Научная статья на тему 'Баргуты Хулун-Буира: путь из Баргуджин-Токума'

Баргуты Хулун-Буира: путь из Баргуджин-Токума Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
915
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРГУТЫ / МИГРАЦИЯ / БАРГУДЖИН-ТОКУМ / ХУЛУН-БУИР / ИМПЕРИЯ ЦИН / BARGUTS / MIGRATION / BARGUDJIN-TOKUM / KULUN-BUIR / EMPIRE CIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миягашева Суржана Борисовна

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в XVI-XVII вв. Доказывается, что старые баргуты не входили в подчинение халхасских ноёнов, так как они, оставив свою прародину Баргуджин-Токум, ушли на восток, откуда позднее были присоединены к Цинской империи. Новые баргуты, напротив, находились в подчинении монгольских правителей, и лишь в 1734 году вошли в состав Цин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARGUTS OF KULUN-BUIR: ROAD FROM BARGUDJIN-TOKUM

The article deals with the migration of barguts from Transbaikalia to Kulun-Buir in XVI-XVII c. Old barguts didn’t enter into submission of lords of Khalkha, as they have left their ancestral home named Bargudjin-Tokum and have left in east, later they have been attached to empire Cin. Opposite to, new barguts were in submission of Mongol governors and only in 1734 year were a part Cin empire.

Текст научной работы на тему «Баргуты Хулун-Буира: путь из Баргуджин-Токума»

%D0%B0%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0 Миягашева Суржана Борисовна - аспирант,

%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8 Институт монголоведения, буддологии и тибетоло-

%D1%8F/ 10.02.2012. гии СО РАН (г. Улан-Удэ), e-mail: surjana@yandex.ru

Miyagasheva S.B. - postgraduate student of Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Sib.div. RAS (Ulan-Ude).e-mail: surjana@yandex.ru

УДК 94 (517)+94 (510) © С.Б. Миягашева

БАРГУТЫ ХУЛУН-БУИРА: ПУТЬ ИЗ БАРГУДЖИН-ТОКУМА

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в ХУІ-ХУП вв. Доказывается, что старые баргуты не входили в подчинение халхасских ноёнов, так как они, оставив свою прародину Баргуджин-Токум, ушли на восток, откуда позднее были присоединены к Цинской империи. Новые баргуты, напротив, находились в подчинении монгольских правителей, и лишь в 1734 году вошли в состав Цин.

Ключевые слова: баргуты, миграция, Баргуджин-Токум, Хулун-Буир, империя Цин.

S.B. Miyagasheva

BARGUTS OF KULUN-BUIR: ROAD FROM BARGUDJIN-TOKUM

The article deals with the migration of barguts from Transbaikalia to Kulun-Buir in XVI-XVII c. Old barguts didn’t enter into submission of lords of Khalkha, as they have left their ancestral home named Bargudjin-Tokum and have left in east, later they have been attached to empire Cin. Opposite to, new barguts were in submission of Mongol governors and only in 1734 year were a part Cin empire.

Key words: barguts, migration, Bargudjin-Tokum, Kulun-Buir, empire Cin.

Баргуты - одно из древнейших племен в Прибайкалье, которые представляли собой в раннем средневековье крупное племенное дого-сударственное образование и играли значительную роль в событиях Южной Сибири и Центральной Азии. Историческая судьба этого древнемонгольского конгломерата была предопределена крупными социально-политическими событиями ХУ1-ХУ11 вв., в период, когда перекраивалась этническая карта Предбайкалья и Забайкалья, устанавливались политические границы между государствами. Эти события послужили толчком к массовым миграционным процессам, которые привели не только к широкому расселению баргутов, но и к изменению этнической истории всего региона.

