Научная статья на тему '«Дух в обмен на технологии!» как императив культурного обмена между Востоком и Западом'

«Дух в обмен на технологии!» как императив культурного обмена между Востоком и Западом Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
462
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / МИСТИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цуканова И. В., Цуканов Е. А.

В статье рассматривается специфика духовного влияния цивилизации Востока на западноевропейскую цивилизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Spirit in exchange for technologies!» as an imperative of cultural exchange between the East and the West

The article deals with the specific character of Eastern civilization spiritual influence of on the west-european civilization.

Текст научной работы на тему ««Дух в обмен на технологии!» как императив культурного обмена между Востоком и Западом»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

101

УДК 130.2:7 (470)

«дух в обмен на технологии!» как императив

КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

И.В. Цуканова1-*, Е.А. Цуканов2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: tsu1975@yandex.ru 2)e-mail: tsukanov@rambler.ru

В статье рассматривается специфика духовного влияния цивилизации Востока на западноевропейскую цивилизацию.

Ключевые слова: технологии, цивилизация, религия, духовность, мистицизм.

«Серединное государство, «Серединный цветок», «Поднебесная» - все это названия одной из старейших мировых цивилизаций - китайской цивилизации, которая насчитывает более чем пятьдесят веков истории. За столь продолжительный период своего существования Китай сделал колоссальный вклад в культурную сокровищницу человечества. И продолжает активно пополнять её вплоть до настоящего времени. Именно последние капиталовложения представляют особенный интерес.

В данном аспекте интересна цитата из статьи К.Г. Юнга «Проблема души современного человека», которая и является лейтмотивом нашего небольшого исследования: «В то самое время как мы переворачиваем вверх дном материальный мир на Востоке нашими техническими средствами, Восток со своими высшими психическими навыками приводит в смятение наш духовный мир. Мы никак не постигнем, что, завоевывая Восток извне, мы позволяем ему все крепче схватывать нас изнутри»1.

Культурное наследия Китая велико. Остается только удивляться, вслед за Кеннетом Скоттом Латуреттом, написавшем работу «Китайцы, их история и культура», тому, что народ, который первым изобрел бумагу, книгопечатание, порох и компас не оказался первым и в создании ткацкого станка, парового двигателя и других машин, революционизировавших производство в 18 и 19 веках» . Последнее, как мы знаем, является достижением западноевропейской культуры. Зато именно с 19, и особенно в 20 и 21 веках мы наблюдаем мощный интерес западноевропейской цивилизации к ментальным практикам Востока. В Западной Европе сегодня только ленивый не увлекается йогой, восточными единоборствами, восточной философией и т.д. Мак-Люэн отмечает, что этот интерес к коллективному и личному бессознательному, ко всем формам примитивного сознания восходит к 18 -19 векам, когда дала себя знать первая мощная реакция, направленная против печатной культуры и механизации промышленности. 1 2

1 Юнг К.Г. Проблема души современного человека / К.Г. Юнг // Архетип и символ. URL: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/100252/17/Yung_-_Arhetip_i_simvol.htmI.

2Мак-Люэн М. Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. К.: Ника-Центр, 2004. С. 52.

102

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

В связи с этим хочется привести мнение жившего две с половиной тысячи лет назад китайского мудреца Чжуан-Цзы., который, рассуждая об опасности, которую порождают технологии, сослался на одну притчу:

«Как-то во время своего путешествия к северу от реки Хан Цзы-гун увидел старика, работавшего у себя в огороде. Он вырыл оросительную канаву и поминутно спускался в колодец, чтобы набрать воды в сосуд и наполнить канаву. Хотя он трудился без остановки, результаты труда его были скудными. Цзы-гун посоветовал старику построить колодец с воротом и наполнить канаву за считанные минуты. Тогда гнев отразился на лице старика, и он ответил, что от своего учителя он слышал, что тот, кто использует машины и сам становится как машина, и сердце у него становится машиной и тот теряет свою простоту. Потерявший простоту перестает понимать свою душу»3. Таким образом, именно развитие технологий порождает все проблемы души западноевропейского человека. А что эти проблемы существуют, мы уже увидели в названии процитированной выше работы К.Г. Юнга.

