Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре'

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ / УЧАЩИЕСЯ / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ADOLESCENTS / STUDENTS / FOLK ART CULTURE / SLAVIC CULTURE / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеркаева София Шавкатовна, Буянова Наталия Борисовна, Никитина Екатерина Николаевна

Вопросы духовно-нравственного воспитания личности были актуальны на протяжении всей истории человечества, а в современных условиях информатизации общества они обретают особый смысл. Сегодня необходимо формировать у подростка верные нравственные принципы, высокие жизненные ценности, целостность мировосприятия. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит народной художественной культуре славян. Представлен анализ эмпирического исследования, проведенного на базе ГБОУ Школа № 2123 им. М. Эрнандеса. В ходе исследования применялась авторская программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков, основанная на славянской традиции воспитания человека. Авторы проводят сравнительный анализ уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков на констатирующем и контрольном этапах исследования. Наиболее высокие показатели выявлены по среднему уровню сформированности духовно-нравственных ценностей у участников эксперимента. Апробация авторской программы, основанной на педагогических принципах воспитания славянского народа, позволила повысить уровень сформированности духовно-нравственных качеств подростков, чем подтвердила свою эффективность. Авторы приходят к выводу, что общечеловеческие ценности и идеалы, составляющие духовно-нравственную основу личности, можно найти в древних культурах людей, живших ближе к природе и самим себе, чем люди современности. Приобщение к народной художественной культуре древних славян может помочь в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умеркаева София Шавкатовна, Буянова Наталия Борисовна, Никитина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of spiritual and moral values of adolescents in the process of familiarization with the folk art culture

Issues of spiritual and moral education of a person have been relevant throughout the history of mankind, and in modern conditions of informatization of society, they acquire a special meaning. Today it is necessary to formulate true moral principles in a teenager, high life values, and the integrity of worldview. A special role in the implementation of this task belongs to the folk art culture of the Slavs. An analysis of an empirical study conducted on the basis of SBEI School № 2123 named after M. Hernandez. In the course of the study, the author’s program for the formation of spiritual and moral values of adolescents was used, based on the Slavic tradition of raising a person. The authors conduct a comparative analysis of the level of formation of spiritual and moral values of adolescents at the ascertaining and control stages of the study. The highest indicators were identified by the average level of formation of spiritual and moral values among the participants in the experiment. Testing the author’s program, based on the pedagogical principles of the education of the Slavic people, made it possible to increase the level of formation of spiritual and moral qualities of adolescents, which confirmed its effectiveness. The authors come to the conclusion that universal values and ideals that make up the spiritual and moral basis of personality can be found in ancient cultures of people who lived closer to nature and to themselves than people of modern times. An introduction to the folk art culture of the ancient Slavs can help in the formation of spiritual and moral values of a growing personality.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Дата публикации: 31.12.2019 УДК 37.034

С. Ш. Умеркаева, Н. Б. Буянова, Е. Н. Никитина

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре

Вопросы духовно-нравственного воспитания личности были актуальны на протяжении всей истории человечества, а в современных условиях информатизации общества они обретают особый смысл. Сегодня необходимо формировать у подростка верные нравственные принципы, высокие жизненные ценности, целостность мировосприятия. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит народной художественной культуре славян.

Представлен анализ эмпирического исследования, проведенного на базе ГБОУ Школа № 2123 им. М. Эрнандеса. В ходе исследования применялась авторская программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков, основанная на славянской традиции воспитания человека. Авторы проводят сравнительный анализ уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков на констатирующем и контрольном этапах исследования. Наиболее высокие показатели выявлены по среднему уровню сформированности духовно-нравственных ценностей у участников эксперимента. Апробация авторской программы, основанной на педагогических принципах воспитания славянского народа, позволила повысить уровень сформированности духовно-нравственных качеств подростков, чем подтвердила свою эффективность.

