Научная статья на тему 'ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В.Н., Федорова А.Н.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время профессиональная подготовка будущих учителей происходит в условиях постоянно меняющихся социально-экономических состояний современного общества. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты повлек за собой необходимость внедрения в процесс обучения инновационных технологий, включающих в себя новые подходы к организации взаимодействия между высшей школой, обучающимся и образовательными учреждениями, в которых все большое количество студентов начинают профессиональную деятельность во время обучения. Цель статьи заключается в анализе теоретических основ дуального обучения в системе профессиональной подготовки педагогов. Автором проанализировано современное состояние исследуемой проблемы в Чувашской Республике. Статья предназначена для учителей-практиков, а также студентам педагогических вузов, будущим учителей, планирующих или уже осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов В.Н., Федорова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The relevance of the article is due to the fact that at present the professional training of future teachers takes place in the context of the constantly changing socio-economic conditions of modern society. The transition to new federal state educational standards entailed the need to introduce innovative technologies into the learning process, including new approaches to organizing interaction between higher education, students and educational institutions, in which an increasing number of students begin their professional activities during training. The purpose of the article is to analyze the theoretical foundations of dual education in the system of professional training of teachers. The author analyzed the current state of the problem under study in the Chuvash Republic. The article is intended for practicing teachers, as well as students of pedagogical universities, future teachers planning or already carrying out professional teaching activities.

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 378.147:371.13

Дуальное обучение как педагогическая проблема Dual education as a pedagogical problem

Иванов В.Н., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Ivn57@mail.ru

Федорова А.Н., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, ombudsman21@bk.ru

Ivanov V., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Ivn57@mail.ru Fedorova A., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, ombudsman21@bk.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.006

Ключевые слова: дуальное обучение, профессиональные компетенции, профессиональное педагогическое образование.

Keywords: linguistic dual training, professional competencies, professional pedagogical education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время профессиональная подготовка будущих учителей происходит в условиях постоянно меняющихся социально-экономических состояний современного общества. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты повлек за собой необходимость внедрения в процесс обучения инновационных технологий, включающих в себя новые подходы к организации взаимодействия между высшей школой, обучающимся и образовательными учреждениями, в которых все большое количество студентов начинают профессиональную деятельность во время обучения. Цель статьи заключается в анализе теоретических основ дуального обучения в системе профессиональной подготовки педагогов. Автором проанализировано современное состояние исследуемой проблемы в Чувашской Республике. Статья предназначена для учителей-практиков, а также студентам педагогических вузов, будущим учителей, планирующих или уже осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that at present the professional training of future teachers takes place in the context of the constantly changing socio-economic conditions of modern society. The transition to new federal state educational standards entailed the need to introduce innovative technologies into the learning process, including new approaches to organizing interaction between higher education, students and educational institutions, in which an increasing number of students begin their professional activities during training. The purpose of the article is to analyze the theoretical foundations of dual education in the system of professional training of teachers. The author analyzed the current state of the problem under study in the Chuvash Republic. The article is intended for practicing teachers, as well as students of pedagogical universities, future teachers planning or already carrying out professional teaching activities.

Введение. Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»: дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Анализ отечественной и зарубежной научно -педагогической литературы и диссертационных исследований позволяет сделать вывод о том, что в них раскрыты отдельные вопросы - либо подготовки наставников в условиях дуального обучения, либо отдельные аспекты дуального образования, касающиеся, прежде всего, систему подготовки кадров предприятия: рабочих, техников, технологов, инженеров и т.д. [1;11]. Проблема профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях дуального

обучения имеет свои отличительные особенности, существенным образом отличается от наставничества, осуществляемого с молодыми кадрами предприятия. Это подразумевает необходимость разработки соответствующего научно-методического обеспечения

переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения. Недостаточность разработанности научно-методического

обеспечения выделена нами в нескольких аспектах:

- научно-теоретический: недостаточная обоснованность теоретико-методологических подходов, принципов, целей и переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения;

- содержательный: недостаточная разработанность содержания психолого-педагогической переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения;

- методический: недостаточная разработанность учебно-методического обеспечения, направленного на переподготовку педагогических кадров в условиях дуального обучения.

