Вопросы теории и истории государства и права
Научная специальность
12.00.01 «<Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» УДК 340.111.15
ДУАЛИЗМ ПРИРОДЫ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК КОРПОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
© Дружинин Г. В., 2019
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
Рассматриваются теоретико-правовые вопросы статуса современного российского университета, особенности его правового положения и организационно-правовой формы. Исследуется правовая природа университета, выявляются его базовые признаки. Указывается, что университет по смыслу действующего российского законодательства выступает образовательной организацией высшего образования. Отмечается, что ключевым нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Выделяются в соответствии с законом несколько видов образования: общее образование - вид образования, который связан с освоением общеобразовательных программ; профессиональное образование - вид образования, связанный с освоением основных профессиональных образовательных программ; профессиональное обучение - вид образования, связанный с программой профессионального обучения на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов); дополнительное образование - вид образования, не связанный с повышением уровня образования. Выделяются базовые признаки университета как общественной организации: образовательный, некоммерческий и унитарный характер деятельности, университет является образовательной организацией высшего образования. Поднимается вопрос о публичных началах университетов, о роли государства в создании университета, определены основные организационно-правовые формы университета как образовательной организации: государственного бюджетного или автономного учреждения. Анализируются корпоративные начала в управлении университетом. Подводятся итоги исследования, что современный российский университет в большей степени обладает государственными (публичными) началами, поскольку создается государством, государство выступает его учредителем, утверждает устав, является собственником имущества. Установлено, что вместе с этим у современных университетов сохранились традиции и ритуалы, которые свидетельствуют о наличии в определенной степени «корпоративного духа»: система управления университетов строится во многом на корпоративных принципах (выборность ректора, коллегиальность корпоративного управления, формирование коллегиальных органов управления, например попечительского совета). Наличие указанных корпоративных элементов дает основания полагать, что современный университет обладает в узком сегменте и корпоративной природой.
Ключевые слова: университет, образовательная организация, образование, университет как корпорация, корпоративная организация, корпоративное право, корпоративные отношения.
Университеты ничем не обязаны правительству, наоборот, правительство всем обязано университетам.
Вильгельм фон Гумбольдт
Право на образование выступает фундаментальным правом человека и основой его развития. Во многих государствах существуют нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, необходимые для обеспе-
чения правовых основ функционирования системы образования.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)1.
1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53.
Ч. 1. Ст. 7598.
Настоящий закон определяет не только правовые, организационные и экономические положения образования в государстве, но и устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно содержанию указанного закона в Российской Федерации существует несколько видов образования:
1) общее образование - вид образования, который связан с освоением общеобразовательных программ;
2) профессиональное образование - вид образования, связанный с освоением основных профессиональных образовательных программ;
3) профессиональное обучение - вид образования, связанный с программой профессионального обучения на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов);
4) дополнительное образование - вид образования, не связанный с повышением уровня образования.
В свою очередь законом устанавливаются уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Освоение высшего образования возможно путем обучения в образовательной организации; чаще всего основным субъектом, осуществляющим подготовку и освоение высшего образования, выступает университет.
Процесс глобализации оказывает большое влияние на современное общество, изменяя многие социальные институты, среди которых можно выделить также современную систему образования. Перспективы современной системы образования являются неоднозначными, в то же время остается открытым и дискуссионным вопрос о будущем современного университета как образовательной организации. Бесспорно, что в настоящее время одним из основных действующих субъектов в сфере образования является университет, правовая природа которого остается до конца не исследованной.
Актуальность исследования правовой природы современного университета вызвана тем, что университет как социальный институт существует достаточно давно, начиная с 1088 г., когда был основан первый университет - Бо-лонский университет, в отличие от других ви-
дов политических, социальных и экономических организаций, возникновение и исчезновение которых происходили молниеносно.
Только университет способен не просто решать те или иные научные проблемы, но последовательно и долговременно вести процесс развития наук, передавая накопленный научный материал от одного поколения ученых к другому [5, с. 4].
В связи с этим представляется интересным рассмотреть сущность и правовую природу современного российского университета как корпоративной организации. Для понимания сущности правовой природы современного университета следует проанализировать действующее российское законодательство, в котором закреплены правовой статус и признаки университета.
Анализ рынка образовательных услуг позволяет установить, что среди основных «агентов» академического пространства можно выделить образовательные организации, клиентов образовательных организаций, государства в лице его органов, бизнес-сообщество и гражданское общество, которые, осуществляя свою деятельность и взаимодействуя между собой, формируют такое социально-правовое пространство, как сфера образования. Среди образовательных организаций можно выделить различные формы: школы, колледжи, институты, университеты, академии.
