Научная статья на тему 'Заклички в детском обрядовом фольклоре тывинцев'

Заклички в детском обрядовом фольклоре тывинцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
950
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ДЕТСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЗАКЛИЧКИ / CHILDREN’S FOLKLORE / CHILDREN’S RITE FOLKLORE / ZAKLICHKI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караоол Чинчи Александровна

Рассмотрен такой жанр детского обрядового фольклора тывинцев, как заклички. Раскрываются особенности жанра закличек, его значение в традиционной культуре тывинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAKLICHKI AT CHILDREN RITUAL FOLKLORE OF TUVINIANS

This article is devoted of children’s rite folklore of Tuvinians. The author gives definitions to such notions as ‘children’s musical folklore’. The author reveals peculiar features of this genre zaklichki, its importance in

Текст научной работы на тему «Заклички в детском обрядовом фольклоре тывинцев»

УДК 398 (= 512.156)

Ч. А. Кара-оол

ЗАКЛИЧКИ В ДЕТСКОМ ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ ТЫВИНЦЕВ

Рассмотрен такой жанр детского обрядового фольклора тывинцев, как заклички. Раскрываются особенности жанра закличек, его значение в традиционной культуре тывинцев.

Ключевые слова: детский фольклор, детский обрядовый фольклор, заклички

This article is devoted of children’s rite folklore of Tuvinians. The author gives definitions to such notions as ‘children’s musical folklore’. The author reveals peculiar features of this genre zaklichki, its importance in Keywords: children’s folklore, children’s rite folklore, zaklichki

Проблема изучения детского обрядового фольклора тывинцев остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку в традиционной культуре Тывы детский фольклор имеет свою специфику, выраженную в поэтике и формах бытования. Следует отметить, что материалов по данному виду народного творчества в научной литературе встречается крайне малое количество.

По народным воззрениям тывинцев, жизнь ребенка после рождения делится на определенные возрастные периоды. В данной статье мы рассматриваем период от 3-4 до 9-11 лет (бичии уези) [2, с. 17]. При анализе динамики взросления ребенка мы применяем классификацию детского фольклора таких фольклористов и педагогов, как Г. Д. Сундуй, Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы.

М. П. Чочкина в своей работе «Алтайский детский фольклор» отмечает, что заклички, дразнилки относятся к жанрам второй возрастной группы, тематика, система и стиль их образов связаны единым признаком: они предназначены для детей [4, с. 78-79].

К периоду детства до 11 лет как раз относится такой вид малого жанра, как заклички (кыйгырыг), которые по содержанию были просты, с несложной рифмой, неоднократно повторяющимися звукосочетаниями и словами, с восклицаниями и эмоциональными обращениями. Эти произведения детской устной поэзии исполнялись самими детьми и имели цель позабавить, повеселить, потешить ребят. К этому возрасту дети могли уже сочетать ис-

полнение мелодии, слов, игры, импровизацию и соотносить его с окружающей действительностью, временем и пространством.

Например, в детских закличках важную роль играют звуковые и ритмические повторные слова.

Челээш, челээш,

Чеди оннуг челээш, Челээш, челээш, Чараш оннуг челээш!

Радуга, радуга, Семицветная радуга, Радуга, радуга,

Красива цветами радуга!

Как видим, в данной закличке дети обращаются к радуге (челээш). В ветреные, пасмурные и холодные дни дети исполняли за-клички, обращаясь к дождю: «Изиг, хун чор-чор, чаашкын, чаг-чаг!» («Уходи-уходи, солнышко, дождик, лей-лей»!). Играя на дворе или на улице, дети радостно пели хором весеннему дождю:

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Чараш чечек, унзун-унзун!

Дождик, дождик, лей, лей! Дождик, дождик, лей, лей! Дождик, дождик, лей, лей! Цветочки, вырастайте!

Были обращения и к солнцу.

1. Хунээрек хунеп кел, Холеге чаштына бер!

2. Изиг хун, кел-кел! Соок хун, чор-чор!

Солнышко, выгляни, Спрячься, тенечек! Приди-приди, солнышко! А ты, холод, уходи-уходи!

3. Хунеп кел хунээрек, хунеп кел! Выгляни, солнышко, выгляни! Оремелиг тара бээр мен! Дам тебе пшена с молоком!

Эту закличку пели, кружась вокруг себя, раскинув в стороны руки ладонями вверх и глядя в небо.

163

Дети также исполняли заклички тучам (облакам):

Кара булут коже бер, Ырак черже чоруй бар. Кара булут чоруй бар, Ак булут бээр кел!

Черная тучка, переходи, Уходи на далекие края. Черная тучка, уходи, Белая тучка, приходи!1

Обращались к огню:

Куус, куус!

