obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (дата обращения: 18 ноября 2018)
6. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада: [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://yadi.sM/hKaC_poX33ZuqT (дата обращения: 29 октября 2018)
7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь: энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=67709 (дата обращения: 29.03. 2018)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью: [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.apkpro.ш/doc/ПриказN^1599от19Л2.2014.pdf (дата обращения: 04.03. 2017)
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 03.03. 2017)
10. Юдина Е.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / под ред. Е.Г. Юдиной. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
Педагогика
УДК:378.09
кандидат педагогических наук, доцент Винтаева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Чаладзе Елена Автандиловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье определена специфика дуального обучения в педагогическом образовании, обозначены факторы ее успешности. В работе выделены формы взаимодействия вуза с базовыми образовательными организациями, описан опыт включения элементов дуального обучения в процесс подготовки учителей-дефектологов. Авторами рассматриваются условия овладения выпускниками профессиональными компетенциями и трудовыми функциями в рамках дуального обучения.
Ключевые слова: дуальное обучение; форма подготовки педагогических кадров; профессиональные компетенции; трудовые функции; формы взаимодействия с базовыми образовательными организациями.
An^tatton. The article defines the specificity of dual training in teacher education, identifies the factors for its success. The work highlighted the forms of interaction of the university with the basic educational organizations, describes the experience of incorporating elements of dual education in the process of training teacher-pathologists. The authors consider the conditions for the graduates to master professional competencies and labor functions in the framework of dual training.
Keywords: dual training; form of training of teaching staff; professional competencies; labor functions; forms of interaction with basic educational organizations.
Введение. Для реализации стратегических задач преодоления дефицита квалифицированных кадров, Правительством Российской Федерации предусмотрено последовательное внедрение в профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения [10].
Под дуальной системой подготовки специалистов мы понимаем особую инновационную модель организации высшего образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие вуза и образовательной организации, направленное на формирование у выпускников конкретного профиля требуемых работодателю профессиональных компетенций. Основным принципом, лежащим в основе данной модели, стал компетентностный подход в реализации целей высшего образования.
Подчеркнем специфику дуального обучения в педагогическом образовании, отмеченные в ряде исследований [6, 9, 10, 15], и отличающие его от других форм образования:
• целью дуального обучения выступает запрос региональной системы образования в педагогических кадрах востребованного профиля и уровня квалификации, соответствующего требованиям профессионального стандарта;
• механизмы социального партнерства предусматривают включенность образовательных организаций, представителей педагогического сообщества - непосредственных заказчиков педагогических кадров, в практико-ориентированный процесс вузовского образования;
• обогащение и доминирование в образовательном процессе практических форм обучения, нацеленных на формирование конкретных трудовых функций - стандартизируемых трудовые действий, необходимых умений и знаний;
• доминирование в образовательном процессе технологичных форм, методик, методов и средств обучения.
Изложение основного материала статьи. Дуальная модель образования подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг [1, 7, 13, 14]. В современном педагогическом образовании подобная модель дуального образования используется фрагментарно.
Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное обучение» [10]. В узком смысле, дуальное обучение рассматривается как новая форма подготовки кадров, предусматривающая теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя. По сути, это особая форма производственной практики в рамках образовательной программы по профилю подготовки, осуществляемая на рабочем месте. Тесное взаимодействие образовательной организации с организацией работодателя позволяет эффективно формировать как профессиональные компетенции, требуемые ФГОС ВО, так и
готовность выпускника к осуществлению трудовых функций, заложенных профессиональным стандартом. При этом региональная модель профессионального образования не меняется.
В широком смысле, дуальное образование [10] предполагает особую модель региональной системы образования, в которой:
- прогнозируется потребность в педагогических кадрах;
- осуществляется мониторинг и оценка их профессиональной квалификации;
- создаются условия для профессионального самоопределения и профессионального образования;
- реализуются гибкие модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- осуществляется коллегиальная система управления подготовки кадров.
Сегодня дуальное образование является самым перспективным направлением в подготовке педагогов, ориентированных на профессиональные стандарты [12]. Дуальная модель образования становится привлекательной [5, 8, 11, 13] благодаря следующим факторам:
1 - учебные планы составляются с учетом предложений работодателей, которые на основе своих потребностей в специалистах формируют конкретный заказ образовательным организациям. Работодатели выступают заинтересованными участниками образовательно процесса, включаясь как в отбор содержания профессионального образования, так и определяя специфику его организации.
2 - студенты получают возможность проходить производственную практику на рабочем месте и овладевать трудовыми функциями в рамках будущей профессиональной деятельности, отраженными в профессиональном стандарте.
3 - профессиональные компетенции, обеспечивающие готовность к осуществлению трудовых функций, осваиваются студентами на рабочем месте на основе эффективных технологий, использование которых в вузе затруднено.
4 - включенность студента в реальный педагогический процесс на рабочем месте способствует не только овладению трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, но и мотивирует, развивает личностно, обеспечивает формирование корпоративной культуры.
5 - продолжительная работа студентов-практикантов в образовательной организации позволяет выявить их сильные и слабые стороны, найти ту форму и вид профессиональной деятельности, в которых выпускник будет наиболее успешен.
