Научная статья на тему 'Дуальное обучение в профессиональном педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы'

Дуальное обучение в профессиональном педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дуальное обучение / практико-ориентированное обучение / педагогическое образование / школа / педагогический колледж / методическое обеспечение / профессиональное взаимодействие / dual training / practice-oriented training / teacher education / school / teacher training college / methodological support / professional interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазанов Илья Яковлевич

Актуализирована проблема методического обеспечения дуального обучения в рамках преподавания учебных дисциплин профессионального цикла в процессе подготовки будущих учителей. Дано определение дуального обучения в педагогическом образовании, которое понимается как организационно-содержательная система профессионального и социально-культурного взаимодействия образовательных учреждений, создающая условия для практико-ориентированного формирования личности и профессиональных компетенций будущих педагогов. Проанализирован опыт внедрения дуального обучения в педагогическом колледже в рамках профессиональной подготовки по специальностям 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Изучены представления студентов о роли дуального обучения в профессиональной подготовке, выделены наиболее эффективные формы взаимодействия студентов с педагогамипрактиками, а также основные трудности в реализации дуального обучения. Исследование показало высокий уровень мотивации будущих учителей к реализации дуального обучения и его перспективность как формы организации образовательного процесса. На примере междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» определены принципы разработки и внедрения механизмов дуального обучения, показаны конкретные методические способы реализации дуального обучения через систему практических занятий, аудиторной учебной практики, самостоятельной учебной работы, итоговой аттестации студентов, выделены основные формы взаимодействия с учителями школы в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual training in professional teacher education: implementation experience and prospects

We consider issue of methodological support for dual training in teaching academic disciplines of the professional cycle while training future teachers. We define dual training in teacher education as an organizational and content system of professional and social and cultural interaction of educational institutions, creating conditions for the practice-oriented formation of the personality and professional competencies of future teachers, is given. The experience of introducing dual training in a pedagogical college is analyzed within the framework of professional training in specialties 44.02.02 “Teaching in primary grades” and 44.02.05 “Correctional pedagogy in primary education”. Students' ideas about the role of dual education in professional training have been studied, the most effective forms of interaction between students and practicing teachers have been identified, as well as the main difficulties in the implementation of dual education. The study shows a high level of motivation for future teachers to implement dual education and its promise as a form of organizing the educational process. Using the example of the interdisciplinary course “Theoretical and Methodological Foundations of the Class Teacher’s Activities”, we determine the principles for the development and implementation of dual learning mechanisms, show specific methodological methods for implementing dual learning through a system of practical classes, classroom teaching practice, independent study work, and final certification of students, and the main forms of interaction with school teachers in the educational process.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение в профессиональном педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы»

УДК 377.1

DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-44-56

Поступила в редакцию / Received 14.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.12.2023 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Дуальное обучение в профессиональном педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы

Хазанов Илья Яковлевич О

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» 640020, Российская Федерация, г. Курган, ул. Советская, 63

hazanovilva@gmail.com

Аннотация. Актуализирована проблема методического обеспечения дуального обучения в рамках преподавания учебных дисциплин профессионального цикла в процессе подготовки будущих учителей. Дано определение дуального обучения в педагогическом образовании, которое понимается как организационно-содержательная система профессионального и социально-культурного взаимодействия образовательных учреждений, создающая условия для практико-ориентированного формирования личности и профессиональных компетенций будущих педагогов. Проанализирован опыт внедрения дуального обучения в педагогическом колледже в рамках профессиональной подготовки по специальностям 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Изучены представления студентов о роли дуального обучения в профессиональной подготовке, выделены наиболее эффективные формы взаимодействия студентов с педагогами-практиками, а также основные трудности в реализации дуального обучения. Исследование показало высокий уровень мотивации будущих учителей к реализации дуального обучения и его перспективность как формы организации образовательного процесса. На примере междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» определены принципы разработки и внедрения механизмов дуального обучения, показаны конкретные методические способы реализации дуального обучения через систему практических занятий, аудиторной учебной практики, самостоятельной учебной работы, итоговой аттестации студентов, выделены основные формы взаимодействия с учителями школы в образовательном процессе.

Ключевые слова: дуальное обучение; практико-ориентированное обучение; педагогическое образование; школа; педагогический колледж; методическое обеспечение; профессиональное взаимодействие

Для цитирования: Хазанов И.Я. Дуальное обучение в профессиональном педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2024. Т. 23. № 1. С. 44-56. DOI 10.20310/1810-231Х-2024-23-1-44-56

© Хазанов И.Я., 2024

original article

Dual training in professional teacher education: implementation experience and prospects

Ilya Ya. Hazanov ©

Kurgan State University 63 Sovetskaya St., Kurgan 640020, Russian Federation

hazanovilya@gmail.com

Abstract. We consider issue of methodological support for dual training in teaching academic disciplines of the professional cycle while training future teachers. We define dual training in teacher education as an organizational and content system of professional and social and cultural interaction of educational institutions, creating conditions for the practice-oriented formation of the personality and professional competencies of future teachers, is given. The experience of introducing dual training in a pedagogical college is analyzed within the framework of professional training in specialties 44.02.02 "Teaching in primary grades" and 44.02.05 "Correctional pedagogy in primary education". Students' ideas about the role of dual education in professional training have been studied, the most effective forms of interaction between students and practicing teachers have been identified, as well as the main difficulties in the implementation of dual education. The study shows a high level of motivation for future teachers to implement dual education and its promise as a form of organizing the educational process. Using the example of the interdisciplinary course "Theoretical and Methodological Foundations of the Class Teacher's Activities", we determine the principles for the development and implementation of dual learning mechanisms, show specific methodological methods for implementing dual learning through a system of practical classes, classroom teaching practice, independent study work, and final certification of students, and the main forms of interaction with school teachers in the educational process.

