Научная статья на тему 'Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности'

Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Бабин Юрий Владимирович, Горячева Елена Давидовна, Аксенова Лариса Михайловна, Костюченко Марина Николаевна

Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р, определено, что с целью инновационного развития промышленности необходимо создание многоуровневой системы подготовки кадров на основе интеграции научного и образовательного потенциалов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, научно-исследовательских учреждений, бизнеса. В этой связи создание практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности является актуальной задачей. В статье рассмотрены вопросы дуального образования как фактора модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей, бизнеса и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Показано, что главная проблема низкого качества подготовки специалистов заключается в разрыве между требованиями рынка труда и компетенциями будущих выпускников образовательных организаций, что проявляется в недостаточной взаимосвязи учебного процесса с производственной практикой. Устранению данных противоречий будет способствовать организационное и содержательное взаимодействие между образовательной организацией и работодателями, что эффективно реализуется в условиях дуального образования. Теоретически обоснованы и разработаны научно-методические, информационно-аналитические материалы для обеспечения функционирования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения с целью дальнейшего развитии малого бизнеса и среднего бизнеса в пищевой и перерабатывающей промышленности АПК с учетом отраслевой специфики предприятий и кадровых предпочтений работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Бабин Юрий Владимирович, Горячева Елена Давидовна, Аксенова Лариса Михайловна, Костюченко Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual education as a factor of modernization of the system of social partnership of higher education institutions, colleges and food and processing enterprise

The strategy for the development of the food and processing industry of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of April 17, 2012 No. 559-p, determined that in order to develop innovative industry, it is necessary to create a multi-level training system based on the integration of the scientific and educational potential of food processing enterprises. and processing industry, research institutions, businesses. In this regard, the creation of a practice-oriented (dual) model of training in the conditions of interaction with small and medium-sized businesses on the example of the food and processing industry is an important task. The article deals with the issues of dual education as a factor in the modernization of the social partnership system of universities, colleges, businesses and enterprises of the food and processing industry. It is shown that the main problem of improving the quality of training of specialists lies in the gap between the requirements of the labor market and the competencies of future graduates of educational organizations, which is manifested in the lack of interrelation of the educational process with work experience... The strategy for the development of the food and processing industry of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of April 17, 2012 No. 559-p, determined that in order to develop innovative industry, it is necessary to create a multi-level training system based on the integration of the scientific and educational potential of food processing enterprises. and processing industry, research institutions, businesses. In this regard, the creation of a practice-oriented (dual) model of training in the conditions of interaction with small and medium-sized businesses on the example of the food and processing industry is an important task. The article deals with the issues of dual education as a factor in the modernization of the social partnership system of universities, colleges, businesses and enterprises of the food and processing industry. It is shown that the main problem of improving the quality of training of specialists lies in the gap between the requirements of the labor market and the competencies of future graduates of educational organizations, which is manifested in the lack of interrelation of the educational process with work experience. The elimination of these gaps will be facilitated by organizational and meaningful interaction between the educational organization and employers, which is effectively implemented in the conditions of dual education. As a result of a sociological study of the state and prospects of the dual model of learning, the criteria and levels of evaluation of the dual model of education were revealed. They were decisive for the development of scientific and methodological materials for the functioning of the practice-oriented (dual) model of training with the close cooperation of enterprises of the food and processing industry of the agro-industrial complex, business with universities and colleges. Theoretically substantiated and developed scientific and methodological, informational and analytical materials to ensure the functioning of the practice-oriented (dual) training model with the aim of further developing small business and medium business in the food and processing industries of the agro-industrial complex, taking into account the industry-specific enterprises and personnel preferences of employers. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности»

УДК 316. 378.147.422:378 (045)

Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности

Н. В. Лабутина, д-р техн. наук, профессор; Ю.В. Бабин, д-р хим. наук, профессор;

Е. Д. Горячева, канд. техн. наук Московский государственный университет пищевых производств Л. М. Аксенова, д-р техн. наук, профессор, академик РАН ВНИИ технологии консервирования - филиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, Москвовская обл., г. Видное

