Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДОВЕРИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / МЕЖОБЩНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ / РОДИТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаброва Нина Васильевна

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования доверия родителей студентов Уральского федерального округа к системе высшего образования. Уровень доверия родителей проанализирован сквозь призму институционального и межобщностного доверия. Институциональное доверие трактуется как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие понимается как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности. Проверяется гипотеза о влиянии социально-демографических характеристик родителей, их информированности о системе российского высшего образования и удовлетворенности различными аспектами образования детей-студентов на доверие к системе высшего образования. Делаются выводы: 1) о низком уровне родительского доверия образовательной политике РФ в отношении высшей школы, что отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям; 2) о том, что ключевым фактором, влияющим на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, является удовлетворенность родителей различными аспектами образования их детей-студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARENTS TRUST TO THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

In the article the results of empirical research of the trust of parents of students of the Ural Federal district to the system of higher education. The level of trust of parents is analyzed through the prism of institutional and inter-community trust. Institutional trust is interpreted as an attitude based on stable expectations of the attitude to the Institute of higher education in general, its structures, organizations, norms and ideology on the part of those who are already included in it. Inter-community trust is understood as the social interaction of educational communities in universities, aimed at achieving mutually expected results in all areas of joint activities. The hypothesis of the influence of socio-demographic characteristics of parents, their awareness of the system of Russian higher education and satisfaction with various aspects of education of children-students on the trust in the system of higher education is tested. Conclusions: 1) the low level of parental trust in the educational policy of the Russian Federation in relation to higher education, which is partly offset by the trust in universities and university professors; 2) that the key factor influencing the trust to the elements of the higher education system is the satisfaction of parents with various aspects of education of their children-students.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.4

ДОВЕРИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нина Васильевна Шаброва1

'Кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Е. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования доверия родителей студентов Уральского федерального округа к системе высшего образования. Уровень доверия родителей проанализирован сквозь призму институционального и межобщностного доверия. Институциональное доверие трактуется как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие понимается как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности. Проверяется гипотеза о влиянии социально-демографических характеристик родителей, их информированности о системе российского высшего образования и удовлетворенности различными аспектами образования детей-студентов на доверие к системе высшего образования. Делаются выводы: 1) о низком уровне родительского доверия образовательной политике РФ в отношении высшей школы, что отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям; 2) о том, что ключевым фактором, влияющим на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, является удовлетворенность родителей различными аспектами образования их детей-студентов.

Ключевые слова: институциональное доверие, межобщностное доверие, родители, студенты, преподаватели вузов, высшее образование.

The Parents Trust to the System of Higher Education

Nina V. Shabrova1

'Department of Sociology and Technology State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Еkaterinburg, Russiаn Federation

Abstract. In the article the results of empirical research of the trust of parents of students of the Ural Federal district to the system of higher education. The level of trust of parents is analyzed through the prism of institutional and inter-community trust. Institutional trust is interpreted as an attitude based on stable expectations of the attitude to the Institute of higher education in general, its structures, organizations, norms and ideology on the part of those who are already included in it. Inter-community trust is understood as the social interaction of educational communities in universities, aimed at achieving mutually expected results in all areas of joint activities. The hypothesis of the influence of socio-demographic characteristics of parents, their awareness of the system of Russian higher education and satisfaction with various aspects of education of children-students on the trust in the system of higher education is tested. Conclusions: 1) the low level of parental trust in the educational policy of the Russian Federation in relation to higher education, which is partly offset by the trust in universities and university professors; 2) that the key factor influencing the trust to the elements of the higher education system is the satisfaction of parents with various aspects of education of their children-students.

Keywords: institutional trust, inter-community trust, parents, students, university professors, higher education.

Введение

Доверие родителей к высшему образованию является важным условием его функционирования и развития. Доказательством тому служит несколько обстоятельств. Во-первых, родители, являясь агентами первичной социализации, формируют у детей систему норм поведения и отношение к ним. Соответственно, родительское доверие социальным институтам общества (в том числе и институту высшего образования), обеспечивающее социальную стабильность, безопасность общества и социальную активность граждан [1], транслируется детям [2].

