rparnoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 2. С. 302-305 | 2021. Volume 14. Issue 2. P. 302-305
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
Религиозные представления национальных меньшинств Хулун-Буира в современной китайской историографии
Очиров Ц. С.
Аннотация. Цель исследования - определить религиозную ситуацию этнических меньшинств городского округа Хулун-Буир по современным историографическим источникам китайского происхождения. Особое внимание в статье уделено проблематике буддизма и шаманизма у аборигенных этносов округа. Научная новизна исследования определяется малоизученностью проблемы, введением в научный оборот новых данных работ учёных Китайской Народной Республики. Полученные результаты показали, что в Хулун-Буире из-за неоднородности национального состава и приграничного местоположения наблюдается многообразие религий, среди которых буддизм и шаманизм оказали наибольшее влияние в формировании духовной культуры этнических меньшинств данного региона.
The Modern Chinese Historiography on Religious Views of Hulunbuir Region's Ethnic Minorities
Ochirov T. S.
Abstract. Relying on the modern Chinese historiographical sources, the author tries to reveal a religious situation among ethnic minorities of the Hulunbuir region. The study focuses on analysing the Buddhist and shamanistic practices among the aboriginal ethnic groups. Scientific originality of the paper lies in the fact that the researcher considers a poorly investigated problem and introduces the latest findings of the Chinese scientists into scientific circulation. The following conclusions are justified: the multiethnic, cross-border Hulunbuir region is distinguished by religious diversity, Buddhism and shamanism significantly influenced formation of spiritual culture of the region's ethnic minorities.
Введение
Актуальность темы исследования определяется нарастающим ростом интереса обществоведов, политиков и религиозных деятелей к приграничному городскому округу Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Хулун-Буир расположен на стыке трёх государств: России, Китая, Монголии. Поэтому данный административный район представляет собой территорию разновектор-ных этнокультурных контактов. В условиях российско-китайского трансграничья и неоднородности национального состава взаимодействие культур, в том числе в религиозной сфере, в Хулун-Буире проходило более интенсивно, чем в других районах Северо-Восточного Китая. Изучение проблем религий этнических меньшинств Хулун-Буира позволит по-новому рассмотреть историю развития этнокультурных связей между народами Приамурья, Забайкалья, Западной Маньчжурии, понять современные интеграционные процессы взаимодействия в приграничных к России регионах КНР.
При опоре на историографические источники китайского происхождения в статье поставлены следующие задачи: 1) раскрыть специфику вероисповеданий национальных меньшинств Хулун-Буира; 2) определить роль буддизма и шаманизма в формировании духовной культуры аборигенного населения данного региона КНР.
Основным в статье является метод историографического анализа, с помощью которого изучались китайские источники. По причине малоизученности проблемы в российском и англоязычном научном мире именно данный метод позволил исследовать и понять характерные особенности религии национальных меньшинств Хулун-Буира. В качестве дополнительного использовался также сравнительно-исторический метод, позволивший определить общие и особенные черты религий национальных меньшинств Хулун-Буира.
Теоретической базой исследования послужили публикации видных китайских религиоведов и историков Сюй Чжаньцзян [3], Жэнь Вэй, Лю Синь [4], Мунхэ-Далай [6], Ухун [8] и других авторов.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210037
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в качестве отправной точки для будущих работ в сфере духовной культуры этнических меньшинств как Ху-лун-Буира, так и Северо-Восточного Китая.
