Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Юрьевна, Выгузова Елена Юрьевна

Цель статьи рассмотреть вопросы эффективной профессиональной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства. В статье анализируются различные эффективные технологии органи- зации обучения специалистов для оборонно-промышленного комплекса: дуальное обучение, практико-ориен- тированное обучение, концентрированное обучение, предложена концепция концентрированной практи- ко-ориентированной подготовки специалистов для ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова Татьяна Юрьевна, Выгузова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА»

зовательной школы. Личностно - ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка - основная тенденция современной школы.

Итак, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.

2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания//Педагогика, №1, 2001

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Дорохова Татьяна Юрьевна

доцент, кандидат педагогических наук, Тамбовский Государственный Технический Университет, г. Тамбов

Выгузова Елена Юрьевна

доцент, кандидат филологических наук, Тамбовский Государственный Технический Университет, г . Тамбов

TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION INTEGRATION

АННОТАЦИЯ

Цель статьи рассмотреть вопросы эффективной профессиональной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства. В статье анализируются различные эффективные технологии организации обучения специалистов для оборонно-промышленного комплекса: дуальное обучение, практико-ориен-тированное обучение, концентрированное обучение, предложена концепция концентрированной практи-ко-ориентированной подготовки специалистов для ОПК.

ABSTRACT

The purpose of this article is to describe some problems of the effective training in the conditions of science, education and production integration. The article analyzes the various effective technology organization of training specialists for the military-industrial complex: dual training, practice-oriented training, concentrated training, proposed the concept of concentrated practice-oriented training for the military-industrial complex.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов, практико-ориентированная подготовка, концентрированная подготовка, опережающая подготовка, социальное партнерство.

Key words: training of specialists, practice-oriented training, concentrated training, advanced training, social partnership

Инженерное образование является одной из самых развитых подсистем высшего профессионального образования, которая постоянно совершенствуется в соответствии с тенденциями развития науки, техники, производства и социальной сферы. При этом формируются новые направления подготовки, разрабатываются и обновляются государственные образовательные стандарты, внедряются новые педагогические технологии. Ключевое значение приобретает способность персонала обучаться, развиваться, активно адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной среды.

Эффективная организация подготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики, таких как Оборонно-промышленный комплекс возможна только при интеграции ресурсов образовательных, научных и производственных структур, позволяющих успешно

отрабатывать как наукоемкие технологии образования, так и наукоемкие технологии производства. Для этого должен быть разработан действенный механизм встраивания образовательного процесса в инновационные процессы модернизации, обновления и развития отечественных предприятий, однако научная проработанность данного вопроса недостаточна.

Интеграционные процессы способствуют формированию единого образовательного пространства, которое может осуществляться на основе объединения информационных пространств вузов, научных организаций и производственных структур; переноса (трансферта) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности. Организация элементов системы «образование - наука - производство» опре-

взаимодействий. Управление развитием интеграционных процессов в техническом вузе достигается посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур и предполагает: организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей к квалификации выпускников; оценку качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, составленным совместно с работодателями; сертификацию квалификационных характеристик выпускников с участием социальных партнеров; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, в первую очередь, модульно-рейтинговых; организацию практики студентов на современном оборудовании в условиях производства; вариативные формы социального партнерства.

Социальное партнерство - это особый вид взаимодействия образовательных, научных учреждений, производства, представителей местного сообщества, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его субъектов. Оно должно развиваться на основе следующих правил: заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей, способов, форм организации учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности; конструктивное сотрудничество, с целью преодоления наиболее значимых проблем; демократизм, который позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов, что может быть залогом законности в отношениях социального партнерства; добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства; общность ценностей, которые положены в основание интегративных механизмов социального взаимодействия образования, науки и производства и иерар-хизированы в соответствии с ролью, которую играют участники социального партнерства; информационное взаимодействие, ориентированно на организацию связей и отношений. Широко распространенными формами социального партнерства в области профессионального образования являются технопарки; инкубаторы новых технологий; инновационно-технологические центры; инновационно-промышленные комплексы, а также научно-образовательные лаборатории НИИ в вузах, базовые кафедры вуза в НИИ и на предприятии, центры коллективного пользования научным оборудованием [3].

Одним из способов решения вопросов подготовки высококвалифицированных кадров в условиях взаимодействия образования и производства является дуальное обучение. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального си-муляционного оборудования. Важнейший компонент -наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников или тьютеров.

Подготовка кадров по дуальной системе образования комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии

(60%-70% учебного времени).

Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. При этом учитываются интересы трех сторон: предприятий, учащихся, государства.