Во-вторых, родители способствуют формированию у детей системы ценностей, установок на получение знаний посредством высшего образования. Трансляция родителями такой установки, на наш взгляд, ориентирует молодежь на инвестиции в их человеческий капитал, без которого невозможно инновационное социально-экономическое развитие страны и ее регионов [1; 3]. Так, исследование, проведенное сотрудниками Института социологии РАН под руководством И.Ф. Дементьевой, показало высокий уровень совпадений в ответах старшеклассников и их родителей о высшем образовании: если родители полагают, что «высшее образование не определяет успеха в жизни», то и дети придерживаются данной позиции [4].

Важно подчеркнуть, что за последние годы понимание родителей необходимости наличия высшего образования для их детей осознается гораздо сильнее, чем в начале 1990-х. Так, если в 1991 г. 20 % опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9 %. Своих детей и внуков большинство россиян (81 %) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла почти в полтора раза (с 53 %) [5].

В-третьих, удовлетворенность родителей качеством образования, получаемого их детьми в российских вузах, выступает основой общественного мнения и доверия родителей к университетам, российскому высшему образованию в целом. Полагаем, что косвенным признаком снижения доверия родителей к качеству российского высшего образования является увеличение количества российских студентов, обучающихся в зарубежных вузах. Желание получить образование в лучших отечественных вузах (в этот список, по данным правительства Москвы и российских экспертов в области высшего образования, входят 50 российских учебных заведений) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упало на 15 %, а стремление обучаться, например, в университетах Великобритании и США увеличилось на 13 % [6].

Целью данной статьи является анализ доверия родителей студентов к системе высшего образования. В качестве гипотезы рассматривалось влияние на доверие родителей таких факторов, как: 1) социально-демографические характеристики родителей (пол, семейное положение, уровень образования, материальное положение, возраст, сфера деятельности, социальный статус, область проживания, тип города проживания родителя и тип вуза, в котором обучается ребенок); 2) информированность родителей о системе российского высшего образования (например, о вузах, специальностях и качестве высшего образования в региональных и столичных вузах); 3) удовлетворенность родителей различными аспектами образования их ребенка-студента (например, качеством и содержанием получаемого образования, организацией учебной, самостоятельной, научно-исследовательской работы, характером коммуникаций с преподавателями).

Обзор литературы

Методология исследования доверия в системе высшего образования строится на общих концепциях доверия как социального феномена, разработанных Н. Луманом [7], Ф. Фукуямой [8], П. Штомпкой [9], А. Селигменом [10]. Н. Луман одним из первых

проанализировал доверие как актуальный ресурс современного нестабильного, высоко рискованного общества, а У. Бек, Э. Гидденс и С. Лэш развили его идеи [11]. Ф. Фукуяма показал значимость доверия для функционирования экономических систем. П. Штомпка, трактовавший доверие как культурный ресурс, позволяющий минимизировать риски современного общества, ввел в оборот понятие «культуры доверия». А. Селигмен обратил внимание на доверие как необходимую основу любых общественных отношений, особенно в долгосрочной перспективе.

Изучение проблем доверия в высшем образовании еще не достаточно актуализировано в научной литературе, тем не менее, существуют интересные работы в данном направлении. Д. Хелиуэл и Р. Патнем, например, выявили влияние уровня образования американских граждан на их политическую и социальную активность [12]. Л. Занин показал позитивное воздействие образования на качество жизни и формирование социального доверия в обществе [13]. А.Ф. Матушак изучила понятие и структуру культуры доверия, особенности этого феномена в сфере взаимодействия участников образовательного процесса [14]. Г.Е. Зборовский проанализировал структуру доверия в высшем образовании и выделил внешнюю структуру, предполагающую выявление видов доверия в системе высшего образования, и внутреннюю - элементов доверия в каждом из этих видов [15].

Наибольший интерес у исследователей вызывает изучение в вузе проблем межличностного доверия и доверия между образовательными общностями [16-19]. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы, доверие родителей как образовательной общности к системе высшего образования, особенно в России, остается малоизученным [20]. Чаще всего ученые концентрируют свое внимание на анализе доверия родителей к системе общего образования [21-25]. Доверие же родителей к системе высшего образования анализируется, прежде всего, сквозь призму их установок и отношений к высшему образованию на этапе выбора детьми будущей профессии, вуза [26-28].