М. Н. Костюченко, канд. техн. наук НИИ хлебопекарной промышленности, Москва

Реферат

Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г № 559-р, определено, что с целью инновационного развития промышленности необходимо создание многоуровневой системы подготовки кадров на основе интеграции научного и образовательного потенциалов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, научно-исследовательских учреждений, бизнеса. В этой связи создание практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности является актуальной задачей. В статье рассмотрены вопросы дуального образования как фактора модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей, бизнеса и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Показано, что главная проблема низкого качества подготовки специалистов заключается в разрыве между требованиями рынка труда и компетенциями будущих выпускников образовательных организаций, что проявляется в недостаточной взаимосвязи учебного процесса с производственной практикой. Устранению данных противоречий будет способствовать организационное и содержательное взаимодействие между образовательной организацией и работодателями, что эффективно реализуется в условиях дуального образования. Теоретически обоснованы и разработаны научно-методические, информационно-аналитические материалы для обеспечения функционирования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения с целью дальнейшего развитии малого бизнеса и среднего бизнеса в пищевой и перерабатывающей промышленности АПК с учетом отраслевой специфики предприятий и кадровых предпочтений работодателей.

Ключевые слова

дуальное образование; информационно-аналитические материалы; научно-методические, профессиональные компетенции; пищевая и перерабатывающая промышленность; развитие малого и среднего бизнеса; социальное партнерство

Цитирование

Лабутина Н.В., Бабин Ю.В., Горячева Е.Д., Аксенова Л.М., Костюченко М.Н. (2018) Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов, колледжей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности // Пищевая промышленность. 2018. № 12. С. 29-33.

Dual éducation as a factor of modernization of the system of social partnership of higher éducation institutions, collèges and food

and processing enterprise

N. V. Labutina, Doctor of Technical Sciences, Professor; Yu.V. Babin, Doctor of Chemical Sciences, Professor;

E. D. Goryacheva, Candidate of Technical Sciences Moscow State University of food production L. M. Aksenova, Doctor of Technical Sciences, Professor, academician of RAS Federal Research Center for Food Systems. V.M. Gorbatov of RAS M. N. Kostyuchenko, Candidate of Technical Sciences Bread Industry Research Institute

Abstracts

The strategy for the development of the food and processing industry of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of April 17, 2012 No. 559-p, determined that in order to develop innovative industry, it is necessary to create a multi-level training system based on the integration of the scientific and educational potential of food processing enterprises. and processing industry, research institutions, businesses. In this regard, the creation of a practice-oriented (dual) model of training in the conditions of interaction with small and medium-sized businesses on the example of the food and processing industry is an important task. The article deals with the issues of dual education as a factor in the modernization of the social partnership system of universities, colleges, businesses and enterprises of the food and processing industry. It is shown that the main problem of improving the quality of training of specialists lies in the

gap between the requirements of the labor market and the competencies of future graduates of educational organizations, which is manifested in the lack of interrelation of the educational process with work experience. The elimination of these gaps will be facilitated by organizational and meaningful interaction between the educational organization and employers, which is effectively implemented in the conditions of dual education. As a result of a sociological study of the state and prospects of the dual model of learning, the criteria and levels of evaluation of the dual model of education were revealed. They were decisive for the development of scientific and methodological materials for the functioning of the practice-oriented (dual) model of training with the close cooperation of enterprises of the food and processing industry of the agro-industrial complex, business with universities and colleges. Theoretically substantiated and developed scientific and methodological, informational and analytical materials to ensure the functioning of the practice-oriented (dual) training model with the aim of further developing small business and medium business in the food and processing industries of the agro-industrial complex, taking into account the industry-specific enterprises and personnel preferences of employers.

Key words

development of small and medium business; dual education; food and processing industry; informational and analytical materials; professional competence; scientific and methodological; social partnership

Citation

Labutina N.V., Babin Yu.V., Goryacheva E.D., Aksenova L.M., Kostyuchenko M.N. (2018) Dual education as a factor of modernization of the system of social partnership of higher education institutions, colleges and food and processing enterprise // Food industry = Pisshevaya promyshlennost'. 2018. № 12. P. 29-33.

Правительством Российской Федерации утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. (распоряжение от 3 марта 2015 г. № 349-р). Этим документом определены целевые индикаторы и показатели его исполнения. Комплекс мер включает: последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики; консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования; мониторинг качества подготовки кадров. В комплекс мер включены мероприятия по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями [1, 2].