Предприятия получают возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Выпускники проходят адаптацию к реальным производственным условиям еще в период обучения, после окончания они сразу трудоустроены по специальности.

Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или иным профессиональным учебным заведением (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов в объеме до 700 часов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации его работников.

Многие ученые, например, П. Образцов, Т. Дми-триенко считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Проанализировав результаты внедрения прак-тико-ориентированных технологий, можно сделать вывод, что построение процесса практико-ориентиро-ванного обучения осуществляется с использованием практико-ориентированных образовательных технологий (интерактивного обучения, контекстно-компе-тентностного обучения, модульного обучения, саморегулируемого учения и др.), основная задача которых максимально приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессиональной деятельности будущих бакалавров (магистров). Практико-ориенти-рованные курсы от традиционных курсов отличаются специфическими задачами (практико-ориентирован-ными); содержанием и методами (предполагает решение реальной задачи или имитацию профессиональной деятельности: специально подготовленные ролевые игры, решение казусов (case study), тренинги, использование в обучении креативных методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов) и т.д.); мотивацией к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи; ориентация обучения на работу в группе,

команде; интеграция учебных дисциплин как «способ приближения» учебной (аудиторной) ситуации к реальной, способ задания целостного представления о будущей профессиональной деятельности. По опыту зарубежных университетов общее количество часов, отведенных на практическое образование, составляет до 50 % времени обучения в университете. [1]

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. При таком обучении развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию, что способствует повышению ответственности при решении задач.

Еще одной наиболее широко применяемой технологией, является технология концентрированного обучения, позволяющая значительно повысить уровень профессиональной компетентности специалистов.

Концентрированное обучение - технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и обучающихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения занятий, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. [4]

Цель концентрированного обучения - повышение качества обучения и воспитания обучающихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания. [2]

В работах [4, 2] выделяются три модели реализации концентрированного обучения в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя):

• первая модель монопредметная (с высокой степенью концентрации) - изучение в течение определённого времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется особенностями содержания и логики его усвоения, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и другими факторами;

• вторая модель малопредметная (с низкой степенью концентрации) - укрупнение только одной организационной единицы - учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного - двух. В рамках учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом;

• третья модель модульная (со средней степенью концентрации) - укрупнение учебной недели, количество предметов, запланированных на семестр (год), не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух - трёх дисциплин, образующие модули. Семестр разбивается на несколько модулей (в зависимости от числа предметов, изучаемых по учебному плану, в семестре их может быть три-четыре), в течение которых концентрированным образом изучаются две-три дисциплины, вместо растянутых по всему семестру 9 и более предметов. Продолжительность модуля в зависимости от объема выделенных на изу-

чение предметов часов, может составлять 4-5 недель. Модуль завершается сдачей зачета или экзамена, курсовой работы или проекта.

В нашем случае при подготовке специалистов для ОПК в условиях интеграции науки, образования и производства достаточно легко реализуется малопредметная модель концентрированного обучения, которая предполагает укрупнение только одной организационной единицы - учебного дня, количество изучаемых дисциплин в котором сокращается до одной. В выделенный день студенты проходят обучение в условиях производства и изучают спецдисциплины (образовательные модули), отражающие перспективные требования отрасли, специфику предприятий ОПК, формирование широкого спектра компетенций, востребованных предприятиями ОПК. Количество часов в семестре при этом не изменяется, изменяется лишь их распределение внутри семестрового периода. Реализация данной модели позволяет наиболее полно учитывать психо-физиологические особенности студентов к восприятию и запоминанию материала, снимается проблема калейдоскопичности образовательного процесса в рамках учебного дня, достигается эффект «подгружения» в профессиональную среду. Данная модель легко реализуется практически, т.к. позволяет перейти к ней при меньших организационных издержках (при составлении расписания, что в условиях взаимодействия с предприятиями, при выделении одного дня в неделю для организации образовательного процесса даже желательно); при этом в других организационных единицах многопредметность сохраняется, в рамках учебной недели, месяца, семестра изучается столько же предметов, как и при обычной организации учебного процесса.

Для организации эффективной профессиональной подготовки специалистов с высшим техническим образованием, учитывающей современное развитие производственных процессов и тенденций развития региона, процессы технологического перевооружения наукоемких производств, встает необходимость обучения в условиях взаимодействия образования и производства, а это самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методологическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения, приспособить образовательный процесс к практическим задачам конкретного предприятия.

Образовательным учреждениям приходится перестраивать процесс подготовки специалистов, в нашем случае, в условиях взаимодействия с предприятиями, чтобы создать от-носительно стройную и последовательную систему освоения дисциплин по направлению подготовки, соответствующую конкретным промышленным предприятиям, учитывающую изменения в техни-ческом и социальном прогрессе, в новых технологиях, в организации и со-держании профессиональной деятельности.

