Научная статья на тему 'Взаимосвязь между созданием корпораций и образованием корпоративных университетов в России'

Взаимосвязь между созданием корпораций и образованием корпоративных университетов в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ. / CORPORATION / CORPORATE EDUCATION / CORPORATE UNIVERSITY / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисов Д. С.

Статья посвящена процессу становления корпоративного образования в России. Автор отмечает неразрывный характер процесса развития корпораций и корпоративного образования. Хотя в России всегда существовал «свой путь», но с переходом к рыночной экономике ведущие российские предприятия стали активно использовать мировой опыт в области подготовки кадров. Автор делает вывод, что конкурентное преимущество, полученное при использовании корпоративных университетов для обучения сотрудников, стало одним из факторов, позволивших ведущим российским компаниям, таким как «Газпром», «Лукойл», «Норильский никель», стать транснациональными корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN THE CREATION OF CORPORATIONS AND THE ESTABLISHMENT OF CORPORATE UNIVERSITIES IN RUSSIA

The article deals with the establishment of corporate education in Russia. The author notes the inseparable nature of development of corporations and corporate education. Although Russia has always had «its own way», with the transition to market economy leading Russian companies started to use foreign experience in the field of staff training. The author concludes that the competitive advantage gained by using corporate universities to train employees became one of the factors that enabled leading Russian companies like Gazprom, Lukoil, Norilsk Nickel to become transnational corporations.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между созданием корпораций и образованием корпоративных университетов в России»

работать ритмично, регулярно выпускать качественную продукцию, дополнительно мотивировать персонал. Развитие применяемых методов управления или совершенствование существующих инструментов на предприятии позволяет развиваться организации в целом, а также способствует достижению успеха в современных экономических условиях. Метод описания бизнес-процессов на предприятии является методом, обеспечивающим как стабильную работу, так и постоянное развитие промышленного предприятия.

В заключение следует отметить, что именно постоянное развитие предприятия является гарантией стабильности, прибыльности и эффективности в работе.

1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. М.: Дашков и К., 2005.

2. Баринов В.А. Антикризисное управление: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.

3. Дудорин В.И. Управление экономикой производства. М.: Экзамен, 2006.

4. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Моргунов Е.Б. Организационное поведение: учебник. М.: Просвещение, 2006.

6. Репин В.В., Елиферов В.Г Процессный подход к управлению . Моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2005.

7. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007.

8. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

УДК 338.24 Д.С. Денисов

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОЗДАНИЕМ КОРПОРАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ

Статья посвящена процессу становления корпоративного образования в России. Автор отмечает неразрывный характер процесса развития корпораций и корпоративного образования. Хотя в России всегда существовал «свой путь», но с переходом к рыночной экономике ведущие российские предприятия стали активно использовать мировой опыт в области подготовки кадров. Автор делает вывод, что конкурентное преимущество, полученное при использовании корпоративных университетов для обучения сотрудников, стало одним из факторов, позволивших ведущим российским компаниям, таким как «Газпром», «Лукойл», «Норильский никель», стать транснациональными корпорациями.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное образование, корпоративный университет, подготовка кадров.

D.S. Denisov

CORRELATION BETWEEN THE CREATION OF CORPORATIONS AND THE ESTABLISHMENT OF CORPORATE UNIVERSITIES IN RUSSIA

The article deals with the establishment of corporate education in Russia. The author notes the inseparable nature of development of corporations and corporate education. Although Russia has always had «its own way», with the transition to market economy leading Russian companies started to use foreign experience in the field of staff training. The author concludes that the competitive advantage gained by using corporate universities to train employees became one of the factors that enabled leading Russian companies like Gazprom, Lukoil, Norilsk Nickel to become transnational corporations.

The key words: corporation, corporate education, corporate university, staff training.

