12.5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Соломатина Екатерина Олеговна, аналитик Место работы: Институт информационных технологий в образовании и науке Российской академии государственной службы при Президенте РФ Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Основные предпосылки к применению технологий корпоративного управления в ВУЗе: разделение процедур владения и управления, обуславливающее необходимость подотчетности администрации ВУЗа его учредителям, появление новых организационно-правовых форм образовательных
учреждений, создание корпоративных университетов, развитие интеграционных процессов, реализация идей частно - государственного партнерства. Ключевые слова: корпоративное управление, стейкхолдеры, высшее учебное заведение, частно-государственное партнерство, корпоративный университет
MODERN PRECONDITIONS TO APPLICATION OF PRINCIPLES OF CORPORATE GOVERNANCE IN HIGH SCHOOL
Solomatina Ekaterina, the analyst
Place of employment: Informational Technologies Institute of science and education of the Russian academy of public administration under the President of the Russian Federation
Annotation: The basic preconditions to application of technologies of corporate governance in high school ат the following: division of procedures of possession and the management, causing necessity of the accountability of administration of high school to its founders, occurrence of new organizational legal forms of educational institutions, creation of corporate universities, development of integration processes, realization of ideas is private and state partnership.
Keywords: corporate governance, stakeholders, high school, corporate universities, private and state partnership
В современных условиях лидирующее положение на мировом рынке занимают страны, производственным ресурсом которых стали информация и знания. Одной из главных движущих сил экономики этих государств являются научные разработки, формирование и реализация которые обеспечивается высоким уровнем образования, профессионализма, обучаемости и креативности населения.
По данным Всемирного банка и Программы развития ООН, в структуре национального богатства мира в целом природные ресурсы составляют 20 %, накопленные материальные блага - 16 %, а человеческий капитал - 64 %. Для сравнения: по оценке академика РАН Львова Д. С, научного руководителя лаборатории стратегии экономического развития ЦЭМИ РАН, природные ресурсы России составляют 85 %, физический
капитал (материальные ресурсы) - 8 %, а человеческий капитал -7 %1.
Для России в современных условиях особенно актуально развитие и приумножение человеческого капитала. Одну из основных ролей в этом процессе играет высшая школа. Безусловно, в данном контексте должен быть рассмотрен вопрос совершенствования высшей школы, как основного элемента подготовки профессиональных кадров.
Повышение качества высшего образования зависит от системы управления высшим учебным заведением (далее ВУЗ). Для достижения целей повышения качества образования и конкурентоспособного положения ВУЗа на рынке образовательных услуг является необходимым рассмотреть современные условия, в которых функционирует ВУЗ и на основе их анализа предложить новые рекомендации его управления.
Одним из современных условий, в котором существует ВУЗ, является расширение «набора» организационно-правовых форм организаций, которым законодательно разрешается осуществление образовательной деятельности. Согласно изменениям Федерального Закона «Об образовании» теперь не только учреждения могут осуществлять образовательную деятельность, но и все виды некоммерческих организаций2. Появились новые формы некоммерческих организаций, например: автономные учреждения (далее АУ) и автономные некоммерческие организации (далее АНО)3.
Согласно законодательной базе АУ может быть создано путем его учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Такое решение принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образо-
4
вания с согласия самого учреждения .
АУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреж-дения5.
АУ имеет большую самостоятельность в управлении и распоряжении внебюджетными денежными средствами и приобретенным на них имуществом, эти средства зачисляются на расчетный счет в кредитной организации.
Финансирование АУ осуществляется государством в виде бюджетных субсидий и субвенций на выполнение установленных учреждением заданий с учетом расхо-
1 Грузков И. В. Человеческий капитал в структуре национального богатства. / И.В. Грузков // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. - № 2 (19). - С. 21-27
2 См. Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" ст. 11.
3 См. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», глава 2.
4 См. Федеральный закон РФ от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» статья 5
5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений»: Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83. статья 3.
17А
дов на содержание имущества, расходы по налогам, в качестве объектов налогообложения по которым признается соответствующее имущество и на развитие учреждения в рамках ранее установленных программ. Остальное финансирование осуществляется на принципе самоокупаемости.