Таким образом, состояние теоретической разработанности данного вопроса и анализ практической деятельности позволили выявить противоречие между необходимостью организации переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения, способствующего эффективности данного процесса [9].

Проблема исследования: каковы структура, содержание и условия реализации научно-методического обеспечения переподготовки педагогических кадров в условиях дуального обучения.

Дуальное обучение появилось в Европе. Родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения. Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров [10;12].

В России профессиональное образование всегда находилось в тесной взаимосвязи с производственной сферой, определенным образом была организована практика на будущих местах профессиональной деятельности студентов.

Таким образом, можно сформулировать проблема исследования: каковы основы дуального обучения как педагогической проблемы? Решение данной проблемы является целью исследования.

Данная проблема связана, прежде всего, с проблемой практико-ориентированного подхода к подготовке будущих учителей.

Материалы и методы исследования. Исследование представляет собой первый этап над исследуемой проблемой, а именно, разработкой педагогической модели профессиональной переподготовки подготовки и педагогических кадров в условиях дуального обучения на примере Чувашской Республики. Материалом исследования стали данные по организации профессиональной деятельности обучающихся педагогического университета в школах в условиях продолжения обучения.

На данном этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, что определило методы исследования - теоретические (анализ методической литературы, синтез, обобщение).

Результаты исследования. Дуальное обучение является темой исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

Так Н.В. Ефремовой рассматривает производственная практика как компонент дуального обучения [2]; подготовке современных специалистов в системе дуального образования посвящены исследования В.В. Кольги, М.А. Шуваловой [3;10]; дуальная система инженерно-педагогического образования, по мнению Ю.Н. Петрова, представляет собой инновационную модель современного профессионального образования [5]; научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки обучающихся предметом

исследования Л.Н. Самолдиной [8] и др.

Вместе с тем, анализ трудов исследователей показал, что возможности дуального обучения в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей остаются

малоизученными.

Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью использования дуального обучения в педагогическом образовании и отсутствием разработок по организации данного процесса в современном педагогическом вузе.

В соответствии с определением на сайте Агентства стратегических инициатив, «дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе» [4].

Рассматривая дуальное обучение как педагогическую проблему в системе российского педагогического образования, необходимо проанализировать:

- многообразие факторов, влияющих на характер взаимодействия с учебными заведениями-партнёрами;

- специфику профиля подготовки, определяющей структуру учебного процесса;

- экономические, географические и социальные условия деятельности образовательной организации;

- традиции и инновационные образовательные технологии.

Таким образом, дуальное обучение можно рассматривать как многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие профессионального образования, в том числе профессионально-педагогического образования

[7].

Основой дуального обучения в ходе подготовки и переподготовки педагогических кадров является развитие и продвижения компетентностного подхода в высшей педагогической школе. Как известно, первым шагом было введение федеральных государственных образовательных стандартов

(ФГОС), которые обозначили в качестве результатов обучения общие и профессиональные компетенции. А поскольку компетенции могут развиваться только в деятельности, то становится очевидным, что для формирования профессиональных компетенций нужна профессиональная среда. Мы убеждены, что опыт профессиональной педагогической деятельности можно приобрести только в реальных условиях труда. Поэтому обучение на рабочем месте является необходимым условием формирования профессиональных компетенций.

При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой бакалавриата, образовательная организация включает в программу бакалавриата все обязательные профессиональные компетенции (при наличии). В стандарте отмечается, что образовательная организация вправе включить в программу бакалавриата одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии), исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам [6].

Также в стандарте отмечается, что совокупность компетенций,

установленныхпрограммой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в области профессиональной деятельности и не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности, и решать задачи профессиональной деятельности. Дуальное обучение дает возможность развить все компетенции, представленные в стандарте, но, прежде всего, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся, см. таблицу 1.