С начала XX в. объективно обусловленный процесс системы передачи информации. Существует мнение,

интеграции промышленного и финансового капиталов что в целом общество развивается в направлении обстал определять развитие мировой экономики и обще- разования единого экономического пространства, где

ства в целом. На протяжении последних ста лет объ- основными хозяйствующими субъектами становятся не

единение промышленного и финансового капиталов страны, а различные организационно-экономические

происходило в основном в формах синдикатов, трес- объединения и в первую очередь корпорации.

тов, корпораций, концернов, комплексов и объедине- В России корпоративность развивалась путем, от-ний, холдингов, конгломератов, консорциумов, финан- личным от Запада. В имперский период различные сово-промышленных групп. сословные, региональные и прочие корпорации не от-

Формирование и функционирование данных корпо- деляли себя от государства, по сути дела являясь его

ративных образований обусловлено процессами кон- частями (между русским обществом и русским государ-

центрации и кооперации производства и капитала. Важ- ством вообще нет какой-либо четко выраженной гра-

нейшим фактором успеха в этом случае является ис- ницы ). Но, конечно, это были некие автономные части

пользование новейших информационных технологий и государства. Часто корпорации выполняли многие го-

сударственные функции, особые задания власти. Но при этом сама власть надежно стояла на защите интересов и целостности корпораций.

Появление корпораций западного типа (партий и монополий) существенным образом поколебало общественные устои Российской империи. При их активном участии монархический строй России был уничтожен. Однако новые институты не прижились в новой России. Советская власть возродила государственно-ориентированные корпорации (КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и т.д.), которые были не столько общественными, сколько общественно-государственными организациями [3].

Таким образом, корпорация - это название для многих видов производственных, научно-исследовательских объединений, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, объединяемых общностью профессиональных и других интересов. Корпоративность - одна из характеристик организации групповых взаимоотношений, она обеспечивает интеграцию отдельных элементов в целое. Условием появления корпоративности может быть некоторая общая ценность, профессиональный интерес.

Анализ содержания корпоративного образования в России и в зарубежных странах позволяет определить его как образование без отрыва от профессиональной деятельности группы лиц, объединенных для достижения коллективными усилиями профессиональных целей [1, с. 113 - 120]. К основным признакам корпоративного образования можно отнести следующие:

- содержание образовательных программ ориентировано на выработку работникам навыков, необходимых для решения конкретных производственных задач;

- ограниченность выбора содержания, форм, методов и средств обучения.

Корпоративный университет - это система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанная для всех уровней руководителей и специалистов.

В России первым корпоративным университетом стал «Университет Билайн», созданный компанией «Вымпел-Ком» в 1999 г. Инициатива принадлежала Станиславу Шекшне, который в то время занимал дол -жность первого заместителя генерального директора «Вымпел-Кома». Первые студенты, топ-менеджеры компании, восемь месяцев учились, повышли квалификацию в управленческой деятельности и смежных областях. С тех пор «Университет Билайн» довольно сильно изменился, приобрел черты высшего учебного заведения, готовящего специалистов для данной компании. Студенты проходят конкурсный отбор, получают зачетные документы, сдают экзамены. Занятия проходят 2 - 3 раза в неделю в вечернее время в офисе компании. Преподают педагоги из Финансовой академии, МИРБИСа, Института менеджмента Санкт-Петербурга и других российских бизнес-школ. Некоторые лекции читают руководители «Вымпел-Кома». Программа обучения включает лекции по финансам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, коммуникациям и т.д. Выпускные квалификационные работы узкоспе -циализированы, каждый дипломный проект - это актуальная производственная задача для компании.

Будучи пионером в своей отрасли, данная организация столкнулась с рядом уникальных задач, среди которых были развитие сети поставщиков и производи-

телей образовательных услуг, поиск кадров, понимаю -щих не только основы бизнеса, но и политику компании. Стоит отметить, что первыми в деле создания корпоративных университетов стали сетевые компании, что объясняется высокой текучестью кадров в подобных организациях, а также широкой географией бизнеса, обусловленной экстенсивным ростом.