По итогам реализации комплекса мер в среднем профессиональном образовании подготовка кадров будет осуществляться с использованием практико-ориентированных методов обучения, когда не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций или в учебно-тренировочных центрах.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» выдвинута задача повышения роли работодателей в подготовке профессиональных кадров. В системе целевых индикаторов и показателей назван такой, как повышение привлекательности педагогической профессии и уров-

ня квалификации педагогических и научно-педагогических работников. Разработчики Программы неоднократно обращались к проблемам несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, неразвитости форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики [3].

В соответствии со стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 г. в субъектах Российской Федерации будет усилено участие работодателей в общественном управлении подготовкой кадров для экономики регионов на этапах планирования, реализации и оценки качества их подготовки, а также последующего трудоустройства, в том числе через советы при органах исполнительной власти, советы региональных отраслевых кластеров, отраслевые объединения работодателей, наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций. Будет выстроена система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы среднего профессионального образования [4-7].

В этой связи создание научно-методических материалов для обеспечения функционирования дуальной модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК является актуальной задачей.

Объект исследования - система дуального образования как объединяющее начало социального партнерства вузов, колледжей, малого и среднего бизнеса, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК.

Предмет исследования - организационные и педагогические условия для организации и внедрения системы образования на основе функционирования дуальной модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности.

Высокотехнологичным отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности необходимы компетентные специалисты, способные работать по новым технологиям, осваивать современное оборудование, готовые постоянно повышать свой профессиональный уровень. Анализ качества подготовки выпускников среднего и высшего профессионального образования показал, что на сегодняшний день качество подготовки специалистов не удовлетворяет требованиям высокотехнологичных отраслей ввиду отсутствия у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для выполнения актуальных задач, связанных с производством пищевой продукции. Главная проблема низкого качества подготовки специалистов заключаются в разрыве между требованиями рынка труда и компетенциями будущих выпускников образовательных организаций, что проявляется в недостаточной взаимосвязи учебного процесса с производственной практикой. По нашему мнению, устранению данных разрывов будет способствовать организационное и содержательное взаимодействие между образовательной организацией и работодателями, что эффективно реализуется в условиях дуального образования [8-10].

Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, дуальное образование - это организованный учебный процесс реализации

образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве с обучением согласно традиционной системе профессионального образования. Данное образование базируется на идеях взаимосвязи теоретического обучения с практикой, что учитывает дальнейшее развитие предприятий и отрасли в целом и способствует активному приобщению будущего специалиста к профессиональной деятельности. Данными обстоятельствами определяется поиск новых подходов к подготовке специалистов высокотехнологичных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Оценивая степень разработанности проблемы, отметим, что формированию профессиональной компетентности специалиста посредством развития ее структурных компонентов посвящены исследования В.А. Адольфа, Б.С. Гершунского, И.А. Зимней,

A. В. Хуторского, Т. И. Шамовой; проблемы, принципы и механизмы подготовки специалистов среднего профессионального образования отражены в работах П.Ф. Анисимо-ва, С.Я. Беляевой, В.П. Беспалько,

B.М. Демина, А.И. Суббето; педагогические подходы к подготовке специалистов для высокотехнологичной отрасли изучались в работах Б. А. Виноградова, В. В. Кольги, Н.П. Чурляевой; проблемы повышения качества образовательных услуг рассматривались П.Ф. Анисимовым, Н.М. Золотаревой, С.Я. Батышевым [11]; вопросы формирования моделей деятельности специалистов по сферам производства, разработка квалификационных характеристик специалиста рассматривались в работах П.Я. Гальперина, А. Г. Бермуса, Э.Ф. Зеера и др. Признавая бесспорную ценность проведенных исследований, необходимо отметить, что не рассматривалась проблема разработки научно-методических материалов, включающих базу данных дуальной модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК для использования в образовательном процессе.

Обучение в рамках системы дуального образования основано на сочетании теоретической подготовки с практической работой на предприятиях пищевой промышленности. В результате внедрения дуальной модели обучения учебное заведение разрабатывает программы, исходя из потребностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, развивает свой потенциал, повышает квалификацию препода-

вательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в образовательном учреждении и приведет к росту конкурентоспособности образовательного учреждения [12-16].

У дуальной системы обучения есть шанс стать самой распространенной и популярной среди будущих специалистов траекторией профессионального образования в Российской Федерации.

Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей предприятий пищевой промышленности. Основное преимущество дуальной модели обучения - это подготовка специалистов для предприятий пищевой промышленности готовых к решению задач на существующих производственных площадках.

