Научная статья на тему 'Перспективы реализации партнерской модели в регулировании межнациональных и межэтнических отношений на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан)'

Перспективы реализации партнерской модели в регулировании межнациональных и межэтнических отношений на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / ПАРТНЕРСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / NORTH CAUCASUS / DAGESTAN / PARTNERSHIP MODEL / INTERETHNIC RELATIONS / ETHNO-POLITICAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

Статья посвящена острой и актуальной теме управления межнациональными и межэтническими отношениями на Северном Кавказе. Автор обращается к рассмотрению возможностей и перспектив регулирования межнациональных и межэтнических отношений при помощи реализации партнерской модели. Анализируются риски межнациональных и межэтнических отношений, пути их минимизации. Основное внимание уделено роли органов власти и управления в процессе профилактики межэтнических конфликтов на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF THE PARTNERSHIP MODEL IMPLEMENTATION IN THE REGULATION OF INTERNATIONAL AND INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS (CASE STUDY OF THE DAGESTAN REPUBLIC)

The article focuses on the acute and relevant topic of international and inter-ethnic relations management in the North Caucasus. The author considers the resources and prospects of the international and interethnic relations regulation by means of the partnership model implementation. The risks of international and inter-ethnic relations and the ways to minimize them are discussed. Special attention is paid to the role of government agencies in the prevention of ethnic conflicts in the region.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации партнерской модели в регулировании межнациональных и межэтнических отношений на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан)»

УДК 323.1(470.6)

Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ М ЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация:

Статья посвящена острой и актуальной теме управления межнациональными и межэтническими отношениями на Северном Кавказе. Автор обращается к рассмотрению возможностей и перспектив регулирования межнациональных и межэтнических отношений при помощи реализации партнерской модели. Анализируются риски межнациональных и межэтнических отношений, пути их минимизации. Основное внимание уделено роли органов власти и управления в процессе профилактики межэтнических конфликтов на территории региона.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, Дагестан, партнерская модель, межэтнические отношения, этнополитические конфликты.

В многонациональной России переплелись самые разные народы и этнические группы, в истории взаимоотношений которых можно найти как позитивные, так и негативные моменты. Практически в каждом субъекте Российской Федерации проживают представители русского населения, других народов страны и титульной этнической группы. Исторический опыт взаимодействия самых разных народов и этнических групп существенно обогатил современное российское общество, хотя существуют и очевидные разногласия между отдельными этническими группами, основывающиеся на давних исторических обидах и противоречиях. В современную информационную эпоху проблема гармонизации межнациональных и межэтнических отношений приобретает особую актуальность [1, с. 79].

Благодаря продолжительному проживанию различных этносов по соседству были выработаны достаточно развитые подходы к разрешению межэтнических и межрелигиозных противоречий, успешно применявшиеся на протяжении истории Российского государства. Однако периодически противоречия между этническими и конфессиональными группами все же обостряются под воздействием внешних политических, экономических, социально-демографических факторов. Поэтому современное Российское государство испытывает острую потребность в развитии и реализации стратегии гармонизации межнациональных и межэтнических отношений. Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Путин, «гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить "единство в многообразии"» [2].

Утверждение партнерской модели организации управления межнациональными и межэтническими отношениями на Северном Кавказе является одной из главных мер по укреплению межнационального мира и согласия на территории Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшую роль в гармонизации сферы межнациональных и межэтнических отношений играет взаимодействие государства с институтами гражданского общества. Данное взаимодействие в первую очередь должно осуществляться в сфере противодействия распространению националистических и экстремистских идеологий на территории национальных регионов Российской Федерации [3].

