DOI 10.24412/2658-5960-2022-38-125-133 УДК 94(510.1)
Цыден Солбонович Очиров1
tsyden.ochirov@mail.ru
Субад Бальжинимаевна Дашиева1
689699@mail.ru
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОРОЧОНОВ: КИТАЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ2
В статье приведён обзор и анализ научных работ китайских учёных, изучивших духовную культуру орочонов в XX—XXI вв. Характеризуются научные труды Цзян Сунняня и Ван Хайцзина, заложившие фундамент для дальнейшего исследования традиции и культуры этого народа; Цю Пу, поднявшего планку изучения фольклора орочонов до научного уровня; Суй Шуцзиня и Бату Баяна, проанализировавших итоги многолетнего сбора материалов по орочонскому фольклору, чьи труды легли в основу интерпретации духовной культуры малочисленных народов Северо-Восточного Китая; Фу Юйгуана, поставившего вопрос об историческом значении традиционных верований орочонов в развитии духовности северных народов Китая; Ли Вэньсю, которым упадок и подъём шаманизма у этнических меньшинств Хулун-Буира был исследован на фоне истории Китая в XX в. Каждый из них внёс огромный вклад в развитие изучения духовной культуры орочонов. Особое внимание в статье уделено историографии народного творчества и верований этого народа в китайской науке. Полученные результаты показали, что китайскими исследователями в целом выявлены характерные особенности духовной культуры орочонов, сохраняющей свою идентичность не только среди других национальных меньшинств Северо-Восточного Китая, но и тунгусо-маньчжурских народов Внутренней Монголии и пров. Хэйлунцзян. Ключевые слова: Китай, Хэйлунцзян, Хулун-Буир, орочоны, духовная культура, фольклор, историография.
Tsyden S. Ochirov1
tsyden.ochirov@mail.ru Subad B. Dashieva1
689699@mail.ru
SPIRITUAL CULTURE OF THE OROCHONS: CHINESE HISTORIOGRAPHY2
The article provides a review and analysis of the scientific works of Chinese scientists who studied the spiritual culture of the Orochons in the 20th—21st centuries.
I _
□= 1 Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия.
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS, Ulan-Ude, Russia. m 2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного го проекта № 20-09-00344 «Духовная культура национальных меньшинств Хулун-ц Буира: письменные источники и современная историография проблемы», з The publication is prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 20-09-00344 "Spiritual culture of national minorities of the Hulunbuir region: written sources and modern historiography of the problem".
The scientific works of Jiang Songnian and Wang Haijing, which laid the foundation for further research into the tradition and culture of the Orochons, are described; Qiu Pu, who raised the bar for the study of Orochon folklore to a scientific level; Sui Shujin and Batu Bayan, who analyzed the results of many years of collecting materials on Orochon folklore and their works formed the basis for interpreting the spiritual culture of the small peoples of Northeast China; Fu Yuguang, who raised the question of the historical significance of the traditional beliefs of the Orochons in the development of the spirituality of the northern peoples of China; Li Wenxiu, who studied the decline and rise of shamanism among the ethnic minorities of Hulunbuir against the background of the history of China's development in the 20th century. Each of them made a huge contribution to the development of the study of the spiritual culture of the Orochons. Particular attention is paid to the historiography of folk art and beliefs of the Orochon people in Chinese science. The results obtained showed that in Chinese historiography, in general, the characteristic features of the spiritual culture of the Orochons were revealed, which has its own identity in relation not only to other national minorities of Northeast China, but also to the Tungus-Manchu peoples of Inner Mongolia and the province of Heilongjiang.
Keywords: China, Heilongjiang, Hulunbuir, Orochons, spiritual culture, folklore, historiography.
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом; сфера деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности [2, с. 85—86].
Орочоны создали уникальную духовную культуру, которая составляет неотъемлемую часть китайской культуры. Они, живя в условиях погра-ничья и культурного взаимодействия России и Китая, имели свои понятия и представления о тайнах мироздания и происхождения земли, о жизни и смерти, добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. Всё это ярко проявляется в устном народном творчестве, верованиях и объектах поклонения орочонов.
