Научная статья на тему 'Дуальная форма медицинского образования как продукт социального партнерства'

Дуальная форма медицинского образования как продукт социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дуальная форма обучения / работодатель / социальный партнер.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Аканов, А Д. Дуйсекеев, А В. Балмуханова, Т С. Мейманалиев, З Б. Исина

Высшая медицинская школа КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, начиная с 2008 года ведет активную работу по внедрению практико-ориентированного обучения по клиническим специальностям. Известно, в медицинском образовании на лицо, разрыв практики и теории, которую студенты получают в учебном заведении. Данных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUAL SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION AS PRODUCT OF SOCIAL COOPERATION

The dual system of training -is an innovativetype of organization targeted medical training, which involves the coordinated interaction ofeducational and practicalareas fortraining of specialists.

Текст научной работы на тему «Дуальная форма медицинского образования как продукт социального партнерства»

приобретает особое значение, а прибывающий на обучение студент должен иметь полное представление о тех требованиях, которые его ждут на входном контроле всех кафедр, на которых ему предстоит учиться. Хотя на территории РК действуют единые для всех вузов государственные образовательные стандарты, разнообразие научных школ разных вузов, составляющих реальное богатство отечественного образования, предполагает и некоторые отличия в требованиях к входным ключевым компетенциям.

В качестве обязательного элемента обучения присутствует составление и публичное обсуждение входных и выходных ключевых компетенций для курсов преподаваемых дисциплин. Данные формулировки компетенций находят затем реальное применение в структурировании курса и составлении рабочих программ. В ходе этого обсуждения выявлено то

обстоятельство, что социальные и личностные компетенции, которые необходимы будущему специалисту, нередко недооцениваются преподавателями медицинских вузов. Между тем, освоения одних только профессиональных компетенций недостаточно для формирования специалиста. Помимо социальных и личностных компетенций, на необходимость освоения которых указывает, существует еще раздел моторных компетенций, развитие которых необходимо для будущего специалиста, поскольку профессиональная деятельность включает в себя ряд сложных и разнообразных моторик. Освоение всех перечисленных компетенций должно осуществляться в рамках единого комплекса учебных и воспитательных мероприятий. Иными словами, компетентностный подход в высшей медицинской школе имеет в настоящее время обширные ресурсы для развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 108 с.

2 Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // «Эйдос»: Интернет-журнал. - 2006. - 5 мая. - http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

3 Хуторский А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторский. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

А.Д. ДУЙСЕКЕЕВ, А.В. БАЛМ¥ХАНОВА, Д.О. КЭР1БАЕВА, Г.Ш. ТОЙЛЫБАЕВА, В.Н. БАЛМ¥ХАНОВ

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВА АТЫНДАГЫ КАЗ¥МУ МЕДИЦИНА ЖОГАРГЫ МЕКТЕБ1НДЕ Б1Л1КТ1Л1К ТЭС1Л1Н

КОЛДАНУ ПРИНЦИПТЕР1

Туйш: Ма^алада медициналы^ жогаргы 6rniM беруде бЫктЫк тэстЫ ^олдану принцип^ тал^ыланады; бЫктЫк T9cmi непзЫде о^у Yдерidн ^урудыц технологиялы^ принциптерше талдау бершген. Атап айтса^, медицина жогаргы о^у орнындагы кафедралардыц ^Yйiндi бЫктЫк негiзiнде езара ^арым-^атынасыныц жYйесi тал^ыланады. Медицина жогаргы о^у орнындагы жумыс багдарламасына тYйiндi бiлiктiлiк енгiзу рет келтiрiлген.

ТYйiндi свздер: компетенция, бЫктЫк тэсiлi, тYйiндi бiлiктiлiк, дэрiгер бЫктшт, бiлiм беру сапасы, бiлiм берудеп бiрiздiлiк.

A. flUSEKEEV, A. BALMUKHANOVA, D. KARIBAEVA, G.TOYLIBAEVA, V.BALM UKHANOV

THE PRINCIPLES OF COMPETENCE APPROACH IN HIGHER MEDICAL SCHOOL KAZNMU NAMED AFTER S.D. ASFENDIYAROV

Resume: This paper discusses the principles of competence-based approach in higher medical education; there is an analysis of technological principles of the training process on the basis of competence. In particular, there is the discussion of the system of relations of departments in the medical school on the basis of key competencies. The procedure for the introduction of key competencies in the work programs of the medical school is given in this paper.

Keywords: competencies, competence approach, key competencies, competencies of a doctor, quality of education, the continuity in education.

