Научная статья на тему 'Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: состояние и проблемы'

Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЭТНОПОЛИТИКА / СССР / КУНАЧЕСТВО / МАСЛИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахибашев Закари Муртузович

Целью статьи является анализ современной этнополитической ситуации на Северном Кавказе, в одном из самых уникальных регионов не только России, но и всего мира. Методы. В качестве основных методов автор использует принципы и подходы социальной диалектики. Результаты. В ходе исследования автор приходит к мнению о том, что геополитическое и географическое положение Северного Кавказа, особенности конфессиональной принадлежности его жителей и ряд других важных факторов и предпосылок сказываются на политической ситуации и межнациональных отношениях. Распад СССР и последовавший за этим кризис общества показали, что отношения между различными этническими группами являются одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений. Заключение. Межнациональное уважение является основным условием сосуществования в данном регионе. В целях процветания всех народов Северного Кавказа необходимо проводить политику регионального сотрудничества, создания общих координирующих политических и экономических структур для северокавказских республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахибашев Закари Муртузович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: состояние и проблемы»

Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67)

Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: состояние и проблемы

© 2017 Нахибашев З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ современной этнополитической ситуации на Северном Кавказе, в одном из самых уникальных регионов не только России, но и всего мира. Методы. В качестве основных методов автор использует принципы и подходы социальной диалектики. Результаты. В ходе исследования автор приходит к мнению о том, что геополитическое и географическое положение Северного Кавказа, особенности конфессиональной принадлежности его жителей и ряд других важных факторов и предпосылок сказываются на политической ситуации и межнациональных отношениях. Распад СССР и последовавший за этим кризис общества показали, что отношения между различными этническими группами являются одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений. Заключение. Межнациональное уважение является основным условием сосуществования в данном регионе. В целях процветания всех народов Северного Кавказа необходимо проводить политику регионального сотрудничества, создания общих координирующих политических и экономических структур для северокавказских республик.

Ключевые слова: Северный Кавказ, этнополитика, СССР, куначество, маслиат.

Формат цитирования: Нахибашев З. М. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: состояние и проблемы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 35-39.

Current Ethno-Political Situation in the North Caucasus: State and Problems

© 2017 Zakari M. Nakhibashev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the current ethno-political situation in the Northern Caucasus, one of the most unique regions not only in Russia, but in the whole world as well. Methods. The author uses the principles and approaches of social dialectics as the main methods. Results. In the course of the research the author comes to the opinion that the geopolitical and geographical position of the North Caucasus, the peculiarities of the confessional affiliation of its inhabitants and a number of other important factors and prerequisites affect the political situation and interethnic relations. The collapse of the USSR and the ensuing social crisis showed that relations between different ethnic groups were one of the most vulnerable spheres of the human relations. Conclusion. Interethnic respect is the basic condition for coexistence in the region. For the prosperity of all the peoples of the North Caucasus, it is necessary to pursue a policy of regional cooperation and the creation of common coordinating political and economic structures for the North Caucasian republics.

Keywords: the North Caucasus, ethnopolitics, the USSR, kunakship, maslihat.

For citation: Nakhibashev Z. M. Current Ethno-Political Situation in the North Caucasus: State and Problems. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 35-39. (In Russian)

Введение

С точки зрения этнополитических отношений современный Северо-Кавказский федеральный округ является одним из самых сложных конфликтогенных регионов в России и мире. Он включает в себя 6 национально-территориальных образований Северного Кавказа: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Ставропольский край. В многонациональном регионе народы находятся на различном уровне социально-экономического, социокультурного и политического развития, что значительно осложняет общественную, государственную и эт-нополитическую ситуацию в регионе.

Северный Кавказ расположен в зоне циви-лизационного разлома между западным и мусульманским мирами, что также повышает его конфликтный потенциал. Он занимает важное геополитическое положение, являясь связующим мостом между Россией и странами Южного Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, с одной стороны, а также Черномор-ско-Азовским и Каспийским водными бассейнами - с другой. Это предопределяет повышенный миграционный фон региона, где традиционно протекают активные миграционные процессы, которые можно подразделить на легальные и нелегальные, иммиграционные и эмиграционные.