Орочоны —это один из официально признанных малочисленных на-
СО
родов Китая, относящийся к тунгусо-маньчжурам. Самоназвание «орочон» переводится буквально как «человек на горном хребте» или «че- ^ ловек, приручивший оленя». Самые ранние записи про орочонов можно < найти в летописях начального периода династии Цин (XVII в.). В 51-й гла- § ве записей об основателях династии Цин «Цин Тайцзу Шилу» они впер- т вые упоминаются как «эртунь». Следующие заметки обнаруживаем во время правления императора Канси (1683), их называют «элочунь». После ^ этого практически во всех китайских источниках орочоны известны под ё
современным наименованием «элуньчунь». Они проживают на Северо-Востоке Китая, в горах Большого и Малого Хингана: в Автономном районе Внутренняя Монголия (Орочонский автономный хошун, городской уезд Чжаланьтунь, автономный хошун Морин Дава и хошун Арун-Ци) и в пров. Хэйлунцзян (уезды Тахэ, Хума, Сюнькэ и Цзяинь, а также городской округ Хэйхэ). На сегодняшний день орочоны входят в группу из 56 малочисленных этносов, по всекитайской переписи населения 2010 г. их количество составляет 8659 чел. [1, с. 127—128].
В китайской науке изучение духовной культуры орочонов насчитывает около 100 лет. Первый значительный вклад внёс Цзян Суннянь, который по результатам экспедиции на Северо-Восток Китая в 1924 г. опубликовал малоизвестные записи орочонских народных преданий в статье «Современная ситуация орочонов Хэйлунцзяна» в журнале «География» г. Харбин. Последующее изучение духовной культуры народа связано с китайским этнографом Ван Хайцзином. Гражданские войны и оккупация японцами территорий Маньчжурии на десятилетия приостановили научные исследования в этой области, поэтому только в начале 1940 г. в свет выходит его труд «Обычаи и традиции народа орочон», который включил в себя огромный материал по народному творчеству, а также переводы фольклора орочонов, исследование их традиций и обрядов, религии. В 1948 г. в журнале «Бяньчжэн Гунлунь» была опубликована статья Чжун Луэня «Солоны и орочоны». Главная заслуга перечисленных работ состоит в том, что впервые в китайской науке духовная культура орочонов стала рассматриваться как отдельный объект изучения, был заложен фундамент для дальнейшего исследования традиции и культуры орочонов, выявлены отличия их нематериальной культуры от других тунгусо-маньчжурских народов Дунбэя (Северо-Восточный Китай), в том числе и от родственных им эвенков [25].
В 1950-е г. в Пекине был организован научно-исследовательский Отдел по изучению истории и культуры национальных меньшинств Северо-Востока Китая и Внутренней Монголии, в программе которого предусматривался перевод письменных источников. Уже в 1957 г. учёные из этого отдела перевели с маньчжурского на китайский книгу «Исследование орочонов Маньчжурии». В последующие годы ими были написаны монографии «Положение орочонов на восемнадцатой станции уезда
СО
Хума провинции Хэйлунцзян», «Историческая хроника правления дина-£ стии Цин: отрывки исторических материалов про дауров, эвенков, оро-< чонов, хэчжэ» [25].
§ В эти годы продолжателем дела Ван Хайцзина следует считать Цю Пу —
крупного этнографа орочонского народа. Его огромная заслуга состоит в обеспечении исследованию духовной культуры орочонов научного уровня, что связано с деятельностью Цю Пу в качестве заместителя заведую-Ё щего Отдела по изучению истории и культуры национальных меньшинств
Северо-Востока Китая и Внутренней Монголии в 1956—1959 гг., заместителя директора Института по изучению Внутренней Монголии и Северо-Востока КНР Китайской академии наук в 1959—1962 гг., заместителя директора Института этнографии Китайской академии наук с 1962 г.
В 1956 г. Цю Пу написал монографию «Орочоны» [21], представляющую первую попытку историко-этнографического подхода к их изучению. В годы «культурной революции» (1966—1976) его настигли удары политических репрессий, поэтому свою научную деятельность он смог продолжить только после её окончания. В 1978 г. был издан труд Цю Пу «История развития сообщества орочонов» [22].
Его книги «Орочоны» и «История развития сообщества орочонов» — новый этап в понимании культурно-исторического, научного значения самобытности этого народа. Основной целью Цю Пу ставил проследить ход исторического развития орочонов с момента их переселения в Китай в XVII в. из районов, расположенных к северу от р. Амур, до образования КНР в 1949 г. Автору удалось предпринять одну из первых удачных попыток научной оценки идентичности культуры и традиций орочонов и их места в историко-культурном развитии этнических меньшинств Дунбэя.
