Научная статья на тему 'Информационная грамотность и дополнительные профессиональные программы - решение занятости населения в сфере малого бизнеса'

Информационная грамотность и дополнительные профессиональные программы - решение занятости населения в сфере малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / САМОЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Бабин Юрий Владимирович, Корбукова Нелли Алексеевна

В приведенной статье авторами рассмотрены проблемы самозанятости, развитии малого бизнеса и информационной грамотности населения (на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК). Решение кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей пищевой промышленности возможно лишь н абазе сохранения преемственности поколений в науке, создания новых научных школ, освоение лучшего мирового опыта. В этом случае речь идет о подготовке профессиональной научно-технологической и управленческой элиты для развивающейся инновационной экономики России. Цель работы проведение исследования и разработка методического обеспечения по формированию профилей профессиональных компетенций педагога, реализующего дополнительные профессиональные программы в сфере самозанятости, развитии малого бизнеса и информационной грамотности. В соответствии с целью эти задачи, возможно, решить только в тесном взаимодействии высшей школы, научных организаций, отраслевой науки, а также промышленных предприятий компаний и холдингов. Для решения поставленных задач, предлагается эмпирический метод, основанный на практике и наблюдении, а также метод анкетирования работодателей. Малый бизнес сегодня это основа экономики, которая позволяет ей приспособиться к трудным финансовым условиям. Именно поэтому правительство РФ уделяет огромное внимание развитию предпринимательства. В настоящее время малые и средние предприятия обеспечивают работой практически половину населения, занятого в экономике. Стабильно растет и число самих предпринимателей. Почти во всех городах и районах России работают советы и центры содействия предпринимательству, фонды поддержки малого бизнеса. На всей территории страны открыты службы «одного окна», через которые ежегодно проходят тысячи инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. В результате исследования авторами рекомендуется необходимость повышения уровня компетенции самозанятых, что диктуется ростом степени конкуренции за клиентов на рынке. В Московском государственном университете пищевых производств сформулированы современные научно методические подходы проектирования дополнительных профессиональных программ, направленные на подготовку обучающихся и обеспечения непрерывного образования взрослого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Бабин Юрий Владимирович, Корбукова Нелли Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Literacy and Additional Professional Programs - the Solution of Employment of the Population in the Sphere of Small Business

In the article the authors consider the problems of self-employment, small business development and information literacy (for example, food processing industry, agriculture). The solution to staffing the high-tech sectors of the food industry is possible only Mr. Abaza of the continuity of generations in science creation of new scientific schools, mastering the best world experience. In this case we are talking about the preparation of professional scientific and technological and managerial elite for a developing innovative economy of Russia. The aim of the work the study and development of methodological support for the formation of profiles of professional competence of the teacher implementing additional professional programs in the field of self-employment, small business development and information literacy.In accordance with the purpose of these tasks may be solved only in close cooperation of higher schools, scientific organizations, industrial science, and also industrial companies and holdings. To solve these problems, proposed an empirical method based on practice and observation, and the method of survey of employers. Small business today is the backbone of the economy, which allows it to adapt to difficult financial conditions. That is why the Russian government pays great attention to development of entrepreneurship. Currently, small and medium enterprises employ almost half of the population employed in the economy. Steadily growing number of entrepreneurs. In almost all cities and regions of Russia there are tips and centers of business support, funds to support small business. Throughout the country opened «one window» through which annually holds thousands of investment projects of small and medium businesses. The study authors recommended the need to strengthen the competence of the self-employed, which is dictated by the increasing level of competition for customers in the market. At the Moscow state University of food production formulated modern scientific and methodological approaches to the design of additional professional programs aimed at preparing students and providing continuing education of the adult population.

Текст научной работы на тему «Информационная грамотность и дополнительные профессиональные программы - решение занятости населения в сфере малого бизнеса»

актуальные проблемы развития науки в АПК

УДК 65.29:378:001(045)

Информационная грамотность

и дополнительные профессиональные программы — решение занятости населения в сфере малого бизнеса

Н.В. ЛАБутиНА, д-р техн. наук, профессор; Ю.В. БАБиН, д-р хим. наук, профессор;

Н. а. КорбукоВА, канд. пед. наук, профессор

Московский государственный университет пищевых производств

Введение. На сегодняшний день актуален вопрос о предпринимательстве в аграрной политике.