Gadzhiev Magomedemin Magomedrasulovich

PhD in Political Science, Assistant Professor, Philosophy, Social and Political Sciences Department, Dagestan State University

THE PROSPECTS OF THE PARTNERSHIP MODEL IMPLEMENTATION IN THE REGULATION OF INTERNATIONAL AND INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS (CASE STUDY OF THE DAGESTAN REPUBLIC)

Summary:

The article focuses on the acute and relevant topic of international and inter-ethnic relations management in the North Caucasus. The author considers the resources and prospects of the international and inter-ethnic relations regulation by means of the partnership model implementation. The risks of international and inter-ethnic relations and the ways to minimize them are discussed. Special attention is paid to the role of government agencies in the prevention of ethnic conflicts in the region.

Keywords:

North Caucasus, Dagestan, partnership model, inter-ethnic relations, ethno-political conflicts.

Залогом развития партнерских отношений в сфере межэтнической коммуникации является выстраивание гармоничной системы взаимодействия между государством, институтами гражданского общества, этническими и конфессиональными общественными объединениями. При этом взаимодействие не должно сводиться лишь к декоративным и представительским функциям, а должно затрагивать действительно значимые для современной России проблемы политического, экономического, социокультурного, социально-демографического характера.

Система партнерских отношений имеет ряд отличий от обычного сотрудничества в сфере межнациональных и межэтнических отношений. Критериями данных отличий являются: коллегиальность участия сторон, представительство этнических, конфессиональных и общественных организаций, контроль со стороны последних над принятием решений и расходованием финансовых средств. Соответственно, утверждение партнерской модели требует научно-теоретической разработанности, в первую очередь в направлении выявления основных тенденций и перспектив применения партнерской модели к конкретной ситуации в сфере межэтнических отношений в регионах Российской Федерации. Возникает потребность в комплексном научном подходе, объемлющем достижения политологии, социологии, этнологии и этнографии, истории, экономики, психологии, конфликтологии и т. д.

Основные принципы реализации партнерской модели в сфере межэтнических отношений включают в себя утверждение равноправия сторон, добровольность участия в процессе коммуникации, соблюдение законодательных норм, обязательность исполнения достигнутых договоренностей, проведение консультативных мероприятий по ключевым вопросам, ориентацию исключительно на двусторонние действия, постоянное взаимное информационное сотрудничество, в первую очередь в направлении информирования сторон. В процессе реализации партнерской модели важную роль играет принцип взаимной ответственности сторон за допускаемые нарушения с применением соответствующих санкций.

Как отмечает О.В. Богатырева, «Северный Кавказ - это синтез народов, культур и языков, которые развиваются и взаимодействуют на этой территории тысячелетиями. Здесь сформировалась своеобразная самобытная северокавказская культура, впитавшая в себя сотни различных этнических культурных традиций» [4]. Для северокавказского общества на всем протяжении его истории были характерны такие особенности, как полиэтничность, поликонфессиональность и поликультурность. Именно этими особенностями и определяется специфика политического развития региона, в том числе и в направлении возможности применения на Северном Кавказе партнерской модели управления межнациональными и межэтническими отношениями.

Полиэтничность Северного Кавказа играет важную роль в структурировании институтов гражданского общества в регионе, без развития которых реализация партнерской модели на Юге России не будет осуществлена в полном объеме [5, с. 11]. В то же время полиэтничность создает целый ряд проблем для утверждения партнерской модели, среди которых в первую очередь следует назвать наличие на Северном Кавказе нерешенных межэтнических конфликтов. Многие из них начались в результате этнизации политической жизни Северного Кавказа, последовавшей за распадом Советского Союза и крушением политической системы, основанной на коммунистической идеологии.

Следует отметить, что этнополитические противоречия на Северном Кавказе повлекли за собой возникновение крупнейшего в современной Европе вооруженного конфликта, превратившего регион в некую особую зону, на которой законы Российской Федерации имеют весьма относительное применение, по крайней мере, существуют внушительные группы людей, не намеренные их соблюдать и открыто отрицающие необходимость их соблюдения. В свою очередь, ситуация на Северном Кавказе становится одной из причин весьма специфического отношения населения остальной России и к региону, и к происходящим в нем событиям, и к выходцам из региона.