УДК 37(082)(470)

А.А. АКАНОВ, А.Д. ДУЙСЕКЕЕВ, А.В. БАЛМУХАНОВА, Т.С. МЕЙМАНАЛИЕВ, З.Б. ИСИНА, Г.Е. СУЙЕОВА, А.К. МУСИНА, Н.БУХАРБАЕВ

Высшая медицинская школа Казахский национальный медицинский университет им. СД.Асфендиярова

ДУАЛЬНАЯ ФОРМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Высшая медицинская школа КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, начиная с 2008 года ведет активную работу по внедрению практико-ориентированного обучения по клиническим специальностям. Известно, в медицинском образовании на лицо, разрыв практики и теории, которую студенты получают в учебном заведении. Данных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку Ключевые слова: дуальная форма обучения, работодатель, социальный партнер.

На сегодняшний день дуальная система подготовки - одна из Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней

самых эффективных форм подготовки профессиональных сторон — лечебно-профилактических учреждений, будущих

кадров в мире, которая широко распространена в промышленно работников, государства.

развитых странах и является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах.

Для лечебно-профилактических учреждений - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору врачей, их переучивании и адаптации. Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести:

Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам клиники.

Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на клинической базе в качестве потенциальных врачей, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста в клинике, которому надо принимать решения и нести ответственность за больных. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе. В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с клиническими ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач. В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней врач-интерн большую часть времени проводит у постели больного, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в условиях своей клиники. В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми инновационными методами диагностики и лечения патологии. Дуальная система в учреждениях образования требует педагогов нового формата - педагогов - тьюторов с акмеологическим вектором профессиональной медицинской направленности. О дальнейшем развитии системы образования в дуальном формате можно сказать следующее: с одной стороны, необходимо сохранить сложившуюся систему образования, реализующую преемственность принципов «от простого - к сложному», а с другой «от общего - к частному». Чтобы вывести профориентационную работу на новый уровень, соответствующий темпам изменений окружающей среды, настоящим и перспективным вызовами, по отношению к педагогической деятельности, - значит решать образовательные и воспитательные задачи с существенным опережением. Учебное заведение и социальные партнеры совместно участвуют в разработке гибкой модульной программы для получения квалифицированных специалистов. Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором ключевых, социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Решение руководства КазНМУ о переводе студентов-интернов на практикоориентированную систему обучения в интернатуре, сложилось уже в течение 5 лет и объясняется тем, что к этому времени студенты полностью изучают цикл общеобразовательных дисциплин, приобретают базовые знания по специальности, имеют фундамент по профилирующим дисциплинам, формирующих основополагающие

профессиональные знания, навыки и умения. В этом случае дуальная система становится для интернов полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются

практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентностной модели подготовки специалистов.

Определяя в общем виде суть дуальной системы подготовки, следует отметить, что она усиливает практическую направленность подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение дуальной системы предусматривает принципиальное изменение организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в течение всего учебного года теоретической подготовки и расширенной производственной практики на клинических базах и в ЛПУ.

Базами практического обучения ВМШ являются более 23 ЛПУ РК и 7 ЛПУ Алматинской области, которые реализуются через договоры совместной деятельности, в которых определено:

• активное участие работодателей в процессе подготовки специалистов, которые непосредственно участвуют в организации производственной выездной практики, трудоустройстве выпускников.

• создание надлежащих условий для проведения всех видов практического обучения студентов (наличие учебных комнат, занимаемая площадь);

• привлечение ведущих специалистов КазНМУ к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей;

• проведение обучающих семинаров преподавателями ВМШ для специалистов клинических баз;

Трудоустройству выпускников уделяется особо пристальное внимание. В ВМШ работает служба по трудоустройству выпускников, и создается комиссия по распределению, в состав которой входят социальные партнеры, работодатели, представители студенческого самоуправления, департаменты здравоохранения областные, главные врачи, заведующие отделениями.

Проводимый нами комплекс мероприятий включает работу по созданию системы профессиональной ориентации, позволяет информировать обучающихся, выпускников КазНМУи работодателей о рынке труда. Деятельность комиссии позволяет решать задачи по обеспечению взаимосвязи между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг, по формированию конкурентоспособности выпускников за счет постоянной ориентации образовательных программ на наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, по созданию системы информирования обучающихся и работодателей данными о потребностях в специалистах и образовательных услугах, по организации и проведению консультаций и психологической поддержки выпускников по вопросам трудоустройства. Таким образом, дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой медицинской подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и практической сфер по подготовке специалистов.