Федеральное законодательство в области образования использует дифференцированный подход в определении правового статуса образовательных организаций высшего образования, выделяя несколько видов.
Во-первых, в Российской Федерации действуют два «ведущих классических университета» страны - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), которые наделены особым правовым статусом, что находит свое подтверждение в Федеральном законе от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»1.
Во-вторых, в отношении отдельных образовательных организаций могут быть установлены категории «федеральный университет», «национальный исследовательский университет»,
1 О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете : федер. закон от 10 нояб. 2009 г. № 259-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.
правовой статус которых ставится в зависимость от установленной категории.
Создание федеральных университетов в России обеспечивает подготовку кадров для комплексного социально-экономического развития регионов, способствует развитию системы высшего образования и укреплению взаимоотношений образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой регионов.
Таким образом, статусом университета (федерального или научно-исследовательского) могут наделяться только образовательные организации, и только образовательные организации высшего образования.
Рассмотрение базовых признаков университета сформирует некоторое представление об университете.
Во-первых, университет является образовательной организацией. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не дает точного определения категории «университет», при этом в законе имеется упоминание данной категории. Так, по смыслу ч. 2 ст. 24 указанного закона в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Следовательно, природу такого явления, как «университет», указанный закон раскрывает через понятие образовательная организация.
Под образовательной организацией, в соответствии с подп. 18 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации комплекса основных характеристик образования, к которым относятся объем, содержание и планируемый результат. Указанная деятельность ведется в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, при этом в рамках такой деятельности осуществляются определенные формы аттестации освоенных учащимися рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин. Вместе с этим образовательная деятельность предполагает разработку оценочных и методических материалов.
Следовательно, университет, в соответствии с подходом законодателя, является некоммерческой организацией, основной целью и деятельностью которой является осуществление образовательной деятельности.
Во-вторых, по своему характеру университет является образовательной организацией некоммерческого характера. Как было указано выше, под образовательной организацией, в соответствии с подп. 18 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимается некоммерческая организация, а университет, в соответствии с подходом законодателя, является некоммерческой организацией, основной целью и деятельностью которой является осуществление образовательной деятельности.
Некоммерческий характер организации накладывает на саму организацию ряд законодательных ограничений, к примеру, у такой организации не может быть извлечения прибыли в качестве основной цели (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1), вследствие чего в такой организации не может происходить распределение полученной прибыли между участниками.
В-третьих, университет является не просто образовательной организацией, а образовательной организацией высшего образования. В настоящее время в Российской Федерации на университеты возложены задачи по подготовке кадров высшей квалификации, университеты удовлетворяют потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, а также потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Локальные акты университетов отражают, что университет является образовательной организацией высшего образования.
В разделе II Устава ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1378 от 28 декабря 2018 г.2, предметом деятельности университета является в том числе реализация образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных и дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения. Томский государственный университет осуществляет проведение научных исследований.
В главе I «Общие положения Устава ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет"», утвержденного Приказом Министерства
1О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
2 Устав ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/f44/ustav2017.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
науки и высшего образования РФ № 1071 от 28 ноября 2018 г.1, закреплено, что университет является образовательной организацией высшего образования.
Факт того, что университет является образовательной организацией высшего образования, подтверждается подп. 4 п. 2 ст. 23-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация высшего образования -образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
В-четвертых, университет является образовательной организацией, целью которой является подготовка кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 24 университет создается в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, Правительством РФ от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».
Университет является связующим элементом в социально-экономическом развитии регионов, поскольку позволяет установить связь государства и бизнес-сообществ, является культурообразующей организацией, а также оказывает воздействие на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. По своей сути университет — это связующая система между всеми элементами регионального социума. Помимо образовательной и исследовательской функций, университету принадлежит функция интеграции народа [2, с. 29].
Таким образом, под университетом следует понимать образовательную организацию высшего образования, некоммерческого и унитарного характера, осуществляющую подготовку кадров для комплексного социально-экономического развития регионов.
Государственные (публичные) начала университета. Природу современного российского университета можно рассмотреть и через следующие аспекты: организационно-правовую форму юридического лица, изучение которой позволит установить, кто выступает учредителем университета, рассмотреть органы управления и принципы, которые лежат в основе управле-
ния университетом, вопросы финансирования и права собственности.