Авторы приходят к выводу, что общечеловеческие ценности и идеалы, составляющие духовно-нравственную основу личности, можно найти в древних культурах людей, живших ближе к природе и самим себе, чем люди современности. Приобщение к народной художественной культуре древних славян может помочь в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающей личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, подростки, учащиеся, народная художественная культура, славянская культура, семейные ценности

Ссылка для цитирования:

Умеркаева С. Ш., Буянова Н. Б., Никитина Е. Н. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 215-228. сЬк 10.32744/pse.2019.6.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Accepted: 12 September 2019 Published: 31 December 2019

S. Sh. Umerkaeva, N. B. Buyanova, E. N. Nikitina

The formation of spiritual and moral values of adolescents in the process of familiarization with the folk art culture

Issues of spiritual and moral education of a person have been relevant throughout the history of mankind, and in modern conditions of informatization of society, they acquire a special meaning. Today it is necessary to formulate true moral principles in a teenager, high life values, and the integrity of worldview. A special role in the implementation of this task belongs to the folk art culture of the Slavs.

An analysis of an empirical study conducted on the basis of SBEI School № 2123 named after M. Hernandez. In the course of the study, the author's program for the formation of spiritual and moral values of adolescents was used, based on the Slavic tradition of raising a person. The authors conduct a comparative analysis of the level of formation of spiritual and moral values of adolescents at the ascertaining and control stages of the study. The highest indicators were identified by the average level of formation of spiritual and moral values among the participants in the experiment. Testing the author's program, based on the pedagogical principles of the education of the Slavic people, made it possible to increase the level of formation of spiritual and moral qualities of adolescents, which confirmed its effectiveness.

The authors come to the conclusion that universal values and ideals that make up the spiritual and moral basis of personality can be found in ancient cultures of people who lived closer to nature and to themselves than people of modern times. An introduction to the folk art culture of the ancient Slavs can help in the formation of spiritual and moral values of a growing personality.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral values, adolescents, students, folk art culture, Slavic culture, family values

For Reference:

Umerkaeva, S. Sh., Buyanova, N. B., & Nikitina, E. N. (2019). The formation of spiritual and moral values of adolescents in the process of familiarization with the folk art culture. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 42 (6), 215-228. doi: 10.32744/pse.2019.6.18

_Введение

Система духовно-нравственных ценностей российского общества является главным фактором развития государства, гарантии духовной сплоченности народа и связывающих его моральных убеждений. Невозможно создать современную сильную державу, не уделяя должного внимания состоянию и качеству внутренней жизни отдельного человека [5; 7].

В настоящее время можно наблюдать, как бездуховность и эгоизм внутри социума вырываются на поверхность российской действительности, отметая и обесценивая такие духовно-нравственные понятия, как совесть, любовь, уважение, скромность, честь. Данная ситуация требует от каждого россиянина и российского общества в целом сформировать четкий образ человека, как духовно-нравственной личности с общественно одобряемыми взглядами и действиями.

Анализ философских и педагогических работ позволяет раскрыть суть духовно-нравственного воспитания с точки зрения социально-этических требований к формированию личности, ее поведению и сводится к таким качествам, как: верность гуманистическим идеалам, совесть, скромность, терпимость, интернационализм, трудолюбие, чувство собственного достоинства, которые выступают, в сущности, как носители духовно-нравственных ценностей.

Наиболее значительным периодом в формировании духовно-нравственных качеств человека, его взглядов и убеждений является подростковый возраст. В период становления личности подростка происходит постепенное отделение от родительского восприятия мира, их системы ценностей и формирование своих собственных убеждений. Оставаясь «один на один» с современным миром, юный человек почти не в состоянии осознать, что именно будет являться правильным выбором в огромном потоке информации [9, с 97]. Необходимо воспитать в подростке нравственные принципы, высокие жизненные идеалы, любовь к родной земле. Эти значимые навыки и качества помогут подросткам занять достойное место в обществе и с честью пройти свой жизненный путь.

Подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Приобщение подростков к славянской культуре, основанной на принципах совести, братства и любви, будет способствовать формированию их духовных и нравственных ценностей [1; 3].