Нами разработана концепция концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для ОПК, в условиях интеграции науки, образования и производства, позволяющей наиболее полно учитывать сложность, особенности и динамику изменений внешней среды, требования предприятий ОПК, что обеспечивает гибкость, устойчивость и перспектив-

ность профессиональной подготовки. Разработанная концепция концентрированной практико-ориентиро-ванной подготовки специалистов для ОПК включает в себя:

• целевой блок (описывающий внешние и внутренние предпосылки для формирования цели - решения задачи эффективной профессиональной подготовки специалистов ОПК в условиях взаимодействия вузов и предприятий);

• теоретико-методологический блок (содержит комплекс взаимодополняющих методологических идей, подходов, принципов являющихся основой проектирования концентрированной практико-ориентиро-ванной подготовки);

• организационный блок (включает конструкторы выполнения поставленной цели: объекты взаимодействия, функции и особенности взаимодействия. Системообразующим звеном педагогической системы концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов ОПК выступают интегрированные научно-образовательно-производственные структуры (базовые кафедры);

• проектный блок (включает технологию организации концентрированной практико-ориентирован-ной подготовки специалистов, нацеленную на удовлетворение потребностей предприятий ОПК в кадрах нового типа, обладающих широким спектром востребованных компетенций, способных эффективно работать в условиях всесторонней модернизации отрасли с учетом тенденций и особенностей ее развития и удовлетворения образовательных потребностей населения региона. В результате такой подготовки создается практико-ориентированной среда, релевантная профессиональной среде и позволяющая приблизить процесс обучения к реальным условиям профессиональной деятельности, способствующая творческой

самореализации студентов и повышению уровня готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности на предприятиях ОПК, за счет применения методов активного обучения, средств погружения в профессию и др.);

• результирующе-оценочный блок (включает квалитативное сопровождение группой опытных специалистов с целью мониторинга эффективности профессиональной подготовки, выявления уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности, принятия гибких управленческих решений по корректировке, дополнению или разработке новых образовательных программ с участием работодателей, как основы единого образовательного пространства, на основе учета потребностей предприятий региона в тех или иных кадрах, реализации образовательных траекторий, в соответствии с образовательными потребностями и характеристиками обучающихся).

Литература

1. Лазарев Г.И. Практико-ориентированное обучение в вузах, развитие системы взаимодействия образовательного и делового сообществ // http://www.rsr-online.ru/doc/2012_04_27/1.pdf

2. Мухибулина Т.И. Использование технологии концентрированного обучения студентов при подготовке менеджеров среднего звена// http://pandia.ru/ text/79/027/62404.php

3. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методическое основание подготовки современного инженера: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / З.С. Сазонова. - Казань, 2008. - 40 с. // http:// www.sazonovaz.s.1/

4. Профессиональная педагогика / Учебник под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. - М.: Асс. «Профессиональное образование», 2010.

РОЛЬ ФИЗИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Илющихина Марина Ивановна

Учитель физики, информатики МБОУ гимназии №1 им. Пенькова М.И.

г. Миллерово

THE ROLE OF PHYSICS IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC THINKING OF STUDENTS Ilyuschikhina Marina, Teacher of physics, Informatics MBOU gymnasium №1 named after. Penkova M. I. Millerovo АННОТАЦИЯ

Физика. Факты. Физическая картина мира. Самоопределение. Самопознание. ABSTRACT

Physics. Facts. Physical picture of the world. Self-determination. Self-knowledge.

Ключевые слова: самореализация; научное мышление; проектная деятельность; мировоззрение. Keywords: self-realisation; scientific thinking; project activity; worldview.

В настоящее время основой обучения является создание условий к самореализации и самообучению. Одновременно общество требует от выпускника школы способностей к быстрому переобучению, способностей осуществлять осознанный интеллектуальный выбор в постоянно изменяющемся мире и нести за него ответственность. Какое же место в дальнейшей судьбе выпускников займут полученные физические знания?

Анализ научно-методической литературы и реальной педагогической практики дает основания ответить

на этот вопрос так. Физику необходимо изучать всем культурным современным людям для того, чтобы иметь фундаментальную основу научного мировоззрения и осознанно использовать научный подход к изучению реального мира, характерный для физики и отличающийся высокой степенью сбалансированности качественного и количественного описания явлений природы. Кроме этого, неформальное изучение физики способствует самопознанию, профессиональному самоопределению, выработке личностного отношения к окружающему миру, развитию творческих способнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.