гретого Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2749-2753 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2749-2753
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Объекты поклонения орочонов Китая
Очиров Ц. С., Дашиева С. Б.
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть содержательные характеристики и особенности объектов поклонения орочонов Северо-Восточного Китая. Научная новизна исследования определяется малоизученностью проблемы и состоит в комплексном анализе мировоззренческой основы картины мира и культов природы и животных орочонов Китая. Полученные результаты показали, что в духовной культуре орочонов Северной Маньчжурии в условиях трансграничья между Россией и Китаем наблюдается многообразие культов поклонения, среди которых природные и животные культы оказали наибольшее влияние на формирование религиозно-мифологической системы орочонов. В целом объекты поклонения орочонов отражают представления тунгусо-маньчжурских народов о взаимоотношении человека и духов окружающих стихий.
EN
Cult Objects of Oroqen People in China
Ochirov T. S., Dashieva S. B.
Abstract. The paper aims to identify meaningful characteristics and specific features of cult objects of Oroqen people in Northeast China. The authors consider a poorly investigated problem, analyze worldview conceptions and religious cults of China's Oroqen people, and herein lies scientific originality of the study. The findings are as follows: Oroqen people of trans-border northern Manchuria region worshipped numerous deities; naturalistic and animal cults influenced considerably the formation of Oroqen religious and mythological worldview. The conclusion is made that Oroqen people's cults represent the conceptions of Tungusic peoples on interrelation between humans and spirits of the elements.
Введение
Актуальность. Тунгусо-маньчжурские народы к которым относятся орочоны проживали на стыке территориальных границ России и Китая. В ситуации пограничья и культурного взаимодействия двух стран орочоны Северо-Восточного Китая впитали привносимые культурные ценности. Поэтому изучение мировоззрения орочонов позволит по-новому осмыслить этнокультурные и культурно-исторические процессы, происходящие в районах трансграничья между двумя странами. Особое значение приобретает рассмотрение общего и особенного в объектах поклонения орочонов КНР. К тому же в условиях глобализации исследование важного компонента духовной культуры орочонов, каковым является их объекты поклонения, чрезвычайно актуально для сохранения идентичности традиции и культуры малочисленных народов Китая.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи: 1) опираясь на имеющиеся российские и доступные китайские источники, выявить этнокультурную специфику культов поклонения орочонов и этнокультурные связи с другими народами; 2) охарактеризовать этнические аспекты культов природы и животных орочонов КНР.
Основным методом исследования в статье является анализ китайских источников. По причине малоизучен-ности проблемы в российском и англоязычном научном мире именно данный метод позволит изучить и понять характерные особенности объектов поклонения орочонов КНР. Также в работе использованы разные методы исследования: сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический, историко-генетический.
Теоретической базой исследования послужили публикации видных российских и китайских религиоведов К. Р. Потапова (2020), Т. Ю. Сем (2012), Чжан Минсин (2016), Чжао Фусин (1988).
Исследование имеет практическую значимость: полученные результаты можно использовать для подготовки изданий по теме «Духовная культура тунгусо-маньчжурских народов Китая». Также были переведены с китайского языка материалы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования малочисленных народов Северо-Восточного Китая.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210443
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
2750
Философия религии и религиоведение
Основная часть
Орочоны - один из малых этносов, населяющих северные районы Китая и южные районы Восточной Сибири, территории по берегам р. Амур и её притоков (Макитрюк, 2007, с. 109). Согласно данным 6-й общенациональной переписи населения в 2010 г., численность населения орочонов в КНР составила 8659 чел. В настоящее время большая часть орочонов проживают в автономном Орочонском хошуне, хошуне Бутха и автономном хошуне Морин Дава городского округа Хулун-Буир, также в уездах Хума, Сюнькэ, Айхуэй и Цзяинь провинции Хэйлунцзян. В провинции Хэйлунцзян проживают 3871 орочонов, что составляет 47% от общего их населения в КНР; в автономном районе Внутренняя Монголия - 3 573 орочонов, что составляет 44%. Орочоны полагают, что слово «орочон» произошел от словосочетания двух слов: «орон» - в орочонском языке означает «северный олень», «чон» - «человек», и поэтому слово «орочон» можно понимать как «оленеводы» (https://baike.baidu.eom/item/f ^#^/155542).