В 60—70-е г. XX в. предпринималось специальное изучение народного творчества орочонов Хэйлунцзянским отделением Союза писателей КНР и Институтом этнографии Академии наук Китая. В 1959 г. союз писателей опубликовал «Сборник народных сказок Хэйлунцзяна» [25]. В нём было представлено древнее коллективное творчество орочонов. В 1963 г. Институт этнографии г. Пекин издаёт монографию «Исторический очерк орочонов» [9]. В данной работе на основе источников в виде исторических сведений, фольклора и лингвистических данных авторы стремились воссоздать полный этнографический портрет изучаемого народа.
С 1970-х г. в изучении национальных меньшинств КНР основным становится экспедиционный метод. В этот период полевые исследования в Хулун-Буирском аймаке и пров. Хэйлунцзян ведутся Академией наук КНР и местными краеведами, наиболее известные из которых — Суй Шуц-зинь и Бату Баян. Китайские учёные осуществили сбор новых сведений о малых народностях Северо-Восточного Китая и дополнили уже имеющиеся, в том числе и об орочонах: о географической и климатической особенностях места их обитания, происхождении, социально-культурной деятельности, также были собраны материалы о традиции и культуре. По результатам полевых исследований в июле 1978 г. краеведческим ^ отделом Дома культуры автономного Орочонского хошуна публикуется < книга «Народные песни орочонов» [10], в 1980 г. — «Сборник народных пе- § сен орочонов» [25]. В том же году издаются работы «Народные сказки орочонов» под редакцией Суй Шуцзиня [11] и «Сборник народных сказаний орочонов» под редакцией Чжан Фэнчжу и Цай Бовэнь [6], в 1984 г. — мо- ^ нография «Народное предание орочонов» под редакцией Бату Баяна [12]. ¡В:
Перечисленными научными деятелями выполнен обзор итогов многолетнего сбора материалов по орочонскому фольклору, и в дальнейшей китайской историографии их труды легли в основу интерпретации духовной культуры тунгусо-маньчжурских народов КНР'.
В 1980-е гг. к изучению духовной культуры орочонов приобщились разные научные круги Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ) и Хэйлунцзяна: Федерация литературных и художественных деятелей АРВМ, Федерация литературных и художественных деятелей автономного Орочонского хошуна, Хэйлунцзянский филиал Института изучения народного творчества КНР, филиал Внутренней Монголии Института изучения народного творчества КНР, Институт изучения народного творчества Хулун-Буира. В эти годы ими были опубликованы следующие работы: «Полное собрание народных песен Китая» [26], «Сборник художественных произведений автономного Орочонского хошуна» [7], «Народные песни дауров, эвенков, орочонов» [4], «Сборник народных сказаний орочонов» [5], «Краткий очерк орочонов» [8], «Сборник народного творчества Хэйлунцзяна» [15], «Сборник материалов по народной литературе монголов, дауров, орочонов» [19], «Народное творчество Хулун-Буира» [17], «Народное творчество Хэйлунцзяна» [16], «Исследование социальной истории орочонов» [13]. В этих изданиях народные сказания, песни, а также другие художественные произведения орочонов признаются важнейшими жанрами фольклора тунгусо-маньчжурских народов Дунбэя и АРВМ, делается акцент на проблеме наследия и необходимости сохранения их духовной культуры в контексте развития Китая во второй половине XX в.
В 1990-е гг. наблюдается рост интереса научных кругов КНР к проблеме вероисповеданий этнических меньшинств Северо-Восточного Китая. В 1990 г. Фу Юйгуан опубликовал книгу «Шаманизм и мифология» [14], в которой были представлены результаты полевых исследований ряда выдающихся учёных 1920-х и 1930-х гг.: Фу Силу, Ву Цзисяня, Чэн Линьюаня, Го Жунъэня, Го Вэньчаня, Ву Лаоши. Также в книге размещены интереснейшие материалы о шаманских текстах орочонов, зафиксированные автором в ходе этнографических экспедиций в уезды Сюнькэ, Суньу, Айхуэй пров. Хэйлунцзян. Данная работа, безусловно, послужила толчком к возникновению и других научных изысканий, более близких к культурно-религиозной тематике.
Другой известный религиовед Ли Вэньсю вёл научно-исследователь->7 скую работу по анализу мемуаров религиозных деятелей и занимался < собиранием записей храмов Хулун-Буира в XX в. Именно благодаря его § монографии «Заметки храмов» [18], изданной в 1996 г., известны широ-го кому кругу читателей процессы упадка и подъёма шаманизма у орочонов, дауров, эвенков Хулун-Буира. Так, немалая часть работы посвящена положению традиционных верований этнических меньшинств Хулун-Ё Буира в годы «культурной революции», во время которой осуществлялось
движение по «разрушению четырёх старых»: 1) старых идей; 2) старых традиций; 3) старой культуры; 4) старых привычек. В результате было разрушено огромное количество памятников историко-культурного наследия малых народов КНР.