Много столетий назад, как и сегодня, родители хотели защитить своих детей, воспитать их добросовестными и счастливыми, трудолюбивыми и вежливыми. Для выполнения этой жизненной задачи как нельзя лучше подходит славянская традиция воспитания человека. «Сейчас у большинства людей отношение к славянской культуре очень поверхностное, ей не уделяют должного внимания, многое было утрачено, многое исковеркано, современная культура европеизируется, и, соответственно, у человека теряется связь с культурой своего народа, со своей Родиной и ее историей, а как дерево не может расти без корней, так и человек без связи со своими корнями, своей историей и культурой не сможет приносить здоровые плоды» [12, ^ 9].

Представления о мире и гармоничном укладе жизни русских людей отражены в древней культуре славян, которая частично смогла дойти до наших дней. Идея единства человека с природой и людьми способствовала чуткому отношению славян ко всему живому, а глубокое понимание законов мироздания всегда помогало делать правильный выбор на основе духовно-нравственных ценностей, или, как говорили славяне, «по Совести» [6, с. 104].

Главными качествами славян являлись нравственность, честь и совесть. Ключевым элементом в жизни славян было почитание памяти предков. Славяне считали, что все во Вселенной порождено Родом и является им - в разных его проявлениях, поэтому силы природы, как говорили славяне, «суть лики Рода» [6, с. 53]. И сами люди - неотъемлемая часть природы. Таким образом, с малого возраста детей приучали к трепетному, уважительному, бережному отношению ко всем живым существам.

Славяне четко разделяли мужские и женские жизненные роли благодаря различным обрядам, которые человек проходил на протяжении всей своей жизни. Это обряды посвящения: из детства в отрочество, из отрочества в зрелость, из зрелости в старость. С помощью этих обрядов люди ясно осознавали свое место и роль в жизни семьи и общины [11, с. 290].

С раннего возраста процесс обучения и нравственного воспитания проходил посредством чтения детям былин, сказов (сказок), стихов, формирующих созидательный образ жизни и высокие ценностные ориентиры.

Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков отец воспитывал как добытчиков, то мать воспитывала девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почитанию старших, целомудрию [8, с. 5]. Это считалось одной из важнейших нравственных и этических ценностей общественного уровня значимости.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной потребностью современного общества в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью теоретико-методических аспектов решения данной проблемы средствами народной художественной культуры славян в условиях деятельности учреждений образования и социально-культурной сферы.

Необходимость преодоления противоречия предопределила проблему данного исследования - какова роль народной художественной культуры в формировании духовно-нравственных ценностей подростков?

Целью данного исследования является экспериментальное обоснование программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков средствами народной художественной культуры славян.

_Материалы и методы

При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы, посвященной проблеме формирования духовно-нравственных ценностей подростков; изучение и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания личности в процессе приобщения к народной художественной культуре славян; анкетный опрос; беседа; педагогический эксперимент.

_Процедура исследования

С целью формирования духовно-нравственных ценностей подростков нами было проведено исследование в ГБОУ Школа № 2123 им. М. Эрнандеса. В исследовании приняли участие 102 подростка - учащиеся 5-х и 6-х классов; 2 учителя русского языка и литературы; 1 учитель технологии; 1 педагог-организатор; 1 профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; 1 профессор ГБОУ ВО «Московский государственный институт музыки имени М.Г. Шнитке»; 2 доцента ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; 4 студента-практиканта четвертого курса очной формы обучения по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

Исследование проводилось в три этапа. Целью первого (констатирующего) этапа исследования являлось выявление исходного уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков. Для этого мы провели два анкетных опроса среди учащихся 5-6 классов. При разработке анкет мы опирались на критерии славянской системы духовно-нравственных ценностей, выделенные С.Д. Бабишиным [2]: внутри-личностное отношение; межличностные отношения; отношение к семье; отношение к противоположному полу; отношение к обществу; отношение к природе.

Первая анкета состояла из 7 вопросов, которые были направлены на выявление внутриличностных отношений, межличностных отношений, отношения к противоположному полу, отношения к обществу и отношения к природе как компонентов духовно-нравственных ценностей. Учащимся предлагалось три варианта ответов. За правильный ответ (в полной мере отражающий качества, характерные для духовно и нравственно развитого человека) учащийся получал 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Результаты подсчитывались и вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента (максимальное количество баллов - 7).