Рассматривая дуальное обучение как форму подготовки педагогических кадров [3, 4], особую роль мы видим в отборе организационных форм, системы методов, приемов и образовательных технологий, обеспечивающих полноту освоения обучающимися как системы теоретических знаний, так и конкретных профессиональных умений, навыков, опыта профессиональной деятельности на основе взаимодействия учебного заведения и образовательной организации.
Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Обязательным признаком профессиональной компетенции, формируемой в условиях дуального обучения, выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные освоенные методики, технологии.
При внедрении дуальной формы обучения важно при разработке и реализации образовательной программы учитывать, как требования работодателя, отраженные в «Профессиональном стандарте педагога», проекте «Профессионального стандарта учителя-дефектолога», так и требования ФГОС ВО к уровню сформированности профессиональных компетенций выпускников, в том числе уровню их теоретической подготовки.
Разработанная технология дуального обучения основывается на следующих позициях:
- проведение занятий по дисциплинам базового и профессионального цикла - лекций, семинаров, практический занятий в учебных аудиториях предоставят возможность студентам вуза приобрести теоретическую базу предстоящей практической деятельности;
- теоретическое изучение дисциплин дополняется практикумами, производственными практиками в образовательных организациях.
Таким образом в условиях дуального обучения теоретическое обучение, реализуемое в формах лекций, семинарских и лабораторно-практических работ, конкретизируется и приобретает практическую направленность в процессе образовательной деятельности базовых организаций, участвующих в сетевом взаимодействии.
В условиях педагогического вуза и подготовки бакалавров по направлениям 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, реализуется элементы дуального обучения, отдельные организационные формы, средства их реализации, а также приёмы педагогической техники в условиях профессиональной подготовки на основе взаимодействия учебного заведения и базовых образовательных организаций.
Актуальность реализуемых элементов дуального обучения при подготовке учителя-дефектолога, педагога-психолога на основе компетентностного и практико-ориентированного подходов определяется тем, что анализ состояния современного специального образования позволил выявить недостатки в формировании профессиональной компетентности учителя-дефектолога, педагога-психолога, связанные с недостаточной их подготовленностью к решению стандартных и нестандартных профессиональных задач [2]. В этом контексте возрастает интерес к становлению и развитию профессиональной практической компетентности учителя-дефектолога, педагога-психолога.
В современных условиях развития Российского образования возникают противоречия между:
•изменяющимися требованиями к учителю-дефектологу и подготовкой его к традиционным видам деятельности без учёта социального заказа общества;
•объективной потребностью в учителе-дефектологе и неразработанностью практико-ориентированной модели его подготовки;
•достигнутым в науке уровнем знаний о педагоге как субъекте своего профессионального пути и проблеме реализацией этих знаний в подготовке учителя-дефектолога;
•необходимостью формирования профессионально-личностной готовности учителя-дефектолога и отсутствием технологий её становления.
В связи с этим, проблема компетентностной подготовки учителя-дефектолога в системе непрерывного педагогического образования в условиях сетевого практико-ориентированного взаимодействия приобретает особую актуальность.
Следует отметить, что факультет психологии и специального образования СГСПУ с момента своего создания активно включал в образовательный процесс практико-ориентированные модели обучения. На первых этапах нашей образовательной деятельности это было связано с острейшим дефицитом научно-методологической и методической базы. Специальные школы и детские сады были богатейшим источником знаний и опыта как для студентов, так и для преподавателей факультета.
Сегодня мы широко используем элементы дуальности, решая задачи подготовки учителя-дефектолога и педагога-психолога в соответствии с требованиями модернизации и реформирования всей системы специального образования.
Дуальная модель образования включает следующие формы взаимодействия с базовыми образовательными организациями:
- экспертиза содержания и структуры основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного профессионального образования;
- формирование перечня требований к результатам освоения программ высшего образования в условиях дуального образования;
- отработка условий и технологии организации образовательного процесса при реализации образовательных программ, взаимодействия образовательных учреждений и работодателей;
- создание условий для постоянного мониторинга реализации образовательных программ;
- выработка рекомендаций по доработке модели дуального обучения педагогических кадров по программам бакалавриата по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», программам академической магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия.
С целью обеспечения качества и результативности образовательной деятельности в процессе сетевого взаимодействия было проведено собеседование с преподавателями СГСПУ и педагогами образовательных организаций для оценки уровня учебно-методической подготовленности, в частности, готовности к реализации дуальной модели обучения будущих дефектологов.
На факультете психологии и специального образования, в свою очередь, организованы курсы повышения квалификации для педагогов образовательных организаций, участвующих в дуальной модели образования. Целью повышения квалификации явилось освоение новых образовательных технологий по совместному формированию профессиональных компетенций будущего педагога и новых форм организации педагогической практики для освоения студентами трудовых функций и профессиональных действий учителя-дефектолога.
В СГСПУ был обеспечен доступ к базам данных и библиотечным фондам, предоставлен доступ к сети Интернет всех участников образовательного процесса. Были созданы условия для оперативного обмена информацией с образовательными учреждениями, участвующими в реализации модели дуального обучения.