В настоящее время потомки легендарных баргутов расселены в Китае и Монголии. В Монголии баргуты проживают в Центральном, Восточном, Хэнтэйском, Восточногобийском, Архангайском, Сухбаторском и других аймаках. Более компактные группы под названием старые баргуты «хуушан барга» и новые баргуты «шэнэ барга» проживают в автономном районе Внутренняя Монголия - в окрестностях г. Цицикар, на территории городского округа Хулун-Буир, а также в провинциях Ляонин, Г ирин, Хэйлунцзян, Синьцзян-Или, в аймаках Шилин-гол, Джоу-Уда и Жириме [8: 13; 16: 1].

Наиболее компактно баргуты проживают в Хулун-Буире, который (кит. ? ^ ,

HuMnbei'er; монг. Хвлвнбуйр) представляет собой городской округ на северо-востоке Китая. На востоке граничит с провинцией Хэйлунцзян, на западе и севере с Монголией и Россией и расположен на стыке границ трёх государств -России, Китая и Монголии. Свое наименование Хулун-Буир получил от названий двух озер Буйр-Нуур и ХYЛYн-Нуур (Далай нур). Предшественником города Хулун-Буир являлся Хулун-буирский аймак, правительство которого находилось в г. Хайлар. В 2001 году Хулунбуирский аймак был расформирован и получил новый статус - город Хулун-Буир.

В настоящее время Хулун-Буир делится на 13 административных единиц уездного уровня, среди которых значится 4 хошуна, в трех из которых проживают баргуты:

• Зуун Шинэ Барга хошун (Восточная Новая Барга; ШЕ ЯЙ.&Ш — Xinba'erM Zuo Qi). Территория составляет 22 000 км2, административный центр расположен в городке Амгалан;

• Баруун Шинэ Барга хошун (Западная

Новая Барга; ШЕ^Й^Ш — Xinba'erM You Qi). Территория этого хошуна составляет 25 102

км2, административный центр расположен в городке Алтан-Эмээл;

• Хуучин/Хуушан Барга хошун (Старая

Барга; ШЕ^ЙШ — ^епЬа'егЫ Q^), территория которого составляет 21 192 км2. Административный центр расположен в городке Баян-ХYYPЭЭ.

Общая численность старых баргутов Хулун-Буира составляет примерно 10 тыс. чел., а новых баргутов около 20-25 тыс. чел. [6: 44].

Баргуты официально обосновались во Внутренней Монголии в середине XVII в., приняв подданство маньчжурской династии Цин. Прибытие баргутов в Хулун-Буир проходило двумя разными маршрутами и в разное время, что явилось причиной образования двух этнических групп - хуушан барга и шинэ барга.

Легендарная прародина баргутов именовалась Баргужин-Твхвм (Баргужин/Баргуджин-Токум) и находилась вокруг земель оз. Байкал. До сих пор во время обрядов старобаргутские шаманы, обращаясь к духам-онгонам, произносят «Хатан эхэ Баргужин, хаан эсэгэ Байгул-жин» - «Мать наша Баргужин, отец наш Бай-гулжин» [6]. В данном фрагменте Баргужин -это Баргузинская долина, а Байгулжин - район

оз. Байкал. Свидетельством проживания в Бар-гузинской долине баргутов являются материалы бурятских летописей, а также воспоминания баргузинских эвенков и старожильческого населения Забайкалья, в которых говорится о мон-гол-баргу, аба-хорчин или солон-барга, исчезнувших с этих мест еще в древности. Согласно легендам, эти люди были искусным земледельческим народом. В Баргузинской долине до сих пор сохранились так называемые баргутские канавы и ямы, вероятно, служившие ирригационными системами [1: 178-179]. Если в ХИ-ХШ вв. баргуты фиксируются как аборигенное население Прибайкалья, то, начиная с XVII в. упоминания о них исчезают. С этого момента начинается история баргутской общности уже в рамках других государственных образований.

По мнению одних исследователей, баргуты ушли из Прибайкалья задолго до появления русских. Существует версия, что их уход был определен в результате столкновений с эвенками на почве землепользования [14: 9-10]. Однако крупных военных столкновений с тунгусами у баргутов не могло быть в силу различия в хозяйственно-культурном типе.

