Научная статья на тему 'ДУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА'

ДУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / высшее образование / дуальное обучение / vocational education / higher education / dual training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальский В.В., Альмуханов М.А., Блок Н.Е.

Раскол между профессиональным образованием и обучением и высшим образованием имеет глубокие исторические корни, которые связаны, например, с национальной моделью капитализма и сегменталистскими стратегиями интеллектуалов среднего класса. Эта глава начинается с введения в систему образования, которое служит для иллюстрации двух отдельных организационных областей ПОО и ВО. За этим общим описанием следует исследование программ дуального обучения как организационной формы, которая нелегко вписывается ни в одну из этих двух областей, но, похоже, находится на границе между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальский В.В., Альмуханов М.А., Блок Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL RESEARCH AND TRANSFORMATION OF DUAL PRINCIPLE

The split between vocational education and training and higher education has deep historical roots, which are associated, for example, with the national model of capitalism and the segmentalist strategies of middle-class intellectuals. This chapter begins with an introduction to the education system, which serves to illustrate two separate organizational areas of VET and HE. This general description is followed by a study of dual training programs as an organizational form that does not easily fit into either of these two areas, but seems to be on the border between them.

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА»

УДК 37 Ковальский В.В., Альмуханов М.А., Блок Н.Е.

Ковальский В.В.

магистр педагогических наук Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

Альмуханов М.А.

кандидат технических наук Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

Блок Н.Е.

студентка группы ПО-42 Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)

ДУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ДВОЙСТВЕННОГО ПРИНЦИПА

Аннотация: раскол между профессиональным образованием и обучением и высшим образованием имеет глубокие исторические корни, которые связаны, например, с национальной моделью капитализма и сегменталистскими стратегиями интеллектуалов среднего класса. Эта глава начинается с введения в систему образования, которое служит для иллюстрации двух отдельных организационных областей ПОО и ВО. За этим общим описанием следует исследование программ дуального обучения как организационной формы, которая нелегко вписывается ни в одну из этих двух областей, но, похоже, находится на границе между ними.

Ключевые слова: профессиональное образование, высшее образование, дуальное обучение.

В Казахстане организационной формой, отвечающей трем критериям гибридности, являются программы дуального обучения. Можно утверждать, что эти программы представляют собой специфически «модель». В широком смысле, программы дуального обучения сочетают в себе опыт работы на предприятии с высшим образованием в профессиональных академиях, кооперативных университетах, университетах прикладных наук или университетах. Другими словами, всегда существует как минимум два учебных заведения - условия, и примерно в трети программ дуального обучения профессиональное училище является третьим местом. Кроме того, в программах дуального обучения студенты и фирмы связаны контрактом на обучение, неполный рабочий день, практическое обучение (волонтариат) или стажировку. Дуальное обучение обычно предлагается на уровне бакалавра. Дуальное обучение, включающее степень магистра, по-прежнему очень редкое явление [1].

Область программ дуального обучения возникла примерно в последние 20 лет и характеризуется значительной неоднородностью организационных форм. В 1990-х годах Информационная система высшего образования в Ганновере разработала первую приблизительную таксономию, которая была дополнительно уточнена BIBB. Следующие четыре абзаца внимательно следуют и слегка адаптируют описание Купфера и Муке.

Программы дуального обучения, включающие начальный сертификат ПОО: эти программы обычно длятся три или четыре года и обычно предназначены для людей без профессионального образования или профессионального опыта, имеющих высшее образование или университет прикладных наук.

Обучение в профессиональных училищах может, но не обязательно, быть частью программ. Обучение в школе, необходимое для получения сертификатов ПОО, осуществляется «ускоренным способом» (т.е. быстрее, чем в обычных учебных заведениях). Теоретическое обучение и обучение на рабочем месте интегрируются по-разному: например, этапы внутрифирменного обучения могут

проходить несколько дней в неделю или комплексно с интервалом от 8 до 16 недель. По окончании программы студенты получают степень бакалавра. Таким образом, программы дуального обучения объединяют две квалификации, формально не находящиеся на одном образовательном уровне.