Для реализации поставленной цели и задач было выполнено социологическое исследование состояния и перспектив дуальной модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом, в том числе в пищевой и перерабатывающей промышленности.

В анкетировании приняли участие 56 респондентов.

Обработка результатов анкетирования работодателей позволила выявить их предпочтения к дуальному образованию, как современной форме подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности с предоставлением рабочих мест.

На рис. 1-6 приведены результаты обработки анкет заинтересованных лиц.

Респонденты (12%) по результатам анкетирования отмечают, что предприятия являются производственной базой организации образования.

При оценке участия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и других организаций в дуальном обучении на данный период 92% респондентов дали отрицательные ответы (рис. 2).

Учитывая тот факт, что перед пищевыми и перерабатывающими предприятиями АПК стоит сложная научно-техническая проблема разработки прогрессивных технологий и создания технологических линий высокой эффективности, вопросы готовности организации к внедрению дуального обучения в настоящее время приобретают все более важ-

л

■ Да

Нет

92

Рис. 2. Доля участия предприятий

пищевой и перерабатывающей

промышленности и других организаций

в дуальном обучении

Бакалавриат

Магистратура

Аспирантура

Рис. 4. Предпочтения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по участию в качестве партнера в дуальном обучении с учетом уровней образования

Знание иностранных языков Владение компьютером, оргтехникой

Рис. 6. Дополнительные навыки обучающихся

ное значение, о чем свидетельствуют данные приведенные на рис. 3.

Респондентами ранжированы уровни образования, направленные на развитие компетенций, в которых они могли бы участвовать в качестве партнера в дуальном обучении (рис. 4).

При оценке качества профессиональной подготовки выпускников за последние 5 лет по 5-ти бальной системе 89% респондентов оценили этот показатель на «4».

Знание современных методов анализа сырья, полуфабрикатов и готовых изделий

Умение работать в команде и достигать коллективных целей Коммуникабельность, умение договариваться с людьми Рис. 5. Значимость профессиональных компетенций обучающихся

Значимость областей знаний и других качеств обучающихся

Фундаментальные знания Профессиональные знания Аналитические способности Умение решать проблемы Личностные качества

25 % 38 % 30 % 7% 10 %

В таблице определена значимость областей знаний и других качеств обучающихся.

На рис. 5 и 6 представлена значимость профессиональных компетенций обучающихся и их дополнительных навыков.

Бурное развитие 1Т-технологий позволило выделить из дополнительных навыков, обучающихся владение компьютером и оргтехникой, а также знание хотя бы одного иностранного языка (рис. 6).

Важным фактором при организации дуального обучения студентов вузов, колледжей является наличие ответственного лица от организации. Мнения респондентов распределились следующим образом (рис. 7):

С учетом выполненных исследований разработаны научно-методические материалы, включающие базу данных «Дуальная модель обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК».

К ожидаемым результатам внедрения разработанной базы данных можно отнести:

• обучение, ориентированное на существующее производство;

• улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах;

• повышение квалификации и переподготовка кадров;

• усиление практической направленности учебных занятий;

• индивидуальный подход к учебным возможностям студентов;

• освоение выпускниками новых профессиональных компетенций;

• формирование активной жизненной позиции;

• становление личности, способной к продуктивному труду;

• высокий процент трудоустройства выпускников;

• высокая мотивация в получении знаний.

Основной чертой разработанной базы данных является тесно организованное сотрудничество между образовательными организациями и работодателями - предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, научными организациями, бизнесом.

Таким образом, основываясь на результатах проведенных исследований, можно сделать вывод, что они могут быть использованы в процессе реализации образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования при организации дуального образования, а также служить инструментом к повышению мотивации обучающихся в указанной области.

Заключение

1. Актуальной является задача подготовки высококвалифицированных кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности, обладающих фундаментальными, профессиональными, специальными знаниями, практическими навыками в условиях современного высокотехнологичного производства в соответствии с требованиями работодателей.

2. На основании социологического исследования состояния и перспектив дуальной модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности установлено, что обучение, ориентированное на существующее производство позволит повысить эффективность системы прогнозирования потребности рынка труда в специалистах высокого уровня и качество их подготовки.

3. Разработаны научно-методические материалы, включаю-

щие базу данных «Дуальная модель обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК».

