Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА "ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА "ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / GRAPHIC SKILL / ADDITIONAL EDUCATION / STRAW INLAY / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выродова Ульяна Сергеевна

В статье раскрываются потенциальные возможности техники декоративно-прикладного творчества «инкрустация соломкой» в формировании графического навыка младших школьников в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Выродова Ульяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА "ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ"»

1.целостность системы профессиональной подготовки в вузе на основе интеграции функционально связанных компонентов;

2.связь содержания подготовки с содержанием педагогической деятельности будущего учителя;

3.моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности;

4.вовлечение студенческой молодежи в деятельность по педагогическому проектированию;

5.погружение в профессиональную среду в ходе прохождения практик: учебной, производственной, преддипломной.

Список использованной литературы:

1.Бортникова, С.А. Организация учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы на основе комплексного подхода к обучению / С.А. Бортникова // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы II международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО ВГПУ. — Воронеж, 2019. — С. 94-104.

2.Бортникова С.А. Роль интеграции в достижении результатов обучения в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта / С.А. Бортникова // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы II международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО ВГПУ. — Воронеж, 2019.--С. 36-40.

З.Черных Н.С., Бортникова С.А. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке педагогов по физической культуре, на основе их участия в проведении мероприятий по оздоровлению студенческой молодежи // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА. Чебоксары, 2020. С. 95-98.

4.Бортникова, С.А. Педагогические условия формирования у учащихся умений организовывать

здоровьесберегающую жизнедеятельность

средствами внеурочной деятельности / С.А. Бортникова, Е.В. Богачёва, Е.С. Бортникова // Научно-методический журнал «Известия ВГПУ». -2019. - Т. 283. - №2. - С. 140-143.

5.Бортникова, С.А. Роль физической культуры в учебной деятельности студентов вузов нефизкультурного профиля / А.В. Мананков, С.А. Бортникова //Культура физическая и здоровье современной молодежи: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2018. - С. 17-19.

6.Бортникова, С.А. Личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке учителя физической культуры в контексте реализации "стратегии развития воспитания" / С.А. Бортникова, А.И. Бугаков, Е.А. Егорушина // Научно-методический журнал Культура физическая и здоровье. - 2017. № 4 (64). С. 98-100.

7.Бортникова, С.А. Педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры / С.А. Бортникова, А.И. Бугаков, Ю.С. Молодых// Научно-методический журнал «Известия ВГПУ». - 2017. № 1 (274). С. 8184.

8.Мокшина Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL https://moluch. ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 26.11.2019).

9.Уразаев И.Я., Бортникова С.А. Создание комфортных условий для различных категорий занимающихся студентов на базе физкультурно-спортивного центра // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной науч.-практич. конф. / ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА. Чебоксары, 2020. С. 328-331.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА _«ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ»_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.73.710 Выродова Ульяна Сергеевна

педагог дополнительного образования МБУДО «Хасынский Центр детского творчества» пгт. Палатка, Магаданской обл.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются потенциальные возможности техники декоративно-прикладного творчества «инкрустация соломкой» в формировании графического навыка младших школьников в дополнительном образовании.

ABSTRACT

The article reveals the potential of the technique of decorative and applied creativity "inlay with straw" in the formation of graphic skills of primary school children in additional education.

Ключевые слова: графический навык, дополнительное образование, инкрустация соломкой, младшие школьники, декоративно-прикладное творчество.

Keywords: graphic skill, additional education, straw inlay, primary school children, decorative and applied creativity.

Согласно Федеральному Закону от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, удовлетворение потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. [1]

Необходимость в общении, выражении своих мыслей и эмоций - одна из ключевых потребностей человека. Современный человек может представлять информацию в виде письма, рисунка и даже произведений декоративно-прикладного творчества.

Однако невозможно свободно выражать информацию данными способами без освоения графического навыка.

Для определения понятия «графический навык» рассмотрим отдельно термины «навык» и «графика».

Слово «навык» образовано от устаревшего слова «выкнуть» - «привыкать, учиться».

С.И. Ожегов в своем словаре определяет навык как «умение, созданное упражнениями, привычками». Профессоры Б.М. Бим-Бад и И.Ф. Харламов определяют навык как действие, сформированное путем повторения, доведенное до совершенства и характеризующееся высокой степенью автоматизма.

Термин «графика» имеет две интерпретации в педагогической науке.

Во-первых, графика - отдельный вид изобразительного искусства, включающий в себя рисунок и печатные художественные произведения. Такого подхода придерживается историк искусства В.М. Полевой.

Во-вторых, графика - это совокупность начертаний, через которые устная речь передается в письме. В лингвистике под графикой также понимают раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

Исходя из интерпретации понятия «графика» формируется термин «графический навык».