Материалы и методы

Эмпирической базой статьи стали результаты массового опроса родителей студентов, проведенного нами в мае 2018 года. Были опрошены родители, проживающие в более, чем 50 населенных пунктах (от сел до городов-«миллионников»), чьи дети обучаются в 13 вузах Уральского федерального округа (УрФО) различного типа. Объем выборочной совокупности составил 452 человека, выборка целевая.

Для изучения факторов, влияющих на позитивность оценки родителями институционального и межобщностного доверия, мы провели корреляционный анализ. В качестве групп факторов были выбраны: 1) социально-демографические факторы;

2) информированность родителей о системе российского высшего образования;

3) удовлетворенность родителей различными аспектами образования их ребенка-студента.

В ходе исследования мы замерили у родителей два вида доверия - институциональное и межобщностное. Институциональное доверие трактовалось нами как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие в высшем образовании понималось как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности [15].

Для статистического анализа информации были использованы частотный, корреляционный методы и метод кростабуляции (сопряжения). Частотный анализ позволил изучить структуру распределения мнений родителей относительно уровня институционального и межобщностного доверия. Корреляционный метод дал возможность

посредством расчета показателей наличия (Хи-квадрат) и тесноты связи (коэффициент Крамера) выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Метод кростабуляции (сопряжения) позволил проинтерпретировать структуру связи между переменными. В качестве существенных были приняты связи, которые имели асимптотическую значимость (2-стороннюю) < 0,05.

Результаты и обсуждение

Институциональное доверие мы проанализировали через вопрос об уровне доверительного отношения к образовательной политике, реализуемой в настоящее время на федеральном уровне, и отношение к высшим учебным заведениям, а межобщностное доверие - через уровень доверительного отношения родителей к своим детям-студентам и вузовским преподавателям.

Как видно из таблицы 1, меньше всего родители демонстрируют доверие образовательной политике, реализующейся в отношении высшей школы. Доверяет ей около трети опрошенных родителей - 37 % (индекс доверия 0,03). Больше доверия родители проявляют к высшим учебным заведениям - 66 % опрошенных (индекс доверия 0,50). Преподавателям вузов и своим детям доверяет 64 % и 94 % респондентов соответственно (индекс доверия преподавателям 0,51, а детям-студентам - 0,91).

Таблица 1. Родители студентов о доверии к образовательной политике, реализуемой в стране, к вузам и к субъектам образовательной деятельности (в % от числа опрошенных по строкам)

Испытываете ли Вы доверие к... Скорее да Скорее нет Затрудняюсь ответить Индекс доверия

Образовательной политике РФ в отношении высшей школы 36,9 33,7 29,4 0,03

Высшим учебным заведениям 66,3 16,6 17,1 0,50

Преподавателям вузов 63,7 13,2 23,1 0,51

Своим детям 93,6 3,0 3,4 0,91

Примечание: Индекс доверия рассчитан как условная средняя по порядковой шкале, колеблется в границах от -1 до +1.

Полученные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне институционального доверия высшей школе, той образовательной политике, которая реализуется в настоящее время. Это связано, на наш взгляд, с теми процессами реформирования, которые переживает современная высшая школа. Большинство родителей не понимают целей и задач данных реформ, их ожидания расходятся с планами и результатами обучения их детей. Так, по данным нашего исследования, почти 62 % опрошенных родителей обеспокоены сокращением числа бюджетных мест в вузах, а 54 % -сложностями трудоустройства после окончания высших учебных заведений.

Для изучения факторов, влияющих на позитивность оценки родителями институционального и межобщностного доверия, мы провели корреляционный анализ. В качестве групп факторов были выбраны: 1) социально-демографические факторы;

2) информированность родителей о системе российского высшего образования;

3) удовлетворенность родителей различными аспектами образования их ребенка-студента.

В результате мы выявили несколько особенностей, обусловливающих доверие родителей к системе высшего образования. Во-первых, исследование показало отсутствие значимых взаимосвязей между социально-демографическими характеристиками родителей и уровнем их доверия к образовательной политике РФ в отношении высшей школы. Вообще, следует отметить, что замеренные нами социально-демографические характеристики практически не оказывают влияние на доверие и высшим учебным заведениям, и преподавателям. Единственной социально-демографической

характеристикой родителей, хоть и слабо, но влияющей на доверие к вузам, стал возраст родителей. Чем старше родители, тем меньше они доверяют вузам (коэффициент Крамера равен 0,157).

