УДК 377.5
В. В. Землянский
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты дуальной организации подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства на примере машиностроения и приборостроения.
The article reveals theoretical and practical aspects of dual organization of training workers and specialists for high technological production on the example of mechanical engineering and instrument-making industry.
Ключевые слова: дуальная система обучения, социальное партнерство, высокотехнологичное производство.
Keywords: dual system of education, social partnership, high technological production.
Долгосрочные интересы России состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Решение этой задачи сопряжено с необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Ведущая роль в развитии сектора высоких технологий отечественной экономики принадлежит машиностроению и приборостроению.
Диверсификация экономики выдвигает новые требования к качеству рабочей силы. В важнейших отраслях реального сектора экономики доля рабочих и специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием возрастает до 65% от общего числа работающих. Дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в машиностроительной и приборостроительной отраслях осложняется также условиями складывающейся демографической ситуации.
Основная задача образовательных учреждений среднего профессионального образования -подготовка рабочих кадров и специалистов, отвечающих требованиям инновационной экономики, запросам регионального и отраслевого рынков труда. Данные учреждения максимально приближены к работодателям, населению, молодежи.
Анализ научных отечественных и зарубежных источников свидетельствует о том, что учеными ведется активный поиск новых образовательных моделей, позволяющих, с одной стороны, пере-
© Землянский В. В., 2009
ориентировать профессиональное образование в его содержательном, организационном, технологическом аспектах на удовлетворение наиболее значимых потребностей социального и экономического развития современного общества, а с другой - оптимально использовать в практике образовательной деятельности многочисленные инновационные концептуально-теоретические, дидактические, методические разработки, накопленные в арсенале профессиональной педагогики за последние десятилетия.
Так, в мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т. е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие, как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя единой цели - профессиональной подготовки обучающихся [1].
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т. д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.
Как показывает анализ работ немецких исследователей (А. Шелтен, К. Штратман, Г. Штег-ман и др.), дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.
Для отечественного профессионального образования проблема установления тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из наиболее острых и актуальных, что подчеркивается как в работах ученых (Г. В. Муха-метзянова, А. М. Новиков, Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, Н. К. Чапаев и др.), так и в нормативных документах, определяющих образова-
В. В. Землянский. Дуальная система подготовки кадров для высокотехнологичного производства
тельную политику государства в этой сфере. Именно поэтому распространение принципов дуальной организации, особенно на уровни начального и среднего профессионального образования, представляется целесообразным, своевременным и перспективным.
В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями. Благодаря обобщению практического опыта заложены основы теории социального партнерства (И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко). Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [2].
В современных социально-экономических условиях деятельность образовательных учреждений СПО, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов для машиностроительной и приборостроительной отраслей экономики, связана с решением целого ряда проблем:
- несоответствия объемов, структуры и содержания подготовки рабочих кадров и специалистов перспективам развития высокотехнологичных производств;
- несовершенства механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей;
- отсутствия системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств в сфере машиностроения и приборостроения;
- недостаточной практикоориентированности в подготовке кадров для конкретных предприятий;
- несоответствия учебно-материальной базы образовательных учреждений современному уровню развития высокотехнологичного производства, а также уровня кадрового потенциала образовательных учреждений инновационным задачам развития производства;
- несоответствия программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;
- недостаточной реализации инновационных форм и методов обучения; отсутствия системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки специалистов со стороны работодателей;
- несоответствия систем менеджмента качества подготовки кадров требованиям международных стандартов;
- отсутствия многоканального, многоуровневого (включая корпоративное) финансирования реализации профессиональных образовательных программ и сохраняющимся преимущественно одноуровневым (федеральным или региональным) бюджетным финансированием с привлечением внебюджетных средств со стороны населения.
Одним из важнейших элементов, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессиональной подготовки студентов в колледже в целом и дуальной системы целевой профессиональной подготовки в частности, является ее научно-методическое обеспечение, предполагающее теоретическое обоснование учебных и методических материалов, разрабатываемых и реализуемых в педагогической практике.
Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен, В. В. Сериков, А. Шелтен, С. Е. Ши-шов и др.).
Дуальное обучение в изменившихся социально-экономических условиях только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования. Мы разделяем точку зрения Ю. Н. Петрова, который под дуальной системой профессионального образования понимает инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, построенное на единстве трех методологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей), онтологического (компетентност-ный подход), технологического (развитие общественно-профессиональных отношений) [3].
Все сказанное выше является аргументированным основанием для построения дуальной системы подготовки кадров для базовых отраслей отечественной экономики. С учетом этого коллективом ФГОУ СПО «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Ба-сулина» совместно с работодателями была определена тема инновационной образовательной программы (ИОП): «Создание на базе колледжа инновационной образовательной среды в целях подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов машиностроительного и приборостроительного профилей для высокотехнологичных производств в условиях государственно-частного партнерства».
В 2009 г. колледж признан победителем Всероссийского конкурса ИОП среди учреждений начального и среднего профессионального образования и получил государственную поддержку в объеме 22 миллионов рублей (приказ Мин-обрнауки РФ № 197 от 8 июня 2009 г.). На такую же сумму привлечены средства работодателей путем передачи в аренду высокотехнологичного оборудования.
Актуальность включения данной программы в Приоритетный национальный проект «Образование» обусловлена необходимостью приведения содержания профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями развития современной экономики, наукоемкого высокотехнологичного производства, имеющего стратегическое значение для укрепления обороноспособности страны.