Таблица 1. -Возможности дуального обучения в развитии общепрофессиональных компетенции ФГОС ВО 3 + по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Компетенции - Содержание Возможности дуального обучения в развитии компетенции

ОПК-1 способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики - знакомство студентов с перечнем нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования; - знакомство с Уставом образовательного учреждения; - знакомство с нормами профессиональной этики в отдельно взятом образовательном учреждении

Продолжение таблицы 1

Компетенции - Содержание Возможности дуального обучения в развитии компетенции

ОПК-2 способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) - студенты в составе рабочих групп могут участвовать в разработке новых рабочих программ по дисциплинам или во внесении изменений в действующие рабочие программы

ОПК-3 способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Организацией совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельность обучающихся студенты занимаются, как правило, во время педагогической практики. Дуальное обучение позволяет пролонгировать данную деятельность, выстраивать ее поэтапную и пролонгированию траекторию

ОПК-4 способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовыхнациональных ценностей Духовно-нравственное воспитание обучающихся осуществляется студентов в рамках: - организации работы внеклассной работы с учащимися (посещение музеев, выставок, концертов, проведение классных часов, творческих конкурсов и т.д.); - учебного процесса средствами изучаемого предмета (например, изучение национальной культуры в сравнении с зарубежной культурой на уроках иностранного языка); - работы с родителями

ОПК-5 способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении Дуальное обучение дает возможность изученные теоретические основы осуществления контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся применить на практике. Рамки педагогической практики не позволяют в полной мере выявлять и корректировать трудности в обучении у обучающихся, дуальное обучение, в свою очередь, предполагает осуществление студентом этой работы в рамках профессиональной деятельности, т.к. данная работа является одной из обязанностей учителя

ОПК-6 способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями В рамках дуального обучения студент создает безопасные и психологически комфортныеусловия для обучающихся с ОВЗ

ОПК-7 способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ В рамках дуального обучения студент в полном объеме: - использует методы и приемы организации взаимодействия с обучающимися, их родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и специалистами; - использует методы и приемы управления; - ситуациями общения, сотрудничества, с учетом возрастного ииндивидуального развития, социальных, этноконфессиональных культурных различий участников образовательных отношений, а также составляет проект организации ситуациями; - общения, сотрудничества; - создает комфортную, деловую, дружелюбную атмосферу, защищает достоинство и интересы обучающихся

ОПК-8 способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Студент использует на практике специальные научные знания, осуществляя педагогическую и научную деятельность

Дуальное обучение является механизмом взаимодействия образовательных учреждений. Признание взаимообусловленности развития двух систем - школа и вуз - ключевой момент в рассмотрении дуального обучения. В инновационной педагогической деятельности объединились усилия педагогического университета и школы, и движущей силой выступает организующее начало - дуальное обучение. Для развития взаимодействия требуется фиксирование форм и условий выстраивания отношений между партнёрами, чёткого разграничения полномочий и сфер ответственности, закреплённых нормативно-правовыми актами. В настоящий момент отношения закрепляются двухсторонними договорами - договорами о прохождении педагогической практики студентами вуза в

60 50 40 30 20 10 0

учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях). В 2020-2021 учебном году увеличилось число студентов, совмещающих профессиональную деятельность с обучением в вузе, см. рисунок 1 и рисунок 2. Их деятельность в школе определяется и регулируется трудовым договором между местом работы и студентов. На данный момент еще не сформирован единый механизм организации работы студента, так как в трудовом договоре отсутствует третья сторона - вуз, в котором студент проходит обучении. Деятельность студента по совмещению работы и учебы определяется и фиксируется в индивидуальном плане обучения. В данном документе отсутствует также третье лицо -образовательное учреждение, в котором студент осуществляет профессиональную деятельность.

Рисунок 1. -Количество обучающихся очной формы обучения, педагогическая деятельность которых в образовательных организациях осуществляется на основании трудового договора или договора об оказании услуг, на разных курсах Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

в 2020-2021 учебном году

Физико-математический факультет Психолого-педагогический факультет Технолого-экономический факультет Факультет иностранных языков Факультет естественнонаучного образования Факультет физической культуры Факультет истории, управления и права Факультет чувашской и русской филологии Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и. Факультет художественного и музыкального образования

'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЬ 26 5

/уууууЛ 5

ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ^ 24

^^ 3 ТТЛ 3

5

¿ууууууууууууууул 13 6

4

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 2. -Количество обучающихся очной формы обучения, педагогическая деятельность которых в образовательных организациях осуществляется на основании трудового договора или договора об оказании услуг

Представленные на рисунках данные показывают, что больше всего трудоустроены студенты физико-математического факультета и факультета иностранных языков Чувашского педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Решение совмещать учебу и работу по направлению и профилю подготовки принимают в основном студенты пятого курса.

