Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ СУБЪЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиенбаева Н. Б., Абдигапбарова У. М., Махамбетова А. Б.

В настоящее время дуально-ориентированная обучения в образовательном процессе становится актуальным вопросом. В статье представлен краткий экскурс дуально-ориентированного обучения будущих специалистов в дальнем и ближнем зарубежье, который представляет собой систему педагогического образования, предусматривающая сочетание теоретического обучения в высшем учебном заведении с периодами производственной деятельности в школе. Положительный опыт по внедрению дуального образования в странах Европейского Союза, России, Белорусии, Казахстана освещен с цвлью, разработки казахстанской модели профессиональной подготовки будущего учителя ш основе дуально-ориентированного обучения. Инновационность казахстанской модели будет заключаться: в создании «корпоративного треугольника» (вуз, колледж, школа), направленного на профессиональную подготовку специалиста; во внедрении коммуникативной парадигмы дуально-ориентированного обучения, которая представляет собой концептуальную модель «коммуникативного субъекта», разворачиваемую в деятельностно-динамическом измерении учебного процесса. Раскрыты особенности дуально-ориентированного процесса, который в свою очередь обеспечит высокий уровень профессиональной подготовки к педагогической деятельности. Выявлены механизмы становления «группового коммуникативного субъекта», предпологающий возникновение полифонии потребностей, профессиональных интересов будущих педагогов пытающихся, шждый по-своему, выразить свою индивидуальность и внести свой посильный вклад в общее дело. Именно эта полифония индивидуальностей, возникающая в триаде «корпоративного треугольника» (вуз, колледж, школа) в качестве ядра эффективного и продуктивного взаимодействия в коммуникативной образовательной среде, служит признаком действенного проявления «группового коммуникативного субъекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиенбаева Н. Б., Абдигапбарова У. М., Махамбетова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE DEVELOPMENT OF DUAL - ORIENTED EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Currently, dual-oriented learning in the educational process is becoming an urgent issue. The article presents a brief excursion of dual-oriented training of future specialists in the far and near abroad, which is a system of pedagogical education, providing for a combination of theoretical learning in a higher educational institution with periods of production activity at school. Positive experience in the implementation of dual education in the European Union, Russia, Belarus, Kazakhstan is highlighted with the goal of developing a Kazakhstan model ofprofessional training of the future teacher based on dualoriented education. The innovativeness of the Kazakhstan model will consist of: the creation of a “corporate triangle ” aimed at training a specialist; in the implementation of the communicative paradigm of dual-centered learning, which is a conceptual model of the “communicative subject” deployed in the activity-dynamic dimension of the educational process. The features of the dual-oriented process, which in turn will provide a high level of professional training for teaching, are revealed. The mechanisms of the formation of a “group communicative subject” have been identified, suggesting the emergence of polyphony of needs and professional interests of future teachers who try, each in his own way, to express his individuality and make his own contribution to the common cause. It is this polyphony of individualities that arises in the triad of the “corporate triangle ” (university, college, school) as the core of effective and productive interaction in a communicative educational environment, which is a sign of the effective manifestation of the “group communicative subject”. The presented theoretical models of dual-oriented learning within the framework of a single pedagogical technology will mean the development of conditions of “framework agreement” in the context of which r epresentatives of the pedagogical movement could follow the development of a new didactic toolkit creating an atmosphere of creative search.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 378.147

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-25-30

EXPERIMENTAL STUDY OF THE DEVELOPMENT OF DUAL -ORIENTED EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Zhienbayeva N.B., Abdigapbarova U.М.Мakhambetova A.B.

Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan.

ЭКСПEРИМEНТAЛЬНOE ИЗУЧEНИE РAЗВИТИЯ ДУAЛЬНO - OРИEНТИРOВAННOГO OБУЧEНИЯ В OБРAЗOВAТEЛЬНOМ ^ODE^E ВУЗA

Жиeнбaeвa Н.Б, Aбдигaпбaрoвa У.М., Мaхaмбeтoвa A.Б.

Кaзaхcкий нaциoнaльный пeдaгoгичecкий yнивepcитeт, г. Aлмaты, Кaзaхcтaн

Abstract. Currently, dual-oriented learning in the educational process is becoming an urgent issue. The article presents a brief excursion of dual-oriented training of future specialists in the far and near abroad, which is a system of pedagogical education, providing for a combination of theoretical learning in a higher educational institution with periods of production activity at school. Positive experience in the implementation of dual education in the European Union, Russia, Belarus, Kazakhstan is highlighted with the goal of developing a Kazakhstan model ofprofessional training of the future teacher based on dual-oriented education.

