УДК 378 Научная статья
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Смирнова О.А., Николаева Ю.В.
НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова
Черненко Ю.В., Петрова И.В.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос реализации содержания образовательных программ по подготовке бакалавров образования на основе практико-ориентированного подхода через внедрение элементов дуального обучения. Дана сравнительная характеристика традиционного и дуального видов обучения, представлены внедряемые элементы дуального обучения в подготовке региональными вузами бакалавров образования в соответствии с запросами работодателей и общества и определены актуальные направления в организации практико-ориентированного подхода.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, практико-ориентированное образование, традиционное обучение, элементы дуальной системы обучения, социальное партнерство.
Для цитирования: Смирнова, О.А. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров образования / О.А. Смирнова, Ю.В. Черненко, И.В. Петрова, Ю.В. Николаева //Наука и реальность. - 2023. - № 2 (14). - С. 42-49.
Обозначенная в послании Президента РК Касыма-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» задача по повышению качества высшего образования требует от вузов, ведущих подготовку бакалавров в области образования 6В01-Педагогические науки, повышения ответственности за должную подготовку кадров для системы образования РК [5].
Для реализации поставленной главой государства задачи, региональными вузами разрабатываются образовательные программы в области образования 6В01-Педагогические науки с учетом требований к уровню подготовки бакалавров
образования на основе Дублинских дескрипторов, отражающих освоенные компетенции. Компетенции выражаются в результатах обучения, характеризующих способности студентов применять теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач [1].
Это говорит о реализации практико-ориентированного подхода в образовательных программах в области образования 6В01-Педагогические науки, суть которого заключается в переходе от традиционной формы обучения, основанной на знаниевой парадигме, к практико-ориентированному образованию, направленному на подготовку обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которой практические формы обучения являются первичными, а образовательные программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии социальных партнеров - работодателей.
Практико-ориентированный подход в подготовке бакалавров образования требует от вузов, реализующих образовательные программы в области образования 6В01-Педагогические науки, уже сегодня внедрять элементы дуальной системы обучения.
В Государственном общеобязательном стандарте высшего образования РК говорится, что «ВУЗы, внедряющие элементы дуальной системы обучения, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на основе сочетания теоретического обучения с практической подготовкой на производстве» [1].
Duales Studium или «дуальное обучение» - тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение - «форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся, при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося» [6].
Некоторые аспекты дуального обучения в рамках практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для системы образования РК нашли свое отражение и в критериях Рейтинга качества Образовательных программ (ОП), проводимого НПП «Атамекен»:
- Разработка ОП с работодателями;
- Количество привлеченных к учебному процессу специалистов с производства по соответствующей отрасли;
- Соответствие содержания ОП требованиям рынка труда;
- Соответствие результатов обучения требованиям соответствующих отраслей и требованиям работодателей;
- Практико-ориентированность дисциплины [4].
Изменение требований ГОС высшего образования РК к содержанию ОП, реализующих практико-ориентированный подход в обучении, основывается на следующих преимуществах дуального обучения над традиционным (табл. 1):
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционного и дуального видов обучения
Критерий сравнения Традиционное обучение Дуальное обучение
Разработка ОП Разрабатывается на основе ГОСО без учета потребностей рынка труда и работодателей Совместно со: - стейкхолдерами (работодателями), социальными партнерами, - выпускниками, обучающимися по ОП; Разрабатываются по принципу модульного обучения: модули с определенным количеством дисциплин по профилю, направленные на формирование профессиональных компетенций в соответствии с направлением подготовки и в соответствии с НПА
Реализация в соответствии с НПА Закон РК «Об образовании»; ГОСО РК - Закон РК «Об образовании»; - ГОСО РК; - Национальная рамка - Квалификаций (НРК); Отраслевая рамка квалификаций (ОРК); Профессиональный стандарт «Педагог» (2017 г.) - Дублинские дескрипторы, согласованные с Европейской рамкой квалификаций (ЕКР).
Требования к содержанию высшего образования стандартизированы - Ориентированы на результаты обучения; - ВК и КВ определяются вузом самостоятельно и учитывают потребности рынка труда, ожидания работодателей и индивидуальные интересы обучающегося; - Необходимо до 40% учебного материала дисциплины осваивать непосредственно на производстве; - Элективные дисциплины определяются в соответствии с необходимостью овладения обучающимися профессиональных компетенций, определенных в образовательной программе в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» и ГОС высшего образования РК.
