Научная статья на тему 'Национальные меньшинства Хулун-Буира в период "культурной революции" в КНР: зарубежная историография проблемы'

Национальные меньшинства Хулун-Буира в период "культурной революции" в КНР: зарубежная историография проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / ХУЛУН-БУИР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОЛИТИКА / РЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Очиров Цыден Солбонович

В последнее время всё больше внимания российских исследователей уделяется Хулун-Буирскому аймаку, особенно этническим меньшинствам этого региона. Как и по всему Китаю, здесь за последнее время произошли резкие преобразования в политической и культурной сферах. Особо выделяется период «культурной революции», во время которого был нанесён огромный ущерб по культуре и религии национальных меньшинств Хулун-Буира. По данной проблематике не наблюдается специальных работ у зарубежных исследователей, поэтому проблему изучения периода «культурной революции» в указанном регионе можно отнести к разряду новых направлений исторического исследования. Объектом исследования является зарубежная историография данной проблематики. Работы подразделены на три группы: публикации, освещающие события «культурной революции» во Внутренней Монголии; издания, посвящённые национальным меньшинствам Хулун-Буира; источники, интерпретирующие воспоминания очевидцев. Особое внимание уделено статьям и монографиям, изученным во время научной командировки в городской округ Хулун-Буир АРВМ КНР в ноябре 2018 г Автор статьи отмечает, что некоторые китайские публикации, а также работы на английском языке, в целом подробно описывают политическую ситуацию и обстановку в АРВМ. Данная проблематика требует дальнейших работ по поиску и анализу китайских и других зарубежных источников, а также воссоздания истинной картины событий «культурной революции» в китайском приграничном регионе Хулун-Буир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Minorities of the Hulunbuir Region during the “Cultural Revolution” in the PRC: Foreign Historiography of the Problem

In recent years, Russian researchers have been paying more and more attention to the Hulun-Buir aimak, especially to the ethnic minorities of this region. Like throughout China, there have recently been dramatic changes in the political and cultural spheres. The period of the “cultural revolution” stands out in particular. During this period, there was a huge damage to the culture and religion of the Hulunbuir national minorities. There are no special works on this issue among foreign researchers; therefore, the problem of studying the period of the “cultural revolution” in this region can be classified as a new line of historical research. The object of the research is foreign historiography of this issue. The works are divided into three groups: publications covering the events of the “cultural revolution” in Inner Mongolia; publications devoted to national minorities of Hulunbuir; sources interpreting eyewitness memories. Particular attention is paid to articles and monographs studied during a research trip to the urban district of Hulunbuir ARIM PRC in November 2018. The author notes that some Chinese publications, as well as works in English, generally describe in detail the political situation and the situation in ARM. Therefore, this problem requires the need for further work on the search and analysis of Chinese and other foreign sources, as well as the reconstruction of the true picture of the events of the “cultural revolution” in the Chinese border region of Hulunbuir.

Текст научной работы на тему «Национальные меньшинства Хулун-Буира в период "культурной революции" в КНР: зарубежная историография проблемы»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ

CULTURE AND HISTORY

УДК 94 (510)

DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-3-64-70

Цыден Солбонович Очиров,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

(г. Улан-Удэ, Россия), e-mail: tsyden.ochirov@mail.ru

Национальные меньшинства Хулун-Буира в период «культурной революции» в КНР: зарубежная историография проблемы

В последнее время всё больше внимания российских исследователей уделяется Хулун-Буирскому аймаку, особенно этническим меньшинствам этого региона. Как и по всему Китаю, здесь за последнее время произошли резкие преобразования в политической и культурной сферах. Особо выделяется период «культурной революции», во время которого был нанесён огромный ущерб по культуре и религии национальных меньшинств Хулун-Буира. По данной проблематике не наблюдается специальных работ у зарубежных исследователей, поэтому проблему изучения периода «культурной революции» в указанном регионе можно отнести к разряду новых направлений исторического исследования. Объектом исследования является зарубежная историография данной проблематики. Работы подразделены на три группы: публикации, освещающие события «культурной революции» во Внутренней Монголии; издания, посвящённые национальным меньшинствам Хулун-Буира; источники, интерпретирующие воспоминания очевидцев. Особое внимание уделено статьям и монографиям, изученным во время научной командировки в городской округ Хулун-Буир АРВМ КНР в ноябре 2018 г Автор статьи отмечает, что некоторые китайские публикации, а также работы на английском языке, в целом подробно описывают политическую ситуацию и обстановку в АРВМ. Данная проблематика требует дальнейших работ по поиску и анализу китайских и других зарубежных источников, а также воссоздания истинной картины событий «культурной революции» в китайском приграничном регионе Хулун-Буир.