Во-вторых, изучение информированности родителей о системе российского высшего образования дало возможность прийти к выводу об обратно пропорциональной связи между доверием к образовательной политике РФ и степенью информированности родителей о качестве высшего образования в столичных вузах: чем выше информированность родителей, тем ниже уровень доверия к образовательной политике РФ (коэффициент Крамера равен 0,300). Других значимых корреляций между доверием родителей и их информированностью о системе высшего образования выявлено не было.

В-третьих, мы проанализировали взаимосвязь между доверием родителей к системе высшего образования и степенью удовлетворенности различными аспектами образования их детей-студентов (качеством и содержанием получаемого образования, организацией учебной, самостоятельной, научно-исследовательской работы, характером коммуникаций с преподавателями). Выяснилось, что данная группа факторов является наиболее значимой для доверительного отношения родителей к системе высшего образования. Как видно из таблицы 2, удовлетворенность родителей содержанием и качеством образования, получаемого их детьми, организацией учебного процесса, самостоятельной и научно-исследовательской работой в вузе оказывает влияние и на институциональное, и на межобщностное доверие. Важно подчеркнуть, что эта связь прямопропорциональная, то есть чем больше родители удовлетворены данными аспектами обучения их ребенка в вузе, тем выше уровень доверия ко всем элементам системы высшего образования. Кроме того, из таблицы 2 видно, что сильнее эта взаимосвязь проявляется на уровне межобщностного доверия.

Важной, с нашей точки зрения, стала выявленная в ходе корреляционного анализа достаточно тесная взаимосвязь между всеми видами замеренного нами доверия, то есть доверие к преподавателям выступает значимым фактором доверия к высшим учебным заведениям (коэффициент Крамера равен 0,627) и к образовательной политике РФ в отношении высшей школы (коэффициент Крамера равен 0,325).

Таблица 2. Влияние удовлетворенности родителей студентов различными аспектами обучения их детей в вузе на доверие к образовательной политике РФ в отношении высшей школы, к высшим

учебным заведениям и к преподавателям вузов

Удовлетворенность родителей аспектами обучения ребенка-студента в вузе Доверие к образовательной политике РФ в отношении высшей школы Доверие к высшим учебным заведениям Доверие к преподавателям вузов

Содержанием получаемого образования 0,317 0,395 0,463

Качеством образования 0,276 0,330 0,411

Организацией учебного процесса - - 0,446

Организацией самостоятельной работы - - 0,296

Организацией научно-исследовательской работы - 0,286 0,344

Характером взаимодействия с преподавателями - 0,327 0,345

Примечание: В таблице представлены результаты расчета коэффициента Крамера.

Выводы

В современном высоко рискованном обществе доверие является одним из базовых условий эффективных социальных взаимоотношений и важнейшим ресурсом, помогающим придать повседневной жизни предсказуемость и определенность. Доверие может проявляться во всех институтах, системах и сферах жизнедеятельности. Не является исключением и высшее образование.

Исследования в данной области (доверия в высшем образовании) находятся на этапе конституирования. Несмотря на возрастающий интерес ученых к изучению институционального и межобщностного доверия в вузе, их внимание к проблеме доверия родителей к системе высшего образования и факторам, влияющим на него, еще недостаточно сформировалось, особенно в России. Вместе с тем полагаем, что изучение доверия родителей к системе высшего образования является важным направлением научного поиска. Оно обусловлено тем, что родители заинтересованы в получении их детьми качественного высшего образования, они непосредственно вовлечены в образовательную деятельность своих детей-студентов и способны влиять на выбор их образовательной траектории (в том числе посредством материальной поддержки).

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило в определенной мере преодолеть эту знаниевую лакуну: мы смогли оценить уровень доверия родителей студентов УрФО к системе высшего образования и выделить значимые факторы, влияющие на него.

В результате анализа мы пришли к выводу о том, что низкий уровень родительского доверия образовательной политике РФ (как аспекту институционального доверия) отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям. Среди замеренных нами групп факторов, влияющих на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, ключевым является удовлетворенность родителями различными аспектами образования их детей-студентов. Все это позволяет прийти к выводу о том, что убежденность родителей в искренности, добросовестности тех, кто несет ответственность за выполнение своих функций и социальных ролей по организации и осуществлению образовательного процесса, формирует у них удовлетворенность и, как результат, доверие. Это обстоятельство, на наш взгляд, во многом определяет состояние и перспективы развития всего института высшей школы и конкретных образовательных организаций и может быть рассмотрено в качестве механизма поддержания и повышения доверия российскому высшему образованию.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект №18-011-00158 «Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования».