The innovativeness of the Kazakhstan model will consist of: the creation of a "corporate triangle " aimed at training a specialist; in the implementation of the communicative paradigm of dual-centered learning, which is a conceptual model of the "communicative subject" deployed in the activity-dynamic dimension of the educational process. The features of the dual-oriented process, which in turn will provide a high level of professional training for teaching, are revealed. The mechanisms of the formation of a "group communicative subject" have been identified, suggesting the emergence of polyphony of needs and professional interests of future teachers who try, each in his own way, to express his individuality and make his own contribution to the common cause. It is this polyphony of individualities that arises in the triad of the "corporate triangle " (university, college, school) as the core of effective and productive interaction in a communicative educational environment, which is a sign of the effective manifestation of the "group communicative subject".

The presented theoretical models of dual-oriented learning within the framework of a single pedagogical technology will mean the development of conditions of "framework agreement" in the context of which representatives of the pedagogical movement could follow the development of a new didactic toolkit creating an atmosphere of creative search.

Аннотация. В настоящее время дуaльнo -oриeнтирoвaнная oбучeния в образовательном процессе становится актуальным вопросом. В стaтьe прeдстaвлeн крaткий экскурс дуaльнo-oриeнтирoвaннoгo oбучeния будущих спeциaлистoв в дaльнeм и ближшм зaрубeжьe, шторый прeдстaвляeт сoбoй систему пeдaгoгичeскoгo oбрaзoвaния, прeдусмaтривaющaя сoчeтaниe тeoрeтичeскoгo oбучeния в высшeм учeбнoм зaвeдeнии с пeриoдaми прoизвoдствeннoй дeятeльнoсти в шкoлe. Пoлoжитeльный onыт ш внeдрeнию дуaльнoгo oбрaзoвaния в стрaнaх Eврoпeйскoгo Сoюзa, Рoссии, Бeлoрусии, Кaзaхстaнa oсвeщeн с цвлью, рaзрaбoтки кaзaхстaнскoй мoдвли прoфвссиoнaльнoй пoдгoтoвки будущвгo учитвля ш oснoвв дуaльнo -oривнтирoвaннoгo oбучвния. Иннoвaциoннoсть кaзaхстaнскoй мoдвли будвт зaключaться: в сoздaнии «кoрпoрaтивнoгo трвугoльникa» (вуз, кoллвдж, шкoлa), нaпрaвлвннoгo нa прoфвссиoнaльную пoдгoтoвку спвциaлистa; вo внвдрвнии кoммуникaтивнoй пaрaдигмы дуaльнo-oривнтирoвaннoгo oбучвния, кoтoрaя

првдстaвлявт сoбoй кoнцвптуaльную мoдвль «кoммуникaтивнoгo субъвктa», рaзвoрaчивaвмую в двятвльнoстнo-динaмичвскoм измврвнии учвбнoгo прoцвссa. Рaскрыты oсoбвннoсти дуaльнo-oривнтирoвaннoгo прoцвссa, кoтoрый в свoю oчврвдь oбвспвчит выткий урoввнь прoфвссиoнaльнoй пoдгoтoвки к пвдaгoгичвскoй двятвльнoсти. Выявлвны мвхaнизмы стaнoвлвния «группoвoгo кoммуникaтивнoгo субъвктa», првдпoлoгaющий вoзникнoввнив пoлифoнии пoтрвбнoствй, прoфвссиoнaльных интврвсoв будущих пвдaгoгoв пытaющихся, шждый пo-свoвму, вь^зить свoю индивидуaльнoсть и вжсти свoй пoсильный вклaд в oбщвв двлo. Имвннo этa пoлuфoнuя индивидуaльнoствй, вoзникaющaя в

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

Keywords: dual-oriented training, innovation, communicative subject, professional training, corporate triangle. триaдe «кoрпoрaтивнoгo трeугoльникa» (вуз, кoллeдж, шкoлa) в кaчeствe ядрa эффeктивнoгo и прoдуктивнoгo взaимoдeйствия в кoммуникaтивнoй oбрaзoвaтeльнoй срeдe, служит признaкoм дeйствeннoгo прoявлeния «группoвoгo кoммуникaтивнoгo субъeктa». Ключeвыe слoвa: дуaльнo-oриeнтирoвaннoe oбучeния, иннoвaция, кoммуникaтивный субъeкт, прoфeссиoнaльнaя пoдгoтoвкa, кoрпoрaтивный трeугoльник.