Ключевые слова: культурная революция, Внутренняя Монголия, Хулун-Буир, национальные меньшинства, историография, политика, репрессии

In recent years, Russian researchers have been paying more and more attention to the Hulun-Buir aimak, especially to the ethnic minorities of this region. Like throughout China, there have recently been dramatic changes in the political and cultural spheres. The period of the "cultural revolution" stands out in particular. During this period, there was a huge damage to the culture and religion of the Hulunbuir national minorities. There are no special works on this issue among foreign researchers; therefore, the problem of studying the period of the "cultural revolution" in this region can be classified as a new line of historical research. The object of the research is foreign historiography of this issue. The works are divided into three groups: publications covering the events of the "cultural revolution" in Inner Mongolia; publications devoted to national minorities of Hulunbuir; sources interpreting eyewitness memories. Particular attention is paid to articles and monographs studied during a research trip to the urban district of Hulun-

Tsyden S. Ochirov,

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences

(Ulan-Ude, Russia), e-mail: tsyden.ochirov@mail.ru

National Minorities of the Hulunbuir Region during the "Cultural Revolution" in the PRC: Foreign Historiography of the Problem

© Очиров Ц. С., 2019

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Culture and history Humanitarian Vector. 2019. Vol. 14, N 3

buir ARIM PRC in November 2018. The author notes that some Chinese publications, as well as works in English, generally describe in detail the political situation and the situation in ARM. Therefore, this problem requires the need for further work on the search and analysis of Chinese and other foreign sources, as well as the reconstruction of the true picture of the events of the "cultural revolution" in the Chinese border region of Hulunbuir.

Keywords: Cultural Revolution, Inner Mongolia, Hulunbuir, national minorities, historiography, politics, repression

Введение. В последнее время российские исследователи всё больше интересуются городским округом Хулун-Буир Внутренней Монголии Китая, граничащим с РФ и Монголией. Здесь, как и по всему Китаю, за последние годы произошли резкие преобразования в политико-экономической и культурной жизни. На этом фоне тёмным «пятном» выделяется период «культурной революции», во время которого был нанесен ощутимый удар по национальным меньшинствам, проживающим в регионе. Согласно нашим предварительным данным, по этой проблематике, охватывающей территорию Хулун-Буира, не имеется специальных исследований. Поэтому проблему изучения периода «культурной революции» в указанном регионе можно отнести к разряду новых направлений исторического исследования.

Методология и методы исследования. Объектом исследования является зарубежная историография данной проблематики, требующая особого подхода при переводе научных текстов с английского, китайского и старомонгольской письменности. Особое внимание уделено китайским источникам, где содержится политический нарратив изучаемого периода. При помощи сравнительного анализа удалось разделить зарубежные источники на 3 группы, что позволило конструктивно подойти к важным вопросам и проблемам изучаемого периода в Хулун-Буирском аймаке.

Результаты исследования и их обсуждение. Все исследуемые зарубежные работы можно разделить на три группы: 1) публикации, освещающие события «культурной революции» во Внутренней Монголии; 2) издания, посвящённые национальным меньшинствам Хулун-Буира; 3) источники, интерпретирующие воспоминания очевидцев. К первой группе относятся изученные нами статьи на английском языке и некоторые китайские источники. В начале «культурной революции» У. Хитон и П. Хайер издали свою статью "The Cultural Revolution in Inner Mongolia" («Культурная революция» во Внутренней Монголии). Она посвящена изучению дореволюционного периода, где, по мнению автора, содержатся главные причины жёсткой политики КПК во время «культурной революции» по