Полученные результаты были переведены в проценты, по которым определялся уровень сформированности духовно-нравственных ценностей подростков:

• 85-100% - высокий уровень: проявляет высокое чувство самоотдачи, заботливое и доброжелательное отношение к окружающему миру; руководствуется голосом совести, любви и чести;

• 55-84% - средний уровень: вектор духовности выражен неявно, однако нравственные понятия все еще признаются ценными и руководят личностью;

• 0-54% - низкий уровень: отсутствует осознание ценности нравственных поступков; потребительское отношение, поиск выгоды доминирует над самоотдачей и стремлением творить на благо окружающего мира.

Вторая анкета представляла собой генеалогическое древо и была направлена на выявление отношения респондентов к семье, выраженное в знании своей родословной. Учащимся предлагалась схема генеалогического древа, в графы которого необходимо было записать имя, фамилию и отчество, а также (по желанию) дату рождения родственников по материнской и отцовской линиям. За каждую заполненную графу учащийся получал 1 балл, за незаполненную графу - 0 баллов. Всего было предложено 14 граф по материнской и отцовской линиям в целом (максимальное количество баллов - 14). Мы попросили подростков воздержаться

от возможных звонков членам своей семьи и заполнить графы по знанию на момент выполнения задания.

Результаты заполненных генеалогических деревьев переводились в проценты, по которым определялся уровень знания своей родословной и, как следствие, уровень ценности семейных отношений:

• 80-100% - высокий уровень: семья занимает важное место в системе ценностей, учащийся знает свою родословную на 5 поколений, в семье хранят память о прапрадедах подростка;

• 58-79% - средний уровень: семейные ценности занимают немаловажное место в жизни подростка, он знает и помнит прадедов и возможно некоторых прапрадедов;

• 36-57% - ниже среднего уровня: ценность семьи как памяти, традиций и единства почти отсутствует; подросток имеет информацию только о бабушках и дедушках и, возможно, об одном-двух прадедах;

• 14-35% - низкий уровень: ценность семейной памяти, традиций и единства отсутствует; подросток уже не хранит информацию о некоторых или большинстве родителях родителей.

_Результаты исследования

Как показало анкетирование №1, большинство учащихся имеют средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей (43% из общего числа респондентов), одинаковое количество учащихся (по 28,5%) имеют высокий и низкий уровни сформированности духовно-нравственных ценностей. Следует отметить, что большую часть подростков с высоким уровнем духовно-нравственных ценностей составили пятиклассники. Данные проведенного анкетирования представлены на рисунке 1.

Низкий

Высокий

Средний

Рисунок 1 Результаты диагностики начального уровня сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся 5-6 классов

Как показало анкетирование №2, у большинства респондентов семейные ценности находятся на уровне ниже среднего (52,5%) и всего лишь у 9,5 % - на высоком, из которых только три подростка заполнили все графы генеалогического древа. Данные проведенного анкетирования представлены на рисунке 2.

■ Высокий

■ Средний

■ Ниже среднего

■ Низкий

Рисунок 2 Результаты диагностики начального уровня сформированное™ семейных

ценностей учащихся 5-6 классов

Таким образом, начальная диагностика показала, что большинство учащихся имеют средний и ниже среднего уровни духовно-нравственных ценностей. Это подтвердило необходимость приобщения подростков к национальной памяти, культуре и традициям славянского народа, хранящим богатый потенциал духовно-нравственных ценностей.

Целью второго (формирующего) этапа исследования являлась разработка и реализация авторской программы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков средствами народной художественной культуры славян. На данном этапе исследования мы руководствовались положениями, сформулированными в теоретической части работы, в частности, наряду с современными эффективными методами воспитания мы опирались на традиционные славянские методы и способы духовно-нравственного воспитания; воспитательная работа соответствовала возрастным особенностям подростков и не носила разовый и формальный характер.

