Научная статья на тему 'Дружба народов - наш духовный стержень (на материалах республики Дагестан)'

Дружба народов - наш духовный стержень (на материалах республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / THE SPIRITUAL VALUES OF THE PEOPLES FRIENDSHIP / ДРУЖБА НАРОДОВ / ДОВЕРИЕ / TRUST / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / ГОСТЕПРИИМСТВО / HOSPITALITY / КУНАЧЕСТВО / KUNACHESTVO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джобраилович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дружбой народов, показывается несостоятельность высказываний скептиков о том, что в советский период в нашем социуме не сложилась дружба народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джобраилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Friendship of peoples - our spiritual core (on materials of Republic Dagestan)

The article discusses issues related to the friendship of peoples, shows the inconsistency of statements of skeptics is that in the Soviet period in our society has not developed the friendship of the peoples.

Текст научной работы на тему «Дружба народов - наш духовный стержень (на материалах республики Дагестан)»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ

РАН*

Дружба народов - наш духовный стержень

(на материалах Республики Дагестан)

На современном этапе развития России среди множества острых и сложных вопросов остро стоит проблема повышения роли и значения духовной культуры, духовных ценностей, способствующих формированию личности. Без их решения невозможно не только гармоничное развитие человека, но и его полноценное включение в общественный процесс, созидательную деятельность на собственное благо - благо государства и общества. Поэтому одной из важнейших доминант культуры, духовности и духовных ценностей нашей многонациональной страны является дружба народов, которой по праву принадлежит значимое и весомое место.

Вопросам дружбы народов в советский период часто посвящались коллективные и индивидуальные монографии, статьи, в том числе и дагестанских авторов1. Такие понятия, как «дружба народов», «патриотизм», «интернационализм», подвергнутые со второй половины 80-х гг. прошлого столетия остракизму, в последнее время имеют место в выступлениях ученых, первых лиц государства и руководителей субъектов Российской Федерации.

Как известно, в 90-х гг. либералы приложили немало усилий, чтобы представить наше прошлое в черных красках. Причем осуществлялось это методично и целенаправленно. Сказанное привело к тому, что в массовом общественном сознании образовались определенные

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru Магаррамов Магаррам Джобраилович, e-mail: m.magarram@gmail.ru

1 Абдуллаев М.А. За утверждение реальной дружбы. Наше культурное наследие. Информационный бюллетень. Махачкала 2006, № 4,5,6. Его же. В дружбе народов наша сила. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2013. Его же. Дружба народов - важнейший фактор их национального возрождения; Абдулатипов Р.Г. Мой дагестанский народ. Москва - Махачкала, 2011; Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995; Кон И.С. Дружба. СПб., 2005 и др.

«ценностные трещины, разрывы». До сих пор многие из них не преодолены и продолжают оказывать негативное воздействие на формирование в социуме доверительных отношений между разными группами и слоями общества.

Между тем вся история развития человеческого общества свидетельствует, что народы могут успешно созидать и развиваться благодаря взаимной поддержке, проявляя по отношению друг к другу, доверие и солидарность. Поэтому в современных условиях становится очевидным, что, если не ликвидировать эти «разрывы» и не «заделать» возникшие трещины, то добиться общественной консолидации на единой положительной и конструктивной основе будет крайне трудно.

Сегодня ситуация действительно сложная в социально-экономической сфере, тут и природа преподносит нам определенные сюрпризы. В этих условиях консолидирующие ценности приобретают особую значимость и актуальность. Именно дружба народов позволяет успешно преодолевать социально-экономические трудности, катастрофы природного и техногенного характера. Соглашаясь со сказанным, подчеркнём, что, к сожалению, не перевелись высказывания о том, что в послеоктябрьский период в нашем социуме не сложилась дружба народов, а занимались всего лишь показухой. С этим мнением вряд ли стоит согласиться, так как сегодня в России на самом высоком уровне говорится о ценности, значимости единой общности людей -«советском народе» и необходимости формирования аналогичной общности - «российского народа». Сказанным мы не утверждаем, что у нас в стране после 1917 г. все было хорошо, не идеализируем наше прошлое. Оно было сложным, противоречивым, со своими плюсами и минусами. Нами не оправдываются противоправные, антигуманные действия властей, имевшие место по тем или иным причинам на различных этапах развития советского общества (репрессии, насильственное выселение народов, гонения против верующих и инакомыслящих). Пострадали все народы. «Более половины состава дагестанской партийной организации были репрессированы. Многие были расстреляны без суда и следствия. В первую очередь именно коммунисты страдали от бесчеловечной политики руководства страны»2. Народы не виноваты в этом. Они всегда стремились к единству. Однако антигуманные действия властей не могли не способствовать образованию в массовом сознании людей «ценностных разрывов». Массовые репрессии травмирующе воздействовали на общественное сознание дагестанцев. Они вселяли атмосферу боязни и безысходности, тяжёлым бременем ложились на плечи почти каждого гражданина. Свобода людей оказывалась в тисках репрессивных амбиций вождей, но благодаря солидарности, коллективистским действиям людей дружба пробивалась сквозь страх и насилие.