Под дуальной инновационной образовательной средой мы понимаем совокупность педагогических, организационно-управленческих, программно-методических, материально-технических, информационных условий и соответствующих им ресурсов образовательного учреждения и предприятий, обеспечивающих высокое качество подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов для инновационного развития машиностроительной и приборостроительной отраслей отечественной экономики.
Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования. Реализация ИОП направлена на смягчение ситуации на рынке труда в связи с растущей безработицей; уменьшение существующего дисбаланса спроса и предложения на высококвалифицированную рабочую силу; повышение инвестиционной привлекательности системы среднего профессионального образования.
Инновационная образовательная программа базируется на следующих основных идеях:
- внедрения требований профессиональных (квалификационных) стандартов в практику образовательной деятельности и формирования на этой основе нового содержания профессиональной подготовки;
- развития продуктивных, творческих способностей студентов для освоения инновационных (общих и профессиональных) компетенций, востребованных современным высокотехнологичным производством;
- обеспечения инвестиционной привлекательности образовательных программ колледжа для
работодателей за счет учета их требований при построении содержания образования в форме модульных программ, основанных на компетенциях;
- доступности, открытости и высокого качества современного профессионального образования посредством использования современных информационных и педагогических технологий;
- интеграции образования и производства в рамках проекта, обеспечивающей внедрение в образовательный процесс новейших отраслевых технологий и оборудования;
- развитии кадрового, экономического, методического, научного и информационного ресурсов путем создания на базе колледжа при участии стратегических партнеров ресурсного центра (корпоративного центра развития квалификаций) машиностроительного профиля.
Цель ИОП - обеспечение современного качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование».
С участием работодателей осуществляется внедрение нового содержания образования, отвечающего требованиям высокотехнологичного производства:
- разработка программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Электромеханических приборные устройства» и соответствующим рабочим профессиям;
- формирование новых универсальных и профессиональных компетенций выпускников, адекватных требованиям современного рынка труда (корпоративность; умение и готовность работать в команде; универсальность; гибкость, мобильность и адаптивность к новым видам профессиональной деятельности; творчество в работе; способность к самообучению и развитию; самостоятельность и ответственность за результат; системное и аналитическое мышление; умение работать в системе ИКТ; коммуникативность);
- разработка модульных программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации незанятого населения по специальностям и профессиям в рамках ИОП по договорам с работодателями и службой занятости.
В ходе реализации ИОП используются современные отраслевые, информационные и педагогические технологии, такие, как организация образовательного процесса на модульной основе; ме-
Т. С. Казаковцева. Модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми.
тод проектов, кейс-технологии, коммуникативные, рефлексивные, игровые технологии, контекстное обучение и др. Создается система консалтинговой и научно-методической поддержки педагогов и руководителей учебно-производственных подразделений в области разработки и реализации модульных программ в практике дуального профессионального обучения. Большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности администрации, преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа, педагогов образовательных учреждений СПО, входящих в инновационную сеть, в области создания информационных и коммуникационных технологий, мониторинга качества профессионального образования.
Реализация проекта позволит обеспечить современное качество профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства; достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда Пензенской области и объемами подготовки специалистов заявленных профилей; восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ориентированного образования.
Конкретными результатами проекта являются:
- организация деятельности инновационного корпоративного ресурсного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов машиностроительного профиля;
- создание единой высокостоимостной учебно-производственной базы по подготовке рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства приборостроительного профиля в соответствии с новыми профессиональным и образовательным стандартами, основанными на компетенциях;
- реализация новой функции колледжа - опережающая переподготовка рабочих кадров для машиностроения и приборостроения, освоение ими новых профессиональных компетенций;
- формирование гибких модулей практического обучения под конкретные рабочие места, увеличение доли практического обучения до 60% от общего объема времени;
- развитие системы менеджмента качества, основанной на стандарте ИСО 9000:2000, и введение механизмов независимой оценки качества обучения с участием работодателей;
- формирование инновационного механизма социального партнерства - реального участия работодателей во взаимовыгодном обмене ресурсами (материально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методическими, информационными, правовыми и т. д.).
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для машиностроительной и приборостроительной отраслей высокотехнологичного производства; формированию профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда; развитию эффективной системы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.
Примечания
1. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург, 1996. 288 с.
2. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. М., 2006. 320 с.
3. Петров Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования. Н. Новгород, 2009. 280 с.
УДК 378-057:371.7
Т. С. Казаковцева
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблемам подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях как виду здравотворческой деятельности. Представлена модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми и дано её описание.
This article is devoted to the problems of preparing students to health-oriented educational work with children in preschool establishments as their creative activity. The author represents a model of preparing students to health-oriented educational work with children.
Ключевые слова: оздоровительно-образовательная работа, оздоровление, укрепление здоровья, здоровьеориентированная педагогическая деятельность, здоровьесберегающая педагогическая деятельность, здравотворческая деятельность, профессиональная подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми, модель, моделирование как научный метод исследования педагогического процесса профессиональной подготовки.
Keywords: health-oriented educational process, health improvement, health strengthening, health-oriented pedagogical activities, health protection, professional training for health-oriented work with children, modelling as a scientific research method in professional pedagogical education.
© Казаковцева Т. В., 2009