гратота Манускрипт • Manuscript
ISSN 2618-9690 (print)
2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2906-2912 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2906-2912
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Историческая эволюция декоративных узоров народности орочонов
Янь Тяньбао
Аннотация. Цель исследования - выявить исторические структуры в современном орочонском орнаменте. Научная новизна исследования заключается в определении структурных напластований разных эпох и причин их появления в современном орочонском декоративном узоре. Результатом исследования является формирование гипотезы о том, что современный орочонский орнамент сохранил элементы древней охотничьей культуры малого этноса, был ориентирован на отражение в своей основе черт окружающей среды малочисленного народа, а также подвергся воздействию культуры соседствующих народов. Сегодня традиционный орочонский орнамент является элементом туристической культуры Северо-Востока Китая, яркой деталью украшения этнической одежды и поделок из природного материала.
EN
Historical Evolution of Decorative Patterns of the Oroqen People
Yan Tianbao
Abstract. The purpose of the study is to identify historical structures in the modern Oroqen ornament. Scientific novelty of the study lies in determining the structural stratifications of different epochs and the reasons for their appearance in the modern Oroqen decorative pattern. The result of the study amounts to formulating a hypothesis that the modern Oroqen ornament preserved elements of the ancient hunting culture of the minor ethnic group, was focused on reflecting peculiarities of the small-numbered people's environment in its basis and was also impacted by the culture of neighbouring peoples. Today, the traditional Oroqen ornament is an element of the tourist culture of Northeast China, a bright detail in the decoration of ethnic clothing and crafts made of natural material.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой угасания культуры малого этноса на территории Северо-Востока Китая, пристальным вниманием государственных структур КНР к вопросу сохранения культуры этнического меньшинства, недостаточным корпусом исследований декоративного искусства народности орочонов. Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить ряд задач: выявить этапы исторической эволюции декоративных узоров народности орочонов, проследить, какие черты формирования орнамента проявлялись в каждом из этапов, что повлияло на формирование элементов орнамента, и сделать вывод о том, что из себя представляет современный декоративный узор в орочонских предметах искусства.
В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сравнительно исторический, сравнительно-типологический.
Теоретической базой исследования послужили работы китайских исследователей E Су Ритай (§Р Ш ВИ, 1990; 2000), Ван Вейхуа 2009), Ли Муян (^ШШ, 2008), Хоу Ру, Сюй Цинъя (ШШ, 2010),
Чжу Лэй 2010).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов дизайнерами-практиками при разработке проекта декоративных изделий, ориентированных на культуру орочонского этноса, а также на повышение туристического спроса среди ханьцев, все более нацеленных на постижение культуры этнических меньшинств.
Основная часть
Политика КНР сегодня всецело призвана сохранить уникальность искусства малочисленных народов, населяющих Северо-Восток Китая. Издаются законы для сохранения историко-культурного наследия малочисленных
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210482
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
народов Китая 2010), выделяются государственные гранты на исследование истории, искусства и культуры таких этносов. Одним из малочисленных этносов Северо-Востока Китая является народ орочонов. Орочоны (кит. - это малая тунгусо-маньчжурская народность, проживающая на Северо-Востоке Китая и в районе Внутренней Монголии. Орочоны входят в число 56 этнических групп, которые нуждаются в защите со стороны государства. Их традиционное культурное наследие находится под угрозой исчезновения. Сопутствующим фактором становится ассимиляция орочонской культуры с культурой ее территориальных соседей. Угроза утраты самобытной региональной культуры, тенденция к ее культурной ассимиляции с иными культурами заставляет дизайнеров обращаться к народному этническому искусству орочонов, вводить в структуру современных изделий искусства элементы орочонской культуры. Это один из способов сохранения этнической культуры национального меньшинства.
Другим способом сохранения национальной культуры является создание национальных парков. Так, поселок Шибачжань уезда Тахэ (±§М) преобразован в этнический парк, где сохраняются обычаи
и традиции орочонов, туристы знакомятся с их охотничьей культурой, искусством обработки бересты, шкур животных, религиозными обычаями и пищевой культурой. Помимо яркой культурной составляющей, этот парк отвечает всем стандартам в экологическом плане, что также привлекает туристов из южных районов Китая.