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. в жизни малых народностей СевероВосточного Китая продолжали играть большую роль культы и верования, связанные с анимистическими религиозными представлениями. Одним из основных объектов поклонения, характерных для народов Приамурья и орочонов Китая, является Солнце (ороч. «Дэлэцинь»). Обожествление Солнца и поклонение ему было для каждого орочона первой и наиболее естественной формой выражения почитания природным явлениям. В традиционных орочонских верованиях Солнце пользуется особым почитанием: «сотворение мира, управление силами природы, податель плодородия людям, животным». Поэтому в первый день первого месяца каждого года по лунному календарю орочоны молились богине Солнца, чтобы получить на ближайший год плодородие или обильный отел диких животных. Долгое время орочоны считали, что во время затмения Солнца оно пожирается мифическим небесным псом. Чтобы отогнать небесного пса от Солнца, орочоны выносили на улицу медную посуду и стучали по ней (Обзор автономного..., 2021). Солнце для орочонов является метафорой удачной и успешной жизни. Примечательно, что для современных орочонов появляется настоящее солнце как образ «восходящего солнца коммунистической партии» (Потапова, 2020, с. 148).
Также в традиционной духовной культуре орочонов отводится важное место Луне (ороч. «Бэйя»). Она, наряду с Солнцем, выступала одним из самых ключевых объектов почитания. Образ Луны связывался с идеей процветания и плодородия, поэтому в период неудачной охоты орочоны обращались за помощью богине Луны: «...они ставили таз с чистой водой под открытым небом, возле которого многократно кланялись Луне, возносили благодарность, просили об удачной охоте. Если на следующий день в тазу находили звериную шерсть, то это предвещало благополучие и богатую добычу последующие месяцы» (Обзор автономного., 2021).
Большая Медведица (ороч. «Аолунь») - созвездие северного полушария неба - являлась объектом поклонения орочонов в древности и почитается в их среде до настоящего времени. Почитание созвездия Большой Медведицы у орочонов характеризуется культом созвездия Семи сестер (ороч. «Аолунь божукань»). Обряд, направленный на почитание Большой Медведицы, предписывалось совершать первого числа первого месяца и двадцать третьего числа двенадцатого месяца по лунному календарю. Так, орочоны в эти дни при появлении звезд на небе клали благовоние из семи палочек возле хижины, где хранились запасы продуктов и оружия для охоты, совершали воскурение, обращаясь с просьбой к Большой Медведице даровать богатую добычу (Ушоугуи, 2012, с. 45).
В тунгусо-маньчжурских представлениях все типы богини-прародительницы, хозяйки дерева жизни: Фо-до мама, Бугады энин, Тагу мама, Майдя мама, Секак - были связаны с образом горы. Их владения расположены в священных белых, золотых или восточных горах, на восходе солнца у молочного озера (Сем, 2012, с. 307). В предании орочонов также важное место занимает культ священных гор. В частности, приводится жертвоприношение горному духу (ороч. «Байнаця») на вершине горы, которая считается священным местом. Также к культу гор следует отнести обычай вырезать лицо на коре самого высокого дерева почитаемой горы в честь священного места и его «хозяина». Данный обычай связан с фольклором и поверьями орочонов, где горные духи выступают в их представлении живыми, способными ходить, разговаривать, плясать, петь песни. Каждый охотник-орочон, проходя мимо, должен помолиться подобным горам о зверином улове (Обзор автономного., 2021).
Культ огня был и остается самым важным и почитаемым культом у представителей малых народов СевероВосточного Китая. Это связано с суровыми климатическими условиями, где огонь - источник жизни. Культ огня в мифах орочонов тесно связан прежде всего с культом вулкана (ороч. «Тоубожукань»). Вулкан в основе мироздания орочонов персонифицируется как богиня-созидательница, Мать Природа, покровительница огня. Покровительница огня считается хозяином домашнего очага и верным защитником от злых духов. Поэтому орочоны в обыденной жизни прежде, чем самим приняться за еду «угощали» огонь, бросая кусочки мяса и вливая масло. Нельзя было поливать огонь водой, разгребать угли острыми предметами, считалось, что это может вызвать гнев бога огня (Обзор автономного., 2021).
Одним из сущностных моментов традиционного мировосприятия орочонов является культ воды. В пантеоне верований тунгусо-маньчжурских народов образ воды был связан со средней землей и с подземным миром. В мифологии первичные воды были во всей вселенной. Образ воды в тунгусских представлениях также был связан с жизнью и смертью, символами которых были два озера вселенной - западное и восточное
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12
2751
(Сем, 2012, с. 502-503). Согласно легендам орочонов о сотворении Вселенной, её первичным материалом являлась вода и первоосновой самой жизни. Поэтому орочоны-шаманисты возлагали все свои надежды на культ воды - матери-прародительницы. В традиционном веровании орочонов особенно важным ритуалом почитания культа воды выступают обряды и обычаи в первые дни весны, связанные с культом озер, горных рек и оживления природы после зимы. В этот период было важно показать свое почитание духам озер и рек, просить их о благополучии и процветании на ближайший год. Кроме того, у орочонов существуют строгие запреты ссориться и ругаться во время охоты около водоема, плевать в воду и не загрязнять её. Человека, нарушившего эти запреты, по мнению орочонов, духи-хозяева рек и озер могли лишить добычи, отнять здоровье и удачу на охоте, наслать плохую погоду (Чжан Минсин, 2016).