Абдулатипов Р. Мой дагестанский народ. Москва-Махачкала, 2011, с. 163.

У нас и у целого ряда других исследователей нет права заявлять, что в советский период не сложилась дружба народов. Наоборот, будучи важной существенной стороной развития национальных отношений, она проявлялась во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях межнационального общения. Поэтому мы имеем право гордиться тем, что было достигнуто в послеоктябрьский период, должны помнить нашу историю, ее взлеты и драмы, подвиги и поражения, героизм и трагедии. Одним словом, дружба народов нашей страны прошла суровые испытания временем и выдержала их с честью. Она скреплена совместным трудом и героическими усилиями представителей всех наций и народностей страны, их взаимной помощью, сумевшими превратить отсталую страну в высокоразвитое государство, сцементирована кровью миллионов советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, дружба народов - не «показуха», а реальность в повседневной жизни. Она, будучи важнейшей нашей духовной опорой, развивается, преодолевая противоречия, трудности, разрешая имеющиеся проблемы. Поэтому мы разделяем точку зрения известного ученого, профессора А.Г. Агаева, который, пожалуй, лучше чем кто-либо другой ответил на измышления скептиков: «И если сейчас кое-где корабль дружбы дает течь, то не потому, что ее не было вовсе, а потому, что, как и любое явление действительности, она не знает раз и навсегда данного состояния: то процветает, то увядает. Коли в настоящее время она больна, так давайте же общими усилиями восстанавливать ее здоровье. Давайте протягивать друг другу братскую руку, прощая прежние обиды. Не забудем, что не только наша горская мораль, но и религиозная мораль, будь то исламская, христианская, иудейская, буддистская и любая другая, велит прощать обиды. Не будем переносить на народы прегрешения отдельных властных и управленческих структур»3.

Разумеется, это не означает, что А.Г. Агаев пропагандирует всепрощенчество. «Хотим мы того или нет, - подчеркивает он, - но если тот или иной народ не осуществляет контроль за своими представителями, работающими в органах управления, не одергивает и не отзывает того, кто переходит меру дозволенного, скатывается к национальному эгоизму в любой форме, то он, увы, навлекает на себя тень законного подозрения. Национальное самосознание народов, чувства равенства и справедливости настолько сейчас обострены, что путь к прочной и искренней дружбе народов лежит через равенство и еще раз равенство в большом и малом»4.

Новая реальность, возникшая после августа 1991 г., лишила десятки миллионов людей духовных и нравственных опор, разрушила все, во что они верили и чему служили, ускорила распад Советского Союза. Это

3 Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? // Дагестанская правда, 1992, 29 октября.

4 Там же.

привело к активизации центробежных сил. Их действия способствовали усилению националистических проявлений на всем постсоветском пространстве, ослаблению объединяющих ценностей, проверенных практическим опытом предшествующих поколений. Во всей этой трагедии народы не виноваты и они имеют моральное право спросить у властей: «Кто несет ответственность за это?»