С 2006 года берестяное искусство орочонов включено в первый национальный список по охране нематериального культурного наследия Китая (Ш2011). Уже в 2008 году орочонские традиционные песни «цзаньдажэнь» и технологии обработки шкур животных включены во второй список по охране
нематериального культурного наследия Китая. Орочонский автономный хошун назван Депар-
таментом культуры автономной области Внутренняя Монголия родиной охотничьей культуры орочонов. В марте 2009 года был официально запущен «Проект защиты культурного наследия охотничьей культуры орочонов» реализуемый Национальным музеем Китая.
Издавна жизнь орочонов находилась в неразрывной связи с природным циклом, а место проживания составляли горы и леса. Связь с природой определила специфику декоративного узора народности орочонов. Их декоративные узоры богаты содержанием, сложны по форме и тесно связаны жизненными привычками этноса. Декоративные узоры орочонов - это не только кристаллизация многолетней национальной мудрости орочонского этноса, но и транслятор традиционной этнической культуры 1998).
Эволюция узора прошла ряд этапов, которые наглядно иллюстрируют процесс развития самого этноса и его взаимодействие с иными народами. Первоначально декоративный узор орочонов представлял собой простой геометрический узор, который орочоны могли наблюдать в самой природе. Следующим этапом стало прямое копирование узора с объектов живой и неживой природы. Абстрактный узор - это последний этап развития декоративного орочонского узора, в котором отражены близкие отношения человека и природы, подчеркивается их гармоничный характер. Каждый из узоров несет в себе символический смысл для представителя этноса, в целом транслируя неразрывную связь этноса с природной стихией и стремление орочонского народа к лучшей жизни.
Многочисленные полевые экспедиции автора (2010-2021 гг.) в места поселения современных орочонов дают возможность увидеть уникальность их декоративного узора как с точки зрения самого рисунка, так и с точки зрения материала. Даже в современном орочонском узоре присутствуют элементы начального узора, отражающие первобытную ступень развития этноса. Анализ современного орочонского узора позволит проследить, как в современном узоре сохранились и трансформировались изначальные нарративы существования орочонского этноса.
В процессе развития декоративных узоров орочонской этнической группы сама форма узора подвергается влиянию внешних факторов, что создает сложность при интерпретации орнамента. Исследование современных и старых орнаментов, хранящихся в музеях Северо-Востока Китая (Музей культуры орочонов г. Алихэ, Орочонский автономный хошун, городской округ Хулун-Буир, Внутренняя Монголия, Китай; Национальный музей орочонов (Щ^^^ШШШШ®), дер. Бейджи, уезд Мохэ; Айгуньский исторический музей (ШМШ г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, КНР; выставочный зал национальной культуры орочонов (§И£# ^Ш^^^М®), пос. Синьшэн, район Айхуэй, провинция Хэйлунцзян) показало, что форма паттерна в ходе эволюции сохранила следующие основные характеристики:
1. Случайность (Шйй)
Три линии непрерывных сплошных узоров (см. Рисунок 1), чаще всего представленных на бытовых предметах первой необходимости, повторяются через 2-3 см, погрешность составляет 0,5-1 см. Погрешность в узоре возникла из-за того, что он выполнялся вручную. Ручная работа характеризуется импровизацией, свободой, непринужденной манерой, возможностью отойти от эталона. Сегодня эта характеристика узора находит свое воплощение в орочонском искусстве вырезания из бумаги 2008; й, 2008). По-
добные узоры уже существовали в первый этап развития орочонского орнамента, но в большей мере они представлены во втором и третьем периодах.
2. Символичность (Ш1Й)
Символичность декоративных узоров - важная черта всех народных орнаментов. Так, орочоны верили, что цветочные узоры символизируют удачу (см. Рисунок 2), иные растительные узоры символизируют красоту, а геометрические узоры - мир и добро. Большинство орочонских узоров символизируют стремление орочонов к верности и любви, стремление к лучшей жизни и добрые пожелания удачи, радости, мира и долгой жизни 2008; 2010).
3. Абстракция (ЙШ4)
Традиционный абстрактный орочонский узор - это изображение цветка Наньчуолуо (см. Рисунок 3). Есть две точки зрения на то, какой реальный природный объект лежит в основе этого узора. Современные орочоны считают, что это может быть дикая азалия, в большом количестве растущая на сопках Северо-Востока Китая, с другой стороны, это может быть рододендрон (кит.
Орочоны издавна были этносом охотников, потому в их декоративных узорах в качестве основной темы абстрактно изображаются природные объекты - растения и животные. Однако они не напрямую копируются, а всегда перерабатываются с учетом бытового назначения объекта, материала, символического значения предмета и воли автора. Один и тот же природный объект в разных узорах может нести разную смысловую нагрузку.