Организационно-правовая форма университетов. Согласно ч. 3 ст. 24 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения. Анализ действующих уставов образовательных организаций высшего образования позволяет установить, что большинство университетов создаются в организационно-правовой форме государственных учреждений:
- Саратовский государственный университет является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения (п. 1.3 Устава ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1173 от 14 декабря 2018 г.2);
- Челябинский государственный университет» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения (п. 1.3 Устава ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1251 от 24 декабря 2018 г.3);
- Казанский государственный университет является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного автономного учреждения (п. 1.3. Устава ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1359 от 28 декабря 2018 г.4);
Следовательно, современный российский университет как образовательная организация создается в форме государственного бюджетного или автономного учреждения, что соответствует ч. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ5; государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Создание образовательной организации в форме государственного учреждения означает, что такая организация имеет государственный характер, поскольку создается государством,
1 Устав ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: https://isu.ru/ru/about/norms/ Ustav_28.11.18.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
2 Устав ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/ documents/2019/ustav_14.12.2018.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
3 Устав ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.csu.ru/SiteAssets/sveden1/ old_document/Ustav2019.pdf дата обращения: 25.04.2019).
4 Устав ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [Электронный ресурс]. URL: http://old.kpfu.ru/ustav/ index.php (дата обращения: 25.04.2019).
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 21 окт. 1994 г. // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
государство выступает не только единственным учредителем, но еще является собственником имущества.
Необходимо отметить, что государственные учреждения признаются унитарными некоммерческими организациями, ввиду чего на законодательном уровне было установлено ограничение, согласно которому при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Такая формулировка закона исключает наличие корпоративных отношений между учредителями, потому как единственным учредителем является государство.
Унитарный характер современного университета предполагает, что у современного университета, как юридического лица, единственный учредитель не становится участником и не приобретает прав членства.
Корпоративные (частные) начала университета. Культура любого типа представляет собой систему, т. е. единство образующих ее элементов. К ядру культуры принято относить доминирующие черты каждого из элементов. Специфика ядра той или иной культуры зависит от иерархии составляющих ее ценностей [3, с. 50].
В соответствии с указанным положением можно предположить, что ядром корпоративной культуры современного университета выступают академические традиции и ценности: например академическая автономия, академическая свобода, легитимация, или признание научным сообществом (присвоение ученых степеней), а также академический капитализм, который в настоящее время только находится на этапе развития [4, с. 95].
Корпоративные начала выступают эффективным инструментом управления образовательной организацией, поскольку позволяют без административного давления, естественным путем формировать эффективные внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала, необходимые для достижения поставленных целей; способствуют повышению деловой репутации и публичного образа университета; предоставляют возможность каждому члену педагогического коллектива самостоятельно и свободно определять стратегию его научно-исследовательского и педагогического роста.
Проявлением корпоративных начал в природе университета является формирование в образовательной организации коллегиальных органов управления:
1) общего собрания (конференции) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего об-
разования - общего собрания (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
2) педагогического совета (в образовательной организации высшего образования - ученого совета).
Общее собрание выступает высшим органом управления образовательной организацией, при этом прямо в законодательстве об этом не упоминается. В его состав входят практически все участники образовательного процесса - работники образовательной организации, педагоги, обучающиеся и их родители.
На общем собрании решаются, как правило, вопросы, касающиеся ликвидации, реорганизации образовательной организации, избрания руководителя, внесения изменений в устав.
Немаловажной в управлении образовательной организацией является роль педагогического совета, состоящего из педагогических работников. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности. На педагогическом совете принимаются решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, допуска обучающихся к экзаменам, аттестации педагогических работников, обсуждаются перспективные планы педагогического процесса, планирование деятельности педагогического коллектива и пр.
Важно отметить, что образовательная организация может создавать различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности. Такие структурные подразделения также свидетельствуют о развитой корпоративной культуре и структуре органов корпоративного управления.
К таким органам могут относиться: филиалы, представительства; отделения, факультеты, институты, центры, кафедры; подготовительные отделения и курсы; научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения; лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские; учебно-опытные хозяйства; библиотеки, музеи; спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы. Такая разветвленность корпоративных структур в определенной степени характерна для организаций корпоративного типа.
Создание и организация различных клубных движений при университете (организация профессорского клуба университета; организация ассоциации преподавателей и выпускников вуза; организация клуба студентов, аспирантов)
показывают уровень корпоративности самой организации.