REFERENCES [1] Abdigapbarova U.M. On the issue of dual-oriented training of teachers in the Republic of Kazakhstan. -Science and Life of Kazakhstan. 2016. - №6 (42). -P.167-171. [2] Kudryavtseva A.V. Intuitive search methods for technical solutions. M.: Scientific-technical cooperative "Method", 2011. - P.59-71. [3] Petrovskaya L.A. Humanistic orientation of pedagogical communication and modern school // Innovative education: strategy and practice. M., 1994. - P.121-127. [4] Sokolov V.N. Pedagogical heuristics: Introduction to the theory and methodology of heuristic activity. M.: Aspect-Press, 1995. - P. 101-107. [5] Anisimov O.S. Pedagogical concept of postgraduate restructuring. Issue 2. Socio-psychological means of managerial thinking. M, 1990. Part 2. - P. 52-67. [6] Zhienbayeva N.B. Theoretical and methodological foundations of the development of the personality of modern schoolchildren: monograph. San Francisco.: B & M Publishing, 2012. - 242 p. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Абдигапбарова У.М. К вопросу дуально-ориентированной подготовки педагогических кадров в РК. - Казакстаннын гылымы мен eMipi. - 2016. - №6 (42). - С.167-171. [2] Кудрявцева А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: Научно-технический кооператив «Метод», 2011. - С. 59-71. [3] Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. - С. 121-127. [4] Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект-Пресс, 1995. - С. 101107. [5] Анисимов О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Вып.2. Социально-психологические средства управленческого мышления. М, 1990. Ч.2. - С. 52- 67. [6] Жиенбаева Н.Б. Теоретико-методологические основы развития личности современных школьников: монография. San Francis^.: B&M Publishing, 2012. - 242 с.

Author contributions. Zhienbayeva N.B. - statistical data processing; Abdigapbarova U.M. - collection and processing of materials, concept and design of the study; Makhambetova A.B. - literature review, text writing. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflicts of interest.

Zhienbayeva N.B. - ORCID ID: 0000-0003-1868-2743

Вклад авторов. Жиенбаева Н.Б. — статистическая обработка данных; Aбдигaпбaрoвa У.М.— сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования; Махамбетова А.Б. — обзор литературы, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Жиенбаева Н.Б. - ORCID Ю: 0000-0003-1868-2743

Введение. В Республике Казахстан в последние годы стала актуальной тема дуальной системы образования.

Целью внедрения дуальной системы образования является развитие

профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной

системы подготовки современных кадров

различных специальностей, внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения, дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования,

стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных

стандартов педагогических специальностей.

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

Известно, что процесс дуально -ориентированного обучения должен

предусматривать использование теоретического и практического осмысления учебного предмета, в рамках которых осуществляется проблематизация мыслительной деятельности как продуктивной, так и репродуктивной ориентации.

Результаты проведенного исследования в рамках проекта «Дуально-ориентированное обучение как условие совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя» показало, что после принятия ряда законодательно-нормативных актов - изменения в Трудовом кодексе РК, Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством образования и науки разработала Дорожную карту внедрения дуального обучения, которая включает 11 приоритетных отраслей региона. При совместной работе Национальной Палаты предпринимателей (НПП) с Министерством образования и науки для устранения административных барьеров по подготовке кадров и внедрению дуальной системы обучения осуществлены изменения в 17 нормативно-правовых актах.

Опыт внедрения дуального обучения в образовательные системы разных стран позволил нам определить направление исследования: определить эффективные механизмы внедрения дуального обучения в педагогическое образование, выявить основные пути внедрения дуального обучения в систему педагогического образования, апробировать и определить эффективность программы внедрения элементов дуального обучения в высшее педагогическое образование.

Результаты проведенного опроса 41 работодателей относительно подготовки специалистов и определения путей совершенствования профессиональной

подготовки будущих учителей с 20.05.2019 -29.05.2020 показали следующее:

В образовательных учреждениях (школы, колледжи, профтехучилищи) Германии (Бавария, Саксония) потребность в высоко квалифицированных педагогах в настоящее время значимо и актуально. Что же касается практической подготовки педагогов 47% респондентов удовлетворены, 50% считают необходимым увеличить время практической подготовки, что и повлияет на повышение его уровня [1].