Для достижения запланированных образовательных результатов, обмена опытом и обеспечения преемственности в учебном процессе преподавателями факультета осуществлялось включение современных образовательных технологий: портфолио, метод проектов, кейс-технологии, разбор клинического случая, интегрированное занятие и др. [2].
Важнейшей, интегрирующей составляющей дуального обучения является производственная практика, которая начинается с первых дней обучения студентов в вузе.
В первые дни пребывания в образовательном учреждении студенты-практиканты получают представления о структуре и специфике работы в детском саду или школе; учатся устанавливать позитивные отношения с педагогическим коллективом образовательной организации; знакомятся с воспитанниками дошкольных образовательных учреждении, учащимися; участвуют в совместной образовательной деятельности. Под руководством супервизоров студенты анализируют психолого-педагогическую и нормативную документацию, подключаются к разноплановой коррекционно-педагогической работе, в процессе которой они овладевают рядом трудовых умений и навыков:
- проведения комплексной диагностики, составления психолого-педагогической характеристики и перспективного плана работы;
- планирования и проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
- планирования и проведения воспитательной работы;
- работы с родителями;
- эмоционального взаимодействия с воспитанниками и педагогическим коллективом образовательной организации.
Все указанные виды работы сопровождаются оформлением соответствующей отчетной документации.
Во время работы студенты проводят обследование детей, совместно с супервизором анализируют структуру дефекта, учатся устанавливать причины и механизмы образовательных трудностей воспитанников. Производственная практика студентов позволяет обобщить полученные теоретические знания и практические навыки. В процессе непосредственной профессиональной деятельности в ходе практики студенты показали не только сформированность на достаточно высоком уровне готовности к профессиональной деятельности (желание, воодушевленность, сосредоточенность, удовлетворенность), но и развитость педагогических идеалов, взглядов, убеждений, толерантность и гуманистическое отношение к ребенку с проблемами в развитии и его семье.
Супервизоры (учителя-дефектологи, специальные психологи) оказывающие помощь студентам, отметили высокий уровень теоретической и практической подготовки, добросовестное, ответственное отношение студентов к работе.
Образовательные организации, включенные в модель дуального обучения, соответствовали следующим требованиям:
Организации имеют большой опыт экспериментальной, инновационной деятельности в области специального образования.
Деятельность организаций осуществляется профессиональной административно-управленческой командой, нацеленной на совершенствование системы образования детей с ОВЗ.
Организации располагают современной методической базой, предметно-пространственной средой, имеется доступ к специализированным информационным ресурсам; создана безбарьерная среда.
Образовательные организации укомплектованы высокопрофессиональными педагогическими кадрами, в числе которых учителя-дефектологи, учителя-логопеды, специальные психологи, выполняющие функции супервизоров.
Компетентность супервизоров подтверждается готовностью к непрерывному профессиональному развитию, в том числе готовностью к овладению в совместной со студентами деятельности новыми образовательными технологиями.
Педагоги, реализующие модель дуального обучения, активно участвуют в преподавании дисциплин учебного плана, в том числе на базе образовательных организаций.
Выводы. Первый опыт внедрения элементов дуального обучения показал эффективность этой модели, что продемонстрировали результаты государственной итоговой аттестации по направлениям подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Члены Государственной экзаменационной комиссии из числа работодателей подчеркнули высокий уровень сформированности компетенций выпускников, что позволяет говорить о их готовности к профессиональной деятельности.
Литература:
1. Васенин Е.И., Голубева В.П. Дуальная система образования как успешный проводник профессиональной и социальной адаптации студента. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00745804_0.html
2. Винтаева Т.Н., Чаладзе Е.А. Формирование профессиональных компетенций в подготовке бакалавров по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование с использованием интерактивных методов обучения // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч.4. - 500 с. - С. 86-88.
3. Григорьев Е.Н., Латыпова Р.М. Реализация элементов дуального обучения в образовательном процессе вуза // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. № 2(11). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 42-47. - URL: https://sibac.info/conf/modernscience/xi/97385
4. Григорьев Е.Н., Латыпова Р.М. Формирование активной субъектной позиции студента в условиях образовательного процесса вуза // Педагогика и психология, культура и искусство: I Межд. научно-практическая конф. (ноябрь 2017 г.) - Санкт-Петербург, 2017. - С. 107-122.
5. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf
6. Дуальное обучение. Основные вопросы, характеризующие дуальное обучение в РФ. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/dual-noie-obuchieniie-1.html
7. Есенина Е.Ю. О модели профессионального образования с учетом опыта Германии и Финляндии / Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — No11 — С. 17-20.
8. Захарченко Л.В., Некрасов С. И., Некрасова Ю.А. Пилотный Проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — No15 — С. 9-15.
9. Кутумова А.А., Яркова Г.А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. - С. 139-142.
10. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. - Москва, 2015, С. 13-33. https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf
11. Морева В.В. Преимущества дуальной системы обучения и ее влияние на качество образования. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038088
12. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.
13. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 41-45.
14. Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 21.01.2016).
15. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр. 49-62.