В первом случае под графическим навыком понимают владение умением рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графических элементов различного содержания.

Во втором - набор определенных движений и положений пишущей или рисующей руки, позволяющий изображать знаки и их соединения.

Существует и третий подход к определению графического навыка - комплексный. Согласно ему графический навык - это способность выражать информацию на бумаге посредством рисунка, а именно через различные типы движений руки (вращательные, плавные, отрывные и ритмизированные).

Дополнительное образование детей дает широкие возможности для развития графического навыка младших школьников. В частности, для его формирования могут использоваться различные

техники декоративно-прикладного искусства, в том числе - инкрустация соломкой.

Инкрустация соломкой - это аппликация сложных по форме деталей из соломы, которые используют в качестве декоративного материала с целью украшения различных изделий (панно, шкатулок, ваз и других). От классической аппликации - то есть наклеивания материала непосредственно на основу, инкрустация отличается тем, что сначала солома проходит многоэтапный процесс обработки, результатом которого выступает «соломенное полотно», используемое для изготовления деталей.

С помощью инкрустации соломкой можно развивать графический навык младших школьников сразу в трех направлениях:

-развития способностей, обеспечивающих корректную передачу пространственных свойств предметов - определения формы и фактуры;

-совершенствования двигательных действий; -тренировки инструментальных умений. Инкрустация соломкой позволяет

обучающимся формировать корректные представления о форме различных предметов через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Так, Н.П. Сакулина в своих трудах подчеркивает, что отсутствие у обучающихся представлений о предмете делает невозможным его изображение, ставя формирование графического навыка под сомнение. [4, с.32]

При изготовлении панно в технике инкрустации соломкой дети вырезают детали определенной формы, не только усваивая знания о форме различных предметов, но и постепенно овладевая формообразующими движениями.

Кроме того, при работе с соломкой обучающиеся имеют возможность изучать ее фактуру, тренируя зрительный анализатор. Фактура - это материально видимые и осязаемые свойства какого-либо предмета. [4, с. 108]

Важность тренированности зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов для эффективного усвоения графического навыка подчеркивает в своих трудах В.С.Кузин.

Соломка - уникальный природный материал, декоративные свойства которого во многом зависят от характера ее поверхности. Например, гладкая соломка обладает выраженным блеском, шершавая - матовая, смотрится бархатисто. Материал с большим числом «прожилок» более рельефный, что позволяет использовать его, чтобы задать направление определенным деталям.

Постепенно проводя связь между внешним видом материала и его осязаемыми свойствами в процессе подбора соломки для панно, у обучающегося тренируется зрительный анализатор.

Одновременно с этим формируется способность лучше различать тонкие оттенки -натуральная солома, на первый взгляд, выглядит одинаково. И лишь в процессе работы обучающийся начинает отличать желтоватые

стебли о серебристых, материал в крапинку от материала в полосочку.

Также изготовление изделий в технике инкрустации соломкой позволяет тренировать мелкую моторику кистей рук младших школьников.

В педагогике и медицине под мелкой моторикой понимается совокупность

скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных движений кистями рук и ног. [ 2, с. 29]

Простые движения, такие как написание буквы, построение геометрической фигуры или рисование декоративного элемента требуют скоординированной работы нервной, мышечной, костной и зрительной систем.

Развитие мелкой моторики и освоение графического навыка - взаимосвязанные процессы, протекающие параллельно: при формировании навыка, происходит анализ движений. То есть движения пальцев вычленяются из действий кисти. Это приводит к возникновению так называемых интромодальных ассоциаций - связей внутри одного анализатора (движения пальцев объединяются как между собой, так и с движениями кисти). [2, с. 56]

У обучающихся младшего школьного возраста нередко мышцы кистей рук развиты слабо, недостаточно для успешного развития графического навыка. [2, с. 30]

В сочетании с несовершенной нервной регуляцией движений и отсутствием навыка программирования сложно координированных действий это приводит не только к напряжению рук, туловища и спины, но и к перегрузке сердечнососудистой и дыхательной систем.

Процесс изготовления панно в технике инкрустации соломкой позволяет улучшать мышечную координацию, совершенствовать контроль движений как при изображении деталей на кальке, так и при их вырезании.

Так, создание поделки в технике инкрустация соломкой включает следующие этапы: -перевод деталей на кальку; -заклеивание деталей соломой (создание «соломенного полотна»); -вырезание деталей; -приклеивание композиции на основу. На протяжении всего процесса работы ребенок работает с карандашом, ножницами и кистью для клея, оттачивая технику обращения с этими инструментами.

В результате занятий по инкрустации соломкой совершенствуются сразу три составляющих графического навыка:

-способность регулировать силу нажатия на карандаш;

-плавность движений, их непрерывность при переводе и вырезании деталей;

-контроль амплитуды движений при работе с ножницами.