Дуальное обучение выступает также как механизм решения социальных задач, который, по мнению исследователей-практиков, «включает» социальный лифт, способствует продвижению молодого специалиста по карьерной лестнице. Кроме того, успешная социализация обучающихся происходит за счёт расширения зоны комфорта обучающихся (уверенности в собственных силах, взросление, уверенность в завтрашнем дне). В рамках дуального обучения студент получает возможность работать и получать оплату за свой труд, обеспечивается ранняя адаптация в педагогическом коллективе. Но главное - молодой человек получает уверенность в завтрашнем дне, получая возможность трудоустройства и опыт работы.

Можно выделить несколько преимуществ дуального обучения. Во-первых, это погружение студента в профессиональный мир, еще будучи обучающимся. Синергия теоретического обучения в университете и получения профессионального опыта - это то, часто является наиболее интересным для студентов в программе обучения. Задолго до окончания обучения студент имеет возможность познакомиться с реальной профессиональной деятельностью. В отличие от педагогической практики в учебном заведении (школе, колледже, лицее), программы дуального обучения предполагают заключение между студентом и работодателем долгосрочных трудовых контрактов, которые позволяют студенту работать и учиться одновременно и действительно развивать знания, полученные на занятиях в университете. Связь между теоретической подготовкой и выполнением профессиональных функций устанавливаются быстрее и являются более прочными. Кроме того, дуальное обучение позволяет студенту определить свою профессиональную траекторию в соответствии с приобретенными навыками, желаниями, ожиданиями и осознанием своего профессионального предназначения.

Во-вторых, дуальное обучение также позволяет создать условия, которые невозможно смоделировать в рамках учебного занятия в университете: понимание реальных потребностей школы, отношения с другими сотрудниками, взаимоотношения с учениками «учитель-ученик»,

иерархические отношения или полноправное участие в различных проектах школы.

Кроме того, профессиональная интеграция позволяет студенту очень рано начать создавать свою собственную «профессиональную сеть», под которой мы понимаем некоторый список людей, с которыми у обучающегося сложились профессиональные отношения, и к которым он может обратиться в конце своего обучения, когда он будет искать работу. Когда обучающийся действительно выходит на рынок труда, эта сеть может иметь решающее значение.

В-третьих, это ежемесячное вознаграждение, которое устанавливается в соответствии с различными критериями, характером трудового контракта, количеством выполняемой работы, которое чаще всего исчисляется в часах или ставках, наличием и размером стимулирующих выплат. Статус штатного сотрудника позволяет студенту пользоваться многими привилегиями (например, оплачиваемый отпуск), но до тех пор, пока он полностью теряет своего статуса студента, обучающийся всегда может воспользоваться своим студенческим билетом и множеством преимуществ, который он дает (скидка на транспорт, выгодные цены на культурные мероприятия и др.).

Дуальное обучение как модель реализации непрерывного образованиярассматривается с позиции общепринятой идеи «образования через всю жизнь». Постоянное обновление технологий производства требуют от работников не только приращения опыта, но и его переструктурирования, дополнения новым знанием [13]. В модели дуального обучения заложена высокая степень самостоятельности и ответственности обучающегося за результат собственной деятельности. Обучение на рабочем месте, внеаудиторная самостоятельная работа студента, индивидуальные образовательные траектории и др. позволяют создать условия для формирования общих компетенций, которые, как мы знаем, развивают способность к самообразованию и саморазвитию. Кроме того, студент получает возможность расширить сферу личного опыта, получая дополнительные компетенции на рабочем месте.

Нужно отметить, что расширение возможностей приобретения дополнительных компетенций в рамках дуального обучения заставляет педагогов и наставников осваивать новые педагогические технологии, что также является логичным продолжением непрерывного образования.

Заключение. Анализ возможностей дуального обучения в профессиональной подготовке

будущих учителей показал, что данный тип обучения остается недостаточно изученной в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении исследований по современной педагогике профессионально-педагогического образования, а также в обосновании возможностейдуального обучения

будущих педагогов. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных основ исследования для разработки педагогической модели внедрения дуального обучения в процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также выявления и обоснования педагогических условий эффективности данной модели.