4. Заимствование ({{^Й)
Исторический экскурс в культурную жизнь орочонского этноса относительно сложен, так как первые документальные записи об этом этносе датируются временем династии Цин (1644-1911). Кочевой характер трудовой деятельности обусловил частые контакты орочонов с другими этносами, что также проявилось в развитии декоративного узора. Так, орочоны заимствовали геометрический узор иероглифа «@» (см. Рисунок 4) и узоры восьми благоприятных символов (см. Рисунок 5).
Динамика развития орочонского декоративного узора имеет несколько причин. Первая из них - это своеобразие среды, в которой жили и живут орочоны. В традиционной народной орочонской песне «Песня маленького орочона» («§И£#7№») есть такие строки: «В высоких горах Синъань есть большой лес, в котором живет храбрый орочон. Одна лошадь у него и одно ружье, он охотится и защищает горный лес». / «ЙЙЙ^^^—
Судьба привела народ орочонов в северный лес, где сильные, стойкие и неприхотливые орочоны почувствовали себя сынами природы, чистыми вдали от всего мира. Сегодня историки и культурологи выдвигают различные теории о происхождении народа орочонов, но в большинстве своем исследователи склоняются к версии о том, что орочоны являются потомками народа сушень (кит. Ш'Ю 2010; ШВИ, 2000). Однако исследователям сложно провести прямую родственную линию от народа сушень к орочонам. Чжао Фусин, член группы авторов «Краткой истории народности орочонов», считает, что древние китайские исторические записи все же дают возможность отнести орочонов к племенам шивэй (кит. которые жили возле реки Хэйлунцзян (кит. МЙЖ, ныне р. Амур) во времена Северной и Южной династий. Одно из племен этой группы - бо шивэй (кит. - может иметь прямую связь с орочонским этносом 2008). В любом случае, даже если придерживаться той или иной версии, ясно одно - орочоны всегда вели кочевой образ жизни, жили в горах и лесах, потому природное окружение и явилось основным источником образов и тем для декоративных узоров этого этноса.
На Рисунках 6, 7 представлены основные традиционные орочонские узоры. Их анализ показал, что все природные объекты, представленные в узорах, имеют прямой источник - это растения и животные, произрастающие и обитающие на Северо-Востоке Китая, то есть в узоре в декоративной форме представлена среда обитания малочисленного орочонского этноса, прослеживаются ярко выраженные региональные характеристики. Муар и ключевой узор иероглифа «@» являются более поздним вкраплением.
Вторая причина динамики развития орочонского узора связана с влиянием форм культурной коммуникации на моделирование декоративных узоров. У орочонов нет собственного национального письма, они используют тунгусскую, северную ветвь маньчжурского языка. В период царствования династии Цин орочоны, помимо своего собственного языка, говорили на маньчжурском языке и использовали маньчжурскую письменность. После периода Китайской Республики (1912-1949) орочоны стали говорить на китайском языке. Процесс всеобщей китаизации орочонов пришелся на период после 1953 года, когда они восприняли и китайскую письменность. Культурная коммуникация среди орочонов, исходя из их национальных особенностей, происходит посредством устной передачи. Потому сейчас нет полной выверенной системы культурной коммуникации орочонов, такой как народные песни, танцы и иные проявления культуры этноса.
Декоративные узоры орочонов не имеют зафиксированной эталонной формы, что приводит к их произвольному и случайному воспроизведению. Устное народное творчество орочонов помогает воспроизвести узор. Так, в тексте песни есть такие строки: «Берег реки был полон цветов, и лежали они там, как ряды
серебряных столбов. Перья вороны имеют красивую форму, и наши серьги похожи на них. У сороки интересный рисунок крыльев, и узор на наших сапогах похож на него, а носок сапог напоминает кончик клюва птицы Вули». /
тпшшъш* ШШШКШШ.
Данное произведение фольклора наглядно свидетельствует о природном источнике воспроизведения образов в декоративных узорах орочонов.
Кочевой образ жизни и среда обитания определяют модельные характеристики декоративных узоров орочонов. Грубый и простой орочонский орнамент совмещает в себе мягкие и нежные декоративные элементы.
