Научная статья на тему 'Онтология политики в контексте информационной парадигмы М. Мак-Люэна'

Онтология политики в контексте информационной парадигмы М. Мак-Люэна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ / PHILOSOPHY OF POLICY / ОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / ONTOLOGY OF POLITICAL POWER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / МАРШАЛЛ МАК-ЛЮЭН / MARSHALL MCLUHAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черных Оксана Павловна

В статье представлен опыт анализа онтологических оснований политики на материале книги М.Мак-Люэна «Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры» (1962). Анализируя информационную концепцию развития общества, автор выделяет основные черты политического сознания и политической власти на каждом этапе информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontology of a policy in a context of McLuhan's informational paradigm

This article presents an experience of analysis of the ontological bases of policy on the material of the M. McLuhan's book (1962) «The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man». Analyzing the informational conception of development of society, the author marks out the basic lines of political consciousness and the political power at each stage of informational culture.

Текст научной работы на тему «Онтология политики в контексте информационной парадигмы М. Мак-Люэна»

ОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ М. МАК-ЛЮЭНА

УДК 111:321.01

В настоящее время работы канадского теоретика в области коммуникаций М. Мак-Люэна используют, как правило, для демонстрации теории информационной эволюции. Между тем, его широкий междисциплинарный подход к исследованию литературы, культуры и медиа, базирующийся на анализе трудов литераторов, биологов, физиков, экономистов, философов, историков, социологов, психологов позволяет обнаружить точные параллели между, скажем, политической системой и культурой определенного времени. Причем уровень развития культуры, а, следовательно, и политических отношений, по Мак-Люэну, напрямую зависит от уровня овладения социумом информационными технологиями.

Исходной точкой в исследовании Мак-Люэна является тот факт, что он представляет историю цивилизаций через эволюцию информационных технологий (используя мысль, подсказанную ему книгой Г.А. Инниса). В соответствии с культурными традициями и формами чувственного восприятия он делит общества на два основных типа: аудиотактильные и визуальные. Современное аудиовизуальное общество представлено синтезом двух предыдущих культур и являет собой, в некоторой степени, положительный возврат к аудиотак-тильной культуре.

Предпочтения Мак-Люэна лежат на стороне аудиотактильных культур, царствовавших в первобытной устной культуре, в бесписьменной цивилизации Древней Греции, а затем цивилизации рукописных текстов Древней Греции, Древнего Рима и Европейского Средневековья, вплоть до XVI века, до появления книгопечатания. Мак-Люэн находит параллели между владением техникой чтения и рисунка и формированием индивидуальной «точки зрения», влияющей на политическое самосознание и формирование политической власти и политических отношений в

О.П. ЧЕРНЫХ

обществе. Эту мысль он демонстрирует на факте использования плоских двумерных изображений (геометрия Евклида, художественные изображения с отсутствующей перспективой) в аудиотактильный период развития общества. Причем отсутствие перспективы Мак-Люэн рассматривает не как ее отсутствие вообще, а как отсутствие единой «точки зрения», из которой строится общая перспектива. Иными словами, в двумерной форме перспектив множество, каждая вещь имеет свою перспективу, «модулирует свое собственное пространство» [1, с. 24]. При этом он считает, что через медленное проговаривание букв и слов текста, через последовательное созерцание объектов двумерного изображения, так же как через устную форму языка (мифы, легенды), человек бессознательно и эмпатически сливается с объектом мысли и, тем самым, как бы принимает последовательно множество «точек зрения». На уровне общественно-политического сознания это выражается в том, что члены устного общества воспринимают себя в биологическом единстве друг с другом и с природой (в современном понимании это выражено в понятии «ноосферы» - здесь Мак-Люэн обнаруживает возврат к племенному сознанию), они чужды индивидуализма, выстроенного на собственной «точке зрения». Открытость их восприятия различным «точкам зрения» приводит к идее многоуровневости бытия (то, что сейчас в физике называют полем, - в чем Мак-Люэн опять находит возрождение идей аудиотактильного восприятия мира). Такие общества Мак-Люэн, вслед за Поп-пером [2], называет «открытыми обществами». Действие и мысль в восприятии людей «открытого общества» не дифференцируются. Так, плохая мысль приравнивается к плохому действию, и наоборот. Такие народы живут одним племенем, как одной семьей, в которой каждый хорошо знает и столь же хорошо играет свою роль:

«Члены племенного сообщества, - пишет он, - воспринимали свое общество подобно тому, как ребенок воспринимает свою семью и свой дом, в которых он играет определенную роль» [1, с. 15]. Для иллюстрации специфики человеческого восприятия в аудиотактильных обществах он использует политический и культурный опыт древнегреческого города-полиса (в основном на материале Поппера), сравнение его жителей с аристотелевским «политическим животным», а также проводит аналогии с бытом современных африканских племен, сохранившим аудиотактиль-ное восприятие.

Переход от «культуры уха» к «культуре глаза» начинается с возникновением фонетического алфавита (что, заметим, не относится к иероглифам и идеограммам), а также с изобретением письменности и завершается книгопечатанием, чеканкой и т.п., т.е. массовым распространением печатной продукции. Частичное разложение прежнего образа жизни отражается в политических революциях (как, например, в Спарте в VI в. до н.э.), направленных на сохранение племенного строя. Этот процесс шел постепенно, проявляясь в «напряжении цивилизации» [1, с. 15]. Основным признаком появления цивилизации, по Мак-Люэну, было изобретение человеком расширений своих чувств, основанных на различных технологиях. Отметим, что под цивилизацией он понимал термин, «подразумевающий человека, вышедшего из племенного общества, человека, в мышлении и поведении которого определяющую роль играют визуальные ценности» [1, с. 40]. Даже в макиавеллизме канадский исследователь символично находит технологическое расширение, подтверждающее уход от естественного племенного состояния: «Макиавеллевское абстрагирование личной власти от социальной матрицы можно сравнить с гораздо более древним абстрагированием колеса от животной формы» [1, с. 26].

Решающим изобретением, расширившим человеческую память, было изобретение фонетического алфавита. Причем, уже факт появления алфавитного письма был следствием оседлого образа жизни, появления архитектуры и «огражденного пространства» государства: «Ибо письмо представляет собой заклю-

чение в визуальные границы невизуальных пространств и чувств <...>» [1, с. 65]. По мнению Мак-Люэна, этот процесс хотя и нес «угрозу онтологического ослабления сознания», «обеднения бытия» [1, с. 78], но был исторически неизбежен. Беглое чтение, требующее умения фокусировать свой взгляд перед текстом и схватывать текст целиком, породило способность человека воспринимать и изображать общую перспективу с позиции единственной «точки зрения». Причем, ссылаясь на исследование Э. Гомбриха, ученый доказывает, что трехмерная перспектива (так же как умение распознавать буквы алфавита или понимать последовательное хронологическое повествование) является приобретенной, а не естественной, формой видения мира. Единственная «точка зрения» индивидуализирует человека, делает его обособленным от остальных, подогревает националистические чувства, развивает шизофрению. Ссылаясь на исследование А. Пиренна «Экономическая и социальная история средневековой Европы», Мак-Люэн отмечает, что «.национализма как такового до XV века не существовало.» [1, с. 173]. К слову заметим, что Томас Мор в свое время отмечал, что в его историческую эпоху впервые появляются центра-листские и националистические политические организации.

Фиксированная «точка зрения» приводит любую систему (научную или общественную) к детерминизму и абстрактности. В такой период создаются научные и политические теории, основанные на законах механики, линейности, каузальности, атомарности. Так, суть макиавеллевской техники осуществления политической власти состоит в том, что политик разбирает человека как машину, то есть смотрит, как он «работает», определяет его главную страсть и затем определяет способы воздействия на него. Посредством сегментации и каталогизации люди редуцируются до уровня вещей так же, как овеществляется в печатном слове живая человеческая речь.