Кроме того, одним из первых в нашей стране стал корпоративный университет Акционерной финансовой корпорации «Система». Крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная компания, ориентированная на рынок услуг и обслуживающая свыше 100 млн потребителей, в состав которой входят такие известные компании, как МТС, «Комстар», МБРР, «Интурист», «БИтотсз» и многие другие. Учебно-методический центр тут был организован в форме некоммерческого партнерства и сначала занимался организацией конференций и форумов, также активно поддерживалось сотрудничество с ведущими научными и учебными заведениями. Результатом такого взаимодействия стало открытие в 2006 г. факультета Высшая школа управ -ления и инноваций в Московском государственном университете, входящего в структуру корпоративного университета открытого акционерного общества «Акционерная финансовая корпорация “Система”» (АФК «Система»). Занятия проводятся ведущими преподавателями МГУ, руководителями компаний АФК «Система», профессорами зарубежных университетов с использованием активных методов обучения и компьютерных технологий. Практические тренинги - анализ деловых ситуаций, разработка проектов, деловые игры - позволяют использовать полученные навыки для решения реальных деловых задач. При этом существует четкое разделение полномочий между некоммерческим партнерством и факультетом: факультет решает краткосрочные задачи -занимается проведением тренингов, семинаров, а некоммерческое партнерство определяет стратегию совместного развития, составляет программы подготовки и формулирует потребность в необходимых сотрудниках.

Позже корпоративные университеты стали появляться в крупных отраслевых компаниях (например, негосударственное образовательное учреждение корпоративный университет «Северсталь», образованное в августе 2001 г.). В основе деятельности этого учебного подразделения лежит концепция эффективного управления знаниями, которые в современных условиях являются важнейшим производительным ресурсом и потенциальным средством достижения конкурентных преимуществ. Корпоративный университет служит интеграционным звеном между предприятиями компании «Северсталь», способствует формированию единой культуры ведения бизнеса. Корпоративный университет - это исследовательский, информационный, образовательный, методический и консультационный центр компании «Северсталь». Он развивает четыре направления деятельности: управление знаниями, исследование, консалтинг, обучение и развитие. Клиентская база корпоративного университета насчитывает более 50 предприятий, представляющих все направления бизнеса компании «Северсталь». В этом корпоративном университете много внимания уделяется удаленному образованию, здесь создана компьютерная система, позволяющая обеспечивать доступ к информационным ресурсам корпоративного университета

предприятиям компании «Северсталь», расположенным в России и за рубежом.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Корпоративный универ -ситет “Норильский никель”» зарегистрирован 4 декабря 2006 г. и приступил к подготовке кадров в 2007 г. Университет осуществляет образовательную деятельность по следующим направлениям: обучение рабочих кадров и переподготовка рабочих специальностей, повышение квалификации управленческих кадров, реализация комплексных программ по подготовке резерва всех уровней управления, развитие адаптационных программ для вновь поступивших сотрудников и обязательных программ повышения квалификации для основного состава, организация программ обучения с целью профориентации молодежи.

В настоящее время университет имеет лицензию на обучение кадров по 240 рабочим профессиям, лицензию на профессиональную подготовку специалистов по 38 программам и по 5 специальностям в сфере управления, финансов, информационных технологий, а также государственную аккредитацию с правом выдавать документы об образовании государственного образца.