отношению к национальным меньшинствам [21]. Позже, в 1971 г., У. Хитон опубликовал две статьи "Inner Mongolia: local nationalism and the cultural revolution" (Внутренняя Монголия: «локальный национализм» и «культурная революция») и "Chinese communist administration and local nationalism in Inner Mongolia" (Коммунистическая администрация Китая и местный национализм во Внутренней Монголии). В них У. Хитон раскрыл феномен «местного национализма», сыгравший важную роль в установлении военной диктатуры в АРВМ. Мао Цзэдун, как пишет автор, обвинил Уланху в сепаратистских действиях и панмонголизме. Мао считал, что монгольский лидер хочет создать независимую империю, возрождая великое время Чингисхана [22, с. 12-13]. Политика китайского руководства по отношению к Внутренней Монголии, прежде всего, была направлена против локального национализма, национальной мобилизации [23, с. 14, 16]. В 1976 г. после завершения «культурной революции» У. Хитон опубликовал работу "Inner Mongolia: The Haos and Huais (Щ) of Chinese policy toward the Mongols Mongolian Studies" (Внутренняя Монголия: плюсы и минусы китайской политики по отношению к монголам). В ней автор подвёл итоги периода «культурной революции». По его мнению, китайская политика негативно повлияла на культуру и религию национальных меньшинств Внутренней Монголии [24]. Изучаемый период имеет место в статье Д. Сниза "The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia" (Влияние культурной революции в Китае на монголов Внутренней Монголии). В ней представлены статистические данные людских потерь Внутренней Монголии на начальном этапе революции [18].

В нашей работе особое внимание уделено китайским источникам. Прежде всего, можно выделить работы Алатэн Дэлихая (монг. Алтан-Дэлхий) «Васу цзайнань шилю» (Записки бедствий и страданий) и Чжу Дунли «Кан Шэн юй "Нэйжэньдан" (Кан Шэн и дело новой политики партии во Внутренней Монголии). Монография Алатэн Дэлихая относится к числу немногих работ, подробно описывающих политический процесс во Внутренней Монголии в период «культурной революции».

В отличие от многих работ на китайском языке в ней имеет место критика политики высших властей КНР и описание бедствий и людских потерь монгольского этноса. Эта работа также интересна тем, что автор книги относится к представителям национальных меньшинств Внутренней Монголии [1]. Монография Чжу Дунли написана на старописьменном монгольском языке и полностью посвящена политическим событиям во Внутренней Монголии периода «культурной революции». Особое место в его работе занимает деятельность Кан Шэна (одного из лидеров КПК в начале «культурной революции»), прославившегося жестокими и массовыми репрессиями во Внутренней Монголии [15]. Таким образом, работы, включённые нами в первую группу, освещают политическую обстановку во всей Внутренней Монголии. Большая часть источников написана на английском языке. На данный момент на китайском и старописьменном монгольском языках нами изучены лишь две работы.

Во второй группе рассмотрены публикации, изученные во время научной командировки в городской округ Хулун-Буир АРВМ КНР в ноябре 2018 г. В ходе исследования выяснено, что в большинстве работ на китайском языке период «культурной революции» упоминается лишь частично. Например, в монографии Сю Иньбина «Хулуньбуэр мэнгу анбодянь шичжи» (Основные детали радио и телевидения Хулун-Буира) упоминается, что в период «культурной революции» именно радио и телевидение Хулун-Буирского аймака получили огромную финансовую поддержку со стороны государства. В этот период радио и телевидение находились под полным контролем КПК [9]. В работе Мэнкэ Далай «Баэрху мэнгу ши» (История Барга-Монго-лии) отмечено, что во время «культурной революции» происходили большие изменения в политической и экономической жизни бар-га-монголов. Изменения в основном затронули скотоводческую отрасль - основу хозяйства барга-монголов [8].

Другой автор, Сайнбаяр в своём труде «Чжунго шаошу миньцзу дандай вэньсюэ» (Современная культурная ситуация у национальных меньшинств Китая) указывает на трансформацию культур национальных меньшинств Китая. По данным автора, традициям и языку дауров, монголов, эвенков в период «культурной революции» был нанесён огромный ущерб. Как пишет Сайнбаяр, начиная с 1966 г., представителям национальных меньшинств было запрещено разговаривать на

Культура и история

родном языке и носить традиционную одежду [14]. Упоминания о традициях и культуре национальных меньшинств в годы «культурной революции» содержат работы Хэцюня «Ху-аньцзин юйсяо миньцзу шэнцунь» (Окружающая среда и выживание малых народностей) и Абэньгань «Эвэнькэ лиши вэньхуа фацжань ши» (Очерки подъёма культуры и истории эвенков). Если в первой книге кратко освещены быт и хозяйство малых народностей, то во второй имеются сведения о трансформации культуры и традиций во время изучаемого периода [2; 13, с. 113-114].