В укреплении духовных опор всего нашего общества следует отметить важную роль исторической памяти. «Проявляя подлинное уважения к нашей общей истории, извлекая уроки из ее славных и трагических событий, - подчеркивает Президент Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов, - мы всегда обращаемся к традициям и опыту наших предков, которые берегли межнациональный и конфессиональный мир и согласие как высшую ценность»5. Безусловно, память священна. Вспоминая о прошлом, говоря об исторических корнях своего народа, проявляя уважение к исторической памяти, важно все это соотносить с современностью, преодолевая крайности, которые вызваны либо политической конъюнктурой, либо чрезмерной идеологизацией по отношению к памяти. Мы считаем, что время сведения счетов друг с другом прошло. Пришло время, когда сама ситуация требует вступить в диалог, отражающий новую реальность, подчинив при этом историческую память формированию гражданина-патриота, который знает страну, свою историю, свои традиции, свою землю, свой народ; знает и понимает, что каждый человек в ответе за судьбу нашего общего дома, именуемого Россией6. Сказанное, к сожалению, с трудом пробивает себе дорогу. Националистические проявления продолжают иметь место и сегодня. На упрочение дружбы народов негативно влияет беспрецедентный для России накал антикавказских, антидагестанских настроений, которые подпитываются отдельными «политиками» и ангажированными журналистами. В средствах массовой информации искажается сущность сложных процессов, происходящих на Кавказе, формируются негативные стереотипы в отношении жителей Северного Кавказа, конфликты на бытовой почве представляются как неразрешимые межнациональные противоречия. Это все для многонационального государства опасно и недопустимо. Те, кто взял на вооружение лозунг этноэгоизма и национализма, подрывает наше историческое единство, дружбу народов и безопасность страны, а не только Дагестана и Кавказа.

Хотелось бы ответить господам, из уст которых исходят высказывания типа «хватит кормить Кавказ», «отделим Кавказ» и т.п., следующим образом: Кавказ - неотъемлемая часть нашего общего полиэтнического Дома - России, ее жемчужина. Россия -

5

Россия-Дагестан: идейная солидарность народов. К 200-летию Гюлистанского мирного договора. Махачкала, 2013, с. 3.

6 См.: Шадже А.Ю., Хацац А.А. Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания. 2012, №4, с. 300.

многонациональное, многоконфессиональное государство. Здесь мы все на своей родине, где не может быть «своих» и «чужих». Приезжайте на Кавказ и убедитесь в том, какие трудолюбивые, мудрые, отзывчивые, талантливые и гостеприимные люди живут в полиэтнических регионах. В современных условиях дагестанский народ считает своей обязанностью передать молодежи республики как главный нравственный ориентир духовную опору для будущего Дагестана выверенные временем ценности - патриотизм и дружбу народов, солидарность и взаимовыручку, ответственность и достоинство, горский кодекс чести, т.е. то, чем мы по праву гордились и гордимся.

Сегодня в ряде республик Северного Кавказа, к сожалению, имеются проблемы, созданные внутренними деструктивными силами и не без помощи извне. Народы Кавказа заинтересованы в скорейшей нормализации ситуации в регионе. В республиках Северо-Кавказского региона взят курс на созидание, разрабатываются и реализуются конкретные программы по отдельным направлениям развития промышленности и агропромышленного комплекса, идет процесс очищения региона от коррупционеров, террористов, экстремистов и разного рода деструктивных элементов. Проводится работа, направленная на восстановление социальной справедливости и уважения к человеку труда, а не к коррупционеру, развитие культур, языков, возрождение традиций, расширение межрегиональных экономических и культурных связей. Народы региона поддерживают все эти начинания, видят в них магистральное направление выхода республик из кризиса, активное их вхождение в единое российское социально-экономическое и культурное пространство.

В республиках Северного Кавказа, в частности, в Дагестане, ведется большая работа по привлечению инвестиций, реализации новых крупных проектов, созданию рабочих мест, обеспечению общественной безопасности и т.д. Это результат тесного взаимодействия народов друг с другом, их участия в решении проблем, стоящих перед республикой, регионом. Для их разрешения Президент РД Р.Г. Абдулатипов предложил десять приоритетных программ развития Республики Дагестан, которые должны стать опорными точками эффективного развития: «Обеление экономики», «Создание «точек роста», «Инвестиции в Дагестан», «Новая индустриализация», «Эффективное территориальное развитие», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Бренд Нового Дагестана», «Человеческий капитал, Правопорядок и безопасность в Дагестане...»7. Успешная реализация этих программ без эффективно работающих трудовых ассоциаций, а они многонациональны, без подготовленных специалистов-управленцев невозможна. В этом направлении

7 Абдулатипов Р.Г. Сохранить самобытность в глобальном мире // Дагестанская правда, 2013, 19 октября.

