Научная статья на тему 'Детский музыкально-игровой фольклор тывинцев'

Детский музыкально-игровой фольклор тывинцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S FOLKLORE / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S MUSICAL FOLKLORE / ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РЕБЕНКА / ПЕСТУШКИ / ПОТЕШКИ / ЗАКЛИЧКИ / CHILD'S AGE PERIODS / ZAKLICHKI / PESTUSHKI / POTESHKI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караоол Ч. А.

В данной статье автор рассматривает детский музыкально-игровой фольклор тывинцев, раскрывает особенности этого жанра, его значение в традиционной культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S MUSICAL AND GAME FOLKLORE TYVINTSEV

The article is based Children''s Musical Playing Folklore of Tuvinian’s, reveals peculiar features of this genre, its importance in traditional culture.

Текст научной работы на тему «Детский музыкально-игровой фольклор тывинцев»

УДК 398 (= 512.156)

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР ТЫВИНЦЕВ

Ч.А. Кара-оол

В данной статье автор рассматривает детский музыкально-игровой фольклор тывинцев, раскрывает особенности этого жанра, его значение в традиционной культуре.

Ключевые слова: детский фольклор, детский музыкальный фольклор, возрастные периоды ребенка, пестушки, потешки, заклички.

Детский музыкально-игровой фольклор тывинцев. представляет собой область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающую целую систему музыкально-поэтических жанров. Детский музыкально-игровой фольклор - это исторически сложившийся своеобразный тип народного художественного творчества. Он включает в себя, во-первых, поэзию пестования, т.е., поэзию взрослых, предназначенную для детей, во - вторых, само детское творчество, получившее закрепленную форму, которая переходит из поколения в поколение.

В данной работе мы предлагаем рассмотреть детский музыкально-игровой фольклор тывинцев и выявить его значение и функции.

Отличительной особенностью детского музыкально-игрового фольклора является связь музыки как художественного текста с игрой, в которой отражаются моральные установки народа, его национальные черты, особенности трудовой и хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что в научной литературе материалов по данному виду народного творчества тывинцев встречается крайне малое количество. Таким образом, проблема изучения детского музыкально-игрового фольклора тывинцев остается актуальной и на сегодняшний день.

В традиционном обществе детский музыкально-игровой фольклор имел большое значение и выполнял важные функции по воспитанию и развитию детей. Та или иная форма определялась, прежде всего, возрастом ребенка и его потребностями. Все жанры детского музыкально-игрового фольклора тывинцев соответствовали психическим и физическим возможностям ребенка. Например, в период, когда у него еще не были сформированы внимание и реакция на слова, все жанры детского музыкального игрового фольклора были просты по форме и содержанию: несложная рифма; неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова; восклицания и эмоциональные обращения и т.д., невольно заставляли малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо исполнителя. Например, В.П. Дьяконова исследуя традиционное воспитание детей тывинцев, обратила внимание на систему детских игр и забав: «стой-стой» и «надень-надень» (боп-боп, теп-теп) [2, с. 165]. Как видим, содержание и форма их очень просты и незатейливы.

Принято классифицировать детский музыкально-игровой фольклор тывинцев по жанровым признакам: а) пестушки; б) потешки; в) заклички.

В данной работе мы используем классификацию Г.Д. Сундуя (2009), и применяем ее при анализе динамики взросления ребенка. Согласно народным воззрениям тывинцев, жизнь ребенка после рождения делится на следующие возрастные периоды:

1) колыбельный период (от рождения до 2 лет), который в свою очередь делится на унгээр уези (67 месяцев, когда ребенок начинает ползать), кылаштаар уези (от 1-2 лет, с момента, когда он начинает ходить);

2) период младенчества (чаш уези) - от 1-2 до 3-4 лет;

3) период детства (бичииуези), от 3-4 лет до 9-11 лет [3, с. 17].

В данной статье мы будем рассматривать, период младенчества и период детства. Данный принцип объясняется тем, что ребенок меняется каждые три месяца, поэтому через такой период ставятся новые, более сложные задачи в овладении им движениями тела и рук, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир. Так, для колыбельного периода до периода детства больше всего использовали пестушки, потешки, заклички, которые отличались друг от друга по своей воспитательной и педагогической направленности, в зависимости от его возраста.

Таким образом, благодаря общению с мамой, ее прикосновениям, ласковым певучим интонациям, легким покачиваниям у ребенка появляется первая социальная реакция.

Пестушки («когудуглер») - это краткие ритмизованные или ритмованные приговорки, которые сопровождали те или иные обыденные действия с детьми: кормление, утешение от плача.

Детские пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда мама или сестра выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда маленький ребенок («чаш тол») еще не может сам ходить, и что-то делать своими руками и ногами.

В поселке Баян-Коле Кызылского района иногда эти движения сопровождаются следующим текстом:

«Опаа, опаа, кайы уруум, Опаа, опаа мое дите, Опаа, опаа тара соктаар. Толки ячмень».

