специалистов в области педагогических знаний.

Степень разработанности проблемы исследования была выявлена в ходе теоретического обоснования необходимости разрешения выявленного противоречия и поиска путей его разрешения. В ходе организации исследовательской работы были использованы основные тезисы научных трудов ряда авторов, среди которых Д.К. Бурлак, А.А. Корольков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Т.Х. Эриксен и др.

Основная часть

Согласно мнению В.В. Розанова, основной смысл существования человека заключается в обретении и сохранении «истинной» человечности, которая характеризуется поиском и впоследствии удерживании в модусах повседневного бытия «вертикали», тем самым предотвращая «извращения основных добродетелей» [6, с.151]. Подобное мнение высказано В.С. Соловьевым, по утверждению которого нужды человека проявляются только в нищете самообеспечения, а в случае ее потери «обретается подлинное богатство» [1, с. 217–219]. Таким образом, приобретение «сокровища духа» и свободы становится возможным только при условии их «использования».

В ходе исторического развития общества систематически подвергалось трансформации восприятие человеком окружающего мира. В качестве причин подобных изменений можно назвать две группы факторов, в частности:

1) рост технического усовершенствования, сопровождающего цивилизационное развитие общества в условиях информатизации всех сфер деятельности, с одновременным увеличением риска негативных последствий при допущении даже незначительных ошибок;

2) повышение «интеллектуальной гибкости», «пластичности ума» и изощренности разума человека, что обуславливает увеличение вариативности развития как положительного, так и негативного исхода событий (явлений, деятельности).

Названные группы факторов в совокупности определили направленность человеческого восприятия мира, отражаемого в виде сложных проектов и многогранных картин, с наличием большой вариативности в используемых подходах и методах, позволяющих «содержать и обустраивать его» [4, с. 106].

В свою очередь, своеобразие мира радикально изменило приоритетность познания, сменив процессы исследования на процессы созидания [3, с. 240]. Креативность подходов в деятельности, включая процесс воспитания, представила высокую степень вариативности условий и обстоятельств ее реализации, в которой можно обнаружить разнообразные контексты, способные оказать существенное влияние на смену социальных ролей.

Дуальность развития общества особенно ярко выражена в культурном пространстве, где «взрослая» культура решает задачи накопления знаний, ценностей, идеалов, а молодежная – определяет перспективы развития социума, разрушая отжившие, устаревшие [6, с. 152]. Подобный противопоставляемый друг другу механизм образован в результате трудности приложения усилий по достижению высокой степени познания и освоения окружающего мира подрастающим поколением. В подтверждение сказанного следует привести позицию Б.Л. Пастернака, который отметил, что «культура не бросается в объятия первому встречному, а ее обретение требует тяжкого труда» [4, с. 111].

Однако немаловажным в этом случае являются правильно выстроенные ориентиры и координаты воспитательного процесса, которые, по мнению А.А. Королькова, не устанавливаются путем «гастрономических приятностей», требуя серьезных и качественных вложений в виде времени и усилий в противовес поиска путей потакания своим желаниям развлекаться. В силу утраты интереса подростков к приобретению знаний с одновременным снижением родительского авторитета [1, 5, 7], практически все пространство потребностей подрастающего поколения занято информацией, поступаемой из Интернета. Приобретаемая подростками информация в этом случае характеризуется социально-коммуникативной направленностью.

Подобная ситуация приводит к снижению экзистенциальной сущности и ценности времени подростками, что отмечается многими исследователями в качестве характерной черты современного поколения. В данном случае ценность утраченного несоизмеримо высокая, так как время – это составная часть «экзистенциальной экономики», прямо пропорционально отражающейся на реализации потенциальных возможностей подростка [5, с. 15].

Упрощение современной молодежи способов идентификации путем причисления себя к одной из «ролевых» сообществ приводит на путь внешней самоидентификации в условиях сформированной реальности. В этом случаев большинстве случаев упускаются возможности поиска более фундаментальных путей утверждения собственного Я. Истинно верный путь тем временем лежитв осознанности человеческой жизни, что контрастирует с восприятием ее как систематической смены благоприятных и негативных событий.

Скорость человеческого бытия стремительно нарастает, что достаточно ярко представлено в произведении Людвига Хольберга «Обремененный делами», в котором автор раскрывает значимость времени доведения до конца действительно серьезного дела [6, с. 156]. Лишение себя возможности некой отстраненности от сиюминутной ситуации приводит к потере перспективы, подчеркивает Т.Х. Эриксен [7, с. 76]. Ситуация усугубляется нарастающим информационным массивом, не позволяющим неподготовленному человеку «увидеть» перспективы полезной информации, осуществив отбор среди малозначительной или устаревшей. Таким образом, отодвигая на второй план первостепенные вещи, заслоняя их незначительными. В своих исследованиях Т.Х. Эриксен указывает на ярко выраженный дефицит осознанности, понимания, обоснованности и связности в восприятии и деятельности современных подростков [7, с. 45].

Одним из наиболее простых подходов к пониманию «духовности» как философской категории является осознание значимости вещей, противопоставляемых материальным. Тем не менее, следует отметить наличие большого разнообразия форм ее проявления, причиной чему является преимущественно необходимость формирования социально-активного поведения и «зрелой духовности».

Такое понимание «духовности» свидетельствует о значимости организации воспитательного процесса, в рамках которого реализуются комплексные мероприятия по духовно-нравственному и нравственно-половому воспитанию. Подобные мероприятия, в виду интеграционной сложности, труднореализуемы в условиях воспитательной практики, предусматривающей освоение подростками теоретических знаний и приобретение ими навыков повседневной деятельности.