Программа формирования духовно-нравственных ценностей включала в себя проведение цикла мастер-классов, экскурсий, тематических бесед, занятий в кружках. В организации и проведении мероприятий для школьников участвовали студенты-практиканты четвертого курса очной формы обучения направления подготовки «Социально-культурная деятельность» Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». В частности, совместно с педагогами ГБОУ Школа № 2123 им. М. Эрнандеса студентами были проведены мастер-классы для учащихся 5-6 классов по изготовлению славянских обереговых кукол «Желанница» и деревянных ложек «Баклушники», а также выездная экскурсия в Музей славянской культуры. Внеучебные мероприятия и тематические беседы были посвящены таким темам, как «Славянские сказки и народная художественная культура», «Славянская письменность», «Славянские воззрения на природу».

Руководствуясь гендерным подходом, мы разделили мастер-классы для школьников в силу различных особенностей восприятия информации мальчиками и девочками. Так, для девочек был проведен цикл мастер-классов по изготовлению обереговой куклы «Желанница». Мастер-классы проводились для учениц 5-6 классов и длились для каждого класса по 45 минут. Всего было проведено пять мастер-классов, на которых учащиеся ознакомились со славянскими оберегами, получили представление

о роли народной тряпичной куклы «Желанница» в славянской культуре, освоили технологию изготовления обереговой куклы. Через интерес и любовь к творчеству славянского народа мы формировали у девочек такие качества, как: забота, созидание, внимательность, трудолюбие, терпение, аккуратность. В процессе проведения мастер-классов использовались славянские народные костюмы, этническая музыка (русские, украинские, болгарские, хорватские, словенские народные песни) [4].

Для мальчиков мы провели мастер-классы по изготовлению деревянных ложек «Баклушники», в ходе которых учащиеся получили представление о празднике «День Баклушников», ознакомились с технологией изготовления деревянных ложек. В процессе приобщения к славянскому творчеству и труду мы формировали у мальчиков такие качества, как: исполнительность, трудолюбие, терпение, самоконтроль.

Все мастер-классы были направлены на знакомство подростков с народной художественной культурой славян, с традициями воспитания славянского народа и способствовали развитию общих познавательных способностей, расширению художественного кругозора, воспитанию эстетического вкуса личности [13; 14].

Следующим мероприятием по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся стал просмотр тематического славянского мультфильма-сказки «Детство Ра-тибора» с мальчиками и беседа на тему увиденных образов мужских и женских персонажей. Данное мероприятие было организовано с целью формирования у учащихся образа нравственно развитого мужчины-защитника, храброго и волевого; образа женщины, как будущей матери, скромной и любящей; а также осознание ценности морали и добродетели.

По итогам просмотра учащимися 6 классов были отмечены такие качества настоящего мужчины, как: храбрость, смелость, отвага, мужество, трудолюбие, сила, благородство, воля, патриотичность, дисциплинированность. Учащиеся 5 классов указали на следующие качества мужчины: храбрость, мудрость, отвага, выносливость, честь, бесстрашие, доброта, отцовство, настойчивость, мужество, сила, спокойствие. К истинным женским качествам мальчики отнесли: любовь, верность, помощь, доброта, нежность, мудрость, материнство, сострадание, терпение, любовь к Родине.

Для девочек был организован просмотр тематического диафильма-сказки «Перышко Финиста Ясна Сокола» и беседа на тему увиденных образов женских персонажей и символических образов, представленных в сказке: скромность, любовь, доброта, бескорыстие, отвага, терпение, вежливость, выносливость, совесть, верность, нежность.

Одним из мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к здоровому образу жизни, стала славянская гимнастика «Здрава», проведенная на уроке физической культуры. Следует отметить, что ключевая особенность славянской гимнастики заключается в том, что главное внимание уделяется сочетанию в рамках одного упражнения движения, дыхания и расслабления. В совокупности это приводит к формированию гомеостатического равновесия в организме и оказывает укрепляющий эффект. При занятиях славянской здравой происходит гармонизация органов и систем организма: восстанавливается нервная система, улучшается кровообращение, повышается общий тонус, усиливаются мыслительные способности, укрепляется память.