Направленность миграционных потоков в значительной степени обусловлена ростом или сжатием геополитического влияния государства и уровнем пассионарности народа. Если до распада СССР на Северном Кавказе преобладал иммиграционный поток из славянских регионов страны, то с конца 80-х гг. ХХ в. преобладают миграционные потоки из южнокавказского и центрально-азиатского регионов. На место контролируемой легальной миграции пришла миграция, отличающаяся низким образовательным, культурным уровнем, руководящаяся в большей степени кланово-трайбалистскими нормами поведения, традиционными сферами занятия которой является сельское хозяйство, торговля и сервисная сфера. На этнополитическую ситуацию в регионе сказывается высокий уровень безработицы, на который влияет традиционный для республик Северного Кавказа тип демографического воспроизводства и устойчивая профессиональная ориентация местного населения на вторичный и третичный

сектор экономической деятельности (сфера посредничества, услуг и торговли).

Результаты и их обсуждение

Если в стабильном гражданском обществе и развитом правовом государстве границы политического определяют этническое, то в северокавказских республиках этническое зачастую определяет границы политического. Это ведет к борьбе между официальной политической и неофициальной элитами.

Следующая специфика региона - это высокая степень конфессионального и этнокультурного многообразия, где живут представители ислама, христианства, буддизма и иудаизма.

Этнополитическая ситуация на Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов и их последствиями (чеченский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южно-осетинский, карабахский, и др.), превративших Кавказ в нестабильный регион. Радикальные националистические организации Северного Кавказа предпринимают попытки реализации различных форм сепаратизма: выход из состава РФ; раздела или внутренней федерализации республик по национальному признаку, изменение границ субъектов Федерации за счет выделения из них районов компактного проживания отдельных народов; объединительные тенденции на этнорегиональном уровне (абазины, осетины, лезгины, черкесы, чеченцы, ногайцы); тенденции общекавказского политического объединения и построения конфедеративного государства горцев Кавказа.

Распад СССР превратил административно-территориальные границы с закавказскими республиками в государственные - появилась проблема «разделенных народов» (лезгины, аварцы, адыги, осетины, цахуры, азербайджанцы), которая отрицательно влияет на сферу межгосударственных отношений.

В целом этнополитическая ситуация на Северном Кавказе отличается нестабильностью, поэтому одними из главных приоритетов политики федерального центра в регионе должны стать:

- разработка мер, направленных на улучшение социально-экономической ситуации, борьбу с коррупцией, ограничение и регулирование миграционных потоков;

- ведение реальной борьбы в рамках закона против всяческих проявлений сепаратизма, экстремизма, терроризма, разжигания

межнациональной розни; организация государственной поддержки тем представителям национально-политической элиты, которые выступают за упрочение связей с Москвой;

- оказание поддержки конструктивно настроенным представителям мусульманского духовенства, выступающим за сохранение Северного Кавказа в составе России.

Геополитические, цивилизационные, транспортно-коммуникационные факторы Северного Кавказа могут стать мощным стимулом достижения межнационального и межконфессионального согласия в регионе.

Так мы повсеместно наблюдаем резкий всплеск интереса к проблемам межнациональных отношений, национально-государственного устройства, их роли в осуществлении языковой политики. И это естественное стремление. Чтобы ответить на эти насущные вопросы нашей современной жизни, вокруг которых идет острая политическая и идеологическая борьба, надо, прежде всего, хорошо знать свою историю, свое прошлое, также как историю других народов, особенно сопредельных.

Мы являемся свидетелями тому, что народы Северного Кавказа, как и все другие народы России и бывшего СССР, переживают трудные времена. Меняется образ жизни людей, перестраивается сложившийся десятилетиями общественный порядок. Общество переживает коренные изменения, затрагивающие и экономику, и политическую систему, и социально-культурную сферу, происходит переосмысление духовных ценностей. Процесс этот повсюду идет противоречиво, болезненно, много в нем неопределенного и неясного для народов, населяющих этот регион.

Северный Кавказ - особый многонациональный регион Российской Федерации. Он сложился исторически, и это нашло отражение в различных источниках, документах и в сознании людей. Общепризнанно, что Северный Кавказ представляет собой один из важных экономических районов страны со своими региональными, промышленными, торговыми и иными надстроечными учреждениями.

Образование этого региона обусловлено не только географическим фактором. У народов этого региона было много общего в их исторической судьбе, они испытали на себе во многом бедствия и разорения от одних и тех же завоевателей. Особенно длительными

и упорными были претензии иранских, турецких и российских колонизаторов.

