Научная статья на тему 'Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса'

Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ / VOCATIONAL TRAINING / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / CONCENTRATED TRAINING / MODEL OF CONCENTRATED PRACTICE-ORIENTED TRAINING ARRANGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Юрьевна

Цель статьи рассмотреть вопросы эффективной профессиональной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства. В статье предложена модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса, состоящая из пяти блоков: целевого, теоретико-методологического, организационного, проектировочного и результирующе-оценочного, и представлена динамика эффективности педагогической системы концентрированной практико-ориентированной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CONCENTRATED PRACTICE-ORIENTED TRAINING ARRANGING FOR THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The purpose of this article is to describe some problems of the effective vocational training in the context of science, education and production integration. The author suggests the model of concentrated practice-oriented training arranging for the military-industrial complex. This model consists of five frameworks: target framework, theoretical and methodologic al framework, organizational framework, design and resultant-evaluative frameworks. The article also includes the dynamics of pedagogical system of concentrated practice-oriented training efficiency.

Текст научной работы на тему «Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса»

УДК/UDC 378:623 Т. Ю. Дорохова

T. Dorohova

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

MODEL OF CONCENTRATED PRACTICE-ORIENTED TRAINING ARRANGING FOR THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Цель статьи рассмотреть вопросы эффективной профессиональной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства. В статье предложена модель организации концентрированной практико-ориентирован-ной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса, состоящая из пяти блоков: целевого, теоретико-методологического, организационного, проектировочного и ре-зультирующе-оценочного, - и представлена динамика эффективности педагогической системы концентрированной практико-ориенти-рованной подготовки.

The purpose of this article is to describe some problems of the effective vocational training in the context of science, education and production integration. The author suggests the model of concentrated practice-oriented training arranging for the military-industrial complex. This model consists of five frameworks: target framework, theoretical and methodologic al framework, organizational framework, design and resultant-evaluative frameworks. The article also includes the dynamics of pedagogical system of concentrated practice-oriented training efficiency.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, практико-ориентированная подготовка, концентрированная подготовка, модель организации концентрированной практико-ориентиро-ванной подготовки.

Keywords: vocational training, practice-oriented training, concentrated training, model of concentrated practice-oriented training arranging.

В настоящее время на государственном уровне принят ряд документов, направленных на решение задач, связанных с развитием кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В Основах политики Российской Федерации в области развития

оборонно-промышленного комплекса определены такие, в частности, приоритетные задачи, как создание единой системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров, включающей необходимые для этого меры экономического стимулирования, и расширение использования для образовательных целей базы самих предприятий ОПК.

Образовательным учреждениям приходится перестраивать процесс подготовки специалистов, в нашем случае — в условиях взаимодействия с предприятиями, чтобы создать относительно стройную и последовательную систему освоения дисциплин по направлению подготовки, соответствующую конкретным промышленным предприятиям, учитывающую изменения в техническом и социальном прогрессе, новых технологиях, организации и содержании профессиональной деятельности.

Немаловажную роль при этом играет подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении. Особенно подвижна внешняя среда в фармацевтической, химической и электронной промышленности, в то время как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, кондитерской промышленности скорость изменений гораздо ниже.

Нами разработана концепция концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для ОПК в условиях интеграции науки, образования и производства, позволяющая наиболее полно учитывать сложность, особенности и динамику изменений внешней среды, требования предприятий ОПК, что обеспечивает гибкость, устойчивость и перспективность профессиональной подготовки, реализуемой для студентов ФГБОУ ВПО «ТГТУ» по направлениям: 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 11.03.01 «Ра-

диотехника», а также магистров по направлениям подготовки 11.04.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.04.01 «Радиотехника» в условиях интегрированных научно-образовательно-производственных структур (на базовых кафедрах).

Концепция концентрированного обучения начинает активно реализовываться в 80-е гг., когда на ее основе стали разрабатывать соответствующие технологии (интегрированный учебный день, бинарное обучение, концентрированное обучение отдельным предметам, концентрированное изучение циклов учебных дисциплин). Для концентрированного обучения характерны непрерывность процесса познания и его целостность (от первичного восприятия до формирования умений и навыков); укрупнение содержания и организационных форм процесса обучения; рассредоточение во времени зачетов и экзаменов; интенсификация учебного процесса по каждому предмету; сотрудничество участников процесса обучения [2].