Подходы в обучении Системно-деятельностный, аксиологический, проблемный Студентоориентированный, компетентностный, практико- ориентированный, инклюзивный, исследовательский, междисциплинарный, критериальный
Предпочтение в обучении Теоретическое обучение Теоретическое обучение с практической подготовкой на производстве
Методы обучения Пассивные, репродуктивные Активные и интерактивные, продуктивные
Дипломная/курсовая работа Тема/тематика выбрана с учетом специфики будущей про фессиональной деятельности, потребностей Дипломная/курсовая работа носит реферативный характер и не отражают результаты обучения по ОП
работодателей и регионального рынка труда; имеет практический или исследовательский характер; отражает результаты обучения по ОП
Затраты на обучение Грант (за счет средств республиканского бюджета) или по договору за счет собственных средств Грант предприятия; кредит за счет предприятия; за счет средств местного бюджета
Заказчик государство Работодатель (стейкхолдер)
Реализация практико-ориентированного подхода через внедрение элементов дуального обучения в содержание образовательных программ по подготовке бакалавров образования в региональных вузах чаще всего предусматривает:
- привлечение работодателей к разработке ОП, рабочих программ всех видов профессиональной практики, рабочих программ (силлабусов) профилирующих дисциплин;
- профессиональную практику как обязательный вид учебной работы обучающегося;
- прохождение обучающимися в организации образования основных видов профессиональной практики (учебной, педагогической, производственной, преддипломной) как раздельно от академического периода, так и параллельно с академическим периодом;
- привлечение к учебному процессу специалистов (руководителей и педагогов дошкольных организаций и школ) для проведения семинарских и практических занятий по профилирующим дисциплинам;
- привлечение к учебному процессу специалистов (руководителей и педагогов дошкольных организаций и школ) для осуществления руководства курсовыми или дипломными работами;
- использование форм контроля, позволяющих оценить результаты обучения по профилирующим дисциплинам (защита проекта, портфолио, демонстрационный экзамен, научная статья и др.);
- участие работодателей в процедуре оценки качества ОП (аккредитации, ИГА);
- трудоустройство выпускников образовательной программы на базовом предприятии, осуществлявшем их подготовку совместно с вузом;
- привлечение наставников из числа педагогов, имеющих квалификацию «исследователь» или «мастер» к адаптации выпускников в новой социальной роли «педагог» на рабочем месте.
Вместе с тем, региональные вузы практически не реализовывают такие актуальные направления в организации практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров образования как:
- создание проектно-исследовательской группы, состоящей из студентов бакалавриата, магистрантов, докторантов, преподавателей и специалистов-практиков, сформированной для реализации проекта, ориентированного на конкретные потребности и нужды базового предприятия, имеющего фиксированные сроки реализации, бюджет и нормативную сферу ответственности перед заказчиком (хоздоговор) [3];
- профессиональная стажировка в течение учебного года в организации образования под руководством наставника из числа педагогов, имеющих квалификацию «исследователь» или «мастер». Стажировка предполагает три этапа:
1) наставник руководит процессом планирования и проведения обучения, а стажер является «вспомогательным» педагогом при проведении занятий или уроков и работе с отдельными воспитанниками/учащимися или их небольшими группами;
2) стажер получает критическое представление о профессии, в процессе коммуникации и наблюдения начинает понимать, почему наставник использует определенные стратегии обучения и воспитания;
3) стажер берет на себя ведущую роль в обучении и воспитании при поддержке наставника. В результате студент, пробуя свои силы в педагогической профессии, постепенно принимает на себя новые обязательства получает ежедневную обратную связь от педагогов дошкольных организаций или школ и преподавателей вуза, имеет возможность вести занятия/уроки, вести наблюдения и проводить мониторинг уровня развития навыков воспитанников и обучающихся, оценивать учебные достижения школьников в разных классах, выработать исследовательскую позицию по отношению к обучению, участвуя в различных педагогических исследованиях [2].
Данные направления, используемые в практике зарубежных вузов, показывают, что при реализации практико-ориентированного подхода в реализации содержании образовательных программ региональных вузов необходимо
актуализировать имеющийся опыт для повышения качества высшего педагогического образования.
Библиографический список
1. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования (утвержден Приказом МОН РК № 604 от 31.10.2018 г. с изменениями, внесенными Приказом Министра образования и науки РК от 05.05.2020 № 182).
2. Емельянова Т.В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов: зарубежный опыт//Международный научно-исследовательский журнал. - № 9 (99) -Часть 2- Сентябрь.- С.112
3. Колякова И. В. Практико-ориентированная образовательная форма в подготовке бакалавров / И. В. Колякова//Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. - С.596-599. [Электронный ресурс]: URL:http://repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Praktikoorientirovannaya-obrazovatelnaya-forma-v-podgotovke-bakalavrov-66046.
4. Критерии и методика по проведению рейтинга образовательных программ высших учебных заведении РК 2021 г. [Электронный ресурс]: URL: https: //atameken.kz/university_ratings#collapse-rJRfx-20.
5. Послание Президента РК Касыма-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны». [Электронный ресурс]: URL:https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048.
6. Правила организации дуального обучения (в редакции приказа Министра образования и науки РК от 11.09.2018 № 455).
Смирнова Оксана Анатольевна, магистр педагогических наук, лектор кафедры социальной и возрастной педагогики, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
: smirnowaoa@mail.ru
Черненко Юлия Викторовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
ИЗ
: yulchikxx@mail.ru
Петрова Ирина Викторовна, магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Ш
: gricay73@mail.ru
Николаева Юлия Валерьевна, магистрант по образовательной программе 7М01101 Педагогика и психология, Кокшетауский университет им. Абая. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Ш
: nikolaeva256@gmail.com Дата поступления: 29.03.2023
© Смирнова О.А., Черненко Ю.В., Петрова И.В., Николаева Ю.В., 2023