Возможности сельхозпроизводства позволяют задействовать людей, высвобождающихся из организаций, в других видах экономической деятельности, и особенно в таких производствах, как овощеводство, садоводство и виноградарство. Развитие самостоятельных форм занятости — это реальная возможность создать дополнительные рабочие места. Это учтено в пункте 6 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение занятости населения и развитие самозанятости. Указанным Федеральным законом определена ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обсуждение. В соответствии со Стратегией инновационного развития, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р, одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность к непрерывному образованию, готовность к постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению; готовность к профессиональной мобильности; готовность и стремление к новому.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р, стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации, на период до 2020 года (раздел IX), определенно, что с целью инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо создание многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров на основе интеграции научного и образовательного потенциалов научно — профессиональных образовательных программ, создание профилей компетенций педагога в сфере самозанятости, развития малого бизнеса и информационной грамотности (на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПУ) представляется актуальной задачей.

Для развития самостоятельных форм занятости утверждено Постановление Правительства Российс-

кой Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 г. Москва «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Самозанятость населения набирает обороты, чему способствуют развитие телекоммуникаций, кризисные явления в экономике, а также активизация компаний-организаторов самозанятых. В стране более 53% от общей численности зарегистрированных безработных проживают в сельской местности. Не секрет, что уровень регистрируемой безработицы в сельской местности намного выше, чем в крупных городах. Основные причины высокого уровня безработицы на селе: состояние экономики и финансов организаций, отсутствие или недостаточное количество рабочих мест, низкие темпы развития малого и среднего бизнеса, проблемы привлечения инвестиций.

Результат. Проведя исследование-анкетирование, было выявлено, что 60 % самозанятых ведут свою деятельность без регистрации. В рамках совместного исследования под самозанятыми понимались как лица, работающие сами на себя в рамках собственного дела, так и состоящие в штате у какого-либо работодателя, но занимающиеся каким-либо делом, приносящим дополнительный доход. Кроме того, исследование охватывает и микроформат предпринимательства в форме ООО (например, самозанятый человек, оказывающий строительные или ремонтные услуги, должен в силу налоговых нюансов регистрировать ООО, если он оказывает услуги юридическим лицам).

Причин, по которым орошенные начали самозанятость, несколько. Личная свобода, самореализация и отсутствие служебной бюрократии являются чрезвычайно важными для категории самозанятых и превалируют над чисто денежной мотивацией начать свое дело.

Как показало исследование: 45 % респондентов — самая значительная в рамках данного вопроса группа — не бросят самозанятость ни при каких обстоятельствах. Тому две причины в зависимости от ситуации конкретного человека:

♦ любимое дело и возможность самореализации;

♦ «лишняя копейка не помешает».

42,5% опрошенных бросят самозанятость, если доходы от нее упадут и не будет видно перспектив к их повышению. 12,5% респондентов указали другие причины (совокупный результат ответов «Если мои расходы возрастут, а доходы не увеличатся» — 10% и «Всегда отслеживаю подходящие возможности и брошу самозанятость при удобном случае» — 2,5%). При этом уровень удовлетворенности от самозанятости в целом достаточно высокий. Более 80 % респондентов заявили, что самозанятость оправдала их ожидания в части удовлетворения от работы. 75 % смогли планировать свою жизнь так, как они считают нужным. Ожидания по деньгам оправдались примерно у 60% респондентов.

Поскольку потребности людей различны и абсолютные цифры дохода с точки зрения достаточности субъективно могут трактоваться по-разному, более показательно распределение именно по жизнеобеспечению от самозанятости. В рамках опроса 32,5 % респондентов указали, что самозанятость не позволяет содержать даже себя (большинство из этой группы являются частично самозанятыми), 22,5% содержат семью и для 45% опрошенных самозанятость покрывает собственные потребности. Таким образом, в целом доходы от самозанятости позволяют опрошенным респондентам содержать себя и/или свою семью (совокупно около 70 % респондентов)

У самозанятых высок уровень личной ответственности: на вопрос о том, что надо сделать, чтобы увеличить доход от самозанятости, наибольший процент ответов набрали варианты, связанные с личным вкладом в работу («больше работать», «приложить усилия для расширения круга клиентуры», «повышать уровень профессионализма и степень своей компетенции»).