Интересным в связи с этим видится его взгляд на эволюцию политического ораторского искусства. Ссылаясь на исследования С.Ф. Боннера, изложенные в книге «Римское ораторское искусство», он замечает, что при республиканском уст-

ройстве, во времена свободы слова, политическое красноречие играло важную роль в достижении успеха. У греческих и римских риториков речь строилась на thesises (тезисах или положениях, посвященных важным проблемам человеческой жизни). В эпоху же принципата ораторское искусство утратило свою политическую ценность, т.к. многое теперь зависело от императорского и придворного покровительства, стало необходимым тщательно выбирать слова, «„поэтому ораторское искусство переместилось на более безопасную арену школ, где человек мог выставлять напоказ свой республиканизм, не опасаясь последствий, и где можно было найти компенсацию за утрату политического престижа с помощью аплодисментов своих сограждан» [1, с.151]. Сам термин scholastica - «школьное ораторское искусство» - означал, как замечает ученый, противоположность подлинной публичной речи. Окончательно разрыв с классическим ораторским искусством (наиболее ясно изложенным в «Риторике» Цицерона и «Воспитании оратора» Квинтилиана) произошел в XII столетии в эпоху возникновения университетов, программа которых была сосредоточена на dialéctica, или схоластическом методе. Ораторская практика схоластики была основана на технике афоризма, в то время как цицероновский ораторский метод базировался на ясном изложении информации в прозаической форме. То есть на смену тщательному, методическому анализу, лежащему в основе тезисов, приходит схоластический способ убеждения публики, который «„при более глубоком рассмотрении <„> оказывается совершенно ничтожным пустяком» [1, c.154].

Человек эпохи Гутенберга буквально впадает в гипноз, вызванный несоразмерным выделением визуального чувства и атрофии других. Такого в принципе не происходило в аудиотактильных культурах, так как слух изначально богаче зрения и задействует целую гамму чувств. В печатных культурах звук и устное слово теряют свою первобытную магическую силу. Власть над сознанием получает визуальный образ (печатное слово, изображение) и человек перестает доверять своей памяти, своему внутреннему голосу, в итоге, самому себе. Этот гипноз, недоверие себе

и абсолютное доверие печатному слову активно стало использоваться в политических целях.

Еще одну важную черту в политическом устройстве визуального общества обнаруживает Мак-Люэн: на смену миру ролей приходит мир должностей, в котором правит расчет, отсутствуют страх и совесть. Именно при крахе «открытого общества» впервые возникают трения между политическими классами. Классовые конфликты оказывают на людей такое же пугающее действие, какое производит на детей серьезная семейная ссора и крах семейного очага. Причем, в ситуации краха «естественного» мира и неурядиц чувствуют себя неуютно обе стороны, особенно привилегированные классы, но исторически они все-таки находятся в лучшем положении. Привязанность к ролям сказывается и на том, что угнетенным часто не удается воспользоваться своими победами над классовыми врагами.

Эти наблюдения заставили обратиться Мак-Люэна к «Королю Лиру» Шекспира, который представляет новую стратегию культуры и власти на рубеже XVI и XVII веков. Революция в сознании людей и в политическом устройстве общества, описанная в трагедии, своей причиной, по мнению Мак-Люэна имела Гутенбергову технологию, и он находит символические подтверждения своим догадкам: появление печатной карты, обособление зрения как вида слепоты (слепота Глостера, притворный отказ от зрения Гонерильи), использование двумерных и трехмерных перспектив словесного искусства Шекспира. Несмотря на то, что действие в трагедии происходит в древние времена, в пьесе все принадлежит феодальной эпохе Шекспира: дробление государства, обнищание народа, новые нравы правящей элиты, перемены с общественном сознании, связанные с перемещением людей из мира ролей в мир должностей. Так, когда Король Лир раскрывает свою «темную цель» разделения королевства на части, он, тем самым, высказывает в политическом отношении дерзкое и авангардное для своего времени намерение делегирования власти центром периферии, демонстрирующее левый макиавеллизм.