Большинство китайских авторов рассматривают влияние «культурной революции» на малочисленные народности Хулун-Буира как трагедию. Этот факт особо отмечен в работах Ву Шоугуи «Эвенькэ цзушэхуэй лиши» (История эвенков) и Ли Вэньсюй «Ганьчжуэр мяо вайцзи» (Заметки о храмах). Ву Шоугуи отмечает, что с 1966 г. китайскими властями проводилась радикальная политика. В её рамках была создана отдельная программа для Внутренней Монголии, получившая название «ЙА^» (Партия Внутренней Монголии). По данным Ву Шоугуи, к числу пострадавших в годы «культурной революции» относятся эвенки. Например, в числе кандидатов от Эвенкийского хошуна в революционный комитет был только один эвенк, среди 26 кандидатов в члены КПК - ни одного эвенка [4, с. 512]. Ли Вэньсюй в работе «Ганьчжуэр мяо вайцзи» (Заметки храмов) подробно описывает антирелигиозную политику государства, которая причинила огромный ущерб буддийским храмам. Революционный комитет Ху-лун-Буира провёл приватизацию собственности храмов, затем запретил их деятельность [5, с. 102-103].

Среди изученных нами работ на китайском языке выделяется книга Ужэрту «Шушо эвэнькэ» (Заметки про эвенков), где в отличие от большинства китайских работ повествуется о положительном влиянии «культурной революции» на развитие экономики Хулун-Буира. В книге отмечен быстрый рост скотоводческой отрасли у эвенков за время «культурной революции». Если в 1966 г. насчитывалось около 300 тыс. голов скота, то уже к 1972 г. скота стало больше на 150 тыс. голов. Автор также пишет, что в этот период в Эвенкийском хошуне интенсивно развивалась инфраструктура; были построены новые дороги, школы, больницы» [11, с. 268].

Важная информация содержится в работе «Чжунго гунчаньдан Нэймэнгу цзычжицюй синьбаэрхуцзо уцицзу чжишицзы» (Материа-

Culture and history

лы по организации деятельности КПК Новой Барги Внутренней Монголии). В ней говорится, что «культурная революция» длилась 10 лет, и этот период был для национальных меньшинств Внутренней Монголии тяжёлым временем, в том числе для барга-монголов. В данном труде период «культурной революции» подразделён на три этапа. Первый этап начинается с мая 1966 г. и завершается в марте 1968 г. Этот этап в большей степени связан с трансформацией политического курса на «великую культурную революцию» и сменой лидеров партии на представителей, более лояльных к новому курсу. В этот период идеи маоизма внедряются в сознание народных масс. Второй этап проходит с марта 1968 г. по ноябрь 1972 г. Он выделяется прежде всего борьбой с оппозиционерами и не согласными с политикой «культурной революции». Часто гонения на противников революции были несправедливыми, что приводило к ущемлению национальной идентичности и ухудшению экономической ситуации в регионе. Третий этап проходит с ноября 1972 г. по октябрь 1976 г. Он характеризуется попыткой государства проводить политику установления коммунизма во всех сферах жизнедеятельности [16, с. 51]. Таким образом, можно констатировать, что издания второй группы содержат интересные материалы по малочисленным народностям Хулун-Буира в годы «культурной революции». Следует отметить, что во всех работах данная тематика затрагивается косвенно.

В третью группу входят издания, интерпретирующие воспоминания очевидцев; биографические работы. В работе Бужэня «Во хэ цаоюань» (Я и степь) содержатся автобиографии выдающихся деятелей культуры Хулун-Буира. Многие из них играли большую роль в становлении и развитии своего региона, но именно в годы «культурной революции» их деятельность потеряла поддержку со стороны государства [3]. В работе Лэ Чжидэ «Давоэр луньтань» (Заметки про дауров) есть глава про выдающегося учёного-даура Вочжэ, который был учителем русского языка. Во время «культурной революции» его отстранили от преподавательской деятельности, т. к. всё, что связано с СССР, было под запретом [6]. Книга Модэрту «Цзефан чжаньчжэн чжундэ давоэрц-зу» (Дауры во время освободительной войны) также посвящена биографиям дауров, принимавших участие в освободительной войне против Японии. Многие из них занимали высокие посты в разных, в том числе в управленческой. Интересно, что большинство из них за-

кончили жизнь именно во время «культурной революции», когда многие люди подверглись репрессиям и гонениям по обвинению в участии деятельности «тёмной банды» во главе с Уланху [7].