Литература:

1. Есенина Е.Ю. Особенности дуальной системы обучения в Германии [Электронный ресурс] / Е.Ю. Есенина // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. - Режим доступа: https://science-education.rU/pdf/2014/6/1030.pdf

2. Ефремова Н.В. Непрерывная производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки / Н.В. Ефремова, О.Н. Гененко, Е.В. Мирошниченко // Образование и общество. - 2014. - № 4. - С. 21-24.

3. Кольга В.В. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева. - 2014. - № 3. - С. 66-70.

4. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asi.ru/

5. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования: монография / Ю.Н. Петров. - Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. - 280 с.

6. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1

7. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим

специальностям и направлениям; под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2009. - 345 с.

8. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Самолдина Людмила Николаевна. -Казань, 2008. - 22 с.

9. Фаляхов И.И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фаляхов Ирек Ильхамович. - Казань, 2018. -26 с.

10. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования: опыт ФРГ и России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Федотова Галина Анатольевна. - М., 2002. - 32 с.

11. Шувалова М.А. Организация практического обучения техников высокотехнологичной отрасли в условиях дуального образования: методическое пособие / М.А. Шувалова. - Красноярск, 2015. - 112 с.

12. Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? / D. Euler. - Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2013. - 78 p.

13. Grigoryeva E.V. the requirements for developing the programs and designing a foreign language teaching syllabus for the students following the education internationalization / E.V. Grigoryeva, R.G. Gatin, Z.G. Nigmatov, E.G. Khrisanova etc // Review of european studies. - №№ 5. - 2015. - P. 124-130.

References:

1. Yesenina E.Yu. Features of the dual training system in Germany [Electronic resource] / E.Yu. Yesenin // Modern problems of science and education: electronic journal. -Access mode: https://science-educationru/pdf/2014/6/1030.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Efremova N.V. Continuous industrial practice as a component of dual education in the process of vocational training / N.V. Efremova, O. N. Genenko, E.V. Miroshnichenko // Education and Society. - 2014. - N° 4. - P. 21-24.

3. Kolga V.V. Training of modern specialists in the system of dual education / V.V. Kolga, M.A. Shuvalov // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva. - 2014. - № 3. - P. 66-70.

4. The official website of the Agency for Strategic Initiatives [Electronic resource]. - Access mode: https://asi.ru/

5. Petrov Yu.N. Dual system of engineering and pedagogical education - an innovative model of modern vocational education: monograph / Yu.N. Petrov. - Nizhny Novgorod: Publishing house of VGIPU, 2009. - 280 p.

6. Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1

7. Professional pedagogy: a textbook for students studying in pedagogical specialties and areas; ed. S.Ya. Batysheva, A.M. Novikov. - M.: EGVES, 2009. - 345 p.

8. Samoldina L.N. Scientific and methodological support of dual target professional training of students in secondary educational institutions: author. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Samoldina Lyudmila Nikolaevna. -Kazan, 2008. - 22 p.

9. Falyakhov I.I. Scientific and methodological support for the training of mentors for dual training of college

students: author. dis. ... cand. ped. sciences / Falyakhov Irek Ilkhamovich. - Kazan, 2018. - 26 p.

10. Fedotova G.A. Development of a dual form of vocational education: the experience of Germany and Russia: author. dis. ... dr. ped. sciences / Fedotova Galina Anatolyevna. - M., 2002. - 32 p.

11. Shuvalova M.A. Organization of practical training for technicians in the high-tech industry in the context of dual education: a methodological guide / M.A. Shuvalov. -Krasnoyarsk, 2015. - 112 p.

12. Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? / D. Euler. - Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2013. - 78 p.

13. Grigoryeva E.V. the requirements for developing the programs and designing a foreign language teaching syllabus for the students following the education internationalization / E.V. Grigoryeva, R.G. Gatin, Z.G. Nigmatov, E.G. Khrisanova etc // Review of european studies. - N° 5. - 2015. - P. 124-130.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Иванов Владимир Николаевич (г. Чебоксары, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Н. Яковлева, e-mail: Ivn57@mail.ru

Федорова Алевтина Николаевна (г. Чебоксары, Россия), аспирант Чувашского государственного педагогического университета им. И.Н. Яковлева, Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике, e-mail: ombudsman21@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.