Программы дуального обучения, интегрирующие трудовую практику: опять же, эти программы предназначены для людей без профессионального образования или профессионального опыта, имеющих вступительный сертификат в университет или университет прикладных наук. В программах студенты не обязательно получают официальный сертификат ПОО (но степень бакалавра). Студентам необходим контракт с фирмой, и обучение обычно длится три года. Фазы опыта работы разной продолжительности интегрированы и выходят далеко за рамки иногда обязательных стажировок, требуемых в «традиционных» программах высшего образования. Кроме того, по сравнению со стандартными программами в университетах прикладных наук, в практических программах дуального обучения больше внимания уделяется адаптации учебных программ к неустойчивым этапам соответствующих курсов обучения [2].

Программы дуального обучения, объединяющие профессию: эти программы лучше всего подходят для людей, которые прошли начальное профессиональное обучение и получили университет или университет свидетельство о вступлении в прикладные науки. Существующий контракт на неполный рабочий день является предварительным условием для этого типа дуального обучения (более позитивно: потенциальным студентам не нужно отказываться от работы). Программы обычно длятся три-четыре года, и учебная программа должна учитывать соответствующий опыт работы на фирме. В некоторые избранные программы или, по крайней мере, элементы, которые учитываются при получении этой квалификации. Кроме того, существуют программы дуального обучения, для которых квалификация является вступительным требованием, которое затем засчитывается при получении степени бакалавра (таким образом снижая общую учебную нагрузку).

Программы дуального обучения, сопровождающие профессию: эти программы предназначены для студентов с вступительной квалификацией в университет или университет прикладных наук и без них. Они напоминают программы дистанционного обучения, поскольку студенты обычно работают полный рабочий день и в свободное время учатся самостоятельно или могут посещать сопутствующие семинары. Однако в отличие от программ дистанционного обучения предполагается, что фирма должна помочь студентам успешно завершить программу, например, освобождая их от работы (например, во время занятий в вузе) или предоставляя им возможность получить конкретный опыт работы. В отличие от трех вышеупомянутых типов программ, эти программы оставляют на усмотрение студента возможность интеграции двух параметров, что ограничивает структурированную интеграцию ПОО и ВО [3].

Дуальное обучение находится на границе между ВО и миром труда. Важным моментом является то, что этапы опыта работы и обучения в значительной степени интегрированы, например, с точки зрения скоординированных учебных программ. Этот момент является решающим, поскольку он отличает программы дуального обучения, предоставляемые университетами прикладных наук, от обычных программ, предлагаемых в университетах прикладных наук. Программы дуального обучения соединяют два дидактических принципа, а именно практическую подготовку и научную ориентацию.

Программы дуального обучения являются наиболее четкими позиции программ, которые охватывают границу между старшим ПОО и ВО (критерий гибридности II), поскольку их учащиеся получают начальный сертификат ПОО, а также степень бакалавра. Кроме того, программы дуального обучения послужили образцом для других типов программ дуального обучения, поскольку первоначальная идея дуального обучения заключалась в объединении этих двух видов сертификатов [4]. Другими словами, первый тип программ дуального обучения относился к типу. Но программы дуального обучения также связывают старшие и высшие учебные заведения другими важными способами. Например,

программы дуального обучения предлагают привлекательный вариант для учеников, которые получили свидетельство о поступлении в высшее образование до обучения в системе НПОО и хотят учиться, оставаясь на своей нынешней работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Землянский, В. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2012. — № 1. — С. 104-110;

2. Есенина, Е. Ю. О модели профессионального образования с учетом опыта Германии и Финляндии / Е. Ю. Есенина // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 11. — С. 17-20;

3. Дуальное образование [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ ш1к1/ (дата обращения: 12.12.23);

4. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования [Электронный ресурс] URL: http://www.myshared.ru/slide/835605/ (дата обращения: 12.12.23).

Kovalsky V. V., Almukhanov M.A., Block N.E.

Kovalsky V.V.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

Almukhanov M.A.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

Blok N.E.

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)

DUAL RESEARCH AND TRANSFORMATION OF DUAL PRINCIPLE

Abstract: the split between vocational education and training and higher education has deep historical roots, which are associated, for example, with the national model of capitalism and the segmentalist strategies of middle-class intellectuals. This chapter begins with an introduction to the education system, which serves to illustrate two separate organizational areas of VET and HE. This general description is followed by a study of dual training programs as an organizational form that does not easily fit into either of these two areas, but seems to be on the border between them.

Keywords: vocational education, higher education, dual training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.