Следующим мероприятием по приобщению подростков к славянской культуре стала экскурсия в Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Тематическая экскурсия «Русь былинная» раскрывала смысл и значение образов, представ-

ленных в работах Константина Васильева и других художников, их связь с народными преданиями, легендами, мифами и историческими событиями, а также связь героических образов русского и германо-скандинавского эпосов.

Кроме этого с целью формирования у подростков ответственного и бережного отношения к природе мы организовали в школе высадку деревьев (в рамках субботника). Каждый подросток высадил свое дерево или растение, за которым впоследствии необходимо было следить и ухаживать. Все подростки 5-6 классов с удовольствием приняли участие в данном мероприятии.

Завершающим мероприятием по формированию духовно-нравственных ценностей подростков стал квест «Сказка - ложь, да в ней намек. Кто познает - тем урок» в форме обучающей игры-знакомства со славянской культурой. Данное мероприятие было приурочено к Дню славянской письменности и культуры и было направлено на расширение кругозора учащихся путем знакомства их со славянскими музыкальными инструментами; развитие внимания, исполнительской и танцевальной культуры; приобщение к родной истории, культуре и творчеству; развитие способности наблюдать, описывать, творить; воспитание культуры поведения со сверстниками и людьми старшего возраста.

Участники эксперимента были поделены на 10 команд, каждой из которых мы выдали карты, по которым подростки должны были найти героев славянских сказок, таких как: Баян, Старый дуб, Волк, Алатырь-камень, Жар-птица, Кострома, Кома (медведь), Русалки, Ягая Баба и Ручеек. Темы испытаний у сказочных героев были связаны с древнеславянской письменностью, народной художественной и танцевальной культурой, традициями славянского народа. Испытания были направлены на формирование чувства единства, сплоченности, осознание ценности скромности и храбрости, добра и взаимопомощи.

В процессе всех мероприятий мы отметили заинтересованное отношение подростков к народной художественной культуре, желание изучать духовно-нравственное наследие славянского народа. Таким образом, цели и задачи программы были реализованы.

Целью третьего (контрольного) этапа исследования являлось выявление динамики развития духовно-нравственных ценностей у подростков 5-6 классов после апробации разработанной нами программы. Повторная диагностика осуществлялась по той же методике, что и первоначальная. Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.

Низкий

Высокий

Средний

Рисунок 3 Результаты повторной диагностики уровня сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся 5-6 классов

Повторное анкетирование №1 показало, что количество учащихся с высоким уровнем духовно-нравственных ценностей увеличилось на 16,5%, со средним уровнем увеличилось на 2%, с низким уровнем уменьшилось на 19%. Данные повторного анкетирования №1 представлены на рисунке 3.

Повторное анкетирование №2 показало, что количество учащихся с высоким уровнем духовно-нравственных ценностей увеличилось и составило 26%, со средним уровнем увеличилось на 11,5% и составило 33% от общего числа респондентов, с уровнем ниже среднего уменьшилось на 21,5%, составив 31%, и с низким уровнем уменьшилось и составило 10%. Данные повторного анкетирования №2 представлены на рисунке 4.

Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Рисунок 4 Результаты повторной диагностики уровня сформированное™ семейных

ценностей учащихся 5-6 классов

_Обсуждение результатов исследования

После повторной диагностики мы сравнили уровень сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся 5-6 классов до и после проведения эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов анкетирования №1 представлен на рисунке 5.

Высокий

Средний

Низкий

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рисунок 5 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования (анкетирование №1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 6 наглядно представлен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов анкетирования №2.

26,19%

9,50%

33.33%

21,50%

52,50%

30,95%

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап Рисунок 6 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования (анкетирование №2)

Из приведенных графиков видно, что на констатирующем этапе исследования по итогам двух проведенных анкетных опросов уровень сформированности духовно-нравственных ценностей подростков в среднем составил 58,8% (в рамках анкетирования №1 группа респондентов набрала в сумме 185 баллов из 294 возможных - в среднем уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков по результатам первой анкеты составил 62,9%; в рамках анкетирования №2 группа набрала 322 балла из 588 возможных - в среднем уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков по результатам второй анкеты составил 54,7%).