проводится большая работа. Другим не менее важным фактором успешной реализации перечисленных программ является межэтническая, межконфессиональная и внутриконфессиональная стабильность республики. Именно она может формировать основы преобразований.

Те, кто выступает против нормализации ситуации на Северном Кавказе, должны знать, что облик человека формируется всей жизнью общества, всеми его сторонами: характером отношений между людьми на производстве и в быту, поведением старших, личным примером руководителей и родителей, влиянием коллектива, всей окружающей среды. И здесь чрезвычайно важно, чтобы между высокими идеями, которые мы пропагандируем, и нашей повседневной практикой не было разрыва, способного не только погасить интерес, но и подорвать доверие к ним. И в этом плане проводится определенная работа в регионе, где уже видны первые позитивные результаты. Несправедливо не замечать их, ибо ложь, гнев и вражда ведут в никуда. В них нет ни добра, ни гуманизма, ни честности, ни справедливости, ни милосердия, в которых все мы сегодня очень нуждаемся. Мы должны предъявлять требования, прежде всего, к самим себе. Именно из требовательности к себе и складывается главное: самодисциплина, личное достоинство, прочная семья, совесть и здоровая среда - все то положительное, объединяющее, на чем только и может строиться человеческое общежитие.

Скептикам, отрицающим нашу духовную опору, хотелось бы напомнить, что дружба народов - это естественный и закономерный процесс развития человечества, процесс не стихийный, а сознательный и в значительной степени управляемый (расширение экономических и культурных связей между народами взаимообогащает и сближает их), во-первых. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека пронизана идеями равенства и братства. Первая ее статья констатирует, что все люди рождаются равными и должны поступать друг с другом в духе братства. Вторая статья названного документа специально акцентирует внимание на том обстоятельстве, что сказанное относится ко всем людям независимо от расы, религии, национальности, пола, имущественного и социального положения и т.д. Дружба народов нашей страны, как известно, росла и крепла благодаря решению в основном многих проблем развития наций и национальных отношений. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в частности, проводилась определенная работа по совершенствованию межнациональных отношений, укреплению доверия, сотрудничества и согласия между людьми разных национальностей, разрешению возникающих проблем в сфере экономики, культуры, языков, традиций.

В Дагестане веками формировался опыт укрепления единства и дружбы народов, этнической толерантности, готовности к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважительного отношения к

обычаям и традициям соседних общин, джамаатов. Накопленный опыт совместного проживания в уникальном союзе народов позволял Дагестану обеспечивать прочный межнациональный мир, а в случае угрозы возникновения конфликтных ситуаций оперативно прибегать к испытанным согласительным процедурам. Мы можем однозначно утверждать, что этнических войн между народами Дагестана не было никогда. Это подтверждают известные дагестанские ученые, в частности, профессор М.А. Абдуллаев: «Дагестан на протяжении почти всей своей прошлой истории служил образцом дружбы народов. Об этом писали иностранные и русские ученые, журналисты и общественные деятели, побывавшие в нем. История Дагестана не знает примеры столкновения его народов на этнической почве. Здесь до советской власти вообще не интересовались национальной принадлежностью человека, его различали по имени отца и названию села, в котором он родился и жил. Эта традиция настолько сильно внедрилась в сознание горцев, что у них даже не возникало желания

w о

узнать национальную принадлежность людей8.

Полагаем, что исторический опыт единства и дружбы народов Дагестана заслуживает глубокого изучения и распространения. Народы нашей республики не раз на деле с оружием в руках доказывали верность своему историческому выбору - быть в составе России. В годы Великой Отечественной войны в боях за Родину сражались более 180 тыс. дагестанцев, половина из них не вернулась с полей сражений. Дагестан дал Родине 67 Героев Советского Союза. Победу обеспечивали тысячи и тысячи славных сыновей и дочерей всех народов Советского Союза, сражавшихся за Родину. Всех их объединяла дружба. И не зря народная мудрость гласит: «Сила птицы -в крыльях, сила человека - в дружбе». Как солнечные лучи согревают землю, так и дружба согревает человеческие сердца.