Keywords: dual training; practice-oriented training; teacher education; school; teacher training college; methodological support; professional interaction

For citation: Hazanov I.Ya. Dual training in professional teacher education: implementation experience and prospects. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 44-56. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-44-56

ВВЕДЕНИЕ

Современный работодатель заинтересован в мобильных специалистах, быстро адаптирующихся к потребностям и условиям организации. Образовательные учреждения сегодня массово переходят к принципу глубокого погружения студентов в профессиональную деятельность. Динамичность развития рынка труда приводит к необходимости уменьшения сроков обучения, практической ориентированности содержания профессионального образования. XXI век - век информационного общества, где ключевыми становятся умения управления информацией и применения ее для решения конкретных задач, приоритета практической подготовки над теоретической. «Оторванность» профессионального образовательного учреждения от

конкретных условий работы будущего выпускника становится негативным фактором.

Развитие профессионального образования в России и мире характеризуется поиском технологических решений, которые позволяют соответствовать быстро усложняющимся требованиям рынка труда. Система дуального образования обеспечивает его современный характер с учетом новейших достижений науки, техники и производства, позитивную мотивацию и интерес к изучению выбранного направления и профиля подготовки, раскрывая их практическую значимость в соответствии с потенциалом личности обучающегося [1]. Взаимодействие с работодателем, обучение студентов на его базе признано одним из главных условий успешной профессиональной подготовки. Дуальное

образование становится возможностью для работодателей «подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации» [2, с. 7]. Система дуального обучения устраняет недостаток традиционных форм и методов обучения, разрыв между теорией и практикой; формирует нового специалиста с высокой мотивацией к получению знаний; учитывает потребности рынка труда [3].

Для педагогического образования ключевой проблемой становится поиск путей «перестройки» образовательного процесса в колледже на основе большего вовлечения учителей школы в подготовку будущих специалистов. Отношения образовательного учреждения и работодателя начинают строиться по принципу диалогичности и взаимной заинтересованности. При этом дуальная система предоставляет выпускникам учебных заведений перспективы и возможности для управления собственной карьерой [4, с. 47]. Необходимость применения принципа дуальности в профессиональном образовании уже не вызывает сомнений, речь идет о создании оптимальных условий для этого, о практико-ориентированной трансформации образовательного процесса. Каждый преподаватель дисциплин, входящих в профессиональные модули, оказывается в ситуации, когда он должен не только принять дуальный подход, но и разработать эффективные способы его использования в рамках своей учебной дисциплины.

Внедрение дуального обучения в педагогическом образовании обусловлено требованиями и федеральных государственных образовательных стандартов педагогических специальностей, и профессионального стандарта «Педагог», который предусматривает такие трудовые действия и умения, которые невозможно сформировать без полноценной подготовки на базе школы. Это, в частности, разработка и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; использование и апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающих-

ся, в том числе с особыми потребностями в образовании; регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); управление учебными группами; взаимодействие с родителями и мн. др.1

В настоящее время идет накопление опыта преподавателей профессиональных образовательных организаций в сфере дуального обучения. Одной из ключевых проблем становится определение наиболее эффективных форм дуального обучения, преодоление факторов, мешающих его реализации. Для организации взаимодействия с представителями работодателя педагогу требуются развитые коммуникативные компетенции, владение организационно-управленческими умениями, опытом работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решений [5].

Цель нашего исследования - выявить и описать условия и механизмы применения дуального обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Задачи исследования:

- выделить основные факторы, обусловливающие специфику реализации дуального подхода в педагогическом образовании;

- изучить мнение студентов - будущих учителей об эффективности дуального обучения;

- разработать и апробировать инструменты дуального обучения в ходе освоения профессионального модуля «Классное руководство».

Мы предполагаем, что профессиональная подготовка будущих учителей становится более эффективной при поиске и внедрении форм и методов взаимодействия студентов и школы, отвечающих потребностям всех участников образовательного процесса и условиям их учебной и профессиональной деятельности.