С начала XXI в. к исследованию духовной культуры орочонов приобщились многие китайские учёные. Среди опубликованных в 2000—2010 гг. работ стоит выделить монографии; Эсужитай «Охотничий фольклор и искусство орочонов», «Оригинальная культура народных верований»; Хуан Жэньюань «Исследование тунгусо-маньчжурской мифологии»; Гуань Сяо-юнь «Орочоны Большого Хингана»; Хань Юфэн «История, культура и развитие орочонов»; Ву Ячжи «Последняя легенда; исследование культуры орочонов»; Хэ Цюнь «Окружающая среда и выживание этнических меньшинств — культурные изменения орочонов». В перечисленных работах культура и вероисповедание орочонов признаются важнейшим достоянием КНР, подчёркивается необходимость проведения новых исследований духовной культуры орочонов, что, по мнению авторов, позволит воссоздать полноценную картину самобытной культуры тунгусо-маньчжурских народов Северо-Восточного Китая [25].
Большой популярностью среди религиоведов КНР пользуется книга Мунхэ-Далай и Эминя «Краткий исторический очерк ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире» [20], в которой освещён процесс трансформации ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире. Подготовленная монография включает в себя, кроме рассмотрения вопросов традиционных религий, исследование этапов развития синкретизма буддизма и шаманизма в Хулун-Буире. В последующие годы Мунхэ-Далай, старший научный сотрудник, директор Института истории, культуры и этнологии народов Хулун-Буира, опубликовал такие известные научные работы, как «История ламаистских храмов», «Эвенки сомонов», «Исторический трактат Хулун-Буира» [3, с. 303].
В историографии рассматриваемой темы важное место занимает статья Жэнь Вэя и Лю Синя «Исследование состояния религиозных работ в городском округе Хулун-Буир Внутренней Монголии» [23]. Авторами представлены результаты исследования Института изучения религии и культуры народов Внутренней Монголии религиозной ситуации в Хулун-Буире. Значительный вклад в изучение духовной культуры орочонов внёс известный религиовед Ухун. В 2019 г. им была опубликована статья «Хулун-Буирская степь в современности; обо и жертвоприноше- ^ ния» [24]. В данной работе автор представил результаты своих исследова- < ний объектов и мест поклонения, жертвоприношения баргутов, бурятов, § дауров, эвенков, орочонов Хулун-Буира. Ухун поставил важный вопрос т об историческом значении духовных и культурных ценностей народов Хулун-Буира как «богатейшего научного источника по истории кочевни- ^ ков Севера Китая». ¡В:
В современном научном обществе КНР процесс изучения культуры, традиций, вероисповеданий национальных меньшинств городского округа Хулун-Буир АРВМ вышел на новый этап своего развития. Это подтверждают статьи известного историка Сюй Чжаньцзяна «Хулун-Буир — колыбель кочевников Севера Китая», «Колыбель монгольских народов», «Бурят-монголы Китая», получившие всеобщее признание коллег. Следует также выделить работы Ушоугуи «История эвенкийского общества», Чжа-хэлунь «Территориальные и культурные особенности Хулун-Буирской степи», Чэн Чжи «Обзор автономного хошуна дауров Морин Дава», которые вносят существенный вклад в историографию темы [3, с. 304].
Таким образом, большая заслуга учёных Китая состоит в том, что ими изучена духовная культура орочонов на общем фоне истории и развития культуры и религии этнических меньшинств Северо-Восточного Китая и АРВМ; выявлены характерные особенности народного творчества орочонов путём историко-сравнительного сопоставления с фольклором тюрко-маньчжурских народов Дунбэя; переведены на китайский язык и опубликованы многие памятники фольклорного наследия орочонов; сформирован совершенно новый научный взгляд на решение проблем этнографического портрета орочонов; исследованы важные вопросы значения духовных ценностей орочонов в культурно-религиозном развитии Севера Китая. Китайские исследователи малых народностей Дунбэя и АРВМ внесли неоценимый вклад в научное познание народного творчества и подняли планку науки о духовной культуре орочонов на высокий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гомбоева C.B. Особенности материальной культуры орочонов Китая (на материале экспедиций) // Вестник БГУ. 2015. № 8. С. 127-130.