Когда в 1970 г. в Дагестане произошло землетрясение и республика оказалась в беде, вся страна пришла на помощь. В страну гор стали прибывать эшелоны со строительным материалом, оборудованием, машинами, шедшие со всех концов великой страны. В столице республики - Махачкале появились новые микрорайоны. Они стоят как гигантский памятник, олицетворяющий дружбу народов. И сегодня аналогично Дагестану того времени вся страна помогает Дальнему Востоку, пострадавшему от небывалого наводнения. Мы - одна единая семья - Россия. Дружба народов - единство России. Так было и в наше время, когда в Дагестане в августе-сентябре 1999 г. это единство прошло еще одну проверку на прочность. Дагестанцы совместно с другими народами нашей страны с оружием в руках отстояли безопасность и свободу всего Российского государства, его целостность

8 См.: Абдуллаев М.А. За утверждение реальной дружбы. Наше культурное наследие // Информационный бюллетень № 4,5,6. Махачкала, 2006, с. 28.

и суверенитет. И дагестанцы вместе с российским воинством отстояли единство многонациональной России. В то трудное время будущий Президент страны В.В. Путин приехал в республику, был вместе с дагестанским народом. Оказывал большую поддержку в борьбе с бандформированиями. В.В. Путин сказал очень ценные для дагестанцев слова: «Вы проявили истинный кавказский характер: мужество, самообладание, волю, и показали настоящую силу. Россия никогда не забудет то, что вы сделали сегодня. А вы должны знать, что Дагестан был, есть и будет составной частью Российской Федерации. А это значит, что Россия всегда придет вам на помощь»9.

Известно, что 90-е гг. были сложным периодом в развитии России. Тогда в Дагестане власть столкнулась со сложными проблемами и противоречиями в сфере межэтнических отношений. Под флагом суверенитета отдельные национальные движения развернули борьбу за национальные республики внутри Дагестана, за полный выход республики из состава России. Лозунгами дня стали «Федерация», «суверенитет». Это был действительно один из самых трудных периодов в новейшей истории республики. Руководству Дагестана удалось тогда найти внутренний механизм принятия и согласования решений. Был создан Государственный Совет (высший исполнительный орган) из 14 человек разных национальностей. Были выработаны процедуры выборов депутатов в Народное Собрание (парламент), в которых соблюдались принципы демократической выборности, но учитывались и пропорции национального представительства. Наша республика оказалась, по сути, единственным субъектом России, который так и не принял своей «Декларации о суверенитете». В этом вопросе дагестанское общество проявило свою мудрость. В этот трудный период дагестанскому народу удалось сохранить и укрепить свою основную духовную опору - дружбу народов. Следует подчеркнуть, что важнейшими механизмами разрешения противоречий и трудностей в Дагестане всегда служила народная дипломатия (маслиат), в которой воплощались мудрость и опыт старших поколений. Взаимоотношения между дагестанцами, как было отмечено, всегда строились на основе дружбы и взаимопомощи. Общие дела и заботы усиливали единство устремлений, помыслов, чувств дагестанцев.

Уникальность Дагестана состоит в том, что здесь издавна живет более 30 народностей, не ведая вражды и злости, в мире и согласии, образуя единое и целостное многоязычное дагестанское содружество. В него входят: аварцы - 850,0 тыс. (29,4%) от общего количества населения республики, даргинцы - 490, 38 тыс. (17,0%), кумыки - 431,736 тыс. (14,9%), лезгины - 385,240 тыс. (13,3%), лакцы - 161,276 тыс. (5,6%), азербайджанцы - 139,9 тыс. (4,5%), табасаранцы - 118,848 тыс. (4,1%), русские - 104,020 тыс. (3,6%), чеченцы - 93,658 тыс. (3,2%), ногайцы -40,407 тыс. (1,4%), агулы - 28,054 тыс. (1%), рутульцы - 27,849 тыс.

9 Дагестанская правда. Приложение к газете, 2012, №35-36.

(1,0%), цахуры - 9,771 тыс. (0,3%) и представители многих других наций и народностей, которые всегда стремились исключить факторы, способные вызывать ссоры. Всего же в Республике Дагестан проживают

представители 117 наций и народностей10.