1 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Доступ из справочно-правовой базы Гарант.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В статье описаны результаты начального этапа исследования, проведенного в 20222024 гг. в ГБПОУ «Курганский педагогический колледж». В ходе исследования применялся метод теоретического анализа, позволивший выделить основные подходы к определению дуального обучения и сущности дуальности как принципа организации профессиональной подготовки. Использовался анализ федеральной и локальной нормативно-правовой базы. Проведено анкетирование студентов - будущих учителей. В исследовании анализируется авторский педагогический опыт.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опираясь на современные подходы к трактовке сущности дуального обучения в педагогическом образовании, мы определяем его как организационно-содержательную систему профессионального и социально-культурного взаимодействия образовательных учреждений, в ходе которого происходит практико-ориентированное формирование личности и профессиональных компетенций будущих педагогов. Значимым признаком дуального обучения является глубокое и активное вовлечение учреждений-работодателей во все сферы профессиональной подготовки: формирование ценностной сферы будущего педагога, создание условий для овладения традиционными и современными педагогическими компетенциями, профессиональное развитие и саморазвитие.

Подготовка учителей начальных классов требует, чтобы развитие образовательных и педагогических способностей было основой, а предметные знания - опорой [6]. Углубление сотрудничества с работодателями предоставляет идеальную платформу для практики [7]. При разработке образовательных программ сначала ставятся практико-ориентированные цели, затем под руководством работодателя определяются результаты их достижения [8]. Р.В. Селюков отмечает, что при реализации дуального обучения в педагогических колледжах необходимо соблюдение следующих педагогических требований: 1. Разработка нормативно-правовой базы для организации дуального обучения. 2. Выявление потребно-

сти работодателей - руководителей школ в освоении студентами в рамках профессионального обучения дополнительного набора трудовых функций - профессиональных компетенций. 3. Обогащение образовательных программ дополнительным содержанием с целью формирования определенных работодателями дополнительных трудовых функций. 4. Определение новых подходов к организации дуального обучения, включающих проектирование междисциплинарных инте-гративных курсов, направленных на формирование дополнительных профессиональных компетенций с использованием современных образовательных технологий; разработку содержания педагогической практики на основе взаимодействия учебно-производственных сред педагогического колледжа и общеобразовательных школ [9].

Так, в ГБПОУ «Курганский педагогический колледж» разработаны Положение о дуальном обучении, Программа дуального обучения, заключены договоры о сотрудничестве с работодателями. Совместно с колледжем представители работодателей организуют процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных ими в процессе дуального обучения, участвуют в работе комиссий по проведению квалификационных экзаменов и государственной итоговой аттестации в колледже, в том числе в качестве независимых экспертов на демонстрационных экзаменах.

За 2022-2023 учебный год подписаны 51 договор о сетевом взаимодействии, 17 договоров о дуальном обучении, 338 индивидуальных договоров с обучающимися. Проведены 4 встречи с работодателями по вопросу организации дуального обучения на предприятии, региональное мероприятие «Профессиональный старт», в котором участвовали 31 организация города и 3 района Курганской области, 5 Ярмарок вакансий, 127 встреч студентов с работодателями.

Дуальное обучение на предприятиях составило 10811 часов. Стажировку на рабочем месте прошли 39 студентов. Совмещали обучение с работой по специальности - 53 студента 3, 4 курса. В частности, со студентами специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 «Коррекцион-ная педагогика в начальном образовании»

взаимодействовали 28 наставников из МБОУ «СОШ № 11» и МБОУ «СОШ № 29» г. Кургана, педагоги других школ. Основными формами профессионального сотрудничества были: проведение лекционных и практических занятий по учебным дисциплинам, встречи с представителями 4 школ и посещение открытых уроков и мероприятий, экскурсии в образовательные учреждения и библиотеки, мастер-классы для студентов и педагогов. Представители работодателей участвовали в проведении конкурсов, акций в рамках реализации воспитательной программы колледжа и в организации исследовательской деятельности студентов на базе образовательных учреждений города и области.2

Эти данные свидетельствуют об активной вовлеченности коллектива колледжа в разработку и апробирование форм и способов практико-ориентированного взаимодействия с работодателями. Количество часов, отведенных на дуальное обучение по каждому междисциплинарному курсу и профессиональному модулю, достигло 50 %.

Нами проведено анонимное и добровольное исследование, в котором участвовали 38 студентов выпускных групп специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Анкетирование было посвящено взаимодействию студентов с педагогами школы.

На вопрос «Считаете ли вы взаимодействие будущего педагога с педагогами-практиками эффективной формой вашей профессиональной подготовки?» все ответили утвердительно. Наиболее эффективные формы взаимодействия студента с педагогами-практиками показаны в табл. 1.

Студенты приветствуют личное общение с учителями школы, отводят высокую роль наставничеству и индивидуальному консультированию. Почти 40 % респондентов понимают значимость работы в качестве штатного педагога школы. Результаты ответов на данный вопрос свидетельствуют о правильности стремления преподавателей колледжа к разнообразию форм подготовки в рамках учебных дисциплин.

2 ГБПОУ «Курганский педагогический колледж». Официальный сайт. URL: https://kpk.kss45.ru (дата обращения: 09.10.2023).

Ответы на вопрос: «С какой частотой необходимо проводить профессиональное взаимодействие студента и педагогов школы?» представлены в табл. 2. Более половины участников исследования считают нужным осуществлять постоянное взаимодействие, это свидетельствует о понимании значимости профессиональных контактов со школой.

Студентам было предложено выделить, в каких аспектах и проблемах профессиональной деятельности они хотели бы получить помощь при взаимодействии с педагогами школы (табл. 3). Очевидна важность для студентов такого направления деятельности, как коммуникация с участниками образовательного процесса.

