Научная статья на тему 'Дразнилки в детском фольклоре тывинцев'

Дразнилки в детском фольклоре тывинцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
621
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S FOLKLORE / ДРАЗНИЛКИ / TEASING RHYMES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караоол Чинчи Александровна

Данная статья посвящена такому жанру детского фольклора тывинцев, как дразнилки. Автор раскрывает особенности этого жанра, его разновидности и значение в традиционной культуре тывинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEASING RHYMES IN CHILDREN’S FOLKLORE OF TUVINIANS

This article is devoted to children’s teasing rhymes of the Tuvinians. The author reveals the peculiarities of this genre, its kinds and importance in traditional culture of the Tuvinians.

Текст научной работы на тему «Дразнилки в детском фольклоре тывинцев»

УДК 398 (= 512.156)

ДРАЗНИЛКИ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ТЫВИНЦЕВ

TEASING RHYMES IN CHILDREN'S FOLKLORE OF TUVINIANS

Ч. А. Кара-оол Ch. A. Kara-ool

ФГБОУ ВПО «Восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ

Аннотация. Данная статья посвящена такому жанру детского фольклора тывинцев, как дразнилки. Автор раскрывает особенности этого жанра, его разновидности и значение в традиционной культуре тывинцев.

Abstract. This article is devoted to children's teasing rhymes of the Tuvinians. The author reveals the peculiarities of this genre, its kinds and importance in traditional culture of the Tuvinians.

Ключевые слова: детский фольклор, дразнилки.

Keywords: children's folklore, teasing rhymes.

Актуальность исследуемой проблемы. Изучение детского фольклора является актуальной темой в гуманитарных науках. В традиционном обществе детский фольклор имеет большое значение и выполняет важные функции по воспитанию и развитию детей. Та или иная форма определяется прежде всего возрастом ребенка, его потребностями и возможностями. Дети в возрасте 8-11 лет могут исполнять мелодии, импровизируя их со словами и игрой, и соотносить свое исполнение с окружающей действительностью, временем и пространством. В традиционной культуре Тывы детский фольклор содержит свою специфику, выраженную в поэтике и формах бытования. Следует отметить, что количество материалов по данному виду народного творчества в научной литературе встречается крайне мало.

Материал и методика исследований. По народным воззрениям тывинцев жизнь ребенка после рождения делится на возрастные периоды. В своей работе мы используем классификацию периодов, примененную при исследовании динамики взросления ребенка такими фольклористами и педагогами, как Г. Д. Сундуй, Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы [2, 63], [5, 73]:

1) период младенчества (чаш уези) - от 1-2 до 3-4 лет;

2) период детства (бичииуези) - от 3-4 до 9-11 лет [2, 63], [5, 73].

В данной статье мы проанализировали дразнилки периода детства (бичии уези).

В исследовании мы опирались на работу кандидата филологических наук М. П. Чоч-киной, посвященную алтайскому детскому фольклору. Она отмечает, что детские дразнилки относятся к жанрам второй возрастной группы, их тематика, система и стиль образов связаны единым признаком - они предназначены для детей 3-11 лет [4, 78-79].

Результаты исследований и их обсуждение. Дразнилки (электээри) являются наиболее распространенным и любимым жанром собственно детского творчества. Они составляют его сатирическую сторону. У тывинцев существует ряд разновидностей дразнилок, содержащих прозвища (шола). К первому виду относятся дразнилки, в которых высмеиваются качества, воспринимаемые детьми как негативные. М. П. Чочкина в своей работе отмечает: «От взрослых к детям перешло обыкновение давать прозвище шола. В алтайском фольклоре в этнобытовом контексте «прозвище» ("шолалар" -по-тывински, "чололор " - по-алтайски) по содержанию близко к словесным состязаниям, которые в совокупности получают названиие "меткие слова". "Чололор" обычно бытует в стихотворной и рифмованной форме и отличается относительно небольшим объемом» [4, 96].

Например, по сведениям информанта Кара-оол Севильбыы, в тывинских дразнилках ябеду высмеивают и подразнивают обидным сравнением с трусливым жуком (кортук доос-кара), зайчонком (койгунак) (полевой материал автора, 2012 г., информатор Кара-оол С. Б., 1934 г. р., пос. Баян-Кол, Кызылский район, Республика Тыва):

Аналогичные мотивы встречаются у разных народов. Например, в алтайском детском фольклоре про ябед пишут:

В этих дразнилках описывается заяц и его трусливый характер. Звукоподражания «кортук, кортук» (трусливый), «хопчу, хопчу» (ябеда, ябеда) придают дразнилке выразительность и шутливый характер.

1. Хопчу, хопчу, Хопчу, дооскара! Хопчу, хопчу,

Кара хопчу, дооскара!

2. Чудек хопчу дооскара, Дооскара, кара!

Чудек хопчу, шартак дооскара, Дооскара, кара!