Таким образом, современный российский университет в большей степени обладает государственными (публичными) началами, поскольку создается государством, государство выступает его учредителем, утверждает устав, является собственником имущества. Если рассмотреть статус МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, указанные классические университеты в большей степени являются государственными, относительно их статуса можно сказать stato т stato, что в переводе означает «государство в государстве».
Вместе с этим у современных университетов сохранились традиции и ритуалы, которые свидетельствуют о наличии в определенной степени «корпоративного духа». Так, система управления университетов строится во многом на корпоративных принципах (выборность ректора, коллегиальность корпоративного управления, путем формирования попечительского совета). Наличие указанных корпоративных элементов дает основания полагать, что современный университет обладает в узком сегменте и корпоративной природой. Как верно указал В. Г. Захаревич, университеты становятся некими гибридами: полугосударственными, получастными [1, с. 124].
Подводя итог, можно отметить, что, на наш взгляд, современный университет является в большей степени государственной организацией, которая обладает корпоративными началами управления. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захаревич В. Г. Государственный университет как инструмент государства // Инженер. вестн. Дона. 2007. № 1. C. 124-140.
2. Полюшкевич О. А. Социальная ответственность университетов // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2012. № 11. С. 26-30.
3. Прохоров А. В. Корпоративная культура как основа имиджа университета // Изв. вузов. Поволж. регион. 2011. № 4 (20). С. 50-55.
4. Сидоров Т. И. Концепция средневекового университета: к проблеме современной интерпретации понятийного комплекса «университет - корпорация» // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. №. 2. С. 94-99.
5. Томсинов В. А. Роль университета в жизни общества // Этнос и право. 2016. № 1. С. 4-8.
REFERENCES
Zaxarevich V.G. Gosudarstvenny'j universitet kak instrument gosudarstva. Inzhenerny'j vestnik Dona, 2007, no 1, pp. 124-140. (in Russian)
Polyushkevich O.A. SociaPnaya otvetstvennosP universitetov. Alma mater (Vestnik vy'sshej shkoly'), 2012, no 11, pp. 26-30. (in Russian)
Proxorov A.V. Korporativnaya kuPtura kak osnova imidzha universiteta. Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. Povolzhskij region, 2011, no 4 (20), pp. 50-55. (in Russian)
Sidorov T.I. Koncepciya srednevekovogo universiteta: k probleme sovremennoj interpretacii ponyatijnogo kompleksa "universitet -korporaciya". Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kuVtury' i iskusstv, 2009, no 2, pp. 94-99. (in Russian)
Tomsinov V.A. RoP universiteta v zhizni obshhestva. E'tnos i pravo, 2016, no 1, pp. 4-8. (in Russian)
The Dualism of Nature of a Modern University as a Corporate Organization: Theoretical and Legal Aspects
© Druzhinin G. V., 2019
The article discusses the theoretical and legal issues of the status of a modern Russian university, the specifics of its legal status and legal form. The legal nature of the university is considered, the basic characteristics of the university are identified. It is indicated that the university, in the sense of the current Russian legislation, is an educational organization of higher education. It is noted that the key regulatory legal act regulating social relations in the field of education is the Federal Law No. 273-03 dated December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". Several types of education are distinguished in accordance with the law: general education is a type of education that is associated with the development of general education programs; professional education - a type of education associated with the development of basic professional educational programs; vocational training - a type of education associated with a vocational training program based on qualification requirements (professional standards); additional education is a type of education that is not associated with an increase in the level of education. The author highlights the basic characteristics ofthe university as a public organization: the educational, non-profit and unitary nature of the activity, the university is an educational organization of higher education. The issue of public beginnings of universities, the role of the state in the creation of a university is raised, the main organizational and legal forms of the university as an educational organization are defined: a state budget or autonomous institution. Analyzed corporate beginnings in university management. The results of the research are summarized that a modern Russian university has more state (public) beginnings, since it is created by the state, the state acts as its founder, the charter states, it is the owner of the property. At the same time, modern universities have traditions and rituals that testify to the presence of a certain degree of "corporate spirit". Thus, the management system of universities is built largely on corporate principles (election of the rector, collegiality of corporate management, through the formation of a board of trustees). The presence of these corporate elements makes it possible to believe that a modern university has a narrow corporate segment and corporate nature.
Keywords: university, educational organization, education, university as a corporation, corporate organization, corporate law, corporate relations.