В части самозанятости можно выделить несколько тенденций, в том числе и разнонаправленных. Все они имеют место сейчас и будут актуальны на ближайшую перспективу:

1) развитие информационно-коммуникационных технологий ускоряет переход на полную или частичную самозанятость;

2) развитие интернет-технологий и возможностей, способствуя удаленной работе для разного рода профессий и компетенций, открывает новые широкие возможности и для самозанятости, включая торговлю (в части поиска клиентов, дистанционной оплаты товаров или услуг и т. п.);

3) учитывая, что все больше людей, включая и пенсионеров, вовлекаются в информационные технологии, можно прогнозировать, что самозанятость будет набирать популярность (как полная, так и частичная), что подтверждается личным интервьюированием, когда поиск клиентов происходит через Интернет и соцсети.

Вышеприведенные тенденции в комплексе свидетельствуют о росте количества самозанятых в ближайшей перспективе. Эти тренды подтверждаются

ожиданиями опрошенных нами респондентов по поводу конкуренции:

• 46,2 % оценивают степень имеющейся конкуренции в сфере своей самозанятости как среднюю;

♦ 41% считают как высокую, характеризующуюся большим количеством конкурентов;

• 41% респондентов отметили, что за последние два года степень конкуренции в их сферах деятельности возросла;

♦ 50% считают, что в ближайшие два года конкуренция в сфере самозанятости вырастет. Заключение. В связи с этим, возникает острая необходимость в следующих мероприятиях.

1. Информирование различных категорий граждан, в том числе жителей сельской местности, о возможностях организации предпринимательства и самозанятости, профессионального обучения по дополнительным профессиональным программам.

2. Необходимость разработки и издания справочно-информационных материалов (листовки, буклеты и т. п.) по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости для безработных граждан.

3. Публикация в краевых СМИ аналитических и тематических материалов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, при участии безработных граждан.

4. Предоставление комплекса информационных услуг клиентам службы занятости с использованием консультационных пунктов, информационных залов, стендов; с использованием возможности уличной и транспортной рекламы.

5. Предоставление комплекса услуг по профориентации и психологической поддержке граждан, проживающих в сельской местности, испытывающих трудности в поиске работы, для ориентации на открытие собственного дела.

6. Профессиональное обучение безработных и опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников по программам «Основы предпринимательской деятельности», «Организатор личного подсобного хозяйства» и отраслевым направлениям (швея, водитель, продавец и т. д.). Рост количества самозанятых и, соответственно,

рост степени конкуренции за клиентов, способствуют повышению степени компетенции и профессионализма в соответствующей сфере, поскольку увлекаться ценовой конкуренцией и демпинговать в текущих реалиях повышения стоимости жизни неоправданно. Для конкурентоспособности на рынке малого бизнеса, возникает необходимость в приобретении таких компетенций инновационной деятельности как: способность к непрерывному образованию, готовность к постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению; готовность к профессиональной мобильности; готовность и стремление к новому.

Литература

1. Комков, Н. и. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития/ Н. И. Комков, Г. К. Кулакин, Н. Г. Мамонтова//Проблемы прогнозирования. — 2011. — № 2. — С. 124-139.

2. Козырев, А. А. Стандарт развития конкуренции как инструмент решения экономических и социальных проблем региона // Экономика и управление. — 2015. — № 11. — С. 44-49.

3. Махмудова, М. М. Современная практика конкурентного позиционирования субъекта среднего бизнеса на основе анализа внешней и внутренней среды // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 8-1. — С. 999-1004.

4. Пятаченко а. М. Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития малого бизнеса // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2016. — Т. 1. — № 5. — С. 133135.

5. Korbukova, N.A. «Green economy» as an approach to ensuring integral security and quality of students nutrition / N. A. Korbukova and other // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. — 2016. — Vol. 7. — №4. — Р. 2675-2679.

References

1. Komkov N. I., Kulakin G. K., Mamontova N. G. [Analysis of the state of small enterprises in the Russian Federation and the conditions for their development]. Problemy prog-nozirovaniya, 2011, no. 2, pp. 124—139. (In Russ.)

2. Kozyrev A. A. [The standard of development of competition as a tool for solving the economic and social problems of the region]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 11, pp. 44-49. (In Russ.)

3. Makhmudova M. M. [Modern practice of competitive positioning of a medium-sized business entity on the basis of an analysis of the external and internal environment]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2015, no. 8-1, pp. 999-1004. (In Russ.)

4. Pyatachenko A. M. [Formation of a competitive environment as a prerequisite for the development of small business]. Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti, 2016, vol. 1, no. 5, pp. 133-135. (In Russ.)

5. Korbukova N. A. et al. «Green economy» as an approach to ensuring integral security and quality of students nutrition. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, vol. 7, no. 4, pp. 2675-2679.