Данный момент можно встретить у соседних народов. Например, М.П. Чочкина в своей работе пишет, что в алтайском детском фольклоре часто в тексты пестушек «эргеледир состер» включаются восклицательные слова, произносимые в такт подбрасывания ребенка [4, с. 123]

Потешки (хогледири, ойнадыры). Это особые игры-забавы с маленькими детьми, сопровождаемые мимикой и своеобразными движениями, приговорами, иногда короткими песенками. Маленький ребенок привыкает к этим текстам как к сигналам к какому-либо действию.

Например, В Кызыльском районе играя с ребенком мать, протягивает руки и припевает: «Бээр кел каай (Иди ко мне), Бээр кел каай уруум (Иди ко мне дитя мое), ребенок, уже усвоивший этот сигнал, живо реагирует и в ответ протягивает свои ручки.

М.П. Чочкина отмечает, что в алтайском детском фольклоре эти приговоры просты и обыденны, но они помогают ребенку координировать движения. «Дети способны десятки и сотни раз повторять одни и те же действия, единственным смыслом которых является тренировка их психофизиологического аппарата» [4, с. 69].

Потешки широко используют в период, когда маленького ребенка, перед тем как он начинает ходить, обучают твердо стоять на ногах. Для этого взрослый берет ребенка под мышки, ставит на ноги и приговаривает «боп-боп» (стой, стой) и отпускает. Приговаривает до тех пор, пока ребенок не упадет. Во время игры ребенок становится веселым, жизнерадостным и громко смеется. Стоит родителям произнести слово «боп-боп», ребенок карабкается, старается подняться на ноги:

Когда ребенку надевают обувь, исполняют потешку «теп-теп» (надень, надень):

Теп-теп тевенек, Надень, надень тевенек

Теве саар идиктиг, Свои верблюжьи сапожки.

Хап-хап хаванак, Надень, надень хаванак,

Кара саар идиктиг. Свою юфтовую обувь.

При исполнении песенки напевают ритмично в такт сопровождая действия, и у ребенка появляется инициатива к самостоятельным движениям.

Исполняя потешку «арбай хоорар» (жарить ячмень), взрослый, берет ладонь малыша и указательным пальцем своей руки делает на ней круги, приговаривая:

«Арбай тараан, хоор, хоор, Жарь, жарь ячмень,

Арыг кылдыр сокта, сокта Чисто, чисто обработай

Хоор тараан хоор, хоор Жарь, жарь просо,

Хоюг кылдыр сокта, сокта. Мельче, мельче обработай!»

Таким образом, указанные жанры детского музыкально-игрового фольклора тывинцев способствовали не только психофизическую, интеллектуальную развитию ребенка, развивали память, реакцию, но и простые движения взрослого массировали разные точки на ладонях руках ребенка.

К тывинскому детскому игровому фольклору относятся произведения детской устной поэзии, с целью позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников.

Заклички («кыйгырыг») относятся к собственно детскому творчеству, когда они осмысливают и осваивают музыкально поэтическими средствами окружающую среду бытования. Кроме того, мы полагаем, что они в игровой форме учились обращению к силам природы. Например, в ветреные, пасмурные и холодные дни дети играли в заклички, обращаясь к дождю: «изиг хун чор - чор, чаашкын чаг - чаг!» (уходи - уходи солнышко, дождик лей!).

Играя на дворе, или на улице, дети радостно играли и пели хором весеннему дождю:

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Дождик, дождик, лей, лей!

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Дождик, дождик, лей, лей!

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Дождик, дождик, лей, лей!

Чараш чечек, унзун -унзун! Цветочки вырастайте!

Обращения к солнцу:

1). Хунээрек хунеп кел, Солнышко, выгляни, Холеге чаштына бер! Спрячься тенечек!

2). Изиг хун, кел, кел! Приди, приди солнышко, Соок хун чор-чор А ты холод уходи - уходи!

Эту закличку дети исполняли, кружась вокруг себя, раскинув в стороны свои руки, глядя в небо. По сведениям Саяны Кара-оол, «после этих детских причитаний так, ни странно небо становилось ясным и солнышко начинало светить и ветер притихать» (Кара-оол С.А. 1974 г.р. Кызылский район, пос. Баян-Кол) [ПМА. 5, 2011].

Анализируя детский музыкально-игровой фольклор тывинцев, мы можем сделать вывод, что он был обращен к светлому, доброму началу и являлся первым опытом в осмыслении и освоении разных явлений природы. Таким образом, детский музыкально-игровой фольклор тывинцев в занимательной форме выполнял целевую установку: благословления детей, развития у них смекалки, ловкости, мягкости, умения мыслить и социализироваться в общество.

The article is based Children's Musical Playing - Folklore of Tuvinian's, reveals peculiar features of this genre, its importance in traditional culture.

The key words: children's folklore, children's musical folklore, child's age periods, pestushki, poteshki, zaklichki.

Список литературы

1. Аксенов А.Н. Тывинская народная музыка. М., 1964. 328 с.

2. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Отв. ред. И.С. Кон, Ч.М. Таксами. Л.: Наука, 1988. с. 152 - 186. 2006. 232 с.

3. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. Кызыл, 2009. 168 с.

4. Чочкина К.Е. Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск, 2003. 156 с.

5. ПМА. 2011-2012г. (Кара-оол С.А. 1974г. Кызылский район, пос. Баян-Кол.)

Об авторе

Кара-оол Ч.А. - аспирант ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.