На основании проведенной работы в рамках дуального обучения, необходимо решить некоторые вопросы: законодательно закрепить обязательства ЛПУ, клиник в рамках дуального обучения; обеспечить учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение, максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ; разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации; обязательно проводить регистрацию и мониторинг контрактов между обучающимися и предприятием, органом по оценке квалификации выпускников для последующей их сертификации; проводить регулярный рейтинг среди предприятий, участвующих в дуальной системе обучения нашей области.

А.А. АКАНОВ, А.Д. ДУЙСЕКЕЕВ, А.В. БАЛМ¥ХАНОВА, Т.С. МЕЙМАНАЛИЕВ, З.Б. ИСИНА, Г.Е. СУЙЕОВА, А.К. МУСИНА, Н.БУХАРБАЕВ

МЕДИЦИНАЛЫК; Б1Л1МНЩ ДУАЛЬДЫ TYPI ЭЛЕУМЕТТ1К СЕР1КТЕСТ1К Н0ТИЖЕС1

ТYйiн: Б^м берудщ дуальды жYйесi - мамандарды дайындау бойынша б^м беру жэне практикалы^ дайынды^ аясында келiсiп, езара |^арым-1^атынасы болжалган медициналы^ ма^сатты дайынды^ты уйымдастырудыц инновациялы^ TYpi.

A. A. AKANOV, A.D. DUISEKEEV, A.V. BALMUKCHANOVA, T.S. MEYMANALIEV, Z.B. ISINA, G.I. SUIOVA, A.K. MUSINA, N. BUCHARBAEV

THE DUAL SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION AS PRODUCT OF SOCIAL COOPERATION

Resume: The dual system of training -is an innovativetype of organization targeted medical training, which involves the coordinated interaction ofeducational and practicalareas fortraining of specialists.

УДК 61:001.76(038)

Т.К. ЗАЙСАНБАЕВ, Б.Н.КАНЛЕНОВА

С.Ж.Асфендияров атындагы К,аз¥МУ

9ЗГЕ Т1ЛД1К С0ЗДЕРД1 КАЗАКША ЖАЗУДЫН ТИ1МД1 ТЭС1Л1

Маналада назан тт1ндег1 медициналын терминдердi налыптастыру туралы сез болады. ^азан т1л1н1ц дыбыстын ерекшел1г1 ескерлмеген нpзiргi назан орфографиясыныц назанша термин жасауда тугызатын ниындынтары жан-жанты талданады. ^азан тюте тэн емес дыбыстардан, дыбыстын т'ркеамдерден арылу арнылы, сондай-ан орографиялын ережелер'т'здi назан тiлiнiц зацдылыгына лайынтау арнылы бул ниындынтарды жоюга болатыны атап керсетлген.

TYÜiHdi свздер: &зге тiлдiк терминдердi назанша жазудыц тшмдi тэс'л Yндестiк зацы; дыбыстар тiркесiмi; фонетикалын зацдылынтар; шрме сездердц жазылуы

Гылымныц кез келген саласыныц дамуында терминдердН ат^аратын мацызы зор екен белплк Ал термин мэселес элi дурыс шешiмiн таба ^оймаган, бipiздiлiкке толыщ тYсiп болмаган гылым саласы медицина десек арты^ айт^анымыз емес. Муныц кептеген себептеpi бар. Солардыц шшде ец бастысы - олардыц дыбысты^ ^урылымы. Кез келген ттдщ ipгетасы - оныц дыбысты^ ^урылымы. Т1лдщ дыбысты^ ^урылымы дурыс сараланбаса, багамдалмаса, ол терминнщ ^алыптасуына да, гылымныц дамуына да орасан зор зиянын тигiзедi. 1ргетасы дурыс ^аланбаган YйдiЦ ^абыргасы да, шатыры да тYзу болып шы^пайтыны аян. Ал ендi ^аза^ тiлiндегi терминдердщ ^алыптасуына не кедерп болып тур деген мэселен ^озгамас бурын алдымен ^аза^ С^рм) жазуыныц тарихына аз-кем шолу жасай кетешк.

