Научная статья на тему 'Особенности правового положения современных автономных учреждений'

Особенности правового положения современных автономных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1542
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL SECTOR / NON-PROFIT ORGANIZATION INDEPENDENT ESTABLISHMENT / BUDGETARY INSTITUTION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минакова Альбина Ирфановна, Тиханова Наталья Евгеньевна

В статье анализируются правовые особенности государственных (муниципальных) учреждений. Указана положительная динамика смены типа государственного (муниципального) учреждения и перевода его в статус автономного учреждения. Проводится правовой сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений с учетом норм Федерального закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изложены преимущества в правовом статусе автономного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEA TURES MODERN LEGAL STA TUS OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

This article analyzes the legal features of state (municipal) institutions. Contains the positive dynamics of change in the type of state (municipal ) institutions and translating it into an autonomous institution. Carried out a comparative analysis of the legal and autonomous institutions in the light of budgetary provisions of the Federal Law N 83 -FZ of May 8, 2010 " On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state ( municipal) institutions. Outlines the benefits of legal status autonomous institution.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения современных автономных учреждений»

УДК 34,347.195.21

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А.И. Минакова, Н.Е. Тиханова

В статье анализируются правовые особенности государственных (муниципальных) учреждений. Указана положительная динамика смены типа государственного (муниципального) учреждения и перевода его в статус автономного учреждения. Проводится правовой сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений с учетом норм Федерального закона N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изложены преимущества в правовом статусе автономного учреждения.

Ключевые слова и фразы: социальный сектор, некоммерческая организация автономное учреждение, бюджетное учреждение, образовательные организации.

В сфере высшего образования в 1990-е гг. сформировался негосударственный сектор, составляющий серьезную конкуренцию государственным учебным заведениям. Одновременно росло и количество государственных и муниципальных вузов. Государственные учреждения профессионального образования получили право обучать часть студентов на платной основе. В итоге внебюджетные доходы государственных вузов сравнялись с размерами их бюджетного финансирования. Многие образовательные учреждения для обеспечения своей деятельности стали привлекать внебюджетные доходы в различных формах. Быстрыми темпами росли объемы предоставляемых системой образования платных услуг.

На рубеже 2005-2006 года в России назрела ситуация, при которой необходимо было полностью пересмотреть концепцию социального сектора, с целью оптимизации его как для учредителей, так и для потребителей социальных услуг. Стали активно вестись дебаты о необходимости принятия новых формах государственных и муниципальных учреждений, способных функционировать в рыночной среде (в том числе на новые, ранее не существовавшие организационно-правовые формы).

Ключевые направления преобразований, определенные в «Принципах реструктуризации бюджетного сектора», одобренные постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249, начали реализовываться в 2006году, когда вступил в силу Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

[4].

Практическая реализация Закона «Об автономных учреждениях»началась только в 2007 году, когда на федеральном уровне была полностью сформирована необходимая нормативная правовая база.

Автономные учреждения создаются в основном в сферах образования, социальной защиты, культуры, спорта, а также в иных сферах. Но сфера высшего профессионального образования оказалась наиболее подготовленной к

автономизации и стала «флагманом» в претворении федерального закона «Об автономных учреждениях» в жизнь.

Выделим основные преимущества в модели автономного учреждения:

- возможность осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с учредительными документами и наделение финансовой самостоятельностью в распоряжении доходами;

- в целях осуществления финансово-хозяйственной деятельности возможность открывать счета в банках и брать кредиты. Последнее является принципиально важным и существенным для вузов, поскольку их финансовые потоки имеют признак «сезонности»: летом возникают кассовые разрывы, т.к. поступления новых денег отсутствуют, а требуются средства для выплаты отпускных преподавателям, оплаты ремонта и подготовки зданий, помещений и оборудования к новому учебному года; средства же начинают поступать только в сентябре - с выходом на учебу студентов;

- возможность совершения сделок и прямого приобретения имущества без учета требований положений Федерального закона № 44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) [3];

- в условиях программы оптимизация государственных (муниципальных) учреждений, снижение соответствующих бюджетных расходов на содержание имущественного комплекса, закрепленного за автономными учреждениями;

- расширение ассортимента платных услуг оказываемых автономными учреждениями;

- повышение уровня оплаты труда сотрудников автономного учреждения за счет увеличения доходов учреждения от оказываемых потребителям платных услуг.