Негативное или подозрительное отношение распространяется и на тех выходцев из северокавказских республик, которые проживают за пределами Северного Кавказа и даже никогда не были на своей «исторической родине». В результате сложившихся стереотипов многие выходцы из Северо-Кавказского региона становятся объектами ксенофобии со стороны населения остальных регионов Российской Федерации. Рост межэтнической напряженности обусловливается и значительными темпами миграции из северокавказских республик в крупные города России и соседние «русские» регионы - Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовскую область. Неспособность политических элит Северного Кавказа обеспечить достойные условия для проживания своих сограждан влечет за собой морально-психологическую делегитимацию республиканских властей [6, с. 24].

Полиэтничность и поликультурность Северо-Кавказского региона часто называют в числе важнейших факторов, влияющих на формирование и обострение этнополитических конфликтов в национальных республиках. Несмотря на невысокую численность населения северокавказских республик, этническая пестрота региона обусловливает сложность выстраивания грамотной национальной политики в регионе, ведь каждый этнос обладает собственными, устоявшимися представлениями о своей роли в истории и современности, этнокультурными и религиозными ценностями, традициями и обычаями.

С одной стороны, этнокультурная мозаичность северокавказского общества создает значительные трудности для гармонизации межнациональных и межэтнических отношений, поскольку центральной власти приходится иметь дело не с одной этнической группой, а с множеством этносов, каждый из которых выдвигает собственные предложения, требования и претензии. Но с другой стороны, не следует забывать и о том, что Северный Кавказ на протяжении многих столетий в целом сохранял межэтнический и межконфессиональный мир. Это свидетельствует о том, что исторически были выработаны соответствующие механизмы сглаживания межэтнических и межконфессиональных противоречий в регионе, не позволяющие конфликтам перерастать в стадию вооруженного этнополитического противостояния. Именно сложившиеся в этнокультурной среде региона механизмы сглаживания конфликтов позволяют местному населению успешно решать территориальные и иные споры. Для федеральной власти необходимо понимание важности этнокультурного фактора в формировании и реализации партнерской модели межнациональных и межэтнических отношений на Северном Кавказе, в частности в Республике Дагестан. Признание плюрализма и многоукладности российского общества, в том числе и на Северном Кавказе, будет способствовать подлинному федерализму и станет одним из эффективных средств профилактики межнациональных и межэтнических конфликтов [7, с. 412].

Несмотря на то что в течение 1990-х - 2000-х гг. основное внимание российской общественности было обращено на события, происходившие в Чеченской Республике, этнополитиче-ские конфликты происходили и в других республиках Северного Кавказа. Большинство этнопо-литических конфликтов основывалось на территориальных претензиях к соседям и возникающих в связи с данными спорами противоречиях. Укрепление национальной безопасности и межнациональных отношений в современной России не представляется возможным без эффективной интеграции Северного Кавказа в Российское государство и общество.

Важнейшую роль в процессе реализации партнерской модели в сфере межнациональных и межэтнических отношений играет процесс деполитизации этничности, рассматриваемый исследователями как одно из позитивных достижений национальной политики в регионах Юга России [8]. Деполитизация этничности предполагает максимальное дистанцирование этнических интересов от политических, аккумуляцию этнических интересов в культурно-просветительской, социальной, научной сферах, но не в сфере государственного управления. Политизация этничности обладает большим рискогенным потенциалом в плане роста сепаратистских настроений, поэтому и возникает потребность в деполитизации сферы межэтнических отношений. Задачи по предотвращению политизации этничности должны быть возложены на органы власти и местного самоуправления как ключевые низовые структуры государственной национальной политики. При этом большое значение имеет воспрепятствование «выдавливанию» представителей нетитульных и малых этнических групп из органов государственного управления [9, с. 36].

Именно на органах власти и управления, а также органах местного самоуправления лежит основной груз ответственности по донесению до населения регионов смысла национальной политики Российского государства. При этом сама деятельность органов государственного управления на региональном и местном уровне должна учитывать региональную специфику, в том числе и этнокультурные особенности проживающих в Дагестане этноконфессиональных групп населения. Необходим поиск компромиссной модели, позволяющей найти точки соприкосновения интересов федеральной и региональной власти, органов местного самоуправления, этноконфессиональных и общественных организаций.

