Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортникова Светлана Анатольевна

Автор статьи рассматривает вопросы реализации деятельностно-компетентностного аспекта практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке, моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности обеспечивает необходимую связь содержания обучения студентов с содержанием их будущей профессии, формирование компетенций будущих учителей физической культуры по проектированию индивидуального образовательного маршрута для обучающегося осуществляется на основе использования технологий практико-ориентированной профессиональной подготовки и соблюдения определенных организационно-педагогических условий, которые предполагают целостность системы профессиональной подготовки в вузе на основе интеграции функционально связанных компонентов; вовлечение студенческой молодежи в деятельность по педагогическому проектированию; погружение в профессиональную среду в ходе прохождения учебной, производственной и преддипломной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортникова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

УДК 378.096

ГРНТИ 14.35.09: Методика преподавания учебных дисциплин в высшей профессиональной школе

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО

ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ _ОБУЧАЮЩЕГОСЯ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.73.706 Бортникова Светлана Анатольевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры,

ФГБОУ ВО «ВГПУ», г. Воронеж, Россия

АННОТАЦИЯ

Автор статьи рассматривает вопросы реализации деятельностно-компетентностного аспекта практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке, моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности обеспечивает необходимую связь содержания обучения студентов с содержанием их будущей профессии, формирование компетенций будущих учителей физической культуры по проектированию индивидуального образовательного маршрута для обучающегося осуществляется на основе использования технологий практико-ориентированной профессиональной подготовки и соблюдения определенных организационно-педагогических условий, которые предполагают целостность системы профессиональной подготовки в вузе на основе интеграции функционально связанных компонентов; вовлечение студенческой молодежи в деятельность по педагогическому проектированию; погружение в профессиональную среду в ходе прохождения учебной, производственной и преддипломной практики.

ABSTRACT

The author considers the questions of implementation of activity-competence aspect of a practice-oriented approach in the training, modeling fragments of the future professional activity provides an essential link learning content to the students with their future profession, the formation of the competence of future physical education teachers to design an individual educational route for students is based on the use of practice-oriented training technologies and compliance with certain organizational and pedagogical conditions, which assume the integrity of the system of professional training at the University based on the integration of functionally related components; involvement of students in the activities of pedagogical design; immersion in the professional environment during the course of training, production and pre-graduate practice.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональная подготовка, студент.

Keywords: practice-oriented approach, professional training, student.

Актуальность и цель исследования. практики с точки зрения используемых Современный процесс обучения студента педагогических технологий (информационно-педагогического ВУЗа актуализирует специфику коммуникационные технологии (ИКТ), игровой содержания его будущей профессиональной деятельности, проектной деятельности, деятельности и носит практико-ориентированный здоровьесберегающие, инклюзивного образования, характер [8], в этой связи актуальным личностно-ориентированного обучения,

представляется определение организационно- технология «ПОРТФОЛИО», технология методических условий профессиональной проблемного обучения и т.д).

подготовки, направленных на приобретение Далее, в соответствии с заданием

студентами определенных знаний, овладение производственной проектно-технологической умениями и навыками, формированию практики, студентам предлагалось не только профессиональных компетенций будущих ознакомиться и дать характеристику используемых учителей физической культуры [1]. педагогических технологий в организации на базе

Методы и организация исследования. В практики, но и разработать и апробировать проект качестве экспериментальной технологии была индивидуального образовательного маршрута взята технология практико-ориентированной (ИОМ) для одной из категорий обучаемых профессиональной подготовки, адаптированная к (одаренные, с ограниченными возможностями особенностям учебного процесса магистрантов. здоровья, с дивиантным поведением, Результатом реализации организационно- освобожденные от занятий и др.), включая этапы методических условий предполагалось педагогического сопровождения обучаемого на

формирование у студентов комплекса индивидуальном образовательном маршруте. компетенций, входящих в сферу их Важной частью проекта студента-практиканта

профессиональной подготовленности. является дидактический материал для

Обязательным условием являлось проведение индивидуальной работы с обучаемыми одной из студентами самостоятельного анализа категорий. Разрабатывая проект индивидуального

образовательного процесса по месту прохождения образовательного маршрута, студент проводит

сбор информации о ребенке (с согласия родителей), о его интересах, наклонностях, образовательных потребностях, определяет цель, задачи, выбирает адекватные средства, технологии и методы обучения, определяет планируемые результаты, инвентарь, дидактический материал - комплекс упражнений и (или) индивидуальные теоретические задания и т.д., с указанием педагогических технологий и обоснованием их выбора и средств реализации; содержание технологии педагогического контроля, методы (приемы, средства) с помощью которых осуществляется педагогический контроль; планирует результаты, в числе которых - места на соревнованиях различного уровня, динамика успеваемости, формирование мотивации к занятиям физической культурой и др. [7].

Учитывая интерес детей к общению в сети Интернет, была создана модель проекта индивидуального образовательного маршрута «Шаги к здоровью», на основе взаимодействия студентов - будущих учителей со школьниками через приложение Инстаграм. Одной из форм индивидуальной работы с категорией учащихся с дивиантным поведением было предложено размещение материалов, стимулирующих на физическую активность, совместные онлайн тренировки, рациональное питание [9]. Такая деятельность актуальна для учащихся, особенно для подросткового возраста, поскольку обеспечивает реализацию потребности молодых людей 14-16 лет в общении в социальных сетях и одобрении со стороны сверстников [6].