Т.С. Комарова отмечает, что умение правильно держать карандаш формируется еще в детском саду - в возрасте 3-4,5 лет. [4, с. 16]

Поэтому, как правило, младшие школьники достаточно уверенно держат инструмент. Однако несовершенство регулятивной функции не позволяет им свободно использовать инструмент.

Так, у обучающихся нередко наблюдаются проблемы с контролем силы нажатия на карандаш. Это объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста сила нажатия на карандаш часто связана не с желанием сделать предмет более ярким, или напротив, бледным, а от эмоционального состояния. Специалисты в области психологии отмечают, что слишком сильный нажим может свидетельствовать об агрессивном настроении ребенка, а слишком слабый, напротив, служит индикатором подавленного состояния.

Перевод деталей на кальку требует контроля нажатия, поскольку слишком сильный нажим может повредить хрупкую бумагу. Если же обучающийся будет надавливать на кальку недостаточно сильно, рисунок не переведется -впоследствии вырезать такую деталь по контуру будет невозможно.

При создании композиций в технике инкрустация соломкой вырабатывается и плавность движений. Плавность - это параметр движения, характеризующий его ровность, мерность, отсутствие резких переходов.

Ребенок учится плавно осуществлять движения как при работе с карандашом, так и при вырезании деталей ножницами.

В первом случае от плавности и непрерывности движений зависит точность перевода деталей на кальку - чем однороднее движение, тем точнее будет скопирована деталь. Целесообразно начинать с простых деталей. Например, с геометрических фигур, декоративных изображений животных и растений. Хорошо отрабатывать плавность движений при создании композиций в техниках народных росписей -хохломы, гжели.

Затем можно переходить в более сложным по форме объектам.

Во время работы с ножницами обучающийся также учится плавным движений. Сначала действия руки получаются слишком размашистыми, от этого вырезанные детали смотрятся грубо, угловато. Может быть и противоположная ситуация, при которой обучающийся напротив вырезает совсем небольшими «шажками» - в результате деталь имеет неровные «рваные» края.

В процессе тренировки младшие школьники постепенно начинают вырезать более плавно, контуры созданных деталей становятся четкими, непрерывными.

Особое значение для формирования графического навыка младших школьников играет контроль амплитуды (размаха) движений и способность вовремя остановить движение.

Данная составляющая графического навыка «прожилки». При выполнении прорезей крайне тренируется во время вырезания деталей важно уметь задать движению нужный размах и композиции. В инкрустации соломкой часто вовремя остановить его. В противном случае деталь используются «прорези» - техника, при которой из будет просто разрезана на две части. детали вырезается определенный элемент. Это Отобразим компоненты графического навыка,

позволяет добиваться реалистичности которые тренируются в процессе создания панно в

изображений. Например, в листочках вырезаются технике инкрустация соломкой в таблице 1.

Таблица 1.

Прогнозируемые результаты применения техники декоративно- прикладного творчества

«инкрустация соломкой» в формировании графического навыка у младших школьников

№ Направление развития графического навыка Развиваемый компонент графического навыка Группа способностей

1. Ориентировочно-исследовательская способность определять форму предметов.

деятельность Обеспечивающие корректную передачу пространственных свойств предметов

2. Изучение фактуры предметов тренированность зрительного анализатора; способность судить о характере фактуры предметов на основе их внешнего вида;

способность контролировать

амплитуду движений при

3. Развитие мелкой моторики вырезании; способность регулировать силу нажатия на карандаш; плавность движений, их непрерывность при рисовании и вырезании деталей. Двигательные

Исходя из данных таблицы можем сделать вывод, что в процессе создания изделий в технике инкрустации у младших школьников тренируются такие компоненты графического навыка как способность определять форму предметов, судить о характере фактуры предметов на основе их внешнего вида, контролировать амплитуду движений при вырезании, регулировать силу нажатия на карандаш, а также контролировать плавность движений, их непрерывность при рисовании и вырезании деталей и тренированность зрительного анализатора.

Таким образом, гипотетически применение техники инкрустации соломкой в формировании графического навыка младших школьников позволяет развивать способности, обеспечивающие корректную передачу пространственных свойств предметов - определения формы и фактуры,

совершенствовать двигательные движения, а также тренировать инструментальные умения.

Список литературы:

1.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 19.12.2016 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Учебное пособие/ С.Е. Большакова// Сфера, 2017. - 64 с.

3.Бондарева Н.Д. Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе. Учебное пособие/ Н.Д. Бондарева// - Каменск-Шахтинский, 2016. - 67 с.

4.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова// Просвещение, 1970. -158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.