АУ полностью освобождается от сметного финансирования и казначейского исполнения бюджета, выстраивает свои отношения с государством на основе договорных отношений, которое имеет право финансировать свои государственные заказы по ценам ниже рыночных и АУ не может на этом условии отказаться от заключения контракта. Поэтому вновь вводимая форма автономного учреждения в наибольшей степени подходит для тех ВУЗов, которые успешно существуют и развиваются в рыночной экономике. По информации Минобрнауки России на май 2010г. было создано 11 федеральных автономных учреждений6, на 29 июля 2010 г. в субъектах Российской Федерации было создано 300 автономных учреждений. В период 20102012 гг. в сфере образования и науки планируется создание 3774 автономных учреждений (в т.ч. 2010 г. -1153; 2011 г. - 1387; 2012 г. - 1234)7.
Следующей появившейся организационно-правовой формой является АНО, определяющим элементом которой является факт того, что имущество переданное ее учредителями является ее собственностью, то есть учредители АНО не сохраняют прав собственности на это имущество. Эта форма предполагает возможность многоучредительства, в т.ч. частного капитала, что свидетельствует о необходимости учета и соблюдения интересов, как существующих инвесторов, так и раскрытие информации для потенциальных стейкхолдеров.
Переход ВУЗов из организационно-правовой формы государственных учреждений в автономные влечет за собой изменение отношения к собственности, поэтом меняются взаимоотношения с учредителями и требования к осуществлению управления внутри этих организаций. А наличие большего объема договорных отношений по сравнению с учреждением показывает большую готовность АУ и АНО к функционированию в рыночных условиях, а значит, необходимы механизмы и технологии, способные обеспечить жизнеспособность этой организации в условиях большого количества заинтересованных лиц.
Оба факта свидетельствуют о необходимости использования опыта той науки, которая занимается вопросами соблюдения интересов между всеми группами заинтересованных лиц (стейкхолдерами) в управлении каким-либо объектом, в данном случаев в ВУЗе.
Практика построения системы корпоративного управления в компаниях выявила несколько принципов, которые были сформулированы Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и были сосредоточены на проблемах управления, возникших в результате отделения собственности от управления, защите интересов собственников, признании прав других стейкхолдеров, повышении прозрачности системы управления.
6 Сайт Министерства экономического развития РФ, «О ходе создания автономных учреждений» 06.06.2010г. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ecoSocSphere/inst itutions/doc20100506_04
7 Сайт Министерства экономического развития РФ, «Информация о ходе создания автономных учреждений за II квартал 2010 года» 29.07.2010г. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/secti ons/ecoSocSphere/institutions/doc20100729_01
В управлении ВУЗом в форме АУ и АНО представляется особенно актуальным использовать следующие принципы корпоративного управления:
- защита прав собственника: на распоряжение, управление своей собственностью и получения дохода от нее;
- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрение активного сотрудничества между ВУЗом и заинтересованными лицами;
- обеспечения своевременной и точной информацией по всем существующим вопросам, собственника и других стейкхолдеров в рамках их компетенций по отношению к ВУЗу.
В современных условиях из- за проблем качества образования и роста запросов потребителей, корпорации вынуждены прибегнуть к подготовке кадров самостоятельно с ориентацией на специфику своей деятельности и на способности финансирования таких активов, как корпоративные университеты.
Как правило, корпоративные университеты создаются в статусе негосударственного образовательного учреждения (НОУ)8. Они действуют на основе устава, который утверждает два уровня управления: Совет учреждения, утверждаемый учредителем, и ректор, утверждаемый Советом. Таким образом, наряду с организационной структурой формируются и интересы стейкхолдеров, основными из которых являются учредитель в лице головной корпорации, Совет корпоративного университета, который является высшим органом управления по аналогии с общим собранием акционеров в корпорации и решает стратегические вопросы деятельности университета, Ректор, который осуществляет непосредственное управление университетом, по аналогии с генеральным директором в корпорации. Так же создается Ученый совет - совещательный орган, осуществляющий общее руководство университетом. Председателем Ученого совета является ректор. Ученый совет - это прототип Совета директоров в корпорации, который является эффективным механизмом коммуникации с подразделениями компании и внешними партнерами. В ученый совет корпоративного университета часто привлекают специалистов из разных областей, которые участвуют в приятии важных решений, в разработке и оценке учебно-методических материалов и научно-исследовательских работ и т.д. Привлечение независимых экспертов в ученый совет напоминает участие независимых директоров в совете директоров корпорации, этот прием корпоративного управления удачно распространяется и на корпоративные университеты9. По мнению автора книги «Корпоративный университет «Норильский никель» В. Ш. Каганова: «такой механизм принятия решений позволяет повысить их качество и наилучшим образом соответствовать требованиям заказчика»10.