3. Кортук, кортук, Кортук, койгун! Койгын дег, сирилээн, Дезипкен, койгунак!

Ябеда, ябеда, Ябеда - жук! Ябеда, ябеда, Ябеда - черный жук! Ябеда - некрасивый жук, Жук, черный!

Ябеда - некрасивый, толстый жук, Жук, черный! Трусливый, трусливый, Трусливый, заяц! Трясется, как заяц, Убежал, зайчонок!

Копчы, копчы коптанган, Богоно сооги торс! эткен,

Ябеда, ябеда наябедничал, Маленькие косточки треснули торс! Из него выстрелила какашка, Круглое сердечко разорвалось борс! [4, 96]

Богы-чычкагы адыла берген, Болчок]'уреки борс! Эткен.

Ко второму виду относятся дразнилки с рифмованным прибавлением к имени или фамилии. В. П. Аникин отмечает, что «в быту взрослых семейные фамилии пошли от прозвищ» [1, 577]. В основном дети к именам добавляют рифмованное прозвище. Например, в дразнилках встречаются упоминания о распространенных фамилиях тывинцев (полевой материал автора, 2011-2012 гг., информатор Кара-оол С. А., 1974 г. р., пос. Баян-Кол, Кызылский район, Республика Тыва):

1. Тас, тас, Тас баштыг.

2. Кара, кара хлеб, Кара, Кара-ашак.

3. Кызыл-кызыл, Кызыл-оол, Кып-кып Кызыл-оол.

4. Кара, кара, кара, Кара-оол, оол

5. Сарыг, сарыг-оол, Сарыг оолдун, Сарыг оглу.

Лысый, лысый, Лысая голова. Черный, черный хлеб, Черный, черный старик. Красный-красный, Красный мальчик, Красный-красный, Красный мальчик. Черный, черный, черный, Черный мальчик, мальчик. Желтый, желтый мальчик, Желтый, сын Сарыг-оола.

А также в алтайском детском фольклоре используются имена:

Айсылу-бажы суулу. Кендербыш - тас баш. Амаду - амтанду. Клаш - калаш.

Айсулу - мокрая голова. Кендербыш - лысая голова. Амаду - сладкий. Клеша - хлебушек [4, 98].

К третьему виду относятся дразнилки, содержащие обидные указания на недостатки внешности ребенка. Здесь приведены примеры насмешливых фраз с указанием на внешность ребенка (полевой материал автора, 2012 г., информатор Кара-оол С. Б., 1934 г. р., пос. Баян-Кол, Кызылский район, Республика Тыва):

1. Бичии, бичии семис оол.

2. Аскак аът ышкаш, Иго-иго, иго-гоо, аът.

3. Кара кештиг, кара, Кара ыш дег.

4. Бопугур-бопугур чаактыг, Бопугур - хаван.

5. Кок, кок,

Кок карактыг.

6. Дазагар буттуг.

7. Чодураа карактарлыг, Кара, кара карактар.

Маленький, маленький жирный мальчик.

Хромой, как лошадь,

Иго-иго, иго-гоо, лошадь.

Чернокожий, черный,

Черный, как дым.

Толстощекий-толстощекий,

Толстощекий - свинья.

Синяя, синяя,

Синеглазка.

Кривоногий.

Черемуховые глазки,

Черные, черные глазки.

К четвертому виду относятся дразнилки, высмеивающие различные черты характера. С помощью этих стишков дети все время воспитывают друг друга, учатся замечать плохое поведение. К тому же они стараются различать новые слова и подбирать их по смыслу при составлении насмешливых прибауток. Приведем пример дразнилки про жадность (полевой материал автора, 2012-2013 гг., информатор Сенди-Хуурак У. А., 1956 г. р., пос. Баян-Кол, Кызылский район, Республика Тыва):

1. Харам, харам! Жадина, жадина!

Сээн биле ойнавас мен, С тобой не буду играть,

Сен харам, харам, Ты жадина, жадина!

Ойнаар кызым сенээ бербес мен! Я тебе не дам свою куклу!

Если же ребенок, которого дразнят, имеет желание выразить возмущение говорящему, то он может высказаться отговорками. Вот, к примеру, ответ на дразнилку о жадности друга:

2. Бодун харам! Харампай, харампай, харамнанган! Сен менээ бербээн сен, Мээн ойнаар кызым чараш, Сээн ойнаар кызын чудек, Мен база сенээ бербес мен, Сен харам, харам Харам, харам!

Сама жадинка! Жадина, жадина, жадничала! Ты мне не дала поиграть, Моя кукла красивее, Твоя кукла некрасивая, Я тоже тебе не дам, Ты жадная, жадная. Жадина, жадина!

Так, например, существуют дразнилки про ленивость ребенка:

3. Чалгаа, пага, Ква-ква, ква-ква пага Чалгаапай,суг суглап экелбээн, Чалгаа, чалгаа, чалгаа, Ква-ква, ква-ква пага!