В преамбуле Конституции Республики Дагестан отмечается: «Мы, многонациональный народ Республики Дагестан - составная часть многонационального народа Российской Федерации». При этом население Дагестана отнюдь не представляет собой механическую сумму этнических групп. На наш взгляд, можно говорить об определенной историко-культурной общности населения Дагестана, к которой относятся не только коренные его элементы, но и представители всех других народов, постоянно проживающие на территории республики.

Дагестанцы, сохраняя и развивая свою родовую и этническую, этнонациональную самобытность, в то же время стремятся осознавать не только свою дагестанскую, но и общероссийскую общность как граждан единой страны - России. Прививая любовь к своей малой родине, языкам, истории, культуре и традициям ее народов, в равной степени в республике прививается любовь к великой России, ее истории, культуре, языку, традициям, народам, проживающим в ней. В республике хорошо осознают, что такую работу необходимо усилить с учетом новой ситуации, проводимых преобразований. О чём ещё раз говорилось на Конгрессе народов России, проведённом 18 октября 2013 г. в Махачкале.

Известно, что дружба народов не может носить абстрактный характер. Поэтому большое внимание уделяется укреплению дружбы на межличностном уровне. В этих целях используется воспитательный потенциал таких положительных народных традиций, как гостеприимство, куначество и др. В горах Дагестана случайное знакомство могло перерасти в постоянную дружбу - куначество. Кунаками становились люди независимо от кровнородственных связей, этнической принадлежности. Разумеется, в наше время горские традиции гостеприимства, куначества претерпели изменения, но суть их осталась прежней: на первом месте - человек, а не его национальность. Воспитание на положительных традициях требует такой организации, чтобы они воспринимались не просто как связь времен, а как моральный долг, нравственная ответственность каждого за продолжение и преумножение свершений отцов, дедов, за утверждение свободной и счастливой жизни. О приверженности дагестанцев к дружбе говорит и тот факт, что они имели тесные экономические и культурные связи не только между собой, но и с другими кавказскими народами - грузинами, азербайджанцами, чеченцами, ингушами и др.

Важное место в национальной политике республики занимают вопросы русского населения в Дагестане. Русский народ является

1 п

10 См.: Народы Дагестана 2012, №1, с. 62; Дагестанская правда, 2012, 29 марта, № 83.

народом с древней историей и культурой, неописуемым мужеством и величественной добротой, известными именами и громадным их талантом, глубоким терпением и достаточной толерантностью. Ему присуще трудолюбие и мудрость, гуманизм и сильная воля, высокая ответственность и решительность. От самочувствия и перспектив развития русского народа зависят самочувствие и перспективы развития всех народов нашей страны. Дагестанцы не забывают, что значительные успехи республики в социально-экономическом и культурном развитии достигнуты во многом благодаря русской интеллигенции, русским инженерно-техническим, научно-педагогическим, медицинским, административным кадрам. В их честь в городах и селах республики построены памятники. И таких памятников становится все больше и больше, олицетворяя дружбу, застывшую в камне.

Сегодня на русском языке издаются книги дагестанских авторов. Именно благодаря русскому языку дагестанцы постигают лучшие творения народов нашей страны и других государств. Стремление дагестанцев мыслить и говорить на языке межнационального общения является закономерным явлением в жизни народов многонациональной России.

Приобщение к русской культуре, а через нее и к мировой стало для Дагестана важным условием формирования национальной интеллигенции, укрепления национального самосознания. Русская культура, русский язык на деле являются важнейшими факторами, обеспечивающими межнациональное культурное единство при сохранении этнокультурной самобытности каждого из народов. В этом смысле дружба народов - это равное уважение к каждому из них, как бы он ни был велик или мал, к каждому человеку независимо от его национальности. Лучшие сыны России, бывая на Кавказе, всегда несли в своих сердцах большую любовь к горцам, которые отвечали им взаимностью.

О дружеских отношениях дагестанцев с представителями других национальностей свидетельствуют и данные социологического опроса, проведенного социологической группой Даггоспедуниверситета, 700 человек из 12 сельских регионов и трех городов республики, проведенного в 2009 г. На вопрос: «Среди Ваших друзей есть представители других национальностей?» - ответили положительно 92% опрошенных, отрицательно - 8%. Такой результат опроса - это, прежде всего, результат воспитательной работы, проводимой в республике по возрождению и укреплению духовных опор, в частности, дружбы народов, являющейся нашей главной ценностью.