Корпоративный университет - это обобщение опыта и знаний всей головной компании, создание единый корпоративной культуры и уникальной, присущей только данной корпорации, системы ценностей, формирование единой идеологии, как ведения бизнеса, так и построения взаимоотношений между стейкхолдерами. Корпоративный университет с точки зрения
8 Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера.- М.: Вершина, 2008.-80 с.
9-См. Кулагин В.Основные тенденции модернизации управления в сфере высшего образования. // Журнал « Высшее образование в России» № 3, 2007 г., 157-164 с.
10 Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский ни-
кель»: опыт лидера.- М.: Вершина, 2008.-94 с.
управления, является аналогом своей корпорации и к нему могут быть применимы все те же принципы корпоративного управления11:
- защиту прав акционеров;
- равное отношение к акционерам;
- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;
- своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;
- эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.
В последнее время все чаще происходят интеграционные процессы в сфере образования. Формами интеграции, как и в бизнесе, являются слияние, присоединение, ассоциация и кооперация. Причем, цели этих объединений в образовании такие же, как и в бизнесе: получение доступа к новым рынкам, ресурсам, технологиям, расширение деятельности, снижение издержек за счет экономии на административных и управленческих затратах.
Примерами подобных интеграционных структур являются университетский комплекс Тверской области, университетский комплекс на базе Ульяновского государственного технического университета, Архангельский университетский комплекс, Нижегородский образовательный округ, Казанский образовательный округ и т.д.
Управление в интеграционных структурах строится на сочетании единоначалия (руководитель - единственное юридически ответственное лицо) и коллегиальности (внесение демократических форм управления с участием научно-педагогической общественности и учащихся).
В этом случае естественным образом формируется "пирамида управления" с выделением администрации на различных уровнях иерархии. В созданных таким образом образовательных учреждениях возникает необходимость введения должностей руководителей подразделений (ректор института) с повышенным уровнем самостоятельности и соответствующим набором реализуемых функций и исполняемых обязанностей (кроме реализации прав юридического лица). Отражением общественного (коллегиального) характера управления является наличие совета (ученого) образовательного учреждения, а также советов отдельных структурных подразделений (институтов, факультетов, и др.). Построение такой иерархической пирамиды, безусловно, будет эффективнее, если использовать принцип корпоративного управления - обеспечение равного отношения ко всем группам стейкхолдеров, которые находятся в пределах одного уровня управленческой пирамиды. Таким образом, может быть решена проблема конфликта интересов между учредителями, ректорами и учеными советами.
С 90-х годов и по настоящее время имеет место быть другой вид интеграции, а именно, вид вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отросли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами:
- крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит;
11 Сайт ОЭСР, «Принципы корпоративного управления ОЭСР», 2001г. - 39стр., http://www.nccg.ru/file.xp/0500490.pdf, на 23.04.10 г.
- возникла неудовлетворенность качеством вузовского обучения;
В связи с данными фактами появляется объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для подготовки новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес- сообщества.
Реальным инструментом решения данных проблем является реализация идеи частно-государственного партнерства. Частно-государственное партнерство в профессиональном образовании - это система долгосрочных отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
Бизнес сообщества выступают в данном случае, как инвесторы, которых интересует полная информация о ВУЗе, с которым они собираются сотрудничать, и качество предоставляемых им услуг. Поэтому раскрытие своевременной и точной информации является важным принципом корпоративного управления при построении системы взаимоотношений.
Безусловно, существуют и другие примеры современных процессов в сфере высшего образования, которые свидетельствуют о необходимости использования апробированных на бизнесе принципов корпоративного управления для достижения более эффективного управления ВУЗом.
Несмотря на существующие различия в предназначении и статусе корпорации и ВУЗа, существует ряд общих признаков, позволяющих считать, что для управления такой некоммерческой организацией, как ВУЗ, могут применяться управленческие принципы корпоративного управления.
Во-первых, ВУЗы финансируются не только из бюджета, им приходится также участвовать в предпринимательской деятельности12, продавая свои услуги на рынке.
Во-вторых, и для ВУЗа, и для корпорации характерно разделение владения и управления. Владельцем вуза является государство, владельцами корпорации являются акционеры, но управление в том и другом случае осуществляется наемным менеджером. В связи с этим в обоих случаях возникают вопросы подотчетности менеджера владельцам. В корпорациях нет прямой подотчетности менеджмента владельцам. Менеджмент подотчетен специально для этого созданному коллегиальному органу—совету директоров, который, в свою очередь, подотчетен владельцам.