Вероисповедания национальных меньшинств в Хулун-Буире
В историографии рассматриваемой темы важное место занимает статья Жэнь Вэя и Лю Синя «Исследование состояния религиозных работ в городском округе Хулун-Буир Внутренней Монголии». Авторами представлены важные результаты исследования Института изучения религии и культуры народов Внутренней Монголии по теме религиозной ситуации народов Хулун-Буира (ХБ). Согласно этим данным, публикованным в 2017 году, в ХБ проживают более 30 этнических меньшинств КНР, представители которых исповедуют разные религии: буддизм, шаманизм, даосизм, ислам, христианство. Согласно исследованиям, в Хулун-Буире от общего населения численностью 2 млн 820 тыс. свыше 150 тыс. человек считают себя верующими. В скотоводческих районах, где преобладают монгольские народности, традиционно развит тибетский буддизм. В сельских местностях хошунов Морин Дава, Арун и городского уезда Чжаланьтунь по причине территориальной и культурной близости к провинции Хэйлунцзян сравнительно большое влияние имеет христианство. Шаманизм исповедуют в большей степени три народа ХБ: дауры, орочоны, эвенки. Наибольшее число православных встречается в приграничных к Российской Федерации районах Хулун-Буира: городские уезды Эргу-на и Маньчжурия. Тибетский буддизм наиболее развит в хошуне Новая Западная Барга, который граничит с Монгольской Народной Республикой. В последние годы в связи с усилением процесса урбанизации и развитием транспортной коммуникации национальный состав жителей городов ХБ стал более сложным, что привело к многообразию разных культур. К тому же особенности природно-географических условий и духовной культуры национальных меньшинств создают неоднородную религиозную ситуацию в ХБ: буддистов - 65 тыс., мусульман - 36 тыс., христиан - свыше 40 тыс. В ХБ действуют 5 религиозно-патриотических организаций: областные религиозные ассоциация буддизма, ислама, христианства; Хайларская религиозная ассоциация ислама и Чжаланьтунская религиозная ассоциация христианства. Религиозные ассоциации ХБ играют важную роль в социально-общественной сфере и культурно-просветительской деятельности: областная религиозная организация ислама регулярно организует мероприятия по «толкованию текстов классических мусульманских книг» и соревнования по ораторскому искусству чтения Корана; областная христианская организация «Лянхуэй» часто устраивает семинары и симпозиумы по развитию богословия; областная буддийская ассоциация регулярно проводит занятия по чтению буддийских сутр и догматов, к тому же вносит огромный вклад в общественную благотворительность и борьбу с бедностью. В 2015-2017 гг. благодаря продвижению буддийской акции «неделя религиозной благотворительности» было собрано в общей сложности свыше 500 тыс. юаней, в результате около 10 тыс. нуждающихся получили материальную помощь. Также в статье авторами особо отмечается, что Коммунистическая партия Китая проводит либерально-разрешительную линию в отношении религий. В 2017 году по всему городскому округу Хулун-Буир под пристальным вниманием и активным руководством парткомов всех ступеней и местного правительства непрерывно осуществляется религиозная деятельность, способствующая поддержанию гармонии и стабильности в духовной жизни региона. Религиозная деятельность, по мнению авторов, должна функционировать согласно главным принципам ЦК КПК - «защита закона, предотвращение преступности, сопротивление нарушителям»; не приветствуются религиозные сектантства, не признающие коммунистическую идеологию или стремящиеся к самоопределению и сепаратизму. Поэтому в Хулун-Буире повсеместно усилен контроль над верующими: на 89 местах проведения религиозных мероприятий городского округа создана сравнительно совершенная система контроля и управления; для мониторинга финансовых операций у 77 религиозных учреждений открыты счета в государственном банке; 223 религиозных служащих поставлены на учет [4, с. 19-21].
Проблема буддизма и шаманизма в Хулун-Буире
Исторически на территории ХБ проживали монголоязычные и тунгусо-маньчжурские народы. Поэтому в формировании духовной культуры данного региона Китая несомненно важную роль играли шаманизм и буддизм. Это отчётливо показано в монографии Мунхэ-Далай и Эминя «Краткий исторический очерк ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире», состоящей из 17 глав. Мунхэ-Далай (также известный как Чанхай), монгол по национальности, в настоящее время член парткома академии Хулун-Буира, помощник директора Хулун-Буирского университета, старший научный сотрудник, директор Института истории, культуры и этнологии народов Хулун-Буира и по совместительству заместитель научного сообщества исследования барга-монголов. Мунхэ-Далай является известным научным деятелем Китая, который на протяжении многих лет занимается изучением истории и культуры народов Хулун-Буира. В последние годы им были опубликованы такие известные труды, как «История Барга-Монголов», «История ламаистских храмов», «Прошлое и настоящее Старых Баргутов», «Эвенки сомонов», «Исторический трактат Хулун-Буира».