Ленивая, лягушка, Ква-ква, ква-ква лягушка Ленивая, за водичкой не ходила, Ленивая, ленивая, ленивая, Ква-ква, ква-ква лягушка!

К пятому виду относятся дразнилки с остроумными ответами, необходимыми «защитными» фразами (камгалал состер). В возрасте 5-8 лет у большинства детей развиваются навыки мышления, они уже умеют придумывать интересные и довольно сложные слова. В этих дразнилках ребенок переводит ситуацию в шутку и отвечает своим обидчикам смешным стишком, к примеру сказать, когда дети ссорятся и плачут (полевой материал автора, 2011-2012 гг., информатор Кара-оол С. А., 1974 г. р., пос. Баян-Кол, Кы-зылский район, Республика Тыва):

Ыглава, ыглава, Бодуц эгеледиц, ыглава, Ам-на ойнаалам че, Ойнаар кызым бээр мен,

Не плачь, не плачь, Сама начала, не плачь, Давай сейчас будем играть, Куклу свою тебе дам,

Ыглава, караан кызы бээр, Кызыл карак, кончук карак, Мээн караам кызыл, Сээн караан кызыл, Ам-на ойнаалам че!

Не плачь, глазки станут красными, Красные глазки, страшные глазки, Мои глазки красные, Твои глазки красные, Давай сейчас будем играть!

Ниже приведем пример ответной дразнилки (полевой материал автора, 20122013 гг., информатор Сенди-Хуурак У. А., 1956 г. р., пос. Баян-Кол, Кызылский район, Республика Тыва):

Боду эгелээн кижи хой, Бодун эгеледин, бээ, бээ, бээ, Сээц биле ойнавас мен, Бодуц ындыг, хой дег Бээ-э, бээ, бээ, хой дег Бээ-э, бээ, бээ, бодуц сен, Мен хой эвес мен, бээ-э, бээ-э.

Кто начал, тот сам барашка, Сам начал, бээ, бээ, бээ, С тобой играть не буду, Сам такой, как барашка, Бээ-э, бээ, бээ, барашка, Бээ-э, бээ, бээ, сам такой, Не я барашка, бээ-э, бээ-э.

Теперь приведем пример насмешливой прибаутки про плаксу:

Ыглагаамай, ыглагаамай, Мен сени дыннавайн тур мен, Хоокуйну ыглап турар, Мен сени дыннавай тур мен. Ыглагаамай, ыглагаамай, Хочал долдур чаашкын чаап тур, Ыглагаамай, ыглагаамай.

Плакса, плакса, А я тебя не слышу, Бедная плачет, А я тебя не слышу. Плакса, плакса, Полное ведро, дождик льется, Плакса, плакса.

Две вышеприведенные дразнилки учат детей умению замечать все плохое, несправедливое, некрасивое в их окружающей действительности и развивают чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Кстати, мы можем встретить похожую дразнилку у соседних народов, например в алтайском детском фольклоре:

Быштак сыккан, Прессует сыр,

Быштак сыккан. Прессует сыр.

Как видим, в данной дразнилке подразумевается сходство обильных слез и воды, выдавливаемых прессом из сырной массы [4, 97].

Мы согласны с мнением В. П. Аникина, который, исследуя дразнилки, пишет об их двойственном воздействии на ребенка: «Вместе с тем само обыкновение дразнить осуждалось: "Дразнило - собачье рыло". Но при всей негативности обычай дразнить развивал чувство юмора и, что еще ценнее, открытость при выяснении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения, неблаговидных дел. Эти черты могли стать и доброй частью общего душевного и психического склада ребенка» [1, 579].

О. В. Хухлаева отмечает, что дразнилки, с одной стороны, отражают то или иное негативное качество ребенка, такие как жадность, обидчивость, с другой - не только позволяют нейтрализовать агрессию между детьми вербально, без драки, но и содействуют усилению у ребенка личностного «Я», а иногда позволяют достичь позитивных изменений [3, 164-165].

Резюме. Несмотря на негативное содержание, дразнилки являются полифункциональным жанром детского творчества. Они выполняют воспитательные и развивающие функции. Дразнилки в занимательной форме учат ребенка социализироваться в обществе, формируют у него терпение, выдержку, умение контролировать свои эмоции, развивают адекватную реакцию, смекалку, остроумие и способность к импровизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - М. : Высшая школа, 2001. -

726 с.

2. Сундуй, Г. Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания / Г. Д. Сундуй. -Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2009. - 168 с.

3. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре : учебное пособие / О. В. Хухлаева. - М. : Изд-во МПСИ, 2008. - 248 с.

4. Чочкина, М. П. Алтайский детский фольклор / М. П. Чочкина. - Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2003. - 156 с.

5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика тувинского народа / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. - Кызыл : Полиграф, 2009. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.