Одним из источников по изучаемой проблеме является первый том сборника научных статей "Ваги sudulul-un д1е1-п tegberi" (Сборник научных статей общества по исследованию баргутов). В нём имеются несколько статей, где есть различные материалы по истории и культуре баргутов в период «культурной революции». В статье Чо Оршона "ЕтС Sangja-yin егдюеИ" (Изменения в жизни доктора Санжа) говорится о переломном моменте в жизни рядового врача, баргута по национальности. В небольшом предисловии статьи отмечается, что вместе с ходом исторического развития уходят в прошлое и люди, которые жили в то время. Приводятся слова Мао Цзэдуна, что «нужно уважать свою историю, нельзя её забыть». Автор пишет, что прошло более 30 лет с того периода, и молодёжь, интересуясь, иногда задаёт вопросы. Но поскольку на протяжении многих лет было запрещено упоминать об этом периоде, в сознании людей закрепилась мысль о том, что нельзя полностью раскрыть всю правду о ходе «культурной революции». Далее он отмечает, что всему виной фашистские взгляды «чётверки».

В основной части статьи Чо Оршон рассказывает о своей деятельности. До октября 1965 г. он работал врачом в скотоводческой бригаде «1 мая». Его старший брат находился на должности председателя скотоводческой бригады. Далее автор описывает развернувшиеся в то время гонения на богатых скотоводов. Более масштабные гонения, по данным Чо Оршона, начались с августа 1966 г., когда состоялось собрание, посвящённое борьбе с богачами. Всех людей, признанных «врагами народа», раздели до нательного белья, измазали их лица чёрной краской, стали избивать. Так впервые началась «культурная революция». Далее в статье описаны этапы «культурной революции», имевшие место в одной конкретной местности; имена людей, подвергшихся гонениям; пытки, которым их подвергали. Особое внимание Чо Оршон уделяет страданиям старшего брата и матери, которые погибли в изучаемый период [19].

В статье Бадма-Ванжила "Оф Ыадеа-ут ^Ьа namtar" (Краткая биография писаря Орги) представлена биография писаря Орги. Во время «культурной революции» он подвергся гонению и критике со стороны госу-

дарства, все его письменные работы в 1969 г. были запрещены для издания, и многие работы уничтожены. Затем он был арестован и посажен в тюрьму как отступник политики Мао Цзэдуна [17].

Статья Бухэ-Батора "Uul caqar kbeget sira qosiun-u barucud-un taqilagatu obo-a bungqun subara" (Молитвенные обо, бунханы и субур-ганы баргутов жёлтого с каймой чахарского хошуна) посвящена гонениям на буддийскую религию в период «культурной революции». Бухэ-Батор пишет, что в годы «культурной революции» пострадали бунханы и субурганы барга-монголов. Начиная с 1966 г., религия находилась под запретом. Молитвенные места, где издревле поклонялись барга-монголы, в большинстве были разрушены [25]. К воспоминаниям очевидцев относится и книга Жам-со-Энкэ "Kulun Buir ogeled-un soyol teuke-yin material" (Материалы по истории и культуре олетов Хулун-Буира). В частности, он пишет: «В годы "культурной революции" буряты также пережили тяготы реформирования. Многие буряты, особенно находящиеся на руководящих должностях, были репрессированы. Председателем Барун-сомона был Даша-Зэгбэ, три года он просидел в тюрьме здания сомонного совета. Арестован был и председатель Абида, он был осуждён на 10 лет тюрьмы. Всех арестованных обвинили в участии в панмонголь-ском движении. Репрессированные лишались своих имён и получали общее имя "шутхэр" (досл. "чёрт"; иносказ. "враг народа"). Устойчивость, замкнутость и самодостаточность бурятской общины подверглась серьёзным потрясениям во время "культурной революции" в Китае» [20, с. 187]. Взгляды непосредственных очевидцев периода «культурной револю-

Культура и история

ции» представлены в книгах Улицзы «Баэргу мэнгу ши» (История барга-монголов) и Хуа-сай «Цансансуйе» (Превратности времени). Прежде всего, они затрагивают именно бар-га-монголов, которые, по их мнению, пострадали больше остальных малых народностей Хулун-Буира [10; 12]. Следует сказать, что, по всей видимости, нами изучена лишь небольшая часть имеющихся материалов по периоду «культурной революции» в Хулун-Буире. Как и в других регионах Китая, малочисленные народности Хулун-Буира испытали суровые тяготы и страдания.

Выводы. В завершении нашего обзора зарубежной историографии по изучаемой проблематике отметим, что некоторые китайские публикации, а также работы на английском языке в целом подробно описывают политическую ситуацию и обстановку в АРВМ. Авторы вышеуказанных работ изучают причины особой политики китайского руководства по отношению к АРВМ, а также влияние «культурной революции» на жизнедеятельность и культуру национальных меньшинств. Китайские источники, изученные нами во время научной командировки в городской округ Хулун-Буир в октябре-ноябре 2018 г., на данный момент большей частью находятся в процессе изучения. Поэтому в работе представлены лишь предварительно проанализированные нами зарубежные публикации по теме исследования. В целом можно констатировать необходимость дальнейших работ по поиску и анализу китайских и других зарубежных источников, а также воссоздание истинной картины событий «культурной революции» в китайском приграничном регионе Хулун-Буир.