Орочоны в декоративном творчестве не ощущают своей количественной ограниченности от своего большого соседа - ханьцев; в искусстве они транслируют концепцию равной национальности, что расширяет творческое пространство их декоративных узоров. Когда охотник возвращается с охоты, не только его семья может съесть добычу, но и другие люди в клане. Нет различий между семьями. Поэтому в процессе создания декоративных узоров нет узоров, обозначающих разницу в социальном статусе, как у других этносов, и не так много догматических и жестких требований к орнаменту. Это также дает создателям относительно большую свободу для фантазии, что проявляется в импровизации орнамента в зависимости от объекта и его материала.
Вмешательство чужой культуры создало разнообразие декоративных узоров народности орочонов. Любые межэтнические брачные или крупномасштабные культурные связи в конечном итоге всегда влияют на развитие малочисленного этноса. Так, вмешательство иной культуры сделало декоративные узоры этнической группы орочонов разнообразными по форме и значению. В рамках этноса это вмешательство иной культуры проявлялось в двух видах. Первый вид - брачные узы. Кочевой образ жизни орочонов-охотников ограничивал их брачные связи только этнической группой, лишь единицы могли вступить в брак с эвенками или даурами, населяющими соседние территории. Появление межэтнических браков привело к более широкому развитию декоративных узоров, а постижение чужой культуры позволило орочонским декоративным узорам обрести новое содержание с точки зрения значения и формы. Брачные связи орочонов с иными народами привнесли в традиционный орочонский орнамент узоры драконов (см. Рисунок 8), а также в орнаменте появились образы оленя (см. Рисунок 9), медведя, тигра, огня и воды, которые играли ключевую роль в культуре соседних с орочонами этносов, являлись образами их первопредков 2008; Ш&М, 2008).
Вторым видом вмешательства инокультуры в жизненный цикл орочонов являются торговые связи этносов. До XVII века жизнь орочонов мало была связана с торговыми связями. После основания династии Цин интенсивность торговли орочонов с соседними народами постепенно увеличивается. В орочонских декоративных узорах этой эпохи появляются образы, характерные для китайского народного узора: муаровый узор и орнамент, включающий восемь благоприятных символов.
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Формирование этнического декоративного узора -это длительный исторический процесс, который развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Эволюция декоративного узора орочонов прошла три этапа - от элементарного геометрического узора к прямому копированию природного объекта в узоре до создания абстрактного узора, в котором символически сконцентрированы нарративы орочонской культуры. Декоративные узоры этнической группы орочонов сложились под влиянием среды обитания, под влиянием инокультуры, которое проявилось в брачных союзах и торговом взаимодействии. Начало XVII века является периодом активного внедрения в орочонский традиционный узор элементов китайского орнамента с сопутствующим расширением символического значения узора. В настоящее время орочоны в своем декоративном узоре сохранили элементы традиционной культуры, уникальные эстетические концепции, которые проявляются в богатстве декоративного орнамента. По-прежнему в орочонском орнаменте присутствуют узоры, напоминающие об охотничьем характере орочонской культуры и среде обитания на Северо-Востоке Китая. Традиционный орочонский узор сегодня используется для украшения традиционной одежды, поделок из бумаги или бересты чаще в туристических целях. Характерными особенностями современного орочонского узора, сохраненными этносом на протяжении многих веков, являются случайность, символичность, абстрагирование окружающей действительности в узоре, а также заимствования узоров культуры территориальных соседей. Узоры орочонов транслируют природоориентирован-ное мировоззрение малого этноса, его мирное сосуществование рядом с влиятельным соседом. Сегодня традиционный узор орочонов используется в туристической сфере как выразительный элемент традиционной культуры малого этноса, охраняемого государством.
Рисунок 1. Двусторонний сплошной узор (^Я'ШШШЩ
шм
Рисунок 2. Групповой цветочный узор (Ш'ШВШ)
Рисунок 4. Узор иероглифа «М» (МЖ)
Рисунок 5. Узоры восьми благоприятных символов (ЛЕЖ)
Рисунок 6. Традиционные орочонские узоры
<£ Д т» ? Т ! I Ж Л ^ ^ #
* + И ♦
Ф ФШФ
Рисунок 7. Традиционные орочонские растительные и животные узоры
Рисунок 8. Идол с головой в форме дракона (ЖШМ^ФШШ)
Рисунок 9. Узор из рогов животных (ШЙШ)
Финансирование | Funding
RU
EN
Исследование поддержано грантом Фонда фундаментальных научных исследований Департамента образования провинции Хэйлунцзян в 2019 году, проект № 2019-KYYWF-0465 «Исследование визуального языка традиционных образов народа орочонов в бассейне реки Хэйлунцзян».