Третьим сходством можно считать необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития организации. В случае корпорации стратегию утверждают не владельцы и даже не менеджмент, а совет директоров, представляющий интересы собственников. В ВУЗе аналогичным органом является ученый совет.
В современных условиях использование принципов корпоративного управления, применяемых в бизнесе и доказавших свою эффективность, в ВУЗе может оптимизировать систему управления и отношения между
12 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 505 « Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
его участниками, привлечь дополнительные ресурсы и повысить конкурентоспособность.
Список литературы:
1. Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 (с изменениями от 24.10.2000 г. // Постановление Конституционного Суда РФ № 13-П, от 27.12.2000 г. // Федеральным законом № 150-ФЗ, от 30.12.2001 // Федеральным законом № 194-ФЗ, от 24.12.2002 // Федеральным законом № 176-ФЗ, от 23.12.2003 // Федеральным законом № 186-ФЗ, от 17.12.2009 // Федеральным законом № 313-ФЗ) - Ст.11.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ ( с изменениями от 17.05.2007 // Федеральным законом № 82-ФЗ, от 19.07.2007 // Федеральным законом № 139-ФЗ, от 21.07.2007 // Федеральным законом № 185-ФЗ, от 30.10.2007 // Федеральным законом № 238-ФЗ, от 23.11.2007 // Федеральным законом № 270-ФЗ, от 29.11.2007 // Федеральным законом № 286-ФЗ, от 01.12.2007 // Федеральным законом № 317-ФЗ, от 24.07.2008 // Федеральным законом № 161-ФЗ) глава 2.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон РФ от
3 ноября 2006г. №174-Фз. статья 5.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»: Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83. статья 3.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от
5 июля 2001 года № 505 « Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
6. Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера. / В.Ш. Каганов - М.: Вершина, 2008.- 94 с.
7. Грузков И. В. Человеческий капитал в структуре национального богатства. / И.В. Грузков // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. 2009. - № 2 (19). - С. 21-27.
8. Кулагин В. Основные тенденции модернизации управления в сфере высшего образования. / В. Кулагин // Высшее образование в России.- 2007 г. -№ 3. - С.157- 164.
9. Сайт Министерства экономического развития РФ, «О ходе создания автономных учреждений» 06.06.2010г. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ecoSocSphere /institutions/doc20100506_04
10. Сайт Министерства экономического развития РФ, «Информация о ходе создания автономных учреждений за II квартал 2010 года» 29.07.2010г. http://www.economy.gov.ru /minec/activity/sections/ecoSocSphere/institutions/doc20100729_ 01
11. Сайт ОЭСР, «Принципы корпоративного управления ОЭСР», 2001г. - 39стр., http://www.nccg.ru/file.xp/0500490.pdf, на 23.04.10 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Развитие современного высшего профессионального образования невозможно без применения современных подходов к управлению ВУЗом. В корпорации эффективное управление основывается на принципах корпоративного управления, которые позволяют оптимизировать управленческие процессы, учесть интересы стейкхолдеров, повысить прозрачность информации и организовать систему подотчетности.
Статья Соломатиной Е.О. открывает невероятно интересную и глубокую тему использования ВУЗами наработок корпоративного управления, помогающего оптимизировать структуру и процессы управления, найти ВУЗу свое место в новых взаимоотношениях, диктуемых государственным и частным учредителем, общественностью и партнерствами.
Автором статьи выявлены основные предпосылки к применению принципов корпоративного управления в
ВУЗе: разделение процедур владения и управления, обуславливающее необходимость подотчетности администрации ВУЗа его учредителям, появление новых организационно-правовых форм образовательных учреждений, создание корпоративных университетов, развитие интеграционных процессов и реализация идей частно-государственного партнерства.
Актуальность выбранной темы настолько высока, что в настоящее время органами управления образованием объявляются инновационные конкурсы по исследованию возможностей применения наработок в области корпоративного управления в вузовском образовании. В качестве достоинств работы можно отметить как достаточно высокий уровень теоретической части, так и несомненно практическую ценность проведенного автором анализа.
Институт информационных технологий в образовании и науке Российской академии государственной службы при Президенте РФ Начальник отдела
к.э.н. Т.Б. Батуева