При ответе на вопрос «В процессе преподавания каких учебных дисциплин в колледже наиболее эффективно используется дуальное обучение?» были названы многие учебные дисциплины. Лидировали профессиональные модули 01 «Преподавание по программам начального общего образования» и 03 «Классное руководство». Эти модули включают 11 междисциплинарных курсов, учебные и производственные практики.

Студенты выделили факторы, которые наиболее мешают внедрению дуального обучения в образовательный процесс колледжа (табл. 4). На первый план снова выходят организационные условия, которые можно совершенствовать.

Студентами также был оценен уровень внедрения дуального обучения в учебный процесс колледжа. Большинство признало его достаточным, с перспективой дальнейшего расширения (табл. 5).

Результаты анкетирования показали, что студенты не только поддерживают внедрение дуального обучения в образовательный процесс колледжа, но и готовы к его большему распространению. Будущие учителя готовы к разнообразным формам профессионального сотрудничества и увеличению доли занятий на базе школы.

Мы осуществляли разработку и внедрение механизмов дуального обучения в соответствии со следующими принципами: 1. Детерминированность дуального обучения целями и задачами профессиональной подготовки. 2. Осознание студентами и педагогами необходимости дуального обучения как эффективной

Таблица 1

Формы взаимодействия студента с педагогами-практиками

Table 1

Forms of student interaction with teaching practitioners

Форма взаимодействия Form of interaction Количество выборов, % Number of selections, %

Аудиторные занятия по междисциплинарным курсам, проводимые педагогами со студентами по актуальным направлениям деятельности школы Classroom sessions on interdisciplinary courses conducted by teachers with students in current areas of the school's activities 68,4

Наставничество педагогов школы над молодым специалистом Mentoring of school teachers over young specialists 57,9

Подготовка и проведение студентами учебных занятий и внеурочных мероприятий с учащимися под руководством педагогов школы в процессе учебной и производственной практики Students prepare and conduct educational classes and extracurricular activities under the guidance of school teachers in educational and industrial practice 55,3

Интервью с педагогами по профессионально-ориентированным проблемам Interviews with teachers on professionally oriented issues 50

Индивидуальное консультирование студентов педагогами школы Individual counseling of students by school teachers 42,1

Работа студента в качестве штатного педагога школы Students work as a full-time school teacher 39,5

Ознакомление студентов с практикой работы школы в процессе выполнения самостоятельной учебной работы по междисциплинарным курсам Students understand school practices while completing independent study work on interdisciplinary courses 28,9

Изучение опыта педагогов школы в процессе анализа их материалов в научных статьях, публикациях в интернет-сообществах и т.п. Studying the experience of school teachers while analyzing their materials in scientific articles, publications in online communities, etc 26,3

Участие студента в интернет-активностях профессиональной направленности: вебинарах, конференциях, мастер-классах, онлайн-курсах и др., по актуальным проблемам педагогической деятельности Student participation in professional Internet activities: webinars, conferences, master classes, online courses, etc. on current issues in teaching 21,1

Таблица 2

Необходимая частота проведения профессионального взаимодействия студента и педагогов школы

Table 2

Required frequency of professional interaction between students and school teachers

Частота проведения взаимодействия Количество выборов, %

Frequency of interaction Number of selections, %

Регулярно / Regularly 36,8

1-2 раза в семестр / 1-2 times per semester 34,2

3-5 раз в семестр / 3-5 times per semester 23,8

Затруднились ответить / Difficult to answer 5,2

Таблица 3

Аспекты и проблемы профессиональной деятельности, в которых необходима помощь педагогов школы

Table 3

Aspects and issues of professional activity with necessary assistance of school teachers

Аспекты и проблемы Aspects and problems Количество выборов, % Number of selections, %

Нормативно-правовая база деятельности школы, подготовка педагогом нормативно-отчетной документации Regulatory and legal database for school activities, teacher preparation of regulatory reporting documentation 81,6

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся Working with parents (legal representatives) of students 78,9

Психологические особенности взаимодействия с обучающимися Psychological features of interaction with students 71,1

Разработка учебных занятий и внеурочных мероприятий Development of training sessions and extracurricular activities 52,6

Участие в профессиональных конкурсах Participation in professional competitions 26,3

Факторы, мешающие внедрению дуального обучения в образовательный процесс колледжа Factors hindering the introduction of dual learning into the college educational process Таблица 4 Table 4

Факторы Factors Количество выборов, % Number of selections, %

Сложность согласования расписания деятельности студентов и педагогов школы Difficulty of coordinating the activity schedule of students and school teachers 81,6

Высокий уровень занятости педагогов школы и учебной нагрузки студентов High level of workload of school teachers and students 71,1

Недостаточный уровень стимулирования (морального и материального) студентов и педагогов школы за участие в дуальном обучении Insufficient level of incentives (moral and material) for students and school teachers for participating in dual education 34,2

Низкий уровень мотивации педагогов школы к реализации дуального обучения Low level of motivation of school teachers to implement dual education 18,4

Низкий уровень мотивации студентов к взаимодействию с педагогами-практиками Low level of student motivation to interact with practicing teachers 15,8

Таблица 5 Оценка уровня внедрения дуального обучения в учебный процесс колледжа Table 5 Assessing the level of implementation of dual education in the college educational process

Уровень внедрения дуального обучения Level of implementation of dual training Количество выборов, % Number of selections, %

Достаточный, но необходимо дальнейшее расширение Sufficient, but needs further expansion 68,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточный, необходимо серьезное совершенствование форм и содержания дуального обучения Insufficient, serious improvement in the forms and content of dual training is necessary 13,2

Высокий High 5,2

Затруднились ответить Difficult to answer 13,2

формы профессионального взаимодействия. 3. Учет организационно-педагогических условий образовательного процесса колледжа и школы. 4. Наличие «обратной связи».