В своей работе «Краткий исторический очерк ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире» Мунхэ-Далай и Эминь освещают процесс развития, упадка и текущее положение перечисленных религий в Хулун-Буире. Авторами особое внимание уделено значению, социальным функциям и влиянию ламаизма и шаманизма
304
Историография, источниковедение и методы исторического исследования
на народы, проживавшие на территории современного городского округа Хулун-Буир в разные исторические периоды. По мнению авторов, ламаизм, адаптируясь на данной территории, постепенно трансформировался, вбирая в себя многие ритуалы, обряды шаманизма, пантеон богов, духов, в том числе обряд почитания хозяев святых мест, и начал распространяться в ХБ ещё при династии Юань, но окончательно освоился лишь при маньчжурском господстве во второй половине XVIII в. Наибольший упадок шаманизма и ламаизма в ХБ, по утверждению ученых, произошёл в периоды Японской оккупации 1932-1945 гг. и «культурной революции» 1966-1976 гг., а расцвет духовной культуры здесь авторы связывают с «новым» Китаем, с началом «реформ открытости» [6].
В 1980-х годах компартией КНР взят курс на исправление ошибок «культурной революции» (1966-1976), в ходе которой почти все храмы были закрыты или разрушены, а священнослужители репрессированы. Для создания позитивного имиджа нового Китая эпохи реформ компартия делает все, чтобы не выглядеть более борцом с религиями, и проводит либерально-разрешительную религиозную линию. Восстанавливаются в должности священнослужители, культовые учреждения возобновляют свою деятельность [1, с. 84].
Из китайских работ, посвящённых проблеме упадка и подъёма буддизма в ХБ, стоит выделить монографию Ли Вэньсюя «Заметки храмов», в которой исследуется положение буддийских храмов во второй половине XX в. Это одно из немногих исследований в современной китайской историографии, посвящённых проблеме буддизма в сложные периоды истории Китая. Ли Вэньсюй пишет, что один из самых трагичных периодов для КНР - это, безусловно, «культурная революция», во время которой осуществлялось движение по «разрушению четырёх старых»: 1) старых идей; 2) старых традиций; 3) старой культуры; 4) старых привычек. В результате было разрушено огромное количество памятников историко-культурного наследия национальных меньшинств ХБ [5, с. 102-103].
Из современных научных исследований китайских учёных по религиозной проблематике в ХБ следует отметить диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата исторических наук Баочаолумэня «Исследование современного положения вероисповедания монголов Хулун-Буира». Автор диссертации отмечает, что духовная культура, обычаи, традиции, система ценностей у народностей городского округа Хулун-Буир во многом формируются под влиянием различных религий: ислама, буддизма, христианства, тенгрианства, шаманизма, даосизма. Однако, по мнению ученого, именно у монгольских народов ХБ религиозный фактор играет определяющую роль в укладе их повседневной жизни. При этом буддизм и шаманизм оказали наибольшее влияние на жизненный уклад, мировоззрение, традиции монголов ХБ. С течением времени наблюдалось развитие синтеза данных вероисповеданий, а в последнее время на эти традиционные религии монголов оказывают влияние другие религиозные течения [2].
Значительный вклад в исследовании духовной культуры национальных меньшинств ХБ вносят учёные Института исследований этнических групп Национальной академии наук Тайваня. Среди них выделяется известный религиовед Тайваня Ухун. Сфера его исследований - жертвоприношения и «обо» кочевников Севера Китая (сооружения из камней или хвороста, у которых кочевые народы чествуют местных духов). Особенности природных условий и Великая Степь Хулун-Буира с давних времён притягивали кочевые народы Севера Китая. Поэтому, по мнению Ухуна, ХБ является лучшим местом в Китае для познания духовной культуры кочевых народов. В 2019 г. он публиковал статью «Хулун-Буирская равнина в современности: обо и жертвоприношения» в научном журнале Хулун-Буирского государственного университета. В данной работе Ухун представил результаты своих исследований «обо», мест поклонения и жертвоприношения этнических меньшинств городского округа Хулун-Буир. Также в статье раскрываются значение и цель этих святых мест для местных народов. Автор приходит к заключению, что «обо» является не только местом жертвоприношения предкам или местным духам, но и представляет собой уникальный носитель духовных и культурных ценностей народов Хулун-Буира, священное сооружение, по которому можно понять и изучить историю, традиции, культуру этнических меньшинств ХБ [8].