The reported study was funded by a grant from the Foundation for Basic Scientific Research of the Department of Education of Heilongjiang Province in 2019, project number 2019-KYYWF-0465 "Study of the Visual Language of the Oroqen People's Traditional Images in the Heilongjiang River Basin".
Источники | References
1. тш, w^ffi. шшжят^.ршёштх!ь // 2010. № 6 (Хоу Ру, сюй цинъя.
Анализ охотничьей культуры орочонов (г. Синьшэн, пров. Хэйлунцзян) // Журнал социальных наук университета Цзямусы. 2010. № 6).
2. Ш. ^Ш^^ттШШ&Ш^ШШШ* // 2008. № 4 (У Цюн. Исследование украшения берестяной посуды народности орочонов во Внутренней Монголии // Исследования в области искусства. 2008. № 4).
3. ^ШШ. // . 1998. № 2 (Ха Нас. О пластическом искусстве орочонов // Социальные науки Внутренней Монголии. 1998. № 2).
4. // 2010. № 8 (Чжу Лэй. Душа природы: исследование мотивов декоративного искусства народности орочонов в эпоху охоты // Журнал Института образования провинции Хэйлунцзян. 2010. № 8).
5. тш. ШёШШШЖЬт^ШШ^&ЖШй // штт^ц^ь. 2008. № 10 (Ли Муян. Изменяющиеся формы и характеристики традиционной культуры народности орочонов // Пограничная экономика и культура. 2008. № 10).
6. // №Хтт±£Шт>. 2010. № 5 (Ду Чжидун. Об эстетическом значении изделий из бересты народности орочонов // Журнал Университета Чифэн. Серия «Китайская философия. Общественные науки». 2010. № 5).
7. «а. // ЙШШШ. 2011. № 10 (Ян Лихонг. Исследование эстетики берестяного искусства народности орочонов // Вестник научно-технических инноваций. 2011. № 10).
8. г^Щ. // —ЖХЖ. 2009. № 6 (Ван Вейхуа. Традиционная хозяйственная культура орочонов // Академическая наука. 2009. № 6).
9. г^Щ. : Л^ЙЙШШ^Й // 2008. № 2 (Ван Вэйхуа. Тотемная культура народности орочонов: фантазии и наследие древних культур // Хэйлунцзян. Социальные науки. 2008. № 2).
10. гш^. // 2008. № 6 (Ван Хайдун. Унаследование мастерства орочонов в изделиях из бересты // Северо-восточная история и география. 2008. № 6).
11. гж. ШШЩ'ШШШШШШ // ШШШ'^'Ш. 2010. № 5 (Ван Дуань. Анализ традиционных моделей народности орочонов // Любители новостей. 2010. № 5).
12. г£Й, тЩШ. // ФИйк. 2008. № 1 (Ван Цзи, Ли Сяолинь. Искусство изделий из бересты и цветов // Китайская эстетика. 2008. № 1).
13. на. Щ{ШтттШШ&Ш'Ш\ШШЦШ,Щ // 2010. № 3 (Ван Цзи. Исследование и размышления о нынешнем состоянии традиций орочонов и их защиты со стороны государства // Литературные споры. 2010. № 3).
14. ШШ. // ^ШЖ^Ж. 2008. № 3 (Чжао Цзиньхуэй, Лян Вэйань. Церемония захоронения медведя на ветру: анализ медвежьего тотема у народа орочонов // Журнал университета Хулунбуир. 2008. № 3).
15. Щ ШВИ. ЙШ^: 2000 (Е Су Ритай. Охотничий фольклор и искусство орочонов. Внутренняя Монголия: Издательство культуры Внутренней Монголии, 2000).
16. Щ ШВи. // (Х&Ш). 1990. № 1 (Е Су Ритай. Первобытное искусство охотников на севере Китая // Социальные науки Внутренней Монголии. Серия «Литература. История. Философия». 1990. № 1).
17. Рр^Д^: 2008 (Краткая история народности орочонов. Хулунбуир: Национальное издательство, 2008).
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Янь Тяньбао1
1 Хэйхэский университет, Китайская Народная Республика Yan Tianbao1
1 Heihe University, The People's Republic of China
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 16.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.
Ключевые слова (keywords): орочоны; Северо-Восток Китая; декоративный узор; орнамент; малочисленный этнос; Oroqen people; Northeast China; decorative pattern; ornament; small-numbered ethnic group.