Конечно, отказаться от благ цивилизации и от технологического превосходства над Востоком Западная Европа не хочет, да и не может, но она компенсирует свою онтологическую и метафизическую бедность повышенным интересам к восточным духовным практикам, которые секуляризованному европейскому созданию служат в качестве анестезии (кстати, первая анестезия также была придумана в Китае). Интересно отметить, что в Европе именно в это же время начинает формироваться научное востоковедение как специализированная дисциплина.

Вот этой проблеме - проблема культурного наследия Востока в лице духовных практик и техник и их влияния на сознание человека европейской культуры на сегодняшний день стоит ребром.

Проблема влияния ментальных духовных практик Востока на сознание европейца имеет разработку в современной науке, в частности в трудах уже упоминаемого нами К.Г. Юнга, а также канадского культуролога М. Мак-Люэна, религиоведа М. Элиаде и других исследователей. Таким образом, основная проблема нашего доклада - влияние духовной культуры Китая - и шире - Востока в целом на духовную культуру Запада уже имеет достаточно весомое научное обоснование.

Проблема столь тотального увлечения западноевропейской цивилизации духовными практиками Востока обусловлена, по мнению канадского культуролога тем, что единство чувственности, эмоций и мышления уже давно составляет предмет ностальгии западного мира. Исследователь объясняет сложившееся положение вещей наличием фонетического алфавита и бурным развитием книгопечатания4.

Парадокс заключается в том, что книгопечатание, изобретенное в Китае и не повредившее ментальной цельности китайцев, раскололо создание европейца.

Дело в том, что печатные идеограммы, коими и являются иероглифы, воздействуют на все чувства сразу и не допускает специализации одного из них -выделения образа, звука или значения, что составляет ключевую характеристику фонетического алфавита. Поэтому многочисленные специализации и разделения функций, присущие промышленному труду и прикладному знанию, как отмечает М. Мак-Люэн, остались китайцам недоступными5. По крайней мере, до последнего времени, поскольку промышленный рывок Китая, который удивляет и пугает сегодня весь мир, совпадает с тенденциями упрощения иероглифической письменности. И

3 Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. К.: Ника-Центр, 2004. С. 44.

4 Там же, с. 49.

5 Там же, с. 52.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

103

здесь возникает вопрос: когда это произойдет бесповоротно и в глобально-китайском масштабе, где в свою очередь Китай, который столкнется с шизофренией (а она и есть расколотость создания) будет искать утешения?

К проблеме импорта Духа с Востока имеет отношение и еще один аспект рассматриваемой нами проблемы, который касается взаимосвязи онтологической бедности Западной Европы, обусловленной развитием технологий в ходе капиталистического преобразования европейской действительности. Чтобы понять эту взаимосвязь, необходимо вернуться к работе К.Г. Юнга «Проблема души современного человека», уж кто как не он, по собственному признанию основателя аналитической психологии «знает кое-что об интимных сторонах психической жизни многих сотен образованных личностей, здоровых и больных, выходцев из самых различных районов цивилизованного белого мира»6. Сам факт существования психологии является для К. Юнга симптомом глубинных конвульсий, происходящих в коллективной душе. Таким образом, именно духовная нужда способствовала возникновению психологии как науки.

Как известно, становление капиталистической формации в первую очередь происходит в развитых в промышленном отношении странах - Англии, Германии, Нидерландах, США - т.е. странах, где укоренилась протестантская ветвь христианства. Эта связь была детально показана Максом Вебером. Протестантская буржуазия уничтожила, по мнению М. Вебера, голос религиозного экстаза. Протестантизм представляется ученому одной из ступеней развивающегося процесса рационализации, процесса расколдовывания мира, в результате чего мир оказывается в полном распоряжении человека, но больше не радует его.

Однако, с точки зрения нашего исследования не столько интересен процесс, как его последствия. Современный европеец утратил метафизическую уверенность своего средневекового собрата, на ее место он поставил идеалы материального благоденствия, безопасности и гуманизма. В то же время, представитель западноевропейской цивилизации по утверждению К. Юнга питает отвращение к вере и к основанным на ней религиям. Европеец ищет мистики и чудес и находит их на Востоке.

К. Юнг подчеркивает факт неслучайности и особой значимости того, что именно в начале 19 века француз Анкетиль дю Перрон, живший в Индии вместе с переводом Упанишад дал Западу первое глубокое представление о труднодоступной мысли Востока, влияние которой сегодня на современного европейца оказалось фатальным. Юнг убежден, что данный факт является подтверждением некоего психологического закона, который неизменно действует в личной жизни человека: если что-нибудь важное обесценивается и исчезает в нашей сознательной жизни, то -по этому закону - появляется компенсация утраченного в бессознательном. Появление в практике представителя европейской цивилизации психотехник Востока, мистики и есть эта необходимая компенсация утраченной мистической сопричастности бытию, изгнанная протестантизмом.