Помимо программ профессиональной подготовки в университете реализуются программы личностного развития слушателей по следующим направлениям: управ -ление здоровьем, эффективные коммуникации, развитие эмоциональной устойчивости. Университет располагает более чем 5 500 учебными программами, 55 дистанционными курсами, компьютерными тренажерами, 2 000 учебно -методическими пособиями [2]. В процессе работы руководители данного учебного заведения ориентируются на следующие цели: максимальное удовлетворение потребностей предприятий группы «Норильский никель» в профессиональной подготовке и повышении квалификации персонала, в подготовке и аттестации персонала, связанной с получением необходимой квалификации, допусков и разрешений для выполнения работ на объектах, подконтрольных государственным надзорным органам, обеспечение формирования и развитие корпоративной культуры, поддержка и развитие новых образовательных и управленческих технологий, реализация качественных образовательных и консалтинговых услуг населению, проживающему на территории присутствия предприятий группы «Норильский никель», всем заинтересованным предприятиям и организациям.

Кроме того, крупные российские банки начали интегрировать структуры, подобные корпоративным университетам, в свои системы корпоративного образования. Например, корпоративный университет ВТБ был создан в 2005 г. Структура данного учреждения напоминает организацию классического университета. Во главе университета стоит ректор. В совет университета входят топ-менеджеры банка и группы ВТБ. Занятия в корпоративном вузе проводят топ-менеджеры ВТБ, профессора и преподаватели московских вузов, тренеры и консультанты, а также специалисты-практики - представители различных направлений бизнеса. Обучение в университете ведется в форме интерактивных семинаров, тренингов и бизнес-симуляций. Практическая деятельность слушателей -составляющая учебного процесса, предмет «домашних заданий», бизнес -кейсов и дипломных проектов. У корпоративного университета есть свой гимн и логотип.

Одним из самых известных в России примером корпоративного университета можно считать РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Сегодня в списке попечителей вуза числятся все крупнейшие компании, работающие в нефтегазовом секторе, от «Газпрома» и «Транснефти» до «Тюменской нефтяной компании» и «Лукойла». Из статистики университета следует, что, как правило, эти компании направляют своих работников на обучение в профильном РГУ. Кроме того, многие лекции читают непосредственно специалисты нефтегазовых корпораций, организуется производственная практика для студентов, а для выпускников проводятся ежегодные ярмарки вакансий.

Основная задача корпоративных университетов -создание внутрикорпоративной системы знаний и системы внутрифирменного обучения, объединенных единой и разработанной для всех уровней руководителей и специалистов концепцией в рамках стратегии конкретной организации. Содержание и направленность учебного процесса в университете определяются компанией. При этом к преподаванию привлекается максимально возможное число высококвалифицированных сотрудников корпорации. Специалисты компании, допущенные к ведению учебных курсов, получают от нее апробированные методики, а университет в целом -доступ к информации, накопленной корпорацией. В результате корпоративный университет предстает как четко продуманная система обучения персонала компании, в рамках которой для достижения поставленных целей используются все традиционные формы бизнес-образования: бизнес-тренинг, краткосрочные и среднесрочные курсы повышение квалификации персонала, проблемно-проектные семинары, инструктаж по позиции и тому подобное. Самое существенное - с созданием корпоративных университетов современные корпорации превратились из потребителя знания в структуры, которые активно участвуют в производстве интеллектуального ресурса [2]. В целом деятельность корпоративных университетов отличается большим разнообразием уровней, программ, методик и образовательных технологий.

Очевидно, что развитие корпоративности в России совпало с развитием корпоративного образования. Новые экономические реалии предъявили требования нового уровня к организациям и, как следствие, к их работникам. Крупные корпорации, сконцентрировавшие к этому времени в своих руках значительные материальные ресурсы, смогли позволить себе организовать систему подготовки кадров по западному образцу

- ориентированную на решение конкретных производственных задач, что и обусловило транснациональный характер организации таких предприятий, как «Газпром», «Лукойл», «Норильский никель».

1. Андреев А. Существовал ли «русский путь» развития университетов?// Высшее образование в России. 2008. № 7.

2. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М.: Альпина бизнес Букс, 2008.

3. История профессионального образования в России / под науч. ред. С.Я. Батышева и др. М.: Профессиональное образование, 2003.

4. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера / В.Ш. Каганов. М.: Вершина, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.