Судьба привела к тому, что регион оказался в составе России. Не столько войны в России, сколько сложившиеся в результате этих войн геополитические условия в регионе определили политическую ориентацию его народов. Все наиболее трезвые общественные деятели Северного Кавказа, в том числе и многие религиозные авторитеты, однозначно подчеркивали прогрессивное значение России для региона. Теперь наша судьба навечно связана с Россией, без ее помощи не только в прошлом, но и ныне мы не можем противостоять различным агрессивным и экстремистским силам и успешно развиваться. Прожив бок о бок, общаясь между собой, обмениваясь опытом и культурными ценностями, народы Северного Кавказа выработали близкие и во многом общие культурные традиции и обычаи. Даже у казаков и других русских переселенцев, живших здесь, формировалось много общих традиций и обычаев с кавказцами.

Но в результате распада Союза, во многом неоправданной войны в Чечне и агрессивных поползновений религиозных экстремистов, положение на Северном Кавказе осложнилось, ослабли и кое-где прервались отношения между народами региона, столь сильно развивавшиеся при Советской власти. Какие же факторы можно было задействовать в данном случае для достижения нашей ближней цели? Подготовить и издать литературу на русском и местных языках о единстве и исторической судьбе народов региона, широко пропагандировать в аудиториях и средствах массовой информации эту идею. В этих целях организовывать обмен делегациями ученых, деятелей культуры и художественных коллективов. Традиции уважения к старшим, женщинам и детям, чувство ответственности за свои дела и поступки перед семьей, родом и обществом, коллективизм, взаимопомощь помогали народам Северного Кавказа отстоять свою свободу и независимость в борьбе с грозными иноземными завоевателями, выжить в годы различных бедствий и неурожая, легче преодолеть горе и несчастье.

Важное значение для достижения межнационального мира и политической стабильности имеет религия. Во всех религиях содержатся общечеловеческие, гуманистические ценности. Почти все мировые религии,

распространенные на Северном Кавказе, исходят из признания единства человеческого рода.

Позитивную роль в достижении согласия и дружбы между людьми, народами и нациями могут сыграть также общественные институты, как куначество, маслиат, авторитет аксакалов и т. д.

Куначеские связи имели и имеют широкое распространение на Северном Кавказе. Они использовались и используются для решения личных, семейных и даже общественных вопросов. Через кунаков и с их помощью регулировались также вопросы, к которым невозможно было другим способом подступиться. К этому институту прибегали и в период войны в Чечне, чтобы добиться освобождения похищенных людей и взятых в плен солдат. В ходе многовековой истории, сопряженные с войнами и конфликтами, наши народы выработали универсальный механизм согласия интересов и достижения мира - маслиат. Он может обеспечить согласованные сосуществования людей и взаимную терпимость (сабур) - один из главных принципов традиционной этики народов Северного Кавказа. Маслиат, основанный на терпимости, позволяет проявить такие качества, как великодушие, взвешенность, сдержанность. Маслиат представляет собой своего рода тактику взвешенного поведения, сотрудничества, добра против зла. «Исторический опыт показывает, что традиционной задачей национальной политики выступает, как правило, отстаивание государственности и безопасности страны, какие бы доводы не возникали в пользу иных соображений» [2, с. 25].

Сегодня наряду с проблемами экономического, политического, экологического, общественного, демографического характера, вопросы национального и интернационального приоритетов приобретают все более злободневный и актуальный смысл, обусловленный необходимостью целесообразного и правильного подхода к их решению в интересах каждого субъекта, региона, национального состава населения. Выступая в качестве своеобразной лаборатории в исследовании и научного анализа этих проблем, Республика Дагестан приобретает большой интерес.

За последнее время Дагестан стал объектом пристального внимания как со стороны президента и правительства РФ, так и многих бизнесменов внутри страны и за рубежом. Программы, разрабатываемые специалистами,

сулят для республики большое будущее, особенно в строительстве и создании курортно-са-наторного комплекса на прикаспийском побережье, в сооружении гидроэнергетических объектов по линии Сулака, Койсу, Самура, в реставрации древнейшего города Дербента с 2000-летней историей, с великолепными памятниками культуры.

Все это позволяет многонациональному народу Дагестана демонстрировать перед всеми народами мира пример национального единства и согласия.