Воспитание духовности и нравственности требует от «ученика» постоянного культивирования в себе конкретных качеств, сопровождаемых напряженной работой, о которой указывал в своих трактатах известный античный мыслитель Сократ. В практике Русской православной церкви существует действенный инструмент, позволяющий поддерживать уровень нравственности на заданном догмами христианства уровне исповедь. В сравнении с названным инструментом, педагогическая наука предлагает духовные ценности, которые достаточно часто подвергаются трансформации под влиянием социально-экономических процессов, происходящих в условиях модернизации общества.

В результате подобных процессов на современном этапе становления общества сложилась противоречивая ситуация, проявленная многоликостью трактований духовности, часто игнорирующая истинные культурно-исторические традиции народа. В период античности существовало всего два измерения в человеке тело («темница человеческой души») и душа. Во времена Средневековья открывается третье измерение – Дух, подразумевающее присутствие в человеке «истинного Я». Как становится очевидным, в указанные исторические периоды духовность была неотъемлемой частью религиозного представления о мире и человека в нем.

По мнению современника Д.К. Бурлака, в качестве положительной черты советской системы воспитания следует выделить наличие в ней действенной составляющей, которая включала в себя системную организацию разнообразных видов деятельности, реализуемых подконтрольно. Устойчивость системы воспитания достигалась путем установления тесной взаимосвязи между исторически сформированных традиций, а ее базу составляла интеграция содержания учебных предметов и научных дисциплин гуманитарного цикла.

В воспитании личности особое значение играет характер личности, как совокупности наиболее устойчивых норм индивидуального поведения, которые влияют на внутренние и внешние особенности поведения человека и выражают его индивидуальную идентичность конкретной личности. Характер особенно полно выражается личностными особенностями человека, его свойствами, качествами.

Динамическим состоянием характера человека является его личный темперамент, который развивается под влиянием врожденных свойств нервной системы и образовательной среды. Важнейшими составляющими ориентациями личности являются интересы, сформированные на основе потребностей - фундаментальных черт личности, выражающих ее потребности и являющиеся источником умственных сил и человеческой активности. [2, с. 14–15].

Проблема современности заключается в ослаблении и сокращении масштабов влияний русской литературы, осваиваемой подростками в рамках требований учебных программ. Практика воспитания, сформированная и применяемая ранее, в настоящее время поглощена инновационными процессами, результаты которых находят свое отражение в подходах, применяемых в духовно-нравственном и нравственно-половом воспитании.

Заключение

Проблемность сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в утрате взаимосвязи с традиционно реализуемыми механизмами реализации воспитательных практик среди подростков. И как результат направленность на преобладание позитивизма, прагматизма и инструментализма в вопросах воспитания, в большей степени игнорирующих любую духовно-нравственную проблематику.

К сожалению, следует признать, что в настоящее время острота проблемы духовно-нравственного и нравственно-полового воспитания подростков приобретается в результате игнорирования «духовности» и «нравственности», представленных в воспитательной практике в виде избыточной информации. В подтверждении сказанного можно привести высказывание Д.К. Бурлака, который указывает на отсутствие применения исторического опыта воспитания высоконравственной личности в рамках образовательной системы, подчеркивая «бездейственность» введения разнообразных учебных курсов, предметов и дисциплин.

С точки зрения Д.К. Бурлака, следует обратить внимание на проблему воспитания нравственной личности в контексте «духовных проявлений» в условиях повседневности, опираясь на позитивный опыт религиозно-ориентированных учебных заведений. В настоящее время стали создаваться подобные образовательные учреждения, носящие пока локальный характер, в базе которых реализуются мероприятия, позволяющие ввести молодого человека в круг духовных идей и нравственно-моральных ценностей путем убеждения посредством изучения культурного наследия.

Таким образом, становится возможным достижение высокой степени корреляции подростка с культурологической компетентностью и ценностью накопленных в воспитательной практике духовно-нравственных и нравственно-половых традиций. Однако до настоящего времени остается нерешенный вопрос практики применения духовно-нравственных императивов, ведь «изучение не тождественно обращению» [2, с. 14–15].

В заключение настоящего исследования, хотелось бы обратить внимание на возможность выхода, на наш взгляд, из сложившейся ситуации, опираясь на постулат об испытании свободой на пути обучения и воспитания. Конечно же, следует признать невозможность навязывания свободы, которая всегда «даруема», однако в ходе реализации данного процесса можно организовать сопровождение (наставничество), деликатно подсказывающее подростку, каким образом в лучшей степени распорядиться таким даром.

Литература:

1. Бибихин В.В. Другое начало. СПб: Наука, 2003. 430 с.

2. Бурлака Д.К., Козырев Ф.Н. Духовно-фундированное образование в постсекулярном обществе // Гуманитарное религиозное образование: книга для учителей и методистов. – СПб.: РХГА, 2010 С. 14–15.

3. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камелис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. № 5. С. 240–246.

4. Гончарко Д.Н. Кризис репрезентации в этике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. – Т.1 № 3. С. 106–112.

5. Островский К. Вечность – у дверей. Заметки священника. Красногорск: Успенский храм, 2010. 126 с.

6. Романенко Л.Ю. Влияние музыкально-компьютерных технологий на музыкальное искусство и культуру информационного общества // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникационные технологии в образовании / под ред. д-ра филос. наук, проф. С.В. Клягина, д-ра филос. наук, проф. О.Д. Шипуновой. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 149–157.

7. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь мир, 2003. 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.