В качестве положительного примера результатов создания автономных учреждений можно привести цифры, приведенные на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации: в сфере культуры в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2010 г. создано 147 автономных учреждений, в сфере образования на Пквартал 2010 года было создано 300 автономных учреждений [5].

В 2010 году, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 83 -ФЗ от 8 мая 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) [1], концепция которого направлена на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, процесс перехода в статус автономного учреждения несколько замедлился. Закон № 83 -ФЗ кардинально изменил правовое положение бюджетных учреждений, установил новые правила функционирования для автономных учреждений и ввел новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные.

Закон № 83-ФЗ изменил правовой статус бюджетных учреждений, расширил финансовую самостоятельность в объеме правомочий

распоряжении закрепленным за ним имуществом, в зарабатывании денежных средств и использовании их на собственные нужды, в порядке осуществления приносящей доход деятельности и ответственности учреждений.

Сравнительный анализ действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации показал, что правовое положение двух типов государственных (муниципальных) учреждений: автономных и бюджетных учреждений максимально сблизилось.

В настоящее время основные различия в их правовом статусе заключаются в сфере деятельности учреждений, в органах управления и в привлечении заемных средств.

Для автономных учреждений перечень возможных сфер деятельности является закрытым.

В существующих законодательных актах не регламентируется перечень органов управления для бюджетного учреждения, в отличие от автономного учреждения, для которого в императивной норме должен создаваться наблюдательный совет.

Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.

Что касается конкурсных процедур, хотя нормы ФЗ № 44 на автономные учреждения не распространяются, 18 июля 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [2], в соответствии с которым автономные учреждения ограничиваются в свободном приобретении имущества. Таким образом, необходимость организации специальных процедур, предшествующих заключению договоров с контрагентами, распространяется теперь и на автономные учреждения.

Одним из главных стимулом перехода в автономию для многих учреждений была именно возможность закупать товары без конкурсных процедур.

Анализа специфики целей, характера деятельности и правового статуса автономных и «новых» бюджетных учреждений, на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" позволяет сделать вывод, что «новые» бюджетные учреждения приобретают ряд признаков, присущих автономным учреждениям и становятся, по сути, смысловой калькой их правового статуса.

Тем не менее, в современным условиях экономического развития автономные учреждения благодаря возможности совершения сделок с ценными бумагами, открытия расчетного счета и прямого приобретения товара, работ, услуг без учета требований положений ФЗ № 44, остаются наиболее эффективной формой юридического лица.

При принятии решения об изменении организационно-правовой формы бюджетного учреждения на автономное путем изменения типа существующих

государственных (муниципальных) учреждений или создании автономного учреждения следует проанализировать все положительные и отрицательные стороны существования такого юридического лица, определить возможность получения дополнительных доходов от деятельности учреждения, объема закрепленного за ним имущества и степень контроля за его деятельностью со стороны учредителя.

Список литературы:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от

8.05.2010 № 83-Ф3 // Российская газета. 2010. №100. 12 мая

2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011г. № 223-ФЗ// Российская газета. 2011.№ 159, 22 июля.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013г. № 44 ФЗ// Российская газета. 2013. №80. 12 апреля.

4. Об автономных учреждениях: Федеральный закон Российской Федерации от 03.11.2006г. № 174 ФЗ// Российская газета. 2006. № 4216. 8 ноября.

5. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ecosocsphere/institu tions/doc20100729_01

Минакова Альбина Ирфановна, ведущий юрисконсульт, старший преподаватель кафедры юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза, [email protected], (Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Тиханова Наталья Евгеньевна, старший преподаватель кафедры юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза, [email protected], (Россия, Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана)

FEA TURES MODERN LEGAL STA TUS OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

A.I. Minakova, N.E. Tihаnovа

This article analyzes the legal features of state (municipal) institutions. Contains the positive dynamics of change in the type of state (municipal ) institutions and translating it into an autonomous institution. Carried out a comparative analysis of the legal and autonomous institutions in the light of budgetary provisions of the Federal Law N 83 -FZ of May 8, 2010 " On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state ( municipal) institutions. Outlines the benefits of legal status autonomous institution.

Key words: social sector, non-profit organization independent establishment , budgetary institution , educational organizations.

Minakova Albina Irfanovna, chief legal adviser, senior lecturer in law, intellectual property andforensic examination, [email protected], (Russia, Moscow)

Tihanova Natalia Evgenyevna, senior lecturer in law, intellectual property and forensic examination, [email protected], (Russia, Moscow).

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.