Список литературы

1. Алатэн Дэлихай (монг. Алтан-Дэлхий). Васу цзайнань шилу. ИЁШШЙШоЙШ^Й^^о = Записки бедствий и страданий. Хух-Хото: Юаньфан чубаньши, 1999. 393 с.

2. Абэньгань. Эвэнькэ лиши вэньхуа фачжань ши. = Очерки подъёма культуры и истории эвэнков. Пекин: Чжунго шихуи кэсюэ чубаньши, 2015. 418 с.

3. Бужэнь. Во хэ цаоюань. ttoftft^So = Я и степь. Хайлар: Нэймэнгу вэньхуа чубаньши, 2009. 356 с.

4. Ву Шоугуи. Эвэнькэцзу шэхуэй лиши. ^^ftolS^KttêMio = История сообщества эвенков. Пекин: Миньцзу чубаньши, 2012. 548 с.

5. Ли Вэньсюй. Ганьчжуэр мяо вайцзи. ^^^о^Й^Ш^гЕо = Заметки храмов. Хайлар: Нэймэнгу веньхуа чубаньши, 1996. 356 с.

6. Лэ Чжидэ. Давоэр луньтань. ФШШоЙ^^^Йо = Заметки про дауров. Хайлар: Мэнгу вэньхуа чу-баньши, 2008. 391 с.

7. Модэрту. Цзефан чжаньчжэн чжундэ давоэрцзу. ШШ^ШоМЙЖФФЙй^^^о = Дауры во время освободительной войны. Хулун-Буир: Нэймэнгу вэньхуа чубаньши, 2018. 520 с.

8. Мэнкэ Далай (монг Мунхэ-Далай). Баэрху мэнгу ши. = История барга-мон-голов. Хайлар: Нэймэнгу чубаньши, 2002. 473 с.

9. Сюй Иньбин. Хулуньбуэр мэнгу анбодянь шичжи. = Основные детали радио и телевидения Хулун-Буира. Хайлар: Нэймэнгу вэньхуа чубаньши, 2001. 326 с.

Culture and history Humanitarian Vector. 2019. Vol. 14, N 3

10. Улицзи (монг. Олзий). Баэрху мэнгу ши. ^ЛпоВ^ЙШ^^» = История барга-монголов. Хайлар: Нэймэнгу вэньхуа чубаньши , 2013. 511 с.

11. Ужэрту. Шушо эвэнькэ. = Заметки про эвенков. Хух-Хото: Юаньфан чубаньши, 1995. 360 с.

12. Хуасай. Цансансуйе. ^^о^^^^о = Превратности времени. Хайлар: Нэймэнгу вэньхуа чубань-ши , 2003. 529 с.

13. Хэцюнь. Хуаньцзин юйсяо миньцзу шэнцунь. = Окружающая среда и выживание малых народностей. Пекин: Шиху икэсюэ вэньсиэнь чубаньши, 2006. 582 с.

14. Цайинь Баэр (монг Сайнбаяр). Чжунго шаошу миньцзу дандай вэньсюэ.

ТСХ^о = Современная культурная ситуация у национальных меньшинств Китая. Хух-Хото: Нэймэнгу чу-баньши, 2009. 566 c.

15.Чжу Дунли. Кан Шэн юй «Нэйжэньдан».Ш^ЛоШ^^ЙА^о = Кан Шэн и дело новой политики партии во Внутренней Монголии. Пекин: Миньцзу чубаньши, 1996. 594 с.

16. Чжунго гунчаньдан Нэймэнгу цзычжицюй синьбаэрху цзоуци цзучжи шицзы. ФИЩ^^^Ш'Йё/пЕ

= Материалы по организации китайской народной партии Новой Барги Внутренней Монголии. Хух-Хото: Нэймэнгу чубаньши, 1991. 131 с.

17. Badmavangcin. Orgi bicigeci-yin tobci namtar [Краткая биография писаря Орги] // Baryu sudulul-un ugulel-un teguberi (nige) [Сборник научных статей общества по исследованию баргутов (первый том)] / Kulun Buyir-un baryu sudulul-un neyigemlig-un sine baryu jegun qosiyun-u ajillaqu yajar nayirayulaba. Obor Mongyol-un keblel-un soyol-un keblel-un qoriya, 2010. C. 339-342.