Как отмечается в исследованиях [2], реализация концентрированного обучения в результате углубленного изучения предмета и решения задач позволяет значительно повысить мотивацию студентов, восприятие и усвоение материала, сосредоточить внимание, улучшить межличностное взаимодействие.

В нашем случае при подготовке специалистов для ОПК в условиях интеграции науки, образования и производства достаточно легко реализуется малопредметная модель концентрированного обучения, которая предполагает укрупнение только одной организационной единицы — учебного дня, количество изучаемых дисциплин в котором сокращается до одной. В выделенный день студенты проходят обучение в условиях производства и изучают спецдисциплины (образовательные модули), отражающие перспективные требования отрасли, специфику предприятий ОПК, формирование широкого спектра компетенций, востребованных предприятиями ОПК. Количество часов в семестре при этом остается прежним, изменяется лишь их распределение внутри семестрового периода. Реализация данной модели позволяет наиболее полно учитывать психофизиологические особенности студентов к восприятию и запоминанию материала, снимается проблема калейдоскопичности образовательного процесса в рамках учебного дня, достигается эффект «погружения» в профессиональную среду. Данная модель легко реализуется практически, так как позволяет

перейти к ней при меньших организационных издержках (при составлении расписания, что в условиях взаимодействия с предприятиями, при выделении одного дня в неделю для организации образовательного процесса даже желательно); при этом в других организационных единицах многопредметность сохраняется. В рамках учебной недели, месяца, семестра изучается столько же предметов, как и при обычной организации учебного процесса.

Ориентация образовательных программ на потребности современных наукоемких предприятий приводит к необходимости уменьшения временного разрыва между существующими знаниями и транслируемыми обучающимся, а также дальнейшим применением полученных способностей в профессиональной деятельности, что является основной идеей опережающего характера образования.

Суть опережающей подготовки заключается в получении востребованных специалистов с учетом среднесрочных прогнозов развития предприятий. Для этого структура и содержание профессиональной подготовки должны отражать основные направления развития предприятий соответствующего профиля, что позволит гибко и оперативно приспосабливаться к быстро меняющимся потребностям производства. Прогнозирование темпов развития наукоемких предприятий при подготовке специалистов для этих секторов экономики считаем просто необходимым. Это позволит готовить специалистов в соответствии с основными направлениями развития производства с учетом использования новых наукоемких технологий и видов профессиональной деятельности с прогнозом на будущие четыре, пять лет.

Опережающий характер образования требует принципиально иной организации процесса обучения, смещения акцента с репродуктивной деятельности студентов на продуктивную и поисковую. Для решения данной проблемы следует изменить статус образования как общественного института. Систему опережающего образования характеризует большая степень открытости и нелинейности, необходимость включения в решение проблемы механизмов социального партнерства, инновационных институтов, научно-производственных комплексов и др. [1].

Концентрированная практико-ориенти-рованная подготовка определяется нами как интегративная теоретическая и практическая подготовка специалистов к профессиональной деятельности в условиях интеграции науки, об-

разования и производства, обеспечивающая значительное приближение профессиональной подготовки специалистов к требованиям конкретных работодателей и условиям будущей профессиональной деятельности, ориентированная на личностное развитие студентов путем погружения в профессиональную среду и обеспечивающая оперативное обновление содержания подготовки с учетом перспективных направлений развития отрасли и региона.

Реализация концепции концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для ОПК в условиях интеграции науки, образования и производства потребовала разработки модели организации такой подготовки.

Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для ОПК была разработана на основе знаниевого, личностно ориентированного, ком-петентностного, системного и деятельностно-го подходов и представлена на рисунке 1.

Модель представляет собой совокупность пяти блоков: целевого, теоретико-методологического, организационного, проектировочного и результирующего.

Целевой блок педагогической системы описывает внешние и внутренние предпосылки для формирования цели — осуществления эффективной профессиональной подготовки специалистов для ОПК в условиях интеграции науки, образования и производства.

В нашем случае предложенный опережающий квалитативный подход к проектированию концентрированной практико-ориенти-рованной подготовки специалистов для ОПК позволяет спроектировать ее содержание, отследить полученные результаты формирования требуемого уровня готовности к профессиональной деятельности, скорректировать образовательные программы, модули и, если необходимо, способствовать внедрению новых образовательных разработок, востребованных оборонно-промышленной отраслью.

Теоретико-методологический блок содержит комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методологических идей, подходов и принципов, определяющих основы функционирования педагогической системы.