В рамках самостоятельной учебной работы по дисциплине МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» мы предлагали студентам такие задания, как: разработка рекомендаций классному руководителю по работе с социально уязвимыми и социально запущенными детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении (диагностика, профилактика, коррекция); разработка примерной программы исследования семьи; разработка формы работы с родителями по их педагогическому просвещению и использованию конструктивных усилий в области воспитания и развития одаренного ребенка; анализ опыта классных руководителей по организации взаимодействия с социальными партнерами. Выполнение заданий осуществлялось на основе анализа опыта учителей российских школ, представленного в научно-методических журналах, профессиональных интернет-сообществах, профессионально-ориентированных группах в социальной сети ВКонтакте.

В планы практических занятий были включены такие задания, как: анализ опыта организации воспитательной работы в начальной школе (индивидуальная работа с обучающимися); анализ характеристик обучающихся и определение направлений индивидуальной работы с ними; разработка интерактивного мероприятия с родителями обучающихся; разработка рекомендаций по взаимодействию классного руководителя с работниками музеев и библиотечной системы в воспитательной работе; разработка модели взаимодействия классного руководителя с представителями социальных институтов при организации гра-жданско-патриотического воспитания, трудового воспитания и профориентации, развития творческих способностей обучающихся и организации их полезного досуга и др. Мы активно вовлекали студентов в изучение материалов финала конкурса «Учитель года России» последних лет, в участие в различных формах онлайн-мероприятий профессиональной направленности (вебинары, конференции, учебные курсы).

Нами были разработаны рекомендации для учителей, раскрывающие содержание того материала, который необходимо было освоить в ходе проводимых ими со студентами занятий. В качестве примера приведем фрагмент рекомендаций по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя».

Тема 1.2. Теоретические и методические основы работы классного руководителя с младшими школьниками (практические занятия, 8 ч).

Дидактические единицы:

- анализ опыта классных руководителей по адаптации обучающихся к условиям начального общего образования;

- анализ опыта организации внеурочной деятельности классными руководителями в начальной школе.

Содержание деятельности педагога образовательного учреждения:

1. Раскрыть, как ведется контроль адаптации первоклассников к условиям ОУ:

- по каким параметрам определяется степень адаптации и какими методами (можно представить список и содержание методик);

- в какое время ведется изучение адаптации, какие специалисты, кроме классного руководителя, в этом задействованы;

- какие меры принимает педагог в случае наличия дезадаптированных детей (желательно на конкретных примерах);

- как отражается работа по адаптации в документации классного руководителя.

2. Описать опыт организации внеурочной деятельности в классе:

- если разработана программа внеурочной деятельности, раскрыть структуру и содержание (желательно представить текст программы);

- как классный руководитель участвует в определении содержания внеурочной деятельности (какие формы внеурочной деятельности предоставляют школа, учреждения дополнительного образования, другие социальные институты, как проходит ознакомление детей и родителей с этими формами);

- с какими проблемами встречается классный руководитель при организации внеурочной деятельности, бывают ли ситуации, когда родители и ребенок отказываются от участия во внеурочной деятельности;

- как отражается работа по организации внеурочной деятельности в документации классного руководителя.

Педагоги МБОУ «СОШ № 29» г. Курган проводили занятия в форме мастер-классов и представили «банк» материалов по вопросам планирования воспитательной работы классного руководителя и организации работы классного руководителя с родителями обучающихся. Эти материалы анализировались нами на занятиях. Интересным и максимально практи-ко-ориентированным стало занятие, проведенное педагогом-психологом школы, в ходе которого студенты могли ознакомиться с системой его работы по диагностике адаптирован-ности первоклассников и особенностями взаимодействия с классными руководителями и родителями обучающихся.

Учитель школы также приняла участие в качестве эксперта в защите курсовых работ студентов, выполненных под нашим руководством. При выполнении задания аудиторной учебной практики «Разработка конспекта воспитательного мероприятия с учетом содержания дисциплин художественно-эстетического цикла» учителя провели консультирование двух учебных групп.