Реализация модели социального партнерства в межэтнических отношениях в Республике Дагестан зависит, в том числе, и от институциональных изменений в социально-политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности дагестанского общества. Институциональные изменения должны быть направлены на общее повышение уровня этнокультурной осведомленности, развитие практик межэтнической и межконфессиональной коммуникации, укрепление диалога между представителями различных этнических и конфессиональных групп дагестанского населения.

Среди мероприятий, направленных на развитие социального партнерства в сфере межэтнических отношений в Дагестане, необходимо отметить нацеленные на утверждение межэтнической и межконфессиональной толерантности молодежи тренинги, спортивные мероприятия, фестивали, выставки. Если говорить о деятельности академического сообщества, то ученые и преподаватели должны участвовать в проектах, ориентированных на научно-теоретическое обеспечение управленческих решений, принимаемых органами федеральной и региональной власти. Большую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий, включая деятельность в сети Интернет, прежде всего в социальных сетях, имеющих большое информационное воздействие на молодежь и обладающих значительным коммуникационным потенциалом.

Укрепление процессов межэтнической и межконфессиональной коммуникации в Дагестане осуществляется, в том числе, посредством развития деятельности национально-культурных организаций и их сотрудничества с органами власти и управления. Не следует недооценивать важ-

ность данных мероприятий в контексте укрепления социально-политической стабильности в республике, залогом которой является эффективное партнерство между многочисленными этническими группами региона. С.Я. Алибекова отмечает большой вклад священнослужителей в укрепление этнополитического согласия и толерантности в Республике Дагестан и среди дагестанцев, проживающих за пределами региона [10, с. 20].

Нельзя не отметить, что эффективность политики по регулированию межнациональных и межэтнических отношений в Дагестане и на Северном Кавказе в целом зависит в первую очередь от деятельности органов государственной власти и управления. Между тем именно она вызывает у специалистов много вопросов, что связано прежде всего с недостаточным уровнем полномочий федеральных органов власти. Ослабление вертикали власти в 1990-е гг. привело к целому ряду негативных последствий, с которыми Дагестан и весь Северный Кавказ вынужденно сталкиваются до сих пор.

К настоящему времени ощущается значительная потребность в дальнейшем расширении полномочий федеральных органов власти, восстановлении в прежнем объеме вертикальной подчиненности системы власти и управления, повышении эффективности взаимодействия законодательных и исполнительных, федеральных и региональных органов власти, органов власти и местного самоуправления, государственных институтов и институтов гражданского общества. Принимаемые меры должны быть направлены на минимизацию сепаратистских и этнонациона-листических тенденций в жизни Республики Дагестан, способствующих изоляции региона от общероссийского культурного и политико-правового пространства. Следует отметить, что недостаточная роль государства в обеспечении фундаментальных прав и свобод на территории Дагестана подрывает сам авторитет российской государственности и способствует дальнейшей эскалации межэтнических конфликтов, радикализирующихся в условиях недостаточного участия «арбитра», то есть федерального центра, в их разрешении.

Партнерская модель межнациональных отношений обладает существенными преимуществами с точки зрения перспектив модернизации политического процесса, поскольку предполагает учет интересов всех участников взаимодействия [11], формирование и укрепление горизонтальных структурных связей, а также дает возможность реализации гармоничного сосуществования в пространстве политической культуры этнических идентичностей и общегражданской российской идентичности. Развитие межнациональных отношений в Республике Дагестан в соответствии с партнерской моделью, следовательно, предполагает перспективу преодоления этнополитической конфликтности и способствует достижению целей модернизации политического процесса.

Ссылки:

1. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Белов М.Т. Угрозы национальной идентичности в информационном пространстве современного социума и риски информационной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 78-85.

2. Путин В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2012. 23 янв. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 24.04.2016).