Информационная грамотность и дополнительные профессиональные программы — решение занятости населения в сфере малого бизнеса

Ключевые слова

дополнительные профессиональные программы; занятость населения; малый бизнес; самозанятость.

Реферат

В приведенной статье авторами рассмотрены проблемы самозанятости, развитии малого бизнеса и информационной грамотности населения (на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК). Решение кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей пищевой промышленности возможно лишь н абазе сохранения преемственности поколений в науке, создания новых научных школ, освоение лучшего мирового опыта. В этом случае речь идет о подготовке профессиональной научно-технологической и управленческой элиты для развивающейся инновационной экономики России. Цель работы проведение исследования и разработка методического обеспечения по формированию профилей профессиональных компетенций педагога, реализующего дополнительные профессиональные программы в сфере самозанятости, развитии малого бизнеса и информационной грамотности. В соответствии с целью эти задачи, возможно, решить только в тесном взаимодействии высшей школы, научных организаций, отраслевой науки, а также промышленных предприятий компаний и холдингов. Для решения поставленных задач, предлагается эмпирический метод, основанный на практике и наблюдении, а также метод анкетирования работодателей. Малый бизнес сегодня — это основа экономики, которая позволяет ей приспособиться к трудным финансовым условиям. Именно поэтому правительство РФ уделяет огромное внимание развитию предпринимательства. В настоящее время малые и средние предприятия обеспечивают работой практически половину населения, занятого в экономике. Стабильно растет и число самих предпринимателей. Почти во всех городах и районах России работают советы и центры содействия предпринимательству, фонды поддержки малого бизнеса. На всей территории страны открыты службы «одного окна», через которые ежегодно проходят тысячи инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. В результате исследования авторами рекомендуется необходимость повышения уровня компетенции самозанятых, что диктуется ростом степени конкуренции за клиентов на рынке. В Московском государственном университете пищевых производств сформулированы современные научно методические подходы проектирования дополнительных профессиональных программ, направленные на подготовку обучающихся и обеспечения непрерывного образования взрослого населения.

Авторы

Лабутина Наталья Васильевна, д-р техн. наук, профессор;

Бабин Юрий Владимирович, д-р хим. наук, профессор;

Корбукова Нелли Алексеевна, канд. техн. наук, профессор

Московский государственный университет

пищевых производств

125080, Москва, Волоколамское ш., д. 11,

Labutinanv@mail.ru, fizra@mgupp.ru

information Literacy and Additional professional

programs — the Solution of Employment

of the population in the Sphere of Small Business

Key words

additional professional programs; self-employment; small business; employment of the population.

abstract

In the article the authors consider the problems of self-employment, small business development and information literacy (for example, food processing industry, agriculture). The solution to staffing the high-tech sectors of the food industry is possible only Mr. Abaza of the continuity of generations in science creation of new scientific schools, mastering the best world experience. In this case we are talking about the preparation of professional scientific and technological and managerial elite for a developing innovative economy of Russia. The aim of the work the study and development of methodological support for the formation of profiles of professional competence of the teacher implementing additional professional programs in the field of self-employment, small business development and information literacy.In accordance with the purpose of these tasks may be solved only in close cooperation of higher schools, scientific organizations, industrial science, and also industrial companies and holdings. To solve these problems, proposed an empirical method based on practice and observation, and the method of survey of employers. Small business today is the backbone of the economy, which allows it to adapt to difficult financial conditions. That is why the Russian government pays great attention to development of entrepreneurship. Currently, small and medium enterprises employ almost half of the population employed in the economy. Steadily growing number of entrepreneurs. In almost all cities and regions of Russia there are tips and centers of business support, funds to support small business. Throughout the country opened «one window» through which annually holds thousands of investment projects of small and medium businesses. The study authors recommended the need to strengthen the competence of the self-employed, which is dictated by the increasing level of competition for customers in the market. At the Moscow state University of food production formulated modern scientific and methodological approaches to the design of additional professional programs aimed at preparing students and providing continuing education of the adult population.

Authors

Labutina Natalia Vasilievna,

Doctor of Technical Science, Professor;

Babin Yuri Vladimirovich, Doctor of Chemical Science, Professor;

Korbukova Nelli Alekseevna,

Doctor of Technical Science, Professor;

Moscow State University Food Production

11 Volokolamskoye Shosse, Moscow, 125080, Russia,

Labutinanv@mail.ru, fizra@mgupp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.