На наш взгляд, положительное влияние на укрепление дружбы народов оказывают межнациональные семьи, на долю которых выпали большие трудности в результате развала бывшего СССР. В межнациональной семье, как правило, отсутствует этническая

кичливость и заносчивость. Превыше всего стоят общечеловеческие ценности. Наши исследования подтвердили тенденцию приверженности значительной части дагестанцев к смешанным бракам. Из 500 опрошенных упомянутой социологической группой в городах и районах республики в 2010 г. на вопрос: «Как Вы лично относитесь к межнациональным бракам?» - ответили положительно 50% респондентов, отрицательно - 17%, затруднились ответить - 21%. Опрос носил репрезентативный характер. Таким образом, значительная часть опрошенных положительно отнеслись к межнациональным бракам, т. е. семьям, в которых обеспечивается наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируется толерантность и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, их культуре, языку.

Таким образом, на современном этапе развития России идея дружбы народов является актуальной, она обусловливает единство многонационального народа, является индикатором гармонизации отношений между людьми, группами граждан, а также общества в целом и, в конечном итоге, предопределяет судьбу страны и проводимых в ней преобразований. По этой причине во все исторические времена для нашего Отечества вопросы дружбы, взаимоуважения, патриотизма и солидарности были важными составляющими социума. Их сохранение и укрепление было делом государственным и общественным, т. е. народов в нём приживающих. Сила России - в дружбе ее многонационального народа, обеспечении мира, согласия и стабильности в обществе.

Будучи динамичным общественным явлением, дружба народов постоянно развивается, закономерно отражая в себе изменения, происходящие в социальной и духовной жизни страны. В то же самое время она позволяет нам сегодня критически осмысливать негативные тенденции и предлагать варианты укрепления дружбы и согласия между народами. Дружба народов должна прививаться каждому гражданину со школьной скамьи, вкрапливаться в их индивидуальное сознание в рамках семьи, стать ценностным регулятивом поведения благодаря воспитательной работе, проводимой институтами воспитания и образования. В этом велика роль духовно-социальных институтов (церквей, мечетей, синагог и доцанов), которые должны способствовать нравственному взрослению каждого россиянина и консонансно с усилиями семьи, школы, среднеспециальных и высших учебных заведений формировать личность, для которой дружба народов могла бы стать высшей и непререкаемой духовной и моральной ценностью.

В центре внимания деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, национальных и религиозных организаций и движений должны находиться вопросы обеспечения консолидации общества, возрождения положительных традиций и обычаев народов страны, формирования в социуме устойчивой психологической

ориентации на ненасилие, терпимость, этноконфессиональную толерантность.

Необходимо добиваться обеспечения правильной кадровой политики. Чаще выдвигать на руководящую работу людей, обладающих высоким интеллектом, способных опережать практику, учитывая при этом многонациональный состав населения региона.

Общественным организациям и движениям, учебным заведениям, семье, трудовым ассоциациям необходимо организовать работу таким образом, чтобы единство народов, их взаимная помощь и взаимная поддержка, уважение и доверие, дружба, соблюдение справедливости и равенства стали законом и ценностью, обусловливающую развитие и обновление нашего общества.

На федеральном и региональном уровнях больше уделять внимание формированию у граждан уважительного отношения к истории страны, исторической памяти и героизации положительных образов. Воспитывать молодежь, наше новое поколение сограждан на примерах прошлой истории, ведь всем нам, россиянам суждено жить вместе в многонациональной стране. Иного и не дано, в этом - наша сила и величие.

Гасанов Н.Н., Магаррамов М.Д. Дружба народов - наш духовный стержень (на материалах Республики Дагестан). В статье рассматриваются вопросы, связанные с дружбой народов, показывается несостоятельность высказываний скептиков о том, что в советский период в нашем социуме не сложилась дружба народов.

Ключевые слова: духовные ценности, дружба народов, доверие, диалог, Дагестан, гостеприимство, куначество.

Gasanov N.N., Magarramov M.D. Friendship of peoples - our spiritual core (on materials of Republic Dagestan). The article discusses issues related to the friendship of peoples, shows the inconsistency of statements of skeptics is that in the Soviet period in our society has not developed the friendship of the peoples.

Key words: the spiritual values of the peoples friendship, trust, dialogue, Dagestan, hospitality, kunachestvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.