Нами уделено особое внимание трансформации содержания аудиторной учебной практики с целью повышения взаимодействия студентов и учителей школы. Программа практики с самого начала была ориентирована на изучение практического опыта учителей школ, но этот опыт мы находили, в основном, в научных статьях и публикациях учителей в профессиональных интернет-сообществах. В числе заданий были анализ программы воспитательной работы классного руководителя, разработка и оформление конспекта внеклассного мероприятия с учащимися, проектирование модели ученического самоуправления в классе, изучение опыта организации адресной работы с различными контингентами обучающихся в начальных классах, проектирование модели детско-взрослого объединения в начальных классах и разработка концепции мероприятия для данного объединения, разработка рекомендаций «Классный руководитель в сети Интернет», разработка инструментария для анализа деятельности классного руководителя и др.

На 2024-2025 учебный год предполагается введение следующих заданий: анализ региональных практик по организации воспитательной работы с обучающимися начальных классов, разработка и презентация «фестиваля практик»; разработка и презентация конспектов профориентационного мероприятия для обучающихся начальных классов и дидактических материалов и мероприятия по граж-данско-патриотическому воспитанию младших школьников (с использованием регионального компонента) и дидактических материалов; разработка анкеты для младших школьников по выявлению уровня сформиро-ванности учебной мотивации, анализ результатов анкетирования; разработка и презентация проекта классного уголка с использованием интернет-сервисов; разработка рекомендаций для классного руководителя по созданию безопасной образовательной среды; разработка анкеты для классного руководителя по выявлению передового педагогического опыта в сфере воспитания, анализ результатов анкетирования; анализ опыта организации наставничества классных руководителей в начальных классах; разработка рекомендаций классному руководителю по повышению квалификации и самообразованию.

Нами также проведено несколько занятий в форме творческих встреч студентов со своими товарищами, уже работающими в школе в качестве штатных учителей. В ходе данных занятий были раскрыты особенности организации работы начинающего учителя, адаптации его в педагогическом коллективе, взаимодействия с обучающимися и их родителями. Студенты - участники творческой группы «Применение инструментов электронного обучения в деятельности учителя начальных классов» под нашим руководством провели мастер-класс, где представили свой опыт использования электронных образовательных ресурсов в преподавании учебных предметов в начальных классах.

Практико-ориентированной является и программа экзамена по профессиональному модулю «Классное руководство». Она включает такие задания, как: изучите характеристику класса, интерпретируйте ее результаты и составьте рекомендации классному руководителю по организации работы с классным коллективом; составьте рекомендации родителям и

классному руководителю по формированию социальной активности обучающихся начальных классов; разработайте программу диагностики личности младшего школьника (по выбранному вами направлению - психические познавательные процессы, волевая сфера, коммуникативные качества, духовно-нравственное развитие и др.); разработайте рекомендации классному руководителю по созданию актива класса и работе с ним и др. По итогам экзамена в 2023 г. показано более 90 % качества, что может свидетельствовать об эффективности применения дуального обучения. В 2024 г. предполагается проведение экзамена по модулю в форме демонстрационного экзамена, связанного с разработкой конспекта воспитательного мероприятия художественно-эстетической направленности. Анализ продуктов деятельности студентов (контрольные работы, эссе, отчеты по практике) выявил расширение профессионального кругозора, усиление внимания к практическим аспектам педагогической работы, формулированию собственной педагогической позиции.

Таким образом, мы продолжаем поиск и исследование инструментов дуального обучения. Наш опыт свидетельствует о правильности выбора дуального обучения в качестве образовательной технологии при подготовке будущих педагогов.

Проблемные аспекты дуального обучения. А.А. Кутумова и Г.А. Яркова выделяют преимущества технологии дуального обучения перед традиционной формой обучения: возможность устранить разрыв между теорией и практикой и усилить практическую направленность образовательного процесса, при сохранении уровня теоретической составляющей; возможность воздействовать на личность специалиста, на формирование необходимых качеств работника; повышение мотивации и потребности для получения знаний, необходимых для профессиональной деятельности; повышение заинтересованности руководителя предприятия и организации в обучении и подготовке «своих» работников; повышение мобильности и конкурентоспособности выпускника на современном рынке труда [10]. Вместе с тем мы считаем, что сохранение уровня теоретической подготовки при дуальном обучении еще нуждается в проверке и доказательстве. При дуальной

системе фактически может происходить изменение традиционной логики изучения теории: студент осваивает теоретические положения, сначала погрузившись в выполнение практических функций. Это аспекты теории, которые можно выделить и понять на практике: нормативно-правовая база деятельности, принципы и правила взаимодействия с субъектами образовательного процесса, механизмы разработки и проведения учебных и внеурочных занятий и др.

Однако есть и такие теоретические положения, которые необходимо знать уже в начале практической работы. Это, например, возрастные особенности обучающихся, правила выбора форм и методов обучения, нормы профессиональной этики и морали, методы исследования личности обучающихся, принципы и способы воспитательной работы с детским коллективом. В данном случае, выводя теорию из условий практической деятельности, студент может допустить ряд профессиональных ошибок. Поэтому важной проблемой становится определение для каждой темы учебной дисциплины соотношения подходов к логике изучения теории и практики: где двигаться традиционным путем, а где сразу погружать в практическую деятельность, которая приведет студента к теоретическим выводам.