Библиографический список

[1] Сасаки М., Давыденко В.А., Латов Ю.В., Ромашкин Г.С., Латова Н.В. Проблемы и парадоксы институционального доверия как элемента социального капитала современной России // Журнал институциональных исследований. - 2009. - Том 1, №1. - С. 20-35.

[2] Bahry D., Kozyreva P. Family socialization, trust and change: Evidence from Russia // Comparative Sociology. -2018. - Vol. 17 (3-4). - P. 261-278.

[3] White E.S., Mistry R.S. Parent Civic Beliefs, Civic Participation, Socialization Practices, and Child Civic Engagement // Applied Developmental Science. - 2016. - Vol. 20(1). - P. 44-60.

[4] Дементьева И.Ф. Механизмы социализации детей в семье // Общество и право. -2003. -№1. - С. 58-65.

[5] Система образования в России: 1991-2016. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556 (дата обращения 25.11.2018).

[6] Российские студенты всё чаще выбирают обучение за границей [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.inosmi.info/rossiyskie-studenty-vsyo-chasche-vybirayut-obuchenie-za-granitsey.html (дата обращения 25.05.2018).

[7] Luhman N. Vertrauen: Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexität. - Stuttgart: Enke, 1968. - 105 p.

[8] Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. - Москва: АСТ, 2006. -730 с.

[9] Штомпка П. Доверие - основа общества. - Москва: Логос, 2016. - 440 с.

[10] Селигмен А. Проблема доверия. - Москва: Идея-Пресс, 2002. - 200 с.

[11] Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. - Cambridge: Polity Press, 1994. -233 p.

[12] Helliwell J.F., Putnam R.D. Education and social capital // Eastern Economic Journal. - 2007.

- Vol. 33, No1. - Р. 1-19.

[13] Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. - 2017. -Vol.132, No 2. - Р. 925-947.

[14] Матушак А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - Вып. 5. - С. 120-125.

[15] Зборовский Г.Е. Понятие и структура доверия в высшем образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 7884.

[16] Hendry G.D., Hyde S.J., Davy P. Independent student study groups // Medical Education. -2005. - Vol. 39, No 7. - P. 672-679.

[17] Malin J.R., Hackmann D.G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Collaborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. - 2016. - Vol. 24, No 2. - P. 158-178.

[18] Gawley T. University administrators as information tacticians: Understanding transparency as selective concealment and instrumental disclosure // Symbolic Interaction. - 2008. - Vol. 31, No 2. - P. 183-204.

[19] Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 37-47.

[20] Шаброва Н.В. Проблема измерения доверия в сфере высшего образования // Социология образования. - 2018. - №4. - С. 79-91.

[21] Лисник В.И. Проведение родительских собраний онлайн как инструмент повышения доверия к системе московского образования // Управленческие науки в современном мире. - 2017. - Т. 1. - С. 653-658.

[22] Донских О.А., Захир Ю.С., Микиденко Н.Л. Доверие школе как критерий оценки качества образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №5. - С. 171-177.

[23] Щипанова И.А. Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей // Педагогическое образование в России. - 2016. - №4. - С. 147-152.

[24] Strier M., Katz H. Trust and parents' involvement in schools of choice // Educational Management Administration and Leadership. - 2014. - Vol. 44, No 3. - P. 363-379.

[25] Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching trust and control in parental relationships with educational institutions // Studia Paedagogica. - 2017. -Vol. 22, No 2. - P. 97-115.

[26] Саралиева З.Х.-М., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. - 2018. - №3. - С. 70-76.

[27] Костромина С.Н., Медина Бракамонте Н.А., Защиринская О.В. Современные тенденции педагогической психологии и психологии образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2016. - № 1. - С. 109-117.

[28] Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. - Москва: ЦСП и М, 2014. - 548 с.