4. Результаты исследований могут быть использованы в деятельности образовательных организаций, а также в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования подготовки специалистов при организации дуального образования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Исследование выполнено в рамках государственного задания на выполнение проекта по теме «Аналитическое обоснование и разработка практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности» № 27.12925.2018/12.2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. а № 349-р). [Электронный ресурс]/Министерство науки и образования РФ.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. -Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://edu.mari.ru/ou_ respub/ sh14 / commondocs/ Концеп-ция%20развития%20образования%20 %2 0РФ%20до%202020%20%20 г. pdf (дата обращения: 04.10.2018).

3. Государственная программа Российской федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (принята Постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]/Российская газета. -2014. - 24 апреля). Режим доступа: http://www.rg.ru / 2014/ 04/ 24/ obraz ovanie- site- dok. html.

4. Балыхин, М.Г. Направления и механизм передачи технологий в высшей школе России и за рубежом/М.Г. Балыхин // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2014. -№ 2 (50).

5. Балыхин, М.Г. Формирование и опыт работы кросс-функциональной команды в вузе/М.Г. Балыхин [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2014. -№ 2. - С. 32-40.

6. Balykhin, M. PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER IN THE SPHERE OF SMALL AGROINDUSTRIAL BUSINESSES. 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma de MaUorca (Spain),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pp. 8459-8466. doi: 10.21125/eduLearn. 2018.1969.

7. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р).

8. Байденко, В.И. Болонский процесс -поиск общности Европейских систем образования (проект TUNING)/ В. И. Байденко. - Исследовательский центр проблем качества, 2006. - 67 с.

9. Дружинина, Н.В. Многоуровневая структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования/Н. В. Дружинина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 4. - С. 113.

10. Кольга, В. В. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли/ В. В. Кольга, М.А. Шувалова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. URL: http://www.science-education.ru / 12118103 (дата обращения: 04.08.2017).

11. Золотарева, Н. М. Взаимодействие профессионального образования и бизнеса - залог качества подготовки рабочих кадров/ Н. М. Золотарева // Профессиональное образование. -2011. - № 1. - С. 7-8.

12. Korbukova, N. A. «Green economy» as an approach to ensuring integral security and quality of students nutrition/ N.A. Korbukova ^t al.] // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. -

2016. - Vol. 7. - № 4. - Р. 2675-2679.

13. Лабутина, Н.В. Информационная грамотность и дополнительные профессиональные программы - решение занятости населения в сфере малого бизнеса/Н.В. Лабутина [и др.] // Хранение и переработка сельхозсырья. -

2017. - № 11. - С. 5-8.

14. Лабутина, Н.В. Формирование профилей профессиональных компетенций педагога, реализующего дополнительные программы в сфере самозанятости, развитии малого бизнеса и информационной грамотности/ Н. В. Лабутина [и др.] // Пищевая промышленность. -

2018. - № 11. - С. 40-43.

15. Пятаченко, А. М. Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития малого бизнеса / А. М. Пятаченко // Стратегия

предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. -Т. 1. - № 5. - С. 133-135.

16. Шувалова, М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в дуальном образовании: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск: КГПУ, 2016. - 16 с.

REFERENCES

1. Kompleks mer, napravlennyh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya na 20152020 gg. (Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 marta 2015 g. a № 349-r). [Elektronnyj resurs]/Ministerstvo nauki i obrazovaniya RF.

2. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2020 goda. [Elektronnyj resurs]. - Federal'nyj portal «Rossijskoe obrazovanie». -URL: http://edu.mari.ru/ ou_respub/ sh14/ commondocs/ Koncepciya% 20razvitiya%20obrazovaniya%20 %2 0RF%20do%202020%20 % 20g.pdf (data obrashcheniya: 04.10.2018).

3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj federacii «Razvitie obrazovaniya na 2013-2 020 gody» (prinyata Postanovleniem pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 295 [Elektronnyj resurs]/Rossijskaya gazeta. -2014. - 24 aprelya). Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/ 2014 / 04 /24/ obrazovanie-site-dok. html.

4. Balyhin, M. G. N apravleniya i mekhanizm peredachi tekhnologij v vysshej shkole Rossii i za rubezhom/M.G. Baly-hin // Problemy sovremennoj ekonomiki. Evrazijskij mezhdunarodnyj nauchno-analiticheskij zhurnal. - 2014. - № 2 (50).