В современном научном обществе Китая процесс изучения культуры, традиций, вероисповеданий национальных меньшинств городского округа Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия вышел на новый этап своего развития. Это подтверждают статьи известного историка КНР Сюй Чжаньцзяна «Хулун-Буир - колыбель кочевников Севера Китая», «Колыбель монгольских народов», «Бурят-монголы Китая» [3], получившие всеобщее признание коллег. Следует также выделить работы Ушоугуи «История эвенкийского общества» [9], Чжахэлунь «Территориальные и культурные особенности Хулун-Буирской степи» [10], Чэн Чжи «Обзор автономного хошуна дауров Морин Дава» [7], которые вносят существенный вклад в историографию темы.
Заключение
Таким образом, анализ исследуемого материала позволяет сформулировать следующие выводы. В условиях трансграничья и в связи с неоднородностью национального состава в городском округе Хулун-Буир соприкасается множество религий: буддизм, шаманизм, христианство, ислам, даосизм. Поэтому в последние десятилетия в КНР возрастает интерес ученых к приграничному району - городскому округу Хулун-Буир, что выражается в публикации целого ряда работ по духовной культуре этнических меньшинств данного региона.
Как показывают исследования ученых, наибольшее влияние на формирование духовно-нравственных ценностей аборигенных этносов (дауры, барга-монголы, эвенки, орочоны) городского округа Хулун-Буир оказали буддизм и шаманизм, которые с течением времени претерпели существенные изменения, связанные с синкретизмом двух религий. Вместе с тем в последние десятилетия в связи с глобализацией общества
на эти традиционные верования национальных меньшинств ХБ начали оказывать большое воздействие и другие религии: ислам, христианство, даосизм.
Учитывая тот факт, что на формирование духовной культуры Хулун-Буира всегда оказывала большое влияние Россия, изучение проблем религии национальных меньшинств данного региона приобретает важное значение для отечественных историков. Достойный вклад в процесс изучения проблемы историками, этнографами, религиоведами Российской Федерации может составить новое направление в дальнейшем развитии темы.
Список источников
1. Захарьин А. Б. Особенности религиозной политики КНР в XX в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2018. № 1. С. 82-96.
2. ^Ш^ШШШШШЖШ:: т^Ш, 2012. 111 и (Баочаолумэнь. Исследование современного положения вероисповедания монголов Хулун-Буира: дисс. ... к. ист. н. Хух-Хото, 2012. 111 с.).
3. ФИ^Ж^Ш^ / Шй^: 2009. 356 И (Бурят-монголы Китая / отв. ред. Сюй Чжаньцзян. Хайлар, 2009. 356 с.).
4. ff-f, Ш. // ШШШ. 2017. № 4. 19-22 и (Жэнь Вэй, Лю Синь. Исследование состояния религиозных работ в городском округе Хулун-Буир Внутренней Монголии // Религии народов. 2017. № 4. С. 19-22).
5. ^ХМ. ше^: 1996. 356 И (Ли Вэньсюй. Заметки храмов. Хайлар, 1996. 356 c.).
6. ШЯ^Ш, Ий. ^Ж: й№ЩШ±, 2013. 545и (Мунхэ-Далай, Эминь. Краткий исторический очерк ламаизма и шаманизма в Хулун-Буире. Пекин, 2013. 545 с.).
7. ШЛЙКШ^ёШЖ / тЬ'Ш: 1996. 1998 и (Обзор автономного хошуна дауров Морин Дава / отв. ред. Чэн Чжи. Хух-Хото, 1996. 1998 с.).
8. ^¿1. ШШ^Д^ШШЙШЕ // 2019. ®27ф®3я. 1-5 и (Ухун. Хулун-Буирская степь в современности: обо и жертвоприношения // Вестник Хулун-Буирского университета. 2019. Т. 27. № 3. С. 1-5).
9. Й^Й. ^Ж: йШЩМ±, 2012. 548 И (Ушоугуи. История эвенкийского общества. Пекин, 2012. 548 с.).
10. т^Д^Ш^УШ^Й // Xit. 2017. № 4. 1-6 и (Чжахэлунь. Территориальные и культурные особенности Хулун-Буирской степи // Университет Внутренней Монголии. Культура. 2017. № 4. С. 1-6).
Информация об авторах | Author information
RU
Очиров Цыден Солбонович1
1 Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ
EN
Ochirov Tsyden Solbonovich1
1 Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude
1 tsyden.ochirov@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 28.12.2020; опубликовано (published): 15.03.2021.
Ключевые слова (keywords): городской округ Хулун-Буир; религии национальных меньшинств; буддизм; шаманизм; Hulunbuir region; religions of ethnic minorities; Buddhism; shamanism.