References

[1] Sasaki, M., Davydenko, V.A., Latov, Yu.V., Romashkin, G.S., & Latova, N.V. (2009). Problems and paradoxes of institutional trust as an element of the social capital of modern Russia. Journal of Institutional Research, 1(1), 20-35.

[2] Bahry, D., & Kozyreva, P. (2018). Family socialization, trust and change: Evidence from Russia. Comparative Sociology, 17 (3-4), 261-278.

[3] White, E.S., & Mistry, R.S. (2016). Parent Civic Beliefs, Civic Participation, Socialization Practices, and Child Civic Engagement. Applied Developmental Science, 20(1), 44-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Dementieva, I.F. (2003). Mechanisms of socialization of children in the family. Society and Law, 1, 58-65.

[5] Education system in Russia: 1991-2016. Press release VTsIOM number 3022. Retrieved from https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556.

[6] Russian students are increasingly choosing to study abroad. Retrieved from http://www.inosmi.info/rossiyskie-studenty-vsyo-chasche-vybirayut-obuchenie-za-granitsey.html.

[7] Luhman, N. (1968). Vertrauen: Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexitat. Stuttgart: Enke.

[8] Fukuyama, F. (2006). Social virtues and the path to prosperity. Moscow: AST.

[9] Shtompka, P. (2016). Trust is the basis of society. Moscow: Logos.

[10] Seligman, A. (2002). Trust issue. Moscow: Idea-Press.

[11] Beck, U., Giddens, A., & Lash, S. (1994). Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press.

[12] Helliwell, J.F., & Putnam, R.D. (2007). Education and social capital. Eastern Economic Journal, 33(1 ), 1-19.

[13] Zanin, L. (2017). Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis. Social Indicators Research, 132(2), 925-947.

[14] Matushak, A.F. (2015). Prediction of the culture of trust of participants in the educational process in higher vocational education. Bulletin of the I. Kant Baltic Federal University, 5, 120-125.

[15] Zborovsky, G.E. (2018). The concept and structure of trust in higher education. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, 2, 78-84.

[16] Hendry, G.D., Hyde, S.J., & Davy, P. (2005). Independent student study groups. Medical Education, 39(7), 672-679.

[17] Malin, J.R., & Hackmann, D.G. (2016). Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Collaborative Autoethnography. Mentoring & Tutoring, 24(2), 158-178.

[18] Gawley, T. (2008). University administrators as information tacticians: Understanding transparency as selective concealment and instrumental disclosure. Symbolic Interaction, 31(2), 183-204.

[19] Abramov, R.N. (2011). Management and academic profession. Conflict and interaction. Sociological Studies, 7, 37-47.

[20] Shabrova, N.V. (2018). The problem of measuring trust in higher education. Sociology of Education, 4, 79-91.

[21] Lisnik, V.I. (2017). Online parental meetings as a tool to increase confidence in the Moscow education system. Management Sciences in the Modern World, 1, 653-658.

[22] Donskikh, O.A., Zakhir, Yu.S., & Mikidenko, N.L. (2015). Trust in school as a criterion for assessing the quality of education. Siberian Pedagogical Journal, 5, 171-177.

[23] Shchipanova, I.A. (2016). Modern features of pedagogical interaction of teachers and parents. Pedagogical Education in Russia, 4, 147-152.

[24] Strier, M., & Katz, H. (2014). Trust and parents' involvement in schools of choice. Educational Management Administration and Leadership, 44(3), 363-379.

[25] Schweizer, A., Niedlich, S., Adamczyk, J., & Bormann, I. (2017). Approaching trust and control in parental relationships with educational institutions. Studia Paedagogica, 22 (2), 97115.

[26] Saralieva, Z. H.-M., & Kutyavina, E.E. (2018). Children's voice and children's perspective on adult issues. Sociological Studies, 3, 70-76.

[27] Kostromina, S.N., Medina Bracamonte, N.A., & Zashchirinskaia, O.V. (2016). Current trends in educational and educational psychology. Bulletin of St. Petersburg University. Psychology and Pedagogy, 1, 109-117.

[28] Konstantinovsky, D.L., Voznesenskaya, E.D., & Cherednichenko, G.A. (2014). Russian youth at the turn of the XX - XXI centuries: education, labor, social well-being. Moscow: TSSP & M.

Получена / Submitted: 10/01/2019 Доработана / Revised: 07/02/2019 Принята / Accepted: 20/02/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.