5. Balyhin, M. G. Formirovanie i opyt raboty kross-funkcional'noj komandy v vuze/M. G. Balyhin [i dr.] // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2014. - № 2. -S. 32-40.

6. Balykhin, M. PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER IN THE SPHERE OF SMALL AGROINDUSTRIAL BUSINESSES. 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma de MaUorca (Spain), pp. 8459-8466. doi: 10.21125/edulearn. 2018.1969.

7. Strategiya razvitiya pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti do 2020 g. (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 aprelya 2012 g. № 559-r).

8. Bajdenko, V.I. Bolonskij process -

poisk obshchnosti Evropejskih si stem obrazovaniya (proekt TUNING)/V.I. Bajdenko. - Issledovatel'skij centr problem kachestva, 2006. - 67 s.

9. Druzhinina, N.V. Mnogourovnevaya strukturnaya model' obucheniya s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v organizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya/N.V. Druzhinina // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2014. - № 4. -S. 113.

10. Kol'ga, V.V. Sovremennye modeli dual'nogo obrazovaniya tekhnikov vysokotekhnologichnoj otrasli/V. V. Kol'ga, M.A. Shuvalova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ 12118103 (data obrashcheniya: 04.08.2017).

11. Zolotareva, N. M. Vzaimodejstvie profession a l'nogo obrazovaniya i biznesa - zalog kachestva podgotovki rabochih kadrov / N. M. Zolotareva // Professional'noe obrazovanie. - 2011. -№ 1. - S. 7-8.

12. Korbukova, N. A. «Green economy» as an approach to ensuring integral security and quality of students nutrition/ N.A. Korbukova [et al.] // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. -2016. - Vol. 7. - № 4. - R. 2675-2679.

13. Labutina, N.V. Informacionnaya gramotnost' i dopolnitel'nye professional'nye programmy - reshenie zanyatosti naseleniya v sfere malogo biznesa/N.V. Labutina [i dr.] // Hranenie i pererabotka sel'hozsyr'ya. - 2017. -№ 11. - S. 5-8.

14. Labutina, N.V. Formirovanie profilej professional'nyh kompetencij pedagoga, realizuyushchego dopolnitel'nye programmy v sfere samozanyatosti, razvitii malogo biznesa i informacionnoj gramotnosti/ N. V. Labutina [i dr.] // Pishchevaya promyshlennost'. - 2018. -№ 11. - S. 40-43.

15. Pyatachenko, A. M. Formirovanie konkurentnoj sredy kak neobhodimoe uslovie razvitiya malogo biznesa/A. M. Pyatachenko // Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti. - 2016. -T. 1. - № 5. - S. 133-135.

16. Shuvalova, M. A. Formirovanie professional'nyh kompetencij tekhnikov vysokotekhnologichnoj otrasli v dual'nom obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk. -Krasnoyarsk: KGPU, 2016. - 16 s.

Авторы

Лабутина Наталья Васильевна, д-р техн. наук, профессор, Бабин Юрий Владимирович, д-р хим. наук, профессор, Горячева Елена Давидовна, канд. техн. наук

Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11,

Аксенова Лариса Михайловна, д-р техн. наук, профессор, академик РАН ВНИИ технологии консервирования - филиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова, 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, Д. 78,

Костюченко Марина Николаевна, канд. техн. наук НИИ хлебопекарной промышленности, 107553, Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26А, Labutinanv@maiL.ru

Authors

Labutina Natal'ya Vasil'evna, Doctor of Technical Sciences, Professor, Babin Yurij Vladimirovich, Doctor of Chemical Sciences, Professor, Goryacheva Elena Davidovna, Candidate of Technical Sciences Moscow State University of food production, 11, VoLokoLamskoe highway, Moscow, 125080,

Aksenova Larisa Mihajlovna, Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician of RAS

All-Union Scientific-Research Institute of Canning Technology -a branch of the Federal Science Center for Food Systems V.M. Gorbatova, 78, ShkoLnaya str., Vidnoe, Moscow region, 142703, Kostyuchenko Marina Nikolaevna, Candidate of Technical Sciences Scientific Research Institute of Baking Industry, 26A, BoLshaya Cherki-zovskaya str., Moscow, 107553, Labutinanv@maiL.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.