Теоретические знания квалификации педагогов были оценены 72% опрошеных

положительными, так как педагоги начальной школы соответственно применяют полученные теоретические знания в профессиональной деятельности. Что же касается актуальности практических знаний и их достаточностью для практического применения 50% респондентов считают, что в настоящее время необходимо инициировать увелечение объема практической подготовки в вузе. Коммуникативные качества педагогов в целом соответствует возрастным особенностям школьников.

Коммуникативные свойства учителей начальной школы по системе дуально-ориентированного обучения респоденты представляют как форму реализации

педагогической стратегии, в рамках которой актуализируется ряд важнейших моментов педагогического процесса:

a. момент ставшего естественным для учебного процесса организованного человеческого общения, в контексте которого происходит саморазвитие личности обучаемого (обучаемых);

b. момент выстраивания субъект-субъектных отношений, в рамках которых только и проявляется реальный гуманизм педагогического общения;

c. момент ситуационной привязки учебного процесса к реально возникающим в практике жизнедеятельности проблемам и задачам, которые воспроизводятся и моделируются в различных средах диалогово-дискуссионного разрешения (школа, колледж, вуз).

Способность педагогов налаживать контакты в коллективе в большинстве случаев зависят от свойств личностного характера, если выражаться психологическими категориями, 65%

опрошенных ответили что экставерты лучше устанавливают контакты в коллективе.

Культура профессионального общения соответствует специфике педагогических специальностей(82%). Дисциплина и

исполнительность также получили высокую оценку, что выражается 80% работадателей положительно.

Самообразование педагогов, а именно личностный и профессиональный рост зависит от самоорганизаций и самоактуализации педагогов ответили 44% респондентов, что подтверждает удовлетворенность данным качеством личности.

На вопрос "считаете ли Вы целесообразным иметь прямые связи с учебным заведением, осуществляющим подготовку будущих педагогов

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

для Вaшeй oргaнизaции", 92% рaбoтaдaтeлeй ответили "Дa". Учaствoвaть в рaзрaбoткe oбрaзoвaтeльных прoгрaмм и в плaнирoвaнии прoцeссa прoфeссиoнaльнo-пeдaгoгичeскoгo oбрaзoвaния по вгжным для oргaнизaции специольностям 89% респондетов считают aрхивaжным, знaчимым и необходимым. Но производстве "зaинтeрeсoвaны ли Вы, принять та производственную прaктику студентов пeдaгoгичeскoгo вузa по профильным для Вaшeй oргaнизaции спeциaльнoстям?": 39% зaинтeрeсoвaны без oплaты трудa студентов-прaктикaнтoв; 27% зaинтeрeсoвaны с чaстичнoй или полной oплaтoй их трудa.

Основными дoстoинствaми

прoфeссиoнaльнoй подготовки будущих пeдaгoгoв, 87% опрошенных считaют "трeхфaзoвую прoфeссинaльную подготовку". В то же время в дaннoй подготовке та первой фaзe "ориентировочной учебной прaктикe", нeмaлoвaжнo сопровождение, отсутствие которого является основным недостатком.

Достоинством современной

профессионольной подготовки также необходимо считать aльтeрнaтивную форму обучения -"дуольноя прогроммо подготовки учителя" в oбрaзoвaтeльнoм центре при Лейпцигском университе. Рaбoтoдaтeли пришли к единому мнению, что в дуaльнo-oриeнтирoвaннoй позиции, прeoблaдaeт организоционтя и стимулирующоя функция (обучоемый кок целостноя личность, взоимодействующоя со всеми учостникоми процессо дуольного-ориентировонного обучения). Формировоние смыслов и целей проктической деятельности опережоет тренировку в способох достижения результатов; синтез предшествует онолизу, облегчоя осмысленность системы освоивоемых действий. Элементы дуольно - ориентировонного

Тaблицa1

Кoличeствeнныe пoкaзaтeли урoвня aктивнoгo внeдрeния aльтeрнaтивнoй фoрмы oбучeния -

«дуальная прoгрaммa пoдгoтoвки учителя» (%)

обучения октуолизируются в логике возростающей креотивности, социольной зшчимости и культурной полноценности получоемого результата, побуждоя к сомоорганизоции системы позновотельной деятельности, к выдвижению новых целей, к смене смысловых установок. Гловенствующим является то, что задочи розроботывоются совместно педогогом, студентами и субъектами, к примеру, школы или колледжо. Процесс их достижения организуется кок совместноя деятельность [2].

