Научная статья на тему 'Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета'

Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1521
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный менталитет / традиционализм / достоинство личности / самосовершенствование / отношения Неба и человека. / national mentality / traditionalism / personal dignity / self-improvement / relationship of Heaven and man.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли Ваньли

Китайский национальный менталитет сформировался под воздействием географических, языковых, религиозно-философских факторов. Три великих учения Китая (конфуцианство, даосизм и буддизм) оказали большое влияние на формирование особого психотипа. Основные идеи этих учений трансформировались, подвергались изменениям, обусловленным сменой эпох, но при этом суть их оставалась прежней. Обыгранные с учетом вызовов времени, они позволили сохранить духовное наследие и стали источником формирования китайского национального менталитета. Присущие китайской культуре традиционализм и преемственность в условиях глобализации и интеграции обеспечили сохранение национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY AS ONE OF THE SOURCES OF THE CHINESE NATIONAL MENTALITY FORMATION

The Chinese national mentality was formed under the influence of geographical, linguistic and religious-philosophical factors. Three great teachings of China (Confucianism, Taoism and Buddhism) had a great influence on the formation of a particular psycho-type. The main ideas of these teachings were transformed, subjected to the changes caused by the turn of the eras, but their essence remained the same. Interpreted in the light of challenges of the time, they allowed preserving spiritual heritage and became a source of the Chinese national mentality formation. Traditionalism and continuity inherent in the Chinese culture have ensured national identity preservation in the context of globalization and integration.

Текст научной работы на тему «Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.24

Ли Ваньли

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ

КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

Китайский национальный менталитет сформировался под воздействием географических, языковых, религиозно-философских факторов. Три великих учения Китая (конфуцианство, даосизм и буддизм) оказали большое влияние на формирование особого психотипа. Основные идеи этих учений трансформировались, подвергались изменениям, обусловленным сменой эпох, но при этом суть их оставалась прежней. Обыгранные с учетом вызовов времени, они позволили сохранить духовное наследие и стали источником формирования китайского национального менталитета. Присущие китайской культуре традиционализм и преемственность в условиях глобализации и интеграции обеспечили сохранение национальной идентичности.

Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/7/24.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 7. C. 119-122. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

12. Колин К. К. Социальная информатика: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003. 426 с.

13. Лукина Н. П. Идеологические и аксиологические основания информационного общества. Томск: В-Спектр, 2008. 240 с.

14. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 496 с.

15. Меликов И. М. Язык как целостное выражение национальной культуры // Вестник Российского философского общества. 2014. № 3. С. 59-61.

16. Микушина А. М. Информационные революции в обществе // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых: в 8-ми ч. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2018. Ч. 7. С. 57-59.

17. Олбанский язык: специфика и причины его возникновения [Электронный ресурс]. URL: https://22oa.ru/olbanskii-iazyk-spetsifika-i-prichiny-ego-vozniknoveniia/ (дата обращения: 24.05.2019).

18. Отюцкий Г. П. Информационная парадигма как инструмент анализа информационных обществ // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 5 (112). С. 192-201.

19. Отюцкий Г. П. Информационно-антропологическое измерение постиндустриального общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2014. № 1. С. 64-81.

20. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.

21. Розенберг И. Н. Информационные революции и информационные потребности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 4 (118). С. 5-12.

22. Слоян Г. Г. Коммуникативная парадигма социальной философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. № 2. С. 433-437.

23. Трахтенберг А. Д. Информационная революция в зеркале обыденного сознания: компьютеры и Интернет в дискурсе повседневности // Социум и власть. 2009. № 4. С. 14-19.

24. Удовик В. Е., Селютин А. В. Информационная революция и становление информационного общества // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2011. № 2. С. 263-267.

25. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. 398 с.

26. Шевченко В. А. Информационная революция и регуляция лингвистических процессов // Вюник Зап^зького нацю-нального ушверситету. Фшолопчш науки. 2001. № 3. С. 175-180.