18. David Sneath. The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia // Modern Asian Studies / Published by: Cambridge University Press 1994. Vol. 28, No. 2. Pp. 409-430.

19. Co Orson. Emci Sangja-yin ergicell [Изменения в жизни доктора Санжа] // Baryu sudulul-un ugulel-n tegberi (nige) [Сборник научных статей общества по исследованию баргутов] / Kulun Byir-n baryu sudulul-un neyigemlig-n sine baryu jegun qosiun-u ajillaqu ajar nayiraulaba. Obor Mongol-un keblel-un soyol-un keblel-un qoriya, 2010. Т. 1. C. 312-322.

20. Jamso Enke, Kulun Buir ogeled-un soyol teuke-yin material (Материалы по истории и культуре олетов Хулун-Буира). Tungliyo qota-yin diyaceng keblel-un kijagartu qariguculagatu kompani, 2008. 208 с.

21. Paul Hyer and William Heaton. The Cultural Revolution in Inner Mongolia // The China Quarterly. 1968. No. 36. Pp. 114-128.

22. William Heaton. Inner Mongolia: "Local nationalism" and the "cultural revolution" // Mongolia Society. 1971. Vol. 10, No. 2. Pp. 2-34.

23. William Heaton. Chinese communist administration and local nationalism in Inner Mongolia // The Mongolia Society Bulletin. 1971. Vol. 10, No. 1. Pp. 11-47.

24. William Heaton. Inner Mongolia: The Haos (£i) and Huais (Ж) of Chinese policy toward the Mongols // Mongolian Studies. 1976. Vol. 3. Pp. 97-115.

25. yaljud Dobdonbal-un Bukebayatur. Uul caqar kubegetu sira qosiyun-u baryucud-un taqilagatu oboy-a bungqun subarya [Молитвенные обо, бунханы и субурганы баргутов жёлтого с каймой чахарского хошуна] // Baryu sudulul-un ugulel-un teguberi (nige) [Сборник научных статей общества по исследованию баргутов] / KulunBuyir-un baryu sudulul-un neyigemlig-un sine baryu jegun qosiyun-u ajillaqu yajar nayirayulaba. - Obor Mon-gyol-un keblel-un soyol-un keblel-un qoriya, 2010. Т. 1. C. 239-256.

Статья поступила в редакцию 25.03.2019; принята к публикации 30.04.2019

Сведения об авторе

Цыден Солбонович Очиров, аспирант, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; e-mail: tsyden.ochirov@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6705-2820.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.W03.31.0016 «Динамика народов и империй в истории Внутренней Азии».

Библиографическое описание статьи_

Очиров Ц. С. Национальные меньшинства Хулун-Буира в период «культурной революции» в КНР: зарубежная историография проблемы // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 3. С. 64-70. DOI: 10.21209/19967853-2019-14-3-64-70.

References

1. KSiSiloSS^tif. Alateng Delihai. Notes of Disasters and Sufferings. Hohhot: Yuanfang chu-banshe, 1999. (In Chin.)

2. W^To^fi^ffiiX^^Mio Abengan. Essays on the rise of the culture and history of Evenki. Beijing: Zhongguo shihui kexue chubanshe, 2015. (In Chin.)

3. Buren. Me and steppe. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 2009. (In Chin.)

Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 3 Культура и история

4. S^ftofSiKti^ffiio Wushougui. Evenki community history. Bejing: Mingzu chubanshe, 2012. (In Chin.)

5. ^^^о^^^Ш^йо Liwenxiu. Temple Notes. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 1996. (In Chin.)

6. ^^Шой^^ййо Lezhide. Notes on Daur. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 2008. (In Chin.)

7. Mode'ertu. Dauri during the war of liberation. Hulunbeier: Neimenggu wenhua chubanhe, 2018. (In Chin.)

8. йвЙ^оВ^^ШЙ^о Menghe Dalai. The history of Barga Mongols. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 2002. (In Chin.)

9. Ш^Йо^ЁШ^МГИШ^о Xuyinbing. The main details of radio and television Hulun-Buira. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 2001. (In Chin.)

10. ^АиоВ^ЙШй^о Wulijie. History of Barga Mongols. Neimenggu wenhua chubanhe, 2013. (In Chin.)

11. ^^^ЯоМШтЙо Wure Ertu. Notes about Evenks. Hohhot: Yuanfang chubanshe, 1995. (In Chin.)