Мак-Люэн обращает внимание на главную черту визуальной культуры -

стремление к индивидуализму во всех его проявлениях. Так, Лира он называет «великим фрагментатором», вдохновленным «.идеей установления конституционной монархии путем делегирования власти» [1, с.19] и подтверждает свои слова строками из трагедии:

Мне с этих пор

Останется лишь королевский титул...

Раздробленность и раскол в отношениях между близкими по крови объясняется главным атрибутом индивидуализма - конкуренцией. Дочери короля соревнуются в красноречии перед отцом и победу одерживает не духовная цельность Корделии и ее приверженность роли дочери, а «фрагментация чувств» ее сестер, их расчетливое умение конкурировать за должность, улавливая требования времени. Корделия, а вслед за ней Кент и Эдгар беззаветно преданы Лиру и «в пределах своей роли они не исполняют никаких делегированных полномочий» [1, с. 21], как это и свойственно для мира ролей. И читателю ясно, как поясняет Мак-Люэн, что «именно приверженность Корделии к своей традиционной роли делает ее столь беспомощной перед новым индивидуализмом Лира и ее сестер» [1, с. 23]. Интерпретируя Шекспира, Мак-Люэн вновь приходит к выводу о том, что индивидуализм - это приобретенная черта, так как она порождает готовность воспринимать иллюзии, что символично выражено в факте неожиданной слепоты Глостера.

Таким образом, на примере трагедии Шекспира ученый показал, как под влиянием новых форм знания и восприятия меняются не только психологические черты героев, но и модель политической власти, которая принимает характер ярко выраженного эксклюзивного централизма. Это выражается в переходе от инклюзивной, по сути, феодальной монархии, где король включает в себя всех своих подданных, к ренессансной форме феодального государства, где герцог стремится стать эксклюзивным центром власти, окруженным своими подданными. Прочность власти при эксклюзивном централизме зависит от умения налаживать отношения и торговлю, от точности и скорости действий, что порождает, в свою очередь, обычай делегировать власть и дифференцировать функциональные обязанности индивидов.

Вновь обращение к античным политическим ценностям происходит в Ренессансной Италии. Но «.склонность к аналогиям приобретала размер мании.» [1, с. 179]. Ссылаясь на книгу У. Льюиса «Лев и Лиса», канадский исследователь пишет: «То были дни, когда каждый итальянец казался прирожденным дипломатом: купец, литератор, вояка-авантюрист» [1, с. 180]. Ораторское искусство снова оказывается в почете. Мак-Люэн, вновь ссылаясь на исследование Льюиса, описывает такой случай, когда во время революции в Пра-то, изящная речь приговоренного к повешению подесты с петлей на шее, заставила палача сохранить ему жизнь. Но все же ренессансный период был детищем эпохи Гутенберга и ему было присуще усиление визуального начала, ведущего к аналитическому разделению функций не только в государстве, но и в индивидууме. Мак-Люэн это демонстрирует на проблеме «двух тел»: в XIV веке в Англии, а затем во Франции (во времена, когда королевское положение достигло небывалой высоты) появляется традиция демонстрировать в похоронных ритуалах два тела короля: политическое тело-куклу (портрет или статую) и физическое тело (фактически скрытое уже от глаз) как «разделение между частным и общественным Достоинством властителя» [1, с. 182], причем тело-кукла, сотворенная человеком, демонстрирует бессмертие политической власти в отличие от смертного тела, сотворенного Богом.