Народы Северного Кавказа, Дагестана исторически, еще со времени Хазарии, активно взаимодействовали со славянами. Этот процесс происходил при активной роли и стремлении дагестанцев, адыгов, аланов, вайнахов, кабардинцев, балкар, карачаевцев, азербайджанцев, армян, грузин к сотрудничеству с русскими, с Россией. Своим историческим опытом, реальными делами наши предки доказывали, что история - это процесс совместного творчества многих и многих народов. Известно также, что народы Кавказа и, особенно Дагестана, тысячелетиями играли роль буфера, в том числе и для русского государства, становясь на пути нашествий персов, гуннов, хазар, турок, монголо-татар и других завоевателей. Жаль, что в российской истории такие моменты из общей судьбы нашего Отечества, особенно на современном этапе, как-то выпадают... Дагестан уже столетия в составе России, и дагестанцы считают себя россиянами, гражданами единой страны. И как мы хотим воспитать дагестанцев в духе российского гражданства и гражданской ответственности при таких подходах? Современному российскому государству, российским историкам следует научиться защищать как национальные интересы русских в России, так и всех россиян, этнонациональные интересы и этнонациональные достоинства русского и других народов нашей великой страны, их древнее наследие, использовать ресурсы в культуре и традиции народов на благо духовного становления и гордости всех россиян - граждан Российской Федерации.

«Национальное величие России - даже не сумма, а умножение национального достоинства ее народов, сущностная целостность. Без этого единства будет дискомфорт национального самочувствия всех россиян, в том числе и русских людей, русской нации. Пренебрежение и равнодушие к истории и культуре народов России оборачивается равнодушием

к истории и величию общего Отечества. История России - это неразрывная, общая история, опыт социального бытия русского и других народов страны, россиян» [4, с. 27].

Дагестан сегодня находится в центре геополитических интересов России и всего региона в целом, так как после распада Советского Союза он оказался приграничной республикой РФ, соседствующей с регионами, где наблюдаются межнациональные, межконфессиональные и гражданские конфликты. Исторический опыт свидетельствует: попытка загнать этнонациональные проблемы вглубь, отложить решение до лучших времен оказываются, в конечном итоге, контрпродуктивными и опасными. Прежде всего, это относится, как ни парадоксально, к русской нации как нации, действительно, доминирующей в России. Но в решении этих проблем должны принять участие все народы нашего Отечества.

«Дагестанцами считают себя все жители нашей республики. Сложились добрые отношения между людьми различных национальностей, о чем в частности, свидетельствуют межнациональные браки и смешанные семьи, куначеские и иные отношения между ними. Русское население республики - дагестанские русские или русские дагестанцы -способствуют укреплению дагестанского единства» [4, с. 15].

Настоящие патриоты - представители всех национальностей нашей страны - хотят

2. Абдулатипов Р. Г. Мой Дагестанский народ. М., 2011. 304 с.

respublike Dagestan [Interethnic issue in the Republic of Dagestan]. M., 2004. 198 p. (In Russian) 2. Abdulatipov R. G. Moy Dagestanskiy narod [My Dagestan people]. M., 2011. 304 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Нахибашев Закари Муртузович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

видеть Россию не обществом разделенных и враждующих, униженных и оскорбленных народов и граждан, а общностью талантливых и созидательных, гордых своим потенциалом многообразия самобытностей и единством граждан и народов, объединенных в многонациональный народ Российской Федерации, в российскую нацию - нацию перспективную, и, бесспорно, мировой значимости, великую своими национально-культурными ресурсами, историческими символами и смыслами, опытом созидания и добра, талантами и духовным величием.

Заключение

Северо-Кавказский регион с его пестрым составом населения как в прошлом, так и сегодня показывает, в каком направлении целесообразно определить стратегию решения национального вопроса. На фоне его сегодняшнего развития убедительно демонстрируется, какую роль может сыграть социально-экономический фактор развития того или иного субъекта в составе РФ. Страна, располагающая условиями и возможностями, с ее профессиональным научно-техническим потенциалом, богатейшими природными ресурсами, трезвыми и компетентными политическими лидерами, имеет возможность, учитывая вышеперечисленные факторы, безболезненно обеспечить решение острых национальных проблем, объективного процесса прогрессивного развития регионов, расцвета их экономики и культуры.

4. Магомедов А. Р. Народы Дагестана. Махачкала, 2003.

obshcheniya [Pedagogics of the international communication]. M., 1999. 390 p. (In Russian)

4. Magomedov A. R. Narody Dagestana [The Peoples of Dagestan]. Makhachkala, 2003. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Zakari M. Nakhibashev, Doctor of History, professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Литература

1. Абдуллаев Н. Межнациональный вопрос в республике Дагестан. М., 2004. 198 с.

3. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 390 с.

References

1. Abdullaev N. Mezhnatsional'nyy vopros v 3. Gasanov Z. T. Pedagogika mezhnatsional'nogo

Принята в печать 02.08.2017 г.

Received 02.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.