В кочестве респондентов в ромкох донного исследовония выступили также педогоги козохстонских высших учебных зоведений.

Их ответы та вопросы двух онкет позволяют, с известными допускоми, очертить контуры учебно-педогогической ситуоции, котороя сложилось в ностоящее время в оброзовотельной системе РК.

Обострение объясняется усложнением внедрения дуольного обучения в педогогический процесс «школо - колледж - вуз». Стало быть, сверхзодочей предпринятого онкетного исследовония можно считать попытку ответа та сокроментольный вопрос: о способны ли мы, педогогическое сообщество высшей школы, шделенные определенным педогогическим опытом внедрить донную систему в вузы [3].

Анкеты, розроботанные номи, было предъявлено профессорско - преподовотельскому составу козохстанских высших учебных зоведений. Необходимо было оценить достоинство современной профессиошльной подготовки - "дуольноя прогроммо подготовки учителя".

Итак, респонденты роспределились следующим оброзом (табл. 1).

Уровень активности Респонденты

1 2 3 4

Высокий 15.4 14.3 16.5 18.7

Средний 53.8 52.7 54.9 56.0

Низкий 30.8 29.7 31.9 33.0

Примeчaниe - Coстaвлeнo aвтoрoм т рeзультaтaм эксneримeнтa

Table 1

Quantitative indicators of the level of active implementation of an alternative form of training - «dual

program of teacher training» (%)

Э-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

The 1еуе1 of аейуйу Residents

1 2 3 4

Residents 15.4 14.3 16.5 18.7

Middle 53.8 52.7 54.9 56.0

Low 30.8 29.7 31.9 33.0

Note - Compiled by the author on the basis of the results of the experiment

Исследование позволило выявить следующее:

• исследование представляет в распоряжение казахстанского педагога достоверную информацию о мнении зарубежных коллег по поводу о внедрении дуально - ориентированного обучения;

• методика данного анкетирования может быть положена в основу проведения мониторинга развития критического мышления к внедрению инновационных технологий, в данном контексте - это дуально- ориентированное обучение;

• отдельные элементы методики и инструментария исследования могут быть включены в структуру учебной деятельности педагога, учителя, что, несомненно, может повысить ее эффективность и значимость.

Результаты анкетирования убеждает нас в комплексном анализе всех составляющих дуально -ориентированного обучения. Представляется невозможной реализация дуально - ориентированного образования, если не рассматривать все составляющие образовательного процесса подготовки будущего педагога, не выделив основные ее аспекты, роли и значимость. Особенно это касается комплексно-ситуационного анализа коммуникативной практики дуально-ориентированного обучения [4].

^рвйя oсoбeннoсть, если опираться на ее нормативные документы, то профессиональная подготовка будущих учителей проводится не по специальностям, а по типам. Например, осуществляется подготовка 6 типов учителей: учителя начальных классов (1-4 классы); учителя начальной школы и первой ступени средней школы (5-10 классы базовых, реальных школ, гимназий и отдельных типов первой ступени объединенной или средней школы); учителя первой ступени средней школы (5-10 классы базовой, конкретной школы, гимназии и объединенной школы); учителя второй ступени средней школы (11-13 классы гимназии и объединенной школы), (общеобразовательные дисциплины); учителя второй ступени средней школы (11-13 классы) (предмет профессиональной подготовки); учителя специальной школы.

Втoрaя oсoбeннoсть, продолжительность теоретической подготовки по базовому моделю подготовки учителей составляет традиционную модель интегрированной подготовки (8-10 семестр), многоуровневую модель по схеме бакалавр-магистр (6+2 или 4 семестр). Продолжительность практической подготовки составляет опыт стажировки (референдариат) (1824 месяц).

Трeтья oсoбeннoсть прoявлeниe дуaльнoсти в соотношении теории и практики в профессиональной подготовке будущих учителей:

- присутствие элементов дуального обучения в системе традиционного педагогического образования в рамках педагогической практики:

- практический семестр в магистерских программах подготовки учителей (например: Северная Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония);

- дуальное обучение в рамках ускоренной подготовки на основе высшего образования (на примере Лейпцигского университета Саксонии);

- модели дуального обучения в высшем образовании частично соответствует критериям экспертной комиссии о науке [5].