LINGUISTIC ASPECTS OF INFORMATION REVOLUTIONS

Ivanova Mariya Evgen'evna

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow meivanova2013@yandex. ru

The term "information society" is generally used to refer to the current stage of the mankind's development. However, this may refer to previous periods as well. The notion should also be used to signify the combination of the information-related characteristics of the society, which form the developing (evolutionally or revolutionarily) information realm. That enables us to discuss types of information societies, where each society refers to a specific information paradigm. The shift to another paradigm underlies information revolutions, and each of them has a profound effect on the development and functioning of linguistic processes in the society.

Key words and phrases: communication; information society; information paradigm; information and communication revolution; person influenced by information; language.

УДК 1; 323(510) Дата поступления рукописи: 15.04.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.24

Китайский национальный менталитет сформировался под воздействием географических, языковых, религиозно-философских факторов. Три великих учения Китая (конфуцианство, даосизм и буддизм) оказали большое влияние на формирование особого психотипа. Основные идеи этих учений трансформировались, подвергались изменениям, обусловленным сменой эпох, но при этом суть их оставалась прежней. Обыгранные с учетом вызовов времени, они позволили сохранить духовное наследие и стали источником формирования китайского национального менталитета. Присущие китайской культуре традиционализм и преемственность в условиях глобализации и интеграции обеспечили сохранение национальной идентичности.

Ключевые слова и фразы: национальный менталитет; традиционализм; достоинство личности; самосовершенствование; отношения Неба и человека.

Ли Ваньли

Забайкальский государственный университет, г. Чита 9144596000@mail.ru

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

Национальный менталитет - это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты

характера. Помимо особых географических условий, изолированности развития китайского языка, на формирование особенного менталитета китайской нации большое влияние оказала древнекитайская философия. С течением времени основные философские категории трансформировались и стали называться по-другому, но суть оставалась прежней: взаимосвязь всех вещей, существ и явлений в природе, важная роль традиций и ритуалов, ценность достоинства личности, важность нравственного воспитания, почитание родителей.

Актуальность исследования обусловлена интересом к особенностям древнекитайской философии как к источнику формирования китайского национального менталитета. Научная новизна заключается в неиссле-дованности темы, а также в том, что исследование выполнено носителем китайской культуры.

Целью данного исследования является изучение влияния древнекитайской философии на формирование национального китайского менталитета. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: изучить основные категории китайской философии, рассмотреть их влияние и воплощение в национальном менталитете, оценить степень влияния древнекитайской философии на формирование особого психотипа.

Каждой нации присущи некие особенности, отличающие ее от других, что объясняется уникальностью условий формирования. С учетом современной тенденции глобализации и усиления Китая на международной арене изучение китайского национального менталитета представляется очень важным. Для Китая характерна сильная национальная идентичность, единство нации. Одной из отличительных черт Китая является выраженный традиционализм. Еще Конфуций говорил о том, что он не создает, а только передает потомкам древние традиции [Цит. по: 7, с. 139]. То есть в основе конфуцианства лежит почитание и соблюдение традиций, следование ритуалам. Это нашло отражение в национальном менталитете в форме традиционализма, преемственности поколений.

Конфуцианский традиционализм отражает стремление человечества к изначальной гармонии, разрушенной в силу нашего несовершенства. Порядок в обществе может быть сохранен лишь при строгом соблюдении традиций.

Со времен Конфуция «китайские церемонии», то есть предписанные нормы взаимоотношений между различными категориями людей: государем и подданными, учителем и учеником, отцом и сыном - служат доминирующей чертой национального характера [6, с. 168] и бережно передаются из поколения в поколение.

Например, в Китае работники не будут перечить указаниям руководителя, обсуждать их целесообразность и выдвигать более рациональные, по их собственному мнению, предложения, как это происходит в более демократичных странах. Указания руководителя должны быть выполнены, и это живое воплощение почтительности, осознания и принятия норм взаимоотношений в обществе.

В конфуцианстве был очень возвеличен культ предков, сыновней почтительности (сяо), интересов семьи и клана. Особенности семейно-клановых связей определили уникальность китайского общества на протяжении почти всей истории Китая. В настоящее время даже под влиянием глобализации, культурной ассимиляции в Китае по-прежнему сильны традиции воспитания в духе уважения и почитания родителей, старших. В настоящее время культ клановости расширился и проявляется в собственной политической культуре, поощрении работы граждан за границей, широко пропагандируемой национальной сплоченности.