XVIII гасырдыц екiншi жартысында алгаш рет галымдардыц назарына тткен Орхон-енисей жазуларыныц кiлтi кепке дешн табылмады. Галымдардардыц бipеулеpi бул еск кельт жазуы деп есептесе, ендi бipеулеpi ескi гот жазуы деп санаган, тiптi булар фин жазуы деп есептегендер де болды. «Ескеpткiштеpдi талдап, олардыц кiлтiн табу Дания елЫщ галымы В.Томсеншц Yлесiне тидк Ол кiсi ец алдымен ескерткштердеп кездесетiн тацбалардыц екiншi бip тацбалармен ^ркес, ^атар келетiн жэне келмейтш еpекшелiктеpiн ескеpдi. В.Томсен будан соц тYpкi жазу жYйесiнде дауысты дыбыстардыц ^олданылуына байланысты олардыц жуан жэне жщшке айтылатын екi тYpлi ерекшелт болатындыгын бай^ады. 9йткенi, TYpкi тшдертдеп Yндестiк зацы еpекшелiктеpiн жете бшудщ ете ^ажет екендiгiне кезi жетп» [1, 21]. Галым тYpкi тшдерте тэн дыбыстардыц бip-бipiмен Yндесу зацын дурыс пайымдау ар^асында ескерткшт о^и алган. TYpкi тiлдеpiндегi сездер не бipкелкi жуан немесе бipкелкi жiцiшке айтылуымен ^атар, дауыссыз дыбыстары да бip-бipiмен Yндесе жалганады. Дауыссыздардыц бip-бipiмен Yндесе жалгануы эсipесе ^аза^ тiлiнде ^атац эpi жYйелi са^талган. Ягни сез аягы ^атац дауыссызга бiтсе ^осымша мiндеттi тYPде ^атац дауыссыздан басталады, ал сез соцы дауысты, Yндi немесе уяц дауыссызга ая^талса, ^осымша мiндетте тYPде уяц немесе Yндi дауыссыздан басталады. Мундай ^атац зацдылы^ TYpкi тектес халы^тардыц кепшiлiгiнде

онша са^талмайды. Мысалы, езбек немесе уйгыр, татар тiлдерiнде ^атац дауыссызга бiткен сездерге ^осымша Yндi дауыссыздан жалгана бередi (мысалы: ат-лар, ит-лэр т.б). Муныц себебiн ^аза^ тiлi бЫмшН атасы А.Байтурсынулыныц мына сезiмен тYсiндiруге болады: «^аза^та жазу-сызу болмаган соц, жалгыз-а^ табигаттыц закешне ерген. Эзгелер табигатты зорлап, емлеге тацып, тiлiн аздыртан» [2, 248]. YIM гасырдан мусылман дiнiмен бiрге ^аза^ даласына араб жазуы тарай бастады. Тегi араб ^ожа, молдалар дш тарату ма^сатында мешiт, медреселер салып, бала о^ыт^ан. Ондай о^у орындарыныц кепшiлiгi тYркi тектес халы^тардыц iшiнде отыры^шы, жартылай отыры^шы езбек, татар, ногай, баш^урт сия^ты халы^тарда болган. Ал ^аза^ арасына мусылман дн негiзiнен ауызша тараган. Эрине, ауылдарда молдалар мектеп ашып, бала о^ытып, олардыц сауатын аш^анымен, хальщ жаппай сауатты болган жо^ жэне жазу-сызудыц ^аза^^а аса ^ажеттiлiгi де бола ^оймаган. Сонды^тан, ауызекi сейлеу т^ нэтижесiнде енген гылымга, эдебиетке, мэдениетке ^атысты араб сездерi ^аза^ тiлiнiц дыбысты^ зацдылыгына багынып езгеркке тYскен. Нэтижесiнде олар эркiмнiц естутше, жобалап айтуынша бiрнеше нус^а ^урап айтылган. Айтыла-айтыла келе кiрме сездердщ кепшiлiгi сараланып, эр^айсысы дербес магына ие болатын дэрежеге де жеткен. Мэселен, арабтыц бiр Гана «хукуматун» [3, 136] сезiнен «екiмет», <^^мет» деген екi сезi жасалып, бiрi «мемлекет, мемлекеттiк ^урылыс», бiрi «елдеп мемлекеттiк билiктi ат^арушы орган» деген магында ^олданылып жYр. Бас^а тшден сез алмайтын халы^ болмайды. Бфа^ олар сол жат сездердi айту Yшiн тiлiн бурап ^иналмайды. ЭздерЫщ айтуларына ыцгайлап, ездерiнiц тiлдерiнiц зацдылыгымен айтады. Жат сездердi айту Yшiн арнайы дыбыс-эрiптердi ойлап таппайды. Бул - дYниежYзiндегi барлы^ ттдерде ^олданылатын, тiлдiц сездiк ^орын дамыту тэсiлдерiнiц бiрi.

Жазу-сызуы кенже ^алуы нэтижесiнде таза са^талып калган ^аза^ тiлiнiц осы ^асиетiн оны гылым тiлiне айналдыруа барысында жогалпауды кездеген адамдардыц бiрi -А.Байтурсынулы болды. ^огамныц, гылымыныц дамуы Yшiн жазудыц мацызы зор екешн жете тYсiнген улы галым 1912

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.