УДК 37.0
Ефременков Андрей Борисович
Кандидат технических наук, доцент, директор Юргинского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», [email protected], г.Юрга
Пахомова Елена Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», [email protected], Кемерово
Бибик Владислав Леонидович
Кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, Юргинского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», [email protected], г. Юрга
Калинюк Юрий Владимирович
Директор Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса, [email protected], г. Асино
формирование производственных компетенций
В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИя
Аннотация: В статье рассмотрены различные аспекты подготовки практико-ориентиро-ванных специалистов, как в России, так и за рубежом. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата. Рассматриваются формы и методы профориентационной работы, создающие основу для раскрытия и стимулирования развития творческих инициатив молодых людей при построении и реализации профессиональных планов. Ставится проблема организации профессионального образования молодежи в связи с ее последующей занятостью.
Ключевые слова: интегрированная подготовка, прикладной бакалавриат, профессиональный инженер, дуальная система профессионального обучения.
Efremenkov Andrei Borisovich
Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Director of Iurga Technological Institute branch of National Research Tomsk Polytechnical University, [email protected], Iurga
Pakxomova Elena Alekseevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Kuzbass Regional Institute of Development of Vocational Education, [email protected], Kemerovo
Bibik Vladislav Leonidovich
Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor of Iurga Technological Institute branch of National Research Tomsk Polytechnical University, [email protected], Iurga
Kaliniuk Yuri Vladimirovich
Director of Asino Vocational College of Industry and Service, [email protected], Asino
THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION COMPETENCES DURING THE PROCESS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING
Abstract. Some aspects of practice oriented specialist training both in Russia and abroad are considered in the paper. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed. The paper deals with forms and methods of carrier guidance that aim to develop creativity when planning and realizing career plans. Poses
the problem of organization of professional education of youth in connection with its subsequent employment
Keywords: integrated training, applied bachelor training, professional engineer, dual system of professional education.
Глобализация экономики предъявляет новые требования как к выпускникам вузам, так и специалистам. В настоящее время экономике необходимы специалисты: способные самостоятельно спроектировать и организовать высокотехнологичное производство; готовые к инновационной инженерной деятельности; нацеленные на создание лучших образцов современной техники и технологий; «заряженные» на победу в конкурентной борьбе.
Подготовка таких специалистов в России возможна, для этого российские вузы должны готовить специалистов в тесном взаимодействии и сотрудничестве с промышленностью и бизнесом, опираясь на богатые традиции отечественной инженерной школы, привлекая передовой опыт зарубежных университетов.
В последние годы в высшей школе России обозначились две прогрессивные тенденции. Первая тенденция связана с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, предполагающих переход на двухуровневую систему подготовки специалистов и ориентацию на компетенции выпускников при формировании структуры и содержания соответствующих образовательных программ. Вторая тенденция связана с более активным формированием государственно-общественной системы гарантий качества высшего образования, предусматривающей государственную и общественно-профессиональную аккредитацию вузов и образовательных программ, а также создание системы сертификации профессиональных квалификаций.
Формирование профессионального инженера - долгий путь. В зарубежных странах получить звание «профессиональный инженер» можно через 4-7 лет после окончания вуза.
В развитых странах (США, Япония, Великобритания, Канада и др.) контроль качества инженерного образования осуществляется в два этапа [1].
Первый этап в вузе. Образовательная инженерная программа должна пройти обще-
ственно-профессиональную аккредитацию. Общественно-профессиональная аккредитация проводится силами квалифицированных экспертов из числа научно-педагогического состава вузов и представителей профессионального сообщества работодателей (машиностроителей, энергетиков, авиастроителей и т.д.)
Второй этап - на производстве. Выпускник вуза, получивший образование (диплом бакалавра или магистра) в области техники и технологии, должен пройти сертификацию после определенного законом периода практической работы на производстве по выбранной инженерной специальности. Сертификация инженерной квалификации проводится государственными и общественно-профессиональными структурами, созданными государством специально для цели сертификации инженерных квалификаций. Эти структуры ведут государственный регистр инженеров-профессионалов, куда включается лица, получившие сертификат инженеров-профессионалов.