Для китайцев гражданство не является определяющим фактором, гораздо важнее происхождение предков: за то, что в Китае родились ваши предки, вас будут считать китайцем. Поэтому китайцы совершенно естественно воспринимают хуацяо как своих соотечественников, которые по воле судьбы находятся далеко от родины. Этим объясняется феномен чайнатаунов. Китайские эмигранты, как правило, образуют компактные поселения, которые позволяют, по сути, жить практически так же, как в Китае. Китайские эмигранты на протяжении многих поколений сохраняют свою культуру, язык, поддерживают связи внутри диаспоры и с родиной. Возвращение китайца на родину, даже через несколько поколений, воспринимается как счастливое воссоединение с семьей.

В древнекитайской философии достоинство и ценность личности занимали очень важное место, при этом ценность заключалась не в удовлетворении своих материальных потребностей, а в стремлении к высоким качествам, религиозной морали и знаниям о ней, моральной практике. Конфуцианцы считали мораль высшей ценностью, а моральные ценности - намного значимее ценностей, к которым стремится обычный человек в своей земной жизни [8, а 254]. Вместе с тем в одном из главных канонов конфуцианства Ли Цзи вводится понятие «сяокан» [10, с. 127] (средний достаток). В настоящее время понятие «сяокан» служит основной для разработки планов модернизации Китая: так, одной из основных целей развития Китая является формирование общества среднего достатка (сяокан шэхуэй). Здесь напрашивается сравнение с пресловутой американской мечтой, основное содержание которой сводится к желанию того, чтобы жизнь каждого человека была лучше, богаче и полнее и у каждого была возможность получить то, чего он заслуживает.

Китайская идея сяокан включает не только обеспечение минимальных потребностей (еда, одежда), но и удовлетворение потребностей развития городов и сел страны с точки зрения политики, экономики, культуры, экологии и т.д. Следует отметить, что китайской идее сяокан присущ оттенок социальной ответственности, принадлежности к социуму, а для американской мечты характерен явный индивидуализм.

Конфуций говорил: «Человек, задавшийся целью овладеть человеколюбием (жэнь), не пойдет против человеколюбия, даже если это даст ему жизнь и личную безопасность, но готов ради человеколюбия даже пожертвовать собой» [Цит. по: 7, а 417]. Мэн-цзы писал: «Мне хочется жить, хочется также быть справедливым, но я поступлюсь жизнью и предпочту справедливость, если нельзя будет получить и то, и другое одновременно» [5, с. 164]. Конфуций и Мэн-цзы признавали ценность жизни и морали, но в случае противоречия

между двумя этими понятиями считали необходимым пожертвовать жизнью во имя долга, т.е. ценность достоинства личности была важнее сохранения жизни.

Понятие достоинства личности из древнекитайской философии тесно переплетается с современной концепцией «лица» (мяньцзы - Щ^). Для китайцев личность - это прежде всего «лицо», воплощение общественной значимости человека. Китайская этика делает акцент на взаимозависимости индивидов: человек обладает «лицом» до тех пор, пока оно признается другими, и должен делать то, чего ждет от него общество [4, с. 541].

«Лицо» нарабатывается годами. Китаец делает очень многое для сохранения и повышения своего социального статуса. Чем лучше лицо китайца, тем большими возможностями он пользуется - не в смысле нарушения правил, а в смысле доверия, готовности к сотрудничеству. Потерять «лицо» не составит никакого труда. Это может случиться, если вас публично оскорбили или вы не смогли добиться надлежащего уважения с чьей-то стороны.

«Лицо» может иметь как отдельный человек, так и разные компании и учреждения. Чем лучше репутация той или иной компании в глазах китайцев, тем большей популярностью она будет пользоваться на рынке.

Конфуцианцы считали самосовершенствование, моральные практики необходимым условием развития страны, стабильности общества. Так, в «Великом учении» (Дасюэ) сказано: «За выверенностью вещей следует совершенство знания, искренность помыслов, выправленность сердца, усовершенствование личности, а за ней - выравненность семьи, упорядоченность государства и уравновешенность Поднебесной» [3, с. 94], т.е. внешний порядок (в обществе) происходит от порядка внутреннего. Под выверенностью вещей здесь понимается полное постижение высшего предела принципов вещей. Мирное общество опирается на самосовершенствование каждого человека, каждый человек служит обществу, в этом и есть его ценность.