12. ^«о^Й^Яо Huasai. The vicissitudes of time. Hailar: Neimenggu wenhua chubanhe, 2003. (In Chin.)

13. ffipo Hequn. Environment and the survival of small nations. Beijing: Shihui kexue wenxue chubanshe, 2006. (In Chin.)

14. Caiyin Baer. The modern cultural situation of the national minorities of China. Hohhot: Yuanfang chubanshe, 2009. (In Chin.)

15. Zhudongli. Kanshen and the New Politics of the Party in Inner Mongolia. Bejing: Mingzu chubanshe, 1996. (In Chin.)

16. Materials on the organization of the Chinese People's Party New Barga of Inner Mongolia. Hohhot: Neimengguc hubanshe, 1991. (In Chin.)

17. Badmavangcin. Orgi bicigeci-yin tobci namtar // Baryu sudulul-un ügülel-ün tegüberi (nige) [Сборник научных статей общества по исследованию баргутов (первый том)] / Külün Büyir-ün baryu sudulul-un neyigemlig-ün sine baryu jegün qosiyun-u ajillaqu yajar nayirayulaba. Öbör Mongyol-un keblel-ün soyol-un keblel-ün qoriya, 2010: 339-342. (In Mong.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. David Sneath. The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia. Modern Asian Studies. Published by: Cambridge University Press, pp. 409-430, no. 2, vol. 28, 1994. (In Engl.)

19. CoOrson. Emci Sangja-yin ergiceyülül [Changes in the life of Dr. Sanz] // Baryu sudulul-un ügülel-ün tegüberi (nige) [Collection of scientific articles of the Bargut Research Society (first volume)] / Külün Büyir-ün baryu sudulul-un neyigemlig-ün sine baryu jegün qosiyun-u ajillaqu yajar nayirayulaba. Öbör Mongyol-un keblel-ün soyol-un keblel-ün qoriya, 2010: 312-322. (In Mong.)

20. Jamso Enke, Kulun Buir ogeled-un soyol teuke-yin material (Materials on the history and culture of the Olet of Hulun-Buir) Tungliyo qota-yin diyaceng keblel-un kijagartu qariguculagatu kompani, 2008. (In Mong.)

21. Paul Hyer and William Heaton. The Cultural Revolution in Inner Mongolia. The China Quarterly, pp. 114128, no. 36, 1968. (In Engl.)

22. William Heaton. Inner Mongolia: "Local nationalism" and the «cultural revolution». Mongolia Society, pp. 2-34, no. 2 (19), vol. 10, 1971. (In Engl.)

23. William Heaton. Chinese communist administration and local nationalism in Inner Mongolia. The Mongolia Society Bulletin, pp. 11-47, no. 1 (18), vol. 10, 1971. (In Engl.)

24. William Heaton. Inner Mongolia: The Haos and Huais (Ж) of Chinese policy toward the Mongols. Mongolian Studies, pp. 97-115, vol. 3, 1976. (In Engl.)

25. yaljud Dobdonbal-un Büke bayatur. Uul caqar kübegetü sira qosiyun-u baryucud-un taqilagatu oboy-a bungqun subarya [Prayer obo, bununy and suburgan of Barguts of yellow with a border of Chakhars khoshun]. Baryu sudulul-un ügülel-ün tegüberi (nige) [Collection of scientific articles of the Bargut Research Society (first volume)] / Külün Büyir-ün baryu sudulul-un neyigemlig-ün sine baryu jegün qosiyun-u ajillaqu yajar nayirayulaba. Öbör Mongyol-un keblel-ün soyol-un keblel-ün qoriya, 2010: 239-256. (In Mong.)

Received: 25 March 2019; accepted for publication April 30, 2019

Information about the author

Tsyden S. Ochirov, Postgraduate Student, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences; 6 Sakhyanovoy st., Ulan-Ude, 670047, Russia; e-mail: tsyden.ochirov@ mail.ru; ORCID: 0000-0002-6705-2820.

The study was financially supported by the grant of the Government of the Russian Federation 14.W03.31.0016 "The dynamics of peoples and empires in the history of Inner Asia".

Reference to the article_

Ochirov Ts. S. National Minorities of the Hulunbuir Region during the "Cultural Revolution" in the PRC: Foreign Historiography of the Problem // Humanitarian Vector. 2019. Vol. 14, No. 3. PP. 64-70. DOI: 10.21209/1996-78532019-14-3-64-70. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.