2. Маринов М.Б. Духовная культура китайского суперэтноса: из прошлого в настоящее // Вестник КалмГУ. 2012. № 1 (13). С. 85-94.
3. Очиров Ц.С. Религиозные представления национальных меньшинств Хулун-Буира в современной китайской историографии // Манускрипт. 2021. Т. 14 (2). С. 302-305.
4. = Народные песни дауров, эвенков, орочонов. Хух-Хото: 8 ЙШШЛЙЙШ, 1981. 412 с.
§ 5. Ш^ШЙИЙ^Ж = Сборник народных сказаний орочонов. Хух-Хото: ЙШ^А ± &ЙШ, 1981. 206 с.
g 6. Ш^ШКЙЖ^: = Сборник народных сказаний орочонов / под ред. Чжан Фэн-g чжу и Цай Бовэнь. Хух-Хото: , 1980. 160 с.
^ 7. = Сборник художественных произведений автоном-
g ного Орочонского хошуна. Хайлар: 1981.
| 228 с.
# 8. Ш^ШШ^ = Краткий очерк орочонов. Хух-Хото: , 1983.
È 205 с.
9. = Исторический очерк орочонов / Отдел социологичес-
ких исследований национальных меньшинств Внутренней Монголии. Пекин: ЙШШШ#, 1963. 105 с.
10. = Народные песни орочонов. Хайлар: , 1978. 116 с.
11. = Народные сказки орочонов / под ред. Суй Шуцзиня. Харбин: М^ЛКШШШ, 1980. 172 с.
12. = Народное предание орочонов / под ред. Бату Баяна. Пекин: ^ШйИЖХШШй, 1984. 206 с.
13. = Исследование социальной истории орочонов. Харбин: 1986. 397 с.
14. WW^. = Фу Юйгуан. Шаманизм и мифология. Шэньян:
1990. 259 с.
15. М^ДКЙЙ^Й = Сборник народного творчества Хэйлунцзяна. Харбин: МЖ £ЛйШШ#, 1983. 275 с.
16. М^^КЙЖ^ = Народное творчество Хэйлунцзяна. Харбин: М^^ЛйШШ }±, 1984. 281 с.
17. Щ—Д^КЙЖ^ = Народное творчество Хулун-Буира. Хайлар: ЙМ^ЛЙШШ
1984. 233 с.
18. "Ш^МВй = Ли Вэньсю. Заметки храмов. Хайлар: 1996. 356 с.
19. = Сборник материалов по народной литературе монголов, дауров, орочонов. Хух-Хото: ЙМ^ЛКШШ^, 1984. 338 с.
20. ШШШШ, Ш. иШШРШШ-ЩЩШШШ = Мунхэ-Далай, Эминь. Краткий исторический очерк ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире. Пекин: КШШШ^, 2013. 545 с.
21. ШШ = Цю Пу. Орочоны. Пекин: ЙШШШ#, 1956. 105 с.
22. ШШ = Цю Пу. История развития сообщества орочонов. Шанхай: ±ШЛйШШ#, 1978. 212 с.
23. Ж = Жэнь Вэй, Лю Синь. Исследование состояния религиозных работ в городском округе Хулун-Буир Внутренней Монголии // КШжШ. 2017. № 4. С. 19-22.
24. ^Ц. Ш^Щ—М^^МЙ^&ШВ = Ухун. Хулун-Буирская степь в современности: обо и жертвоприношения // Щ—М^^Ш^Ш. 2019. Т. 27. № 3. С. 1—5.
25. ^—^ШХ^Ы&МЖМШШ = Ван Бинчжэнь. История развития исследований по литературе орочонов. URL: https://www.sinoss.net/uploadfile/ 2012/1207/20121207060952999.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
26. ФШК^^^ = Полное собрание народных песен Китая. Пекин: ФЩКЙХ^Ш
1981. 294 с.
REFERENCES
1. Gomboeva S.V. Osobennosti material'noy kul'tury orochonov Kitaya (na materiale g ekspeditsiy) [Features of the Material Culture of the Orochons of China (on the Ba- § sis of Expeditions)]. Vestnik BGU, 2015, no. 8, pp. 127-130. (In Russ.)