В настоящее время идею о необходимости самосовершенствования можно проследить в стремлении Китая к повышению уровня образования, получению высококвалифицированных специалистов для дальнейшего развития страны в различных отраслях. На сегодняшний день Китай занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в науку и образование, и это уже приносит свои плоды: так, в рейтинге лучших 100 вузов мира по версии "Times" появляются Пекинский университет, университет Цинхуа и Китайский университет науки и технологий [11].

Важность получения хорошего образования и служения на благо своей страны, общества тесно переплетается с вышеуказанными конфуцианскими идеями, а также содержит в себе идею о социальной ответственности каждого человека в деле развития своей страны.

В этой связи также стоит сказать о коллективизме - важной черте китайского менталитета, формированию которой наряду со сложными природными условиями и необходимостью вследствие этого титанического коллективного труда (ирригационные, оборонительные сооружения и т.д.) также способствовало осознание себя как части общества, понимание связей всех предметов, существ и явлений. Склонности к коллективизму также способствовало изначальное стремление к гармонии, баланс человека с природой (а не возвышение над ней), отсутствие противопоставления людей между собой.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время имеется в виду принципиально иное совершенство знания (не изучение конфуцианских канонов, а получение хорошего образования, в том числе в западных странах) и усовершенствование личности (для морального воспитания молодежи в качестве основы как раз берутся базовые категории древнекитайской философии, прошедшие некую идеологическую переработку с поправкой на время, которые, по замыслу, должны способствовать развитию государства в настоящее время). При этом стабильность государства все так же опирается на стабильность семьи, на вклад каждого человека в общее дело. То есть здесь наглядно видно разумное заимствование достижений Запада с сохранением национальных ценностей и идентичности.

Отношения неба и человека - фундаментальный вопрос в древнекитайской философии. Сыма Цянь полагал, что «изучить связь небесного Дао и людских дел, постигнуть суть изменений с древности до наших дней - это личная ответственность каждого интеллигентного, культурного человека» [Цит. по: 2, с. 356]. Древнекитайские философы полагали, что все предметы, существа и явления связаны между собой, и постигать и осознавать их необходимо именно с учетом этих связей, без приоритетов тех или иных областей.

Для понимания общих правил функционирования всего живого необходимо ощущать и осмысливать целостные функции и принадлежность небесного Дао. Небо и человек едины, к пониманию сущности (природы) человека и социальных норм можно прийти через представления о небесном Дао.

Основываясь на исторических записках царства Лу, Конфуций исследовал многолетнюю историю периода Весны и Осени, в результате чего он пришел к выводу, что хаос в период Весны и Осени происходил по причине того, что люди не следовали моральным правилам. История подтверждает, что для того, чтобы сформировать гармоничный политический строй, необходимо следовать моральным нормам, и в этом состоит суть исторического развития. В менталитете современных китайцев присутствует убеждение о прямой связи между поступками людей и правителя и природными катаклизмами, смутами, войнами.

В современных условиях традиционные идеи китайской философии, содержащие коэволюционный потенциал, очень востребованы. Обращение к идеям конфуцианства диктуется необходимостью создания модели поведения личности в природе. Многозначность конфуцианских категорий позволяет расширять их толкование, адаптировать к потребностям времени [1, с. 106]. В современном Китае реализуется концепция устойчивого развития, направленная на достижение равновесия между человеком и природой.

В настоящее время Китай активно пытается применять принципы древнекитайской философии в рамках современной науки. В 2003 г. был открыт принципиально новый физический эффект трехмерного изменения

гравитационного поля перед сильными землетрясениями на огромном расстоянии от эпицентра землетрясения (от 1000 км до 10000 км), что по сути также является примером всеобщего «взаимодействия». Глобальная сеть прогнозирования землетрясений (GNFE), созданная на базе станций ATROPATENA (реализованы на основе вышеуказанного физического эффекта), функционирует с начала 2009 года, и за это время было предоставлено более 300 прогнозов для землетрясений с магнитудой, превышающей 5 баллов по шкале Рихтера, 91% из которых подтвердились [9], что демонстрирует высокую точность прогнозирования. Возможно, этот метод позволит выйти на новый уровень в прогнозировании землетрясений. Из всех вышеприведенных примеров видно стремление и умение Китая не только заимствовать зарубежные технологии, но при этом и не отказываться от своих корней, не терять свою национальную идентичность, трансформировать ее с поправкой на время и в конечном счете получать новые плоды.