К системе методических принципов организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов в условиях интегрированных научно-образовательно-производственных структур нами отнесены принципы: системности, профессиональной направленности, релевантности, цен-

трированности на личности, самореализации и рефлексии, синергизма и инновационности.

Организационный блок включает конструкторы выполнения поставленной цели: объекты взаимодействия, функции и особенности взаимодействия.

На данном этапе разработки модели создается практико-ориентированная среда в условиях интеграции науки, образования и производства, адекватная профессиональной среде, позволяющей приблизить процесс обучения к реальным условиям профессиональной деятельности.

Организационный блок разработанной концепции служит механизмом преобразования цели в результат посредством конструктов, которые состоят из трех блоков: материально-технического, социально-личностного и информационно-методического. Связь между ними имеет свои отличительные особенности: включение в качестве равноправных участников образовательного процесса специалистов предприятий и научных сотрудников; использование материально-технических и информационных ресурсов базовых кафедр; оперативное обновление содержания подготовки в соответствии с тенденциями развития ОПК региона. Все компоненты практико-ориентиро-ванной среды нацелены на выполнение таких функций, как: обучающая, развивающая, адаптивная, информационная, коммуникационная и научно-техническая.

Проектировочный блок включает технологию организации концентрированной практи-ко-ориентированной подготовки специалистов, нацеленную на удовлетворение потребностей предприятий ОПК в кадрах нового типа, обладающих широким спектром востребованных компетенций, способных эффективно работать в условиях всесторонней модернизации отрасли с учетом тенденций и особенностей ее развития и удовлетворения образовательных потребностей населения региона.

Концентрированная практико-ориенти-рованная подготовка специалистов для ОПК протекает в практико-ориентированной среде, релевантной профессиональной среде и позволяющей приблизить процесс обучения к реальным условиям профессиональной деятельности, способствующей творческой самореализации студентов и повышению уровня готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности на предприятиях ОПК за счет применения методов активного обучения, средств погружения в профессию и др.

Рис. 1. Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки в условиях интеграции образования и производства

Результирующий блок позволяет выявить степень достижения цели (уровень готовности к профессиональной деятельности). Включает квалитативное сопровождение группой опытных специалистов с целью мониторинга эффективности профессиональной подготовки, выявления уровня готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности, принятия гибких управленческих решений по корректировке, дополнению или разработке новых образовательных программ с участием работодателей на основе потребностей предприятий региона в тех или иных кадрах, реализации образовательных траекторий в соответствии с образовательными потребностями и характеристиками обучающихся.

Модель организации концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов в условиях интеграции образования, науки и производства представляет собой сочетание пяти взаимозависимых блоков: целевого, теоретико-методологического, организационного, проектировочного и результирующего.

На этапе опытно-экспериментального исследования отслеживалась динамика эффективности педагогической системы концентрированной практико-ориентированной подготовки. Оценка проводилась методом экспертных оценок по следующим показателям: 1 — количество предприятий ОПК — участников взаимодействия с образовательным учреждением (число системных контактов участников взаимодействия, количество договорных соглашений образовательного учреждения с предприятиями ОПК); 2 — количество направлений подготовки в вузе; 3 — информационная открытость деятельности образо-

Рис. 2. Динамика показателей

вательного учреждения; 4 — вовлеченность представителей предприятий ОПК в организацию учебного процесса на базовых кафедрах; 5 — количество специалистов предприятий ОПК — сотрудников базовых кафедр, имеющих ученую степень; 6 — число диссертационных исследований, выполненных по тематикам предприятий ОПК региона; 7 — многофункциональность и диверсификация образования как условие многообразия образовательных траекторий; 8 — развитие кадровых, психолого-педагогических, финансовых и материально-технических условий реализации подготовки.

Изменения показателей эффективности педагогической системы концентрированной практико-ориентированной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства (на базовых кафедрах) представлена на рисунке 2.

Проведенный анализ данных свидетельствует о позитивной динамике эффективности педагогической системы концентрированной практико-ориентированной подготовки в условиях интеграции науки, образования и производства (на базовых кафедрах). Объем лабораторных площадей увеличился в 2 раза; также увеличилось в 2 раза количество сотрудников базовых кафедр (специалистов предприятий), имеющих ученую степень, число диссертационных исследований, выполненных по тематикам предприятий ОПК региона, — в 2,5 раза.