2. Marinov M.B. Dukhovnaya kul'tura kitayskogo superetnosa: iz proshlogo v nastoya- < shchee [Spiritual Culture of the Chinese Superethnos: from the Past to the Present]. Vestnik KalmGU, 2012, no. 1 (13), pp. 85-94. (In Russ.) ^
3. Ochirov Ts.S. Religioznye predstavleniya natsional'nykh men'shinstv Khulun-Buira g v sovremennoy kitayskoy istoriografii [The Modern Chinese Historiography on Religious Views of Hulunbuir Region's Ethnic Minorities]. Manuskript, 2021, vol. 14 (2), EJ pp. 302-305. (In Russ.) £
4. ШШ^ШШЖ^ШШ^Ш [Folk Songs of the Daur, Evenks, and Orochons]. Hohhot,
Publ., 1981, 412 p. (In Chin.)
5. Щ-ШШШШШ [A Collection of Orochon Folk Tales]. Hohhot, Publ., 1981, 206 p. (In Chin.)
6. ЩШШШШЖ^Ш [Selected Folk Literature of Orochons]. Ed. by Zhang Fengzhu and Cai Bowen. Huhhot, Publ., 1980, 160 p. (In Chin.)
7. ЦН—ШЙУШХ^ШШШ [A Selection of Literary and Artistic Works of Orochon Autonomous Banner]. Hailar, Publ., 1981, 228 p. (In Chin.)
8. ЧЫШШШ^ [A Brief History of the Orochon Nationality]. Huhhot,
Publ., 1983, 205 p. (In Chin.)
9. [A Brief History of the Orochon Nationality]. Inner Mongolia Minority Social Investigation Team. Beijing, Publ., 1963, 105 p. (In Chin.)
10. Щ-ШШ^Ш [Orochon Folk Songs]. Hailar, Publ., 1978, 116 p.
(In Chin.)
11- ЧИШШШШ [Orochon Folk Story]. Ed. by Sui Shujin. Harbin, Publ., 1980, 172 p. (In Chin.)
12. ЧШШШШЩШШШ [Collection of Orochon Folk Tales]. Ed. by Batu Baoyin. Beijing,
Publ., 1984, 206 p. (In Chin.)
13. [A Survey of the Social History of the Orochon Nationality]. Harbin, M^ffARftMi Publ., 1986, 397 p. (In Chin.)
14. WW^. irWt-^ШШ [Fu Yuguang. Shamanism and Mythology]. Shenyang,
Publ., 1990, 259 p. (In Chin.)
15. Щ-ЛЯ-ШШШШ [Selected Folk Tales from Heilongjiang]. Harbin, М^АйШШ
Publ., 1983, 275 p. (In Chin.)
16. [Heilongjiang Folk Literature]. Harbin, Publ., 1984, 281 p. (In Chin.)
17. Щ—М^Ш^Х^ [Hulunbuir Folk Literature]. Hailar, Publ., 1984, 233 p. (In Chin.)
18. ^Ж^. ^ШЯШНЕ [Li Wenxiu. Outside Story of Ganyur Temple]. Hailar,
Publ., 1996, 356 p. (In Chin.)
19. Ш^ШШШШШШШШЩХ^ШЖШ [A Compilation of Folk Literature Materials of the Mongolian Daur Nationality and the Orochon Nationality]. Huhhot, ША&ЙШ Publ., 1984, 338 p. (In Chin.)
20. Ш. [Menghe Dalai, Amin. A Brief History of Shamanism and Lamaism in Hulunbuir]. Beijing, Publ., 2013, 545 p. (In Chin.)
21. Affi. ШША [Qiu Pu. Orochon People]. Beijing, Publ., 1956, 105 p. (In Chin.)
22. Affi. ЩШШШ8ШМ [Qiu Pu. The Development of Orochon Society]. Shanghai, ±ШАЙЙШ Publ., 1978, 212 p. (In Chin.)
23. Ш. ШШЙЕЩ—М^Ш^ШШё [Ren Wei, Liu Xin. A Survey of « Religious Work in Hulunbuir, Mongolia]. Sl^t, 2017, no. 4, pp. 19-22. (In Chin.)
24. ^¿1. Ш^Щ—М^МЙ^&ШЕ [Wu Hong. Aobao Sacrifice in Contemporary Hulunbuir Grassland]. Щ—М^^Ш^Ш, 2019, vol. 27, no. 3, pp. 1-5. (In Chin.)
< 25. [Wang Bingzhen. The Development of
Orochon Literature Research]. Available at: https://www.sinoss.net/upload-J file/2012/1207/20121207060952999.pdf (accessed 23.05.2022). (In Chin.) § 26. ФШШШ; [Chinese Folk Songs]. Beijing, tSKR^XftMi Publ., 1981, 294 p. (In Chin.)
_o
Ё Дата поступления в редакцию 04.06.2022