Итоги контрольного этапа исследования позволяют сделать вывод о том, что в среднем уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков по результатам двух анкетных опросов составил 70,8% (в рамках повторного анкетирования №1 группа респондентов набрала 222 баллов из 294 возможных - средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей подростков составил 75,5%; в рамках повторного анкетирования №2 группа набрала 388 баллов из 588 возможных - средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей составил 66%).

Таким образом, по сравнению с результатами начальной диагностики, после проведения основного этапа исследования средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков повысился на 12% (см. рисунок 7), благодаря чему эффективность разработанной программы подтвердилась.

Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что в условиях идеологического, политического и социально-экономического переустройства всех структур организации жизнедеятельности государства и общества приобщение подростков к народной художественной культуре формирует умение осмысленно подходить к планированию и организации своего свободного времени, ориентироваться в культурно-значимых ценностях современного общества, стремиться духовно насы-

щать и интенсивно строить досуг, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, направленных на удовлетворение потребностей и ценностей личности. Воспитание подрастающего поколения должно осуществляться только при условии опоры на ценности и смыслы, заложенные в народной культуре, с целью формирования духовно-нравственного базиса для самореализующейся личности и самоорганизующегося общества.

70,80%

58,80%

I начальная диагностика

повторная диагностика

Рисунок 7 Сравнение средних результатов уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков 5-6 классов на констатирующем и контрольном

этапах исследования

Заключение

Формирование духовно-нравственных ценностей является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у людей высокого ценностного сознания, чувства совести и стремления совершать любое действие на благо окружающему миру [15; 16].

Народная художественная культура славян располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач формирования духовно-нравственных ценностей подростков. В духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях и культурных институциях используются образовательные, культуротворческие, культуроохранные, рекреативные и другие технологии социально-культурной деятельности. К эффективным формам социально-культурной деятельности, способствующим формированию духовно-нравственных ценностей подростков, можно отнести театрализованные представления, праздники, фестивали, экскурсии, мастер-классы, тематические игры, концерты и др. Наибольшего результата можно достигнуть только в комплексном использовании средств, форм и методов социально-культурной деятельности [10].

Исследование, проведенное в ГБОУ Школа № 2123 им. М. Эрнандеса, свидетельствует о том, что формирование духовно-нравственных ценностей подростков должно осуществляться с учетом их возрастных индивидуально-психологических особенностей: специфики восприятия, мышления, воображения, развития их эмоциональной сферы, ведущих потребностей и интересов.

Апробация авторской программы показала, что важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей подростка играет приобщение к национальной культуре. Для воспитания духовно-нравственных взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Основным средством для решения этой задачи является включение подростков в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта духовно-нравственного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аксенова Алла Юрьевна. Санкт-Петербург, 2004. 20 с.

2. Бабишин С.Д. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV-XVII вв. / С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 367 с.

3. Бакланова Т.И. Книга о древних смыслах и живых традициях тверской народной празднично-обрядовой культуры // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). С. 230-240.

4. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2018. 160 с.

5. Буянова Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2011. 304 с.

6. Глинка Г.А. Древняя религия Славян / Г.А. Глинка. М.: Миттава, 1804. 151 с.

7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М: «Просвещение» 2013. 267 с.

8. Зеленин Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских. СПб: Типография Императорской Академии Наук, 1911. 15 с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004. 275 с.

10. Науменко А.А. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с родительской общественностью как форма организации семейного досуга / А.А. Науменко, С.Ш. Умеркаева // ФЭн-наука. 2015. № 7 (46). С. 34-35.

11. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2000. 592 с.

12. Соколова Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. М.: Айрис-пресс, 2005. 205 с.

13. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов (на материале вокально-хоровой работы): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2008. 250 с.

14. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 6. С. 106-110.

15. Ganicheva Y.V., Davidova A.A., Smirnov A.V., Yushchenko N.S., Shcherbakova A.I. Spiritual and moral education of the rising generation by means of arts and humanities education // Espacios. 2017. Т. 38. № 40. Р. 12.