Индивидуальный образовательный маршрут -«Шаги к здоровью» включает интерактивные технологии и методы обучения, определяет планируемые результаты, дидактический материал - комплекс упражнений и других материалов, стимулирующих на физическую активность. В числе планируемых результатов не только места на соревнованиях различного уровня, положительная динамика успеваемости, формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, но и профилактика асоциальных явлений и вредных привычек в подростковой среде, поскольку прохождение Индивидуального образовательного маршрута побуждает подростков к самостоятельной физической активности, на основе эффективного и безопасного использования ресурсов интернета и участия в марафоне из интерактивных мероприятий, что сформирует навыки здоровьесбережения и активное неприятие вредных привычек [4].

В связи с этим педагогическое проектирование технологий Индивидуального образовательного маршрута «Шаги к здоровью» будет заключаться в создании комплекса условий для

функционирования устойчивой системы взаимодействия студентов - будущих учителей и школьников, побуждающей подростков к самостоятельной физической активности, на основе эффективного и безопасного использования ресурсов интернета и участия в марафоне из

интерактивных мероприятий [5]. Студент-практикант организует методическое

сопровождение деятельности школьников, проводят консультации, используя ресурсы интернета.

Отметим, что совместная творческая деятельность со старшими товарищами -студентами выступает как мощный стимул-мотиватор для подростков в повышении значимости здорового образа жизни и профилактики негативных асоциальных проявлений и вредных привычек [3].

Выполнение проекта актуализирует у студентов навыки владения компьютерным программным обеспечением и знания различных педагогических технологий, в том числе проектной деятельности, личностно-ориентированного и индивидуального дифференцированного обучения [2].

На заключительном этапе практики проводится презентация и защита проектов, что позволяет рассмотреть и оценить их с разных точек зрения, предложить и обсудить возможные пути (алгоритмы) внедрения результатов проектов в практику образовательных учреждений.

Апробация и внедрение в ходе производственной проектно -технологической практики разработанных студентами проектов позволяет не только овладеть навыками педагогического проектирования, но и сформировать профессиональные компетенции будущих учителей физической культуры, определить трудность для учителя при работе по индивидуальным образовательным маршрутам: напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.

Результаты и их обсуждение. Мониторинг уровня сформированности компетенций у студентов факультета физической культуры (37студентов) показал по универсальным компетенциям УК-2 - способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла - на начальном этапе практики 2,8+0,3 и 4,4+0,5 на итоговом этапе практики. По общепрофессиональным компетенциям - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1): на начальном этапе практики 3,0+0,4 и 4,6+0,3 на итоговом этапе практики; по ОПК-3 -способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями: на начальном этапе практики 3,5+0,5 и 4,8+0,6 на итоговом этапе практики.

Выводы. На основе использования технологий практико-ориентированной

профессиональной подготовки, определены следующие организационно-педагогические

условия формирования у студентов комплекса компетенций, входящих в сферу их будущей профессиональной деятельности:

1.целостность системы профессиональной подготовки в вузе на основе интеграции функционально связанных компонентов;

2.связь содержания подготовки с содержанием педагогической деятельности будущего учителя;

3.моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности;

4.вовлечение студенческой молодежи в деятельность по педагогическому проектированию;

5.погружение в профессиональную среду в ходе прохождения практик: учебной, производственной, преддипломной.

Список использованной литературы:

1.Бортникова, С.А. Организация учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы на основе комплексного подхода к обучению / С.А. Бортникова // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы II международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО ВГПУ. — Воронеж, 2019. — С. 94-104.

2.Бортникова С.А. Роль интеграции в достижении результатов обучения в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта / С.А. Бортникова // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы II международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО ВГПУ. — Воронеж, 2019.--С. 36-40.

З.Черных Н.С., Бортникова С.А. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке педагогов по физической культуре, на основе их участия в проведении мероприятий по оздоровлению студенческой молодежи // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА. Чебоксары, 2020. С. 95-98.

4.Бортникова, С.А. Педагогические условия формирования у учащихся умений организовывать

здоровьесберегающую жизнедеятельность

средствами внеурочной деятельности / С.А. Бортникова, Е.В. Богачёва, Е.С. Бортникова // Научно-методический журнал «Известия ВГПУ». -2019. - Т. 283. - №2. - С. 140-143.

5.Бортникова, С.А. Роль физической культуры в учебной деятельности студентов вузов нефизкультурного профиля / А.В. Мананков, С.А. Бортникова //Культура физическая и здоровье современной молодежи: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2018. - С. 17-19.

6.Бортникова, С.А. Личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке учителя физической культуры в контексте реализации "стратегии развития воспитания" / С.А. Бортникова, А.И. Бугаков, Е.А. Егорушина // Научно-методический журнал Культура физическая и здоровье. - 2017. № 4 (64). С. 98-100.

7.Бортникова, С.А. Педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры / С.А. Бортникова, А.И. Бугаков, Ю.С. Молодых// Научно-методический журнал «Известия ВГПУ». - 2017. № 1 (274). С. 8184.

8.Мокшина Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL https://moluch. ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 26.11.2019).

9.Уразаев И.Я., Бортникова С.А. Создание комфортных условий для различных категорий занимающихся студентов на базе физкультурно-спортивного центра // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА. Чебоксары, 2020. С. 328-331.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА _«ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ»_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.73.710 Выродова Ульяна Сергеевна

педагог дополнительного образования МБУДО «Хасынский Центр детского творчества» пгт. Палатка, Магаданской обл.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются потенциальные возможности техники декоративно-прикладного творчества «инкрустация соломкой» в формировании графического навыка младших школьников в дополнительном образовании.

ABSTRACT

The article reveals the potential of the technique of decorative and applied creativity "inlay with straw" in the formation of graphic skills of primary school children in additional education.

Ключевые слова: графический навык, дополнительное образование, инкрустация соломкой, младшие школьники, декоративно-прикладное творчество.

Keywords: graphic skill, additional education, straw inlay, primary school children, decorative and applied creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.