Для орочонов, живших в лесной зоне, важной составляющей поклонения являлся культ животных. Среди них культ медведя имел особое значение, они считали его первопредком или состоящим с ним в кровном родстве. В их среде бытует исключительное уважение, почтительное отношение к зверю, обычай дарения шкуры убитого медведя родственникам по браку или любому уважаемому человеку. Медведь считается священным животным (Мамонтова, 2013, с. 279). Между тем медведь никогда не являлся основным или важнейшим объектом охоты для эвенков и орочонов. Наиболее вероятной причиной вхождения медведя как ключевой фигуры в их мировоззрение явились особые качества, присущие этому зверю (Варламов, 2009, с. 179).
Существуют различные сказания у орочонов о том, как зародился данный культ. В одном из них рассказывается о девушке с красным браслетом на правой руке, которая пошла в лес за ягодами и пропала. Долго искал ее муж, но не нашел. Но однажды несколько лет спустя в местности, где пропала его жена, он убил медведя. При снятии шкуры медведя охотник обнаружил браслет жены на его правой лапе. Таким образом, с тех пор зверь становится «кровным родственником» для орочонов (Обзор автономного., 2021).
Почитание культа медведя имеет отражение в языке орочонов. Орочоны во время охоты на медведя не называют зверя по имени, в разговорах они упоминают иносказательно, например медведя-самца как «дедушка» (ороч. «яя») или дядя (ороч. «амаха»), медведя-самку как «бабушка» (ороч. «тайти»). Общими для всех эвенков являлись такие слова-названия: амака, амикан, эхэ, эхэк - дедушка, старик; эвэкэ, эбэкэ, эбэчи - бабушка, старуха; атырканнга - большая старуха, т. е. уважаемая и почитаемая старая женщина. Перечисленные названия отражают почтительное отношение эвенков к медведю (Варламов, 2009, с. 179). Также орочоны не употребляют слово «охотиться» или «стрелять» по отношению медведю, а говорят по-другому «идти в гости» (ороч. «монигулэн») и «дуть» (ороч. «хулуньдэлун») соответственно. Убив зверя, охотник должен был сказать: «я убил тебя по ошибке, все произошло случайно». По поверью убитый медведь может разгневаться и преследовать их, или наводить на них несчастье и болезнь (Чжао Фусин, 1988, с. 42).
Как отмечалось выше, в мифологии орочонов большую роль играют различные животные культы, среди которых главенствующим наряду с культом медведя является почитание тигра. Культ тигра почитаем для многих народов Северо-Востока Китая, который является естественной средой обитания тигра. Примечательно, что в языках тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока слово тигр означает «амбан». «Ам-бан» - образ подземного болотного злого духа, который мешает людям (Сем, 2012, с. 522). Однако у орочонов во многом под влиянием мифопоэтических представлений китайцев культ тигра выступает как хозяин леса и бог-защитник человечества. Орочоны охотились на тигров только в порядке мести за растерзанных ими соплеменников. Кости убитого тигра специально хоронили. Некоторые роды орочонов считали себя состоящими в родстве с тигром (Чжан Минсин, 2016).
Культ предков тунгусов, согласно некоторым (достаточно малочисленным) исследованиям, связан с культом деревьев. Так, для тунгусов и якутов деревья служили символом жизненного начала. Они лежали в основе представлений о малой родине предков. Из этих образов складывалась картина Вселенной, идентичная понятиям Мирового древа, горы и реки. Древний человек сравнивал себя с деревом, вырастающим из земли, а полог жилища -со сводом неба. Отсюда возникает миф о Древе жизни - источнике плодородия. Интересно отметить, что «связь человека с деревом выражена в однокоренных словах мугды ("предок') и мугдэ ("пень") (Хань Цзянь, 2020, с. 86). У орочонов слово «Ацзяору» означает корень (дерева), а «Ацзяору боркан» (бог предков). В связи с этим обряды поклонения духам предков орочоны всегда проводят возле священных деревьев (Чжан Минсин, 2016).
Китайский этнограф Цю Пу, описавший обычаи орочонов Маньчжурии, записал у них название родовых духов предков - Аджиаоли, выступающих в качестве посредников между людьми и духами. В более ранней работе этого автора, вышедшей в 1956 г. в Китае, различаются две категории духов-помощников орочонов - божество при жертвоприношениях - Эджээр и дух-защитник (личный) - Веньгу (Сем, 2012, с. 396). К примеру, при серьезном заболевании замужней женщины шаман говорил: «Нужно усмирить и просить милости у Ад-жиаоли предков твоего рода, так как он разгневан на тебя». У каждого отдельного рода имелись свои боги предков. Почитание духам предков у орочонов отражает их память и уважение к своему роду, и связано с верой их в бессмертие души человека. У орочонов помимо почитания старейшин также развито поклонение мифическим героям - «Мокодайхан», «Гэнтэмур». С течением времени у орочонов появляется обычай воспевания предков рода, на котором должны были присутствовать все члены одного рода. У каждого рода имелась своя песня, в которой члены рода просили у духов предков о благоденствии и процветании (Ли Цзиньин, 2020). Стоит заметить, что орочоны поклонялись не всем духам умерших, а только тем, которые внесли важный вклад в развитие своего рода и пользовались большим уважением при жизни (Обзор автономного., 2021).