Куус, куус!

Хып кел! Хып кел одум!

Куус, куус!

Хып кел! Хып кел,

Куус, куус!

Куус, куус!

Куус, куус!

Гори! Гори, огонь! Куус, куус!

Гори! Гори!

Куус, куус!2

По сведениям Кара-оол Севильбаа

(78 лет), эту закличку дети исполняли, когда не могли разжечь огонь (от) в очаге. Тогда они дули и приговаривали, подражая звукам раздувания огня. Благодаря повторениям слов («куус, куус») закличка имеет четкий ритм.

Мы можем встретить похожую закличку у соседних народов, например, в алтайском детском фольклоре:

Куй, одым, Куус, куус! Куй, одум, Куус, куус!

Гори, огонь,

Куус, куус!

Гори, огонь,

Куус, куус! [4, с. 89-90].

По словам информанта Биче-уруг Байка-раевны Биче-оол, дети с помощью закличек и свиста вызывали ветер.

1. Салгын, кел, кел! Приди, приди, ветерок!

Сериин салгын, Прохладный ветерок,

Кел, кел, кел, кел! Приходи, приходи, приходи, приходи!

2. Чылыг салгын, салгына-салгына, Тепленький ветер,

проветри-проветри,

Хун чылыы, салгына-салгына! Солнечное тепло,

проветри-проветри!3

1 Полевые материалы автора (ПМА). 20122013 гг. (Сенди-Хуурак У. А., 1956 г., Кызылский район, пос. Баян-Кол).

2 ПМА. 2012 г. (Кара-оол, С. Б. 1934 г., Кы-зылский район, пос. Баян-Кол).

3 ПМА. 2013 г. (Биче-оол Б. Б., 1929 г., Кы-

зылский район, пос. Баян-Кол).

У алтайцев данная тема звучит следующим образом:

Салкын, кел! Салкын, кел! Приди, ветер! Приди, ветер!

Самтар борким берейин. Я отдам тебе свою мохнатую шапку.

Эзин, кел!Эзин, кел! Приди, ветерок! Приди, ветерок!

Эскм борким берейин. Свою старую шапку отдам [4, с. 85].

Данная закличка представляет собой обращение к ветру: «Салгын, кел!», по-алтайски «Салкын, кел!». Она состоит из односоставных определенно-личных предложений.

Таким образом, выясняется, что в основных ритмических элементах детских закличек «важную роль играет начальная рифма», о которой писала М. П. Чочкина [4, с. 86].

Закличка способствовала не только развитию у ребенка координации движения, развивала дыхание, память, творчество. Она носила сакральный характер, поскольку дети в игровой форме учились обращению к силам природы и общению с ними. Дети получают первые навыки бережного отношения к природе, ответственности за свои поступки. Так, по сведениям Саяны Кара-оол, «после этих детских причитаний, как ни странно, небо становилось ясным и солнышко начинало светить и ветер притихать»4. В традиционной культуре считалось, что дети могут успешно воздействовать не только на погоду, но и на животный и растительный мир. Поэтому в некоторых странах они нередко принимали участие в соответствующих обрядах. Например, для получения обильного урожая существовал обычай собирать девочек 5-6 лет в третий вторник после Пасхи. О. В. Хухлаева отмечает, что «дети являлись непременными участниками календарных праздников, сопровождающихся заклинаниями, благопожеланиями» [3, с. 167-168].

Вероятно, дети впадали в состояние измененного сознания и в этом состоянии могли влиять на силы природы, заботиться о благополучии своего социума. В. П. Аникин пишет, что детский земледельческий календарь, «магическая поэзия» образует свои циклы, зависящие от смены детских забав, первых

4 ПМА. 2011-2012 гг. (Кара-оол С. А., 1974 г., Кызылский район, пос. Баян-Кол.)

164

посильных дел в доме и поле. Например, ребенок, воспитываемый и обучаемый в житейской премудрости, всеми помыслами был направлен к осознанию зависимости благополучия и счастья от того, как пойдут дела, сколько старания вложат в них сами люди [1, с. 571].

Таким образом, детский обрядовый фольклор, в частности заклички, в традиционном обществе имел большое значение. Он издревле включал подрастающих детей в круг серьезных интересов хозяйственных занятий, выполняя важные функции по воспитанию и развитию детей.

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - М.: Высш. шк., 2001. - 726 с.

2. Сундуй, Г. Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания / Г. Д. Сундуй. -Кызыл, 2009. - 168 с.

3. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре / О. В. Хухлаева. - Новосибирск, 2008. - 248 с.

4. Чочкина, М. П. Алтайский детский фольклор / М. П. Чочкина. - Горно-Алтайск, 2003. - 156 с.

Сдано 08.05.2013

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.