3. Смирнова А.В. Гармонизация межэтнических отношений как решающий фактор обеспечения стабильного и устойчивого развития российского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/publication/confer-ence/2014/224/garmonizaciya_mezhetnicheskih_otnoshenij_kak_reshayuwij_faktor_obespecheniya_sta-bilnogo_i_ustojchivogo_razvitiya_rossijskogo_obw/ (дата обращения: 24.04.2016).

4. Богатырева О.В. Проблемы межкультурной коммуникации народов Северного Кавказа [Электронный ресурс] // Культура и образование. 2014. № 9. Сентябрь. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2416 (дата обращения: 20.02.2016).

5. Мирзоян Г.В. Социальное партнерство в российском обществе: социально-философский анализ : дис. ... д-ра полит. наук. Ростов н/Д., 2010.

6. Эмиров Р.М. Геополитические приоритеты национальной безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2014.

7. Черкесов В.А. Современное состояние этнополитических конфликтов на Северном Кавказе и возможности их устранения // Фундаментальные исследования. 2007. № 12 (ч. 2). С. 411-413.

8. Авксентьев В.А. Юг России. Природа современной конфликтности и политика идентичности // Культура и мир : сб. ст. Междунар. науч. форума / науч. ред. С.Н. Иконникова, Е.П. Борзова. СПб., 2009.

9. Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России // Свободная мысль. 2005. № 12. С. 35-36.

10. Алибекова С.Я. Формирование этноконфессиональной толерантности современной молодежи (на примере Республики Дагестан) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 19-22.

11. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия [Электронный ресурс] // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2014. № 6-2 (45). С. 60-66. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf (дата обращения: 24.04.2016).

References:

Samygin, SI, Vereshchagina, AV & Belov, MT 2015, 'Threats of national identity in the information space of modern society and information security risks', Economic and humanities research areas, no. 4, p. 78-85.

2. Putin, V 2012, 'Russia: the national question', Nezavisimaya Gazeta, January 23, retrieved 24 April 2016, <http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html>.

3. Smirnova, AV 2016, The harmonization of interethnic relations as a crucial factor in ensuring the stable and sustainable development of Russian society, retrieved 24 April 2016, <http://www.sociosphera.com/publication/confer-ence/2014/224/garmonizaciya_mezhetnicheskih_otnoshenij_kak_reshayuwij_faktor_obespecheniya_sta-bilnogo_i_ustojchivogo_razvitiya_rossijskogo_obw/>.

4. Bogatyreva, OV 2014, 'Problems of intercultural communication of the peoples of the North Caucasus', Culture and Education, no. 9, September, retrieved 20 February 2016, <http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2416>.

5. Mirzoyan, GV 2010, Social partnership in the Russian society: the socially-philosophical analysis, D.Phil. thesis, Rostov-on-Don.

6. Emirov, RM 2014, Geopolitical priorities of the national security of the Russian Federation in the North Caucasus, PhD thesis abstract, Moscow.

7. Cherkesov, VA 2007, 'The current state of ethno-political conflicts in the North Caucasus and their possible elimination', Basic Research, no. 12 (part 2), p. 411-413.

8. Avksentyev, VA 2009, 'South of Russia. The nature of contemporary conflict and the politics of identity', Culture and Peace:. Intern. scientific Forum, St. Petersburg.

9. Filippov, V 2005, '"Strengthening the vertical of power" and to depoliticize ethnicity in Russia', Free Thought, no. 12, p. 35-36.

10. Alibekova, SY 2014, 'Formation of ethnic and religious tolerance of modern youth (on the Republic Dagestan example)', Theory and practice of social development, no. 21, p. 19-22.

11. Samygin, SI & Vereshchagina, AV 2014, 'The global challenges of our time and the safety of civilization of the third millennium', European Social Science Journal, no. 6-2 (45), p. 60-66, retrieved 24 April 2016, <http://mii-info.ru/data/docu-ments/EZhSN-2014-6-2.pdf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.