Для сокращения сроков формирования профессионального специалиста в России, необходимо начинать формировать профессиональные компетенции специалиста со студенческой скамьи. Следовательно, учебный план подготовки бакалавра (специалиста) должен быть составлен таким образом, чтобы на старших курсах студент получил опыт практической работы, опыт принятия инженерных решений и приобрел профессиональную компетентность.
В последние годы, в связи с общим подъемом экономики страны, восстанавливается деятельность промышленных предприятий, растет и потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах. С другой стороны, за последние 15 лет увеличилось число вузов различной формы собственности, что привело к росту конкуренции среди выпускников вузов. Высока вероятность, что специалисты, при обучении которых использовались современные педагогические технологии, например «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с пред-
метом изучения, быстрее найдут применение своим знаниям. Следовательно, на повестке дня снова встал вопрос о развитии интегрированной системы обучения. В свою очередь и у предприятий появилась потребность активно влиять на качество подготовки кадров, особенно по обучающим технологиям.
Интегрированная система обучения подразумевает приближение учебного процесса к производству. Учебный процесс при этом характеризуется чередованием обычных семестров, когда студенты обучаются по очной форме обучения, и рабочих семестров, когда студенты сочетают обучение по очно-заочной (вечерней) форме с работой на базовом предприятии. Выпускник такого учебного заведения обладает производственными компетенциями, позволяющими более успешно адаптироваться к условиям конкретного предприятия и ускорить свой профессиональный рост [2].
В настоящее время в США государственные университеты подразделяются на две основные категории: первые - научно-исследовательские; вторые - университеты типа «ленд-гранд» и «си-гранд». Согласно этой системе большинство штатов имеют, как минимум, один государственный университет, предназначенный для обеспечения образовательных возможностей в традиционных областях науки и профессиональной подготовки, который помимо программ начального высшего образования, уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Университеты типа «ленд - грант» и «си - грант», так называемые «земельные» и «морские» (названия буквально отражают их ориентацию) делали особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиностроение («ленд - гран»), либо в области морских исследований («си - грант») [3; 4].
Наиболее близкой моделью к интегрированной системе обучения на наш взгляд является дуальная система профессионального обучения, традиционная для ФРГ, немецкоязычной Швейцарии, Австрии и частично внедренная в Дании [6].
Как известно, современная экономика ориентирована на экономический эффект, основной составляющей которого является живой труд человека, способного работать в
постоянно меняющихся технических, технологических и социальных условиях. В подготовке профессиональных кадров Германии -это - предприниматель, заинтересованный в получении подготовленного специалиста, обладающего набором профессиональных и общих компетенций; - учащийся, мотивированный на получение профессии, готовый к творческому освоению программы обучения; - независимая экзаменационная комиссия, определяющая уровень профессиональных компетенций выпускника.
Важнейшей особенностью профессионального образования Германии является самостоятельный выбор учащимся профессии, по которой он желает обучаться. Поэтому в Германии уделяется большое внимание ранней профориентации молодежи на профессии, наиболее нужные для развития экономики страны. В тоже время, возможность свободного выбора будущей профессии и траектории обучения предполагает большую степень ответственности самого ученика за процесс и результат обучения.
В Германии школьники начинают изучать возможности профессионального обучения в старших классах школы. Так процесс обучения в немецких школах более длителен, то профессионально определиться со своей дальнейшей карьерой, молодой человек может и в 16 лет и в 22 года. Полагаем, что расширение возрастных границ позволяет подойти более осознанно к выбору будущей профессии.
Помимо возрастных границ, профессиональное образование Германии отличается способами и местом его получения. Стать профессионалом в определенной сфере учащийся может: на предприятии; на государственной службе (в государственных управлениях и ведомствах); у представителей так называемых «свободных профессий», (в адвокатских, архитектурных конторах, частных медицинских учреждениях и др.); в образовательных учреждениях и специальных школах.