Согласно рассказам старобаргутских старожилов, основанием побега из Баргужин-Токума послужило столкновение религий - баргуты-

шаманисты были вытеснены приверженцами желтой веры, т.е. буддизма [10]. На самом деле эти события не имеют исторического подтверждения, так как буддизм проникает в Бурятию только в ХУШ в., а среди баргузинских бурят он получил распространение только с середины XIX в., когда в 1840 г. был построен первый буддийский дуган [3: 27]. Существует еще одна версия, которая представляется более вероятной, согласно которой баргуты покинули родные кочевья непосредственно перед появлением русских, наслышанные об их лихоимствах [2: 10]. В бурятских фольклорных материалах говорится, что они ушли с этих мест тогда, когда стали вырастать белые деревья, и появился маленький белый зверек с длинными ушами, черными на кончиках [11]. Схожее предание сохранилось у русского старожильческого населения Баргузина [13: 127, 131], а у эвенков Забайкалья упоминается мотив самопогребения исчезнувшего народа [14]. В этих преданиях зашифрована причина миграции баргутских племен из Баргузина. В фольклоре ряда сибирских народов появление необычных деревьев является предвестником надвигающейся беды [5: 293]. Поэтому можно предположить, что для баргутов белое дерево и белый зверек были сигналом опасности - скорого прихода русских служилых людей. Как известно, русские казаки на начальном этапе освоения Сибири проявляли крайнюю жестокость по отношению ко многим коренным народам. Данный внешний фактор со стороны привел к массовой миграции населения Баргужин-Токума. Мигранты Баргузинской долины разделились на обособленные группы и расселились на огромных степных пространствах - одни направились к востоку, к берегам Верхнего Амура, а другие двинулись к границам монгольского государства.

Относительно маршрута миграции первой волны баргутов, позднее ставших основой старых баргутов, нет единого мнения. Согласно полевому материалу, оставив свою родину, они ушли раньше остальной массы на восток и дошли до реки Хара-Мурэн (Амур), по верховью которой и расселились. Оказавшись на новой территории, изобиловавшей зверем и дичью, баргу-ты не оставили своего привычного занятия и продолжали заниматься скотоводством, охотиться на зверей [9]. Как считает Г. Тубшинима, эта часть баргутов дошла до земель чахаров, минуя Халху [16: 142], другие утверждают, что они дошли до Мугдена и Цицикара и только тогда присоединились к Западной Чахарии в составе Цинского государства [17: 102]. Относи-

тельно того, что старые баргуты незначительное время подчинялись ноёнам из Внешней Монголии [4: 25; 7: 26-27], что они миновали Халху через земли Цэцэн-хана, и только потом пришли к Амуру, кажется неверным, так как эта группа баргутов ушла на восток и практически сразу была зачислена в ряды цинской армии. Они вошли под управление амурского наместника и были присоединены к территории Цинской империи.

Цины оказывали ожесточенное сопротивление повсеместному сооружению острогов русскими казаками и стали формировать военные части из состава малочисленных кочевых народов. При захвате городка Албазин на Амуре в 1684-1688 гг. в рядах цинских войск стоял со-лон-баргутский отряд. В 1689 г. по Нерчинскому договору была установлена граница между Китаем и Россией по р. Горбица, впадающей в Шилку и р. Аргунь [12: 9-10]. В связи с этим цинские войска вынуждены были уйти, вместе с ними перекочевали и баргуты, дагуры и солоны, которых они расселили в северо-западных окрестностях Цицикара в местности называемой Бутха орон на территории Хэйлунцзянского наместничества. После вхождения в состав Цин-ского государства баргуты привлекались наравне с монгольскими племенами Халхи и Внутренней Монголии в войне с Галдан Бошогто-ханом. Позднее, в период правления маньчжурского императора Юн Чжэна (1723-1735 гг.), при мобилизации крупных военных сил для формирования северного и западного фронтов против джунгарского Цэдэнцэрэна был собран солон-дагурский отряд, включающий баргутов [16: 86].