16. Shelina S.L., Mitina O.V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu.P. Zinchenko, V.F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012. Vol. 5. Рр. 405-421.

REFERENCES

1. Aksenova A.Yu. The role of ethnocultural traditions in the moral education of modern schoolchildren: abstract Cand. Ped. Sci.: 13.00.01. Saint-Petersburg, 2004. 20 p. (in Russian)

2. Babishin S.D. Anthology of educational thought of Ancient Russia and the Russian state, XIV - XVII cent. / S.D. Babishin, B.N. Mityurov. Moscow, Pedagogy Publ., 1985. 367 p. (in Russian)

3. Baklanova T.I. The book about the ancient meanings and living traditions of the Tver folk festive ritual culture. Bulletin of Slavic cultures, 2015, no. 3 (37), pp. 230-240. (in Russian)

4. Baklanova T.I. Pedagogy of folk art: a training manual. Saint-Petersburg, Publishing House «Lan», 2018. 160 p. (in Russian)

5. Buyanova N.B. The problem of leadership in the artistic and creative team: structure, motivation, focus. Moscow, MSIM named after A.G. Schnittke, 2011. 304 p. (in Russian)

6. Glinka G.A. The ancient religion of the Slavs. Moscow, Mittava Publ., 1804. 151 p. (in Russian)

7. Danilyuk A.Ya. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Moscow, Enlightenment Publ., 2013. 267 p. (in Russian)

8. Zelenin D.K. Ritual festival of the girl's maturity among Russians. Saint-Petersburg, Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1911. 15 p. (in Russian)

9. Kulagina I.Yu. Age-related psychology. Development of a child from birth to 17 years. Moscow, 2004. 275 p. (in Russian)

10. Naumenko A.A. The interaction of institutions of additional education with the parent community as a form of organization of family leisure / A.A. Naumenko, S.Sh. Umerkaeva. Fen-science. 2015. № 7 (46). Pp. 34-35. (in Russian)

11. Niederle L. Slavic antiquities. Moscow, Aletheia Publ., 2000. 592 p. (in Russian)

12. Sokolova L.V. Raising a child in Russian traditions / L.V. Sokolova, A.F. Nekrylova. Moscow, Iris-press Publ., 2005. 205 p. (in Russian)

13. Umerkaeva S.Sh. Education of the artistic taste of the future primary school teacher (based on the material of the vocal-choral work): Diss. PhD Ped. Sci: 13.00.02. Moscow, 2008. 250 p. (in Russian)

14. Umerkaeva S.Sh. The education of artistic taste as a musical and pedagogical problem. Scientific and methodological electronic journal «Concept», 2015, no. 6, pp. 106-110. (in Russian)

15. Ganicheva Y.V., Davidova A.A., Smirnov A.V., Yushchenko N.S., Shcherbakova A.I. Spiritual and moral education of the rising generation by means of arts and humanities education. Espacios, 2017, vol. 38, no. 40, p. 12.

16. Shelina S.L., Mitina O.V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia. Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu.P. Zinchenko, V.F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012, vol. 5, pp. 405-421.

Информация об авторах Умеркаева София Шавкатовна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Института культуры и искусств Московский городской педагогический университет E-mail: sofiya333@yandex.ru

Буянова Наталия Борисовна

(Россия, Москва) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры хорового дирижирования Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке E-mail: dirigent.nb@mail.ru

Никитина Екатерина Николаевна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Московский педагогический государственный университет E-mail: nikitina@inbox.ru

Information about the authors

Sofiya Sh. Umerkaeva

(Russia Moscow)

Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social and Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts Moscow City University E-mail: sofiya333@yandex.ru

Nataliya B. Buyanova

(Russia Moscow) Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor at the Department of Choral Conducting Moscow State Institute of Music named after A.G.

Schnittke E-mail: dirigent.nb@mail.ru

Ekaterina N. Nikitina

Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Music and Performing Arts of the Institute of Fine Arts Moscow State Pedagogical University E-mail: nikitina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.