Заключительным этапом профессиональной подготовки является экзамен. Особенностью немецкой системы профессионального образования является в значительно большей степени независимость процесса обучения от оценки его конечных результатов.
Состав экзаменационной комиссии вклю-
чены представители предприятий, независимые эксперты, преподаватели и мастера, обладающие профессиональными компетенциями и педагогическим опытом, но не принимающие участие в процессе подготовки экзаменуемого.
В результате реформирования современная система профессионального образования в Германии приобрела форму более соответствующую экономическому развитию страны и, при этом, в значительной мере отвечающей интересам личности молодежи. Эти два фактора позволяют считать профессиональное образование Германии достаточно конкурентным и привлекательным как для молодежи Германии, так и для потенциальных зарубежных студентов.
Зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров уже используется в некоторых учебных заведениях Сибири (г. Юрга Кемеровской области, г. Асино Томской области, г. Новокузнецк Кемеровской области, г. Новосибирск). В основном обучение ведется для тех, кто работает или в ближайшее время планирует работать в иностранных компаниях, которые все чаще создаются в России. К ним относятся фирмы КНАУФ. БОШ и др.
Большинство выпускников российских школ ориентировано на высшее (бакалавриат, магистратура) образование. По статистике из 100% оканчивающих среднюю школу - 80 % поступают в вузы. Причем большинство стремятся получить высшее образование, а не гарантированную профессию.
Если следовать европейскому (в данном случае немецкому) опыту, то начинать следовало бы с обеспечения экономической заинтересованности работодателей в подготовленных специалистах. Если сравнить шкалу требований работодателей к выпускникам профессиональных учебных заведений, то на первом месте стоят компетенции в конкретной сфере деятельности, знание 1Т технологий, коммуникабельность, стрес-соустойчивость, обучаемость, дисциплина. Чтобы получить профессионала, обладающего данными компетенциями, необходима экономическая заинтересованность и значительные капиталовложения. В Сибири лишь незначительная доля предприятий и частных предпринимателей готовы вкладывать финансы в сферу подготовки кадров. В Герма-
нии 50% стоимость профессиональной подготовки берут на себя предприятия. Среди выпускников школ низка мотивированность к получению рабочей профессии. В учреждениях профессионального образования не достаточно ценится труд мастера производственного обучения, педагога профильных дисциплин. Это касается материальной и социальной сторон значимости квалифицированного труда этой категории работников. И, наконец, перманентные реформы в сфере образования, дезориентируют обучающих, учащихся и их родителей. Мастер-класс, проведенный в рамках ФЦП: «Региональная модель оценки управления качеством аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждений» показал, что подавляющее большинство мастеров профессионального обучения неудовлетворенны своей заработной платой. Они считают, что требования, предъявляемые к компетенциям мастера производственного обучения, должны сопровождаться продуманной траекторией профессиональной подготовки самих мастеров и соответствующим материальным обеспечением.
Обогащение теории и практики профессионального образования опытом европейских а в перспективе и азиатских стран, будет способствовать созданию конкурентоспособного выпускника, способного работать на высокотехнологичном оборудовании, постоянно повышая свою квалификацию.
Дуальная форма профессионального образования в Германии - это образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении. Дуальность означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое». Подобная форма профессионального образования возникла как продукт социального партнерства между работодателями и государством. В рамках дуальной формы (на предприятии и в профессиональной школе) за обучение молодежи отвечают преподаватели профессиональных школ и мастера производственного обучения, которые решают разные, но взаимодополняющие задачи. При этом под сотрудничеством понимается горизонталь-
ная координация профессионального обучения, когда преподаватели и мастера производственного обучения согласовывают свои действия на всех этапах.
Дуальная система профессионального обучения, которая организационно включает в себя обучение на предприятии одновременно с посещением сопровождающей профессиональной школы в Германии или колледжа в Дании в течение 1-2 дней в неделю; а содержательно предполагает, что теория и практика сливаются в единое целое, профессиональные навыки приобретаются в условиях реального производства, что, в конечном счете, приводит к высокой квалификации выпускников, способствующих их профессиональной устойчивости.
В Юргинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета (Кемеровская область) интегрированная система реализуется с 1987 г. [7]. На 2, 3, 4, 5 и 6 курсах теоретические занятия с отрывом от производства осуществляются соответственно в 4, 5, 8, 9 и 11 семестрах, а производственная деятельность с обучением по очно-заочной форме - в 3, 6, 7 и 10 семестрах. В 12 семестре студенты защищают выпускную квалификационную работу. Производственная деятельность осуществляется на рабочих местах в подразделениях базового предприятия, а перевод по рабочим местам - в соответствии с программой, изложенной в «Учебно-производственном паспорте студента» и «Графиком перемещения по рабочим местам и инженерно-техническим должностям». Учебно-производственный паспорт является портфелем достижений студента, где фиксируются результаты учебной деятельности по всем семестрам, профессиональной деятельности на предприятии, а также поощрения и взыскания.
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, на наш взгляд одним им из путей дальнейшего развития интегрированной подготовки специалистов может быть реализация программ прикладного бакалавриата.
Эксперимент по прикладному бакалавриату начат в России в 2010 году в связи с постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального образования». Цель эксперимента - формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. Данным постановлением определен перечень укрупненных групп специальностей и направлений.
Целью эксперимента являлась подготовка полноценного бакалавра с расширенной прикладной частью, которая ориентирована на трудоустройство и установление связи между образовательными учреждениями и работодателями, а также повышение качества профобразования в соответствии с тенденциями на рынке труда.
Прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование.
Согласно стратегии развития высшего образования, программами прикладного бакалавриата к 2020 году должно быть охвачено до 30% российских студентов. При этом «прикладной бакалавриат ликвидирует социальный разрыв между рабочими профессиями и присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом»[8].
Для дальнейшего развития прикладных квалификаций в учебном плане предусмотрена дисциплина Инженерно-производственная подготовка в третьем, четвертом и восьмом семестрах. В период изучения данной дисциплины в рамках самостоятельной работы студентам будут предложены места трудовой деятельности на предприятиях города.
Главной особенностью учебных планов программ прикладного бакалавриата, реализуемых в Юргинском технологическом институте, является последовательность учебных дисциплин: дисциплины, которые необходимы для получения прикладных квалификаций вынесены на первый год обучения, а дисциплины академического бака-
лавриата, например философия, правоведение - на старшие курсы.
Программа прикладного бакалавриата является основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающей профессиональную практико-ориентиро-ванную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата.
При обучении по программам прикладного бакалавриата студенты получат опыт работы по избранному профилю, что высоко ценится работодателями. Практико-ориен-тированная подготовка позволяет готовить специалистов, способных решать профессиональные задачи и проблемы, а также получить звание «профессиональный инженер» за более короткое время.
Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020
годы. - [Электронный ресурс]. URL: http://obraz. volganet.ru/activity/programs. (дата обращения: 25.08.2013).
2. Клименов В. А., Ефременков А. Б., БибикВ. Л., Морозова М. В Новый подход к подготовке инженерных кадров на основе интегрированной системы обучения. Машиностроение и инженерное образование.- 2007. - №1. - С. 53-62.
3. Похолков Ю. П. Инженерная мысль в России - полет прерван? Аккредитация в образовании.- 2010. - №7. - С. 27-29.
4. Федько В. Т., Долгун Б. Г. Опыт внедрения интегрированной системы обучения «завод-втуз» // Инженерное образование.- 2004. - № 2 -146-155 с.
5. Berufsbildungsbericht 2002. - Bonn: Bundesministerium für Bildung und Forschung, 2002. - 48 p.
6. Gray K., Herr E. Workforce education: The basics. - Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. - 326 p.
7. Polytechnic Education in Finland. Paris: OECD, 2003. - 98 p.
8. Vocational education in the United States: toward the year 2000. Statistical Analysis Report. -Washington D.C.: National Center for Education Statistics. US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement, 2000. - 190 p.