Таким образом, мы видим, что основные учения древнекитайской философии оказали большое влияние на формирование китайского национального менталитета со следующими особенностями: почитание традиций, ценность моральных практик, совершенствование личности, упорядоченность отношений в обществе, соблюдение баланса между человеком и природой. Идея гармонии с миром является одной из основных для древнекитайской философии. Ей не свойственны идеи возвышения самоценности личности, как на Западе. Такой подход имеет свои плюсы: он способствует построению целостного гармоничного общества без возвышения человека над природой, иными живыми существами и противопоставления людей между собой. Опыт Китая в сохранении национальных традиций, этнической самоидентификации достоин внимания и уважения.

Воспитание молодежи, проводимое государством, основывается на конфуцианских традициях. Оно нацелено на формирование образованной, нравственной личности, уважающей культуру и традиции своей страны, гордящейся ею и стремящейся внести свой вклад в ее развитие. По сути, такой подход отличается целостностью и позволяет достигнуть не одну узко сформулированную цель, а сразу несколько: повышение уровня образования и уровня жизни, развитие экономики, укрепление роли государства на международной арене, укрепление единства нации, усиление патриотизма и сохранение культурных традиций.

Культура современного Китая - результат искусного сочетания идей древнекитайской философии, адаптированных к условиям современности, и тщательно отобранных заимствованных западных категорий с точным толкованием. Известный лозунг "^^^Щ" (гу вэй цзинь юн), означающий «использование древности на службу новому», появившийся еще в древности и пропагандируемый в 50-х годах XX века Мао Цзэду-ном, в полной мере отражает преданность традициям, а также суть курса страны на модернизацию. При этом Китай не копирует опыт других стран напрямую. Все заимствуемые идеи адаптируются к китайским реалиям, перерабатываются по принципу (чжун ти си юн), что означает адаптацию западных знаний

для практического применения с сохранением китайских ценностей в качестве основы.

В истории Китая практически отсутствуют примеры перечеркивания прошлого, сжигания мостов, вместо этого можно наблюдать трансформацию основной идеологии, ее адаптацию к веяниям современности, что способствует накоплению традиций, обычаев и укреплению национальной идентичности.

Список источников

1. Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие. Чита: ЧитГТУ, 1998. 303 с.

2. Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 738 с.

3. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / пер. с кит. и коммент. А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова. М.: Восточная литература, 2004. 431 с.

4. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: АСТ, 2003. 627 с.

5. Мэн-цзы / под ред. Л. Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.

6. Овчинников В. В. Человек и дракон. М.: АСТ; Восток-Запад, 2006. 409 с.

7. Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй. М.: Восточная литература, 2001. 588 с.

8. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.

9. Эльчин Хамилов: «Противостоять землетрясениям можно» [Электронный ресурс]: интервью. URL: https://www.salamnews. org/ru/news/read/241170 (дата обращения: 24.05.2019).

10. Ян Тяньюй. Ли Цзи в современной интерпретации. Шанхай: Издательство Шанхай гуцзи, 2007. 265 с.

11. https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/ sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 24.05.2019).

THE ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY AS ONE OF THE SOURCES OF THE CHINESE NATIONAL MENTALITY FORMATION

Li Wanli

Transbaikal State University, Chita 9144596000@mail.ru

The Chinese national mentality was formed under the influence of geographical, linguistic and religious-philosophical factors. Three great teachings of China (Confucianism, Taoism and Buddhism) had a great influence on the formation of a particular psycho-type. The main ideas of these teachings were transformed, subjected to the changes caused by the turn of the eras, but their essence remained the same. Interpreted in the light of challenges of the time, they allowed preserving spiritual heritage and became a source of the Chinese national mentality formation. Traditionalism and continuity inherent in the Chinese culture have ensured national identity preservation in the context of globalization and integration.

Key words and phrases: national mentality; traditionalism; personal dignity; self-improvement; relationship of Heaven and man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.