В то же время, как отмечает К. Юнг, по настоящему интеллектуальное востоковедение того периода было представлено относительно малым количеством ориенталистов, одним-двумя энтузиастами буддизма и несколькими темными знаменитостями вроде мадам Блаватской. Но это только верхушка айсберга. Жажда мистицизма, нашла выражение в повальном обращении людей к духовным практикам

6 Юнг К.Г. Проблема души современного человека / К.Г. Юнг // Архетип и символ. URL: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/100252/17/Yung_-_Arhetip_i_simvol.html.

104

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Востока, видоизменяя и приспосабливая данные практики к своим нуждам до такой степени, что они становятся некими духовными кентаврами.

Однако культурный обмен с Востоком не миновал и нашу страну, что особенно проявилось в эпоху развала Советского союза. Идеологизированный советский коммунизм не позволял опустеть душе советского человека, который жил ради идеи. Но после отмены идеологии, атеистическое сознание стало требовать вливаний мистицизма. Особенно это коснулось столичных городов. Данный процесс интересно проследить на материале культурного наследия русского андеграунда, духовный центр которого находился в Санкт-Петербурге в лице Ленинградского рок-клуба.

Петербург - один из самых западных городов России - интеллектуальная и культурная столица России. Исторически, возникновение города связано с мощным протестантским элементом, поскольку ближайшее окружение Петра I было протестантским. Признанными лидерами питерского рок-клуба являлись Б. Гребенщиков, В. Цой и др. мной любимые группы, которые своим творчеством выражали протест против советской действительности и имели мощную поддержку в лице западных структур. Следует отметить, что не только Запад, но и Восток имеет отношение к тем переменам, которые произошли в культурной жизни страны. Основная тематика творчества Б. Гребенщикова - восточная. Достаточно привести в пример такие альбомы группы как: «Радио Африка», «Любимые песни Рамзеса IV»; «Библиотека Вавилона»; «Снежный лев»; «Лилит»; «Тайный узбек»;

«Воздухоплавание в компании сфинксов».

В числе песен с восточной тематикой следует назвать: Иван Бодхидхарма, Капитан Африка, Сарданапал, Лой Быканах, Вавилон, Хвала Шри-Кришне, Черный брахман, Цветы Йошивары, Пока несут сакэ, По дороге в Дамаск и многие другие.

Мы не говорим уже об имидже Бориса Гребенщиков - имидже гуру, восточного мудреца.

В то же время следует иметь в виду, что пропагандируемый Гребенщиковым буддизм, поначалу вызвавший мощный энтузиазм в среде неформальной молодежи, не нашел глубокого укоренения, поскольку данная доктрина чужеродна ментальности русского человека, в связи с отсутствием в данной религиозной системе понятия Бога как личности, как Спасителя. Вместо него - Ничто. Именно поэтому многие представители рок-н-рольного бомонда достаточно быстро обратились к традиционной православной вере - Петр Мамонов, Константин Кинчев, Леонид Федоров и другие. Но ведь и христианство возникло на Востоке!

Таким образом, и в настоящее время императив культурного обмена между Востоком и Западом можно выразить фразой: «Дух в обмен на технологии!». Восток действительно приводит в радостное смятенье духовный мир секуляризованной Европы и все крепче схватывает европейскую цивилизацию изнутри.

Список литературы

1. Мак-Люэн М. Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. - К.: Ника-Центр, 2004. - С. 52.

2. Юнг К.Г. Проблема души современного человека / К.Г. Юнг // Архетип и символ. URL: http://www.e-readmg.mobi/chapter.php/100252/17/Yung_-_Arhetip_i_simvol.htmI.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

105

«spirit in exchange for technologies!» as an imperative of cultural exchange between the east

and the west

I.V. Tsukhanova1), E.A. Tsukhanov2)

Belgorod state institute of arts and culture

1)e-mail: tsu1975@yandex.ru

2)e-mail: tsukanov@rambler.ru

The article deals with the specific character of Eastern civilization spiritual influence of on the west-european civilization.

Keywords: technology, civilization, religion, mysticism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.