Появление телеграфа, телефона, радио стало разрушать печатную культуру. Так, Мак-Люэн заявляет: «С признанием в 1905 г. искривленного пространства галактика Гутенберга официально распалась. Конец линейной специализации и фиксированных точек зрения сделал неприемлемым знание, разделенное на множество областей» [1, с. 371]. Детерминизм и каузальность уступают место симультан-ности, то есть одновременному сосуществованию причин и следствий. Аудиови-заульная эпоха являет человека «новой сбалансированной чувственности».

Национализм, как прогнозирует ученый, должен смениться интернационализмом, позволяя слиться всем разрозненным нациям в племенном единстве в одной «глобальной деревне» [3].

Процесс пирамидального делегирования полномочий и функций правителя, ставший популярным в XVI веке (описанный в «Короле Лир»), в век электроники утратит свой практический смысл, так как электронная передача информации упразднила средний класс чиновников, занятых по большей части в передаче информации от центра к периферии. И система координат «центр - периферия» (где царят амбиции и конкуренция, занимание должностей и исполнение обязанностей, страх и зависть) вновь должна перейти в систему «центр-без-периферии» (где все играют свои роли, а «король»-центр напрямую общается с «подданными», образующими его периферию). Тем самым «симультанное поле» электрических информационных структур вновь восстанавливает условия и потребность в диалоге.

В подтверждение прогнозов Мак-Люэна мы можем сказать, что современная власть, действительно, демонстрирует попытку прямого диалога власти с обществом (президент и другие представители власти имеют в Интернет свои «приемные», телевидение и радио освещают все основные политические действия и устраивают диалоги в «прямом эфире»). Но пока еще современный человек расколот и подвержен панике - в нем борются его визуальная и аудиотактильная культуры, существующее и желаемое быть, уверенность во всесилии фрагментарного анализа всех функций и действий индивида и общества и постоянные подозрения, что такое расщепление разрушает внутреннюю жизнь.

Мак-Люэн пытается найти решение этой дилеммы. Он отмечает, что большой живучестью обладает национализм, заро-

дившийся в эпоху Ренессанса. Основой же национального единения и инструментом политической централизации является язык, превращенный в массовый печатный продукт. Продолжением влияния национализма является личный политический конформизм. Печатная технология и сама несет в себе конфликт: с одной стороны -централизация, укрупнение сообществ, с другой - индивидуализация и оппозиция правительству. Но в этой ситуации двойственного воздействия печатного слова и неоднозначной исторической ситуации современный человек, как думает Мак-Люэн, уже способен увидеть и понять уроки прошлого: «Вполне возможно, в том, что человек до сих пор был погружен в сон разума и самогипноз, есть некая скрытая мудрость, которая лишь теперь <...> может быть осознана» [1, с. 360]. Теоретик информационной парадигмы выражает надежду даже на то, что человек никогда всерьез и не пытался упорядочить жизнь согласно принципам, навеянным Гуттен-бергом, он просто проходил неизбежный исторический путь развития информационных технологий.

Но как бы то ни было, онтологическим основанием политического сознания и политической власти, на основании анализа оригинальной и самодостаточной философской системы Мак-Люэна, является господствующий способ передачи информации. Это позволяет увидеть, что политическое бытие человека возникло не само по себе, а в скрытом взаимодействии с другими формами бытия (искусством, наукой и т.д.), которые неизменно претерпевали сходные изменения в связи с развитием информационной цивилизации.

1. Мак-Люэн, М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры [Текст] / М. Мак-Люэн; пер. с англ. А. Юдина; под ред. Е. Попова. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 432 с.

2. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги [Текст]: в 2 т. / К.Р. Поппер; пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. - М. : Феникс : Культур. инициатива, 1992. - 2 т.

3. McLuhan, M. War and Peace in the Global Village [Text] / M.McLuhan, Q. Flore; produced by J. Agel. - Gingko Press Inc., 2001. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.