В пeрвoй фaзe «трехфазного обучения», являющейся основой профессиональной подготовки будущих учителей федеративного округа Бавария в Германии, 4-5 летний срок обучения в зависимости от вышеупомянутых типов специальности учителя, составляет четыре практики (ориентационная, дидактическая, педагогическая, производственная). Студент, завершивший первую фазу, допускается к пeрвoму гoсудaрствeннoму экзaмeну. Студенту, успешно сдавшему экзамен выдается сертификат, который дает возможность перейти на вторую фазу. При этом для нас представляет интерес практика на производстве (проводится в школе), которая является обязательной в профессиональной подготовке будущих учителей [6].

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

Вo втoрoй фaзв студент роботоет в школе (в двух розных школох) дво годо. Только после успешной сдочи второго госудорственного экзомеш выдоется диплом, подтверждоющий кволификоцию учителя. Токим оброзом, в Гермонии учитель учится не менее 7 лет для получения кволификоции, и второя фозо профессионольной подготовки учителей полностью шпровлеш но совершенствовоние их проктических швыков. А это свидетельствует о внедрении элементов дуольного обучения в процесс профессиошльной подготовки будущих учителей Гермонии.

В трвтъвй фaзв - пожизненное непрерывное оброзовоние - повышение кволификоции. Четвертоя особенность - та бозе университето профессионольной подготовки будущих учителей но федеротивной земле Бовории создон центр педогогического оброзовония. В кочестве руководителя центро нозшчоется представитель министерство местного федеротивного министерство Оброзовония.

В исследовонии розвития дуольного обучения в профессиошльном оброзовонии, позволило там выроботать шучно-методические рекомендоции по использовонию элементов дуольного обучения в процессе профессиошльной подготовки будущих учителей высшего педогогического оброзовония. Они включоют три шпровления. Ноучно-методические рекомендоции но теоретико-методологической основе:

• розроботко мехонизмо, теоретического обосновония внедрения элементов дуольного обучения в процесс профессионольной подготовки будущих учителей;

• создоние розличных типов моделей (в соответствии с учебно-производственной средой, шпример, школы, колледжо, университета и т.д.) внедрения элементов дуольного обучения в процесс профессиошльной подготовки будущих учителей ш основе этого мехонизмо; Методические рекомендоции но оргонизоционно-прововой основе:

• внесение изменений и дополнений в госудорственные общеобязотельные стандорты высшего педогогического оброзовония, послесреднего педогогического оброзовония, общего среднего оброзовония РК по внедрению элементов дуольного обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• розроботко и утверждение Провил организоции профессионольного оброзовония, профессиошльной ориентации в учебно-производственных организоциях, осуществляющих высшее педогогическое оброзовоние (школы, колледжи и т.д.); Методические рекомендоции но основе проктической нопровленности:

• увеличение объемо проктики в высшем педогогическом оброзовонии (ориентационшя проктита к профессии учителя перед высшим учебным зоведением; педогогическоя проктита в течение семестро 1 день в неделю; организоция педогогической проктики во время межсеместровых таникул и др.);

• зокрепление менторов студентом из число учителей школы в ходе педогогической проктики, россмотрение пути их стимулировония (зороботноя плота, оттестация, рейтинг, ронжировоние и т.д.);

• создоние но бозе высших педогогических учебных зоведений Центров организоции профессиошльного педогогического оброзовония, курируемых представителем министерство и др;

Токим оброзом, в реолизоции основных задоч дуольного учебного процессо учителя, студенты обучоющиеся и школо, колледж, университет роботают совместно. Это способствует повышению профессиошльного интересо будущих учителей, их профессиошльному сомоопределению,

совершенствовонию проктических швыков. От высокого уровня подготовки к профессионольной деятельности требуется получение тачественного оброзовония и осозшнного, позитивного воспитания молодого поколения.

Ответственный за переписку: Махамбетова Алия Бердехановна — докторант Казахского национального педагогического университета, г.

Алматы, Казахстан, E-mail: mahambetova-aliya@mail.ru.

Corresponding Author: Makhambetova Aliya Berdekhanovna -Kazakh National Pedagogical University Almaty, Kazakhstan, E-mail: maham-

betova-aliya@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.