В Германии четко разграничивают сферу ответственности партнеров в дуальном образовании. Задача компании - предоставить ученику практический опыт, прежде всего, с точки зрения навыков и способностей. Образовательное учреждение, в свою очередь, дает обучающимся теоретические знания, берет на себя социальную и воспитательную функции. При этом для каждой профессии существуют подробные правила обучения, в которых оговаривается момент, когда инструктирующий представитель компании должен преподавать, какие навыки и знания. Это должен обеспечить и задокументировать работодатель. Структура дуального обучения включает специализированные знания, мастерство, общее образование, развитие социальных компетенций и профессионального опыта.3

3 Dual vocational education: How the future works. URL: https://www.hwk-rhein-main.de/adbimage/5670/asset-original/broschuere-vet en.pdf (accessed: 09.10.2023).

На наш взгляд, проблема определения функций организаторов дуального обучения сегодня актуальна для российской системы образования. Но в педагогическом образовании партнером в подготовке будущих учителей выступает школа, среда которой влияет и на формирование ценностной сферы студентов, и на расширение их социальных контактов. Таким образом, функции воспитания и социализации будущего специалиста не могут быть делегированы только профессиональному образовательному учреждению.

К. Орр предлагает в дуальном образовании признавать стажеров как определенную категорию сотрудников, поощрять студентов видеть себя работниками организации, экспериментировать и учиться на ошибках. Студентам, работающим в школе, следует так распределить нагрузку, чтобы они могли посещать занятия коллег, тщательно планировать свои уроки и думать о том, как они могли бы развивать свою практику, опираясь на обсуждения и собственный опыт. Ключевую роль он отводит преподавателям профессионального образовательного учреждения, которые значительно определяют развитие и поддержку учителей-стажеров и повышение стандартов преподавания в колледже. Наставниками будущих учителей должны выступать волонтеры, в рамках их трудового распорядка должно выделяться особое время для их общения со стажерами. Преподаватели профессионального образовательного учреждения должны учитывать, какие профессиональные знания требуются новому учителю в школе. Повышение актуальности теории для студентов требует использования технологий ситуационного и социального обучения, а студенты должны уметь анализировать и критиковать педагогические теории, а также использовать их для анализа и критики своей собственной работы [11].

Мы считаем, что необходимо искать пути стимулирования мотивации (и моральной, и материальной) учителей школы и преподавателей профессиональных учебных заведений к реализации дуального обучения. Одним из этих путей будет определение оптимальных механизмов распределения рабочего времени, введение материальных (не символического размера) стимулов, поощрение об-

мена опытом и научно-исследовательской работы по проблематике дуального обучения.

В.И. Блинов выделяет недостатки дуального обучения: во-первых, дуальное обучение требует высокой заинтересованности со стороны конкретных предприятий, их готовности взять на себя всю практическую часть подготовки обучающихся; во-вторых, процессы обучения и итоговой аттестации студентов будничны и не эффективны. Производственная среда прагматична и не публична. Само участие предприятий в образовательном процессе диктуется экономическими соображениями и собственными интересами [12]. Для процесса подготовки будущих педагогов мы бы назвали это скорее факторами, которые приходится учитывать, но которые не являются непреодолимыми препятствиями. При продуманном подходе партнерам удастся четко разграничить сферу ответственности в практической части подготовки. Так, анализ педагогического опыта студенты могут проводить и без непосредственного контакта с практикующими учителями - через изучение научных статей, видеозаписей уроков и мероприятий профессиональных конкурсов, публикаций в профессиональных интернет-сообществах и социальных сетях, участие в онлайн-вебинарах и конференциях. Речь не должна идти о полном перекладывании практической подготовки на работодателя, но то, что его роль заметно повышается, -бесспорно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологическое обоснование дуального обучения нуждается в конкретном технологическом и методическом воплощении. Наше исследование обобщает первые итоги начального этапа внедрения дуального обучения в практике профессиональной подготовки будущего учителя. Эти итоги в целом положительны, но выявлены проблемы организационного характера, оптимальное решение которых предстоит найти.

Тренд на сближение теории и практики является актуальным и необходимым для современного образования. Дуальное обучение побуждает преподавателей искать пути уменьшения доли абстрактных теоретических положений в содержании учебных дисциплин и усиления направленности на фор-

мирование практических умений и компетенций. Оно способствует расширению социального партнерства, предотвращению несоответствия содержания учебных программ профессионального образовательного учреждения и реальной практики школы.

Понимание дуального обучения как организационно-содержательной системы требует гармоничного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, объе-

диненных общими целями, мотивами, методами профессиональной коммуникации. Дальнейшим направлением нашего исследования должны стать разработка и внедрение форм внеурочной деятельности по взаимодействию студентов и работодателей, совершенствование методического обеспечения дуальности в процессе преподавания учебных дисциплин профессионального цикла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов В.А., Романов П.Ю., Павленко Д.И., Филиппов А.М. Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся организаций СПО // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12. № 1. С. 20-34. DOI 10.14529/ped200102; EDN: PELYGQ

2. Синицын Ю.Н. Дуальное обучение как часть постиндустриального образования // Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы. М.: Мир науки, 2019. С. 6-10. EDN: JZRZGH

3. Naumovski L., Naumovska S. Dual Education in Business Law Opportunity for Cognitive Activity and Training in Interaction with Social Partners in North Macedonia // International Journal of Instruction. July 2022. Vol. 15. № 3. P. 767-786. DOI 10.29333/iji.2022.15342a