Вторая группа баргутов, которая в дальнейшем образовала новых баргутов, убегая от притеснений русских, бежала в Халху и кочевала под управлением потомков Даян-хана и других монгольских ноёнов [7: 26]. В начале XVII в., когда ойратский Галдан-хан разорил халхасские хошуны, данная группа баргутов вместе с хал-хасцами обратилась в бегство на восток и оказалась в районе Цицикара. Цинские наместники сообщили об этом правительству и получили приказ о расселении их в районе Мукдена. В 1692 г. их распределили на семь баргутских сомонов и расселили по семи городам и сомонам, в каждом из которых был управитель [16: 86].

Таким образом, две группы баргутов, которые представляли две волны миграции из Бар-гуджин-Токума, вновь сошлись и расселились в районе Цицикара и Мукдена. Впоследствии, когда в 1696 году цинское правительство, мобилизовав войска, одержало победу над Галданом, и

халхасцы стали возвращаться на родину, данная группа вернулась с ними и вновь вошла в состав монгольских хошунов.

В августе 1727 г. между Цинским государством и Российским государствами был подписан Буринский договор, после которого маньчжуры стали укреплять сторожевые посты. В 1732 г. для защиты северной границы амурский наместник Зурхай, получив разрешение императора, переселил из Бутхи в Хулун-Буир группу ороче-нов, солонов (эвенков), дагуров и вместе с ними баргутов, которых насчитывалось 275 человек [15: 25]. Небольшая группа баргутов осталась в Цицикаре и Чахарском аймаке, и в настоящее время они именуются чахар-барга. Согласно исследованиям Г. Тубшинимы, численность переселенных баргутов чуть превышала 1000 человек, так как число 275, вероятно, значило только мужчин, поэтому вместе со стариками, женщинами и детьми баргутов набралось около 796 человек [16: 87].

В 1734 г. баргуты, проживающие в халхас-ских хошунах бэйсэ Ванжила, бэйсэ Жанчип-доржи, вана Доржияла и засага Шагдуржаба в аймаке Цэцэнхана, не ужившись с монгольскими ноёнами, приняли решение вновь откочевать в Хулун-Буир. Под предводительством начальников дарга Цэрэна и Дугара, баргуты ушли из-под гнета халхаских засаков и тайджи, которые третировали их как пришлых людей и облагали более высокими налогами и пошлинами, и перекочевали в плодородные хулун-буирские земли. Небольшое количество баргутов осталось проживать в Цэцэн-хановском аймаке (современный Сухбаторский аймак) [16: 87].

Так как в Хулун-Буире уже находились бар-гуты, прибывшие туда в 1732 г., на два года раньше, то маньчжурская администрация дала им имя хуучин барга, а части, прибывшей из Халха - шинэ барга. Баргутские племена, вошедшие в состав Цинской империи, были включены в систему восьми маньчжурских военных организаций и переданы под управление амурского жанжуна (полководца) и несли караульную службу [18: 15-16].

Таким образом, в XVI-XVИ вв. происходили значительные этнические изменения, которые привели к сокращению численности населения Юго-Восточной Сибири. Именно в это время район Хулун-Буира вплоть до XVIII в. находился в положении нейтральной территории и представлял удобное убежище для разных групп кочевников. Таким образом, баргуты в результате стихийной миграции образовали баргу-бурятскую народность уже в рамках границ современных государств - Китая и Монголии.

Интенсивные миграционные движения бар-гутов привели к следующим последствиям: 1) изменение первоначальной территории обитания родоплеменной группы; 2) образование новых территориально-этнографических групп населения на территории Монголии и Китая, дальнейшее этническое развитие которых шло под непосредственным влиянием местного населения.