2752
Философия религии и религиоведение
Начиная со второй половины XX в. в условиях культурной глобализации значительной трансформации подверглась духовная культура орочонов, в частности их культы поклонения. К примеру, с появлением частной собственности в жизни орочонов появился культ «Цзияци» (божество богатства); с развитием урбанизации почитание получило культ «Кутунь Божукань» (хозяин города); орочоны, занимающие высокую должность в управленческом и административном аппарате, должны были поклоняться «Ямэн Борукану», т.е. богу «чиновников» (Обзор автономного..., 2021).
Заключение.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Анализ объектов поклонения орочонов показал, что у орочонов как и других малых народностей Северо-Восточного Китая наблюдается развитая анимистическая структура мироздания, в формировании которой не последнюю роль играют культы Солнца, Луны, Большой Медведицы, священных гор, огня и воды. В традиционном мировоззрении орочонов перечисленные культы выступают эталоном добродетели и нравственности, они идентичны счастливому существованию и самой жизни.
При рассмотрении животных культов поклонения стоит выделить культы медведя и тигра, которые тесно связаны с промысловым культом орочонов. Культы медведя и тигра отражают тотемические верования, где медведь рассматривается как первопредок. Понятие тотемов медведя и тигра олицетворяли не только предков орочонов, но и воспринимались ими как хозяин леса, бог всех зверей.
Орочонам свойственно уважительное отношение к духам предков, и оно проявляется у данного народа в особенном отношении к дереву и к духам предков рода. В поклонении предкам сохраняется глубинная мировоззренческая основа, объединяющая орочонов в их вере, что душа человека бессмертна и поэтому души предков всегда находятся рядом и защищают от злых духов, помогают в беде, они также могут покарать за неуважением к ним или за плохие поступки.
Финансирование | Funding
RU
EN
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00344 «Духовная культура национальных меньшинств Хулун-Буира: письменные источники и современная историография проблемы».
The publication is prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 20-09-00344 "Spiritual culture of national minorities of the Hulunbuir region: written sources and modern historiography of the problem".
Источники | References
1. Варламов А. Н. Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 115. С. 178-184.
2. Ли Цзиньин. Обращение к корням народных песен орочонов / на китайском языке. 2020. URL: https://www.lvpengcheng.com/80866.html.
3. Макитрюк Е. В. К вопросу об этническом самосознании орочон Северной Маньчжурии // Этнопсихологические проблемы в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Афонасенко. Благовещенск, 2007. С. 107-112.
4. Мамонтова А. Н. Культ медведя у эвенков // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». Барнаул. 2013. С. 278-282.
5. Обзор автономного хошуна Орочонов / на китайском языке. 2021. URL: http://116.113.96.251:8080/Search/ SearchContent.aspx?RootId=20130717143331497&BookId=20150806161502804
6. Потапова К. Р. Фольклорные мотивы, образы и сюжеты в культурном коде эвенков Сибири и орочонов/ эвенков Китая: сходство и различие // Русский язык в современном Китае. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чита. 2020. С. 146-150.
7. Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи): историко-этно-графические очерки. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. 626 с.
8. Ушоугуи. История эвенков / на китайском языке. Пекин: Народное изд-во, 2012.
9. Хань Цзянь. Культ предков у дауров, маньчжуров, тунгусов на Северо-Востоке Китая // Россия и Китай на дальневосточных рубежах, народы и культуры Северо-Восточного Китая. Благовещенск, 2020. С. 81-90.
10. Чжан Минсин. Обзор отечественных исследований по религии и фольклору орочонов / на китайском языке. 2016. URL: http://www.goodook.com/xueshulunwen/611151.html.
11. Чжао Фусин. Об обычае поклонения медведям у эвенков и орочонов / на китайском языке // Социальные науки Внутренней Монголии. №2. 1988.
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12
2753
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Очиров Цыден Солбонович1 Дашиева Субад Бальжинимаевна2
1, 2 Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Ochirov Tsyden Solbonovich1 Dashieva Subad Balzhinimaevna2
1, 2 Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 16.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.
Ключевые слова (keywords): орочоны; объекты поклонения; культ солнца; культ медведя; Oroqen people; cult objects; sun cult; bear cult.