Коэффициент корреляции между экспертными оценками в 2014 г и 2015 г, полученными при изучении интегрального показателя эффективности концентированной практико-ориентированной подготовки, оказался равным 0,73, что лежит в интервале от +0,7 до 1,0, соответствует высокой степени корреляции и свидетельствует о достоверности результатов исследования.

Методом экспертной оценки было изучено мнение работодателей о качестве подготовки выпускников. Оценка проводилась по следующим показателям: 1 — количество выпускников, подготовленных к профессиональной деятельности в соответствии с необходимыми региональными потребностями предприятий ОПК; 2 — высокая мотивированность выпускников на карьерный

рост; 3 — степень их возможности стать конкурентоспособными специалистами; 4 — количество выпускников, имеющих высокий уровень инновационного мышления и сфор-мированности профессиональных компетенций, необходимых отрасли ОПК (рис. 3).

Средний балл успеваемости бакалавров направлений подготовки: 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.03.02 «Инфокоммуникацион-ные технологии и системы связи», 11.03.01 «Радиотехника», а также магистров по направлениям подготовки 11.04.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.04.01 «Радиотехника», — распределился по следующим уровням среднесеместровой успеваемости: очень высокий (средний балл экзаменационных оценок 4,6-5), высокий (средний балл 4,1-4,5), средний (3,6-4), низкий (3,1-3,5] и очень низкий (менее 3). Успеваемость студентов 2013 г. выпуска ниже, по сравнению с 2015 г. На начальном этапе подготовки у многих первокурсников успеваемость низкая — 39 % и очень низкая — 6 %. После второго, третьего курсов уровни среднесеместровой успеваемости (очень низкий и низкий) снижаются: очень низкий — на 3 %, а низкий — на 12 %. На завершающем этапе обучения большинство обучающихся показали средний — 51 % и высокий уровни — 33 % успеваемости, что свидетельствует о сформированной готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Успеваемость студентов 2014 г выпуска, проходивших концентрированную практико-ориентированную подготовку в условиях производства при подготовке на базовых кафедрах, выше успеваемости студентов 2013 г. выпуска, не проходивших обучение на базовых кафедрах (рис. 4, 5).

Помимо экспертных оценок и оценок академической успеваемости подтверждением эффективности профессиональной подготовки

Рис. 4. Результаты успеваемости студентов 2013 г. выпуска

Рис. 5. Результаты успеваемости студентов 2014 г. выпуска

студентов могут также служить следующие показатели:

• количество выпускных квалификационных работ, рекомендованных к внедрению, выполненных по заказам предприятий, количество публикаций в ведущих журналах;

• количество студентов, участвующих в НИР, грантах, выполняющих инновационные проекты;

• количество студентов, участвующих в научных конференциях, и качество докладов;

• дальнейшее обучение выпускников в магистратуре и аспирантуре;

• трудоустройство студентов и выпускников на предприятиях оборонно-промышленной отрасли;

• профессиональная карьера выпускников;

• степень укомплектованности кадрами предприятий и организаций ОПК.

Бакалавры по направлениям подготовки: 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.03.02 «Инфоком-муникационные технологии и системы связи», 11.03.01 «Радиотехника», а также магистры по направлениям подготовки 11.04.03 «Конструирование и технология электронных средств», 11.04.01 «Радиотехника», — участвовали в научных конференциях ТГТУ, конкурсах студенческих научных работ и выступали с докладами на Второй и Третьей научных

студенческих конференциях ассоциативного университета им. В. И. Вернадского (10 человек — в 2013 г. и 17 — в 2014 г., 14 — в 2015 г.). По результатам научных исследований, проводимых на предприятиях ОПК, опубликовано свыше 65 статей и тезисов докладов. Результаты научных исследований подтверждены более пятнадцатью патентами на изобретение и полезные модели, а также отражены в монографиях, используемых, в том числе, и в образовательном процессе.

По тематике предприятий ОПК региона выполнено более 5 диссертационных исследований, в том числе в последние годы. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки полностью подтвердили наши предположения о том, что предложенная нами модель организации концентрированной практи-ко-ориентированной подготовки специалистов для ОПК будет способствовать повышению уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности, а следовательно и качеству профессиональной подготовки в целом.

1. Кагакина Е. А., Чекалина Т. А., Устимова О. В. // Опережающее высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. — Ш1_: http://gisap.eu/ru/node/728.

2. Профессиональная педагогика : учебник / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - М., 2010. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.