Литература

1. Бурятские летописи / сост. Ш.Б. Чимитдор-жиев, Ц.П. Ванчикова (Пурбуева). - Улан-Удэ, 1995.

2. Востриков А.И., Поппе Н.Н. Летопись баргу-зинских бурят. Тексты и исследования. Вып. I. // Тр. Института востоковедения. - Т. VIII. М.; Л., 1935.

3. Дамбаев Г.Э. Из прошлого и настоящего бар-гузинских бурят. - Улан-Удэ, 1970.

4. Меньшиков П.Н. Краткий исторический очерк Маньчжурии // Вестник Азии. - 1917.- № 2 (42),

5. Молдабаев И.Б. Монгольские компоненты в этническом составе кыргызов // Тев Азийн нYYДЭлчдийн угсаа-соёл, амьдралын хэв маяг. - Ула-анбаатар, 2006.

6. Нимаев Д.Д. Барга и баргуты // Цыбиковские чтения»-7: материалы науч. конф. - Улан-Удэ, 1998.

7. Очир А. Монголчуудын гарал, нэршил. -Улаанбаатар, 2008. (на монг. яз.).

8. влзий Харгана Ж. Барга монголын туух. -Улаанбаатар, 2009. (на монг. яз.)

9. ПМА АРВМ КНР, Хулун-Буир, 2006.

10. ПМА АРВМ КНР, Хулун-Буир, 2007.

11. По информации д-ра ист. наук Зориктуева Б.Р.

12. Русско-китайские отношения. 1689-1916: официальные документы. - М., 1958.

13. Тихонова Е.Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края. - Улан-Удэ, 2006.

14. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ, 1973.

15. Buyandelger J. qayucin baryu-yin jang uile ba uliger domug. - Kulun-Buir, 1996. (на старописьменном монг. яз.).

16. Galzut Tubshinima. Baryucud-un teuke irelte (История происхождения баргутов) - eber Mongyol, 1985. (на старописьменном монг. яз.).

17. Norjin Z. qayucin baryu qamiy-a-aca iregsen bui? // Social Sciences of Inner Mongolia. № 128 - eber Mongyol, 2004. (на старописьменном монг. яз.).

18. Suveng S. qayucin baryu tusayar hosiyu boluysan-asa nasik kurj iregsen baidal (Старые баргуты: от основания самостоятельного хошуна до современности). - Kulun-Buir, 2002. (на старописьменном монг. яз.).

Миягашева Суржана Борисовна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ).e-mail: surjana@yandex.ru

Miyagasheva S.B., postgraduate student of Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Sib.div. RAS (Ulan-Ude).e-mail: surjana@yandex.ru

УДК 930(571.54) © А.А. Очирова

К ВОПРОСУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ БУРЯТСКОГО НАРОДА

В XVII - XX вв.

Статья посвящена изучению процесса консолидации бурятского народа в XVII-XX вв. Автор анализирует причины, влияющие на самоидентификацию и консолидацию бурятского этноса.

Ключевые слова: консолидация, народ, этнос, этногенез, интеграция.

A.A. Ochirova THE QUESTION OF NATIONAL CONSOLIDATION OF THE BURYAT PEOPLE IN THE XVII - XX CENTURIES

The article is devoted to consolidation process of the Buryat people in the XVII-XX centuries. The author analyzes the factors influencing the self-identification and consolidation of the Buryat ethnos.

Keywords: consolidation, nation, ethnos, ethnogenesis, integration.

В современной истории и политологии как мическом развитии, т.е. в происходящих этно-

никогда остро стоят вопросы национальной не- эволюционных изменениях. Одной из важней-

зависимости и суверенитета в условиях транс- ших разновидностей национальных процессов

национальной глобализации. является внутренняя консолидация народа.

Специфика этнической общности как исто- Проблемы, рассматриваемые в данной статье,

рического образования заключается в ее дина- имеют обширную источниковую базу. Необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.