4. Покровская Е.А. Дуальное образование как фактор успешного трудоустройства выпускников СПО // Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы. М.: Мир науки, 2019. С. 45-47. EDN: RMZCGQ

5. Гайнеев Э.Р., Громова Е.М., Масалимова А.Р. Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 2. С. 307317. DOI 10.20913/2618-7515-2023-2-13; EDN: AJIYMW

6. Yu Y., Wang Y., Zhou Q., Wei Y. Research on the Training Mode of «Dual-track Parallel and Fixed Post Training» // International Journal of Education and Humanities. 2023. Vol. 8. № 3. P. 174-179. DOI 10.54097/ij eh.v8i3.8670

7. Bian J., WangX. Study of Talents Training Mode of Modern Apprenticeship in the Higher Vocational Education // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2017. Vol. 61. P. 422-426. DOI 10.2991/isss-17.2017.149

8. Безусова Т.А. Модель перехода к дуальному педагогическому образованию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 3. С. 14-24. DOI 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-2; EDN: PMKNIA

9. Селюков Р.В. Модель формирования оценочной компетенции будущих педагогов в процессе дуального обучения // Вестник Бурятского государственного университета. Образование, личность, общество. 2019. Вып. 2. С. 66-74. EDN: GVIRSB

10. Кутумова А.А., Яркова Г.А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4. С. 139-142. EDN: VVXZQX

11. Orr K. Dual roles and dual identities: enhancing the experience of in-service teacher training in English further education // Teaching in Lifelong Learning. 2009. Vol. 1. № 2. P. 5-13. DOI 10.5920/till.2009.125

12. Блинов В.И. Государственная итоговая аттестация выпускников среднего профессионального образования: цели, задачи, условия и технологии // Среднее профессиональное образование. 2018. № 4. С. 3-7. EDN: URNNKM

REFERENCES

1. Belikov V.A., Romanov P.Yu., Pavlenko D.I., Filippov A.M. Influence of the dual system of professional education on the quality of training of students in vocational education. Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Educational Science, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 20-34. (In Russian). DOI 10.14529/ped200102

2. Sinitsyn Yu.N. Dual education as part of post-industrial education. In: Dual Education: Experience, Issues, Prospects. Moscow, Mir nauki Publ., 2019, pp. 6-10. (In Russian).

3. Naumovski L., Naumovska S. Dual Education in Business Law Opportunity for Cognitive Activity and Training in Interaction with Social Partners in North Macedonia. International Journal of Instruction, July 2022, vol. 15, no. 3, pp. 767-786. DOI 10.29333/iji.2022.15342a

4. Pokrovskaya E.A. Dual education as a factor in the successful employment of graduates of secondary vocational education. In: Dual Education: Experience, Issues, Prospects. Moscow, Mir nauki Publ., 2019, pp. 4547. (In Russian).

5. Gaineev E.R., Gromova E.M., Masalimova A.R. Mentoring in the context of implementation of the dual approach in personnel training. Professional Education in the Modern World, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 307317. (In Russian). DOI 10.20913/2618-7515-2023-2-13

6. Yu Y., Wang Y., Zhou Q., Wei Y. Research on the Training Mode of "Dual-track Parallel and Fixed Post Training". International Journal of Education and Humanities, 2023, vol. 8, no. 3, pp. 174-179. DOI 10.54097/ij eh.v8i3.8670

7. Bian J., Wang X. Study of Talents Training Mode of Modern Apprenticeship in the Higher Vocational Education. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2017, vol. 61, pp. 422-426. DOI 10.2991/isss-17.2017.149

8. Bezusova T.A. The model of transition to dual pedagogical education in higher education. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2021, vol. 7, no. 3, pp. 14-24. (In Russian). DOI 10.18413/23138971-2021-7-3-0-2

9. Selyukov R.V. Model of development of the evaluation competence of future teachers in the process of dual training. Bulletin of the Buryat State University. Education, Personality, Society, 2019, issue 2, pp. 66-74. (In Russian).

10. Kutumova A.A., Yarkova G.A. Dual education system as a training technology of bachelors' of vocational educaion in the pedagogical institution of today. Modern High Technologies, 2016, no. 4, pp. 139-142. (In Russian).

11. Orr K. Dual roles and dual identities: enhancing the experience of in-service teacher training in English further education. Teaching in Lifelong Learning, October 2009, vol. 1, no. 2, pp. 5-13. DOI 10.5920/till.2009.125

12. Blinov V.I. Secondary vocational education graduates' state final certification: goals, objectives, conditions and technologies. Journal of Secondary Vocational Education, 2018, no. 4, pp. 3-7. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Хазанов Илья Яковлевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна. Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация. E-mail: hazanovilya@gmail. com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7906-0529 Вклад в статью: общая идея исследования, анализ литературы, обобщение педагогического опыта, написание и корректировка статьи.

Ilya Ya. Hazanov - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Professional Education, Technology and Design Department. Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation.

E-mail: hazanovilya@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7906-0529 Contribution: main study conception, literature analysis, pedagogical experience evaluation, article writing and editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.